Перейти к содержимому


  
Фото

Принцип и кихон.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
249 ответов в теме

#21 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 02 Апрель 2005 - 15:10

"Отсутствие логической связи может вызвать затруднения в понимании, поэтому перед чтением этого сообщения рекомендуется ознакомиться с моими предыдущими сообщениями".

Не волнуйтесь, Евгений.
Никаких проблем с пониманием не должно возникнуть, т.к. скорее всего, никто Ваших постов не читает. :wink: Поэтому рекомендации подобного рода тут не нужны.

Переборчик произошел. Форум это не монолог, как Вы, вероятно, решили, это диалог, поэтому без общения тут в принципе делать нечего.

#22 Bucha

Bucha

    Новичок

  • Новички
  • 3 Сообщений:
  • Откуда:с Одессы

Опубликовано 02 Апрель 2005 - 16:03

Читает, читает ...

#23 Strider

Strider

    Shi Sei Kan

  • Администрация
  • 5 094 Сообщений:
  • Откуда:Moscow
  • Стиль:Daito-ryu aikijujutsu

Опубликовано 02 Апрель 2005 - 20:50

Читает, читает ...


Что, и правда есть такие?! Уважаю... Я лично уже на втором посте сломался ;-)

#24 Бакунин Алексей

Бакунин Алексей

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 334 Сообщений:
  • Откуда:г. Краснодар
  • Стиль:айкибудо, KSR, БИ4С

Опубликовано 02 Апрель 2005 - 21:22

А Вы пробовали общаться с телевизором :?:

#25 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 03 Апрель 2005 - 00:39

А нужно ли? :wink:

#26 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 908 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 03 Апрель 2005 - 20:05

Читает, читает ...

И как?! Неужели и польза есть? :shock:

#27 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 03 Апрель 2005 - 20:20

Поздравляю, всех нас развели как...
Обещали интересный сериал, а впарили очередную мыльную оперу! Я то думал, что в конце будет что-то дельное, а нам предлагают "уйти в горы".
Евгений К.! Я обычно человек очень терпеливый, и могу понять желание высказать другим то, что "накипело", но, тем не менее, если вас никто не хочет слушать... Может быть, не стоит навязывать другим своё мнение насильно, не обращая внимание на других, а? Кажется, тут кто-то долго говорил о гармонии. Рекомендую Вам новую тему для медитации: "Не поимей ближнего своего" :)

