Перейти к содержимому


  
Фото

Принцип и кихон.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
249 ответов в теме

#81 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 24 Май 2005 - 18:34

На мой взгляд, если нет единственно верного понимания, то никакого понимания нет вообще.


На мой взгляд - понимание исчерпывающее возможно в крайне небольшом количестве случаев. Например 2+2 не обязательно четыре, вот в троичной системе будет все совсем по другому. А это все - максимализм, если же он действительно имеет место быть - то об этом стоит задуматься.

Вы описываете сложнейший процесс, с кучей неизвестных, и берете на себя смелость сказать что обладаете единственно верным пониманием этого процесса. Смешно.

Применительно к философии Айкидо - знать, что такое Айкидо и каким должен быть соответствующий ему кихон и применять эти знания на тренировках и в повседневной жизни.


Вы собственно ничего про кихон не написали. Вопрос - можно с вами встретиться, посмотреть на ваш кихон? Это жизнь, и ваша философия, если ее понимание верно - должна сработать.

Может быть конечно это философия страуса (вы проигнорировали предыдущее предложение) - тогда я пойму, вы только подтвердите.

Как мне кажется, я написал достаточно много и достаточно конкретно, например, в сообщении от 23.04.05. Возможно, там Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы.


Вам кажется, ей богу, но я сейчас и правда вернусь и почитаю, попробовав вытащить оттуда конкретное.

Там вода и ничего конкретного там нет.

Вот меня с точки зрения кихона очень интересует:

1. На каком расстоянии должны находиться стопы в основной стойке (это ведь кихон а не свободное выполнение)
2. Каков угол тела относительно линии вероятного перемещения? Проще от направления вперед?
3. Какую траекторию описывает задняя стопа в тэнкане?

И так далее.

#82 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 465 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 24 Май 2005 - 18:45

to tropus
Дык я тож много чего искал раньше. Вот если б был тогда такой человек, поопытней, чтоб жестко обломал на эту тему, мож из меня еще чего поприличней получилось.

to Евгений К.
Литературный перевод редко дословным бывает. В словарике японском иероглиф "ки" интересно как переводится? Я, вот, за неимением японского словарика интересуюсь. А Вы иероглиф "ки" отдельно переводите от всего выражения?
Дело даже не в том, что ученик понимает или не понимает. Дело в том, что ему бы почаще не тренировки являться, отжиматься научиться побольше да и укэми сделать не менее 30 раз. Тогда можно предположить, что он НАЧАЛ учиться. А тут ситуёвина - человек учиться еще НЕ НАЧАЛ, но уже активно обсуждает(с умным жеж видом) одну из самых сложных идей БИ.
Все мое холодное восприятие Ваших постов по исключительно одной причине - Вы говорите о сильно уж больно сложных вещах. Знать не знаю как Вам(в уровень или нет) говорить о таком, но мне уж точно нет. Если б Вы чем попроще делились, например: упражнения, которые делают мой тэнкан правильнее, упражнения которым атэми полезные атэми нарабатывают(токо своими лично), то восприятие было бы совершенно иным.

#83 Pronin

Pronin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 280 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 24 Май 2005 - 18:47

...говорит что-то типа "Айкидо - это ж Путь Гармонизации Энергии!"

Разве? А я почему-то думал, что АЙКИ - это одно слово, и оно целиком означает ГАРМОНИЯ. АЙКИДО - путь гармонии.
А разве есть отдельное слово КИ с каким-то разумным переводом?

#84 alexku

alexku

    дилетант-зазнайка

  • Пользователи
  • 2 977 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 25 Май 2005 - 15:16

Разве? А я почему-то думал, что АЙКИ - это одно слово, и оно целиком означает ГАРМОНИЯ. АЙКИДО - путь гармонии.
А разве есть отдельное слово КИ с каким-то разумным переводом?

А ещё по поводу значения слова айкидо и отдельных его частей полезно сюда заглянуть
http://aikido.bugeis...hp3?thread=3831

#85 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 29 Май 2005 - 08:33

Pogrom писал 25.05.2005

[quote]На мой взгляд - понимание исчерпывающее возможно в крайне небольшом количестве случаев. Вы описываете сложнейший процесс, с кучей неизвестных, и берете на себя смелость сказать что обладаете единственно верным пониманием этого процесса. Смешно. [/quote]

Я никогда не утверждал, что обладаю исчерпывающим и единственно верным пониманием Айкидо. Очевидно, что им обладал только Основатель. Но мне, как и основной массе айкидок, это и не нужно. Вполне достаточно знание и понимание основных положений, задач и принципов, что позволит отличать Айкидо от не-Айкидо и видеть направление развития техники.

[quote]Тогда понятно откуда клиника. Клиника оттуда что вы наверное иероглифами это слово записать не готовы сходу, а уже беретесь с японского дословно переводить. [/quote]

А я и не говорил, что это я перевел, я воспользовался готовым переводом, например, отсюда (http://aikido-moscow...p...m=3&topic=3)

[quote]Дословно![/quote]

Дословно в том смысле, что переведен каждый иероглиф.

[quote] При том что "КИ" имеет значение - описанное Тохэй-сэнсэем на пяти страницах в первом приближении [/quote]

А вот это не понял: при чем здесь перевод "КИ" и его обяснение не пяти страницах?

[quote] при том что АЙ может значить не только то что вы написали... [/quote]

В словаре, которым я пользуюсь, иероглиф "АЙ" имеет 8 основных значений и 8 значений в сочетании с другими иероглифами, но, подозреваю, что их гораздо больше.

[quote]Есть и такие переводы, например:
"Путь встречи ки"
"Путь постоянного активного перемещения относительно оппонента"
Сможете опровергнуть? [/quote]

Первый перевод с некоторой натяжкой можно признать правдоподобным, так как одно из основных значений иероглифа"АЙ" - "сходиться" близко к значению слову "встреча".
Что касается второго перевода, то ни одно из значений иероглифов "АЙ" и "КИ" ему не соотвует, даже отдаленно.

Pogrom писал 20.05.05 и 25.05.2005

[quote]Вы вот живете я так понял - в Иркутске. Вы не будете против гостей? Хотелось бы переговорить о ряде вопросов касающихся философии О-Сэнсэя. Возможно что и не мне.
Вопрос - можно с вами встретиться, посмотреть на ваш кихон? [/quote]

Что касается незванных гостей, то на этот счет есть старинная русская поговорка, тем более, что ожидать чего-либо хорошего (судя по Вашему псевдониму) от Вас и Ваших представителей не приходится. Что касается моего кихона, то я уже писал, что для меня Айкидо -только хобби, занимаюсь хоть и сравнительно долго, но только для здоровья, особо не упираясь. Никаких кю не имею, поэтому и в моем кихоне нет ничего примечательного. Да и какое значение имеет уровень кихона для понимания Айкидо? Вот Вы, например, судя по Вашему сообщению от от 10.05.2005 в теме "Айкидо на улице. (драка без правил)", Айкидо не занимаетесь, фанатиком Айкидо не являетесь, скорее даже, наоборот, но, тем не менее, очевидно, считаете себя специалистом по Айкидо.

[quote]Вот меня с точки зрения кихона очень интересует:
1. На каком расстоянии должны находиться стопы в основной стойке (это ведь кихон а не свободное выполнение)
2. Каков угол тела относительно линии вероятного перемещения? Проще от направления вперед?
3. Какую траекторию описывает задняя стопа в тэнкане?[/quote]

По поводу кихона О-Сенсей писал ((http://dao.tomsk.ru/japan/japaik2.html)
[quote]"96 Искусство мира не имеет формы"[/quote]

т.е. Айкидо не имеет конкретного кихона.

