Перейти к содержимому


  
Фото

Принцип и кихон.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
249 ответов в теме

#1 Marcell

Marcell

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 073 Сообщений:
  • Откуда:Владивосток
  • Стиль:Ренсинкай айкидо, Сётокан каратэ-до

Опубликовано 29 Ноябрь 2004 - 07:57

ПРИНЦИП м. научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают. (Словарь Даля)

ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н. теории,
учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки. Эстетические
принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов.
Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве
чего-н. Механизм действует по принципу насоса. * В принципе - в основном, в
общем, в целом. В принципе я согласен.(словарь Ожегова)

Говоря в контексте айкидо, да и вообще боевых искусств: ПРИНЦИП это ряд правил, которые нужно выполнить для результативного применения любого приёма.

Например, приминительно к Ёсинкан айкидо, принцип ИРИМИ - подразумевает всегда встречное движение, в противном случае (при не применении этого принципа) вы не достигнете желаемого результата.


КИХОН 1. база, фундамент, стандарт;
2. в кач. прилагательного: основной, главный, базовый, коренной, кардинальный, существенный

Приминительно к ЁСИНКАН АЙКИДО!!! Само понятие кихон, без контекта, не имеет смысла. Основа чего? База чего? Фундамент чего?

Но в совокупности с другими словами мы уже получаем "конкретику" (как некторые здесь выражаются)

Первое понятие - кихон доса: базовые движения. Кихон доса предназначено для того, что бы приучит человека к определённой культуре движений и дать общее понятие о таком принципе как: chushin-ryoku или сила центральной линии.

При работе кихон доса в парах, дополнительно даётся общее понятие о таких принципах, как: shuchu-ryoku или сфокусированная сила, т.е. умение прикладывать услилие всего тела (chushin-ryoku ) в одну точку; kokyu-ryoku или сила дыхание; ki или управление балансом противника (выведение из равновесия), основаное на чувстве партнёра.

Второе, кихон вадза - базовые техники, формальные упражнени основанные на обоюдной работе занимающихся. Предназначено для изучения принципов в практической ситуации. Это не реальное применение техник, а только второй шаг к этому. Иногда внешний вид техник может менятся, точнее, выделяется какое-то действие для того, что бы пояснить один из принципов.

Методика Ёсинкан айкидо делает акцент, прежде всего, не на изучении приёмов, а на изучении принципов, которые можно применить в дальнейшем.


#2 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 29 Ноябрь 2004 - 09:08

И??

