Перейти к содержимому


  
Фото

Айкидо на улице. (драка без правил)


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1028 ответов в теме

#441 shogun

shogun

    Бывалый

  • Пользователи
  • 638 Сообщений:
  • Откуда:Латвия, Рига
  • Стиль:Фехтование - рапира

Опубликовано 15 Август 2005 - 15:08

to Лёшка
Обсалютно с Вами согласен, но вы привели факты и давно летающую в воздухе проблему, сомнения и т.д.
Какая на Ваш взгляд должна быть методика преподавания Айкидо, что бы хотя бы через 5 лет человек мог бы постоять за себя на улице.

#442 Лёшка

Лёшка

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 279 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Август 2005 - 15:09

P.S. Небольшое аналитическое отступление - любопытный факт: если в ранних фильмах Сигал в сценах потасовок проводил технику сразу на первом ударе нападающего, то в последних фильмах постановка сцены боя несколько иная - вначале Сигал ставит два-три блока, а только затем крутит технику. Мы все понимаем - кино есть кино - там можно делать всё - и по воздуху полетать и прочее. Но не есть ли это показатель того, что Мастер хочет сделать постановку сцены боя более жизненной ?

#443 Лёшка

Лёшка

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 279 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Август 2005 - 15:27

to shogun:

увы, рецептурой не владею. Когда инициировал веточку " к вопросу о классификации техник айкидо ", то, собственно, и надеялся, что в итоге дискуссии что-нибудь и проклюнется. Отправной точкой, на мой взгляд, может быть изучение в разрезе нахождения наиболее эффективной техники из арсенала айкидо на данную конкретную атаку и отработку автоматизма по данной связке. Тогда у вас будет 1 техника на 10-12 видов нападения, плюс, безусловно вариативность по правой, левой руке. Сиречь, для начала, 25 вариантов X 3 месяца = 6 лет.
------------------------------------------------------------------------------
По своему опыту скажу, что для дзюдоки освоение 25 техник на уровне автоматизма - это примерно уровень хорошего КМС. Для уличного боя вполне приемлимая подготовка.
------------------------------------------------------------------------------
Затем добавляем связки как-бы "второго уровня" - то есть ещё одна, другая техника на данный вид нападения. Учитывая, что на освоение второго набора уходит, в среднем, вдвое меньше времени, то получаем программу следующих 6 лет - половина времени на новые связки, половина - на повтор "первого уровня" и т.д..

Но это, повторю, лишь поиск подхода ...

#444 kennobi

kennobi

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 423 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 15 Август 2005 - 15:37

To Лёшка
"За окном шел дождь и рота красноармецев".

Поясню - в среднем на доведении техники до уровня мышечного автоматизма необходимо потратить от 2 до 4 месяцев отработки при 4-5 дневной тренировочной неделе (материалы сборной СССР по дзюдо 80-х годов).

Истиная правда. Иногда, кстати, и больше.

Теперь считаем: даже изучая только базовые техники в количестве 10-12 штук на 1. захват кисти 2. захват локтя 3. захват плеча 4. захват обоих рук 5. захват одной руки двумя руками 6. захват рук сзади 7. захват плеч сзади 8. прямой удар сверху 9. боковой удар сверху 10. прямой удар на уровне живота - уже имеем 100-120 вариантов работы; добавляя сюда удвоение за счет работы в обоих направлениях (а, к сожалению, от того, что вы научились работать на правую руку - на левой автоматизм не появится); добавляя коэффициент 1,5 на работу стоя, сидя; ещё коэффициент 1,5 на наличие захвата одноимённой и разноимённой рукой; плюс я даже и не знаю какой коэффициент на приведение к удержанию или проведению броска (ну, пусть будет ещё 1,5) = итожим, уже выходит около 675 вариантов для отработки. Предполагая, что наш айкидока являет собой пример и ходит не менее чем на 5 тренировок в неделю, получаем 675 x 3 месяца = 2025 месяцев, то есть 168 лет.

А вот тут фигня получается. Во-первых, дзюдоисты 80-х тоже никогда на одной тренировке не изучали одну технику. 3-4 техники изучались одновременно. Плюс к этому, имеется в виду уникальная техника. То есть если одна техника явлется вариантом другой (тот же прием, например, но в начале изучается только стоя, а потом только в партере), то на его освоение нужно намного меньше времени. То есть указанные 168 лет уменьшаем на как минимум на порядок. Итого - 17 лет для изучения ВСЕХ техник айкидо. Только насколько необходимо до автоматизма доводить все 10-12 техник? Если в реальном поединке нужно владеть 2-3 максимум?

