Перейти к содержимому


  
Фото

Карма ...


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
81 ответов в теме

#1 shogun

shogun

    Бывалый

  • Пользователи
  • 638 Сообщений:
  • Откуда:Латвия, Рига
  • Стиль:Фехтование - рапира

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:09

Насколько мне известно Карма - это причина и следствие ничего не имеющая общего с судьбой, но почему многие употребляют это слово как раз применительно к судьбе. Правильно ли это?
Хотелось бы разобраться, что же означает понятие Карма.

#2 Tong Po

Tong Po

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 976 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск
  • Стиль:БДД, хапкидо юсуль, РБ, muay thai,

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:30

Васубандху в "Абхидхармакоше", в части "Карманирдеша" дал следующее определение кармы :
"Карма - это ментальный импульс и действие им порождаемое"
Собственно, с этой фразы "Карманирдеша" и начинается, сей труд признаётся и считается фундаментальным буддистами практически всех направлений.

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово “карма” может быть переведено как “дело”, “действие” (и никоим образом не как “судьба” или “участь”, как это иногда думают); на китайский язык “карма” переводится словом “е”, которое в современном языке даже имеет значение “занятие”, “специальность” или “профессия”. В ведийские времена под кармой понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат, или “плод” (пхала). Постепенно значение этого понятия расширилось и оно стало означать любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова – акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Кстати, сама эта триада “тело, речь, мысль” является очень древней и фиксируется не только в индийских, но и в ранних иранских текстах (гаты “Авесты”, священного текста зороастрийцев—маздеистов), что указывает на его глубокие индоевропейские корни.
Таким образом, карма – это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть, характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют “заброшенностью”: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семья рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению и так далее и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции – в отличие от нетрадиционных форм оккультизма вроде теософии, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной форме страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное (“удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем”, -- пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти (“Когда же придет избавление от уз сансары, о Боже?! Эту мысль называют желанием свободы”, -- писал один брахманский философ). Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко артикулировал, сделал формообразующей частью своего учения и уже в завершенном виде вновь “передал” индуизму. Однако между буддийским и индуистским пониманием кармы есть и некоторые различия. Так, в теистических направлениях индуизма считается, что последствия кармы определяет Бог, распределяя воздаяние за те или другие поступки. Но буддизм не является теистическим учением, в нем нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии.

#3 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:32

Набираете в любом из поисковиков интернета слоово "карма" и читаете несметное количество трактовок разных сект и направлений :wink: Это по классическому и неклассическому буддизму. А если у вас есть определенное понимание, которое вы хотите сравнить с другими, то, пожалуйста изложите ваше видение. На форуме кажется нет любителей писать трактаты по буддизму.

#4 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:33

Блин, пока писал, оказалось что есть :shock:

#5 Jenny

Jenny

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 229 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:49

ИМХО судьба и карма - понятия почти противоположные. Судьба это что? Мы говорим "Судьба такая" или "Не судьба", когда предполагаем, что ничего нельзя изменить, все предопределено.

Буддизм потому и считается великой гуманистической религией, поскольку предполагает, что человек волен распоряжаться своей жизнью (прервать череду рождений-смертей, достичь мистических состояний и проч.) "Ничего в мире не предопределено до конца, пока ты не занял пустующее место для доопределения какой-то вещи".

Понятие карма тут ключевое. Карма - это причина. Некая энергия (Сила) которую человек накапливает совершая те или иные поступки. Бывает с (+) и с (-). Человек, совершающий благие поступки, накапливает добрую карму и наоборот. Пока человек совершает дурные поступки, он обречен отрабатывать свою карму. А цель то - достижение нирваны. Человек, достигший нирваны освобождается от кармы. То есть он освободился от всех кармических связей и соответственно от новых рождений. Апплодисменты.