#3 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 25 Март 2005 - 20:52

Мне также не совсем понятно, что предлагает автор темы для обсуждения: то ли официальную трактовку понятий "принцип" и "кихон", то ли какие то конкретные принципы и элементы кихона, то ли достоинства методики обучения Айкидо в стиле Ёсинкан с акцентом на
изучении принципов, а не кихона. Поэтому рискну высказать свое мнение по вопросу, который, на мой взгляд, представляет наибольший интерес: о взаимосвязи принципов и кихона. Примечание:выражения (но не отдельные слова), заключенные в кавычки, принадлежат М.Уэсибе.
Я считаю, что при обучении Айкидо (под Айкидо я понимаю Айкидо последних десятилетий жизни М.Уэсибы) главной задачей является достоверно, точно и доходчиво
передать каждому айкидоке философию, принципы и кихон, разработке которых О-Сенсей посвятил всю свою жизнь. Он считал, что "поскольку основанная на ошибочных представлениях (т.е. принципах) тренировка противостоит истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические последствия и разрушительные действия", т.е. принципы определяют кихон, кихон является физической реализацией принципов. Знание, правильное понимание и применение принципов способствуют правильному выполнению кихона и устранению погрешностей
и ошибок, неизбежно возникающих при передаче кихона по многозвенной цепи от М.Уэсибы до нашего айкидоки. С другой стороны, как писал М.Уэсиба: "Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на практике, поразмышляй о своих усилиях.", т.е. выполнение правильного кихона способствует правильному пониманию принципов и коррекции ошибок, также неизбежно возникающих при передаче принципов по многозвенной цепи.
С точки зрения достоверности передачи традиций (философии, принципов, кихона) полезно проследить основные пути их передачи и оценить возможные при этом погрешности и искажения.
1. От Учителя к ученику. Учитель ушел от нас двольно давно (1969) и, насколько мне известно, наших соотечественников среди тех, кому он мог бы передать свое учение лично, не было. Остаются ученики его учеников, их последователи и ныне действующий руководитель Айкикай Хомбу Додзё, внук О-Сенсея - Моритеру Уесиба. Что касается учеников, то складывается впечатление, что или до многих из них О-Сенсею не удалось донести свое учение, или они не смогли его понять. Иначе они бы не отошли от Айкикай (в смысле айкидо М.Уэсибы) и не создали бы свои школы и стили (Годзо Сиода - Ёсинкан, Морихиро Сайто - Ивама-рю, Коичи Тохей - Ки-Айкидо, Кендзи Томики - Томики-рю и др.), не говоря уже о последователях, таких, как, например, Врачаревич. Поэтому логично предположить (и не более того), что наиболее достоверную информацию об учении О-Сенсея можно получить в Айкикай Хомбу Додзё.
Далеко не каждый наш (русскоязычный) мастер может себе позволить поездку в Японию и, тем более, не каждый удостаивается чести достаточно долго стажироваться в Айкикай Хомбу Додзё, чтобы перенять учение О-Сенсея из первых рук. При этом достоверность передача кихона, на мой взгляд, в значительной степени зависит от сенсея, у которого стажируется наш мастер. Что касается теоретической части учения, то, как мне кажется (хотя я могу и ошибаться), наши мастера (в основной массе) знают японский язык, как говорят компьютерщики, в объеме пользователя, и достоверная передача философии и принципов айкидо на языке их носителей представляется весьма проблематичной. Использование переводчика или общение на английском вряд ли могло существенно улучшить ситуацию. Философия вообще сложна в понимании, тем более, японская, и, тем более, для людей с совершенно отличными менталитетом, культурой, религией и философией. Да и люди все разные, часто даже простые вещи понимают по разному. Поэтому достоверная передача учения О-Сенсея в массы российских айкидок и по этому пути, на мой взгляд, весьма ограничена.
2. Литература. Об Айкидо написано множество книг. Но большая их часть написана учениками О-Сенсея, как японцами, так и иностранцами и отражают их понимание айкидо. Японцы, естественно, писали на японском и для японцев. Затем эти книги переводились на английский язык для англоязычных (западных) читателей, а затем на русский для русскоязычных читателей. Такой
перевод (по мнению переводчиков) достаточно сложен, так как трудно найти точные эквиваленты слов и выражений в английском языке для японского и в русском для английского. При этом смысл перевода неизбежно теряется и искажается. Особенно это относится к восточным текстам философского содержания, изобилующим абстрактными символами и понятиями, гиперболами, метафорами и т.п. Сам М.Уэсиба написал только одну (известную у нас) книгу "Будо" в 1938 году, когда формирование Айкидо еще не было завершено. К тому же, как отмечается в предисловии к английскому изданию, текст "Будо"краток и загадочен, построен несколько хаотично, что потребовало литературной обработки перевода, и что также не могло не сказаться на полноте и достоверности изложения в этой книге сущности Айкидо. В последующие годы О-Сенсей оставил очень мало записей, касающихся философских аспектов Айкидо, он предпочитал
лично объяснять их ученикам на конкретных примерах в процессе обучения. Наибольшего внимания,на мой взгляд, заслуживают мемуары М.Уэсибы (в изложении Киссёмару Уэсибы) и его высказывания.
3. Мультимедиа (кино, видео, CD). Наиболее выдающимся кинодокументом, на мой взгляд, является фильм о М.Уэсибе "Мастер Айкидо", снятый ВВС в 1960 году и кадры хроники, запечатлевшие демонстрацию О-Сенсеем техники Айкидо. Но таких киноматериалов мало, они непродолжительны и составить по ним достаточно полное представление о технике, а, тем более, о философии Айкидо, на мой взгляд, не представляется возможным.
В 90-е годы появилось много демонстрационных и учебных видеофильмов, которые сыграли значительную роль в популяризации Айкидо в России и СНГ. Особенно запомнились учебные фильмы В.Матвеева. Многие (в том числе и я) по ним начинали изучать Айкидо, тренеров тогда практически не было. Если в фильмах В.Матвеева предпринимались хоть какие-то попытки ознакомить начинающих айкидок с философией Айкидо (в виде высказываний О-Сенсея), все остальные мне известные видеофильмы были посвящены исключительно технике.
В последние годы появилось несколько CD, посвященных Айкидо, в частности, энциклопедии Айкидо от ФАР и Есинкан. И здесь та же картина. Философия и принципы изложены на одной странице, остальное посвящено кихону, различающемуся достаточно существенно, разобраться начинающему, что же такое Айкидо на самом деле и каким должен быть кихон, практически невозможно.
4. Интернет. С появлением Интернета количество информации об Айкидо неизмеримо возрасло. В СНГ, не говоря уже о зарубежье, каждая федерация Айкидо и большинство клубов имеют свои сайты или странички и стараются наполнить их интересной информацией, часто с акцентом на то, что философия, которую они исповедуют, самая правильная, а их техника самая крутая. Появилось много клипов, демонстрирующих кихон различных школ, много форумов по Айкидо и много людей, желающих поделиться своими мыслями и взглядами на Айкидо. Но именно огромное количество информации, разнообразие взглядов и мнений создают в головах начинающих айкидок ( и не только начинающих) такую кашу, переварить которую практически невозможно.
Существует и ряд субъективных факторов, влияющих на достоверность передачи философии и
кихона. Насколько мне известно, практически все наши ведущие мастера (как и многие японские) до прихода в Айкидо занимались другими боевыми искусствами (БИ), практикующими атакующий стиль и разрушающую технику, в которых добились заметных результатов. Это и понятно, так как Айкидо пришло в Россию не так давно. И к О-Сэнсэю приходили многие из тех, кто занимался самыми разными стилями будзюцу и будо, желая присоединиться к его учению. Им он говорил: "У вас должен быть сёсин, ум начинающего, ум, представляющий собой чистый лист бумаги, на котором можно увидеть движущиеся образы секретов айкидо. Вы должны добиться пустоты. В уме, который заполнен мнениями и предвзятыми суждениями, нет места для истин Вселенной. Если чаша всегда наполнена, вода в ней застаивается и становится затхлой. Чтобы заполнить чашу свежей водой, ее нужно сначала опорожнить.". Как мне кажется, не все из наших мастеров перед приходом в Айкидо стали чистым листом, полностью опорожнили чашу своего сознания, т.е. все-таки привнесли в Айкидо философию и кихон тех БИ, которыми занимались ранее, (это мое мнение по вопросу о необходимости занятий другими видами БИ перед занятиями Айкидо). Кроме того, большинство наших мастеров физически значительно превосходят и М. Уэсибу (155 см, 75 кг в молодые годы и 49 кг в 85 лет) и Г.Сиоду (150 см, 55 кг), т.е. демонстрируют кихон с позиций физически превосходящего нагэ. В их исполнении техника может быть достаточно эффективной, но при применении этой техники к физически превосходящему укэ она теряет свою эффективность, так как физически превосходящий нагэ не замечает или считает незначительной прилагаемую силу, которая для более слабого нагэ может оказаться значительной.
Из вышеизложенного следует, что, хотя и существует множество способов передачи философии и кихона, но в силу различных объективных и субъективных причин ни один из них не является достоверным. В связи с этим возникла идея на основании анализа высказываний О-Сенсея попытаться реконструировать (в какой-то мере) ход его мыслей при создании Айкидо и таким образом приблизиться к пониманию философии Айкидо и через это выйти на понимание принципов и кихона. Но об этом в следующем сообщении.
Тема оказалась более сложной и объемной, чем показалось с первого взгляда.
Поэтому на смогу принять участие в дискуссии (если таковая возникнет) до окончания изложения своих взглядов по теме.

