Перейти к содержимому


  
Фото

Этические нормы в вьетнамских боевых искусств


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
34 ответов в теме

#1 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 01 Июль 2012 - 14:50

В каждое общество действуют правил поведения - в виде что приемлимо, и чего не должно быть места. В боевых искусств - как порядок взаимоотношения внутри школы, так и за рамках школы - в жизни.

Иметься ли в наличии в вашых школах такие правила поведения? Есть ли вообще в вашей традиции, рекомендуется ли это старым учителям в вашей школе? Современные учителя и инструктора вашей школы ( клуб), продолжают ли эту традицию? Как принимается это со стороны современных учениках?

#2 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 06 Июль 2012 - 11:01

Хорошо, напишу еще пару слов. По отношении правила поведения, мой учитель в свое время ( а потом и я, когда начал преподавать), акцентировал на 5 рекомендации. Первая - лояльность. Лояльность к свою школу и своего учителя / учителям. К Родине и семье в широком смысле.

Вторая, третья и четвертая рекомендация касают уважение. Не только уважать, но свидетельствовать и проявлять свое уважение. К более старшим по возрасти или опыт / стаж. Тоже самое к ровестникам по возрасти или стаж. Тоже и к людям моложе по возрасти и новички в практика боевых искусств. Эти рекомендации имеют отношение как к людям, которые тренируются в школу, так и к обычним людям которые не занимаются боевым искусствам.

Пятая рекомендация касает баланс в свои мысли и поступки. Уравновешивать самого себя. Не терять голову от успехов, и не унывать от неуспехов.

Вот так. А все остальное, надеюсь, обсудим в комментариях. :)

#3 DANATAS

DANATAS

    Аксакал

  • Пользователи
  • 3 292 Сообщений:
  • Откуда:Kilkeel, UK
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 06 Июль 2012 - 13:20

Я так понимаю, что лояльность это когда ученики от тебя не уходят и ты остаешься со своим учителем...так как тогда относиться к ученикам, которые приходят к тебе из других школ? (ответ любить и лелеять принимается, но к топику отношения не имеет :lol: )

#4 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 06 Июль 2012 - 15:52

В принципе, всегда приходит время, когда ученикам надо уйти. Причины самые разные. От учителя тоже требуется умение быть лояльным. Лояльность - это внутренное состояние, когда сохраняется доброжелательная двусторонность в отношениях. Даже когда люди уже не тренируются ( или не живут, или не работают и т.д. ) вместе. Примерно на этот момент я поддерживаю в интернет много контактов с людьми, которые тренировали под мои инструкции 20-25 лет назад. Много из них приходили ко мне в гостьях, когда проезжали через моего города, и я очень рад и благодарен за сохраненое приятельство. :)

Насчет людей, которые приходят с других школ - нету разница в отношении. Им даются те права и обязаности как у всех остальных. Я никогда не позволяю себе говорить негативно про других школ, не критикую и не даю оценки типа "это правильно - это неправильно". Поэтому и имею лицо требовать такое поведение у каждого, кто тренируется под мои инструкции.

В принципе, как говорил мой учитель с свое время : "Учить боевое искусство - это похоже как стоиш перед зеркалом. Мало показался - мало отражение на зеркало. Больше показался - отражение покрупнело. Весь рост показался - отражение в весь рост. " Поэтому и если в учениках, которые пришли из других школ есть какое то безусловное недопонимание сначало, надо отнестись с разумение и спокойствие. Поговорить, составить себе понятие по какой причине идет разнобой. Конечно, если есть явная разница в мировозрениях, и человек сильно желает плыть против течения, я препятствую эму не стану. Расходимся каждый по своей тропе и все. В таком случае про лояльности не можно ничего говорить и ожидать конечно. ( Если я правильно понял вопрос.) :)

Конечно, все это я говорю по традиции и понимания нашей школы. Приними в соображение, что имею ввиду общение и работа с 10 - 12 человек.

#5 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 28 Апрель 2013 - 10:49

Нашел старое интервью с учителем Фам Зуи, ( журнал "Muscle sport, где то 10-15 лет назад). Вот решил поделиться фрагментом.