Если же иметь в виду доминирующее в настоящее время представление о кихоне Айкидо, то какой бы я ответ ни дал, Вы не сможете оценить его объективно, так как О-Сенсей таких подробных объяснений не оставил, ГОСТа РФ на Айкидо пока нет, все же остальные оценки будут субъективными, т.е. каждый останется при своем мнении. Свое мнение по всем этим вопросам я изложил в сообщении от 23.04.05.

Pogrom писал 25.05.2005 по поводу моего сообщения от 23.04.05 о принципах и кихоне

[quote]Там вода и ничего конкретного там нет. [/quote]

Тогда мне больше нечего Вам сказать и я, пользуясь правом добровольности участия в форуме, прекращаю всякое общение с Вами. Я, просто, устал.

Vano писал 25.05.05

[quote]Литературный перевод редко дословным бывает.[/quote]

Но в этом случае он дословный, так как в переводе присутствует перевод каждого иероглифа.

[quote] В словарике японском иероглиф "ки" интересно как переводится?Я, вот, за неимением японского словарика интересуюсь.[/quote]

Так и переводится - "КИ", а также: воздух, шар, атмосфера, дух, чувства, настроение, признак, привкус, ощущение.

[quote] А Вы иероглиф "ки" отдельно переводите от всего выражения?[/quote]

В словаре, которым я пользуюсь, значения иероглифа "КИ" не различаются на основные и в сочетаниях.

[quote]А тут ситуёвина - человек учиться еще НЕ НАЧАЛ, но уже активно обсуждает(с умным жеж видом) одну из самых сложных идей БИ.[/quote]

Вам, конечно, виднее. Но, из своего скромного опыта могу сказать, что если между качеством техники айкидоки и продолжительностью его занятий Айкидо есть прямая зависимость, то между продолжительностью занятий Айкидо и пониманием философии М.Уэсибы зависимость не такая явная. И примером тому некоторые из учеников М.Уэсибы. На мой взгляд, можно понимать философию М.Уэсибы, даже не занимаясь Айкидо, а можно всю жизнь прозаниматься, но так ничего и не понять.

[quote]Все мое холодное восприятие Ваших постов по исключительно одной причине - Вы говорите о сильно уж больно сложных вещах. Знать не знаю как Вам(в уровень или нет) говорить о таком, но мне уж точно нет.[/quote]

На мой взгляд, это глубокое заблуждение, что философию М.Уэсибы может понять только японец, да и то, не каждый. И это многим выгодно, так как в такой обстановке за Айкидо можно выдавать все, что угодно. Но, не так страшен черт, как его малюют. Философия Айкидо, как математика, есть школьная, есть и высшая. Понимание философии Айкидо на уровне хотя бы школьной математики, что, на мой взгляд, доступно и достаточно для основной массы айкидок, необходимо, так как техника, которую мы изучаем, (если она - техника Айкидо) должна соответствовать задачам и принципам Айкидо М.Уэсибы.

[quote] Если б Вы чем попроще делились, например: упражнения, которые делают мой тэнкан правильнее, упражнения которым атэми полезные атэми нарабатывают(токо своими лично), то восприятие было бы совершенно иным.[/quote]
Я Вас прекрасно понимаю, так как еще пол-года назад моя позиция была точно такой же. Не помню, кто сказал:"Теория без практики мертва, а практика без теории слепа", т.е. чтобы совершенствовать технику, надо знать, для чего и в каком направлении, иначе это будет блуждание в потемках.

#86 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 29 Май 2005 - 12:21

Приветствую всех!
Мне кажется, что обсуждение слишком уж зациклилось на персоне Евгения К. Да, Бог с ним. Это его персональное понимание. Он сказал – все услышали. Чего без толку воду в ступе толочь. Вроде бы ветка называлась «Принципы и кихон»? Давайте вернемся к обсуждению принципов и кихона :-).

В прошлом году Томита сенсей прочёл нам небольшую лекцию (где-то на час с лишним :-)) – что-то вроде небольшой презентации своей ещё недописанной книги (кстати, на японском), где достаточно подробно рассказывал о своем понимании «принципов и кихона»… У него есть одна интересная иллюстрация – пирамидка разделенная на три уровня: Нижний – кихон – базовая техника, средний – продвинутая и верхний – Айки в её наиболее «чистом» виде. Он просил обратить внимание, что нижний уровень – кихон – самый широкий и больший по объему, т.к. это фундамент – основа всего остального и очень важно уделять большое внимание его правильному изучению. «На этом уровне вы должны увидеть принципы в технике, а на следующем – технику в принципах…» - так он говорит нам.
На его взгляд мы (европейцы) не совсем правильно понимаем, что такое кихон, считая, что база – это иккё, никкё и т.д. Уделяем основное внимание изучению различных форм, а не основополагающих принципов, на которых основываются эти формы и которые они выражают: расширение, объединение и т.д.

Может быть нам стоит поговорить на эту конкретную тему, кто как это понимает и видит, а? Давайте попытаемся вместе определиться, что мы хотим обсуждать, а не кого… Надоело уже воду лить. Айкидо тем и хорошо, что позволяет не только языком болтать, а выражать своё понимание в конкретном действии. Кто, чего и насколько постиг, очень хорошо становится видно в его технике и манере исполнения оной. Я занимаюсь айкидо одиннадцатый год и повидал много людей, которые красиво разглагольствуют о философии и принципах, а когда попросишь показать - … полная. Можно ли в этом случае сказать, что человек действительно понимает то, о чём так красиво говорит?

Евгений К., вот вы говорите, что занимаетесь айкидо с 95-го года. ТО, что никакого кю у вас нет я могу понять, но скажите, у кого конкретно из японцев вы учились или, хотя бы, посещали семинары?

#87 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 29 Май 2005 - 13:12

Pogrom писал 20.05.05 и 25.05.2005

Вы вот живете я так понял - в Иркутске. Вы не будете против гостей?

Что касается незванных гостей, то на этот счет есть старинная русская поговорка...

Странно... А вот товарищ М.Уэсиба, предпенсионные взгляды которого Вы всячески пропагандируете, к хождению по другим додзе относился с пониманием, сам этим занимался, да и к нему конкуренты частенько захаживали (толпа из Дайто-рю - так уж точно). Что, даже при мысли о реале высокая философия уже сразу дает сбой?

#88 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 29 Май 2005 - 15:03

[quote name='Евгений К.]Я никогда не утверждал' date=' что обладаю исчерпывающим и единственно верным пониманием Айкидо. [/quote']

Да нет же, Евгений, именно это вы и говорили.

[quote name='Евгений К.]Дословно в том смысле' date=' что переведен каждый иероглиф.[/quote']

Вы в курсе что дословные переводы не самые лучшие. Вы бы еще компьютерный перевод привели. Плюс у каждого слова есть несколько значений.

[quote=Евгений К.]А вот это не понял: при чем здесь перевод "КИ" и его обяснение не пяти страницах?[/quote]

Специально, для тех кто в танке, не объяснение смысла концепции, а разъяснение значения слова, особеностей написания иероглифа и т.д. А причем - при том что у нас нет прямого перевода этого слова.