#4 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 905 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 26 Март 2005 - 13:29

Как много написано, а смысл, очередной раз:"В своем отечестве пророков нет" :cry:

Я считаю, что при обучении Айкидо (под Айкидо я понимаю Айкидо последних десятилетий жизни М.Уэсибы) главной задачей является достоверно, точно и доходчиво
передать каждому айкидоке философию, принципы и кихон, разработке которых О-Сенсей посвятил всю свою жизнь.

А почему собственно последних десятилетий?!
Я не Великий Учитель и даже не Учитель, но в Будо, достаточно долго. Если бы меня попросили изложить, что я понял за эти годы, я бы написал что-то вроде:
Энергия распространяется по спирали;
Движение не опасное для противника опасно для тебя самого;
Что бы что-то напрячь, сначала нужно это расслабить, чтобы что-то растянуть, предварительно надо это сжать;
В дзенкутцу дачи назад не ходят....и т.д.
О том что, надо бить сильно и стоять правильно...мне бы и в голову излагать не пришло. Потому как- ЭТО КОЗЕ ПОНЯТНО! И без этого не работает НИ-ХРЕ-НА!
А лет через десять, нашелся бы умник, который меня лично в глаза не видел, но прочитав то, что я написал заявил бы: "В его системе бить не надо! Тем более бить сильно! Об этом здесь ничего не сказано. А то, что Начинающий по молодости доски ломал, причем количество их измеряется грузовиками- это ничего не значит. Юношеские заблуждения! Истинное понимание к нему пришло только в последние годы. " :)
А то, что понимание формируется на базе предшествующего опыта, и без этого опыта оно гроша ломаного не стоит...Зачем нам фундамент? Фундамент нам не нужен! Нам вон то, что сверху- крышу. А фундамент это как-то не эстетично. Вульгарно! :wink:

