Перейти к содержимому


  
Фото

ТОЛПАР. Школа ножевого боя.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
223 ответов в теме

#161 Дмитрий Толпар

Дмитрий Толпар

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 113 Сообщений:

Опубликовано 06 Январь 2010 - 10:17

30 января прошли внутришкольные соревнования, в которых приняли участие представители Московского филиала ШНБ "Толпар". Победителем соревнований вышел Попов Евгений Михайлович. Ура победителю!!! Руководство школы желает Евгению крепкого здоровья и успехов во всех делах.

Также огромное спасибо всем участвовавшим бойцам, которые показали отличное владение техникой и огромную волю к победе.

#162 Дмитрий Толпар

Дмитрий Толпар

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 113 Сообщений:

Опубликовано 30 Январь 2010 - 20:52

Новая статья инструктора Школы Задерновского Дмитрия.

О фехтовании без фехтования. Ещё один взгляд на парадоксальную тему глазами Востока и Запада.

Когда фехтовальщик, подобно тому,
как это делают дзенские мастера, сравнивает своё искусство с отражением луны в воде,
он передаёт своё состояние неосознаваемого, в котором держит свой меч, будто не держит,
и фехтует, будто не фехтует.

© Дзен и фехтование


Итак,
если ознакомиться c материалами о нашей Школе ножевого боя “Толпар”, то можно прочесть, что основополагающим принципом Системы “Толпар” является “Фехтование без фехтования.

Что же это значит?

На этот вопрос я и попробую дать ответ в этой статье, используя некоторые из доступных мне знаний и систем, а именно более чем 10 летний опыт занятий боевыми искусствами, Буддистские практики, современные методы практической психологии – НЛП, методы телесноориентированной терапии, и т.д.

Не ждите, что вы что-то поймете из этих описаний, ведь логический ум призван всё структурировать и систематизировать, в то время как истинное понимание лежит в выходе за пределы привычного Ума – в доступе к интуитивным, спонтанным процессам, которые призваны раскрывать внутреннюю мудрость, уже изначально находящуюся в каждом из нас, и именно ей и адресуется многое из того, что вы здесь прочтёте.

“Освободи свой разум, Нео” и “Сфокусируйся, Тринити”(с) Матрица :lol:

Итак, всего, в школе выделяется три этапа обучения:
- Фехтование ножом
- Фехтование без ножа
- Фехтование без фехтования.

Первый раздел по сути представляет из себя базовую технику работы клинком (включая хват, виды усилий, траектории ударов, перемещения, а так же 64 базовые связки, которые и соединяют в теле занимающегося все возможные способы реагирования на оппонента).

Фехтование без ножа же является разделом техник упреждения пустыми руками, так как зачастую, на критической дистанции извлечь и применить клинок будет просто банально дольше по времени, чем воспользоваться связками начала боя. Так, например, можно хлестануть расслабленными пальцами по глазам, и, пока противник занят собой, сильно ударить в горло, колено, или пах, что уже может положить конец конфликту. В случае же чего можно добить противника, либо извлечь нож с разрывом дистанции и перейти, по сути, к фехтованию клинком.
К данному же этапу можно отнести и всю психологическую подготовку Школы – целостную систему структурирования жизни, включающую в себя постановку Цели, формирование “круга жизненных интересов”, конфликтологию и многое другое (частично эта тема освещена на видео по ссылке ниже. Презентация автора статьи в рамках курса “Тренинг тренеров” с темой “Психологическая подготовка Школы ножевого боя”). Так же, к “фехтованию без ножа” можно отнести философию изменений (см. “Книгу Перемен” Ицзин.), на которую опираются сами принципы организации жизни. Примером же практического отражения данной философии применительно к ножевому бою является тренировочный спарринг, где боец учится гибко реагировать на происходящее с ним, находя своевременные адекватные решения.
Эти два этапа, в особенности техническая их сторона, и составляют большую часть процесса обучения ножевому бою обычного человека, пришедшего заниматься.

Рассмотрим же теперь с разных сторон понятие “фехтования без фехтования” являющееся третьим этапом обучения и по сути, вершиной мастерства.

В первую очередь, если просто отвлеченно посмотреть, то надо заметить, что само словосочетание “Фехтование без фехтования” – это парадокс. (Парадокс - в логике - высказывание, противоречащее логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений. греч. Paradoxos - странный ).
Интерес же представляет, каким тогда образом мы можем говорить, описывать, и стремиться понять то, что не может быть понято логическим умом, который и создаёт описания? О чём же идёт речь?

У каждого, кто когда либо занимался любыми подвижными видами спорта какое-то время и достиг в этом успеха, однажды возникало состояние, которое часто называют “Поток”. По сути, внутри – это центр циклона. Это состояние описывать можно лишь после, как бы вспоминая – например, как полное чувствительности к изменениям, стремительного реагирования, “включённости”, невероятной скорости, слаженного скоординированного тела, чувства “предвидения”, единения тела и сознания, и тд.