#28 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 23 Апрель 2005 - 08:05

Это сообщение является логическим продолжением моих сообщений от 25.03.05., 27.03.05., 28.03.05. и 2.04.05. Отсутствие логической связи может вызвать затруднения в понимании, поэтому перед чтением этого сообщения рекомендуется ознакомиться с предыдущими сообщениями.
Основатель так определял задачи Айкидо, как БИ: "Техника Айки - это аскетичная тренировка и метод, с помощью которого вы достигаете состояния единения духа и тела","Цель тренировок - подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух" и " Силой постоянного упражнения просветляй и тело, и душу", т.е. задачей БИ Айкидо является воспитание человека, способного гамонизировать себя и окружающий мир. Чтобы определиться, что я понимаю под БИ Айкидо, и на основании чего будут строиться дальнейшие рассуждения, предлагаю свое определение БИ Айкидо, соответствующее, на мой взгляд, его предназначению.
АЙКИДО - ЭТО БОЕВОЕ ИСКУССТВО, ВЛАДЕЮЩИЙ КОТОРЫМ В СОВЕРШЕНСТВЕ МОЖЕТ УКРОТИТЬ АГРЕССИЮ ПРЕВОСХОДЯЩЕГО ПРОТИВНИКА С ПРИЧИНЕНИЕМ ЕМУ И СЕБЕ МИНИМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА.
На каких же принципах должно основываться БИ Айкидо (и его кихон) , чтобы успешно решать стоящие перед ним задачи? Таких принципов, вытекающих непосредственно из принципа Айки, на мой взгляд, всего два. Это ГУМАНИЗМ (от латинского humanus - человечный) - человеколюбие, уважение человеческого достоинства и РАЦИОНАЛИЗМ (от латинского ratio - разум), но не в смысле философского течения, как написано в словарях, а в общепринятом понимании (рационально - значит оптимально, в соответствии с правилам и обстановкой, наиболее выгодно, по уму и т.п.). Как же реализуются эти принципы в Айкидо М.Уэсибы?
ГУМАНИЗМ. О-Сенсей считал, что "Айкидо - это реализация Любви", в том числе и к противнику, так как "В Любви нет врага", "Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность своих действий", "Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда и есть Искусство Мира", " Бить, разрушать, причинять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение", т.е. Айкидо, в отличие от других БИ, отвергает любые формы физического и морального насилия, оправданные и неоправданные. Как же реализуется принцип гуманизма на практике?
1. В Айкидо воздействие в первую очередь направлено не на физическое тело противника, а на его духовную сферу и его целью является не уничтожение противника, а лишь укрощение его агрессии путем гармонизации (компенсации его агрессивных (Ян) качеств и действий миролюбивыми (Инь) качесвами и действиями.
2. О-Сенсей считал:" В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой", и "Если вы атакуете, значит вы уже потеряли дух Айкидо", т.е. нападение и техника нападения противоречат сущности Айкидо. Поэтому айкидока никогда не должен нападать первым или провоцировать атаку противника, может и должен реагировать только на уже оформившуюся атаку. Тем самым исключаются ошибки, т.е. применение техник Айкидо к случайным людам, не помышлявшим об атаке или не имевшим злого умысла.
3. По определению Основателя:"Айкидо -это несопротивление". Он говорил: "Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами мы не противостоим атакующему". Если айкидока (нагэ) не сопротивляется, а атакующий (укэ) в результате применения своей силы оказывается на земле, то он (укэ) не связывает свое положение с действиями нагэ, так как понимает, что оказался в таком положении по своей вине, т.е. уровень агрессии (дисгармонии) укэ не увеличивается, он не держит зла на нагэ, как не держат зла на столб, о который разбивают лоб.
4. М.Уэсиба строго определил условия, при которых возможно применение техник Айкидо:
1. Когда вы лично в опасности;
2. Когда видишь, что кто-то находится в опасности;
3. При многолюдном скоплении, когда несколько хулиганов ведут себя плохо, беспокоят и подвергают опасности окружающих людей.
Но даже в этих случаях надо всеми силами стараться уладить дело мирным путём. И лишь только тогда, когда эти попытки окажутся безуспешными, возможно применение техник Айкидо.
5. В Айкидо применяются щадящие, неразрушающие техники, предназначенные для защиты как укэ, так и нагэ от возможных травм. При разработке кихона Айкидо О-Сенсей использовал техники других БИ, отбирая наименее травматичные, или перерабатывая их с целью уменьшения травматичности. В первую очередь он отказался от травмирующих ударов, оставив лишь имитирующие, отвлекающие удары (атэми). Но зададимся вопросом:"Возможно ли выполнение техник Айкидо без применения атэми?". Очевидно, возможно, но при этом требования к нагэ по уровню владения техниками Айкидо будут гораздо выше, т.е. применение атэми, фактически, компенсирует несовершенство техники нагэ. При отсутствии в Айкидо формальных ограничений на силу и область применения атэми у некоторых айкидок (особенно у тех, кто раньше занимался БИ, ориентированными на ударную технику) может возникнуть соблазн добиваться конечного результата не путем совершенствования владения техниками Айкидо, а путем ужесточения атэми и использования их в качестве атаки. При этом можно (пусть даже и непреднамеренно) нанести укэ существенную травму или причинить страдания, т.е. нарушить принцип гуманизма. Например, выполняя удар мецубуси и целясь в "третий глаз", легко, в пылу борьбы, попасть в левый или в правый, в нос,в зубы и т.п., или, например, нанести атэми в пах. Такая техника на может считаться техникой Айкидо. Исходя из этих соображений, на мой взгляд, следовало бы вообще исключить из Айкидо контактные атэми.
Броски и удержания в Айкидо производятся не с целью травмирования укэ, а с целью гармонизации (у лежачего человека больше Инь, что компенсирует его агрессию (Ян)). Боль, причиняемая укэ при удержании, как правило, кратковременна и призвана только содействовать удержанию укэ в неподвижном состоянии. Для смягчения падения в результате броска в Айкидо разработана техника страховки (укэми).
6. При применении техник Айкидо нагэ избавлен от нравственных колебаний (как пел В.Высоцкий:"Бить человека по лицу я с детства не могу"), оценки уровня необходимой обороны и юридических последствий их применения.
