Перейти к содержимому


  
Фото

цигун и йога


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
17 ответов в теме

#1 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 13 Март 2007 - 10:23

Извиняюсь перед ув. модераторами незнал куда разместить эту тему, поэтому решил открыть здесь.
Друзья, часто в голову приходит нелепая мысль, почему же так сильно отличаются индийские техники от китайских. Я имею ввиду цигун и йогу (хатха-йогу), начиная от посадки тела, дыхания (разнятся) до расположения энергетических центров. Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? Например, индийские йоги дышат совсем отлично от китайских, могут ли послужить причиной антропологические различия?

#2 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 13 Март 2007 - 11:15

… Друзья, часто в голову приходит нелепая мысль, почему же так сильно отличаются индийские техники от китайских. Я имею ввиду цигун и йогу (хатха-йогу), начиная от посадки тела, дыхания (разнятся) до расположения энергетических центров. Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? Например, индийские йоги дышат совсем отлично от китайских, могут ли послужить причиной антропологические различия?


Наверное речь идет не о хатха йоге а о пранаяме. Если сравнивать цигун и пранаяму, то они имеют одну и ту же цель – а именно энергетическое обеспечение какого либо действия. Энерго устройство человека таково, что возможность энергетической концентрации (а не воображение этого действия) внутри тела заблокировано на участке лоб – нижняя часть черепа. Разблокировка возможна, но очень трудна. Ее описывает ученик Шри Ауробиндо – Павитри, в книге «беседы с Павитрой». Но это отдельный вопрос. Так вот поскольку прямое оперирование энергией невозможно, то в пранаяме и цигуне используется готовый энергетический поток, обеспечивающий дыхание и перенаправляется в нужное место. При этом посадка для этого – дань традиции, если в йоге это одно, то в цигуне другое. А ТЦЦ при этом вообще использует динамические формы движения, в которых энергетический поток дыхания, заменяется энергетическим потоком обеспечения мышц физиологии.
Поэтому дыхание это только инструмент оперирования энергией, формы которого могут быть разные. При этом диапазон йоговского использования данных техник несколько шире и включает изменение скорости обмена веществ.
Антропологическое различие тут совсем не причем. Больше дань историческим традициям и философскому трактованию смысла данного действа.
Что же касается энергетических центров то в йоге общеизвестны 7, но если перечислять мало известные, то их наберется 20 штук. Причем чакра обеспечивающая физиологию энергией и расположена в районе дань-тяня. Получается, что разницы нет.

#3 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 13 Март 2007 - 13:24

Антропологическое различие тут совсем не причем. Больше дань историческим традициям и философскому трактованию смысла данного действа...


Почему в Китае Будду традиционно изображают полным, с брюшком (что в общем то и свойственно многим адептам цигун :) )
Индийские изображенния Будды по телосложению напоминают йога-аскета с широкой грудной клеткой, развитыми ребрами...?
В Китае насколько мне известно отсутствует понятие о кундалини?

#4 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 13 Март 2007 - 14:40

Почему в Китае Будду традиционно изображают полным, с брюшком (что в общем то и свойственно многим адептам цигун :) )
Индийские изображенния Будды по телосложению напоминают йога-аскета с широкой грудной клеткой, развитыми ребрами...?
В Китае насколько мне известно отсутствует понятие о кундалини?

Любое изображение это символ чего либо. В Индии один эталон того как должен выглядеть Будда, в Китае другой. Но ни тот ни другой не являются персонифицированным изображением Шакъямуни Гаутамы – это символ сознания Будды. И в разных странах это по разному.
Кундалини это тантрическое понятие и не относится к йоге Патанджали. Хотя где только это не практикуют… Но толку то…

#5 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 13 Март 2007 - 20:06

...Любое изображение это символ чего либо. В Индии один эталон того как должен выглядеть Будда, в Китае другой. Но ни тот ни другой не являются персонифицированным изображением Шакъямуни Гаутамы – это символ сознания Будды...


Я предполагал, что это как то связано с практикой, например, йоги в основе своей выглядят так: подтянутый живот, развитая грудная клетка, (возможно вследствии способов дыхания которые они применяют :D ) Китай наобарот животик (брюшное так называемое "будийское дыхание") и Будда у них круглый :)
Даже посмотрите на мастеров тайцзи,илюцюань в большенстве своем они полные.

Кундалини это тантрическое понятие и не относится к йоге Патанджали. Хотя где только это не практикуют… Но толку то…

Вобшето я имел ввиду хатха йогинов, кундалини насколько мне известно тесно связана с хатха йогой, хотя и имеет тантрические корни...