#445 Pronin

Pronin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 280 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 15 Август 2005 - 17:11

1). Мы на наших тренировках как раз используем подход, при котором отрабатывается не конкретное техническое действие от конкретной атаки, а нарабатывается стандартная защита от атаки ("вход"), и различные техники выполняются из всевозможных входов.
2). Причина - ровно изложенная выше методическая дыра (размером с пропасть) между количеством техник и способностью их не раздумывая применить.
3). Существуют также упражнения для отработки уходов, в том числе от несколькох противников, без применения техники (как в описанной выше ситуации с Сигалом Сенсеем, который перестал валить с ног супостатов с первого удара).
4). От себя: без понимания УДАРА не будет никакого Айкидо, вернее, оно будет декоративным. Пока 1) не научишься бить сам и 2) не наполучаешь столько, чтобы понять, что может сделать с тобой удар и как его избежать - Айкидо=самообман. Вывод мой личный, в отличие от первых трёх абзацев, которые являются моим пониманием официальной позиции Ульянова А.Л. в отношении методики преподавания Айкидо (РА, WCRA, если угодно).

#446 Fill

Fill

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 274 Сообщений:
  • Откуда:Херсон, Украина

Опубликовано 15 Август 2005 - 17:30

Предполагая, что наш айкидока являет собой пример и ходит не менее чем на 5 тренировок в неделю, получаем 675 x 3 месяца = 2025 месяцев, то есть 168 лет. Что, с точки зрения нашего айкидоки есть результат удручающий.

с математикой не поспоришь :D , но... данная методика тренировки неэффективна.
Нам на тренировках тренер дает принципы (для этого должна быть хорошая база). Т.е. пример - на цки/шомен и т.п. не кисти крутить, а делать вход (ирими).
Пример одной тренировки: тема "шомен учи"
1. рассматривается принцип встречи "шомен на шомен" - как идут руки, положение корпуса, возможные атеми по корпусу (руками, ногами).
2. Шомен иккё
3. Шомен ирими (омоте, ура)
и так далее - никке, сенке, енке, коте-гаеши, кайтен наге...

Второй вариант: тема тренировки "икке" на 3 атаки

ну а в конце маленькая джу-ваза на тему тренировки.

фуф, ну и настрочил :shock:

#447 alexku

alexku

    дилетант-зазнайка

  • Пользователи
  • 2 977 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 15 Август 2005 - 18:35

в среднем на доведении техники до уровня мышечного автоматизма необходимо потратить от 2 до 4 месяцев отработки при 4-5 дневной тренировочной неделе...
Теперь считаем: даже изучая только базовые техники в количестве 10-12 штук на 1. захват кисти 2. захват локтя 3. захват плеча 4. захват обоих рук 5. захват одной руки двумя руками 6. захват рук сзади 7. захват плеч сзади 8. прямой удар сверху 9. боковой удар сверху 10. прямой удар на уровне живота - уже имеем 100-120 вариантов работы; добавляя сюда удвоение за счет работы в обоих направлениях (а, к сожалению, от того, что вы научились работать на правую руку - на левой автоматизм не появится); добавляя коэффициент 1,5 на работу стоя, сидя; ещё коэффициент 1,5 на наличие захвата одноимённой и разноимённой рукой; плюс я даже и не знаю какой коэффициент на приведение к удержанию или проведению броска (ну, пусть будет ещё 1,5) = итожим, уже выходит около 675 вариантов для отработки. Предполагая, что наш айкидока являет собой пример и ходит не менее чем на 5 тренировок в неделю, получаем 675 x 3 месяца = 2025 месяцев, то есть 168 лет. Что, с точки зрения нашего айкидоки есть результат удручающий...
...Итак, отработав 168 лет, т.е. три жизни, вы теоретически получаете навык мышечной памяти по базовому набору техник....