7. Тактика применения Айкидо, на мой взгляд, должна быть направлена на постепенное (при необходимости) понижение уровня Ки укэ, ее Ян (агрессивных) составляющих (изматывание) с целью последующей гармонизации (укощения агрессии укэ)на физическом, эмоциональном и психическом уровнях. Суть этой тактики, хорошо выразил В. Высоцкий (хотя он, очевидно, понятия не имел об Айкидо):"Вот он ударил - раз, два, три - и... сам лишился сил, мне руку поднял рефери, которой я не бил". Такая тактика гуманна, так как предоставляет укэ множество шансов достойноого (без поражения) разрешения конфликта. Так, если нагэ в совершенстве владеет Айкидо (в совершенстве владеет телом, психикой и эмоциями, подобно М.Уэсибе, умевшему одними глазами внушить человеку симпатию или ужас) и уровень его Ки (Инь) не ниже уровня Ки (Ян) укэ, то Ки укэ будет сгармонизирована и укэ откажется от нападения (см. сообщение от 27.03.05). Если же нагэ владеет Айкидо не в совершенстве или уровень его Инь Ки ниже уровня Ян КИ укэ и тот сохраняет агрессивность (хотя и меньшего уровня), нагэ следует вербально (на словах) попытаться убедить укэ, используя методы психологического айкидо (не повышая уровень агрессии укэ) в бессмысленности (нерациональности) его действий (и продолжать делать это на протяжении всего поединка). Если при этом сумма Инь Ки нагэ и Инь Ки, содержащейся в его словах, достигнет уровня Ян Ки укэ, то его Ки будет сгармонизирована и он откажется от агрессивных намерений. Если укэ сохраняет агрессивность, наге следует, используя технику ухода с линии атаки и сохранения оптимальной дистанции (ма-ай) избегать физического контакта с укэ. Атакующие действия укэ требуют гораздо большей затраты сил (энергии), чем действия по сохранению ма-ай. Общий уровень Ки укэ будет понижаться быстрее и в некоторый момент она может быть быть сгармонизирована и укэ прекратит атаку. Если нагэ, проанализировав ситуацию, убедится, что укэ значительно его превосходит, или он вооружен, или укэ несколько, то нагэ может покинуть поле боя (убежать), так как такой его поступок соответствует принципу Айки (уровень дисгармонии не должен повышаться), в противном случае (при травмировании или гибели нагэ) уровень дисгармонии повысится. В случае, если нагэ принял решение продолжать защищаться или сохранение ма-ай по объективным причинам не представляется возможным, нагэ следует, выбрав удобный момент, применить к укэ соответствующую ситуации технику Айкидо, завершающуюся броском. Атакующие действия и подъем после броска требуют значительных физических затрат, уровнь Ки укэ будет быстро понижаться и в некоторый момент она может быть сгармонизирована. М. Уэсиба применил такую тактику, когда однажды на него вечером из засады неожиданно напали 30 военных полицейских, которым он преподавал Айкидо, вооруженных деревянными винтовками и мечами, желая проверить, насколько он "крут". "Так как подобные действия не были мне в новинку, я не растерялся. Во время удара я менял свое положение и легко подталкивал нападающего, от чего он падал. Вскоре они все выдохлись"- рассказывал он. Если и после этого укэ продолжает атаковать, то нагэ следует применить технику, завершающуюся броском с удержанием. Во время удержания укэ (в максимально иньском состоянии - лежа неподвижно животом на земле), нагэ следует популярно объяснить укэ, что тот его уже достал и если нападет еще раз, то он ему точно что-нибудь сломает. Если укэ и после этого нападет, то нагэ ничего больше не остается, как выполнить свое обещание (частично, не сломать сустав, а потянуть связки).
РАЦИОНАЛИЗМ. Этот принцип реализуется в БИ Айкидо по нескольким направлениям.
1. РАЦИОНАЛЬНАЯ ТАКТИКА. Тактика применения Айкидо должна соответствовать принципу гуманизма и в то же время быть рациональной (разумной). В этом смысле наиболее рациональной для обуздания агрессии превосходящего укэ, на мой взгляд, является тактика понижения его общего уровня КИ (т.е. изматывания) и компенсация (гармонизация) ее Ян (агрессивных) составляющих на физическом, эмоциональном и психическом уровнях. Из этих сображений при изучении техник Айкидо технике ухода с линии атаки и поддержания оптимальной дистанции (ма-ай)должно уделяться повышенное внимание, так как ее неоднократное успешное применение в самом начале поединка является залогом успешной реализации всей тактики. Так, если нагэ плохо владеет этой техникой, то он уже в первый момент будет смят укэ, владеющим ударной или борцовской техникой и его, пусть даже совершенные навыки владения другими техниками Айкидо, уже не пригодятся. И наоборот, если нагэ хорошо владеет техникой ухода и поддержания ма-ай и хуже другими техниками, то у него есть неплохие шансы достойно (в соответствии с принципом гуманизма)разрешить конфликт. Действительно, неразумно (нерационально) вступать в физический контакт с неизвестным физически превосходящим и полным сил укэ. Уклонение от физического контакта в течение некоторого времени позволит нагэ "раскрыть" укэ, т.е. определить его стиль, уровень подготовки, эмоциональное и психическое состояние и скорректировать свою тактику. Атакующие действия требуют значительных физических затрат, со временем атаки укэ становятся менее быстрыми и более затянутыми, что облегчает нагэ выбор оптимального момента применения других техник. Очевидно также, что такая тактика предъявляет высокие требования к выносливости нагэ.
1. ЭКОНОМИЯ СИЛ. Очевидно, что для реализации вышеизложенной тактики, ориентированной на потерю сил укэ опережающими темпами, всемерная экономия сил (физической энергии) нагэ приобретает первостепенное значение. Самый очевидный способ экономии - совершать только минимально необходимое количество движений минимальной продолжительности и только в качестве реакции на атаку укэ. Сами движения, с точки зрения расходования сил, должны быть максимально экономичными (с переносом центра тяжести на минимально необходимое расстояние). Поэтому в Айкидо отсутствуют характерные для других БИ энергозатратные перемещения, а используются скользящие (на высоте толщины рисовой бумаги от поверхности, т.е. с минимальным перемещением центра тяжести по вертикали,) шаги цуги-аши, аюми-аши, тэнкан, тай-сабаки (произношение русифицировано). При выполнении шагов с поворотами ненагруженная нога скользит по дуге, руки должны быть в естественном положении. В противном случае (прямолинейное перемещение ноги и прижатые руки) часть энергии расходуется на компенсацию возникающей при вращении центробежной силы.
Основатель говорил:"В Искусстве Мира нет атаки" и "Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами, мы не противостоим атакующему", " Избегай любы резких блоков и отражений удара." Поэтому энергозатратные атакующие действия не свойственны Айкидо. Упреждающие действия нагэ по блокированию начинающейся атаки также противоречат этим утверждениям О-Сенсея, так как по сути ничем не отличаются от атаки и оказывают сопротивление укэ. Из этих же соображений техники в варианте ирими должны выполняться после того, как сила атаки укэ иссякнет (на откате волны).
2. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ.
В Айкидо, в отличие от других БИ, нет особых требований к уровню физической подготовки, поэтому Айкидо могут заниматься женщины, дети и даже пожилые люди, т.е. очень вероятно, что укэ физически будет превосходить нагэ. Поэтому очень важно эффективно использовать имеющиеся силы. Известно, что если человека ВЫВЕСТИ ИЗ РАВНОВЕСИЯ, то сигналы из органов вестибулярного аппарата поступают в мозг, благо он находится рядом, и он, в свою очередь, рефлекторно выдает команды на восстановление равновесия. При этом другие потребности организма в значительной степени игнорируются. Этот эффект широко используется в различных техниках Айкидо, так как позволяет управлять укэ и привести его в иньское (лежачее) состояни с минимальной затратой сил. Поэтому, после установления физического контакта, нагэ следует немедленно приступить к выведению укэ из равновесия. В некоторых случаях этот процесс может быть достаточно энергозатратным, поэтому, выведя укэ из равновесия, следует удерживать его в этом состоянии до завершения приема, т.е. нельзя позволять укэ восстановить равновесие в процессе выполнения приема. Перед выполнением броска укэ всегда должен находиться в выведенном из равновесия состоянии.
Для облегчения выведения укэ из равновесия в Айкидо максимально используются особенности биомеханики и психики человека. Так, для выведения укэ из равновесия в варианте ирими используются круговые и скручивающие движения и траектории движений рук нагэ, при которых силовое противодействие укэ минимально. При выведении из равновесия в варианте тэнкан используются круговые движения. При этом кинетическая энергия, накопленная нагэ при вращении, обязательно должна переноситься на укэ.
Если быстро направить руку к лицу человека, то он инстинктивно отстранится (т.е. изменится положение его центра тяжести), если человека легко ударить по чувствительным местам, то он на какое-то мгновение будет дезориентирован и не сможет адекватно реагировать на изменение обстановки, как говорил О-Сенсей: "Это закроет окно его разума". Этот эффект лежит в основе техники АТЭМИ. Применение атэми, если при этом не нарушается принцип гуманизма, позволяет нагэ выполнять техники Айкидо с меньшими затратами сил.
М.Уэсиба писал: "Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела" и "Руки, ноги и бедра должны действовать как единое целое", тем самым подчеркивая особую важность КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛЫ нагэ. Под концентрацией силы в Айкидо, на мой взгляд, с моего уровня, понимается приложение к укэ в оптимальный момент и в оптимальном направлении созданной нагэ максимальной кинетической силы, представляющей собой сумму максимальных коллинеарных (одинаково направленных) кинетических сил, создаваемых движением его рук, плеч, бедер, ног, корпуса (центра тяжести). Степень концентрации силы определяется степенью совпадения составляющих сил по направлению и их максимумов по времени и зависит от многих объективных и субъективных факторов (биомеханики, физической конституции, натренированности, понимания принципа концентрации и т.п.). Очевидно (по крайней мере, для меня), что из всех составляющих силы самая сильная - сила центра тяжести (корпуса) и оптимальным направлением ее выведения является направление "вперед", т.е. направление перпендикуляра к плоскости нижней части живота (когда он еще был плоским) и выведение этой силы наиболее эффективно, если с ее направлением совпадает направление ступни передней ноги и направление взгляда. Поэтому логично (рационально) силы, создаваемые другими частями тела, выводить синхронно с ней и в том же направлении. Если направления составляющих сил будут различными и максимумы этих сил не будут совпадать во времени (будут несинхронны), то сила нагэ будет "размазана" по времени и в пространстве, эффективность выведения такой силы будет низкой. Из этого вытекает простое ПРАВИЛО: центр тяжести (тандэн) нагэ при выполнении техник Айкидо должен быть постоянно направлен на укэ или в направлении выведения силы нагэ при выведении из равновесия или броске. Если по ходу выполнении конкретных техник (например, шихо-нагэ) приходится на некоторое время отворачивать тандэн от укэ (при этом сила нагэ в направлении укэ выводится неэффективно), следует обеспечить на это время выведение укэ из равновесия и максимально сокращать это время.
Условие эффективной концентрации силы также требует, чтобы нагэ при выполнении техник держал руки таким образом, чтобы горизонтальная проекция кистей рук находилась в пределах корпуса или близко к нему (держал руки перед собой). Если нагэ уведет свои руки от корпуса (в стороны или вверх), концентрация и эффективность выведения силы снизится, что даст возможность укэ перехватить инициативу.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ УКЭ. Основатель в одном из своих интервью сказал:" В Айкидо мы полностью используем силу противника. Чем большую силу прикладывает противник, тем легче нам". Эта идея О-Сенсея чрезвычайно рациональна, так как победить превосходящего противника, только противопоставляя его силе свою силу, невозможно. Конечная цель применения техник Айкидо в отношении атакующего укэ - перевести его в более иньское (лежачее) или или максимально иньское положение (лежа неподвижно животом на земле) с целью компенсации его янских (агрессивных) качеств, эмоций и действий, т.е. гармонизации. Очевидно, что М.Уэсиба считал, что наилучшим способом достижения этой цели является применение круговых движений. Он писал:"Глубоко входи в атаку и нейтрализуй ее, втягивая ее переправленную силу в свою собственную сферу", т.е.круговым движением вперед развернись в направлении атаки укэ, захвати его, и, продолжая вращаться, уводи его силу по круговой нисходящей траектории до приведения укэ в необходимое положение.
Применение круговых движений предоставляет нагэ (по сравнению с прямолинейными) ряд преимуществ:
- позволяет использовать силу укэ против него самого (конечно же не в формальном понимании - направить силу укэ ему же навстречу невозможно, а для достижения цели, противоположной цели укэ);
- позволяет изменить направление движения укэ без его остановки;
- облегчает вывод укэ из равновесия за счет действия на его центр тяжести центробежной силы;
- позволяет выполнять техники на ограниченной площади;
- позволяет легко уйти с линии атаки в безопасный сектор.
