Перейти к содержимому


  
Фото

Культура чести


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 Bert

Bert

    Аксакал

  • Пользователи
  • 4 938 Сообщений:

Опубликовано 13 Январь 2014 - 23:51

Культура чести -

- набор социальных норм и представлений, моделей поведения, согласно которым честь является абсолютной ценностью и должна защищаться при любых обстоятельствах, разными способами, включая насилия.

Основными когнитивными элементами культуры чести являются:

а) представления о чести. Честь понимается как форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. Она может расцениваться индивидом как чувство собственного достоинства, благородство, честность, порядочность, доблесть или  сознание определенной значимости в обществе. Субъективное чувство чести находит объективное выражение в поведении, соответствующем ожиданиям группы. Это поведение во многом диктуется т.н. «кодексом чести», т.е. устоявшейся системой взглядов, убеждений, ожиданий и принципов, принятых отдельным индивидом в соответствии с его самооценкой, Я-концепцией. Чувство чести – это изначально развитое сознание своей относительной привилегированности в социуме (Круглов, 2004).

Честь, в зависимости от её субъекта, может быть массовой, родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Массовая честь проявляет себя в ситуации неперсонифицированного оскорбления значительной социальной группы, например русских, мусульман, европейцев, когда под угрозу ставится их национальное или религиозное самоуважение и идентичность. Именно таким оскорблением, задевшим честь всех мусульман, была серия карикатур на пророка Мухаммеда в европейской прессе. Индивидуальная честь – это самоуважение каждой отдельной личности;

б) представления о защите чести. Важным аспектом представления чести является то, что она должна быть связана с активным поведением субъекта, т.е. защищаться и охраняться от посягательств извне. Угроза чести – это всегда угроза Я-образу и позитивным представлениям индивида о самом себе. Защита чести от посягательств со стороны других является существенно важной задачей социальной коммуникации. Значимыми для индивида, в данном контексте, являются такие понятия, как «сохранение», «восстановление чести», «отмщение за бесчестье». При этом изменения статуса чести не воспринимаются как критические и необратимые: честь можно «вернуть», «восстановить» собственными действиями. Последние, как правило, связаны с наказанием обидчика, а в некоторых восточных культурах - с самонаказанием. При этом сам процесс восстановления чести может быть как ритуализованным (напр., дуэль, харакири), так и неритуализованным.  Известно, что в России дела чести нередко заканчивались спонтанными физическими столкновениями с прямым физическим контактом и применением различного оружия (Рейфман, 2003).  Это во многом доказывает гипотезу, согласно которой «культура чести» не является элитарной, свойственной только «высшим» сословиям. В жизни «низших» сословий она также представлена в отчётливой форме. «Культура чести» находит свое отражение, например, в русских народных пословицах, таких, как «честь чести на слово верит», «честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает», «за честь голова гинет». «Честь головою оберегают», «лучше смерть, нежели позор», «смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжелее) смерти» И т.п.

в) символика чести – это условные знаки и символы, характеризующие и отождествляемые с самоуважением. К типичным символам чести можно отнести: а) физические состояния, т.е. собственную физическую неприкосновенность, охранение границ личного пространства, действия, связанные с Я-образом и воплощающие честь индивида; б) социальные состояния, например, принадлежность к той или иной социальной группе (дворян, воинов, «честных фермеров» и проч.); в) духовные состояния, т.е. особенности мышления, принятие индивидом тех или иных моральных принципов и убеждений. Любая попытка со стороны третьих, малозначимых лиц необоснованно, грубо или дерзко подвергнуть сомнению эти символы будет трактоваться, как посягательство на честь. К типичным символам чести относят «девичью», «мужскую», «офицерскую честь», «честное имя», «честь организации».

Культура чести предписывает и поощряет враждебное поведение  в качестве реакции на унижение чести и достоинства индивида. Необходимость «сохранения своего лица» является ключевой в культуре чести и требует проявления гетероагрессии, либо аутоагрессии. Гетероагрессия при этом  направлена на обидчика, аутоагрессия - на самого себя. Часто бывает очевидной несопоставимость тяжести агрессии и побудившей её причины. Убийства на дуэлях нередко были следствием малозначительных, со стороны постороннего наблюдателя, инцидентов. Аутоагрессия в «культуре чести» наиболее характерна для Японии с укоренившейся традицией ритуальных самоубийств. До середины 19 в. знатные особы и чиновники в Японии часто совершали харакири, дабы наказать себя за тяжкое преступление, защитить свою честь или честь семьи. Самураи подвергали себя харакири также ради  сохранения чести в случае невозможности осуществить кровную месть.