Когда же мы находимся внутри этого состояния – там нет ни того кто действует, ни времени, ни причины, ни следствия. Есть просто процесс, за пределами жизни и смерти. Аналогией таких состояний в Буддизме, как я (среди прочего, практикующий буддист Ваджраяны ) их понимаю, является так называемый “пустой Ум”, то есть трансовое медитативное состояние направленное на чистое безличностное восприятие Реальности как Таковой. Когда объект, субъект и действие между ними – Едины. Или, если возвращаясь к более прикладному использованию данных состояний, которое нас интересует – когда нет паузы и нет сомнений между мыслью и вашим действием.

Приведу цитату, из известнейшего трактата за авторством Такуана Сохо “Письма мастера Дзен мастеру Фехтования”:

Промежуток, в который даже волосок не может войти.
Известно представление о промежутке, в который невозможно поместить даже волосок. Мы можем говорить о нем в терминах вашего боевого искусства.
Такой промежуток существует в том случае, когда два события следуют друг за другом без промедления, когда ни одна мысль не может их разделить.
Когда вы хлопаете в ладоши и в следующее мгновение произносите громкое восклицание, в промежуток между хлопком и восклицанием не войдет даже волосок.
Это не означает, что вы должны хлопнуть в ладоши, затем подумать о том, что пришло время произнести восклицание, а затем крикнуть. Если вы сделаете так, между хлопком и криком будет очень большой промежуток. Поэтому вы должны хлопнуть и в это самое мгновение, без малейшего промедления, издать звук.
Подобно этому, если ум останавливается на мече, которым противник вот-вот нанесет вам удар, возникнет большой промежуток, и вы не сможете правильно среагировать на удар. Но если в промежутке между ударом меча и вашим ответным действием не помещается даже волосок, меч вашего противника станет вашим собственным.
Для дзенских диалогов характерно то же самое. В буддизме мы питаем отвращение к подобной остановке ума на высказывании или действии. Мы называем эту остановку болезнью ума.
В качестве аналогии можно привести мяч, брошенный в горный ручей. В буддизме мы уважаем ум, который движется, подобно мячу, и нигде не останавливается ни на одно мгновение.


В Японии, именно дзен и фехтование шли рука об руку, так как для того чтобы самурай был готов к своей возможной гибели в любой момент, нужно было особое мировоззрение, которое обеспечивало бы фехтовальщику спокойствие и решимость в критических ситуациях, когда на кону была его жизнь. Именно Дзен, с определенными практиками сидячей медитации дзадзен, а так же искусством задавания коанов и явился тем инструментом, той психологической подготовкой - как в наше время называют методы тренировки сознания, которая помогала реагировать в быстроизменяющихся условиях боя.

Приведем пример типичных коанов - особых вопросов, призванных выйти за привычные состояния дуального ума и достичь состояния Сатори или Просветления:

Хлопок двух ладоней издает звук; а что такое звук одной ладони?
Когда многое сведено к одному, к чему можно свести одно?
Назовите это палкой — и вы утверждаете, не называйте — и вы отрицаете. Итак, не утверждая и не отрицая, как вы это назовете? Говорите! Говорите!

(По некоторым версиям, задавая этот коан, Учитель ещё и замахивается посохом, чтобы в случае неверного ответа ударить ученика.)
Когда твое тело будет кремировано и пепел развеян по ветру, где ты будешь?
Что заставляет тебя отвечать, когда тебя спрашивают?

И т.д.
Таким образом, сосредоточившись на сущности проблемы и долгое время медитируя над коаном, посвящая этому часы, дни, и даже годы, однажды, добившись озарения, обучаемый теряет границы своего «я» и тогда решение приходит само собою.

Однако, если мы посмотрим со стороны, на данные вопросы, на их структуру, то по сути, они являются парадоксальными, как и формулировка “Фехтование без фехтования”.

Лингвистической составляющей подобных построений, в наше время занимается одна из перспективнейших, стремительно развивающаяся область практической психологии НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование). Оставим при этом обычные страхи и опасения обывателей, наслушавшихся по ТВ о том, что НЛП призвано манипулировать и управлять Вами, потому что в конце концов это лишь инструмент, как тот же нож, которым можно и хлеб порезать, а можно использовать как оружие. Всё зависит от вас: темная, или же светлая сторона в вас сильнее, как говорилось в одном известном фильме про далёкие галактические войны. На самом же деле, основным посылом НЛП является умение успешно и эффективно обучаться, а так же познавать сами принципы того, как мы, люди, умеем это делать. Ну и в нашем случае, интересно, как существующие модели способы и стратегии могут помогать осваивать искусство владения клинком, используя современные технологии познания, в нашем то 21 веке.