Очевидно поэтому в Айкидо круговые движения стали базовыми. В идеале все силы, выводимые укэ, должны использоваться нагэ в своих целях(для виведения из равновесия,броска). Способность ощущать и использовать в своих целях силу, выводимую укэ, является одной из важнейших составляющих мастерства нагэ.
4. СТОЙКА , ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. В физике под устойчивостью понимается способность тела сохранять устойчивое состояние при воздействии внешних сил. Тело устойчиво если проекция его центра тяжести не выходит за пределы площади основания (опоры)-фигуры, ограниченной по бокам касательными к крайним точкам ступней ног). Устойчивость тела тем больше, чем больше площадь основания, чем дальше проекция центра тяжести находится от границы площади основания и чем ниже находится центр тяжести и чем ближе к нему точка приложения внешней силы. Устойчивость акидоки определяется его стойкой (камаэ). Какой же должна быть рациональная (оптимальная) стойка? По определению, оптимальных стоек не может быть много. Действительно, в Айкидо применяется единственная стойка. Так как размер ступни человека небольшой, основание практически всегда будет вытянутым и устойчивость в различных направлениях будет различной: максимальной в продольном направлении и минимальной в направлении перпендикуляра от проекции центра тяжести к боковой стороне основания. Целесообразно располагать линию максимальной устойчивости в направлении выведения силы нагэ (атаки укэ). Для того, чтобы айкидока мог одинаково свободно двигаться в любом направлении, сохраняя максимальную устойчивость, его основание должно быть подобно равнобедренному треугольнику (т.е. должно быть симметричным относительно продольной оси). Для этого середина ступни задней ноги должна находиться на линии максимальной устойчивости и ступня должна быть перпендикулярна ей. Если средина ступни задней ноги не будет находиться на линии максимальной устойчивости и ступня будет расположена под другим углом (например,под 60 градусов), то симметрия основания нарушится (степень свободы движения в различных направлениях будет разной),площадь основания несколько уменьшится (оно станет несколько уже)и поперечная устойчивость несколько ухудшится. Проекция центра тяжести должна находиться посредине высоты этого треугольника. Что касается расстояния между ступнями, то очевидно, что чем меньше это растяние (стойка выше), тем выше подвижность и поперечная устойчивость и ниже продольная устойчивость айкидоки, и наоборот, чем больше расстояние между ступнями (стойка ниже), тем ниже подвижность и поперечная устойчивость и выше продольная устойчивость. Айкидока должен сам выбирать уровень устойчивости в зависимости от обстановки. Но, на мой взгляд, так как тактика айкидо ориентирована скорее на подвижность, чем на устойчивость, то и исходная стойка айкидоки должна быть скорее высокой. В любом случае (для увеличения подвижности) ноги должны быть несколько согнуты и пружинить в коленях. Корпус должен быть прямым ( без перекоса, грудью к укэ), так как только в этом случае стойка может быть симметричной (нагэ сможет равносвободно двигаться в любом направлении) и танден будет направлен на укэ (см. п.2). Взгляд нагэ должен быть направлен на укэ, но не должен фокусироваться на отдельных частях его тела.
М.Уэсиба писал:"Хорошая стойка отражает надлежащее состояние ума" и "Я спокоен, где бы и когда бы я ни был атакован", т.е. "хорошая стойка" должна отражать спокойное состояние ума. Мышцы айкидоки в такой стойке должны быть полностью расслаблены, что позволит максимально быстро реагировать на атаку укэ. В первую очередь это относится к мышцам плечевого пояса (вспомните массаж плеч для расслабления), так как в восточной медицине напряженные, закрепощенные плечи считаются одним из основных мест закупорки меридианов, по которым движется Ки. Способствует ли расслабленности классическая стойка (особенно в Ёсинкан) с вынесенными вперед руками с напряженными и растопыренными пальцами, каждый может проверить на себе. Очевидно, что не способствует и что напряженность такой стойки отражает напряжение ума нагэ. Это и неудивительно, так как такая стойка произошла от стойки в Кендо (искусство владения мечем) - агрессивного БИ, исповедующего атакующий стиль и цель которого - уничтожение противника, т.е. полной противоположности Айкидо. К тому же, такая стойка выдает принадлежность человека к Айкидо, что позволит противнику скорректировать тактику и технику атаки.
Исходя из этого, начальная стойка айкидоки, на мой взгляд, должна быть максимально комфортной (в которой мышцы испытывают минимальное напряжение), т.е. близкой к естественной (шизентай) достаточно высокой, руки свободно опущены, спина прямая. Именно в такой стойке демонстрировал О-Сенсей кихон в последние годы жизни. В процессе применения техник Айкидо стойка должна изменяться, в соответствии с обстановкой, от максимально подвижной (минимально устойчивой)при выполнении входов и уходов с линии атаки до максимально устойчивой (минимально подвижной) при выполнении бросков и некоторых видов удержаний.
При разработке Айкидо Основатель уделял большое внимание динамической устойчивости, для обеспечения которой он применил принцип волчка. По-видимому он считал, что спокойный разум при круговых вращениях подобен крутящемуся волчку. Волчек способен долго (с минимальными потерями энергии) и неподвижно (устойчиво) вращаться, если соблюдаются определенные условия: он должен быть абсолютно симметричен, т.е. его центр тяжести должен находиться точно над точкой опоры и не должен смещаться. В противном слечае вращение волчка быстро прекратится или он вообще не будет вращаться. Так и айкидоке, чтобы выполнять круговые движения с минимальной затратой сил и сохранять при этом максимальную устойчивость, необходимо соблюдать симметрию, т.е. держать корпус прямым (перпендикулярным земле). Как писал О-Сенсей:"Вращайся вокруг усточивого центра". Для сохранения устойчивости все движения должны начинаться с движения центра тяжести (тандэна), все перемещения которого должны происходить в горизонтальной поскости (с минимальными колебаниями по вертикали). Любой наклон корпуса при выполнении круговых движений смещает центр тяжести от положения симметрии, что приводит к ухудшению устойчивости.
На этом можно было бы и закончить краткое изложение моих взглядов на Айкидо, как мне кажется, достаточно близких к взглядам М.Уэсибы, так как сам я ничего не придумал. Я следовал совету Киссемару Уэсибы: "Наилучший путь правильного постижения этой сущности (Айкидо) состоит в тщательном анализе высказываний Основателя".