[quote name='Евгений К.]В словаре' date=' которым я пользуюсь, иероглиф "АЙ" имеет 8 основных значений и 8 значений в сочетании с другими иероглифами, но, подозреваю, что их гораздо больше.[/quote']

Перечислите, пожалуйста - эти основные значения.

[quote=Евгений К.]Первый перевод с некоторой натяжкой можно признать правдоподобным, так как одно из основных значений иероглифа"АЙ" - "сходиться" близко к значению слову "встреча".
Что касается второго перевода, то ни одно из значений иероглифов "АЙ" и "КИ" ему не соотвует, даже отдаленно.[/quote]

Так вот специально для вас, японист, хехе, берущийся судить переводы, сам ничего в этом не соображающий. Оба перевода сделаны людьми, понимающими в иероглифике и свободно говорящими по японски. Так что вот на этом уже я считаю понятным, чего стоят ваши оценки. Я не сужу вас, ей богу. Я сужу то что вы пишете, а пишете вы фуфло.

[quote name='Евгений К.]Что касается незванных гостей' date=' то на этот счет есть старинная русская поговорка, тем более, что ожидать чего-либо хорошего (судя по Вашему псевдониму) от Вас и Ваших представителей не приходится.[/quote']

Да можно сказать просто - я ссу, что будет наверное искренне и соответствовать искренности, культивируемой в айкидо. Никто из тех, кто встречался со мной в реале не может пожаловаться на мою некультурность, на то что я перехожу рамки, на многое другое. Но сам по себе поступок о многом говорит. Судить людей по псевдонимам вообще дело другое, вот мне ваше имя ничего не говорит - это, что означает что вы никто?

[quote name='Евгений К.]Что касается моего кихона' date=' то я уже писал, что для меня Айкидо -только хобби, занимаюсь хоть и сравнительно долго, но только для здоровья, особо не упираясь.[/quote']

Ой. А до этого было видно что нечего добавить к мудрому пониманию этого скромного но великого человека.

[quote name='Евгений К.] Никаких кю не имею' date=' поэтому и в моем кихоне нет ничего примечательного. Да и какое значение имеет уровень кихона для понимания Айкидо?[/quote']

Большое. Спорить о вкусе устриц, лучше с теми кто их ел.

[quote name='Евгений К.] Вот Вы' date=' например, судя по Вашему сообщению от от 10.05.2005 в теме "Айкидо на улице. (драка без правил)", Айкидо не занимаетесь, фанатиком Айкидо не являетесь, скорее даже, наоборот, но, тем не менее, очевидно, считаете себя специалистом по Айкидо. [/quote']

Между нами есть некотрые отличия. Во первых я таки занимался этим самым айкидо. Во вторых - имел некоторые степени пока их не вернул, ну да они ничего не значат. И в третьих, на мой взгляд - выдвигаю логичные аргументы и пользуюсь ну не такими помоечными источниками.

[quote=Евгений К.]т.е. Айкидо не имеет конкретного кихона.[/quote]

Значит ли это, что я могу делать все что угодно и это будет айкидо? Какое удобное поле для шарлатанов! Евгений. Айкидо, это айкидо. Так? Бугэй, это бугэй, так? Айкидо - это будо, так? Будо, это бугэй, так? Значит к айкидо применимы принципы бугэй, так? Ну, вперед, продолжите мои рассуждения?

[quote name='Евгений К.]На мой взгляд' date=' можно понимать философию М.Уэсибы, даже не занимаясь Айкидо, а можно всю жизнь прозаниматься, но так ничего и не понять.[/quote']

Понимать философию человека, который пережил плен, который находился в городе который регулярно бомбили, человека с этим жизненным путем - увольте, кому угодно, но не вам, раз вы даже просто боитесь с кем то встретиться...

#89 Tong Po

Tong Po

    Аксакал

  • Пользователи
  • 3 261 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск
  • Стиль:БДД, хапкидо юсуль, РБ, muay thai,

Опубликовано 30 Май 2005 - 08:12

Уважаемый Евгений К.! Вы высказываете СВОЮ точку зрения на "философию М.Уэсибы", но тема - принцип и кихон. Об этом ни слова. :cry: Между тем философия Уэсибы - это философия синтоисткой секты Омотокё, возможно переработанная О-сенсеем для восприятия её не-японцами либо людьми не знакомыми с Омотокё, но знакомыми с БИ. Те мемуары и высказывания Уэсибы, на которые Вы ссылаетесь на мой взгляд есть попытка передать О-сенсеем свой мистический опыт, попытка выразить его словами, однако не испытав подобного вряд ли можно адекватно эти слова воспринять. Эти слова - ориентир для тех кто следует за О-сенсеем, не больше, причём ИМХО ориентир именно для ментального состояния, для того куда следует направлять свой ум. Уэсиба достиг такого состояния практикуя определённые синтоисткие методики (мисоги, тинконкисин и др.), методики буддийской школы сингон и БИ. И мне почему-то кажется, что практикуя БИ, он практиковал и кихон, причём практиковал его достаточно долго и уделял ему внимание именно как кихону, то есть как технике БИ. А в технике БИ есть место и атаке и защите и атэми и т.п., в том числе и в технике тех бу-дзюцу, которые практиковал О-сенсей. На основании своего опыта он выделил те методы БИ (ки-но нагарэ), которые на его взгляд привели к тому состоянию сознания, которое он пропагандировал. Поэтому кихон в айкидо есть, и он важен, и он должен хоть как-то работать (у Уэсибы-то он работал, вроде :wink: ). И если у Вас с этим проблемы, то с философией Уэсибы и подавно :wink: .

#90 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 31 Май 2005 - 21:46

Уэсиба достиг такого состояния практикуя определённые синтоисткие методики (мисоги, тинконкисин и др.), методики буддийской школы сингон и БИ. И мне почему-то кажется, что практикуя БИ, он практиковал и кихон, причём практиковал его достаточно долго и уделял ему внимание именно как кихону, то есть как технике БИ. А в технике БИ есть место и атаке и защите и атэми и т.п., в том числе и в технике тех бу-дзюцу, которые практиковал О-сенсей. На основании своего опыта он выделил те методы БИ (ки-но нагарэ), которые на его взгляд привели к тому состоянию сознания, которое он пропагандировал. Поэтому кихон в айкидо есть, и он важен, и он должен хоть как-то работать (у Уэсибы-то он работал, вроде :wink: ). И если у Вас с этим проблемы, то с философией Уэсибы и подавно :wink: .


Очень хорошо сказал! Даже добавить нечего. Поддерживаю полностью, особенно последнее предложение :D
Можно много говорить, но айкидо -это практика. Чтобы увидеть насколько человек в айкидо что-то понимает достаточно просто взглянуть на его технику. Техника - это зеркало, а без неё - это всего лишь слова...