"... Одним из базовых положений школы "Хоа Пай" является девиз "Родина, семья, общество: человеколюбие — справедливость — вежливость — мудрость — и верность". Он прекрасно отображает цели и задачи воспитания учеников. Развитие лучших человеческих качеств, следуя великой естественности при помощи древней системы обще оздоровительной, лечебной, боевой и философской деятельности — это путь "Хоа Пай Ким Лиен"... "

#6 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 15 Сентябрь 2013 - 14:42

Глубокую реку коротким шестом не измеришь. ( Ну, одни говорят вьетнамская, другие - китайская, а я напишу - восточная мудрость. Чтобы никто не расстраивался по пустякам...) :)

#7 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 06 Август 2014 - 15:58

lotus_kuen_kuit_wordofwisdom.jpg

 

Лотос, вырастая из грязи, остается чистым.

 

 

 

 

 

 



#8 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 22 Сентябрь 2014 - 08:32

Кажется, слово "духовность" стало неким непонятным символом в современном обществе БИ. Как будто, потребность нету.



#9 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 24 Сентябрь 2014 - 08:57

Можно ли достичь добродетель ( вьет. đức), через занятия боевыми искусствами? И вообще, является ли это обязательным и неотъемлемым элементом процесса обучения?

 

По моему, все это - свободно выбираемый предмет. И для изучающих, и для преподающих. Поэтому, достичь добродетель через занятия боевыми искусствами - для одного очень может быть, а для другого - вовсе нет.



#10 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 24 Сентябрь 2014 - 09:53

Можно ли достичь добродетель ( вьет. đức), через занятия боевыми искусствами? И вообще, является ли это обязательным и неотъемлемым элементом процесса обучения?

 

По моему, все это - свободно выбираемый предмет. И для изучающих, и для преподающих. Поэтому, достичь добродетель через занятия боевыми искусствами - для одного очень может быть, а для другого - вовсе нет.

 

 благодаря тренировкам и тому, что он становится сильнее, человек становится увереннее  и в то же время спокойнее. Взрослый человек, не участвующий в соревнованиях..  Уверенный и спокойный человек имеет больше оснований быть снисходительным. Мне кажется, тренирующиеся люди веселее и добрее, хотя, возможно, это только в наших залах.. И опять же не все отождествляют добродетель с весёлостью :)

в то же время весёлому и дружелюбному человеку проще взрастить и сохранить иные добродетели (которые могут быть различными в зависимости от мировоззрения и вероисповедания)

Вы правы, это свободно выбираемый предмет. Однако, мне кажется, преподающий должен быть предельно осмотрителен, когда работает с молодёжью, когда внутренний стержень обучающегося ещё в процессе формирования. Поскольку тренер становится очень важной фигурой



#11 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 26 Сентябрь 2014 - 11:15

Да, Zeinab, я с Вами согласен. Сильный, уверенный в себе человек в состоянии не только проявить, но и защитить свою добродетельностью. Конечно слабый, боязливый, закомплексованный и нерешительный человек тоже может быть добродетельным, и может проявлять свою добродетельностью. Но если он не в состоянии защитить, отстоять свои намерения, свои дела, мало толк от его добродетельностью. Это единство и целость Силы и Добродетели, это Висшее Конг Фу, это понимание Ам & Зыонг - так написано в один из средновековных вьетнамских трактатах. ( Если память меня не подводит, мой учитель говорил о трактате времен восстания Тай Шон - это 18 в., но это сейчас не имеет существенную важность.)

 

Примеров, думаю, у каждого навалом, когда одной только добродетельностью не выстоишь против зла. Был случай, когда 4-5 подростки, квартальная шпана, забросали камнями одного прохожего деда. Просто так - для забавы, кто попадет с 10 - 15 м дистанции в 80 летнего старца! Или другой, он был чуть старше, которой проходя мимо старушки которая возвращалась с магазина, дернул у нее кошелек. И ходит демонстративно на 10 метра перед бабушки, нагло проверяя содержание кошелька, пользуясь ее беспомощностью.

 

Бесспорно это грозно и зло. А что будет, если эти люди занимаются боевыми искусствами? ( Имею ввиду эти 4-5 подростки, и этот молодой мужчина.)