Вы просто не то изучаете. Если изучать каждую технику как отдельную технику, то и этого времени может не хватить.
Подходите к изучению техник вдумчиво, ищите не разницу, а сходство, даже между техниками, которые на первый взгляд совершенно не похожи по исполнению. И тогда лет эдак через 3-5 (при, как минимум, 4-5 тренировках в неделю) к Вам придёт понимание того, что всё айкидо (да и любое другое БИ) состоит из 15-20 движений, которые как кубики складываются в техники. Тогда и вопрос, как привести человека в положение, из которого можно провести технику отпадёт. Он всегда будет в таком положении. Начал складывать кубики, но один вдруг не встал, положил другой и продолжил.
И когда это понимание придёт, у Вас не возникнет проблем с повторением какой-нибудь хитро закрученной техники. Будет осознание того, что "Я это уже видел/делал, только чуть по-другому".
А чтобы это понимание пришло быстрее, просите тренера показывать комбинации, в которых начало - одна техника, а концовка - другая. Например, иккё - сихонаге, сихонаге - ириминаге, ириминаге - коте гаеши, коте гаеши - иккё, никкё - котэ гаеши, санкё - кокью наге, кайтэн наге - иккё... И т. д.
Могу с уверенностью в 100% сказать, что в комбинации иккё - сихонаге Вы не сделаете ни одного неизвестного Вам движения, как впрочем, и в любой другой комбинации, если, конечно, сами техники Вам известны.
И джуваза в этом плане очень полезна. Только не та, в которой рубятся и стараются во что бы то ни стало сделать уже заранее провалившуюся технику, а та, в которой к техникам подходят вдумчиво и стараются найти подходящее продолжение для изменившейся ситуации, пусть даже с потерей скорости и реальности исполнения.

ЗАТО! - мы имеем товарища, исправно платящего 50 долларов в месяц в течении всей своей жизни


Первые 3 года я тренировался от 5 до 8 раз в неделю и платил за тренировки от 100 до 200 баксов в месяц, о чём совершенно не жалею. А теперь, как тренер (вполне приличный, судя по посещаемости), я хожу на любые тренировки в клубе совершенно бесплатно. Что мешает сделать также?

#448 tropus

tropus

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 228 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 15 Август 2005 - 20:32

...изучаются способы выхода на все техники изо всех видов захватов и стандартного набора ударов...

Так всё это разнообразие дают для усвоения тушкой того самого принципа «непрерывного движения». Но всё равно начинается с отработки входа. А в идеале - для тори уже не должно быть важно - ёкомэн-ути прилетает или боковой. Вот только сколько времени это понимание занимает без спаррингов, которых обычно нет? Да и вообще я с трудом представляю, как это может быть в айкидо, чтобы ползала после такой тренировки в травмункт не вести. Броски всё же злее ударов. :?

...без понимания УДАРА не будет никакого Айкидо, вернее, оно будет декоративным. Пока 1) не научишься бить сам и 2) не наполучаешь столько, чтобы понять, что может сделать с тобой удар и как его избежать - Айкидо=самообман.

Cогласен. Да и бить варящиеся в собственном соку айкидоки не умеют. (За исключением тех, кто до или параллельно чем-нибудь ударным занимается. Мне для понимания этого было достаточно сходить в гости на каратэ.) А потому вся отработка работы от ударов обычно имеет немного общего с реальностью. :D

Оффтопик: скачал в осле фильм “Sabaki” по асихаре-каратэ. Что поразило, так это то, что руками они почти не бьют (ногами преимущественно), руками они блокируют и входят на бросок, а вход по виду – типичный ирими... :D Так что принцип всё же рулит. :wink:

#449 Бакунин Алексей

Бакунин Алексей

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 334 Сообщений:
  • Откуда:г. Краснодар
  • Стиль:айкибудо, KSR, БИ4С

Опубликовано 15 Август 2005 - 21:20

to shogun:

увы, рецептурой не владею. Когда инициировал веточку " к вопросу о классификации техник айкидо ", то, собственно, и надеялся, что в итоге дискуссии что-нибудь и проклюнется. Отправной точкой, на мой взгляд, может быть изучение в разрезе нахождения наиболее эффективной техники из арсенала айкидо на данную конкретную атаку и отработку автоматизма по данной связке. Тогда у вас будет 1 техника на 10-12 видов нападения, плюс, безусловно вариативность по правой, левой руке. Сиречь, для начала, 25 вариантов X 3 месяца = 6 лет.
Затем добавляем связки как-бы "второго уровня" - то есть ещё одна, другая техника на данный вид нападения. Учитывая, что на освоение второго набора уходит, в среднем, вдвое меньше времени, то получаем программу следующих 6 лет - половина времени на новые связки, половина - на повтор "первого уровня" и т.д..