#91 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 14 Декабрь 2005 - 22:20

Сегодня, в день рождения О-Сенсея М.Уэсибы, Основателя Айкидо, хотелось бы вспомнить о нем, поделиться с начинающими своим опытом изучения Айкидо, своими взглядами на существующие в айкидо проблемы. А заодно и разбудить от летаргического сна (с 31.05.05) такую важную и актуальную тему, в которой мы находимся.
Но с начала небольшое предисловие. Айкидо я начал заниматься в 1995 г., в возрасте 44 лет. До того никакими БИ не занимался, если не считать года в секции вольной борьбы и нескольких месяцев в секции бокса в молодости.
Года полтора занимался в секции прикладного айкидо, сейчас бы это назвали реальным стилем. В то время я считал, что это и есть настоящее айкидо. Затем тренер уехал в другой город, секция распалась. Через полтора года нашел клуб айкидо Айкикай, где и занимаюсь до настоящего времени. Техники в этом клубе достаточно существенно отличаются от тех, которые я изучал раньше: более мягкие, менее амплитудные и менее травмирующие. Но и здесь техника каждого из тренеров (сейчас 1-2 дан) имеет свои особенности и тренеры, естественно, требуют выполнять технику
так, как показывают. Поэтому иногда, если основного тренера подменяет другой, приходится
корректировать свою технику. Практически ежегодно проводят семинары кураторы из ФАР (Москва,
сейчас 3 и 4 дан Айкикай), иногда из Японии (7 дан Айкикай). И у каждого из мастеров
своя техника. После каждого семинара тренеры, конечно же, корректировали в какой-то мере
свою технику, и мне тоже, естественно, приходилось в какой-то мере переучиваться. Несколько раз
присутствовал (в качестве наблюдателя) на семинарах мастеров из Голландии (5 дан Айкикай)
и Японии (8 дан Айкикай) в других клубах. И у этих мастеров своя техника, достаточно отличающаяся от техник других мастеров.
И это все в пределах Айкикай (для меня Айкикай не только организация, но, и стиль, так как слова "Айкикай" и, например, "Есинкан", у меня вызывают совершенно разные ассоциации). Что уж говорить о других стилях, причисляющих себя к айкидо, множестве книг с различными описаниями одних и тех же техник, массе видеоматериалов по айкидо на видеокассетах и CD с множеством вариаций исполнения техник, сайтах и форумах айкидо. Через несколько лет занятий в голове уже полная неразбериха, и, естественно, периодически возникают вопрос:"Какая же из этих техник правильная?" и желание найти на него ответ. Но все как-то руки не доходили. Последней каплей, переполнившей чашу моего желания разобраться с этим вопрсом было появление (29.11.04) в форуме "Айкидо" созвучной темы "Принципы и кихон".
Собрал, сколько смог, книг по айкидо, списал с Интернета все, что смог, по айкидо, просмотрел несколько форумов и приступил к изучению. При этом я следовал совету Киссемару Уэсибы

Наилучший путь правильного постижения этой сущности состоит в тщательном анализе высказываний Основателя.

Использовал также работы его сына К.Уэсибы и ближайших учеников, материалы по восточной философии.
В начале следовало определиться с содержанием термина "кихон" (базовая техника). По логике, под кихоном БИ следует понимать базовую технику, присущую только данному БИ. Но техники, которые традиционно считаются в айкидо базовыми (ирими-наге, шихо-нагэ, котэ-гаеши и др.), позаимствованы М.Уэсибой из айки-дзютсу и имеют многовековую историю. М.Уэсиба по этому поводу писал

Искусство мира не имеет формы...


т.е. кихона. Поэтому, при таком понимании, на мой взгляд, айкидо не имеет кихона, так как не совсем корректно считать кихоном айкидо кихон другого БИ, гораздо старше айкидо.
Какими же тогда должны быть техники айкидо? Ответ на этот вопрос я нашел в книге ученика М.Уэсибы М.Саотомэ "Принципы айкидо"

Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если
они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже.


т.е. техниками айкидо могут считаться любые техники (позаимствованные из других БИ или разработанные
самостоятельно) при условии их соответствия целям и принципам айкидо. И в то же время даже техники,
традиционно применяемые в айкидо, выполнение которых не соответствует целям и принципам айкидо, не
могут считаться техниками айкидо (так как, скорее всего, являются техниками айки-дзюцу). Осталось
разобраться с целями и принципами.
Первое, что бросается в глаза при изучении айкидо, это многоуровневость понимания и двойственность этого термина.
Многоуровневость, на мой взгляд, заключается в том, что по мере погружения в айкидо
изменяется его понимание, так как, например, изменяется понимание математики по мере изучения арифметики, алгебры, высшей математики. Мои дальнейшие рассуждения предназначены в основном для начинающих айкидок, т.е. будут соответствовать примерно уровню арифметики.
Двойственность, на мой взгляд, заключается в том, что под "Айкидо" (далее с большой буквы) понимается как учение М.Уэсибы о путях совершенствования общества и человека, так и БИ айкидо (далее с маленькой буквы). На мой взгляд, эти два понятия должны быть четко разграничены.
Прежде, чем перейти непосредственно к Айкидо, хотелось бы сказать несколько слов о М.Уэсибе и времени, в котором он жил.
М.Уэсиба родился 14 декабря 1883г. По словам К.Тохея (10 дан Айкикай)

В детстве он был болезненным и слабым.. Он решил тренировать свое тело посредством воинственных искусств. Он занимался почти всеми существующими воинственными искусствами. Его решимость посвятить себя тренировкам была неизменной, поэтому он смог превзойти всех.
Он стал наиболее компетентным специалистом в боевых искусствах (БИ) Японии. Фактически он был непобедим.
Однако по мере того, как он добивался цели, в уме его росло сомнение, касающееся не только отдельных приемов, но и всех БИ в целом.
Бросать других, сбивать наземь, бороться и одолевать их - в чем польза всего этого? Если это все, что военные искусства значат, то в чем же их ценность?
"Победить" означает, что в какой-то иной день мы проиграем. Даже если мы победоносны, что это нам дает? Ваше тщеславие может быть удовлетворено, но какую пользу принесет это человечеству в целом?
С точки зрения Природы, победы и поражения в мире людей значат не больше, чем отливы и приливы
волн на берегу. Всю жизнь вкладывать усилия в такое дело - разве не бесполезная трата энергии?

Ответы на эти вопросы он искал в религии, философии, уходил в горы, вел там аскетическую жизнь,
предаваясь тренировкам, молитвам и размышлениям. И в то же время он не мог быть в стороне от исторических событий, свидетелем которых являлся. В 1903г. он записался добровольцем в армию, воевал на фронте (по некоторым источникам) во время русско-японской войны и за проявленную отвагу получил звание сержанта.
С начала ХХ века Япония вела успешные колониальные войны, контролировала значительные территории
Юго-Восточной Азии и и перед Второй мировой войной достигла наибольшего могущества. Не смотря
на это, имперская Япония во Второй мировой войне потерпела сокрушительное поражение. Война принесла
Уэсибе огромное напряжение. Насилие и разрушения войны противоречили его убеждениям. В одном из
интервью (опубликованном в 1957г.) он говорил
Moderator: Ну вот, почти получилось. Думаю что это интервью - наверняка можно хотя бы в английском, а лучше и в японском варианте почитать.

К тому же вскоре после окончания Второй мировой войны началась гонка ядерных вооружений, грозившая
уничтожением всему человечеству. В результате поисков, размышлений, на основании своего жизненного опыта и существующей международной обстановки М.Уэсиба пришел к выводу, что
Moderator: Источник и дата высказывания, он тут даже о водородных бомбах пишет - конечно чтобы противостоять такому оружию - нужны будут такие методы.

В этих словах содержится не только цель, но и путь ее достижения - гармонизация мира. Но как
гармонизировать мир? Ответ на этот вопрос М.Уэсиба нашел в восточной философии. Он писал
Moderator: Если под восточной флософией понимается специфическая философия Омото-Ке, то так и пишите. Если нет - то надо расшифровать термин. Важен период жизни, когда было произнесено высказывание.