Все мои выводы и рассуждения основаны исключительно на высказываниях О-Сенсея, я просто попытался изложить их более логично и доходчиво. За пределами темы осталось много важных вопросов: управление собственной Ки, центрирование, использование силы дыхания и звука и др., в которых я недостаточно компетентен, чтобы высказывать свое мнение. Но, я считаю, что эти вопросы относятся скорее к высшему мастерству, и для начинающих айкидок (а именно им, в основном, адресованы мои сообщения) они еще не так актуальны, и, надеюсь, найдут отражение на этом и других форумах. Но в ходе работы над темой всплыло несколько принципиальных вопросов, по которым я не могу не высказаться.
1. О стилях в Айкидо. Прежде, чем говорить о стилях,следует определиться с пониманием этого термина, иначе разговор не имеет смысла. М.Уэсиба писал:" Искусство мира не имеет формы". Митсуги Саотоме, один из лучших его учеников пояснил это изречение:"Но, сам по себе никакой стиль - никакой набор форм (кихон) - не есть Айкидо. Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже" и "Техника - это не просто техника, это физическое проявление концепции и понимания искусства (Айкидо)", т.е. кто как понимает философию,задачи и принципы Айкидо, такой у него и техника (кихон). Если под стилем понимаются различия в кихоне при общем соответствии задачам и принципам, то такой стиль является стилем Айкидо, отражающим индивидуальность создавшего его мастера. Если основатель стиля и его последователи пусть даже идеально копируют технику М.Уэсибы, но при этом она применяется в других целях (например, для нанесения физических повреждений и причинения страданий) и руководствуются другими принципами, такой стиль не может (не имеет права) называться стилем Айкидо, хотя бы потому, что причисление такого стиля к Айкидо есть нарушение авторских прав М.Уэсибы и незаконное использование брэнда "Айкидо", не говоря уже об этических аспектах. Несомненно, что такие существующие и возникающие айкидоподобные стили имеют право на существование, так как на их создание и развитие затрачены годы и десятилетия напряженного физического и умственного труда и у них имеется много последователей. Но их основатели и последователи должны быть честными до конца, т.е. они должны или привести свой кихон в соответствие с философией, задачами и принципами Айкидо М.Уэсибы или официально признать, что их философия (если таковая имеется), задачи и принципы их стилей не соответствуют Айкидо М.Уэсибы и исключить из названий этих стилей слово "Айкидо". Существует же и успешно развивается множество каратэподобных стилей, в названии которых отсутствует слово "каратэ", например, Кудо. И в первую очередь, на мой взгляд, это относится к стилю Ёсинкан , основатель которого сенсей Г.Сиода (заслуг которого в развитии этого стиля недооценить невозможно) разошелся с М.Уэсибой в понимании Айкидо еще в предвоенные годы, когда Айкидо находилось еще в стадии формирования (название "Айкидо" официально появилось в 1942 г.) и под сильным влиянием других БИ, а также к "реальному" стилю.
АЙКИДО ДОЛЖНО БЫТЬ ОДНО И ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ АЙКИДО М.УЭСИБЫ! В подтверждение этого тезиса приведу слова сына и наследника М.Уэсибы и, до недавних пор, Ведущего Учителя (doshu) К.Уэсибы:"В связи с быстрым распространением айкидо по свету мы опасаемся, что истинное значение этого искусства не всегда правильно преподносится в теории и практике. Хотя мы приветствуем международное развитие айкидо, но если оно не сохранит философские основы и принципы в том виде, в котром они были сформулированы Основателем - Учителем Уесиба Морихеем, то это будет действительно прискорбно". Так же считает и С. Сигал. В одном из интервью он сказал:"Есть только один стиль. Я говорю это потому, что люди, кто был связан с Морихеем Уэсибой, Основателем, полагают что тот кто занимается в другом стиле, не должен называть это Айкидо. Для меня, его стиль - это Айкидо, так как он основал это искусство".
2. Об эффективности Айкидо. В последнее время на различных форумах и конференциях, посвященных БИ и Айкидо, происходит (в той или иной форме) обсуждение эффективности Айкидо. Из анализа сообщений таких обсуждений совершенно очевидно, что участники таких обсуждений (за редким исключением), говоря об Айкидо и применяя техники Айкидо, мыслят при этом категориями других БИ, практикующих атакующий стиль и ударную технику. Также очевидно, что эти люди, начиная заниматься Айкидо, не выполнили требования Основателя (см. сообщение от 25.03.05г.), т.е. не сделали свой ум чистым листом бумаги, не опорожнили чашу своего сознания, и поэтому совершенно не поняли философию, задачи и принципы Айкидо М.Уэсибы и их ум находится в плену стереотипов тех БИ, которыми они занимались ранее или философию которых разделяют. Иначе, как можно объяснить сам факт обсуждения эффективности Айкидо в нанесении человеку повреждений и причинении страданий, если Айкидо для этого совершенно не предназначено. На мой взгляд, это все равно, что обсуждать эффективность автомобиля в сбивании пешеходов.
3. О развитии Айкидо. О-Сенсей писал:" Техники Пути Мира (Айкидо) постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних". И где же эти завтрашние (т.е. уже сегодняшние) техники, отличающиеся (достаточно принципиально) от техник времен М.Уэсибы? Увы, их нет, т.е. развития Айкидо, на которое расчитывал М.Уэсиба, не произошло. Не потому ли, что после смерти его философия и принципы стали помехой в развитии стилей, им не соответствующих? Постепенно суть философии и принципов выхолащивалась и в поседниие годы свелась к нескольким дежурным фразам и цитатам, приводимым в большенстве книг скорее для приличия, чем для понимания. Акценты сместились исключительно на кихон. Произошла подмена понятий - под сохранением традиций стали понимать не сохранение философии и принципов, а сохранение кихона Фактически, развитие Айкидо пошло совершенно не по тому пути, который указал Основатель: "Главной целью Айки является создание рая на земле. Истинное БУДО - это любовная защита всех существ в духе примирения. Техника Айки - это аскетичная тренировка и метод, с помощью которого вы достигаете состояния единения духа и тела, реализуя принципы Неба (т.е. Природы). Обогащай Айки-до достойными традициями, облачай их в свежие одеяния и выстраивай их в классические стили, чтобы возникали более совершенные их формы", и огромный потенциал развития, заложенный в Айкидо, остался нереализованным.