Итак, что же это значит - НЛП? Очень просто, это умение с помощью лингвистики, то есть с помощью слов, программировать, то есть управлять и направлять нашу нейрологию, а значит, обычно как следствие, и сознание. Одним же из базовых принципов НЛП, который предлагается взять за пресуппозицию, является: “Тело, сознание (и дыхание) – части одной системы” Почему дыхание в скобках? Потому что это, как связующий элемент, “граница”, которую можно дополнительно выделять для удобства, а можно нет. (И, возможно, о дыхательных техниках и практиках изменения сознания пойдёт разговор в следующих статьях.)
Что же касается роли лингвистики в вашем развитии в Боевых Искусствах или в жизни в целом - это про то, о чём вы в первую очередь говорите сами с собой внутри себя своим внутренним диалогом, то, что и как вы рассказываете Ученикам и как с вами разговаривают Сенсеи, те описания этого мира которые создали Вам когда-то Ваши родители… а так же то, что вам говорят другие люди, то что вы читаете, то что вы слышите по ТВ, по радио, видите в Интернете… Всё это влияет на ваше сознание. И значение этого сложно переоценить. И это то самое “слово”, логос, которое “было в начале”. И именно структура вашей речи, модель, и способ говорения формирует то, чем вы являетесь.

Таким образом, описывая словами какое-то состояние, мы одновременно фиксируем его, как бы приклеивая ярлыки к переживаниям, так что в целом всё становится понятнее для логического разума (различные рационализации типа биомеханики, например), однако представьте, каким может быть описание состояния отгадки коана, типа тех что были приведены выше?

Как можно описать “Ум-не Ума”? Только парадоксом. Лингвистическая структура парадокса “Фехтование без фехтования” очень проста: Это разделение близких по смыслу понятий. (Институт НЛП, М. Пелехатый “Работа с убеждениями. Речевые раскрутки”).
Приведем похожие примеры:

Достаточно ли хорошо вы видите то, что вы не видите?
Всё ли вам понятно в этом предложении, чтобы перестать его понимать?
Осознаете ли вы свою неосознанность?
Можете ли вы дышать без дыхания? Смотреть без зрения?
Что если ваши активные действия полны покоя?
Вам знакомо состояние мышления без мыслей?


Ну и как можно фехтовать не фехтуя? :blink:

Данный принцип, по которому мною и придуманы примеры выше, построен на том, что наш мозг может различать не только различия, но и сходства, а что происходит с нашей логикой когда мы соединяем плюс и минус (Левое и правое полушарие, Инь и Ян, и любые другие метафоры полярностей), причём можем это делать не только таким способом?

Задумайтесь над каждым вопросом:
Достаточно ли вы медленны, чтобы быть быстрее всех?
Каково это когда, чем более вы расслабленны, тем больше силы?
Как, лишь обретя структуру и контроль - прийти к свободе и творчеству?
Что если любая граница – соединяет безграничное, а любое противодействие порождает баланс?


Ответ – это лишь состояние. Хотя и слово “состояние” - это уже ярлык, описание неописуемого. Но именно само состояние Не-ума нам и нужно для нашего понимания и применения принципа фехтования без фехтования в жизни.

Опять же, не просто так на востоке пользуются метафоричным, образным описанием, давая причудливые названия типа “зеленый дракон, парящий в небесах верхом на сильной черепахе” каким-нибудь приёмам, которые совершенно не понятны для Западного человека, привыкшего понимать всё своим левым полушарием, отвечающим за логику. На парадоксальных же вопросах наша логика зависает, и образуется проход в другое измерение. И если для сознания такие вопросы сложны, то для бессознательного это легко и естественно.

В свою очередь, в Западной психологии (Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор “Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства.”), выделяют следующие уровни обучения чему бы то ни было:
1. Неосознанное незнание (Бессознательная некомпетентность). – Это когда вы даже понятие не имеете о том, что вы чего-то не умеете, например водить вертолёт. Потому что вам это не надо. Или как когда-то вы не умели фехтовать, и даже об этом не мыслили, и всё было хорошо.
2. Осознанное незнание (Сознательная некомпетентность). – Когда вы садитесь в вертолёт, и понимаете что вы не умеете его водить.
3. Осознанное знание (Сознательная компетентность). Здесь вы уже что-то умеете, и можете рассказать как вы это делаете.
4. Бессознательное знание (Привычка. Или Мастерство. Бессознательная компетентность).
Уже интереснее. Когда вы умеете что-то, но этот навык уже “зашит” внутри вас. Возьмите любого отзанимавшегося хотя бы месяц ножевым боем, и ткните его деревянной имитацией с шагом в живот. Что он сделает? Правильно, если данный экземпляр не просто ходил на тренировки поглазеть, то он в начале отобьёт вооруженную руку отпрыгнув назад, и только потом уже, может быть, задумается о том что произошло. Именно этот уровень знаний и является целью для всех навыков и умений - когда мы просто умеем что-то, и делаем лучшее, что можем, на автомате. Именно так вы ходите, едите, водите автомобиль, работаете с компьютером и тд и именно таким же образом, не задаваясь вопросами о том как это работает, бессознательное прямо сейчас управляет вашим дыханием, морганием, сердцебиением и переваривает пищу…
5. Бывает, что выделяют, так же, следующий своеобразный уровень мастерства: Осознаваемое бессознательное знание - когда вы при необходимости можете осознавать всё, чему вы когда либо научились (включая умению ходить, говорить, разделять предметы, выделять “Я” и не “Я” ), и управлять, настраивая это под задачи.

