Перейти к содержимому


  
Фото

Этические нормы в вьетнамских боевых искусств


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
34 ответов в теме

#21 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 30 Сентябрь 2014 - 13:45

Говоря про здесь, сейчас и современной Европе, я имел ввиду Европа как географическое понятие, включая и Россия. Ну, в смысле не Вьетнам, не Китай и не классическое мировоззрение, а наше время и наши места проживания. :)

 

Насчет возможности воздействия на своих воспитанников - мой опыт преподавания показывает, что ученики в большинстве случаев подходят избирательно. Это хорошо - это плохо. Это берем - это не берем. Это стоит - это не стоит.

 

Похоже, учитель давно не является единственный источник информации. ( Как и далеко не единственный аккумулятор воспитания.) Поэтому и мне кажется, что не стоит учить других жить - в смысле, не стоит учить их слишком упорно. Как говорил мой учитель в свое время: "Я тебе даю, а ты если хочешь - бери!" Это я так, в принципе.

 

Вы сказали, что у вас очень сильные этические установки в традиционных единоборствах. Приведите пожалуйста какие-то примеры. ( Ведь проще понять на конкретних примерах, чем читать академические тексты.) :)



#22 AlexeyKuzmin

AlexeyKuzmin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 406 Сообщений:
  • Откуда:Москва Россия
  • Стиль:ушу

Опубликовано 01 Октябрь 2014 - 11:57

Говоря про здесь, сейчас и современной Европе, я имел ввиду Европа как географическое понятие, включая и Россия. Ну, в смысле не Вьетнам, не Китай и не классическое мировоззрение, а наше время и наши места проживания. :)

 

 1. Насчет возможности воздействия на своих воспитанников - мой опыт преподавания показывает, что ученики в большинстве случаев подходят избирательно. Это хорошо - это плохо. Это берем - это не берем. Это стоит - это не стоит.

 

Похоже, учитель давно не является единственный источник информации. ( Как и далеко не единственный аккумулятор воспитания.) Поэтому и мне кажется, что не стоит учить других жить - в смысле, не стоит учить их слишком упорно. Как говорил мой учитель в свое время: "Я тебе даю, а ты если хочешь - бери!" Это я так, в принципе.

 

2. Вы сказали, что у вас очень сильные этические установки в традиционных единоборствах. Приведите пожалуйста какие-то примеры. ( Ведь проще понять на конкретних примерах, чем читать академические тексты.) :)

1. Согласен, даже хочу сказать, что здесь работает принцип: "подобное притягивается к подобному". Вокруг лидера формируется некий социум. Ведь иногда наставник предпочитает отказаться от ученика, который ему явно не подходит. Но и с относительными единомышленниками невозможно скинуть свою программу в мозг. Единственное - личный пример. Но ритуал увеличивает эффективность личного примера - это коллективные действия, тут есть воспитательная сторона.

2. Пример - уважительное отношение к наставнику и другим ученикам в школах каратэ-до, например у Горбунова Игоря Валерьевича. В целом, все наши даны по каратэ-до очень глубоко проникнуты этикой и моралью боевых искусств.

В то же время, поговорите с тренерами по борьбе - драки в раздевалках - частое дело, да что там говорить - полно случаев скандального поведения на ринге.

По моему мнению, это связано с тем, что в соревновательных единоборствах больше эгоизма, больше желания добиться личного успеха, и окружающие воспринимаются как конкуренты, а не как братья по школе.



#23 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 01 Октябрь 2014 - 20:57

Безусловно, личный пример - лучший способ воздействия, создающий и поддерживающий атмосфера доверия. Нет спора по этому вопросу. Одновременно с этим, личным примером можно воздействовать только на людей с сродных мировоззрений. Непонятный, далекий от жизни и "чужой" ритуал часто выглядит странно и даже немного комично.

 

Уважительное отношение к наставнику и другим ученикам в школах - это не постоянная величина. У нас тоже есть уважительное отношение к наставнику и другим ученикам в школах, еще и уважительное отношение к других БИ, других практикующих и т.д. Но это не константа. Иногда, некоторые люди срываются. Даже здесь в форуме можно найти немало примеров. :)

 

На мой взгляд этические нормы в БИ - это что то как правила дорожного движения. Это формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения. Это нарушения, штрафы и опыт. Этические нормы в БИ - это знаний, умений и практических навыков выживания.