 

http://www.vocabulum.ru/word/191/

Наиболее полное, на мой взгляд, определение - психологическое, уж извиняйте если что. Какие у кого есть мысли на тему, что для вас культура чести, как вы относитесь к таким людям?


Изменено: Bert, 13 Январь 2014 - 23:52

  • giridzin и Centre пользователям это нравится

#2 Зяблик

Зяблик

    Завсегдатай

  • Забаненные
  • 396 Сообщений:

Опубликовано 13 Январь 2014 - 23:57

Честь важна, но в ряде обстоятельств ей можно пренебречь.
Например, если речь идёт о войне. В военных действиях нет места рыцарским поступкам; следует прибегать к самым бесчестным и подлым, но эффективным действиям.
Что же касается повседневной жизни, то тут у всех по-разному; защищаете или не защищаете честь согласно Вашему самоуважению



#3 Яри

Яри

    Я

  • Модераторы
  • 10 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:айкидо, иайдо, дзёдо

Опубликовано 14 Январь 2014 - 00:09

 В военных действиях нет места рыцарским поступкам; следует прибегать к самым бесчестным и подлым, но эффективным действиям.

 

Ну-ну...

Если судить по истории моей семьи и поступкам тех, кто реально воевал, на войне рыцарских поступков было более чем достаточно. И величайшего благородства и самопожертвования. Хватало, разумеется, и другого, но вообще-то самое эффективное действие подлеца на войне - удрать в тыл и сидеть там в безопасности и тепле, пока другие умирают в окопах... Думаю, если бы так поступало большинство, мы бы точно не выиграли ни единой войны в истории.

 

Мой дед, ныне уже покойный - а в конечном счете и мы, все его потомки - был обязан жизнью "лицу кавказской национальности", так и оставшемуся неизвестным. Тот то ли 2, то ли 3 км волок его на себе до медсанбата под огнем, и доволок-таки. Это как, рыцарский поступок или не очень? 


Изменено: Яри, 14 Январь 2014 - 00:15


#4 Зяблик

Зяблик

    Завсегдатай

  • Забаненные
  • 396 Сообщений:

Опубликовано 14 Январь 2014 - 00:21

Ну-ну...

Если судить по истории моей семьи и поступках тех, кто реально воевал, на войне рыцарских поступков было более чем достаточно. И величайшего благородства и самопожертвования. Хватало, разумеется, и другого, но вообще-то самое эффективное действие подлеца на войне - удрать в тыл и сидеть там в безопасности и тепле, пока другие умирают в окопах... Думаю, если бы так поступало большинство, мы бы точно не выиграли ни единой войны в истории.

Вы несколько неверно поняли. :)
Под рыцарскими поступками я имел в виду не героические подвиги, навроде заслонить собой дот, прикрыть телом товарища, спасти ребёнка, остаться одному и прикрывать отход своих, и так далее. Имелось в виду рыцарское "выходи в чисто поле силушкою мериться".
А так, ударить противнику в спину, из засады - это милое дело. Закидать его ракетами, сидя в тепле - милое дело. С точки зрения каких-нибудь самураев это было бы бесчестьем, зато это сохраняет жизни твоих людей.


А вообще, когда ты сам отвечаешь сам за себя, и когда в какой-то ситуации речь идёт только о твоей жизни, то ты можешь поступать "по чести" или "не по чести", дело это целиком твоё. Другое дело, когда ты - командир, и на тебе висит ответственность за твоих людей. В этом случае ты уже не можешь позволить себе играть в рыцаря, потому за это будут расплачиваться жизнями твои люди.
Впрочем, даже при современном подходе, когда эффективность превыше всего, есть вещи, считающиеся бесчестными - например, прикрываться гражданскими. Я не одобряю такие действия, но я их понимаю, потому что они очень эффективны, и даёт больше шансов на победу.