В заключение я хотел бы обратиться к тем, кто стоит перед выбором, каким БИ заняться. Если ви хотите научиться владеть своим телом, психикой и эмоциями, научиться защищать себя, других, разрешать конфликты с минимальным ущербом, улучшать свою жизнь и жизнь окружающих - добро пожаловать в Айкидо. Если же вы хотите научиться драться, наносить повреждения и причинять страдания другим людям, не взирая на юридические последствия ваших действий - Айкидо не для вас. Если вы пришли в Айкидо и вас учат этому (последнему) - это не Айкидо.
Вот теперь, после того, как изложил законченную мысль, я закончил "токовать в одиночку" и готов ответить на все вопросы и выслушать все мнения. Конечно, хотелось бы получить отзывы и вопросы по существу, в первую очередь представителей секций, клубов, ассоциаций, разделяющих вышеизложенное понимание Айкидо, хотя бы с целью убедиться в существовании таковых на русскоязычном пространстве. Затем хотелось бы узнать мнение и ответить на вопросы тех, кто хотя бы один раз прочитал все пять моих сообщений до конца, а затем и тех, кто ни одного сообщения до конца так и не дочитал.

#29 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 23 Апрель 2005 - 09:43

Затем хотелось бы узнать мнение и ответить на вопросы тех, кто хотя бы один раз прочитал все пять моих сообщений до конца, а затем и тех, кто ни одного сообщения до конца так и не дочитал.


Я так понимаю, есть желание убедиться в наличии душевнобольных людей на форуме?

Я вот отношусь к третьей категории.

И могу смело сказать что после фразы:

"Основатель так определял задачи Айкидо, как БИ ... "

Кстати первой по сути вопроса - могу дать одно четкое определение. Но лучше таки не буду. Правда умные люди все сами выводы сделают.

Сначала спросят, давно ли вы в родственных узах, сколько с ним учились, как хорошо читаете на родном языке и почему если хорошо - нет ссылок, даже на названия, не то что цитат в оригиналах.

Пурга, с примазыванием к авторитету Основателя. Вот и все.

Не нравится такая оценка - ю а велкомед, пишем по сути, помним что краткость - сестра таланта, пишем свои мысли и все такое.

#30 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 23 Апрель 2005 - 10:49

А мне нравится - весело... Такого персонажа у нас пока не было :)

#31 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 438 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 23 Апрель 2005 - 12:48

А мне нравится - весело... Такого персонажа у нас пока не было :)


Есть раздел юмор. Там ему и место

#32 tropus

tropus

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 228 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 23 Апрель 2005 - 20:28

Никак, на нас тренируются в написании очередного шедевра за айкидо? :)

#33 RedGunn

RedGunn

    Новичок

  • Новички
  • 3 Сообщений:

Опубликовано 24 Апрель 2005 - 02:18

Хороший текст.
И по форме и по содержанию. Отражающий достаточно глубокое понимание автором базовых принципов Айкидо.
Рекомендую всем его внимательно прочесть. На мой взгляд там много полезной информации.
Евгений К., Вам респект!

#34 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 24 Апрель 2005 - 13:23

Хороший текст.
И по форме и по содержанию. Отражающий достаточно глубокое понимание автором базовых принципов Айкидо.
Рекомендую всем его внимательно прочесть. На мой взгляд там много полезной информации.
Евгений К., Вам респект!


Вы бы представились, а то как обычно - сразу оценивать, рекомендовать...

Причем здоровская приписка - "На мой взгляд..." отражает то, что мы должны таки представить себе того кто пишет. Личное же мнение. Хотя у меня уже кое-что складывается.

#35 Vitaliy

Vitaliy

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 387 Сообщений:
  • Откуда:г. Среднеуральск, Свердл. обл.
  • Стиль:Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай, Такедаден Оно-ха Итто-рю

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 06:08

Хороший текст.
И по форме и по содержанию. Отражающий достаточно глубокое понимание автором базовых принципов Айкидо.
Рекомендую всем его внимательно прочесть. На мой взгляд там много полезной информации.
Евгений К., Вам респект!


Вы бы представились, а то как обычно - сразу оценивать, рекомендовать...

Причем здоровская приписка - "На мой взгляд..." отражает то, что мы должны таки представить себе того кто пишет. Личное же мнение. Хотя у меня уже кое-что складывается.