 

А насчет то, что преподающий должен быть предельно осмотрителен, поскольку становится очень важной фигурой - это и так, и не совсем так. Это весьма неоднозначно, но про это напишу потом.



#12 Alexis_1980

Alexis_1980

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 326 Сообщений:

Опубликовано 26 Сентябрь 2014 - 15:50

Скажите, а Вы не проводили аналогии с китайскими понятиями об этике - интересно есть ли различия и в чем сходство?



#13 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 26 Сентябрь 2014 - 20:38

Да, Вы совершенно правы, Alexis_1980. Хоть и большинство вьетнамцев с которыми я встречался и разговаривал, четко подчеркивают самобытную культуру Вьетнама, многие в принципе не отрицают китайское влияние на свою культуру. И по другому быть не может, после как Вьетнам ( в разное время - разные территории), где то тысячи лет входил в состав Поднебесной империи. Даже и как самостоятельное государство, говорят, что организация управления использовала как образец и напоминала китайскую, конечно с какую то своеобразность и специфичность. Вьетнамская письменность тый ном тоже была китайскими иероглифами, которой пользовались до введение французами латинского алфавита в конце 19 в.

 

Так что сходства полным-полно, и отличия и несхожести есть. Но мне кажется что это нормально, имея ввиду более 50 национальных меньшинств Вьетнама, с ихние специфические традиции, верования, социальной организации и т.д.

 

Само собой разумеется, я не энциклопедия и не какой-нибудь эксперт по вопросам меньшинств в Вьетнаме, и не в состоянии рассмотреть все мельчайшие детали. :)  Однако, в самом главном и существенном ( как концепции) есть много общего.



#14 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 27 Сентябрь 2014 - 00:26


Бесспорно это грозно и зло. А что будет, если эти люди занимаются боевыми искусствами? ( Имею ввиду эти 4-5 подростки, и этот молодой мужчина.)

Возможно они именно позволили себе такую низость из-за отсутствия внутреннего стержня, который должен был бы выработаться при тренировках у хорошего наставника.

Ни на чём не настаиваю, но мне кажется, что такие вещи происходят от малодушия, подростки таким образом самоутверждались друг перед другом, если бы они были хороши в зале им бы не понадобилось дополнительное самоутверждение.

 

Но у меня таких примеров нет, я не встречала таких подростков и таких мужчин.. и даже не слышала о таком ..



#15 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 27 Сентябрь 2014 - 12:51

Да, Zeinab, Вы правы. У людей позволяющие себе такие низости просто такая сущность. Раньше называли такую природу демонической. Они полностью охваченные разрушением. Они в состоянии самоутверждаться таким образом всю жизнь и никакой наставник и никакой зал не в силах сделать какое то изменение в ихнюю сущность. Это природа + личный выбор. Наставник и боевое искусство здесь вполне бессильные. :excl:

 

Насчет примеров - примеров могу накидать ( как и многие коллеги из форума), не один десяток, но это сейчас не имеет существенную важность. Важно то, что наставник и боевое искусство имеют свои границы возможностей. Они только часть Большого целого, поэтому и не надо ожидать от них невозможного. Тогда не будут разочарований.



#16 zeinab

zeinab

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 88 Сообщений:
  • Откуда:Украина

Опубликовано 28 Сентябрь 2014 - 00:03

Нет уж, позвольте, vo_dao, это Вы - правы :D

охотно соглашусь относительно "вполне бессильны", поскольку общеизвестно, что изменить можно того, кто готов меняться, 

однако, что касается ожиданий невозможного - тут зависит, так сказать, от субъекта ожидания - одно дело поглядеть как наставник изменит кого-то, и иное - стремиться к собственным изменениям

 

когда человек ожидает чего-то касательно себя, он станет искать того наставника, для которого это будет вполне возможно :) более того, случается, что искать не нужно, а наставник сам появляется удивительным образом. 

или, это уже посторонняя тема?