В Дзен-буддизме же, среди многочисленных формулировок уровней осознания, существует широко известная серия из десяти рисунков “В поисках Быка”, сопровождаемая пояснениями в прозе и стихах, где бык используется в качестве символа изначальной природы человека или сознания Будды. Так, перед нами проходит серия изображений, начиная с Поиска быка - когда человек повернулся спиной к своей истинной природе и не может её увидеть - и потому отправляется на её поиски, проходя вначале через нахождение следов, видение Быка, затем поимку, приручение, возвращение домой, забывание быка и самого “Я”, возвращение к Источнику, и, наконец, заканчивая вновь жизнью в земном мире форм и многообразия, двигаясь своим путём и не делая попыток следовать по стопам мудрецов, живших до него. (Ссылка на изображения с пояснениями )

Как мне видится, можно провести параллели между уровнями Западного понимания обучения, и Восточной метафоры про познание себя, тем самым объединяя и гармонизируя логику и интуицию, левое и правое, мужское и женское – и тогда в итоге обретя то самое недвойственное состояние Ума и назвав его “Фехтованием без фехтования” мы распространяем его на всю жизнь, наполняя её парадоксальностью наших бессознательных знаний и принятием себя как Осознание – без начала, середины, и конца.

Что же будет итогом, и каковы критерии, достижения такого состояния мастерства? На эту тему можно спекулировать долго, да и неблагодарное это дело, потому как сколько людей, столько и мнений, а то и того хуже - как в одной известной байке про человека указывающего на луну, который предлагает просто поднять голову вверх и увидеть удивительную красоту своими глазами – ведь вот же она!, а из слов которого делают учение “О Луне” записывая за ним фразу: “Учитель сказал нужно просто поднять глаза”…

Можно лишь сказать, что одна из основных идей – это познав однажды это состояние наполнить им всю жизнь, и просто оставаться в нём, живя своей жизнью, выражая его во всевозможных различиях и проявлениях.

Так что только Ваш собственный Путь, который впрочем опять лишь слово-указатель на что-то что Вы сами себе и создаёте, приведет Вас туда, где вы окажетесь однажды.

И в завершении, хочу привести ещё одну цитату, из произведения Карлоса Кастанеды:

“Воин выбирает путь с сердцем и следует по этому пути. Когда он смотрит, он радуется и смеется; когда он видит, он знает. Он знает, что жизнь его закончится очень скоро; он знает, что он как и любой другой не идет никуда; и он знает, что ничто не является более важным, чем что-то другое…”

Задерновский Дмитрий, инструктор по ножевому бою, НЛП-Мастер.
для Школы ножевого боя “Толпар”
07.01.2010



#163 Я.Н.

Я.Н.

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 26 Февраль 2010 - 15:28

21 февраля 2010 года прошел открытый Чемпионат и Первенство по рукопашному бою с коротким клинковым оружием (ножом) Республики Башкортостан. Соревнования проводились Федерацией Му Суль Хапкидо Республики Башкортостан. Уфимский филиал Школы Ножевого Боя "Толпар" принял участие в мероприятии.

Результаты представителей ШНБ "Толпар":
Атласов Булат - 1 место в возрастной группе до 30 лет
Зорин Игорь - 3 место в возрастной группе до 30 лет

Центральный Совет Школы искренне поздравляет представителей Уфимского филиала Школы, показавших замечательные результаты в данных соревнованиях. Желаем дальнейших успехов!

#164 Я.Н.

Я.Н.

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 17 Май 2010 - 21:05

На сайте ШНБ Толпар опубликована статья ученика Школы Тюменева Михаила, посвященная базовому элементу системы - маятнику

Маятник в системе ножевого боя «Толпар»


Маятнику невозможно научиться по книжке.
Опыт

Наша стойка и «маятник» - это постоянный «столб»,
постоянное выстраивание структуры тела и её сброс.
В Толпаре нет статичной стойки, постоянное
перемещение в пространстве в стойке и в «маятнике».
Нет начала и нет конца, во всём…
Маятник – это просто естественная ходьба по земле,
мы идем, перенося свой вес тела с одной ноги на другую.
Просто в «маятнике» мы ходим приставным шагом.
А при работе двумя ножами идёт обычная ходьба
с переносом веса тела на обе ноги и клинка.
Ветеран системы Толпар,
пожелавший остаться неназванным


Значение маятника. Его место в системе. Специфика базовых уп-ражнений
В любой развитой системе боевых единоборств существует так назы-ваемый «движок». Это, условно говоря, стойка, совмещенная с техникой пе-ремещения бойца во время поединка, позволяющая ему реализовать техни-ческий и тактический арсенал практикуемой системы. В разных системах единоборств этот «движок» называется по-разному, в системе ножевого боя «Толпар» «движок» называется «маятником».
Чрезвычайно важно понимать, что маятник является фундаментальной опорой системы. Это не значит, что маятнику надо ставить памятник, писать ему оды или делать жертвоприношения. Маятник надо практиковать. Каждый день.
Освоение маятника дает уверенное самоощущение в поединке и пре-доставляет возможность для проектирования боя, осуществления техниче-ских действий и выстраивания тактических решений (высвобождает тело и ум), обеспечивает контроль дистанции, легкость перемещений на ногах, ско-рость рук, понимание противника. Осваиваешь маятник - осваиваешь основу системы, все остальное в ней - это накапливание боевого опыта и массива технических и тактических решений.
Есть старая, всем известная, русская поговорка, которая отражает зна-чение маневра в войне: «Х…я война, главное – маневры». В этой поговорке - огромная доля правды. 2500 лет назад Сунь-Цзы сказал: «Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен, подобно небу и земле, неисчерпаем, подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну».
В современной классификации военных действий - техника боя, такти-ка, стратегия, оперативное искусство - маневр относится к стратегии, явля-ется средством ее реализации. Маятник - основа маневра, опора стратегии, база победы.