 

Вообще, для людей практикующих БИ, этические нормы имеют значение первостепенной важности. Хоть и, к сожалению, мало кто знает об этом. Завтра напишу пару примеров.



#24 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 01 Октябрь 2014 - 22:41

1. здесь работает принцип: "подобное притягивается к подобному". Вокруг лидера формируется некий социум. Ведь иногда наставник предпочитает отказаться от ученика, который ему явно не подходит. Но и с относительными единомышленниками невозможно скинуть свою программу в мозг. Единственное - личный пример. Но ритуал увеличивает эффективность личного примера - это коллективные действия, тут есть воспитательная сторона.

 

Совершенно верно! формируется именно дружеский коллектив, и ведь от наставника зависит отношение учеников друг к другу. у нас никому и в голову не придёт как-то не хорошо отозваться о любом члене коллектива, наоборот все только и ищут повод пригодиться чем-то остальным. 

Я занимаюсь в у одного и того же тренера в двух залах в разных городах. и в обоих залах одинаковая атмосфера и отношение людей друг к другу.

и новые люди приходят постоянно, и любо вливаются и становятся дружественными как все либо уходят раньше, чем могли бы создать неприглядную ситуацию..

И да, была в другом клубе того же БИ, там ребята участвуют в соревнованиях. И после окончания времени спарринга добивают друг друга..

 

Безусловно, личный пример - лучший способ воздействия, создающий и поддерживающий атмосфера доверия. Нет спора по этому вопросу. Одновременно с этим, личным примером можно воздействовать только на людей с сродных мировоззрений. Непонятный, далекий от жизни и "чужой" ритуал часто выглядит странно и даже немного комично.

 

 и сюда я со своим примером :)  У нас присутствует ритуальное подметание зала и возжжение палочек (иногда), в которых я , как православная не участвую именно из-за ритуальности. 

есть у нас ребята, которые по субботам не тренируются - им нельзя, и сам тренер иного вероисповедания, чем глава школы - может наши мировоззрения и далеки, но взаимное уважение присутствует в полной мере. так в первый месяц моего присутствия на тренировке возник спор о православии, (до моего появления  в малом зале церковь ругали) и мне кто-то что-то грубо сказал о моей религии, тренер просто запретил эти разговоры. И сам больше не критикует православие, раз есть человек, глубоко уважающий эту религию.  И вот уже скоро год - споров не возникает. ни на какую тему..

Это ли не этическая норма?



#25 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 02 Октябрь 2014 - 14:34

... ведь от наставника зависит отношение учеников друг к другу...

 

Отношение учеников друг к другу зависит от учеников. :) Даже и если учитель запретил что то, у каждого ученика есть свободная воля выполнять или нарушать это. Это в большой степени зависит от характера, от природных качеств конкретного человека.

 

Насчет то, что этические нормы в БИ - это знаний, умений и практических навыков выживания. И что для людей практикующих БИ, этические нормы имеют значение первостепенной важности.

 

Пример. В принципе "Уважай себя, уважай других!", содержиться идея взаимоотношения личностного Я, окружающий ( меня) Мир, Микрокосмос,  Макрокосмос, Ам, Зыонг и т.д. В смысле, как будто "Не нарушай равновесие, сохраняй существующий порядок!" :excl:

 

Стоит девушка. Подходит парень, подшучивает над девушкой, отправляет неприличное предложение. ( От "Уважай других!" и следа нет...) Недалеко стоят другие молодые люди, подходит ее парень, спрашивает что происходит. И к нему тоже те шутки и приколы, и двусмисленные предложения. ( Второй раз "Уважай других!" отсутствует.) Проявлять явное неуважение и шутить над незнакомыми людьми лучше нельзя, а то можно вызвать очень негативную реакцию. В итоге: один погибший и искалеченные судьбы десятких людей. Из одного элементарного незнания что это "Уважай себя, уважай других!"

 

А суицид это что? Это тоже незнания и непонимания "Уважай себя, уважай других!". Ведь мы - частица Бога! И неуважение к себе или других людей, это серьезное прегрешение.

 

Учитель, ученик и само боевое искусство ( Учение), это 3 составные части единого целого. Поэтому и учитель ( как часть единного целого) в состоянии только сообщить, передать, дать знать другому человеку. Но не может сделать ничего вместо него. Потому что у каждого есть свободная воля выполнять или нарушать то, что сам захочет.



#26 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 02 Октябрь 2014 - 18:30

Отношение учеников друг к другу зависит от учеников. :) Даже и если учитель запретил что то, у каждого ученика есть свободная воля выполнять или нарушать это. Это в большой степени зависит от характера, от природных качеств конкретного человека.

У наставника минимум два метода - популярно объяснить, почему он это запретил (как поступил мой тренер) или выгнать того, кто не слушается из зала - другим будет не повадно. Возможно подобное было, потому что у нас никому в голову не приходит не слушаться. Тем более, что тренер более чем адекватен и все понимают, что зря он ничего не скажет. Хотя ученики есть и старше него биологически.

   У меня обратный пример (для баланса) не столь жестокий, и серьёзный но тем не менее: девушка идёт по заведению, где пляшут нетрезвые мужчины(что-то празднуют) один её хватает и просит потанцевать, она вместо того, чтобы кричать, возмущаться, дать пощёчину, гладит его по схватившей руке и улыбаясь говорит - ты - классный в следующий раз, обязательно. Всё. конфликта нет. мужичёк опешил отпустил и все довольны.

если её парень и увидел момент - придраться ему не к чему - поздоровались и разошлись.

Vo_dao, Я с Вами ни в коем случае не спорю, по поводу влияния наставника и прочее, но мне кажется, что Ваша позиция слегка пессимистична..



#27 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 03 Октябрь 2014 - 11:00

Мы не спорим, мы просто освещаем разные составляющие предмета внимания ( этических норм). А сам вопрос достаточно велик - похоже мы как в этой притче о слоне и мудрецах. Один - за хвост, другой - за ухо, третий - за ногу ... 

 

Насчет моей позиции - она одновременно и пессимистична, и оптимистична. Она не застила на месте, она динамическая. Я с 0 до 100 % пессимистичен, и с 0 до 100 % оптимистичен. Можно сказать что мне все равно, выполняются ли правила, или они нарушаются. Можно сказать тоже, что мне не все равно, выполняются ли правила, или они нарушаются. Почему? Потому что у каждого человка есть свободная воля выполнять или нарушать какие то правила. Максимум,что я могу сделать, это дать знать другому человеку о существовании таких правил. И дать какие то разъяснения, если нужно.

 

Относительно этических норм, учитель подобен на светофор. Он указывает. Водители принимают решения стоять или ехать. Это 3 составные части единого целого.

 

Вы говорите про зал. Как ваши соученики ведут себя правильно и безупречно. И как учитель контролирует процесс. Это только так выглядит. На самом деле учитель контролирует процесс частично. Он практически не в состоянии контролировать всех своих учеников 24/7, да и это не его дело. Его дело - создание личности, самостоятельно берущие решения и берущие ответственность на себя за свои решения.

 

Ну, я смотрю на все это с другой позиции и с другого опыта. Вы - с своей позиции и с своего опыта. Типа паралакс. :)

 

Хорошо, нечего мне больше сказать. А то десять раз повторять одно и то же - бесполезное дело.



#28 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 03 Октябрь 2014 - 13:44


Вы говорите про зал. Как ваши соученики ведут себя правильно и безупречно. И как учитель контролирует процесс. Это только так выглядит. На самом деле учитель контролирует процесс частично. Он практически не в состоянии контролировать всех своих учеников 24/7, да и это не его дело. Его дело - создание личности, самостоятельно берущие решения и берущие ответственность на себя за свои решения.

 

Ну, я смотрю на все это с другой позиции и с другого опыта. Вы - с своей позиции и с своего опыта. Типа паралакс. :)

 

Хорошо, нечего мне больше сказать. А то десять раз повторять одно и то же - бесполезное дело.

вероятно я плохо объяснила :) - тренер ничего не контролирует, он просто даёт установку, как раз как Вы говорите, 

конечно не безупречно себя ведут -  периодически опаздывают, могут разговаривают во время тренировки, обычные тренировочные фолы

но взаимное уважение присутствует в полной мере.

Это не столько поведение (и контроль) сколько внутренне состояние людей. как-то сразу уважаешь всех кто в этом зале.

Вы совершенно правы, я смотрю с противоположной от Вас стороны. но я тренировалась в шести залах у пяти разных тренеров (к вопросу о поиске тренера) И я вижу разницу между ними, у некоторых всё легко, но их слушаются, другие много умничают и рассказывают кого в своё время побили,  у них ребята агрессивные и часто хвастливые.

Я не настаиваю, что тренер непременно должен влиять и контролировать, но мне кажется, что это само собой получается.



#29 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 03 Октябрь 2014 - 14:36

И позвольте ещё рассмотреть вопрос с третьей стороны - у меня двое сыновей я их отдала в боевые искусства именно ради формирования упомянутых этических норм. Мне кажется, что подростки часто бывают безжалостны не от злости, а потому, что не умеют ставить себя на место другого. Так в истории про подростков с камнями, некоторые их них могли просто не осознавать вред и низость своего поступка.

Мне кажется, что из всех взрослых вне семьи (а зачастую, даже включая родителей) только влияние тренера может соперничать с влиянием сверстников. Возможно потому, что он априори и по праву сильнее самого сильного в группе (ибо у него самый высокий дан, или самый расписной пояс)

Как вы считаете? Vo_dao, вам приходилось тренировать детей?



#30 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 09:06

Да, тренировать детей приходилось.

 

Я хочу сказать про этических норм. Со временем люди меняются. Меняются ихние взгляды, меняются взаимоотношения. А суть правил не принимает другой оборот. Это вечные ценности, переходящие из одной жизни в другую жизнь.

 

И еще пару слов про этических норм в БИ как практических навыков выживания. Уважительное обращение и вообще демонстрация уважения - это возможность не вляпаться в конфликт и неприятности. Но это не панацея, и не надо думать, что применения только одних этических норм спасят нас от столкновения. Если оппонент категорически решил нас отмутузить, вряд ли нам поможет то, что мы воспитаны по хорошим этическим нормам. Нам поможет только умение драться.

 

Визируя как соотносятся этические нормы и боевые искусства, можно сказать что это взаимоотношение Ам/Зыонг, это две части единного целого, это отношение "превентивная мера/практическая самозащита" и т.д. Важность этой взаимосвязи не все понимают, но кто созрел тот поймет.

 

 



#31 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 07 Октябрь 2014 - 08:50

Был вопросительный знак как понимать это выражение:

 


Это вечные ценности, переходящие из одной жизни в другую жизнь.

 

Ну, я имел в виду то, что переходит от одного поколения к другому. Знания и суть знания, передающихся из поколение в поколение. Вместе с тем, и другой смысл тоже присутствует. Но это уже не жизнь, а сплошная метафизика! :)

 



#32 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 19 Май 2016 - 08:19

Был вчера такой случай. Вьетнамец делает видео уроки ( изучения вьетнамского языка) и кто то в благодарности отправил ему 100 доллара. Поддержать проект, солидаризироваться и типа того. Вьетнамец немножко попал в ступор. Если вернет деньги обратно - обидеть человека. Возьмет деньги - сам не уверен что это этично. И ищет совет.

 

Про что я. Я про добродетельных поступок. Мой учитель часто говорил: "Сначала будь добрым человеком, а уже потом будь мастером". В китайские БИ это называют "удэ" - боевая мораль, в ВБИ не знаю как именуют. Мой учитель называл просто "закон". Каждая школа имеете свой "закон", но в общем это корениться в традиционным методам поведения в обществе.

 

Вопрос такой: берем ли это в рассуждения, прислушиваемся ли к этому, когда учимся? Или действуем избирательно - селективно? И применяем ли практически эта "боевая мораль"?


  • vitki это нравится

#33 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 21 Май 2016 - 10:16

Когда ешь плоды, помни о том, кто посадил дерево. ( вьетнамская пословица) :)


Изменено: vo_dao, 11 Октябрь 2016 - 07:41


#34 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 11 Октябрь 2016 - 07:42

Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. ( вьетнамская пословица) :)
 


Изменено: vo_dao, 11 Октябрь 2016 - 07:43


#35 kenzo

kenzo

    Новичок

  • Новички
  • 1 Сообщений:

Опубликовано 17 Февраль 2017 - 20:08

,, Понимать многое , отрабатывать - главное ...,,
( из методических наставлений по НЯТНАМ ( Вьет Во Дао)
Всем респект.. и удачи...