Перейти к содержимому


  
Фото

Знания, навык, умения.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 Medvedev DU

Medvedev DU

    Старожил

  • Модераторы
  • 1 637 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Рукопашный бой

Опубликовано 19 Апрель 2009 - 21:03

Обучение любому двигательному действию проходит через три стадии: знание, навык, умение. Прием в боевом искусстве это тоже двигательное действие. Тогда:
• «знание» – ученик, как правило, на воздухе, получает понятие о приеме: траектория руки, работа корпуса и ног и так далее.
• «навык» - прием, чаще всего на лапах и мешках, накатывается до уровня автоматизма. Знания, приобретенные на предыдущем этапе, доводятся до уровня рефлексов. Смысл в том, что схватка скоротечна, и «думать» в процессе боя невозможно. Боец, соображающий какую дистанцию выбрать для удара, будет сразу же бит. Поэтому и нужны отработанные до автоматизма рефлексы.
• «умения» - умения приобретается в схватке с противником. Недостаток предыдущего этапа в том, что у бойца заложен один шаблон действий: определенная дистанция до противника, определенный коридор атаки, отсутствие мешающих факторов. В схватке же условия всегда отличаются от отработанного шаблона, и бойцу приходится делать кучу поправок на другую дистанцию, антропологические данные, учитывать защиту противника и одновременно защищать себя и так далее. Если у бойца один шаблон («навык») то поправки на изобретение второго шаблона занимают достаточно много времени. Если шаблонов десять, то одиннадцатый шаблон изобретается уже быстрее. Если сто шаблонов, то сто первый почти мгновенно. Таким образом, идет накопление опыта.

#2 Уравнитель

Уравнитель

    крепкий орешек

  • Пользователи
  • 5 904 Сообщений:
  • Откуда:Цэ ж Пытэр
  • Стиль:Система Городского Выживания ИЗБОР

Опубликовано 19 Апрель 2009 - 22:04

многие считают, что умение предшествует навыку, я думаю это одно и то же.

Двигательный навык — способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации.
Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.
http://psi.webzone.ru/st/024600.htm

Навык, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навыка в собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога А. Бернштейна: исходя из концепции умственных действий, сделаны первые попытки планомерного формирования навыков
http://bse.sci-lib.c...icle079646.html

в схватке приобретается не умение, а опыт применения этого движения в нестабильных условиях

#3 Medvedev DU

Medvedev DU

    Старожил

  • Модераторы
  • 1 637 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Рукопашный бой

Опубликовано 20 Апрель 2009 - 10:55

в схватке приобретается не умение, а опыт применения этого движения в нестабильных условиях


Возможно это спор о терминах. Я бы сказал, что умение это опыт приобретенный в нестабильных условиях. Что в общем не суть важно. Лишь бы в конкретной методике обучения боевому искусству это учитывались.

#4 Уравнитель

Уравнитель

    крепкий орешек

  • Пользователи
  • 5 904 Сообщений:
  • Откуда:Цэ ж Пытэр
  • Стиль:Система Городского Выживания ИЗБОР

Опубликовано 20 Апрель 2009 - 20:18

а еще можно сказать, что в спарринге происходит проверка нового движения и по результатам движение либо попадает в арсенал, либо нет.
то есть, некий прием вообще не станет навыком, так как не нравится и не получается у пользователя.

#5 Medvedev DU

Medvedev DU

    Старожил

  • Модераторы
  • 1 637 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Рукопашный бой

Опубликовано 20 Апрель 2009 - 21:58

а еще можно сказать, что в спарринге происходит проверка нового движения и по результатам движение либо попадает в арсенал, либо нет.
то есть, некий прием вообще не станет навыком, так как не нравится и не получается у пользователя.


Здесь мы подходим к вопросу формирования стилевого и личного технического арсенала. Именно таким способом я формировал технику ИСРБ: даю прием ученикам. Через месяц-другой смотрю, применил ли хоть один его в спарринге. Если нет - исключаю из программы.

#6 Depth

Depth

    Новичок

  • Новички
  • 7 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:каратэ

Опубликовано 19 Май 2009 - 18:01

Здесь мы подходим к вопросу формирования стилевого и личного технического арсенала. Именно таким способом я формировал технику ИСРБ: даю прием ученикам. Через месяц-другой смотрю, применил ли хоть один его в спарринге. Если нет - исключаю из программы.

И много приёмов уже из программы исключено?

#7 Bellerofont

Bellerofont

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 097 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:сётокан

Опубликовано 21 Май 2009 - 13:25

Обучение любому двигательному действию проходит через три стадии: знание, навык, умение. Прием в боевом искусстве это тоже двигательное действие. Тогда:
• «знание» – ученик, как правило, на воздухе, получает понятие о приеме: траектория руки, работа корпуса и ног и так далее.
• «навык» - прием, чаще всего на лапах и мешках, накатывается до уровня автоматизма. Знания, приобретенные на предыдущем этапе, доводятся до уровня рефлексов. Смысл в том, что схватка скоротечна, и «думать» в процессе боя невозможно. Боец, соображающий какую дистанцию выбрать для удара, будет сразу же бит. Поэтому и нужны отработанные до автоматизма рефлексы.
...


Стандартная схема обученния в каратэ: кихон - ката - кумитэ.
Но, в работе с детьми, мне все время кажется, что здесь что-то не так... В такой последовательности у них не формируется (или не так формируется) "ориентировочная основа действия".
Поэтому сначала кумитэ, чтоб получил опыт; потом лапа - чтобы эту самую "ориентировочную основу" приобрести; и только затем кихон - работа по воздуху... т.е. работа по воздуху - это вообще высший пилотаж на самом деле, имхо.

#8 SBB

SBB

    Бывалый

  • Пользователи
  • 990 Сообщений:
  • Откуда:Тюмень

Опубликовано 21 Май 2009 - 19:12

Поэтому сначала кумитэ, чтоб получил опыт; потом лапа - чтобы эту самую "ориентировочную основу" приобрести; и только затем кихон - работа по воздуху...

нененене ... сначала лапа, потом лапа плюс резинка\гантеля\палка (даем че-нить в руки , для осознания и просветления) , потом кумитэ, потом воздух.

#9 Medvedev DU

Medvedev DU

    Старожил

  • Модераторы
  • 1 637 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Рукопашный бой

Опубликовано 22 Май 2009 - 21:31

И много приёмов уже из программы исключено?


Легче сказать, что осталось на первом уровне:
Техника рук:
локоть, прямой, боковой, снизу удары.
Техника ног:
колено, прямой, боковой удары, лоу-кик
Броски:
Передняя и задняя подножки, бросок через плечо, проход в ноги
Партер:
Рычаг локтя, ключ, удушение со спины
Защита:
Подставки, уклон, нырок

Все остальное - на следующих этапах обучения.

Поэтому сначала кумитэ, чтоб получил опыт; потом лапа - чтобы эту самую "ориентировочную основу" приобрести; и только затем кихон - работа по воздуху... т.е. работа по воздуху - это вообще высший пилотаж на самом деле, имхо.


С детьми пользовался той же схемой, вроде срабатывало: ставим удар на воздухе, прорабатываем в паре и на лапах, применяем в схватке.

Изменено: Medvedev DU, 22 Май 2009 - 21:33