Следует, однако, иметь в виду, что маятник - это базовое движение. Как упражнение, оно направлено на развитие умения и навыков бойца, а в бою будет применяться не в базовом, а в боевом варианте. Что это означа-ет? Это означает, что подходы при наработке навыка и при его реализации должны отличаться. При отработке необходимо действовать размеренно, с максимальной (но без напряжения) проработкой траекторий движения час-тей тела, на заданной скорости, контролируя, анализируя и усваивая свои ощущения, имея целью именно освоить движение. В реальном бою необхо-димо о движении не думать, решать задачи боя, действовать молниеносно, реагировать на движения и действия противника. При этом правильно поня-тый и освоенный маятник предоставит все необходимые ресурсы для реше-ния боевых задач. Например, умение управлять переносом веса тела позво-ляет вкладывать импульс/энергию в удар, не отрывая ног от земли, не пере-мещаясь. Правильно понятый маятник дает понимание передвижений про-тивника, позволяет оценить его опытность.
Этот момент нужно понимать и не стараться в бою двигаться так, как при отработке маятника, при отработке - не двигаться так, как в бою, а обес-печивать контроль и выполнения всех аспектов маятника, добиваясь уве-ренности и непринужденности в исполнении упражнения.
Читая этот текст, следует учитывать, что он построен отчасти как мето-дическая рекомендация. Важные указания повторяются применительно к от-дельным элементам упражнения – для того, чтобы, осваивая упражнения, легче было удержать в голове необходимые моменты, не ища их в тексте и не забывая постоянно об общих для многих элементов упражнения трребо-ваний.

Собственно стойка. Оговорка по поводу стойки
Стойка в маятнике и в системе ножевого боя «Толпар» понятие услов-ное. Можно сказать, что стойки нет, а есть положение, к которому должно стремиться тело при осуществлении движений и перемещений. Или можно сказать, что физически стойки не существует, а существует набор принципов (правил), которые надо соблюдать, осуществляя движения/перемещения. Тем не менее, имеет смысл говорить о начальном положении, и о правилах, которые не надо нарушать, когда для обеспечения рваного ритма в поединке боец приостанавливается, оставаясь заряженным на движение.

Итак, стойка: ноги расположены как в финальном положении обыкно-венного шага, на расстоянии обыкновенного же шага. Ноги чуть согнуты (как если бы вы подошли к стене, коснувшись ее носками и согнули ноги, так, что колени уперлись в стену. Это необходимый уровень сгибания ног в стойке). Передняя нога (одноименная с вооруженной рукой) стоит на полной стопе, стопа повернута к оси движения примерно на 45 градусов, колено стремится прикрыть пах. Задняя нога стоит на носке, колено стремится к линии проек-ции центра тяжести - такое положение обеспечивает направление вектора выталкивания, то есть колено должно быть направлено вперед, в сторону движения; этим будет обеспечена максимальная эффективность перемеще-ния вперед. Иными словами, колени - при взгляде спереди - стремятся друг к другу. Центр тяжести - посередине.
Бедра и корпус повернуты примерно на 45 градусов, сторона воору-женной руки - впереди.
Корпус прямой, спина прямая (прямая спина означает, что спина не на-пряжена, поясница подана чуть назад (как если стоять у стены и добиться отсутствия просвета между спиной и стеной в любой точке в промежутке от лопаток до крестца, при этом таз сам подастся вперед, насколько нужно), таз подан вперед), живот чуть втянут, сфинктер ануса расслаблен, плечи рас-слаблены, тяготеют вниз (см. ниже), шея расслаблена, обеспечивает ощу-щение, как будто голова «тянется (подтягивается) вверх ниточкой, выходя-щей через темя».
Вооруженная рука вынесена вперед настолько, что локоть удален от корпуса на расстояние, примерно равное расстоянию между кончиками большого пальца и мизинца, нож находится на уровне солнечного сплетения на средней линии (линия, соединяющая солнечное сплетение и точку на-правления движения). Рука удерживается тонусом мышц, лишнее напряже-ние отсутствует. Локоть занимает естественное положение, не стремится ни вправо, ни влево. Невооруженная рука локтем прикрывает ребра, запястьем и тыльной стороной ладони прикрывает шею, пальцами - щеку.
К этому положению тела нужно стремиться по завершении любого тех-нического действия.
Остальные аспекты стойки в динамике описаны ниже, при описании собственно движения.

