Перейти к содержимому


  
Фото

Не хочу моргать!


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
42 ответов в теме

#21 Адепт

Адепт

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 109 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:янши тайцзицюань

Опубликовано 23 Октябрь 2006 - 08:07

Кстати...Если в зале нет времени на отработку периферического зрения, то его прекрасно можно работать в повседневной жизни...Идете по улице - внимание на периферию зрения и ловите движения окружающих вас людей, животных, транспорта....Едете в транспорте - то же самое...В жизни ОЧЕНЬ много различного ДВИЖЕНИЯ, которое хорошо ловить боковым зрением...Это - один из вариантов совмещения жизни и тренировки...[list]

#22 Котейка

Котейка

    Новичок

  • Новички
  • 34 Сообщений:
  • Откуда:С.-Петербург

Опубликовано 06 Ноябрь 2006 - 13:12

Есть прекрасное упраженение! Состоит в следующем: Попросите кого нибудь надеть боксёрскую (12 унцовую) перчатку и поделать прямые удары вам в лицо. Вы же сощурте глаза и поделайте уклоны на маленькой скорости. Именно на маленькой скорости! Не торопитесь повышать скорость! Тренируйтесь месяц, постепенно увеличивая скорость удара, если начинаете моргать, немного снижайте скорость. Через месяц тренировок будете совершенно нормально реагировать на реальный удар.

#23 Takeda

Takeda

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 249 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:JKD, Bujinkan ninpo

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:08

Если есть партнер, можно его попросить покидать Вам на лоб бумажные шарики. Делается это так. Ложитесь на пол, а партнер просто отпускает шарик один за другим Вам на переносицу. Вы же старетесь не моргать. Когда моргать перестанете, бумажные шарики можно заменить полотенцем

#24 asata

asata

    дятел

  • Модераторы
  • 22 451 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Синро-рю нинпо, интересуюсь Ягю Синган Рю, Огасавара Рю

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:13

Что то сильно знакомое... Только я советовал спичечный коробок или пингпонговый шарик, затем теннисный мяч, потом уже можно и что то более тяжелое...

#25 You Li

You Li

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 324 Сообщений:
  • Откуда:Украина, Киев

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:38

Нам тренер по Во-Вьетнам когда-то говорил, что полезно созерцать закат солнца. Сказано это было в контексте обсуждения привычки моргания. Может случайное совпадение :?:

Я встречал такую рекомендацию, но уже в связи с работой глаз в брошурке по "Цин-на".
Мне, как человеку с фиговым знением интересно как такие упражнения на зрение влиять будут?


Интересно то, что работа по созерцанию заката солнца является чрезвычайно важной как для сохранения зрения (восход и закат - два благоприятных периода, когда глаз безо всякого вреда может смотреть на солнце, - при условии последующего отдыха с помощью пальминга), так и для практики эзотерической визуализации. Обратитесь, например, к "Сутре созерцания Будды Амитаюса". В этом классическом тексте буддизма Чистой Земли созерцание и визуализация заходящего солнца - первый шаг к визуализации Чистой Земли Будды Запада.

Кроме того, полезно обратиться к такому источнику, как "Даосская йога, алхимия и бессмертие" в переводе Торчинова и внимательно прочитать пятую главу "Быстрый и медленный огни". Это очень ценное упражнение в контексте работы со зрением вообще и преодоления моргания в частности. Хотя само упражнение предназначается не для боевых искусств как таковых, а для рафинирования внутренней эненргии. Общим элементом с предыдущим упражнением выступает круглая форма источника света (объекта медитации).

#26 Takeda

Takeda

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 249 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:JKD, Bujinkan ninpo

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:51

Нам тренер по Во-Вьетнам когда-то говорил, что полезно созерцать закат солнца. Сказано это было в контексте обсуждения привычки моргания. Может случайное совпадение :?:

Я встречал такую рекомендацию, но уже в связи с работой глаз в брошурке по "Цин-на".
Мне, как человеку с фиговым знением интересно как такие упражнения на зрение влиять будут?


Интересно то, что работа по созерцанию заката солнца является чрезвычайно важной как для сохранения зрения (восход и закат - два благоприятных периода, когда глаз безо всякого вреда может смотреть на солнце, - при условии последующего отдыха с помощью пальминга), так и для практики эзотерической визуализации. Обратитесь, например, к "Сутре созерцания Будды Амитаюса". В этом классическом тексте буддизма Чистой Земли созерцание и визуализация заходящего солнца - первый шаг к визуализации Чистой Земли Будды Запада.

Кроме того, полезно обратиться к такому источнику, как "Даосская йога, алхимия и бессмертие" в переводе Торчинова и внимательно прочитать пятую главу "Быстрый и медленный огни". Это очень ценное упражнение в контексте работы со зрением вообще и преодоления моргания в частности. Хотя само упражнение предназначается не для боевых искусств как таковых, а для рафинирования внутренней эненргии. Общим элементом с предыдущим упражнением выступает круглая форма источника света (объекта медитации).

Абсолютно согласен, только что-то солнца в Москве последнее время не наблюдается...

#27 Takeda

Takeda

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 249 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:JKD, Bujinkan ninpo

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:52

Что то сильно знакомое... Только я советовал спичечный коробок или пингпонговый шарик, затем теннисный мяч, потом уже можно и что то более тяжелое...


Не переживайте так, я всего лишь рассказал о СВОЕЙ практике.

#28 asata

asata

    дятел

  • Модераторы
  • 22 451 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Синро-рю нинпо, интересуюсь Ягю Синган Рю, Огасавара Рю

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 17:55

Да не переживаю... :) Просто до боли знакомый метод... :D
Я его уже давно послал ей в личку и по моему не один его (вот это уже не вспомню, давно было)...

#29 Takeda

Takeda

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 249 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:JKD, Bujinkan ninpo

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 18:14

Да не переживаю... :) Просто до боли знакомый метод... :D
Я его уже давно послал ей в личку и по моему не один его (вот это уже не вспомню, давно было)...