Под источником и жизненной силой М.Уэсиба понимал Moderator: Источники, цитаты, также расшифровываем интересный термин "восточная философия"


Подробнее о моих взглядах на Ки можно прочитать в этой теме в сообщении от 27.03.2005г.
М.Уэсиба считал,
Moderator: А тут даже и цитаты нет, прекращаем читать мысли О-Сэнсэя - подглядывать нехорошо!

Но этот процесс может растянуться на сотни и тысячи лет. И не исключено, что человечество, создавшее и продолжающее создавать оружие массового уничтожения, само себя уничтожит, так и не достигнув гармонии. Он писал
Moderator: А вот в этой цитате - ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна дата, потому как мне кажется, что она относится к периоду войны. Любой человек был бы согласен с этими словами, когда на твою голову сыплются бомбы.

В этом смысле М.Уэсиба называл Айкидо "Искусством Мира".
Moderator: И внось не вырываем из контекста цитаты, не путаем религию и айкидо

т.е. М.Уэсиба, фактически, предложил для предотвращения самоуничтожения человечества ускорить процесс его гармонизации путем целенаправленного формирования (воспитания) миротворцев - гармоничных людей (живущих и поступающих в соответствии с законами Ки (Природы,Вселенной) и обладающих соответствуюшими физическими, эмоциональными и психическими качествами), способных разрешать конфликты мирным путем и поддерживать мир во всех сферах. Если человек гармоничен и Вселенная гармонична, то, очевидно, что и человек будет находиться в гармонии со Вселенной, так как все составляющие их Ки находятся в одинаковом (гармоничном) соотношении.
В восточной философии степень конфликта Moderator: Восточной философии не существует - это распространенный штамп. Есть образ мышления, характерный для "восточного человека", но и это здесь неприменимо. Так что или цитата - в каком конкретно философском учении присутствует это определение или отдыхаем

Как гармонизировать человека и общество? По этому поводу М.Уэсиба писал
Moderator: И вновь не путем религию и айкидо

т.е. человек, ставший на путь гармонизации, должен сначала проанализировать себя, разрешить свои
внутренние конфликты (восполнить недостающее, избыточное (по закону Инь-Ян) уберется автоматически), затем (в соответствии с законами Ки, т.е никоим образом не увеличивая дисгармонию) устранить конфликты в ближайшем своем окружении (в семье,с друзьями), затем на работе, в коллективе и далее, в меру сил и способностей, расширять зону гармонии. Чем больше будет таких людей, тем шире будет зона гармонии Ки, тем меньше будет конфликтов и зла в этом мире, тем скорее воплотится в жизнь мечта О-Сенсея о создании "Мировой Семьи людей", "рая на земле" ( т.е. светлого будущего всего человечества). Подробнее о моем понимании гармонизации можно прочитать в сообщении от 28.03.2005г. и 2.04.2005г. Надеюсь, что в свете вышеизложенного начинающим айкидокам станет более понятно, почему М.Уэсиба назвал свое учение "Айкидо"- Moderator: Пусть останется просто айкидо, без перевода, потому что для передачи смысла потребуется несколько больше слов чем вы написали.
Очевидно, М.Уэсиба понимал, что самым слабым звеном его учения является подготовка и воспитание
гармоничных людей, без которых оно (как и коммунизм) останется утопией. Поэтому он много времени и сил уделял разработке методики подготовки гармоничных людей. При этом он опирался на известное положение восточной философии, в соответствии с которым при влиянии внешних Ки на Ки человека его Ки
изменяется, ее физическая, эмоциональная и психическая составляющие взаимосвязаны и изменяются адекватно этим изменениям. Другими словами, род деятельности человека влияет на формирование его физических, эмоциональных и психических качеств. М.Уэсиба считал, что качества гармоничного человека вырбатываются в процессе любой деятельности, которая производится в соответствии с законами Природы, например, при выполнении сельскохозяйственных работ. Но из своего опыта он знал, что наиболее сильное влияние на формирование качеств человека оказывают занятия БИ, так как в ходе поединка дисгармония Ки достигает максимальных значений. Но в то время существовали только агрессивные БИ,
цель которых состояла в уничтожении человека, причинении ему увечий и страданий. Для таких БИ характерны: агрессия, атака, ненависть, злость, сила, напряжение, возбуждение, разрушение т.п. Все эти понятия восточная философия относит к категории Ян. Практикуя такие Будо, люди еще больше увеличивают Ян составляющую Ки (дисгармонию)в мире, и у них формируются соответствующие (агрессивные) качества. Для гармонизации (укрощениия агрессии) противника ему (в соответствии с законом Инь-Ян) следует противопоставить противоположные (Инь) качества, соответственно: миролюбие, отсутствие атаки, любовь, доброту, несопротивление, расслабление, спокойствие, сохранение и т.п. Для формирования человека ,способного проявлять такие качества, требовалось совершенно новое БИ. И М.Уэсиба его создал, посвятив этому несколько последних десятилетий своей жизни. Как писал К.Тохей
Moderator: Тем более источник, потому что это мнение мы можем вполне проверить и получить расшифровку.
Сам Основатель так писал об айкидо, подчеркивая его роль в воспитании гармоничного человека.

Moderator: Источник, чтобы читатели форума могли оценить и цитаты, стоящие рядом - а они важны.

Изложения принципов айкидо в чистом виде мне найти не удалось
Moderator: во первых, принципы айкидо, которые изложены Годзо Сиода, вполне принципами являются, раз, во вторых - не вам судить, являются или нет, в третьих Учения Айкидо - не существует (или доказательства в студию).

ГУМАНИЗМ (от латинского humanus - человечный). О-Сенсей неоднократно подчеркивал, что айкидо, в отличие от других БИ, отвергает любые формы физического насилия, оправданные и неоправданные.

Moderator: Давайте не будем путать Омото-Ке и Айкидо, хорошо? Потому смодерировано

Как же реализуется принцип гуманизма на практике?
1.В айкидо воздействие, в первую очередь, направлено не на физическое тело противника, а на его духовную сферу и его целью является не уничтожение противника, причинение ему увечий и страданий, а лишь укрощение его агрессии путем гармонизации (компенсации его агрессивных (Ян) качеств и действий миролюбивыми (Инь) качествами и действиями.
2. О-Сенсей считал
Moderator: Источник, потому как из за вырванности цитаты из контекста и отсутствия оригинала присутствует неверная интерпретация.
т.е.нападение и техника нападения противоречат сущности Айкидо. Поэтому айкидока никогда не должен нападать первым или провоцировать атаку противника.
3. По определению Основателя

Moderator: Источник, или все остальные определения также в студию, потому что иначе оно получается вырвано из контекста.

т.е. силовое противодействие айкидоки атакующему должно быть минимальным.
4. М.Уэсиба строго определил условия, при которых возможно применение техник Айкидо

Moderator: Источник, потому как я помню еще и третий повод, когда можно было воспользоваться знаниями, полученными на тренировках.

Но даже и в этих случаях надо всеми силами стараться уладить конфликт мирным путём. И лишь только тогда, когда эти попытки окажутся безуспешными, возможно применение техник Айкидо.
5. В Айкидо применяются щадящие, неразрушающие техники, предназначенные для защиты как нападающнго (укэ), так и защищающегося (нагэ) от возможных травм. При создании айкидо О-Сенсей использовал техники других БИ, отбирал наименее травматичные или перерабатывал их с целью уменьшения травматичности.
6. В айкидо не применяются травмирующие удары. Отвлекающие удары (атэми) могут применяться в той степени, в какой они не противоречат принципу гуманизма. Боль, причиняемая укэ при удержании, как правило, кратковременна и призвана только содействовать удержанию укэ в неподвижном состоянии при его попытках освободиться.
7. Айкидока избавлен от нравственных колебаний при оценке уровня необходимой обороны (так как у него нет намерений причинить нападающему увечья или страдания), и юридических последствий применения техник айкидо.
8. В айкидо применяется гуманная тактика, направленная на постепенное (при необходимости) понижение уровня Ки нападающего, предоставляющая ему множество шансов достойноого (без поражения) разрешения конфликта.