Движение
При движении вперед-назад перемещается не только центр тяжести (как если бы плечи при этом стремились остаться на месте), а весь корпус. При движении назад перемещение защищает корпус, при движении вперед - позволяет достать противника при сохранении центра тяжести в пределах точки опоры, давая возможность для следующего перемещения вперед или назад.
При движении должно обеспечиваться сохранение центра тяжести те-ла на одной высоте.
Движение не имеет начала и конца, одно выходит из другого, на счет «раз-два» не считается, рассматривается как одно-единственное движение, длящееся столько, сколько длится упражнение.

Ноги
Движение осуществляется на присогнутых ногах. При движении должно обеспечиваться сохранение центра тяжести тела на одной высоте. Колени при стойке и при движении стремятся вовнутрь, так что ноги при взгляде спереди похожи на песочные часы. Задняя нога стоит и двигается на носке, не наступая на всю стопу и не перекатываясь на пятку, передняя нога опи-рается на всю стопу, при передвижении перекатываясь с пятки на всю ступ-ню-носок). Движение вперед-назад сопровождается переносом всего веса тела на ногу (одну!), одноименную направлению движения.
Ступня ненагруженной ноги подносится к ступне опорной ноги, достигая ее, но, не соприкасаясь, не опирается на землю, и тут же возвращается в ис-ходную точку, чтобы стать опорной. В конечной точке движения неопорная нога выступает своеобразным противовесом, обеспечивающим остановку движения остального тела вперед, вторым противовесом будет вооруженная рука, выбрасываемая (выносимая) вперед по заданной траектории. В конце движения ноги должен быть обеспечен короткий импульс в направлении движения - «сбрасывание» энергии движения.
При движении вперед-назад ступни перемещаются в положении изна-чальной стойки, оставаясь на своей линии движения, не пересекая линию движения другой ноги. Темп выполнения - быстрая, но не суетливая, а раз-меренная ходьба.
Движение не имеет начала и конца, одно выходит из другого, на счет «раз-два» не считается, рассматривается как одно-единственное движение, длящееся столько, сколько длится упражнение.

Бедра - поясница
При движении вперед-назад таз со стороны ноги, в направлении кото-рой осуществляется движение, осуществляет подворот в сторону движения, не резким движением, а потягивающим, плавным и коротким. Можно пред-ставить, что вы, перенося вес тела на заднюю ногу, оттягиваете живот (ту часть, которая ближе к противнику, или точку центра тяжести) от ножа про-тивника. Это будет то самое потягивающее движение, которое нужно про-чувствовать и перенести на движение вперед: оттянув/подвернув поясную часть назад, вы накапливаете энергию, подавая-потягивая поясную часть вперед, вы подаете-направляете (не выплескиваете и не выбрасываете) энергию вперед, в укол или в порез.
Движение не имеет начала и конца, одно выходит из другого, на счет «раз-два» не считается, рассматривается как одно-единственное движение, длящееся столько, сколько длится упражнение.

Плечевой пояс
В любой момент движения плечи расправлены и расслабленно опуще-ны вниз, (ключевое слово – расслаблены), не подняты и не зажаты, они должны быть немного тяготеть вниз, без какого-либо напряжения - как будто подмышками находится по куриному яйцу, которые нельзя раздавить и нель-зя уронить (эти «куриные яйца» не надо держать постоянно, нужно поймать ощущение тяготения плеч вниз и воспроизводить его). Такое состояние обеспечивает прямая округленная спина, подвешенная «на ниточке через макушку» голова (подбородок не прижимается к плечу, не стремится к корпу-су), чуть подкрученный вперед таз.
При движении вперед-назад осуществляются синхронизированные с движениями ног и перемещениями тела подвороты корпуса вокруг своей оси, которые идут от поясницы.
Движение не имеет начала и конца, одно выходит из другого, на счет «раз-два» не считается, рассматривается как одно-единственное движение, длящееся столько, сколько длится упражнение.


Руки
Руки находятся в тонусе, вооруженная рука двигается по заданной тра-ектории (прямой режущий, прямой колющий) с соблюдением принципа базо-вого кругового движения руки (кистевой, локтевой и плечевой круг)), невоо-руженная рука защищает шею (запястьем, распрямленной кистью), осущест-вляя при этом синхронизированные, правильнее сказать, гармонизирован-ные (согласованные) с движением корпуса и вооруженной руки движения, уравновешивающие работу вооруженной руки. Их можно описать, как начи-нающееся от поясницы круговые движения плечом, локтем, в меньшей сте-пенью - запястьем с соответствующей амплитудой. Кончики пальцев невоо-руженной руки стремятся остаться на месте (район щеки, кончики пальцев на уровне мочки уха), обеспечивая устойчивость положения и эффектив-ность защиты шеи.
Быстро приходящая усталость вооруженной руки свидетельствует о неправильном выполнении движения, в частности, скорее всего, об излиш-нем напряжении плеча и его неправильном - приподнятом - положении. Иное описание этой распространенной ошибки: непоследовательное напряжение мышц плеч, не по круговому движению; плечи постоянно напряженные, из-за желания сильно и быстро ударить за счёт физической силы, что есть след-ствие непонимания сути работы ножом и маятника в особенности.
Движение не имеет начала и конца, одно выходит из другого, на счет «раз-два» не считается, рассматривается как одно-единственное движение, длящееся столько, сколько длится упражнение.