Личка - личкой, а методы интересны всем. Я не пойму - у Вас монополия на этот метод или Вы меня в плагиате обвиняете? Давайте придерживаться темы топика, ОК? А то одну тему уже закрыли из-за подобных препирательств.

#30 asata

asata

    дятел

  • Модераторы
  • 22 451 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Синро-рю нинпо, интересуюсь Ягю Синган Рю, Огасавара Рю

Опубликовано 04 Декабрь 2006 - 18:18

Я не пойму - у Вас монополия на этот метод или Вы меня в плагиате обвиняете?

Монополии нет, плагиата тоже нет. Все? :)

#31 Тень

Тень

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 867 Сообщений:
  • Откуда:Владивосток
  • Стиль:Прикладной РБ

Опубликовано 19 Декабрь 2006 - 16:16

Попробовала себя в иригуми....в шлеме, неудобно+мало чего могу рельно сделать.Но это ладно....главная проблема(по-моему) - я моргаю в момент удара...ну, естественно пропускаю, не вижу-со всеми вытекающими.Как бороться?Знаю, у Хорева описано, но хорева когда еще принесут....Может посоветуете чего?

Ещё есть такое упражнение - смотрите на предмет или вдаль и стараетесь не моргать, а когда хочется моргнуть, медленно опускаете веки, но не до конца, а так, чтобы оставалась щёлка, через которую всё видно. Затем также медленно поднимаете. Задача - 5-10 минут не закрывать глаза. После пообвычки можно веки опускать побыстрее, как бы моргая, но не до конца.

#32 Laiz

Laiz

    Новичок

  • Новички
  • 46 Сообщений:
  • Откуда:Башкортостан

Опубликовано 26 Январь 2007 - 19:15

Чтоб не моргать во время боя ты как в муайтая сядь вречку или полную водой вану, нагни голову гдето 3-4 сантиметра от воды и ударяй по воде руками около лица и старайся не закрывать глаза когда будет попадать в них вода. После некоторого периода ты перестаниш маргать.

#33 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 906 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 26 Январь 2007 - 20:12

Чтоб не моргать во время боя ты как в муайтая сядь вречку или полную водой вану, нагни голову гдето 3-4 сантиметра от воды и ударяй по воде руками около лица и старайся не закрывать глаза когда будет попадать в них вода. После некоторого периода ты перестаниш маргать.

А еще лучше табаку в глаза и не моргать! После некоторого периода ты не только "маргать перестаниш", но и видить тожа. :wink:

#34 Laiz

Laiz

    Новичок

  • Новички
  • 46 Сообщений:
  • Откуда:Башкортостан

Опубликовано 27 Январь 2007 - 21:20

Да блин это реальный метод :!:

#35 seroga

seroga

    Новичок

  • Новички
  • 27 Сообщений:
  • Откуда:Воронеж

Опубликовано 31 Август 2007 - 14:47

Методически это делается так: в тот момент, когда хочется зажмуриться, раскрывай глаза как можно шире и двигайся, реагируй, лови движение.


Я наоборот немного прищуриваю глаза...

Кстати, периодически практикуем спарринг 2 против 1 с палками. Так вот единственный способ контролировать сразу двух противников - это именно периферическое зрение.

Сложность в том, что человек ПРИВЫК по жизни фокусировать свой взгляд именно на том, что для него важно...От этой привычки нужно будет отказаться...А это требует времени и тренировок взгляда..

Угу. Где-то даже читал, что при таком способе смотреть мозг получает в несколько раз больше информации, чем при сфокусированном взгляде. Так, что еще и тренировка для мозгов :)

#36 Kalmar

Kalmar

    Новичок

  • Новички
  • 37 Сообщений:

Опубликовано 06 Сентябрь 2007 - 02:28

Попробовала себя в иригуми....в шлеме, неудобно+мало чего могу рельно сделать.Но это ладно....главная проблема(по-моему) - я моргаю в момент удара...ну, естественно пропускаю, не вижу-со всеми вытекающими.Как бороться?Знаю, у Хорева описано, но хорева когда еще принесут....Может посоветуете чего?

P.S. Если влепила тему не туда-простите великодушно...


Смотрите на противника исподлобья и прищуривая нижнее века. Потребность в моргании снижается до минимума. Моргать при ударе нельзя. Нужно отучаться.

#37 Щукин

Щукин

    Новичок

  • Новички
  • 6 Сообщений:
  • Откуда:Питер

Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 16:48

А вот упражнение хорошее: Руками закрывается лицо, взгляд на противника сквозь щель между руками. Противник (партнер) бьет !по рукам! - не в лицо. Можно еще при этом орать- Не моргай!!! Орет партнер.

#38 Medvedev DU

Medvedev DU

    Старожил

  • Модераторы
  • 1 637 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Рукопашный бой

Опубликовано 01 Декабрь 2007 - 16:47

Может быть такое упражнение кто-то уже посоветовал. Становимся в пару и партнер пальцами бьет по бровям, по скулам резкими хлесткими движениями. Задача: смотреть ему в область горла и не обращать внимания на летящие в направлении глаз пальцы. Моим ребятам, вроде, помогало.

#39 Дремучий Дух

Дремучий Дух

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 50 Сообщений:

Опубликовано 04 Декабрь 2007 - 12:11

Хорошее упражнение у боксеров: растопыренной пятерней быстро проводить сверху вниз от макушки до подбородка.

#40 Апачай

Апачай

    Новичок

  • Новички
  • 1 Сообщений:
  • Стиль:Муай Тай

Опубликовано 03 Декабрь 2008 - 01:13

Попробовала себя в иригуми....в шлеме, неудобно+мало чего могу рельно сделать.Но это ладно....главная проблема(по-моему) - я моргаю в момент удара...ну, естественно пропускаю, не вижу-со всеми вытекающими.Как бороться?Знаю, у Хорева описано, но хорева когда еще принесут....Может посоветуете чего?

P.S. Если влепила тему не туда-простите великодушно...