РАЦИОНАЛИЗМ (от латинского ratio - разум). О-Сенсей, очевидно, считал, что для того, чтобы человек, владеющий айкидо мог укротить агрессию превосходящего укэ, оно дожно было наиболее разумным, наиболее оптимальным и эффективным, т.е должно соответствовать законам Природы (как их трактует восточная философия). В одном из интервью он сказал

Moderator: Источник.

Как же реализуется принцип рационализма в айкидо?
1. РАЦИОНАЛЬНАЯ ТАКТИКА. Тактика применения айкидо должна соответствовать принципу гуманизма и в то же время быть рациональной (разумной). В этом смысле наиболее рациональной для обуздания агрессии превосходящего противника, на мой взгляд, является тактика опережающего понижения его общего уровня КИ (т.е. изматывания путем применения техник ухода с линии атаки и поддержания оптимальной дистанции (ма-ай)) с последующей компенсацией (гармонизацией) Ян (агрессивных) составляющих его Ки на физическом, эмоциональном и психическом уровнях путем перевода и удержания укэ в максимально иньском состоянии (лежа неподвижно животом на земле).
2. ЭКОНОМИЯ СИЛ. Очевидно, что для реализации вышеизложенной тактики, ориентированной на потерю сил укэ опережающими темпами, всемерная экономия сил (физической энергии) нагэ приобретает первостепенное значение. Самый очевидный способ экономии - совершать только минимально необходимое количество движений минимальной продолжительности и только в качестве реакции на атаку. Сами движения должны быть максимально экономичными (с переносом центра тяжести на минимально необходимое расстояние с минимальными колебаниями по вертикали).
Основатель говорил

Moderator: Источник, потому как в данном высказывании очень важен точный перевод. Участники попробуют предложить аргументированные варианты альтернативных переводов.

т.е. атака, сопротивление, силовые блоки требуют большого расхода энергии (являются энергозатратными) и применение этих действий не соответствует принципу рационализма.
2. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ.
В Айкидо, в отличие от других БИ, нет особых требований к уровню физической подготовки, поэтому Айкидо могут заниматься женщины, дети и даже пожилые люди, т.е. очень вероятно, что укэ физически будет превосходить нагэ. Поэтому очень важно эффективно использовать имеющиеся силы.
М.Уэсиба писал

Moderator: Источник, тем более что рассматривается важная концепция, достойная отдельной темы.

тем самым подчеркивая особую важность КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛЫ айкидоки. Под концентрацией силы я понимаю приложение к укэ в оптимальный момент и в оптимальном направлении (по оптимальной траектории) созданной нагэ максимальной кинетической силы, представляющей собой сумму максимальных коллинеарных (одинаково направленных) кинетических сил, создаваемых движением его рук, плеч, бедер, ног, корпуса (центра тяжести). И целесообразнее всего, на мой взгляд, использовать эту сконцентрированную силу для вывода укэ из равновесия, так как контроль выведенного из равновесия укэ требует гораздо меньших энергозатрат.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ УКЭ. Основатель в одном из своих интервью сказал

Moderator: Источник, тем более что я слышал и о других переводах этой фразы.

Эта идея О-Сенсея чрезвычайно рациональна, так как победить превосходящего противника, только противопоставляя его силе свою силу, невозможно. Очевидно, что наиболее целесообразно использовать силу укэ для ваведения его из равновесия или броска (перевода в более иньское (лежачее) состояние).
При этом целесообразно использовать круговые движения.
4. НЕУЯЗВИМОСТЬ. Рациональная техника должна быть не только эффективной в отношении укэ, но и должна обеспечивать неуязвимость нагэ, т.е. техника должна быть такой, чтобы при ее выполнении вероятность успешной атаки укэ была минимальной.
5. ОПТИМАЛЬНАЯ СТОЙКА. Очевидно, что не может быть одной оптимальной стойки, для каждой ситуации должна быть своя оптимальная стойка. М.Уэсиба писал

Moderator: Источник...

т.е. "хорошая стойка" должна отражать спокойное состояние ума. На мой взгляд, очевидно, что спокойному состоянию ума должна соответствовать стойка, в которой мышцы айкидоки максимально (на сколько возможно) расслаблены, что позволит максимально быстро реагировать на атаку укэ и экономить силы. Рассмотрим (с точки зрения принципа рационализма) классическую ситуацию: укэ и нагэ находятся друг против друга на оптимальной дистанции (ма-ай). Если укэ не атакует, то такая ситуация может сохраняться неопределенно долго. Если укэ начал атаку, то нагэ должен отреагировать на нее максимально быстро: восстановить ма-ай, уйти с линии атаки или приступить к выполнению техник. Т.о. основными требованиями к стойке в данной ситуации авляются экономичность (расслабленность) и подвижность (способность начать движение из стойки максимально быстро).
Для повышения динамической устойчивости нагэ при перемещениях М.Уэсиба использовал принцип волчка, который способен устойчиво врвщаться при минимальных затратах энергии. Он наставлял

Вращайся вокруг усточивого центра.