#17 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 28 Сентябрь 2014 - 15:59

Ну,  правил поведения и взаимоотношения между наставника и воспитанника - тема если не фундаментальная, то одна из стержневых. Вообще, почитание предков ( людям старшего возраста), является и в какой то мере понимание Мирового порядка, и бесспорно присутствует в философских концепциях Востока. Так что, думаю, мы в теме. :)

 

А как думаете, как человек ищет "своего" наставника? Популярные точка зрения, и на самом деле ... :)



#18 AlexeyKuzmin

AlexeyKuzmin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 406 Сообщений:
  • Откуда:Москва Россия
  • Стиль:ушу

Опубликовано 28 Сентябрь 2014 - 20:31

В каждое общество действуют правил поведения - в виде что приемлимо, и чего не должно быть места. В боевых искусств - как порядок взаимоотношения внутри школы, так и за рамках школы - в жизни.

Иметься ли в наличии в вашых школах такие правила поведения? Есть ли вообще в вашей традиции, рекомендуется ли это старым учителям в вашей школе? Современные учителя и инструктора вашей школы ( клуб), продолжают ли эту традицию? Как принимается это со стороны современных учениках?

Я преподаю ушу в Московской школе. Недавно похожая дискуссия была в разделе "философия". Я перевел с китайского много материалов по влиянию конфуцианства на этику в боевом искусстве. Вот например:

"Сунь Ци孙琦и Ху Юн-ган  胡勇刚 из Хэнаньского аграрного университета, Чжэнчжоу   河南农业大学,河南,郑州, написали в журнале平顶山学院学报(JOURNAL OF PINGDINGSHAN UNIVERSITY ) 2006 год, том 21(5 выпуск) статью «Влияние философии конфуцианства на этику ушу» 儒家思想对武术道德的影响 английское название – The Influence of Confucianism on the Ethics of Martial Arts.

Авторы установили на основе анализа текстов главного сочинения конфуцианской школы «Лун Юй» (Беседы и суждения), что конфуцианская мысль не только в течении двух тысяч лет влияла на всю китайскую культуру, но также влияла в течении всего этого времени на одну из важнейших составных частей китайского ушу – учение о воинской морали武术道德.

Они установили, что принцип гуманности«жень» является главным принципом морали боевых искусств; справедливость«и» является символом морали боевых искусств; церемонии«ли» являются внешней видимой формой морали боевых искусств; доверие«синь» является корнем морали боевых искусств. Они считают, что в современном обществе необходимо утверждать прогрессивную сторону морали боевых искусств, чтобы лучше приспособить ее к современным условиям, для построения социалистического общества и внести вклад в гармонизацию социальной жизни."

 

Разумеется, если наставник не контролирует моральные принципы, соблюдение ритуала, нормы поведения, то он просто не сможет учить детскую группу. Чтобы был процесс обучения, необходимы условия. Вежливость, уважение, доверие - абсолютно необходимы.



#19 vo_dao

vo_dao

    Завсегдатай

  • Модераторы
  • 460 Сообщений:
  • Откуда:Вильнюс, Литва
  • Стиль:Son Dong Vo Dao

Опубликовано 29 Сентябрь 2014 - 11:07

AlexeyKuzmin, ваши переводы с китайского - безусловно похвальная инициатива! Все что Вы написали — полностью созвучно с то, что в свое время я слышал от своего учителя. Даже когда прочитал слово "справедливость", вдруг мне вспомнился разговор которой мы вели с ним наверно 25 лет назад. Обсуждаем принцип ненасилия. И я спрашиваю: Хорошо, примерно разбойник нанес удар другому человеку большим ножом ( есть у нас по традиции такие большие, похоже на мачете ножи), и учитель нанес удар другому человеку большим ножом. В чем разница? Его ответ сразу: Учитель справедлив. :)

 

А как Вы думаете, наставник на самом деле в состоянии ли контролировать моральные принципы и нормы поведения своих воспитанников? Имею ввиду - здесь и сейчас. В Современной Европе.



#20 AlexeyKuzmin

AlexeyKuzmin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 406 Сообщений:
  • Откуда:Москва Россия
  • Стиль:ушу

Опубликовано 29 Сентябрь 2014 - 21:13

Конечно, не может. Но он видит своих учеников в зале, анализирует их поведение, и может воздействовать - либо создавая ситуацию, либо личным примером. Насчет современной Европы - я не знаю, что там творится. Я в России всю жизнь живу. У нас очень сильные этические установки в традиционных единоборствах, за спорт не скажу.