Но больше всего меня умиляет фраза, которую я прочла в словаре (мгновенно запомнила, как человеку выросшему в этоху исторического материализма, мне это было как бальзам): "С исчезновением совокупной кармы человечества исчезнет наш мир, представляющий иллюзорное образование вспышек пустотных дхарм "

#6 shogun

shogun

    Бывалый

  • Пользователи
  • 638 Сообщений:
  • Откуда:Латвия, Рига
  • Стиль:Фехтование - рапира

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:51

Попробую изложить своё понимание :
Согласен, что Карма - это причина и следствие, но на мой взгляд причина и следствие предрешены. Изначально моё рождение, это причина и все поступки в жизни ведут к одному единственному следствию, к тому, для чего я был рождён (или рождён для определённых поступков, что бы это стало причиной для чего то или кого то). Как говориться, всё предрешено.
Пример : пошёл на тренеровку, получил травму. Я говорю: "Карма". Но понимаю, что так должно было случиться. Мне сказали, что это взгляды ленивого человека, может быть, но по таким вопросам никто никому ничего доказать не может, да и не должен.

#7 Jenny

Jenny

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 229 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 11:58

:) :) :D

Tong Po написал:
Васубандху в "Абхидхармакоше", в части "Карманирдеша" дал следующее определение кармы


А можно теперь все это простыми человеческими словами?

#8 Jenny

Jenny

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 229 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 12:07

ИМХО вы путаете все понятия.

Ваше рождение - не причина. Ваше рождение, это лишь факт вашей биографии.

shogun написал:
моё рождение, это причина и все поступки в жизни ведут к одному единственному следствию, к тому, для чего я был рождён (или рождён для определённых поступков, что бы это стало причиной для чего то или кого то).



Вы сами ведете свою жизнь и не к одному следствию, а к множеству следствий. Попробуйте поменять значение слова "карма" с "причина и следствие" на "энергия".

То, что является вашей кармой "делается вашими руками", когда вы совершаете те или иные поступки. Вы накапливаете энергию, которая потом работает на вас или против. Так лично я это понимаю.

shogun написал:
Пример : пошёл на тренеровку, получил травму. Я говорю: "Карма". Но понимаю, что так должно было случиться.

А откуда вы поняли, что так должно было случиться, в чем собственно была причина травмы? Тут по-моему вы употребляетеслово "карма" в значении "судьба", причем в его бытовом значении.

#9 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 12:16

Попробую изложить своё понимание :
Согласен, что Карма - это причина и следствие, но на мой взгляд причина и следствие предрешены. Изначально моё рождение, это причина и все поступки в жизни ведут к одному единственному следствию, к тому, для чего я был рождён (или рождён для определённых поступков, что бы это стало причиной для чего то или кого то). Как говориться, всё предрешено.
Пример : пошёл на тренеровку, получил травму. Я говорю: "Карма". Но понимаю, что так должно было случиться. Мне сказали, что это взгляды ленивого человека, может быть, но по таким вопросам никто никому ничего доказать не может, да и не должен.


Тогда это уже понимание европейского "рок" или арабского "кысмет". Нечто неотвратимое и предопределенное. Карма предполагает последствия за конкретные поступки. Соответственно, за поступки которые вы не совершили, ответственность не наступает. А возможность выбора всегда остается за вами. Кроме того, рождаетесь вы не для того чтобы совершать поступки. Кому они нужны? Вам? Когда помрете, с собой ничего не заберете? Богу? Ему то нафига? :shock: Ваша цель - добится определенного уровня развития сознания. Для этого жизнь создает определенные условия. Вроде того как в школе вам задают задачи для решения, которые помогают усвоить вам какие-то законы. Если вы их не решаете, или решаете неправильно, задачи вам подкидывают все новые и все более специфические, которые заставляют щевелиться и отрабатывать задачу ради которой вы собственно сюда и пришли. Отсюда и сложности жизни. Если вы правильно к ним отнесетесь и "усвоите уроки", сложности пройдут. :) Разумеется только эти сложности :? Перейдете в следущий класс, будут следующие задачи, посложнее :) Только когда решите все задачи, разорвете цепь перерождений и будет ништяк 8) Устраивает такая версия перевода с санскрита?

#10 Jenny

Jenny

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 229 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 12:28

Dmitri написал:
Устраивает такая версия перевода с санскрита?