Но для того, чтобы волчок устойчиво вращался, должны соблюдаться определенные условия: волчок должен быть симметричным, его ось вращения должна быть вертикальной и центр тяжести должен находиться на оси вращения. Поэтому стойка (с точки зрения готовности к выполнению движений тэнкан и тай-сабаки) должна быть симметрична и вертикальна (спина должна быть прямой, на каждую ногу должно приходиться по 50% веса тела).
Посмотрим, насколько отвечает этим требованиям основная стойка айкидо ханми-камаэ (вполоборота к
противнику, ступни под прямым углом друг к другу на расстоянии в полторы стопы,
руки на разных уровнях перед грудью пальцами вперед). Расслаблены ли мышцы айкидоки в такой стойке -
отнюдь, бедра и плечи существенно напряжены, что приводит к существенным энергетическим затратам. Вынесенные вперед руки несколько сдвигают центр тяжести (вес) в сторону передней ноги (она больше устает), чтобы вернуть проекцию центра тяжести в центр площади опоры, потребуется отклонить корпус несколько назад (т.е. дополнительно напрячь мышцы спины. Все это неизбежно отразится на состоянии ума. Можно ли начать двигаться из такой стойки максимально быстро?
Очень сомнительно, т.к. стойка широкая, устойчивая (центр тяжести понижен, задняя стопа под прямым углом к передней.), а значит, малоподвижная. Такая стойка несимметрична (вынесенные вперед руки, корпус вполоборота), что изначально создает неодинаковые условия для начала движения в различных
направлениях, ухудшает динамическую устойчивость при выполнении вращений (или требует изменения положения рук). Не говоря уже о том, что характерная стойка выдает принадлежность к айкидо, что позволит противнику скорректировать свою тактику и технику атаки.
Стойка ханми-камаэ позаимствованна из БИ - предшественников айкидо, практикующих кэн-дзюцу (искусство владения мечом) и идентична стойке фехтовальщика, сжимающего двуручный меч. Для кэн-дзюцу такая стойка очень даже рациональна. Большая устойчивость нужна для силового блокирования удара противника, корпус вполоборота - для уменьшения поражаемой площади, руки вынужденно вынесены вперед, так как удерживают меч. В чем ценность такой стойки для айкидо для меня (на моем уровне понимания) является загадкой. Скорее всего, это дань традиции. Сторонники такой стойки утверждают, что вынесенные вперед руки позволяют быстрее среагировапть на атаку укэ. Но речь ведь идет о нахождении укэ и нагэ на оптимальной дистанции. Нагэ сам выбирает и поддерживает ма-ай (в соответствии с уровннем подготовки), которая кроме физического (расстояние) имеет также эмоциональный и психический аспекты, т.е. на оптимальной дистанции нагэ не опасается укэ, так как уверен, что сможет адекватно отреагировать на любую его атаку (в том числе, поднять руки в нужное положение).
На мой взгляд, наиболее оптимальной (рациональной) в качестве основной стойки в айкидо является естественная стойка (шизентай). В такой стойке руки свободно опущены, ступни ног расположены довольно близко друг к другу, спина прямая и ненапряжённа. Ноги в такой стойке не согнуты, а лишь
слегка пружинят в коленях. Именно в такой позе О-Сэнсэй и демонстрировал своё искусство в последние годы жизни.
В ходе поединка стойка нагэ должна соответствовать ситуации и может изменяться от естественной (шизентай) перед атакой до максимально устойчивой (при выполнении бросков и некоторых видов удержаний). При этом тандэн (вектор, выходящий горизонтально из центра тяжести (энергетического центра) и перпендикулярный плоскости нижней части живота (плоского)) должен быть практически всегда направлен на противника или в направлении броска.
Примерно таким же образом на соответствие принципу рационализма (здравому смыслу) может быть проанализирована любая техника или ее элементы. Результаты анализа могут стать основой для совершенствования существующих или разработки собственных техник.
Приведенный перечень направлений рационализации техник далеко не исчерпывающий. По мере изучения айкидо он может быть значительно расширен: использование силы дыхания и звука, центрирование, управление собственной Ки и др.
Более подробно о моих взглядах на принципы и тактику айкидо можно прочитать в сообщении от 23.04.2005г.

Итак, подытожим вышесказанное.

Айкидо - учение М.Уэсибы о совершенствовании человека и общества путем их гармонизации в соответствии с законами Природы.

БИ айкидо - БИ, целями которого являются, с одной стороны, формирования гармоничных людей, способных воплотить в жизнь (реализовать) учение М.Уэсибы и, с другой стороны, укрощение агрессии физиически превосходящего укэ, укротить агрессию которого другими способами не представляется возможным, с причинением ему и себе минимального физического и морального вреда.

Принципы айкидо - гуманизм и рационализм.

Кихон (базовые техники) айкидо - техники айки-дзюцу, отобранные и переработанные М.Уэсибой в соответствии с целями айкидо и применяемые в соответствии принципами айкидо.

Техники айкидо - любые техники, позаимствованные из других БИ или разработанные самостоятельно в соответствии с целями айкидо и применяемые в соответствии с принципами айкидо.

В заключение не могу не высказать свое мнение по вопросам, периодически всплывающим на различных форумах по айкидо и на которые, на мой взгляд, ответы так и не получены.

1. Эффективно ли айкидо? БИ айкидо максимально эффективно, по определению, (т.к. основано на законах Природы, т.е. максимально рационально), но, естественно, только в отношении целей, для которых оно создано. И это доказал М.Уэсиба на своем личном примере. Если существующие техники не получаются (неэффективны), то дело не в айкидо, а в конкретных учениках и учителях, в несоответствии их целям и принципам айкидо. К тому же, никто не запрещает их усовершенствовать или разработать новые (соблюдая принципы). О-Сенсей по этому поводу писал

Moderator: Приводим источник.

К сожелению, огромный потенциал развития, заложенный О-Сенсеем в айкидо, на мой взгляд, так и остался нереализованным. Вместо развития и совершенствования техник в соответствии с целями и принципами айкидо происходит постепенная подмена техник, размывание и забвение целей и принципов. Поэтому в подавляющем большинстве дискуссий об эффективности айкидо речь идет об эффективности в причинении увечий и страданий, что никак нельзя отнести к айкидо, так как это противоречит его целям и принципам. Фактически в таких дискуссиях под маркой айкидо речь идет о дзю-дзютсу. Тем более, что техники дзю-дзютсу и айкидо имеют практически одинаковые названия и их различие заключается лишь в соответствии различным целям и принципам, И такой подход к оценке эффективности айкидо, по крайней мере, на русскоязычном пространстве, на мой взгляд, является доминирующим. И это, в общем-то, является закономерным, так как основная масса действующих тренеров пришла в айкидо, (или была воспитана тренерами, пришедшими в айкидо) после многолетних занятий другими БИ. В свое время и к М.Уэсибе приходили многие из тех, кто занимался самыми разными БИ, желая присоединиться к его учению. Но, прежде чем принять их в ученики, он ставил им определенные условия и учил только тех, кто их выполнял. Он говорил
Moderator: Для полноценного восприятия, раз есть претензия на научность и вам дают время писать - дата высказывания, источник

Очевидно, что после М.Уэсибы, а тем более, сейчас, таких условий уже никто не ставит и обучают всех, кто платит. На мой взгляд, очень немногие, занимавшиеся ранее достаточно долго другими БИ и начав заниматься айкидо, опорожнили чашу своего ума, сделали свой ум чистым листом, т.е. отказались от догм и стереотипов этих БИ. У основной же массы чаша ума так и осталась заполненной философией агрессии и разрушения тех БИ, которыми они занимались до айкидо. Имея хорошую физическую подготовку, они быстро осваивают предлагаемую технику, получают даны (устные экзамены по философии Айкидо не предусмотрены) и начинают учить других, руководствуясь содержанием своей чаши ума и приспосабливая к нему изученную технику, выдавая все это за айкидо (благо, брэнд раскручен). В результате, по моему мнению (сложившимуся на основании личного опыта, после изучения нескольких десятков сайтов по айкидо, видеоматериалов семинаров, регулярного просмотра в течении нескольких лет форумов по айкидо и т.п.) сейчас на русскоязычном пространстве в основной массе то, что называют айкидо, фактически представляет собой усеченный вариант айки-дзюцу или других разновидностей дзю-дзюцу, часто с "примочками" из других БИ (для повышения "эффективности"). Именно такое "айкидо" пользуетса спросом у нынешней молодежи, воспитанной на голливудских (а теперь уже и российских) боевиках (в частности С.Сигала). Естественно, такому "айкидо" философия М.Уэсибы не нужна. Поэтому представителями такого
"айкидо" она, в лучшем случае, игнорируется (часто под предлогом заведомой недостоверности переводов,разницы менталитетов, культуры и пр.), в худшем - высмеивается. Киссемару Уэсиба по этому поводу писал

В связи с быстрым распространением айкидо по свету мы опасаемся, что
истинное значение этого искусства не всегда правильно преподносится в теории и практике. Хотя мы приветствуем международное развитие айкидо, но если оно не сохранит философские основы и принципы в том виде, в котром они были сформулированы Основателем - Учителем Уесиба Морихеем, то это будет
действительно прискорбно.

И эти опасения, на мой взгляд, со временем становятся все более и более обоснованными.