Глава из книги Хорева В. "Круги на воде" , посвященная зрению


и внял я неба содроганье, И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход, И дольней розы прозябанье.
А. С. Пушкин




Видит горы и леса, Облака и небеса,
Но не видит ничего, Что под носом у него.
Детская песенка

Любой из нас, кого природа или злой случай не лиши­ли чудесного дара зрения, даже не задумывается о том, что «смотреть» И «видеть» суть вещи несколько разные. То есть, в обыденной жизни конечно, никаких специальных талан­тов не требуется, но в полных неожиданностями дебрях боевого искусства нужны некие особенные техники для тренировки особенного умения воспринимать переменчи­вый калейдоскоп бытия и реагировать соответствующим образом, как говорится - адекватно. Именно поэтому с пер­вых дней возникновения стабильных.ШКОЛ вопросам отра­ботки правильного взгляда, и вообще «постановке глаз» уде­лялось самое пристальное внимание. Что происходит с нами сплошь и рядом каждый день? Любое резкое движение воз­ле лица, взмах неожиданно возникшей на пути ветки или сильный порыв ветра, а то и попросту внезапный громкий звук (хлопок, гром) заставляет непроизвольно зажмуривать очи. В быту эта инстинктивная· реакция то и дело спасает наши глаза от повреждений. Рефлекс чрезвычайно силен, будучи призван стоять на страже самого тонкого и ранимо­го инструмента общения с окружающим миром. Но в суро­вом бою или даже в элементарной драке он неизменно оказывает своему хозяину настоящую медвежью услугу, на целый долгий миг делая его слепым и беззащитным. Хуже того, происходит нарушение энергетического баланса по­средством неконтролируемого броска Ци. Как известно, весь наш резервный' запас энергии заархивирован в восьми так называемых «чудесных» меридианах и, главное, в обла­сти нижнего даньтяня, то есть, попросту, в нижней части живота, центром которой является точка Ци-хай «<Море энергии». Когда мы помещаем разум в это место, то обре­таем удивительную устойчивость, сбалансированность и цен­трованность в ·пространстве. Пока наше внимание (а, сле­довательно, и Ци пребывает в даньтяне, нас очень трудно повалить, а все движения приобретают дивную силу и жи­вость. Но как только что-то заставляет нас резко, от всей души зажмурить глаза, тотчас упомянутое внимание в об­нимку с неразлучной Ци одним мгновенным скачком уда­ряют в голову, покинув положенное место: Происходит то, что издревле зовется «потерей Ци» или «потерей точки». Последствия нетрудно вообразить, и лишь неопытность и нерасторопность противника оставляют шанс на спасение. В Японии матерые фехтовальщики могли бесконечно долго ходить вокруг да около опасного противника без единого движения клинком, ожидая такого мгновения, именуемого «суки» «<разрыв Ки». Далее все понятно. И хотя «потеря точки» может произойти от великого множества причин, неправильная работа с собственными глазами и их неподго­товленность занимают в таком перечне отнюдь не послед­нюю строчку. Поэтому в схематичном виде план работы над техникой взгляда мог бы выглядеть следующим обра­зом (в порядке очередности):
1. Раз и навсегда искоренить инстинктивную реакцию зажмуривания глаз по причине резких физических движе­ний, происходящих непосредственно возле лица. При этом крайне желательно оставить сию реакцию в полной силе при манипуляциях с огнем, едкими веществами и тому по­добными опасными субстанциями.
2. Обрести путем целенаправленных тренировок спо­собность видеть далекое как близкое и наоборот, а также воспринимать окружающий мир расфокусированным, рассеянным зрением, схватывая всю картинку целиком, без
выделения частных фрагментов.
3. Научиться осознанно менять остроту, ширину охвата и глубину восприятия, понимая оптическую составляющую лишь незначительной внешней формой взягляда как некое­го «прожектора внимания», куда входят все без исключения сигналы от прочих органов чувств. Имеется в виду так называемое гоку-иили «шестое чувство», а попросту - ин­туитивное восприятие направления и степени опасности.

Поскольку круг задач очерчен, нам остается лишь под­робно разобрать каждый пункт, с изложением конкретных техник и упражнении для овладения искомыми навыками.

* * *


1. Когда вблизи наших бесценных «зениц ока» случа­ется резкое и неожиданное физическое мановение; то про­исходит не только зажмуривание глаз. Неизбежно напря­гается лицо целиком, а зачастую и вообще все тело. Поэтому первым шагом должно стать умение ,оставаться полностью расслабленным посреди громов и молний. Искусству рас­слабления посвящены толстые тома десятков и сотен авто­ров, так как именно расслабленность является краеуголь­ным камнем, той «печкой"от которой танцуют все без исключения системы самонастроя - от древнейших разно­видностей йоги и цигуна до современного аутотренинга. При огромном разнообразии подходов суть их одна -, еже­дневные настойчивые занятия. Не нужно ни о чем думать и прикидывать, просто делайте это без перерывов и вы­ходных, и результат не заставит себя долго ждать.
Глаза это обыкновенный оптический прибор, управ­ляемый такими же мышцами, что и руки-ноги, а потому, начав постигать искусство расслабления с наиболее ощу­тимых крупных мышечных масс, мы в конце концов на­учимся расслаблять и высокоточные зрительные приводы.
Вспомните, как часто, пытаясь получше разглядеть не­кий объект, мы строим настоящую обезьянью гримасу. Мы не толь-ко напрягаем все нужные и ненужные глазные мыш­цы, но стягиваем лицо в ужасающую маску, скалим зубы, морщим нос и лоб, и застываем в таком противоестествен­ном виде, вытянув вперед закаменевшую шею, будто чере­паха Тортилла. Возможно, картинка получилась несколько утрированной, но в той или иной степени каждый из нас мог бы припомнить за собою нечто подобное. Говорят, что желающему избавиться от милой привычки поминать черта, достаточно не делать этого в течение, скажем, трех дней - и всё! Так же и с гримасами. Как советовал дон Хуан небе­зызвестному Карлосу Кастанеде, необходимо постоянно «вы­слеживать самого себя,). В нашем случае это означает еже­минутное пресечение паразитической мышечной активности на лице. Как всегда, поначалу это будет довольно утоми­теЛЬН9, но с течением времени (и очень скоро) контроль станет привычным и необременительным, а потом и вовсе автоматическим, древнее чаньское изречение гласит:

Он ВИДИТ только,
Как петляет река и вьется тропинка, И не замечает, что он уже
В стране Персикового источника ...

Просто работайте каждый день и не задумывайтесь, скоро ли достигнете результата, и достигнете ли вообще ­в свой срок желаемое подступит тихо и незаметно, как лунный свет.
Сказанное отнюдь не означает, что наше лицо должно приобрести неподвижность каменной маски, будто у Чин­гачгука. Мимика дана нам в качестве одного из средств коммуникации с себе подобными, и было бы ,глупо рубить под корень это чудесное дерево с золотыми листьями. На­против, освободившись от груза беспорядочной эмоциональной шелухи, мы сможем осознанно(!) и ясно проявлять на раскрепощенном лице действительно нужные и адекват­ные моменту мимические реакции, искоренив лишь спонтанные, неуправляемые механические проявления. Когда вы научитесь контролировать мышечный тонус лица и, хотя бы приблизительно, освоите тонкое искусство расслабле­ния, можно переходить непосредственно к отработке уме­ния «держать взгляд". Последовательность упражнений (пo нарастающей сложности) такова:

• станьте прямо, расслабьтесь и смотрите вперед, «в никуда", расфокусированным взглядом. Ваш .напарник при этом должен наносить удары кулаком прямо в лицо(само собой, без контакта). Задача - просто стоять И смотреть сквозь него. Чем меньше расстояние от кулака до глаз, тем труднее не моргать и оставаться расслабленным. По мере роста мастерства напарнику придется начать «давить на пси­хику", проявляя при этом настоящие актерские способнос­ти. То есть бить следует не равнодушно и вяло, но выка­зывая (чисто внешне, разумеется) предельную ярость и агрессию, стараясь генерировать подлинное ощущение опас­ности для глаз и лица. Когда возможности кулака будут исчерпаны, аналогично работают со скрюченными в когтис­тую лапу пальцами или с тычковыми колющими движения­ми, и так далее. Рано или поздно даже этого станет недо­статочно, и тогда можно вместо пустой руки использовать всевозможные опасные, непременно пугающие предметы ­палку, вилку, нож, кирпич и тому подобное. Принцип поня­тен, а собственная фантазия подскажет вам десятки иных вариантов, исходя из имеющегося под рукой. Пройдя до конца этим путем (а то и несколько ранее, так сказать, параллель­но), можно переходить к следующим упражнениям.

• в качестве снаряжения нам потребуется маска для подводного плавания. Все просто - вы надеваете эту маску, а напарник резкими движениями бросает вам прямо в гла­за (в стекло) пустые спичечные коробки, теннисные шарики или любые иные легкие (!) предметы. Задача остается прежней - не моргать и, смотреть вдаль, сохраняя притом полную расслабленность решительно во всем теле, от пя­ток до макушки, особенно лицевых мышц. Так как предмет уже не только пугает, но вполне ощутимо стукает нас в полный контакт, задача не столь проста, как может пока­заться. Далее фантазируйте сами. Хотите - стойте на мес­те, хотите - перемещайтесь под обстрелом, сохраняя безмятежный взор и ясный лик. Исчерпав до конца возможности и этой игры, испытайте себя в последнем, еще более садистском упражнении;

• налейте в широкий тазик теплую воду с температу­рой около 36 градусов (температура тела). Бросьте в центр на дно мелкую монетку. Наклонившись над тазом, смотри­те на монету или сквозь неё расслабленным взглядом. Рез­ким движением вперед по грузите лицо в воду, стараясь ни на мгновение не терять монетку из виду. Моргание, понят­ное дело, исключается. Момент перехода из воздуха в под­водное положение и шлепок поверхности воды по лицу и
есть искомый тренирующий фактор. ,
Постепенно, день ото дня, делайте воду все холоднее, пока она не станет (в идеале) ледяной. Если вы умудряе­тесь не упускать монету из виду ни на единый миг, можете сверлить в ней отверстие и вешать себе на шею как золо­тую олимпийскую медаль, ибо ваше обучение искусству «держать взгляд» подошло к триумфальному финишу. Ко­нечно, человек с фантазией легко изобретет массу иных, гораздо более изощренных методов. Но могу с полным ос­нованием утверждать, что трех предложенных схем вполне достаточно для блистательного решения данной задачи.
И последнее. Завоеванный с таким трудом специфи­ческий навык не размывается, к счастью, беспощадным по­током времени. Подобно единожды обретенному умению езды на велосипеде, он способен лишь несколько утрачи­вать былую четкость и глубину, нуждаясь в редких эпизо­дических «подпитках».

Сеть нужна,
Чтобы поймать рыбу. Когда рыба поИмана,
Про С,еть следует забыть. (Чжуан-Цзы)


2. В совершенстве овладев нехитрым искусством «дер­жать взгляд» не моргая, можно приступать к шлифовке са­мого взгляда. Работа эта утонченная и деликатная, она тре­бует поистине медитативного, вдумчивого подхода, и не приносит столь быстрых и явныx плодов, как предыдущая. Чтобы хорошо понять сказанное, обратимся вновь к мудрости древних, а именно к одной из притч Ле Цзы (Ле Юйкоу), жившего всего-то в V веке до нашей. эры:
---------------------------------------------
Гань Ин в старину преуспел в стрельбе из лука: натянет, бывало, тетиву - и звери сами валятся наземь, а птицы падают с неба. Ученик по прозванию Фэй Вэй учился у него стрелять и в мастерстве превзошел на­ставника. А некий Цзи Чан хотел учиться у Фэй Вэя.
- Сперва научись не моргать, - сказал Фэй Вэй, - а там можно будет потолковать и о стрельбе.
Вернувшись домой, Цзи Чан улегся под ткацким станком и стал провожать взглядом каждое движение. Через два года не моргал - даже когда ему совали шило в глаз, и доложил о том Фэй Вэю.
- Это ещё не всё, - сказал Фэй Вэй. - Теперь научись смотреть, а там уж можно будет и стрелять. На малое смотри как на большое, на смутное - как на ясное. По­том доложишь мне.
Цзи Чан подвесил у себя в окне вошь на конском волосе и, обратясь лицом на юг, принялся её разгляды­вать. Через десяток дней вошь расплылась, разбухла, а через три года казалась уже с тележное колесо. А про­чие предметы, когда он на них глядел, величиной каза­лись с холмы и горы. Тогда он взял лук из яньского рога и бамбуковую стрелу, пустил её - и поразил вошь прямо в сердце, не оборвав волоска.
Когда он доложил об этом Фэй Вэю, тот высоко под­прыгнул, ударил себя в грудь и воскликнул:
- Вот теперь ты овладел мастерством!

(Из книг мудрецов. Проза древнего Китая», Москв.а, «Художественная литература», 1987 г.)


Как видите, здесь очень ясно показано всё то, о чем мы говорили выше, а также дана методика тренировки «видеть далекое как близкое, или иначе - «малое как большое.
Также во все времена были популярны техники, осно­ванные на длительном созерцании чрезмерно ярких объек­тов - закатного или восходящего солнца, луны, пламени свечи и так далее. Этим достигалась двоякая цель - уже описанное искусство не моргать и некое «воспитание глаз", результатом коего должен стать отменно чистый и острый взор, способный улавливать ничтожные перемены в окружающей обстановке. Обратимся к проверенной веками хатха-йоге:

• упражнение, предлагаемое йогами для «чистки" глаз называется , что дословно означает «сосредоточение". «Йогашастра" под наименованием тратака описы­вает любыe упражнения, исполнение которых требует при­стального вглядывания в соответствующий объект. Чисто физически упражнение представляет собой устремление взгляда к кончику носа, в направлении солнца, луны и тому подобных предметов. Проще вceгo тренировать глаза при помощи горящей свечи.
Сядьте прямо в удобную устойчивую позу (лотос, по­лулотос и т. п.), поставив горящую свечу на расстояние вытянутой руки на уровне глаз. Вглядывайтесь широко от­крытыми глазами в центр пламени, пока они не начнут сле­зиться. Закройте глаза и попытайтесь спроецировать возникший светлый фантом от возбужденных зрительных нервов в точку Инь-тан, расположенную между бровей над переносицей. Точнее, не в саму точку, а в зону под ней, известную приверженцам оккультизма как «третий глаз".
По началу ваш фантом будет ярким, затем станет блед­неть,менять цвет и понемногу исчезнет. Повторите упраж­нение несколько раз. Работайте ежедневно, пока не достигнете способности глядеть на пламя, не моргая, в течение 10-15 минут. Тогда вы обнаружите, что центр светлого фан­тома окружен множеством более тусклых пятен, Не от­влекайтесь на них, Когда вы уже не будете видеть ничего, кроме одного светлого пятна на месте свечи, можете счи­тать, что достигли желаемого результата и полностью овла­дели упражнением. Но на самом деле окончательным эта­пом является эффект "утопания" в этом пятне. и как бы слияния с ним. От этого ваши глаза станут блестящими, а взгляд - острым, словно гвоздь.
Используя в качестве объекта солнце, помните, что ка­тегорически нельзя глядеть на него позже, чем через полча­са после восхода, и ранее, чем за полчаса до заката, так как иначе вы рискуете потерять зрение.
Считается, что путем длительной концентрации на «тре­тий глаз" можно достичь его «раскрытия", то есть обрести способность напрямую видеть явления тонкого мира - си­речь всевозможных духов, бесов, инопланетян, ауры, болезни и тому подобные соблазнительные вещи. Но если у вас в голове имеется хоть капля здравого смысла, берегитесь это­го и не пытайтесь "ослиным упорством и силой заполучить то, что совсем не зря сокрыто от нас". Подобное видение есть чудесный, редчайший дар, посылавшийся Создателем лишь немногим великим святым, избранным из избранных, коих за всю историю рода людского не набрать и сотни. Притом очень многие из них молились об отнятии этого дара, не считая себя вполне достойными его. Тонкий мир закрыт от нас не прихоти ради, и мы не в состоянии вооб­разить, что предстанет любопытному взору за этой запрет­ной дверью. Тем не менее, исполнясь самонадеянности и гордыни, мы, как глупые дети, тычемся отмычками хитроум­ных техник, пытаясь во что бы то ни стало взломать запоры волшебного сундучка, хотя и допускаем в дуще мысль, что дивный ларец может оказаться щкатулкой Пандоры. Когда детищки ловко вскрывают буфет с целью добраться до банок с вареньем, то любящие, но строгие родители суро­во карают, подобную предприимчивость. Так чего же ожидать нам, коль скоро мы, в обход запретов и барьеров, ле­зем и лезем «голыми руками в трансформаторную будку»? Не удевительно, что изрядная часть наиболее энергичных духоловов оканчивают дни в уютных загородных резиден­циях для содержания им подобных. Как сказано у класси­ка:"И в желтый дом, и на цепь посадили!»
Поэтому,пожалуйста, давайте ограничимся в ,данной работе простой «чисткой», глаз и не будем совать нос, куда неследует.
Чтобы научится воспринимать окружающий материальный, мир как целостную картину, нам потребуется использовать расфокусированное обобщенное зрение, при котором центр не отличим от перифериии даже наоборот, предпочтение отдается именно периферическому зрению как ниболее восприимчивому ко всяким мелким движениям и переменам. Вспомните - экран телевизора и люми­несцентные лампы излучают вроде бы ровный поток све­та. Но стоит поглядеть на них уголком глаза,то есть задействовать периферическое зрение, как тотчас мы заме­чаем мелькание кадров ихарактерное для «трубок» мига­ние, абсолютно не врспринимаемое пряым взором. Этот эффект имеет чисто оптическую природу, обусловленную строением глаза, однако здесь мы не станем углубляться в анатомию и физику ироцесса видения.
Чудесная способность периферии замечать быстротеч­ные микроскопические движения используется в ходе cxвaт­ки для отслеживания действий противников - именно противников, поскольку для битвы с одним-единственным субъектом никакого особенного контроля за окружающим пространсвом не требуется. Специальных упражнений для обретения такой способности мне не известно, но если по­пытаться дать наглядный образ, то можно вспомнить, как всем нам не раз доводилось застыть в глубокой задумчивоети, устремив совершенно пустой взгляд «вдаль свет­лую». При этом зрительные и мимические мышцы пребывают в полнейшем покое, горизонты сознания чисты и ни единое облачко не омрачает бездонную лазурь внутренних небес. Подобное состояние и будет тем идеалом, по дости­жении которого никакие прыжки и ужимки вpaгa не най­дут отклика в безмятежности нашей души, а все молние­носные движения будут зафиксированы и расшифрованы, едва успев родиться. В плане восприятия это может выра­жаться в некотором его "замедлении". То есть он будет казаться снулой рыбой, просто неспособной действовать проворнее вас.
Ах, будь в реальной жизни все так же ,просто, как на бумаге! На деле столь поэтично описанный идеал восприя­тия почти недостижим, как и полагается настоящему идеа­лу. Мы можем лишь бесконечно приближаться к нему, но каждый следующий шаг дается труднее, а каждая следую­щая ступенька - все круче. Однако:
Дерево в обхват рождается из ростка, Башня в девять ярусов
поднимается из кучки земли,
Путь в тысячу ли начинается под ногами.
(Дао Дэ Цзин)
Любители фильмов с участием победоносного Брюса Ли наверняка заметили его своеобразную манеру смотреть на противника не прямо, а словно бы исподлобья, и даже искоса. Именно такая манера дает возможность держать ситуацию периферическим зрением, со всеми вышеизло­женными преимуществами.
Итак, вы уже не моргаете, даже если ткнуть вас шилом в-глаз или ударить палкой по лбу. Вы подолгу наслаждаеесь созерцанием светил, и научились бросать на пр,отивни­ка такие косые взгляды, что его мороз продирает по коже. Взор ваш безмятежен и ясен, будто у новорожденного, и вы легко различаете взмахи крылышек стрекозы над сосед­ним домом. Словом, ваш з'рительный инструмент отлично настроен, отточен и вполне готов к работе. Осталось на­учиться мастерски использовать его на благо себе и на по­гибель врагам.

3. Некоторые действительно крупные мастера воинских искусств советуют во время схватки пристально свер­лить взором глаза противника, подавляя таким образом его разум и легко читая коварные замыслы последующих атак. Возможно, их воля, интеллект и личные гипнотические спо­собности позволяли им проделывать подобные вещи, но я бы не рискнул рекомендовать сугубо индивидуальные вы­дающиеся дарования в качестве универсального образца, чтобы не получилось, как в известном анекдоте, где пра­порщик тужился подавить золотых рыбок в аквариуме си­лой своего духа, но вместо этого сам начал разевать рот и таращить глаза. Проще говоря, нет гарантии, что, скрестив взгляды с соперником, именно вы не будете повержены и опустошены его внутренней мощью.
«Не смотри В глаза противника, иначе твой ум утонет в его глазах!» - вероятно, вы слышали об авторе этих слов. Это основатель айкидо, Морихэй Уесиба. Но есть кое-что похуже, нежели привычка бороться взглядами, словно мар­товские коты на залитой лунным светом крыше. Это ­поистине самоубийственная манера глядеть на оружие противника. Под оружием здесь нужно, понимать все то, чем он старается нас уязвить - кулаки, локти, колени, ступни и любые ударные, колющие или режущие предметы. Тот же Уесиба далее пишет: «Не смотри на его меч, иначе ты бу­дешь убит его мечом. Не смотри на него, иначе дух твой будет рассеян ... » Поскольку у читателя немедленно возни­кает резонный вопрос:- куда же тогда смотреть? - необходимо, слегка опережая события, ответить: нужно направить глаза на противника, смотреть при этом внутрь самого себя, а видеть и чувствовать решительно все, что происходит вок­руг. Тогда действия противника станут невеликой частной мелочью на фоне общей картины коловращения событий во внешнем пространстве, и не составит труда их расшиф­ровка и пресечение с любым желаемым исходом. '
Как только мы приклеимся взглядом к ужасному, тако­му опасному острию его меча (или к его каменным кула­кам), тотчас наше текучее сознание будет сковано необхо­димостью отслеживать все перемены положения, дистанции, и еще тысячи всевозможных параметров. Целостность вос­приятия будет потеряна, и уже в следующее мгновение мы будем повержены в прах тысяча первой неучтенной ата­кой. Поэтому расслабьтесь и просто взгляните сквозь того, кто находится против вас, будто через пустое место. Смотрите вдаль, на те деревья, что растут где-то за стенами зала, а лучше - еще дальше, за город, за леса и моря, куда угодно. Постарайтесь равнодушно (!) отмечать, что происходит внут­ри всей полусферы, фиксируемой зрением (глаз - чрезвы­чайно широкоугольный оптический прибор). Китайцы го­ворят, что «дух глаз» должен быть сокрыт, то есть «его не выпускают», в результате чего глаза смотрят, но не рас­сматривают.
Спиной, кожей, костями почувствуйте, что делается по­зади вас. Это на самом деле не так уж трудно. Осознайте слышимые тихие и громкие- звуки, запахи и сквознячки воз­духа вокруг. Вся эта рассеянная информация после целе­направленной тренировки превращается в пресловутое гоку­и, «шестое чувство» самурая. В нем нет ничего мистического, таинственного или загадочного. Есть лишь обыкновенные природные органы чувств, освобожденные от зажимов и поставленные служить определенной цели. А раскрепощен­ный разум вполне в состоянии улавливать тонкие эманации чужого мозга и вовремя подавать сигнал опасности, если вблизи появился её источник, так и пышущий смертью ­вспомните хрестоматийный пример случившегося между Ягью Мунэнори и его слугой.
Зловещие ниндзя умудрялись в рамках подобной схе­мы так навострять свой воспринимающий аппарат, что дали этим пищу огромному множеству самых фантастических легенд о своих нелюдских способностях.
Итак,смотрите подобным образом сквозь противника на уровне его груди. При этом ваш взор не будет задран. вверх, будто у взнузданной лошади, и вы не упустите из виду нижнюю зону, В которой наш антигерой горазд орудо­вать ногами. В то же время ваша голова сама собою займет единственно правильное положение, когда подбородок при­ближен к груди, а макушка подпирает небесный свод. Н этом случае шейные позвонки выпрямляются, и энергия течет несравненным образом.
Вот еще несколько простых упражнений:
• обязательно практикуйте еже утреннюю гимнастику для глаз, которая состоит во вращении ими вверх-вниз, впра­во-влево и по кругу, как в одну, так и в другую сторону. Также необходимо слегка постукивать указательными и средними пальцами по глазным яблокам, и тихонько надав­ливать на них в течение минуты-двух. Эти нехитрые мани­пуляции улучшают кровоснабжение глаз, их подвижность и остроту зрения, и предотвращают сползание к близорукости и дальнозоркости. Ряд источников приводит данные уп­ражнения как излюбленное занятие злых ниндзя, хотя на самом деле их корни уходят в глубины даосской и индий­ской йоги;
• возьмите в руки палку длиной один метр, а лучше ­бокэн, деревянный меч. Приведите его в позицию сэйган­но-камаэ, когда передний торец или острие смотрят в лицо противнику. Сфокусируйте взгляд на острие. Обратите вни­мание: это принципиально отличается от фиксации на ору­жии противника. Меч в наших руках, и нам нет нужды следить за его полетами, ожидая подвоха. Поэтому разум остается свободным и подвижным, а коль скоро взгляд при­креплен к собственному оружию, противник со всей своей амуницией отступает на второй план, на периФирию, что и требуется. Сохраняя полнейшую цельность позиции, стара­ясь не допустить даже ничтожных колебаний острия по высоте и горизонту (для чего мысленно направьте поток Ци из даньтяня через руки и меч в бесконечность), начинайте любые перемещения - вперед и назад, вправо и влево, но главное - повороты на 90, 180 и 360 градусов, с сохране­нием полной устойчивости и равновесия. Повороты долж­ны выполняться легко, живо и стремительно, разумеется, в классических стойках из арсенала китайского ушу или японских будо. Потренировавшись всласть подобным образом, измените фокусировку зрения, перенеся её центр на окружающий мир, видя притом ваше острие несколько