Голова
Голова стоит прямо, шея не зажата, не расслаблена - держится на то-нусе мышц. Немного тянется вверх, как если бы ее подвесили на нитке за макушку, при этом плечи расправлены и опущены, тяготеют вниз.
Нижняя челюсть расслаблена, держится на тонусе. Язык мягко прижат к нёбу непосредственно над зубами.
Глаза прищурены чуть-чуть, взгляд прямой, не сосредоточен на какой-либо точке, сосредоточен на контроле всего видимого сектора - от уровня чуть выше головы противника до его ног, вправо-влево - контроль всего ви-димого пространства.

Дыхание
Дыхание свободное, к движению не привязанное (нет правила типа «вперед - вдох, назад - выдох», так дышать неправильно).

Ум
Ум пребывает в режиме созерцания (сканирования, мониторинга) ок-ружающего, спокоен, не напряжен и не расслаблен, внимание не сосредото-чено на каком-либо отдельном объекте, отслеживает целостно все видимое пространство, в готовности действовать.

Критерии правильности выполнения
Критерием правильности выполнения является состояние, когда все физические аспекты движения реализуются, а ум пребывает в необходимом состоянии.
ВНИМАНИЕ: критерием правильности является не скорость, не интен-сивность, а состояние, когда все физические аспекты движения реализуют-ся, а ум пребывает в режиме созерцания (сканирования, мониторинга) окру-жающего, спокоен, не напряжен и не расслаблен, внимание не сосредоточе-но на каком-либо отдельном объекте, отслеживает целостно все видимое пространство, в готовности действовать.

Физически упражнение не является тяжелым - как обычная ходьба. По-этому исполнение его в течении 10-15 минут не должно даже сбивать дыха-ния.

Вместо заключения
Следует иметь в виду, что в высшей степени целесообразно осваивать маятник под руководством инструктора школы ножевого боя «Толпар». Ню-ансов в маятнике достаточно, а закрепление неверного исполнения потребу-ет гораздо больше времени на исправление, чем если бы вы обучались сра-зу правильному движению.


Оригинал статьи: http://tolpar.ru/for...2...&highlight=

С Уважением

#165 3Slon

3Slon

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 196 Сообщений:
  • Откуда:Волгоград
  • Стиль:Современная система самозащиты "3S"

Опубликовано 17 Май 2010 - 22:18

Очень интересные статьи, спасибо)
Хотелось бы увидеть видео с вашим маятником. В нашей системе тоже основа - маятник, интересно сравнить.

Изменено: 3Slon, 17 Май 2010 - 22:18


#166 Я.Н.

Я.Н.

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 27 Май 2010 - 13:40

Удары ногами в нб. Фрагмент семинара, Толпар, Задерновский Д.
Фрагмент семинара инструктора по ножевому бою Задерновского Дмитрия (Школа Толпар) в Воронежском филиале ШНБ Толпар по теме:
Ударная техника ног в ножевом бою.

На видео:
Ударные поверхности
Траектории ударов
Удары ногами как начало боя с разговорной дистанции
Удары ногами как переносы веса
Одиночные удары ногами в бою
Атакующие связки с применением ударов ногами
Подсечки и высекания
+ Спарринги

http://video.mail.ru.../tolpar/34.html

С Уважением

#167 Andy

Andy

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 100 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:Школа боевой йоги Дхарма Марга

Опубликовано 28 Май 2010 - 12:22

Здравствуй Николай. Некоторые высказывания ученика школы противоречат китаезыным объяснениям как течет энергия. Ну да ладно с ними, с китайцами, они сами много чего не знают...приезжай в гости, буду рад видеть.

#168 Я.Н.

Я.Н.

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 103 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 28 Май 2010 - 12:27

Взаимно обязательно приеду.
С Уважением

#169 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 30 Май 2010 - 12:50

Здравствуй Николай. Некоторые высказывания ученика школы противоречат китаезыным объяснениям как течет энергия. Ну да ладно с ними, с китайцами, они сами много чего не знают...приезжай в гости, буду рад видеть.


Текст построен на личных ощущениях и школьном курсе физики, не стояла задача привести текст к каким-то канонам китайским. Ключевой целью было максимально понятное описание упражнения с указанием ограничений, касающихся изучения маятника по книжке. Насколько я понял, обучение в Толпаре практически не замкнуто на Китайские термины, все объясняется на хорошем русском языке. Процентов 40 знаний доходит через спарринги :-)). Конечно, если мозг не выключать (это я про себя).