Это он сам себя похвалил, только немного замаскировался :) В открытую-то себя хвалить нехорошо

#36 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 07:51

Это он сам себя похвалил, только немного замаскировался :) В открытую-то себя хвалить нехорошо


Не, Виталь, судя по айпи вроде все таки разные - разве что похвалить себя из дома а писать с работы, но это надо вообще спрыгнуть с катушек.

Бывают просто достаточно экзальтированные люди, которые как увидят "научным" языком написанный закос под энциклопедию - отличить его от реально серьезного исследования не могут, пипл как говорится хавает и тут же начинает слать цветы в конвертах.

Что интересно, обычно опыт "оценщиков" намного ниже, хотя сами они так не считают.

А все почему - да у любого серьезного человека, который читал не псевдо, а научные труды - есть привычка за цитатой искать номерок к библиографии, которая в конце прилагается, смотреть на те источники, которыми пользовался автор, оценивать уровень компетентности автора учитывая ЛОГИКУ изложения, то есть в институте любой препод над подобным ответом про себя смеялся бы до колик, сказал бы - какая интересная гипотеза и отправил бы на пересдачу. Но! Видать не для всех у нас одни правила, не всем быть студентами, а кому сразу и в профессора.

Так что соответственно и уровень оценщика я оценил. По своему. Вот по этим мелочам. Некоторые мелочи позволяют ошибаться редко...

Если у кого есть возражения по логике, ю а велкомед.

#37 RedGunn

RedGunn

    Новичок

  • Новички
  • 3 Сообщений:

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 16:23

Это сообщение является логическим продолжением моего сообщения от 24.04.05. Отсутствие логической связи может вызвать затруднения в понимании, поэтому перед чтением этого сообщения рекомендуется ознакомиться с предыдущим сообщением.
Ув. Pogrom
В чем проблема?
В отличие от большинства (по всей видимости) присутствующих, я прочел все сообщения Евгения К. Причем довольно внимательно. И высказал свое мнение.
Это форум. Кто хочет - читает, кто хочет - игнорирует. И все.
Не понимаю, что могло вызвать у Вас подобную очевидно негативную реакцию и «оценку».
Проблема с сообщениями Евгения К. только одна. Они слишком велики для такой формы общения как форум. Возможно, поэтому у многих не возникает желание их читать.
Но в целом – это средних размеров статья. Внятная, содержательная и хорошо обоснованная.
Имеющий уши да услышит (с).

#38 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 908 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 16:54

Но в целом – это средних размеров статья. Внятная, содержательная и хорошо обоснованная.

Чем обоснованная? Один этот перл чего стоит:

Поэтому айкидока никогда не должен нападать первым или провоцировать атаку противника, может и должен реагировать только на уже оформившуюся атаку.

Если противник реальный, а не теоретический, то реагировать на уже оформившуюся атаку будет поздно потому, что у нормального бойца она оформится только в момент контакта с целью. Самая большая ошибка- считать противника идиотом.

#39 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 17:16

В чем проблема?


У меня проблем нет. А у вас - не та форма вопроса, чтобы объяснять вам в чем они есть.

В отличие от большинства (по всей видимости) присутствующих, я прочел все сообщения Евгения К.


Вот ты мне скажи еще, зачем например я бы стал это делать...

Причем довольно внимательно. И высказал свое мнение. Это форум. Кто хочет - читает, кто хочет - игнорирует. И все.


А. То есть нужно было место, где можно было бы содержательно сказать "Супер! Согласен! Всем читать!".

Очень по сути, содержательно, многое дало. Молоток!

Не понимаю, что могло вызвать у Вас подобную очевидно негативную реакцию и «оценку».


Да собственно и понятно было, что не поймете. Можно внимательно прочитать то сообщение, которое я написал, там все написано, а вы и почитать не потрудились. То ли обиделись сразу, то ли защищаться кинулись. А зачем, непонятно. Я бы обижался, если бы никто ничего подобного не сказал. Но это я, а это вы.

Проблема с сообщениями Евгения К. только одна. Они слишком велики для такой формы общения как форум. Возможно, поэтому у многих не возникает желание их читать.


Проблем с этими сообщениями много. Для людей, обладающих реальной квалификацией - дофига. Вы не смогли даже осознать то, что я только что написал. Ну, флаг в руки, это же форум, верно, никто ведь в учителя не нанимался и в ученики не записывался.

Но в целом – это средних размеров статья. Внятная, содержательная и хорошо обоснованная.
Имеющий уши да услышит (с).


Ага. Статья. Чем она обоснованная только, не понятно...
А содержательным может быть все что угодно, вопрос только в качестве содержимого. Перлов там много - но читать не возбраняется. Это ж ведь форум. Публичное место, вроде как. Ну а понимающие люди, наблюдая этот сюрреализм - уже улыбаются.

Давайте поиграем в игру угадайка? Вот у нас на форуме никто никог ни к чему не обязывает. Но тем не менее есть люди, про которых мы знаем много, а есть те, которые даже свой возраст отказываются сообщить. А после того как сообщают - кидаются менять юзерпики и спрашивать, "А что, есть значение?".

Ну да я не к тому. Попробуем угадать ответ на вопрос - сколько пожелает сообщить о себе (а не об учении О-сэнсэя, с которым он знаком не был) автор "средней статьи"?

#40 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 25 Апрель 2005 - 17:19

Не волнуйтесь, Евгений.
Никаких проблем с пониманием не должно возникнуть, т.к. скорее всего, никто Ваших постов не читает. :wink: Поэтому рекомендации подобного рода тут не нужны.


Самое главное - что он ничьих постов не читает :P А это уже диагноз...