размытым и нечетким. Сделайте, взгляд максимально бес­страстным и всеохватным. Во время поворотов замечайте в мелькании предметов их детали и частности, но - абсолютно отрешенно, не позволяя разуму прилипать к чему бы то ни было. Только вы - центр сферы единственно устойчивая точка отсчета, а потому все остальное суть пре­ходяще, эфемерно и полностью подвластно лишь вам.
Последняя методика также направлена на овладение искусством фиксации внимания по глубине, теперь уже с пустыми руками. В полной мере эта работа проделывается в тайцзи-цюань, но с успехом и пользой практиковать её могут представители иных направлений.
Вам просто требуется медленно и свободно, будто пла­вая в густом масле, выполнять фрагменты известных вам комплексов (тао-лу или ката). Китайские техники пред­почтительнее в силу своей естественной пластичности и текучей взаимосвязанности. В идеале, повторяю, подходит любая из,форм тай-цзи. На фоне такого движения отрабаты­ваются три режима взгляда и внимания, причем переход на следующий, более глубокий уровень, допустим исключитель­но после овладения предыдущим.
А. Первый уровень знаком всем, практикующим какие угодно формальные комплексы - упомянутые ката и тао­лу. Обычно мы тренируемся в спортивных залах и волей­неволей привыкаем ощущать себя словно бы в сетке коор­динат. Ведь никто не становится наискосок по отношению к стенам и окнам, но непременно лицом вдоль или поперек помещения. Более того, абсолютное большинство комплексов (если не все) предполагают перемещения и повороты исключительно вдоль таких взаимно перпендикулярных осей, и редко когда встречается движение, делящее прямой угол' пополам, по 45 градусов. При этом мы, скользя взглядом по окружающим конструкциям, словно привязываемся к ним незримыми нитями, которые поддерживают наше равнове­сие и позволяют вовремя замечать и и~справлять всевозможные отклонения.
Чтобы увидеть всю силу такой зависимости воочию, попросите своего товарища, искушенного в ката, выполнить свою самую отработанную форму в чистом поле, на стади­оне или на круглой полянке, окруженной хаотично расту­щими деревьями и кустами. Можно биться об заклад, что если он и не запутается катастрофически и безнадежно, то уж точно не явит былую чистоту и отчетливость исполне­ния. Впрочем, трибуны стадиона послужат, скорее всего, неплохим ориентиром, а вот в голой степи ему придется туго.
Будет еще лучше, если подобный опыт вы произведете над самим собой, ибо в этом случае станут заметны внут­ренняя пустота и потерянность g отсутствие, привычных точек привязки формы к местности. Так нехитрый эксперимент выявляет иллюзии.о собственном мастерстве, пока­зывает полную зависимость от окружающей обстановки и , запустение там, где следует находиться "внутреннему ком­пасу". Понятно, что при таком унылом положении вещей нечего и мечтать о действенности вроде бы отточенных техник в мало-мальски реальной ситуации.
Б. Чтобы избавиться от пресса окружающей обстанов­ки, нам придется хорошенько освоить работу зрения и со­знания во втором режиме. Как и раньше, основой будут неторопливые плавные движения - шаги, повороты и какие-либо технические действия. При этом требуется сместить центр восприятия, обратив внимание на кисти рук. Не следует фокусировать взгляд и пытаться увидеть их четко и ясно, наоборот -, совершенно необходимо увидеть ваши руки словно бы полупрозрачными, продолжая следить сквозь них за общим планом. Но в то же, время нельзя ни на миг терять их из виду, забывая об их существовании. Если в режиме А наше внимание целиком и полностью отдано
окружающим декорациям, то теперь следует поделить его ПОПОлам, слегка углубившись во внутренний мир с помо­щью не навязчивого слежения за собственными руками. Этим удается немножко ослабить путы, ставившие нас в зависимость от местности и загромождавших её предметов. Вполне возможно, что теперь мы будем в состоянии блестяще исполнить хитроумную каверзную форму посре­ди «долины ровныя».
В. Последний, еще более трудный режим состоит в полной фокусировке зрения и внимания на собственных руках. При этом суета окружающего мира сдвигается на тридесятый план, а все его атрибуты в виде стен, деревьев, агрессивных молодцев и бешеных собак размываются, те­ряют четкость очертаний, и в дальнейшем присутствуют лишь в виде туманных нематериальных объектов. Мы их прекрасно видим, но нам они неинтересны, поскольку никак не могут повлиять ни на движения, ни на внутреннее состо­яние. Разум центрован на даньтянь, тело висит на идеально вертикальной игле позвоночника, более того - на центре тяжести, что именуется в Японской терминологии сэйка­но-uттэн "одна точка". Заметьте: внимательное отсле­живание рук есть ни в коем случае не самоцель, а только средство, прием, с помощью которого мы загоняем наш лукавый прыгучий разум в упомянутую точку, как в дом родной. До тех пор, пока он прибывает в сих уютных пена­тах, мятежный внешний мир мало что в состоянии сотво­рить с нашим бренным телом, так как реальные ресурсы даже нетренированного· человека огромны, а уж свободный от цепей командир всегда сумеет вовремя задействовать достаточную их часть.
Теперь для безупречного исполнения самой заковыри­стой формы нам не нужно ничего, кроме самих себя. Не требуется даже ровной площадки, поскольку неукоснительно отрабатываемый чертеж заложен глубоко внутри, и его реализации не помешают ни восторженный рев зрителей, ни хохот, ни дождь со снегом, ни пролетевщий над головой дракон. Послушаем, что говорят об этом классики:

* * *
Когда сознание деятельно,
Оно может принять тень от лука за змею, . А камень в траве - за лежащего тигра.
* * *
Для покоя и сосредоточенности
Не нужны горы и воды.
Когда сознание умерло,
Даже огонь приносит прохладу.
* * *
Пусть тело будет подобно
Отпущенной с привязи лодке.
Которая то плывет по течению,
То застревает в затонах.
Пусть сердце будет подобно Засохшему дереву,
Которому не грозит, что его
Будут резать ножом или покрывать лаком.
* * *
Если хочешь быть
Безмятежным в минуты волнений, Прежде всего научись
Быть собой в час покоя.
(Хун Цзычен, "Вкус корней")


После того, как вы в совершенстве освоите тонкое, искусство пребывания «внутри» себя, вам потребуется сде­лать еще один маленький шаг, чтобы парить, будто золотой феникс над грешной землей. А именно - овладеть «сле­пой» техникой, то есть научиться проделывать комплексы любой сложности с закрытыми глазами. Тот, кто думает, что это пустое дело, пусть попытается выполнить один-два поворотa с какими-ниудь ударами и блокировками. Будет странно, если он при этом не потеряет равновесие. Нсполнить предложенное в быстром темпе с произвольными yглами и направлениями действительно несложно, однако со снижением скорости трудности вырастают в геометричес­кой прогрессии. В условиях полного отсутствия зритель­ных ориентиров в нашей бедной голове смерчем взлета­ют целые полчища фантомных ощущений и сигналов, способных напрочь лишить нас чувства низа, верха, азиму­тов и расстояний. Поэтому уверенная работа с закрытыми глазами является показателем того, что вам удалось дос­тичь предела самодостаточности в гармонии Инь и Ян. Теперь никакие вихри сумасбродного мира не в состоянии выбить вас из колеи. .
Работа вслепую элементарна - тренируйтесь обычным порядком, но с закрытыми глазами. Главное требование ­не хватать все сразу. Начните с базовьiх вещей и переходи­те к последующим, лишь в совершенстве отточив предыду­щие. Применительно к оружейным техникам все справед­ливо в десятикратном размере, так как любой посторонний предмет в руках есть попросту дополнительный фактор, требующий обуздания.
Эта специфическая утонченная работа поглощает много времени и требует полной самоотдачи, упорства и спокойной, несуетливой обстановки. Одно дело - под счет ин структора раз за разом Долбить и долбить блоки да удары, и совсем иное - пытаться уловить и закрепить всякие эфе­мерные нюансы восприятия, которые проявляются поначалу настолько смутно, что сразу и не скажешь, есть они или нет. К тому же успех тренировок напрямую зависит, от личной принадлежности каждого к одной из двух котего­рий, на которые изначально разделен род людской - это интроверты и экстраверты.
Интровертам легко, поскольку они самой природой "за­вернуты" внутрь. Самосозерцание, медитация, размышления и отрешенность от окружающего мира - их стихия. Будучи самодостаточными от рождения, им остается лишь огранить сей алмаз, придав чудесному дару некоторые специальные моменты - и вот перед нами невозмутимый герой, достой­ный служить самому Нефритовому императору.
Экстраверты же пребывают в невыгодном исходном положении, ибо люди данной породы будто распахнуты наружу, а бескрайний, суматошный окружающий мир во всем его многообразии и есть их внутренний космос. Какое, тут созерцание, какая безмятежность тысячи событий, сотни бесед и дел уносят их, подобно горному потоку. Пять минут одиночества для них нестерпимы. Попав на необитаемый остров, они через месяц сходят с ума, тогда как интроверт в подобной ситуации решит, что взят живьем в рай.
Но терпение и труд все перетрут, и при наличии непо­колебимого усердия даже самый крученый диск-жокей мо­жет стать завзятым пустынником. Вопрос лишь в упорст­ве да в количестве затраченного времени.

* * *
Птица, которая долго томил ась на земле,
Непременно взлетит высоко.
Цветок, который распустился первым,
Непременно рано отцветет.

Вода сама находит себе дорогу.
Созревший плод сам падает наземь.
Те, кто хотят познать истину,
Должны быть упорны!
(Хун Цзычен, «Вкус корней»)