2. Айкидо или не айкидо? Критерием ответа на этот вопрос, на мой взгляд, является соответствие применяемых техник целям и принципам айкидо. Такая оценка является весьма субъективной, но вполне возможна. Для этого надо определить (для себя), выполняя или наблюдая выполнение техник, с какой целью и как они выполняются. Если техники выполняются с целью привести укэ в более иньское (лежачее, неподвижное) состояние, то они соответствуют принципу гуманизма и являются техниками айкидо.Если применяемые техники разрушительны, т.е. направлены на причинение противнику увечий и страданий (боли), то такие техники, однозначно, не являются техниками айкидо (а являются техниками других БИ). Что касается принципа рационализма, то здесь можно говорить только о степени соответствия. Так, чем менее энергозатратны и более разумны и оптимальны применяемые техники (при соответствии целям айкидо и принципу гуманизма), тем в большей степени они соответствуют принципу рационализма и тем в большей степени являются техниками айкидо. В подтверждение правильности такого подхода привожу выдержки из ответа Хидэо Ёнэмочи, Директора Международного Отдела Фонда АЙКИКАЙ Марине Карповой, Председателю Тренерской Комиссии Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России от 10 апреля 2003 на ее запрос о возможности проведения соревнований по айкидо, в котором отражена официальная позиция Хомбу Додзё Айкикай. В этом письме г-н Хидэо Ёнэмочи, в частности, пишет

В ответ на мою просьбу Досю (Моритэру Уэсиба) высказал по этому вопросу следующее мнение:
Основатель Морихэй Уэсиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем:"Айкидо есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии".
Все, что противоречит этому учению Основателя, не есть Айкидо.
Я от всей души надеюсь, что все члены Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России будут практиковать айкидо в соответствии с традицией, созданной Основателем и унаследованной Досю Моритэру Уэсиба, и призываю Вас помнить заветы Основателя.

А умирая, Основатель завещал
Moderator: Что тоже, впрочем останется неизвестным, потому как после цитаты желательно бы привести источник, дату и т.д. Учитывая количество ваших цитат - в книгах этих вы буквально пасетесь и по всем правилам цитаты привести сможете.
Мне в этот день остается только присоединиться к этим словам.
Наученный горьким опытом участия в этом форуме, я не предлагаю это сообщение для обсуждения. Мне достаточно, что участники и гости форума будут знать о существовании моего взгляда на Айкидо и, возможно, найдут в этом сообщении для себя что-то полезное. Но, если у заинтересованных участников форума возникнут ко мне вопросы по существу темы, постараюсь ответить (по мере возможности).

#92 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 465 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 00:48

Мне достаточно, что участники и гости форума будут знать о существовании моего взгляда на Айкидо...


Это самореклама? Чтобы не забывали?

#93 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 03:54

Думаю нет. Человек тогда поддавшись определенному мотиву - перестал что либо комментировать, взял на себя обязательство - типа ну вас всех, слушать меня не хотите.

Но сдержаться не смог. В итоге все накопленное - появилось здесь. Я соответственно даже автора не увидел - увидел только размер поста и все понял.

ЗЫ. Что сказать-то хотел? К чему это все?

ЗЗЫ. Определенное время назад каждый ученый пытался знать все. Быть просто ученым. Тогда да, можно было сравнивать - кто больше знает. Потом другие были примеры такого же подхода - когда каждый производитель, делая сетевые железки, занимался героическим трудом по изобретению всего железа разом. Но и это прошло - появились стандарты, и все стали пользоваться достижениями друг друга. И только в боевых искусствах, вернее почему то только в айкидо (больше нигде не видел) - сохранились реликты, которые пытаются сравнивать несравниваемое.

#94 Pavel W. Kobrin

Pavel W. Kobrin

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 441 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 10:56

И не лень же было человеку столько писать? Опубликованное фото

Вот только зачем? Неужели кто-то сможет прочитать "это" до конца? :roll:
Хотя что-то подсказывает мне, что это еще не конец...Опубликованное фото

#95 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 11:00

Обычно писатели вывешивают свои труды в и-нете когда их не публикует ни одно издательство. :wink:

#96 штабс-капитан

штабс-капитан

    Флудогенератор

  • Пользователи
  • 2 487 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 11:27

Неужели кто-то сможет прочитать "это" до конца?

Я прочитал. Каюсь, с целью чиста поржать. :oops:

#97 Alexei

Alexei

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 340 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 11:37

НИАСИЛИЛ. На самом деле, очень тяжко читать. Нет ни стиля, ни манеры изложения, ни своих мыслей (хотя я не все смог прочитать и потому их не увидел). :evil:

#98 Pavel W. Kobrin

Pavel W. Kobrin

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 441 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 12:28

Не осилив все целиком, решил прочитать выводы...

Наученный горьким опытом участия в этом форуме, я не предлагаю это сообщение для обсуждения. Мне достаточно, что участники и гости форума будут знать о существовании моего взгляда на Айкидо


... опять не понял... :roll:
А на зачем это было писать на форуме? Есть "свой взгляд" - хорошо (хотя больше напоминает сборник цитат). Хочешь этим поделится, но не собираешься обсуждать - сделай свой сайт и пиши, что хочешь...

#99 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 465 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 15:02

Думаю нет. Человек тогда поддавшись определенному мотиву - перестал что либо комментировать, взял на себя обязательство - типа ну вас всех, слушать меня не хотите.

Но сдержаться не смог. В итоге все накопленное - появилось здесь.


Снимаете с плеча электронную берданку - и больше тело тут не появляется. Просто и гармонично

#100 alexku

alexku

    дилетант-зазнайка

  • Пользователи
  • 2 977 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Айкидо

Опубликовано 15 Декабрь 2005 - 15:42

С трудом, но асилил. У автора каша в голове, которая должна была бы уже начать рассасываться.

Боль и увечья - не цель айкидо. Цель - гармония со вселенной, уничтожение агрессии, а боль и увечья - это
1. Побочный продукт достижения гармонии со вселенной и уничтожения агрессии.
2. Средство достижения гармонии со вселенной и уничтожения агрессии.
3. Надёжный способ достижения гармонии со вселенной и уничтожения агрессии.
Гармонизируя ненормальную обстановку вокруг себя придётся либо увечить и делать больно, либо чувствовать боль и быть увеченным. В человеке, гармонизированном посредством причинения боли и нанесения увечий полностью пропадает склонность к агрессии ввиду неспособности её реализовать. Причём величина агрессии у человека обратно пропорциональна величине причинённой боли и нанесённых ему увечий. Но увечья и боль - это не цель, как было сказано выше.

Человек, который не может сделать больно и нанести увечья другому не имеет морального права рассуждать о гуманизме и неприменении силы. Он не способен принять решения о применении или неприменении насилия. Он не может быть гуманным, потому что кишка тонка. Чтобы быть гуманным, нужно быть сильнее того, в отношении кого проявляется гуманизм, иначе все разговоры о гуманизме - это проявление слабости.
Напротив, человек, обладающий достаточной силой или навыком, способный сделать больно другим, покалечить, убить, имеет моральное право рассуждать о гуманизме. Он в состоянии принять решение, у него достаточно сил, чтобы покалечить, но если он этого не делает, то это и есть проявление этого самого гуманизма. То же самое касается и неприменения физической силы. Чтобы её не применять, её надо иметь.

Морихеи Уесиба относился ко второй категории людей.


Погром! Не надо берданку! :mrgreen: