Перейти к содержимому


  
Фото

Чаньская болезнь, что это?


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
393 ответов в теме

#201 kvadrat

kvadrat

    Аксакал

  • Забаненные
  • 3 179 Сообщений:

Опубликовано 18 Сентябрь 2013 - 21:22

а вы как далеко отплывали??
я предлагаю оценивать по упомянутым десяти картинкам с быком
где-то 6-ой уровень -
самадхи - состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого - мастер спорта, чёрный пояс

в наше время уже постоянное ошушение танден весьма продвинутая стадия ) ... зацикленная "малая орбита" , что то мифическое ... большая за гранью добра и зла )))))) ... в некоторых известных направлениях считается , что ученик не в состоянии зациклить малую орбиту самостоятельно ... и ему помогают "колотушкой" .. и пишут потом , что цигун и сьехавшая кукушка от дэен практик не имеют между собой ни чего общего ))))) ..

.... практикуем потихоньку , все что добился моё )

Изменено: kvadrat, 18 Сентябрь 2013 - 21:23


#202 TaijiTanglang

TaijiTanglang

    懶老外

  • Модераторы
  • 3 617 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Тайцзи танланцюань линии Мастера Ван Юаньцяня

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 13:28

Пробегая глазами этот безудержный поток сознания, заполняющий данную тему, хочется напомнить дорогим читателям несколько простых фактов относительно собственно темы как-бы того общения:
1. Данное явление возникло в среде некоторых Школ, практикующих Учение Чань Буддизм, как некое побочное следствие практик Учения Чань.
2. Данное явление, как и сами практики, более чем многократно и подробно изложены, рассмотрены и объяснены в различных письменных источниках вышеупомянутых Школ Чань Буддизма, некоторые из них, например "治禪病祕要法卷上", вполне доступны в Инете.
3. В нашу страну, да и не только, для поддержки практикующих Учение Чань достаточно регулярно приезжают Наставники, тем самым обеспечивая неприрывность традиции устных наставлений со времен аж самого Боддхидхармы, в которых , само собой, в том числе и поясняют это явление, что оно из себя представляет и как с этим бороться.

Так вот, дорогие читатели, надо отметить, что ни Учителя давних времен, создававшие вышеупомянутые трактаты, ни Наставники нашего времени, к моему великому к счастью, не читали и не читают местные форумы, посему, вместо всяческой бредятины, примеры которой в изобилии плодятся на страницах этой темы людьми, далекими от понимания сути вопроса, эти Учителя термину "Чаньская болезнь" дают простое, но тем не менее очень емкое определение: неспособность к созерцанию...

DIXI

Изменено: TaijiTanglang, 19 Сентябрь 2013 - 13:29


#203 hbnf

hbnf

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 210 Сообщений:

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 18:46

Пробегая глазами этот безудержный поток сознания, заполняющий данную тему, хочется напомнить дорогим читателям несколько простых фактов относительно собственно темы как-бы того общения:
1. Данное явление возникло в среде некоторых Школ, практикующих Учение Чань Буддизм, как некое побочное следствие практик Учения Чань.
2. Данное явление, как и сами практики, более чем многократно и подробно изложены, рассмотрены и объяснены в различных письменных источниках вышеупомянутых Школ Чань Буддизма, некоторые из них, например "治禪病祕要法卷上", вполне доступны в Инете.
3. В нашу страну, да и не только, для поддержки практикующих Учение Чань достаточно регулярно приезжают Наставники, тем самым обеспечивая неприрывность традиции устных наставлений со времен аж самого Боддхидхармы, в которых , само собой, в том числе и поясняют это явление, что оно из себя представляет и как с этим бороться.

Так вот, дорогие читатели, надо отметить, что ни Учителя давних времен, создававшие вышеупомянутые трактаты, ни Наставники нашего времени, к моему великому к счастью, не читали и не читают местные форумы, посему, вместо всяческой бредятины, примеры которой в изобилии плодятся на страницах этой темы людьми, далекими от понимания сути вопроса, эти Учителя термину "Чаньская болезнь" дают простое, но тем не менее очень емкое определение: неспособность к созерцанию...

DIXI

а когда Учитель руками касается Ученика это и есть обучение от сердца к сердцу?

#204 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 18:50

и вне зависимости от своего хода
ученик получает "колотушкой"??
в каком режиме, интересно, - сколь сильно и долго
и насколько интенсивность влияет на скорость осознания -
возможно есть сведения

Он говорил, что другим выходом может быть выход мышления на более высокий уровень и творчество.

не нашёл блиц-поиском про высокий уровень
только про неудачный исход:
"разрушить метакоммуникативную систему личности (то есть систему сообщений по поводу коммуникации)... Человек начинает либо во всяком высказывании подозревать скрытый смысл, либо, наоборот, воспринимать всё сказанное буквально, игнорируя невербальные метакоммуникативные сигналы (тон, жесты и т. п.)"

TaijiTanglang
а в чём причина "неспособности к созерцанию"??

#205 sandman81

sandman81

    Аксакал

  • Пользователи
  • 6 949 Сообщений:
  • Откуда:Россия
  • Стиль:WING CHUN

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 19:00

емкое определение: неспособность к созерцанию...

DIXI


Китайские Учителя и Наставники-сторонники Канта или придерживаются версии Платона? :blush:

#206 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 19:04

Китайские Учителя и Наставники-сторонники Канта или придерживаются версии Платона? :blush:

я сходств не вижу почти


Изменено: роботы, 19 Сентябрь 2013 - 19:22


#207 sandman81

sandman81

    Аксакал

  • Пользователи
  • 6 949 Сообщений:
  • Откуда:Россия
  • Стиль:WING CHUN

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 19:27

Канта с Платоном? Так они даже не родственники:)

#208 kvadrat

kvadrat

    Аксакал

  • Забаненные
  • 3 179 Сообщений:

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 19:55

TaijiTanglang
а в чём причина "неспособности к созерцанию"??

) ... это не просто хороший вопрос , это в точку )))) . мне вот тож интересно как это , созерцать например поплавок способны все , а просто на созерцание нужен особый дар с выше ) .. это отдых , расслабончик ) ... человек без переодического вхождения в состояние созерцания быстро "сгорит" .. диалог останавливается у ВСЕХ , с определенной переодичностью ) ... иначе перегруз ЦНС и прЫвет кукушата . ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ СПОНТАННО ) .. У ВСЕХ . )))

и вне зависимости от своего хода
ученик получает "колотушкой"??
в каком режиме, интересно, - сколь сильно и долго

это не ко мне вопрос . у меня как то само идет , без колотушек ))))

Изменено: kvadrat, 19 Сентябрь 2013 - 20:00


#209 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 23:04

у миня есть одно ключевое непонимание дзэн
наверное, популярное:
"А сидела на трубе
А пропала
кто осталса на трубе??"

...вам нужно только наблюдать. Как только вы начнете думать: «Что происходит?», ум вернется. Если вы начнете анализировать, ум вернется. Что бы вы ни делали, кроме наблюдения — ум будет возвращаться. Это единственный враг, которого нужно избегать, а наблюдение — единственное убежище, в которое не может войти ум.
Поэтому вам нужно только наблюдать, входить в наблюдение как можно более глубоко. Идите глубже и глубже, с таким напряжением, чтобы ум отстал на многие мили и остался только чистый свидетель. Это — ваше чистое золото, это — ваш будда.

- кто этот "вы" в устах просветлённого, што за чистый свидетель, ваш будда??
о "ком" постоянно ведётса речь в таких описаниях??

я понимаю, што в конечном итоге осознаётса/воспринимаетса единство всего сущего -
снимаетса условность "я - не я"
но до этой, одной из последних стадий - што наблюдает за умом??

я пыталса постфактум добитьса ответа от одного полу-просветлённого (3 лсд и какие-то базовые практики) - он не смог выдать ничего, кроме "зеркала"
но какое отношение зеркало, чистое отражение, имеет к я??

Изменено: роботы, 19 Сентябрь 2013 - 23:05


#210 Искатель

Искатель

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 320 Сообщений:
  • Откуда:Мой адрес - не дом и не улица....
  • Стиль:Вольная борьба, Ушу - Саньда

Опубликовано 19 Сентябрь 2013 - 23:44

не нашёл блиц-поиском про высокий уровень
только про неудачный исход:


Вот (к сожалению довольно длинный кусок, но иначе не понять:


Рассмотрим очень простую парадигму: самка дельфина (Steno brendanesis) обучена воспринимать звук свистка тренера как "вторичное подкрепление". За свистком ожидается получение пищи; и если она позднее повторит то, что делала, когда раздался свисток, то будет ожидать, что снова услышит свисток и снова получит пищу.
Далее тренеры используют эту самку дельфина для демонстрации публике "оперантного обусловливания". Попадая в демонстрационный бассейн, она поднимает голову над поверхностью, слышит свисток и получает пищу. Затем она снова поднимает голову и снова получает подкрепление. Трех повторений этой последовательности достаточно, и ее отсылают со сцены ждать два часа до следующего представления. Она научилась некоторым простым правилам, связывающим ее действия, свисток, демонстрационный бассейн и тренера в паттерн, т.е. в контекстуальную структуру, набор правил, по которым группируется информация.
Но этот паттерн годится только для единичного эпизода в демонстрационном бассейне. Для того чтобы справиться с классом таких эпизодов, она должна сломать этот паттерн. Существует больший контекст контекстов, который ставит ее в тупик.
На следующем представлении тренер снова хочет продемонстрировать "оперантное обусловливание", однако она должна выбрать другую ярко выраженную единицу поведения.
Появляясь на сцене, дельфин снова поднимает голову. Но свистка нет. Тренер ждет следующей ярко выраженной единицы поведения - вероятно, шлепка хвостом, обычно выражающего раздражение. Это поведение затем подкрепляется и повторяется.
Однако шлепок хвостом, конечно, не вознаграждается на третьем представлении. В конце концов дельфин научился справляться с контекстом контекстов, т.е. предлагать другую или новую ярко выраженную единицу поведения при появлении на сцене.
Все это случилось естественным образом в процессе свободного развития отношений между дельфином, тренером и аудиторией. Затем последовательность была экспериментально воспроизведена с новым дельфином и тщательно записана (Pryor, Haag, O'Rielly).
Приведу два пункта из этого экспериментального воспроизведения.
Во-первых, было необходимо (по мнению тренера) многократно нарушать правила эксперимента. Опыт переживания своей неправоты был для дельфина настолько тяжелым, что ради сохранения отношений дельфина и тренера (т.е. контекста контекстов контекстов) необходимо было давать множество подкреплений, на которые дельфин не имел права.
Во-вторых, каждая из первых четырнадцати сессий характеризовалась большим количеством бесполезных повторений тех видов поведения, которые подкреплялись на непосредственно предшествующих сессиях. Казалось, что животное выдавало единицу отличающегося поведения только "по случайности". В перерыве между четырнадцатой и пятнадцатой сессиями самка дельфина казалась очень возбужденной, и, когда она появилась на сцене в пятнадцатый раз, она устроила длительное представление, включающее восемь ярко выраженных единиц поведения, четыре из которых были совершенно новыми, т.е. никогда прежде не наблюдались у этого вида животных.
Я полагаю, что эта история иллюстрирует два аспекта генезиса трансконтекстуального синдрома:
Во-первых, ставя млекопитающее в положение неправоты согласно его собственным правилам осмысления важных отношений с другим млекопитающим, можно вызвать у него крайнюю боль и дезориентацию.
Во-вторых, если удается парировать или сопротивляться этой патологии, опыт такого рода, взятый в целом, может способствовать творчеству.


Г. Бейтсон, "Экология разума."

Изменено: Искатель, 19 Сентябрь 2013 - 23:46


#211 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 13:43

дельфин ищет способ оказатьса правым -
и на 15-ой сессии вновь успешно находит решение

в описаном же случае ученика и колотушки
ученик, уже слыша условия, - как я се это проецирую - заключает умом, што прав он оказатьса не может вообще -
удар неизбежен

как объясняет далее еще один просветлённый учитель
смысл колотушки в узрении учеником "немедленности, насущности, непосредственности" бытия просветлённого учителя
учитель указывает этим на ложность: "разделения правильного и неправильного, себя и других":

В условиях плотного затворничества, когда практикующие вкладывают себя в метод практики, они могут достичь состояния, в котором потихоньку начинают уменьшаться чувства разделения правильного и неправильного, себя и других. Когда такие различения начинают ослабевать, и практикующий получает от наставника укоры или удары "палочкой благовоний", он не будет развивать мыслей типа "Я сделал что-нибудь неправильно?", "В чём тут ошибка?", "Почему он меня наказывает?" или "Почему меня бьют?" Эти обыденные способы мышления, на самом деле, не могут возникнуть в таком состояниии ума. Нет, что чувствует практикующий - так это ожидания учителя, который выражает их, ставит перед практикующим вызов с помощью задачи или вопроса. Практикующие чувствуют потрясающие присутствие и силу, исходящие от учителя, чувство немедленности, насущности, непосредственности. Очень часто, после упрёка или удара, они действительно продвигаются и углубляются в практике. Или, по крайней мере, развивают очень мощное чувство потребности практиковать и использовать метод. Обычно практикующие, по крайней мере, те, кого я ругаю или бью, не развивают такого разделяющего ума, который бы спрашивал "Я сделал что-то неправильно?" Когда практикующие в определённом состоянии ума, такие различения, на самом деле, не возникают.

http://ru-zen.livejournal.com/48632.html

то есть, в моём разумении
ученик в отличие от дельфина не надеетса на правоту (под ней понимаю - не получить колотушкой)
и, в соответствии с использованным мной определением двойной ловушки (взято там же)
не попадает в неё:

"Двойное послание"... теперь может быть определено как опыт получения наказания именно за свою правоту в видении контекста.


Изменено: роботы, 20 Сентябрь 2013 - 13:45


#212 Искатель

Искатель

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 320 Сообщений:
  • Откуда:Мой адрес - не дом и не улица....
  • Стиль:Вольная борьба, Ушу - Саньда

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 14:43

в описаном же случае ученика и колотушки
ученик, уже слыша условия, - как я се это проецирую - заключает умом, што прав он оказатьса не может вообще -
удар неизбежен

Удар неизбежен до тех пор, пока ученик заключает что-то умом.

ученик в отличие от дельфина не надеетса на правоту (под ней понимаю - не получить колотушкой)

Если это действительно ученик, то он стремится понять, что именно хочет учитель, понять, какой урок он должен выучить. Если человек заранее решил, что шансов решить задачу данную учителем нет и упирается в свои умозаключения то это и есть "неспособность к созерцанию".

#213 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 15:38

прошу прощения за прыжки сознания, но почитываю тут
и не могу не предпринять заход на болезнь с новой стороны:

в недрах своего на пятёрачку - как я щитаю - вопроса
который пока сопроваждаетса благородным молчанием
будто бы вновь углядел указание на природу болезни:
"ШТО ОСТАЛОС НА ТРУБЕ??"

возможно, неспособность ответить на этот вопрос
есть упомянутая "неспособность к созерцанию":

некое описание практики хуатоу
здесь есть понятие "великого сомнения" - неудачное разрешение которого
возможно, и есть болезнь

Практика хуатоу - это агрессивный, взрывной путь к просветлению; практика безмолвного озарения более спокойна...
Хуатоу буквально значит "голова произнесенного слова", - это вопрос, обращаемый тобой к самому себе. "Что такое У?", "Кто я такой?" - вот широко распространенные хуатоу. Практикуя хуатоу, ты полностью сосредотачиваешь свое внимание на беспрестанном повторении вопроса. Метод хуатоу в том, что ты пытаешься вызвать у себя ощущение великого сомнения, чтобы затем разрушить его и пробудиться к просветлению...
Когда сознание успокоено и сконцентрировано, применение хуатоу может привести к возникновению великого сомнения. Это сомнение не просто обычное сомнение об истинности утверждения. Это фундаментальная, вне всякого сомнения, существующая дилемма, которая проходит через все наши вечные вопросы, как то: кто мы, в чем смысл жизни и смерти.
...
Поскольку вопрос в хуатоу не может быть разрешен при помощи логики, то ты должен постоянно возвращаться к вопросу, наращивая "массу сомнения", пока "в твоем горле не застрянет горячий железный шар". Если ты сможешь сохранить энергию от рассеяния, то "масса сомнения" в конце концов исчезнет во взрыве, который уничтожит все сомнения в сознании, не оставив после себя ничего, кроме истинной природы сознания, или просветления. Возможно также, и, может быть, более вероятно, что взрыву не хватит энергии для того, чтобы полностью очистить сознание от привязанностей.


тот же, мой вопрос в практике хуатоу может выглядеть:
«Каково было мое первоначальное лицо, перед тем как я родился?», «Кто произносит имя Будды?»

складно??

#214 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 16:55

даааа, тут вырисовываетса...
вот говорят, Платон, Кант
но вот эти ваши чаньские шуточки с сомнением
это немецкий философ Хайдеггер со своим Ништо

нашол описание содержания "великого сомнения":
"Просто, вдруг, здесь ничего нет"
так жи характеризуетса как "символическая смерть" и "встреча с ништо"

как выглядело "великое сомнение" в исполнении Хайдеггера:

В ужасе человеку делается жутко. Невозможно сказать, перед чем человеку жутко. ”Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии. Тонем, однако, не в смысле простого исчезания, а вещи повёртываются к нам этим своим оседанием как таковым”[18]. При ужасе проседание сущего в целом подавляет нас, не оставляя ничего для опоры. Заставляя ускользать сущее в целом, ужас уводит у нас землю из-под-ног. С общим провалом сущего мы тоже ускользаем сами от себя. Что ужасом приоткрывается Ничто, человек сам подтверждает сразу же, как только ужас отступит. Тогда обыденная речь обычно говорит: “что собственно было? ничего”. Эта речь онтически угадывает по сути то, что тут было. Мы вынуждены признать, что там, перед чем и по поводу чего нас охватил ужас, не было ничего. Само Ничто – как таковое – явилось нам. Таким образом, именно в фундаментальном настроении ужаса мы достигаем того события в нашем бытии, благодаря которому открывается Ничто...
Ужас не является способом постижения Ничто, но именно в нём Ничто приоткрывается...
Выглядящая на первый взгляд необязательной добавка “а не Ничто”, согласно Хайдеггеру, является первоначальным условием возможности всякого раскрытия сущего вообще...
Только на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти к сущему и вникнуть в него.



#215 TaijiTanglang

TaijiTanglang

    懶老外

  • Модераторы
  • 3 617 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Тайцзи танланцюань линии Мастера Ван Юаньцяня

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 17:06

складно??

Нет.
Как и статистики, какая из линий/практик пяти основных Школ традиции Чань больше приводила к этой "болезни".

И цель "хуатоу" - отучить от обыденной логики, привычного концептуального мышления, а не сомнение вызвать. Илюзорность Я, ума, бытия - это далее.

И , в рамках традиции Линьцзи, вопрос у каждого свой.
  • vitki это нравится

#216 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 909 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 19:15

"ШТО ОСТАЛОС НА ТРУБЕ??"

Мягкий знак.

#217 роботы

роботы

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 053 Сообщений:
  • Стиль:московский шовинизм

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 19:26

ваше "нет" недостатошно говорит о предмете
чтобы заставить прекратить его обсуждение
и я теряюс:
вы благородно молчите в ответ на просьбу пояснить причину-природу "неспособности к созерцанию"
или же дело пахнет эго и недостатошным уровенем озарения

И цель "хуатоу" - отучить от обыденной логики, привычного концептуального мышления, а не сомнение вызвать. Илюзорность Я, ума, бытия - это далее.

"Так что, если человек отделяет себя, как говорится в тексте, от этих сян - от этих явлений, проявлений, характеристик - то это истинный ум...В этот момент нужно заняться... вы можете назвать это сомнением, или исследованием... этого состояния ясности и этого состояния тишины. Вы должны знать природу тишины и природу озарения. Исследуйте это так, чтобы понять истинную природу ума. Если теперь вы хотите чего-то конкретного - скажем, порождать вопрос типа "Что это?" - то это можно. В Безмолвном Озарении не говорится о цань (tsan), или "исследовании" - что типично в методе Хуатоу...
слово цань - как в цань хуатоу, "исследование Хуатоу" - по происхождению связано с понятием участия, вовлечённости. В реальном применении, исследование Хуатоу включает создание сомнения, создание чувства "загруженности", этой неуспокоенности, этой неясности - путём задавания вопроса..."
Учитель Го Жу

И , в рамках традиции Линьцзи, вопрос у каждого свой.

сомневаюс, што высказывание относитса к такскать "дзэн-содержанию"
вопросов нацеленных на "разбивание единого ума":

"Общий курс всех методов Чань - один и тот же: привести рассеянный ум к сосредоточенному уму, к единому уму, а затем разбить этот единый ум в состояние не-ума, пробуждённости".
Учитель Го Жу

#218 Sharingan

Sharingan

    Аксакал

  • Пользователи
  • 3 341 Сообщений:
  • Откуда:Тамбов, Россия

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 19:39

Всякие разные чаньские болезни из-за того, что отошли от учения Будды, сконцентрировались на психотехниках, не уделяют достаточного внимания развитию нравственного поведения и правильных взглядов. Сам по себе медитация випассана и самадхи практически гарантировано приведут в дурку. Будда в сутрах, когда говорит о медитации (о джханах), всегда применяет один и тот же оборот: "монах, укрепившись в нравственности, достигает первой (второй, третьей и т.д.) джханы...".

#219 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 909 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 19:52

Всякие разные чаньские болезни из-за того, что отошли от учения Будды, сконцентрировались на психотехниках, не уделяют достаточного внимания развитию нравственного поведения и правильных взглядов. Сам по себе медитация випассана и самадхи практически гарантировано приведут в дурку. Будда в сутрах, когда говорит о медитации (о джханах), всегда применяет один и тот же оборот: "монах, укрепившись в нравственности, достигает первой (второй, третьей и т.д.) джханы...".

Это Вы что цитируете? Давайте например из "Алмазной сутры": "если кто - нибудь, Субхути, поймет хотя бы одну гатху из этой сутры, то он станет выше всех существ...",ну и т.д. Ну и где здесь про нравственное поведение,правильные взгляды и первую вторую и т.д. ступени? Вы хинаяну практикуете?
  • kvadrat и ovd пользователям это нравится

#220 Sharingan

Sharingan

    Аксакал

  • Пользователи
  • 3 341 Сообщений:
  • Откуда:Тамбов, Россия

Опубликовано 20 Сентябрь 2013 - 19:57

Это Вы что цитируете? Давайте например из "Алмазной сутры": "если кто - нибудь, Субхути, поймет хотя бы одну гатху из этой сутры, то он станет выше всех существ...",ну и т.д. Ну и где здесь про нравственное поведение,правильные взгляды и первую вторую и т.д. ступени? Вы хинаяну практикуете?

Ну можно сказать, что хинаяну, хотя точнее Тхераваду. Поэтому к Алмазной, Лотосовой и т.п. сутрам отношусь как к новоделу :)