Меня - устраивает. Особенно ништяк в конце. Люблю хэппи-энды.

#11 shogun

shogun

    Бывалый

  • Пользователи
  • 638 Сообщений:
  • Откуда:Латвия, Рига
  • Стиль:Фехтование - рапира

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 13:39

Да, написано ничего. :)
Надо будит поразмыслить.

#12 Ryumon

Ryumon

    Старожил

  • Модераторы
  • 2 768 Сообщений:
  • Откуда:Харьков, Украина
  • Стиль:Будзинкан будо нинпо тайдзюцу

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 13:51

ИМХО вы путаете все понятия.
Ваше рождение - не причина. Ваше рождение, это лишь факт вашей биографии.

это уж точно, попутаны понятия :-)
рождение это и есть как раз следствие кармы предидущего воплощения., а потом уже факт биографии. :-)

#13 Jenny

Jenny

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 229 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 14:03

Приветствую, Ryumon!

Кому как не вам найти прокол в утверждениях? Вы же специалист. :wink: Спасибо.

#14 shogun

shogun

    Бывалый

  • Пользователи
  • 638 Сообщений:
  • Откуда:Латвия, Рига
  • Стиль:Фехтование - рапира

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 14:15

Вопрос. Как в Дзен(Чань)-буддизме относятся (трактуют) понятия Карма, Судьба, Рок? То, что там важную роль играет причина и следствие, это понятно, но я не встречал упоминаний о сансаре.

#15 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 908 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 14:33

И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции

Буддизм - он разный бывает. Кроме Тхеравады, есть еще и Махаяна и Дзен- Буддизм. И хотя, на сайте, который вы приводите в ссылке, пишут, что Махаяна и Тхеравада есть одно, но...Как раз в Дзен - Буддизме мне нет надобности "полировать" свою карму до бесконечности, чтобы в очередном перерождении родиться Ламой и достичь "освобождения".

#16 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 908 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 14:41

Карма предполагает последствия за конкретные поступки... Только когда решите все задачи, разорвете цепь перерождений и будет ништяк

Ну а с кармой-то как? Если я правильно Вас понял, то карма- это совокупность нерешенных задач? За это могут и на второй год оставить и даже в первый класс вернуть:"но если туп, как дерево -родишься баобабом..."?(с)

#17 Ryumon

Ryumon

    Старожил

  • Модераторы
  • 2 768 Сообщений:
  • Откуда:Харьков, Украина
  • Стиль:Будзинкан будо нинпо тайдзюцу

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 16:14

Приветствую, Ryumon!


И Вам здрасте! :)

Кому как не вам найти прокол в утверждениях? Вы же специалист. :wink: Спасибо.


СпециалистЪ!?!? :shock: это как?! :?

#18 Ryumon

Ryumon

    Старожил

  • Модераторы
  • 2 768 Сообщений:
  • Откуда:Харьков, Украина
  • Стиль:Будзинкан будо нинпо тайдзюцу

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 16:17

Один лама линии Кагью сказал:" .. просто идите по Пути и ваша карма износится подобно башмакам..."

#19 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 908 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 25 Февраль 2005 - 19:05

Вопрос. Как в Дзен(Чань)-буддизме относятся (трактуют) понятия Карма, Судьба, Рок? То, что там важную роль играет причина и следствие, это понятно, но я не встречал упоминаний о сансаре.

А никак! Нету...карма, рок, судьба, нирвана- все иллюзия!
А вот к сансаре относятся хорошо! Если нирваны нет, то где-ж освобождаться-то? Только в сансаре и остается... :roll:

#20 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 26 Февраль 2005 - 10:07

Карма предполагает последствия за конкретные поступки... Только когда решите все задачи, разорвете цепь перерождений и будет ништяк

Ну а с кармой-то как? Если я правильно Вас понял, то карма- это совокупность нерешенных задач? За это могут и на второй год оставить и даже в первый класс вернуть:"но если туп, как дерево -родишься баобабом..."?(с)


Если этап пройден, то пройден. В баобабы разжаловать бессмысленно, если данная сущность все уроки баобаба уже усвоила :( А в остальном все верно.