Но это, повторю, лишь поиск подхода ...


Ну и причем здесь роскошное в своем многообразии Айкидо, Ки, Гармония и прочие красивости. Многолетнее отдрачивание пары техник для войнушки :shock: ... :?: Не по айкидошичьи както :roll: ...

#450 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 15 Август 2005 - 22:47

Категорически не согласен с "Лёшкой"

Как человек, профессионально занимающийся оптимизацией тренировочного процесса и методологией в БИ я могу утверждать, что метод "определения оптимальной техники от определенной атаки" многократно уступает в эффективности методу усвоения принципиального базового действия, которое затем, можно использовать от множества видов атаки.

Если человек освоил базовое движение, к примеру, котэ гаеши, затем правильно тренировался, изучая методы входа (ирими вадза) на основные виды атаки, то его возможность применить прием от разнообразных атак будет на порядок выше, чем у того, который изучил котэ гаеши только от мунэ цуки. Более того, шансы, что в жизни придется применить котэ гаеши от конкретного изученного удара, на изученной дистанции и с изученной скоростью в привычной обстановке будут ниже, чем шансы применить котэ гаеши от какой-либо атаки, когда вдруг рука противника окажется перед вами.

Действительно, нужно многократно повторить технику, чтобы она стала работать автоматически. И эту многократность вполне можно набрать, исполняя одно и то же техническое действие в разных ситуациях или от разных видов атаки (разумеется, после освоения основного движения - кихон вадза). Более того, освоив кихон, вовсе не нужно тратить столько же силы и времени на освоения подобного хэнко вадза (вариативной техники, основанной на том же принципе и том же базовом движении). Именно поэтому, системы с большим арсеналом, как правило, не уступают системам с малым арсеналом. Даже наоборот :wink: возможности бойца с широтой арсенала активно расширяются.

#451 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 907 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 16 Август 2005 - 09:34

P.S. Небольшое аналитическое отступление - любопытный факт: если в ранних фильмах Сигал в сценах потасовок проводил технику сразу на первом ударе нападающего, то в последних фильмах постановка сцены боя несколько иная - вначале Сигал ставит два-три блока, а только затем крутит технику. Мы все понимаем - кино есть кино - там можно делать всё - и по воздуху полетать и прочее. Но не есть ли это показатель того, что Мастер хочет сделать постановку сцены боя более жизненной ?

Интересно, насколько по разному люди видят одно и то же. Я, например, в ранних фильмах Сигала вижу мастера демонстрирующего силовое айкидо, а в последних работу дублеров, которые стригут ногами, крутят ура маваси и т.д. и Сигала, принимающего красивые позы. :cry: Я понимаю- возраст, но...обидно понимаешь ли :wink:

#452 Лёшка

Лёшка

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 279 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 16 Август 2005 - 11:22

to alexku:

О! Вот как раз этого я и добиваюсь, строча свои вопросы в форум. Был бы весьма признателен за изложение списка этих самых 15-20 движений. Пока все ответы и были на уровне "... складывай кубики ..." - давайте о самих кубиках поговорим

#453 Pronin

Pronin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 280 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 16 Август 2005 - 13:30

Лёшка
Не получишь ты ответов в форуме. Иди к alexku и тряси его, пока не покажет. А лучше - сам паши по 8 тренировок в неделю, пока это не сложится в картину.
(Есть несколько проверенных методов решения задач, такие как метод фонаря и метод рассеянного профессора. Метод рассеянного профессора состоит в следующем: "Я смотрю на задачу до тех пор, пока решение само не приходит мне в голову." Метод фонаря: "Не важно, где потерял, ищи там, где светлее.")
Угадаете, какой метод наш?

#454 kennobi

kennobi

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 423 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 16 Август 2005 - 14:27

To Pronin

Угадаёте, какой метод наш?

Оба? :D

#455 Pronin

Pronin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 280 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 16 Август 2005 - 15:26

kennobi
"...запихну тебя в кухонный комбайн и включу режим "пюре", а когда он будет есть и скажет - Как вкусно! Не поделитесь ли рецептом? - Я отвечу......... Только любовь и забота!"