#5 Яри

Яри

    Я

  • Модераторы
  • 10 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:айкидо, иайдо, дзёдо

Опубликовано 14 Январь 2014 - 11:27

Это называется путаница в терминологии. "Выходи в чисто поле силушкой меряться" - это не рыцарское поведение. Совсем. Это поведение богатырей-одиночек, и то скорее былинно-сказочных, чем реально существовавших. Реальные же рыцари "мерялись силушкой" таким манером разве что на турнирах, а в боевых действиях как-то предпочитали групповые построения "копий", поддержку стрелков и прочее. 

 

Военные действия категории "вышли два войска, каждый выбрал себе противника в рядах врага и началась куча поединков" среди известных мне культур бытовали разве что у японцев (и то далеко не всегда - даже у них знали и тактику, и военные хитрости). В силу их крайней изолированности от прочих народов и, соответственно, отсутствия "новых веяний" в военном искусстве. Кроме того, если столетиями все войны - сугубо гражданские, в рамках одной страны и культуры, то их "ритуализация" почти неизбежна - мало кому нужны вдребезги разоренная провинция, вырезанное население и прочее в таком духе. А знатного противника куда выгоднее держать в плену как заложника для лояльности его рода, или получить за него выкуп... Поэтому - сознательно или нет - потери старались минимизировать не только в своих рядах.

 

А честь - человека, солдата и так далее - она или есть, или ее нет. Причем есть честь, а есть понты, нередко выдаваемые за оную. И это далеко не одно и то же. Честь основывается на внутреннем понимании своей правды и силы этой правды. Переступить через нее - все равно что сломать себя и вытереть об оставшееся ноги, война там или не война. А вот понты, напротив, идут от слабости. От маскировки страха, от желания самоутвердиться за счет принижения или унижения других... Человек реально сильный, со "стержнем" в душе, в понтах не нуждается.

 

Но вообще рассуждать, что там правильно, а что нет, на войне, если сам этой самой войны никогда не нюхал - занятие достаточно глупое...



#6 Зяблик

Зяблик

    Завсегдатай

  • Забаненные
  • 396 Сообщений:

Опубликовано 14 Январь 2014 - 11:46

Это называется путаница в терминологии. "Выходи в чисто поле силушкой меряться" - это не рыцарское поведение. Совсем.

Значит, я не так выразился :) Кстати, насчёт японцев Вы верно заметили; у них в своё время из-за кодекса чести некоторые тактические приёмы запрещались. В этот и состояла причина того, что разного рода ниньзи пользовались популярностью - они стояли вне кодексов чести, а потому их можно было нанять для подлого убийства спящего вражеского полководца  :ph34r:


Но вообще рассуждать, что там правильно, а что нет, на войне, если сам этой самой войны никогда не нюхал - занятие достаточно глупое...

Вам её "нюхать" и не придётся, надеюсь :)
Так или иначе, а честь сегодня котируется меньше, мне кажется.. Ну то есть меньше значения ей придают


#7 Bert

Bert

    Аксакал

  • Пользователи
  • 4 938 Сообщений:

Опубликовано 16 Январь 2014 - 23:17

Вообще культура чести - понятие очень широкое, оно относится не только к самураям, рыцарям, и современным военным (тут обычно подразумевается конечно честь офицера, но и солдатская честь тоже). Среди гражданских, особенно в отдельных регионах, тоже распространена культура чести, например честь рода, определённые представления, связанные с религией, и пр. В криминальной среде тоже есть свой кодекс чести (который конечно соблюдается далеко не всеми преступниками).



#8 Inquisitor

Inquisitor

    Новичок

  • Новички
  • 1 Сообщений:
  • Стиль:Самбо

Опубликовано 22 Январь 2014 - 22:18

Честь - абстрактное понятие. И в битве (драке, стычке, сражению) насмерть ею можно пренебречь.

Но в обычной жизни она необходима. Опять же, каждый сам для себя решает.



#9 vitki

vitki

    Старожил

  • Модераторы
  • 2 587 Сообщений:
  • Откуда:Южно-Сахалинск
  • Стиль:ицуань

Опубликовано 30 Январь 2014 - 17:19

пренебрег и все - нету.. кончилась.. искренность важна