#170 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 04 Июнь 2010 - 20:01

На YouTube выложены поединки с открытых боев Толпар от 27.03.2010 и от 29.05.2010.
Обнаруживаются через поиск, вводить надо "толпар olermann"

Изменено: Knifemiker, 04 Июнь 2010 - 20:02


#171 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 28 Июль 2010 - 07:21

Выложен ролик, демонстрирующий работу двумя ножами против одного, спарринг на реальной скорости

Это своеобразный видеоответ в споре на ганзе, в котором, в частности, утверждалось, что работа против двух ножей не меняет рисунок боя. В общем, надо найти 12 отличий ( :шутка: ) в рисунке боя с двумя ножами против одного, по сравнению с рисунком боя нож против ножа

Изменено: Knifemiker, 28 Июль 2010 - 07:23


#172 kvadrat

kvadrat

    Аксакал

  • Забаненные
  • 3 179 Сообщений:

Опубликовано 28 Июль 2010 - 20:42

Это своеобразный видеоответ в споре на ганзе, в котором, в частности, утверждалось, что работа против двух ножей не меняет рисунок боя. В общем, надо найти 12 отличий ( :шутка: ) в рисунке боя с двумя ножами против одного, по сравнению с рисунком боя нож против ножа

вы хоть три ножа возьмите , у вас все равно ни чего не изменится , как работали одной рукой так и будете работать то одной , то другой ;) . мозги развивать надо ;) .
жонглировать хотя бы для начала СРАЗУ ДВУМЯ РУКАМИ .

:D ну и для эксперимента , дайте каждому по настоящему , заточенному ножу . почему то мне кажется рисунок спаринга резко изменится . :D

#173 Уравнитель

Уравнитель

    крепкий орешек

  • Пользователи
  • 5 904 Сообщений:
  • Откуда:Цэ ж Пытэр
  • Стиль:Система Городского Выживания ИЗБОР

Опубликовано 29 Июль 2010 - 10:28

kvadrat
рекомендую вам в дальнейшем воздержаться от подобных незрелых и некорректных высказываний

#174 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 29 Июль 2010 - 11:41

вы хоть три ножа возьмите , у вас все равно ни чего не изменится , как работали одной рукой так и будете работать то одной , то другой ;) . мозги развивать надо ;) .
жонглировать хотя бы для начала СРАЗУ ДВУМЯ РУКАМИ .

:D ну и для эксперимента , дайте каждому по настоящему , заточенному ножу . почему то мне кажется рисунок спаринга резко изменится . :D


Квадрат, даже в этом ролике есть применение одновременно двух ножей. Смотрите внимательней, и не торопитесь с оценками. Рисунок боя, как я его понимаю, не сводится к какому-либо техническому действию: это рисунок всего боя, а не отдельного движения. Короче, задачу про 12 отличий Вы не решили ;)
Попытайтесь еще раз. Подсказывать не буду.

#175 Allexx

Allexx

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 037 Сообщений:
  • Откуда:Minsk
  • Стиль:Каратэ JKA, Иайдо МДЭР, Комбатан

Опубликовано 29 Июль 2010 - 12:07

Я.Н.

вышеописанный маятник - это пресловутый маятник Кадочникова?

#176 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 29 Июль 2010 - 12:22

Я.Н.

вышеописанный маятник - это пресловутый маятник Кадочникова?


Прошу прощения, я не Я.Н., но попытаюсь ответить. Это не маятник Кадочникова и по описанию это хорошо видно.
Кстати, на ролике (первый спарринг) оба бойца работают в маятнике (вообще, там все работают в маятнике, но с разной степенью продвинутости). Маятник бойца в черной майке более заметен в силу его меньшего опыта. Боец в синей майке никаких циклических действий себе не позволяет, но через маятник в любой момент заряжен на удар, что и демонстрирует постоянно, работая, по сути, вторым номером.

Изменено: Knifemiker, 29 Июль 2010 - 12:33


#177 Allexx

Allexx

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 037 Сообщений:
  • Откуда:Minsk
  • Стиль:Каратэ JKA, Иайдо МДЭР, Комбатан

Опубликовано 29 Июль 2010 - 13:35

Ок, дык и Кадочникова маятник посмотреть бы:)

#178 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 29 Июль 2010 - 13:49

Ок, дык и Кадочникова маятник посмотреть бы:)

Увы

#179 Knifemiker

Knifemiker

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 66 Сообщений:
  • Откуда:Москва
  • Стиль:СНБ "Толпар"

Опубликовано 30 Июль 2010 - 08:04

Я думаю, что во время работы Кадочников должен маятник свой реализовывать, использовать. Иначе в чем его смысл. Если так, то маятник Кадочникова можно увидеть в его работе. Другое дело, что я ни разу не видел в инете реальной работы Кадочникова и его последователей. Впрочем, где-то на ютьюбе есть ролик "Старов против боксера, кикбоксера", по-моему, там маятник виден очень хорошо, но реальность спарринга вызывает большие сомнения.

Изменено: Knifemiker, 30 Июль 2010 - 08:06


#180 Allexx

Allexx

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 037 Сообщений:
  • Откуда:Minsk
  • Стиль:Каратэ JKA, Иайдо МДЭР, Комбатан

Опубликовано 30 Июль 2010 - 16:37

Я пытался разузнать, но это их секрет:), слышал что помогает "от пистолета".