Это я в том смысле, что нет... На метод рассеянного профессора, по расчётам Лёшки, надо 168 лет. Я ещё не суперстар.

#456 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 16 Август 2005 - 16:30

Думаю, что при полноценном арсенале технических действий, их будет намного больше, чем 15-20 :wink: Только это не будет в принципе, основным, общепринятым арсеналом айкидо.

#457 alexku

alexku

    дилетант-зазнайка

  • Пользователи
  • 2 977 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 16 Август 2005 - 18:30

to alexku:

О! Вот как раз этого я и добиваюсь, строча свои вопросы в форум. Был бы весьма признателен за изложение списка этих самых 15-20 движений. Пока все ответы и были на уровне "... складывай кубики ..." - давайте о самих кубиках поговорим


Ишь, хитрец, в рот положи и разжуй. А своя голова на что? :wink: Когда у меня возникали подобные вопросы, я искал ответы на татами и вопросы задавал не в форуме, а тренеру и ответы чувствовал на себе. А если не чувствовал, то менял тренера.

Думаю, что при полноценном арсенале технических действий, их будет намного больше, чем 15-20 :wink: Только это не будет в принципе, основным, общепринятым арсеналом айкидо.


А обще принятым - это кем принятым? И какая разница, арсеналом чего оно будет?

Да, кстати, никогда не понимал термина "полная передача". Типа всё, на этом дзюдзюцу заканчивается... А дальше что? :D

#458 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 16 Август 2005 - 23:29

Общепринятой в айкидо техникой, я назвал технику, принятую в качестве основной (базовой) и введенную в программу обучения своей школы общеизвестными мастерами айкидо, например Морихеем Уешиба сенсеем. :wink:
Например, особо неизвестно о применении и обучении им своих учеников технике удушений в борьбе лежа или, к примеру, ударам ногами. Примерно также, почти неизвестно о применении подобной техники его последователями. Также, скорее всего, в программу обучения крупных основных школ айкидо (йосинкан, айкикай, ивама и др) подобные разделы не входят. Следовательно, можно сделать вывод, что эта техника не является общепринятой в айкидо.

Разумеется, никто не отрицает, что мастер айкидо может позаниматься дзюдо или каратэ и использовать отдельные технические действия в своей практике, возможно, адаптировав их согласно своим убеждениям, но это не общепринято. :wink:

Я ведь конкретно указал, что имел в виду арсенал именно айкидо, а не некого цельного боевого искусства, не имеющего названия.

Я, кстати, не понял Вашей последней фразы о полной передаче и о окончании дзюдзюцу. Вы уточните вопрос, я, по мере возможности, отвечу.

#459 alexku

alexku

    дилетант-зазнайка

  • Пользователи
  • 2 977 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 17 Август 2005 - 12:22

Насколько мне известно, у Морихеи Уесибы программы не было вообще, что не помешало ему иметь кучу учеников.

Для того, чтобы удушить совсем необязательно падать на землю, можно (и желательно) сделать это стоя, надо только понимать, как. Если понял как, то положение уже не важно. Есть в айкидо техники, в которых выход на удушение напрашивается сам собой и основаны они именно на нём. Если Вам это оказалось недоступно, не обвиняйте в этом айкидо.

Да, в том виде, как в каратэ, боксе или дзюдзюцу удары ни руками ни ногами не существуют. Но, достаточно продвинувшись в изучении базовых (а не общепринятых) техник, появляется понимание того, как эти техники можно дополнить ударами руками и ногами. В этом контексте их изучать даже интереснее, чем как просто удары, в отрыве от остального. При этом айкидо не становится менее айкидо, а техники не становятся необщепринятыми.

В айкидо нет понятия "арсенал". Арсенал у каждого человека свой и каждый расширяет его в меру своих способностей и приоритетов. В айкидо есть набор базовых (а не общепринятых) техник, на которых изучаются основные принципы исполнения практически любых техник, но ограничения по количеству и типу техник нет. Нет в айкидо и понятия полной передачи, в отличие от дзюдзюцу. Как можно полностью передать то, что не ограничено никаким арсеналом?