#6 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 13 Март 2007 - 20:37

Я предполагал, что это как то связано с практикой, например, йоги в основе своей выглядят так: подтянутый живот, развитая грудная клетка, (возможно вследствии способов дыхания которые они применяют :D ) Китай наобарот животик (брюшное так называемое "будийское дыхание") и Будда у них круглый :)
Даже посмотрите на мастеров тайцзи,илюцюань в большенстве своем они полные.

Полнота и худоба это прерогатива личной конституции человека, и имхо, от практики не зависит, если конечно не брать практики типа сумо, или чего либо подобного.

Кундалини это тантрическое понятие и не относится к йоге Патанджали. Хотя где только это не практикуют… Но толку то…
Вобшето я имел ввиду хатха йогинов, кундалини насколько мне известно тесно связана с хатха йогой, хотя и имеет тантрические корни...

Хатха это один из разделов 8 ступенчатой йоги Патанджали, проще - это только асаны. Кундалини это отдельная дисциплина, и как правило так и называется - Кундалини йога.

#7 You Li

You Li

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 324 Сообщений:
  • Откуда:Украина, Киев

Опубликовано 14 Март 2007 - 01:41

Друзья, часто в голову приходит нелепая мысль, почему же так сильно отличаются индийские техники от китайских. Я имею ввиду цигун и йогу (хатха-йогу), начиная от посадки тела, дыхания (разнятся) до расположения энергетических центров. Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? Например, индийские йоги дышат совсем отлично от китайских, могут ли послужить причиной антропологические различия?

А чем, собственно, был вызван данный вопрос? Что Вас смущает на самом деле?

#8 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 09:37

...Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? :D
Даже внутри самой йоги пранаяма выполняется по разному в школе Айенгара и по линии Шивананды

#9 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 14 Март 2007 - 09:41

...Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? :D
Даже внутри самой йоги пранаяма выполняется по разному в школе Айенгара и по линии Шивананды


Потому что, как и в БИ, для достижения единого результата могут существовать разные методики.

#10 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 09:48

...Если в процессе практик пробуждаются и взаимодействуют в цигун и в йога одни и те же силы, почему же такая разница? :D
Даже внутри самой йоги пранаяма выполняется по разному в школе Айенгара и по линии Шивананды


Потому что, как и в БИ, для достижения единого результата могут существовать разные методики.


Но ведь цели в БИ и в йоге совсем разные :? , когда дело касается пневманической системы методы так сильно разнятся, я не раз сталкивался с этим вопросом но нигде не получал убедительного ответа. Например в школе Айенгара считается ошибкой если на вдохе вы выпятите живот, а в бихарской школе вдох начинается именно с живота и плавно (волной) поднимается вверх расширяя грудную клетку....я уже не говорю о цигун, где "верхнее" дыхание считается чуть ли не грубейшей ошибкой (ребенок дышит животом и т.д.) почему?

#11 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:04

Хатха это один из разделов 8 ступенчатой йоги Патанджали, проще - это только асаны. Кундалини это отдельная дисциплина, и как правило так и называется - Кундалини йога.


Хатха на мой взгляд это самостоятельная система, у Патанджали всего 4 асаны (если память мне не изменяет) из хатха йоги, падмасана, сидхасана ...а где же остальные?? если как Вы утверждаете, что хатха - это раздел раджи.
Avarta Ваша точка зрения самая распространенная, Вивекананда говорил, что хатха подгатавливает тело к Раджа йоге. Мне непонятно тогда зачем все эти скорпионы, треугольники, собачки мордой вниз если хатха это не отдельная сиситема??

#12 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:09

Но ведь цели в БИ и в йоге совсем разные :?

Вы бы определились – что Вы хотите уточнить. Просто вопросы не конкретные. БИ и йога не разняться совсем. Кроме того что в Йоге нет банального мордобоя. А все остальное есть. Главное что роднит и то и другое – это изменение себя, и победа над собой. В Махабхарате перед битвой на Курукшетре, Арджуна получает наставления от Кришны на тему как себя должен вести воин перед, и во время битвы. А это тоже йога. И кшатриев «голубями мира» не назовешь.

.. когда дело касается пневманической системы методы так сильно разнятся, я не раз сталкивался с этим вопросом но нигде не получал убедительного ответа.

Есть определенная цель – что должно быть на выходе, и получить это можно идя различными путями, как верно заметил Dmitri.

#13 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:21

Хатха это один из разделов 8 ступенчатой йоги Патанджали, проще - это только асаны. Кундалини это отдельная дисциплина, и как правило так и называется - Кундалини йога.

Хатха на мой взгляд это самостоятельная система, у Патанджали всего 4 асаны (если память мне не изменяет) из хатха йоги, падмасана, сидхасана ...а где же остальные?? если как Вы утверждаете, что хатха - это раздел раджи.

А с чего Вы взяли что асан – 4? Их столько, что и посчитать трудно. Я знаю, где то под пару сотен, если считать с разновидностями каждой. А более продвинутые – даже и представить трудно.
Я не утверждаю что хатха раздел Раджа – йоги. Система Патанджали включает 8 ступеней, где хатха, является 3 ступенью. Раджа йога начинается частично с 4, это пранаяма, и включает оставшиеся 4.

Avarta Ваша точка зрения самая распространенная, Вивекананда говорил, что хатха подгатавливает тело к Раджа йоге. Мне непонятно тогда зачем все эти скорпионы, треугольники, собачки мордой вниз если хатха это не отдельная сиситема??

Каждая асана имеет свое назначение, но это из серии – не нравится не кушай – кто же заставляет?
Что касается отдельной системы, то да ее можно считать и отдельной, но по аналогии, в школе можно учить только арифметику, а остальное пропустить… тоже ведь можно?

#14 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:26

я имел ввиду только хатха-йогу поэтому о том что говорил Кришна Арджуне...хотя то что говорил Кришна Арджуне (на тему как себя должен вести воин перед, и во время битвы) мне сильно напоминает "установки" которые давали боевикам на Кавказе их духовные лидеры :wink: и в этом может быть и есть сходство с БИ :D

#15 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:28

Разве в раджа йоге применяются кроме сидячих асан какие нибудь другие асаны?

#16 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:34

А с чего Вы взяли что асан – 4?
А сколько в раджа йоге асан??

Вы писали что у Патанджали в хатхе 4 асаны:

Хатха на мой взгляд это самостоятельная система, у Патанджали всего 4 асаны (если память мне не изменяет) из хатха йоги, падмасана, сидхасана ...а где же остальные??

Раджа использует то что необходимо из хатхи, но это наверное естественно, но сами асаны это прероготива хатхи, а не раджи...

#17 Lekshin

Lekshin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 454 Сообщений:
  • Стиль:Каратэ кёкусинкай, Янши тайцзи-цюань

Опубликовано 14 Март 2007 - 10:47

А с чего Вы взяли что асан – 4?
А сколько в раджа йоге асан??

Вы писали что у Патанджали в хатхе 4 асаны:

Хатха на мой взгляд это самостоятельная система, у Патанджали всего 4 асаны (если память мне не изменяет) из хатха йоги, падмасана, сидхасана ...а где же остальные??

Раджа использует то что необходимо из хатхи, но это наверное естественно, но сами асаны это прероготива хатхи, а не раджи...

У Патанджали из хатхи (Вы меня не правильно поняли :) ) асаны которые Патанджали взял из хатхи для медитации.

Есть определенная цель – что должно быть на выходе, и получить это можно идя различными путями, как верно заметил Dmitri.


Я понимаю когда в БИ разнятся стили и методы, характер у всех людей свой да и телосложение, кто то низкий коренастый ему легче руками молотить, кто то в детстве любил двери ногами открывать вот и на стиль его лег отпечаток своеобразный. Правильно говорят сколько мастеров столько и стилей, характер и темперамент у всех разный, но легкие то у всех одинаковые, зачем с легкими то так шутить? :D :) :D

#18 Avarta

Avarta

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 353 Сообщений:
  • Откуда:Кишинев

Опубликовано 14 Март 2007 - 11:08

У Патанджали из хатхи (Вы меня не правильно поняли :) ) асаны которые Патанджали взял из хатхи для медитации.

Теперь понял. В принципе хатха – это составная часть комплексного пути развития, но ее можно выделить и в самостоятельную дисциплину, и практиковать только ее.
Что касается Раджи – то те асаны для медитации – не суть принципиально. Раджа – это работа с сознанием, и тело практически не нужно. Оно (тело) тренируется в хатхе. А какие асаны Вы будите использовать в Радже – это все равно, лишь бы было удобно. Зачастую все делается на ходу, без фиксации тела.

Я понимаю когда в БИ разнятся стили и методы, характер у всех людей свой да и телосложение, кто то низкий коренастый ему легче руками молотить, кто то в детстве любил двери ногами открывать вот и на стиль его лег отпечаток своеобразный. Правильно говорят сколько мастеров столько и стилей, характер и темперамент у всех разный, но легкие то у всех одинаковые, зачем с легкими то так шутить? :D :) :D

Для оперирования энергией в пранаяме или цигуне объем легких не принципиальная величина. Важен объем энергии, которым можно при этом оперировать. А объем воздуха, который при этом используется, значения не имеет.