Разумеется, мастер айкидо может позаниматься дзюдо или каратэ и использовать отдельные технические действия в своей практике, и хороший мастер именно так и сделает для того, чтобы расширить свой кругозор. И так поступают многие мастера, как прямые ученики Уесибы, так и их последователи. А Вы говорите не общепринято. И меня даже не удивляет, что потом они это нечто, не имеющее названия, называют айкидо, а не дзюдо или каратэ.

#460 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 17 Август 2005 - 23:48

Странно, что у Уешибы не было программы. У его учеников она есть и примерно похожа арсеналом одна на другую. Да, и у его учителя Такеды сенсея она была.

Спасибо, что Вы разъяснили мне то, что для удушения вовсе не обязательно падать на землю. :wink:

Однако, я не писал в своем постинге о том, что душить нужно только лежа. Я просто указал на отсутствие этого раздела в основной практике айкидо. Это вовсе не означает, что душить нельзя стоя и, что я этого не знаю. Более того, я вообще не упомянул множества других важных разделов. И это также не означает, что я не знаю о них. :wink:
Должен всеже заметить, что при полном понимании преимуществ удушения в стойке, я всеже признаю и возможность оказаться в положении лежа, где техника удушения может оказаться полезной и эффективной.

О том, что мне оказалось доступным, а что - нет, Вы судить не можете, поэтому, стоит сменить тон и не обвинять огульно. Это Вас не красит.

Вы пишете: " Есть в айкидо техники, в которых выход на удушение напрашивается сам собой и основаны они именно на нём."
Да, техники с возможным выходом на шиме вадза есть. Только, если самой технике удушения не учат, то сможете Вы выйти на технику или нет, не важно. Нужно изучить технику, затем уже выходить на нее.

Вы пишете: "Но, достаточно продвинувшись в изучении базовых (а не общепринятых) техник, появляется понимание того, как эти техники можно дополнить ударами руками и ногами. В этом контексте их изучать даже интереснее, чем как просто удары, в отрыве от остального".
Зачем же идти от обратного? :wink: Раз в технике болевых приемов и бросков Вы начинаете изучение с базовых элементов, затем выполняете их в динамике, затем комбинируете... то и удары требуют не менее серьезного подхода. Сначала базовая техника, затем исполнение в движении.. и только затем объединение их в комплексе с болевыми и бросками. Иначе, бить не научиться. Точно такая же методика, как и в болевых и бросках. Изучение паралельно отдельных ударов, болевых приемов и бросков позволяет объединить их эффективно. А иначе, может быть кому-то и интересно, но с точки зрения правильной методики - не достаточно эффективно.

В айкидо, как и во всех системах есть понятие арсенала техники. Это програмная техника. Программа есть во всех школах - именно по программе проводится аттестация на определенную степень. Например, айкикай аттестует Вас по конкретно определенной конкретным мастером программе. Если Вы придете аттестовываться по собственной программе в айкикай хонбу додзе, или в йосинкан, или в йосейкай, Вам, вероятно, сообщат, что следует изучить аттестационую программу данной школы. И, соответственно этой программе Вас аттестуют. Это и есть арсенал техники, который в данной школе признан в качестве базового. Эти арсеналы отличаются друг от другу манерой исполнения и немного самой техникой, однако в основном арсенал один и тот же - пять контролей и несколько бросков. Борьбы лежа, удушений, ударов ногами и многого другого там нет. Следовательно, можно сказать, что эта техника, хотя и может быть использованной мастером айкидо, не является характерной и общепринятой для данного вида искусства. А общепринятой являются принятые во всех школах айкидо 5 контролей и определенный арсенал бросков. Разумеется, в айкидо есть множество свободной хэнко вадза - вариативной техники, котоаря основана на тех же базовых элементах.

Полная передача в айкидо есть. В случае с известными мастерами - это подтверждение высшей степени. Вопрос тут только в терминологии. Полная передача не говорит о том, что движение остановлено. Это показатель того, что челдовек освоил всеь основной арсенал и получил знания по существующим на данный момент всем методикам школы.

В дзюдзюцу, полная передача означает, что адепту передали все практики высокого уровня (технику, тактику, методику, практики психофизической работы и прочее). После этого он должен в них совершенствоваться и развивать их далее по своему усмотрению. Возможно, даже создавая собственное ответвление школы (ха). Или не развивать, совершенствуясь в них.