#5 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 26 Март 2005 - 15:38

2 Евгений К.
Вот именно и непонятно - почему абсолютной истиной среди "правильных" последователей считается только завещание? Не помер - так как бы и не поэт был вовсе? Айкидо было заявлено О-Сенсеем в 49 лет - прекрасный возраст максимального развития возможностей, как раз люди обычно докторскую диссертацию пишут. То, что у него было столько учеников, основавших собственные весьма отличные направления на его базе, как раз и характеризует О-Сенсея как прекрасного учителя и педагога, который не превращает своих учеников в механических зубрилок, а, в первую очередь, развивает их творческие способности! Замечу, что и сам он не был таким зубрилкой, т.к. весьма решительно выделился из Дайто-Рю несмотря на очевидные последствия. Т.е. выделение его учеников - как раз следствие его отношения к жизни и роли учителя в ней. Поэтому рассуждать о тупых и неблагодарных учениках, о гениальных прозрениях перед могилой - как раз унижать О-Сенсея как человека, мастера и учителя. Все мы несовершенны, но несовершенны по разному...

#6 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 27 Март 2005 - 13:32

Это сообщение является логическим продолжением моего сообщения от 25.03.05г. Для сохранения логической связи рекомендую перед чтением этого сообщения еще раз ознакомиться с заключительной частью предыдущего сообщения.
Чтение "Будо"и мемуаров М.Уэсибы, многочисленных книг его учеников и последователей, материалов из Интернет, 8 лет тренировок, участие в семинарах ведущих мастеров, просмотр видеозаписей и т.п. не дали ощущения понимания философии Айкидо. Пока читаешь, вроде все понятно, но логика постоянно ускользает и система не выстраивается. Складывалось впечатление, что существует нечто само собой разумеющееся для М.Уэсибы, общеизвесное для японцев и неизвестное для нас, без чего невозможно понимание философии Айкидо. Логично было проедположить, что этим "нечто" должно быть то, что отличает нас от японцев: японская культура, религия и восточная философия. На мой взгляд, японская культура (хотя я далеко не ее знаток) оказала влияние в основном на форму Айкидо (додзе, этикет, сувари-ваза, экипировка, кихон и т.п.). Религия (на формирование мировоззрения японцев основное влияние оказали синтоизм, конфуцианство, буддизм и даосизм), как мне кажется, не смотря на наличие в высказываниях О-Сенсея множества религиозных образов и символов, также не оказала на философию Айкидо существенного влияния. По этому поводу он писал:"Когда кто- нибудь спрашивает, взяты ли мои принципы Айки-Будо из религии, я отвечаю:"Нет". Мои принципы истинного Будо сами просвещают религии и ведут их к совершенству", т.е. М.Уэсиба считал законы Вселенной, из которых вытекают принципы Айкидо, выше всяких религий. Хоть он и говорил, что ""следовать Пути" означает быть единым с волей Бога и практиковать ее.", очевидно, что под "волей Бога" он понимал законы природы (Вселенной). Поэтому, не было смысла влазить в дебри восточных религий и следовало обратиться к их первоисточнику - восточной философии, оказавшей, на мой взгляд, наиболее существенное влияние на философию Айкидо. Пришлось ознакомиться с ее основами как в традиционном, так и в современном толковании.
Суть восточной философии (в упрощенном, сокращенном виде и в моем понимании) состоит в следующем. Существует и всегда существовала некая субстанция, энергия, Ки (ци), являющаяся первопричиной и первоосновой всего сущего. Все во Вселенной состоит из Ки, все сущее является различными формами ее проявления. Ки имеет достаточно сложную структуру. Она состоит из 6 энергий (стихий, факторов), получивших условные наименования: Ветра, Тепла, Жара, Влажности, Сухости и Холода. Каждая из этих энергий изначально обладает присущими только ей качествами и состоит из Инь и Ян составляющих, каждая из которых, в свою очередь, состоит из таких же 6 энергий (Инь и Ян соответственно) более низкого уровня (т.н. суб-энергий). Каждая из суб-энергий также состоит из 6 энергий (суб-суб-энергий) и т.д. до бесконечности. В качестве грубой аналогии можно представить себе поперечный разрез толстого шестижильного кабеля, каждая жила которого состоит из 6 более тонких жил, а каждая более тонкая жила состоит из 6 еще более тонких жил и т.д. до бесконечности Каждая из основных и суб-энергий содержатся во всех элементах
сущего (от элементарных частиц до Вселенной), и они , в зависимости от меры и соотношения (утрированно-количества и процентного содержания), в разной мере наделяют все элементы сущего присущими каждой из 6 Ки материальными и духовными качествами что, в комплексе, однозначно определяет материальные и духовные качества всех элементов сущего. Бесконечность комбинаций мер и соотношений Инь и Ян составляющих 6 Ки на на основном и суб-уровнях обуславливает бесконечное разнообразие всего сущего.
6 КИ взаимодействуют между собой по законам Пяти Первоэлементов (энергиия Ветра соответствует элементу Дерево, энергии Тепла и Жара - Огню, энергия Влажности - Земле, энергия Сухости -Металлу, энергия Холода - Воде), а их Инь и Ян составляющие - по закону весов (увеличение одной составляющей приводит к пропорциональному
уменьшению другой). Изначально всем энергиям и их составляющим присуще качество лидера, т.е.
каждая стремиться к усилению своего влияния. Борьба между энергиями и их составляющими является движущей силой всех процессов, происходящих в материальном мире, в обществе, в духовной сфере. В результате этой борьбы все составляющие Ки приходят в состояние гармонии (динамического равновесия , баланса, порядка). В масштабе Вселенной степень гармонии Ки достаточно высока. Светят звезды и Солнце, планеты упорядоченно вращаются по своим орбитам, времена года регулярно сменяют друг друга, Земля равномерно вращается вокруг своей оси, после ночи всегда наступает день, живые существа рождаются и умирают и т.п. По мере уменьшения масштаба возрастает вероятность дисгармонии в различных элементах сущего. Конкретные дисгармони не могут возрастать и существовать бесконечно, они являются локальными и временными. Природные катаклизмы (землетрясения, ураганы, наводнения и пр.) обычно кратковременны и ограничены по площади, войны, конфликты, революции в конце концов заканчиваются, поссорившиеся мирятся, больные выздоравливают и т.д., т.е. все опять возвращается в состояние гармонии. Следовательно, основным законом Ки и всех ее производных (Природы,общества, человека) является стремление к гармонии. Графическим символом этого закона является знак Великого предела (в круге черная (Инь) и белая (Ян) "рыбы", хватающие друг друга за хвост). Если через центр круга провести линию, пересекающую
его под любым углом, то (при правильном начертании знака) линии пересечения черных и белых полей всегда будут одинаковой длины.
Очевидно, зная и понимая это, О-Сенсей дал своему учению название Ай-Ки-До: До(путь, жизненный путь, жизнь), целью которой является гармонизация (Ай) своей Ки с Ки Вселенной (Природы), т.е. жизнь в соответствии с законами природы. Если мужчина (Ян) и женщина (Инь) находятся в состоянии физической и духовной гармонии, то между ними возникает любовь, как
высшее проявление гармонии. Если человек практикует Айкидо, гармонизирует свою Ки с Ки Вселенной, у него возникнет любовь к Вселенной (т.е. ко всему сущему). Если Ки всех людей будут
гармоничны с Ки Вселенной, то они будут гармоничны по отношению друг к другу, т.е. у них не
будет противоречий, не будет врагов, в обществе установятся мир и братская любовь. Очевидно, в этом смысле О-Сенсей называет Айкидо искусством Гармонии, искусством Мира, искусством Любви, средством установления мира и братской любви между людьми, средством создания единой семьи людей. В этом же смысле, очевидно, следует понимать его высказывания:"В любви нет противоречия. У любви нет врага", "Нет врагов для Уэсибы в Айкидо", "В истинном Будо нет врагов". Под истинным (единственным правильным) Будо О-Сенсей понимал только Айкидо, так как только в его основе лежат основы мироздания.
Действительно, в основе всех других Будо лежат БИ, практикующие атакующий стиль, ориентированные на уничтожение противника путем нанесения ударов, переломов конечостей и позвоночника, удушения и пр. Для таких БИ характерны понятия: агрессия, атака, ненависть, злость, сила, напряжение, возбуждение, разрушение, победа, поражение, превосходство и т.п.
Все эти понятия восточная философия относит к категории Ян. Практикуя такие Будо, люди еще больше увеличивают Ян составляющую Ки, т.е. дисгармонию в природе, действуют вопреки ее законам. Использование некоторыми из таких БИ в качестве своей эмблемы знака Великого предела, мягко говоря, некорректно. М.Уэсиба считал:" Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение", "Причинить вред противнику - значит причинить вред себе (т.е. нарушить внутреннюю гармонию). Сдерживать агрессию без причинения вреда и есть Искусство Мира" Аналогично О-Сенсей относился и к соревнованиям по Айкидо. Он счтиал, что " В Искусстве Мира нет состязаний",
которые также чреваты травмами и увечьями, способствуют развитию мании величия у победителя и комплекса неполноценности или чувства мести , стремления к реваншу у побежденного. "Поэтому, считал М.Уэсиба, соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного - не истинное БУДО". т.е. любая насильственная победа увеличивает уровень дисгармонии, противоречит законам Природы. Отрицая соревнования, М.Уэсиба, на мой взгляд, не был до конца последовательным. Следующим шагом в духе Айкидо должна была бы стать отмена экзаменов и степеней, поскольку получение степеней по результатам сдачи экзаменов, фактически, ничем не отличается от соревнований и также является формой соперничества . При существующей системе для некоторых айкидок основной целью тренировок становится не "развитие разума и умиротворение духа в поиске совершенства и красоты", а погоня за кю и данами, стремление занять более высокое официальное положение и получить соответствующие ему преимущества, т.е. удовлетворение своих амбиций, что противоречит духу Айкидо.
О-Сенсей завещал:" Побеждай своих противников духовно (т.е. бесконтактно), заставив их осознать бессмысленность своих действий." И восточная философия дает этому положению теоретическое обоснование.
Все элементы сущего (планеты, Луна, местность проживания, этнос, коллектив, семья, продукты питания и т.д. и т.п.) имеют и изливают Ки, эквивалентную их материальными и духовным качествам и поглощают Ки других элементов, эквивалентную их качесвам. В результате Ки элементов Вселенной изменяется в соответствии с законами Инь-Ян и 5 Первоэлементов , а интенсивность изменений пропорциональна интенсивности воздействующих Ки. Влияние Ки планет на человека, общество и материальный мир изучает астрология, влиянием Ки местности определяются физические и духовные различия между коренными жителями Африки и Европы, между горцами и жителями равнин, межу жителями города и деревни и т.п.
У человека энергообмен с внешним миром происходит через энергетические центры (чакры) и энергетические
точки на путях распространения Ки (энергетических меридианах). Воздействуя на чакры и энергетические точки, можно изменять потоки Ки человека (лечить, изменять его физические и духовные качества). Ки человека, (помимо ранее упоминавшихся 6 Ки, Инь и Ян) бывает разных уровней (видов): Ки, "отвечающая" за физическое тело (ее М.Уэсиба называл грубой и тяжелой), Ки, "отвечающая" за эмоции и Ки, "отвечающая за психику (их М.Уэсиба называл легкой и подвижной Ки). Так, на физическом уровне (тела) энергиям Инь и Ян Ветра соответствуют печень и
желчный пузырь, на энергетическом уровне-одноименные с этими органами меридианы и чакра Анахата, на уровне эмоций - энергия Гнева, на уровне психики - энергия Оригинальности; энергии Тепла, соответственно, сердце и тонкий кишечник, соответствующие им меридианы и чакра Вишуддха, энергия Радости, энергия Желания; энергии Жара - головной и спинной мозг, соответствующие им меридианы и чакра Аджна, энергия Счастья, энергия Любви; энергии Влажности - селезенка и желудок, соответствующие им меридианы и чакра Манипура, энергия Тревоги, энергия Сознания; энергии Сухости - легкие и толстая кишка, соответствующие им меридианы и чакра Свадхистана, энергия Печали, энергия Воли; энергии Холода - почки и мочевой пузырь, соответствующие им меридианы и чакра Муладхара, энергия Страха, энергия Мудрости. Физический, энергетический, эмоциональный и психический уровни Ки человека взаимозависимы. Если на каком-либо из уровней (уровнях) произошло в результате внешнего или внутреннего влияния изменение соотношения 6 Ки или их Инь-Ян составляющих то на других уровнях также будут наблюдаться аналогичные тенденции, что, в свою очередь, соответствующим образом скажется на физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека.
На этом основана идея О-Сенсея о возможности совершенствовании разума (психики и эмоций) при выполнении правильного кихона и совершенствовании кихона
в результате совершенствования разума и достижения единства (действий) тела и разума.
"Психическая" Ки является у человека ведущей. Чтобы человек выполнил какое-либо действие или проявил какую либо эмоцию, должна поступить команда из мозга, т.е. решение должно быть прининято на психическом уровне. Возможность излияния Ки через меридиональные точки и чакры, в первую очередь, наиболее легкой и подвижной "психической" Ки объясняет возможность дистанционного влияния и гармонизации "психической" Ки противника , а через нее "эмоциональной" и "физической", в результате чего противник отказывается от агрессивных намерений. Для гармонизации Ки противника в соответствии с законами Природы (Ки), необходимо, как говорил М.Уэсиба, "восполнять недостающее", т.е. его (Ян) действиям и качествам противопоставить противоположные (Инь) действия и качества уровнем не ниже, чем у противника: агрессии-миролюбие, атаке-защиту, ненависти-любовь, злости-доброту, силе-не силу (т.е. несопротивление), напряжению-расслабление, возбуждению-спокойствие, разрушению (тела)-сохранение и т.п. В этом смысле тактика Айкидо должна быть направлена на всемерное понижение Ки противника и ее Ян составляющих. Движение - Ян, покой - Инь; человек стоит - Ян, лежит- инь; спина - Ян, живот - инь; небо - Ян, земля - Инь. Поэтому конечным результатом применения многих техник Айкидо является приведение противника в наподвижное состояние лежа животом на земле - состояние человека, в котром Инь составляющая его Ки максимальна.. Выработать спообность проявлять такие (иньские) качества в соответствии с обстановкой мужчине (Ян) чрезвычайно сложно, не даром М.Уэсиба говорит минимум о 10 годах тренировок и под победой понимает прежде всего победу над собой, над своим противоречивым умом. Женщинам (Инь) эти качества в значительной степени присущи изначально (от природы) и достичь успехов в Айкидо им (теоретически) гораздо легче (это к вопросу о преимуществах женщин в Айкидо). В принципе, любая деятельность в соответствии с законами Природы способствует выработке таких качеств( например, занятие сельским хозяйством), но О-Сенсей, очевидно, считал, что наиболее подходящим для виработки качеств, необходимых для гармонизации Ки, являются занятия Айкидо. Нападение противника ,а, тем более, угрожающее жизни, является случаем наиболее экстремальной дисгармонии Ки и если в процессе занятий Айкидо у человека будут выработаны необходимые качества уровня, достаточного для укрощения агрессии противника, то это обеспечит гармонизацию Ки (разрешение конфликтов) во всех менее экстремальных ситуациях повседневной жизни.
Практически для всех, начинающих заниматься Айкидо (и не только начинающих), философия М.Уэсибы и ее конечная цель -гармонизация своей Ки с Ки Вселенной, абстрактна и непонятна. Поэтому они оставляют ее как бы на потом, сосредотачиваясь на технике, т.е. их Айкидо сужается до уровня физкультуры с акцентом на самооборону. Действительно, какая Ки человека? какая Ки Вселенной?, как их гармонизировать? Но об этом в следующем сообщении.

#7 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 27 Март 2005 - 13:51

Уважаемый Евгений К., Вы токуете сам по себе или чуть обращаете внимание на сопутствующие комментарии других товарищей? Возможно, как раз их короткие и циничные реплики и помогут прояснить Ваш вопрос :lol:

#8 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 27 Март 2005 - 19:50

С точки зрения достоверности передачи традиций (философии, принципов, кихона) полезно проследить основные пути их передачи и оценить возможные при этом погрешности и искажения.
1. От Учителя к ученику. Учитель ушел от нас двольно давно (1969) и, насколько мне известно, наших соотечественников среди тех, кому он мог бы передать свое учение лично, не было. Остаются ученики его учеников, их последователи и ныне действующий руководитель Айкикай Хомбу Додзё, внук О-Сенсея - Моритеру Уесиба. Что касается учеников, то складывается впечатление, что или до многих из них О-Сенсею не удалось донести свое учение, или они не смогли его понять. Иначе они бы не отошли от Айкикай (в смысле айкидо М.Уэсибы) и не создали бы свои школы и стили (Годзо Сиода - Ёсинкан, Морихиро Сайто - Ивама-рю, Коичи Тохей - Ки-Айкидо, Кендзи Томики - Томики-рю и др.), не говоря уже о последователях, таких, как, например, Врачаревич. Поэтому логично предположить (и не более того), что наиболее достоверную информацию об учении О-Сенсея можно получить в Айкикай Хомбу Додзё.


Евгений, извините, откуда такая уверенность про Хомбу додзё? Я имею возможность общаться с человеком, который 7 лет был рядом с Уесибой (Учи дэси и всё такое). Он многое рассказывал о том, каков был Уесиба в быту, как он учил, как ездил в хомбу... так вот это ещё очень большой вопрос: можно ли получить НАИБОЛЕЕ достоверную информацию об учении Уесибы в Хомбу :lol:

#9 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 905 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 28 Март 2005 - 08:27

Уважаемый Евгений К., Вы токуете сам по себе или чуть обращаете внимание на сопутствующие комментарии других товарищей?

Чукча не читатель, чукча- писатель :wink: Причем, к сожалению, очень многословный :lol:

#10 Змея

Змея

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 75 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 28 Март 2005 - 09:26

Мдя....
Как много написано...видно в реале монологов автора не слушают :wink:
(Извиняюсь за ядовитость)
Выводы какието уж больно принципиальные.
Откуда автор получил такие сведения о нерадивых учениках О-Сенсея, и восточной философии?
Надеюсь из первых рук? :wink:

#11 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 905 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 28 Март 2005 - 09:57

Ки имеет достаточно сложную структуру. Она состоит из 6 энергий (стихий, факторов), получивших условные наименования: Ветра, Тепла, Жара, Влажности, Сухости и Холода. Каждая из этих энергий изначально обладает присущими только ей качествами и состоит из Инь и Ян составляющих, каждая из которых, в свою очередь, состоит из таких же 6 энергий (Инь и Ян соответственно) более низкого уровня (т.н. суб-энергий). Каждая из суб-энергий также состоит из 6 энергий (суб-суб-энергий) и т.д. до бесконечности.

Вот интересно, откуда народ это все черпает? У одного почки страх выделяют, другой шестеричную систему счисления к КИ привязал...И главное, кто бы объяснил, как эту влажность с холодом к кихону привязать... :cry:

#12 Е.А.Р.

Е.А.Р.

    Старожил

  • Пользователи
  • 1 006 Сообщений:

Опубликовано 28 Март 2005 - 13:07

Вообще-то известно, что религиозно-мистическая концепция омотэ-кё наложило на айкидо сильнейший отпечаток, вероятно, в какой-то момент жизни Уешибы, изменив существующие изначально цели и, следовательно, определив методы достижения новых.
Приоритеты, ярко проявляемые в дайто рю и других школах боевого искусства в айкидо несколько смещены.
Относительно учеников: Шиоды, Тохея и некоторых других, создавших "свои" направления оттого, что, с точки зрения автора постов, им не донесли систему в целом... Я думаю, присвоив им высшие степени из возможных, Уешиба тем самым объявил, что они получили полную передачу и добились полной реализации в его направлении, таким образом дав им право на независимость, право использовать название его школы, при этом проводя собственную реконструкцию тренировочного метода.
Причем, это вполне могло послужить следующим толчком к развитию.
Что, собственно, и демонстрируют методы синсинтоицу айкидо, йосинкан айкидо и ряда других, не связанных с айкикай систем, выработавших собственные эффективные методики развития определенных качеств адептов.

#13 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 28 Март 2005 - 18:44

Это сообщение является логическим продолжением моего сообщения от 27.03.05г. Для сохранения логической связи рекомендуется перед чтением этого сообщения еще раз ознакомиться с предыдущим сообщением.
Чтобы попытаться разобраться в вопросах гармонизации Ки, необходимо сделать ряд предположений, строгое доказательство которых в настоящее время вряд ли возможно, поэтому рекомендуется воспринимать их в качестве аксиом.
1. Ки Вселенной по отношению к человеку представляет собой результат взаимодействия Ки всех элементов Вселенной (от Галактик до атома) по законам Инь-Ян и 5 Првоэлементов в точке пространства, где в данный момент находится человек (Ки всех элементов Вселенной циклически изменяются во времени).
2. "Вклад" Ки различных элементов Вселенной в результирующую Ки Вселенной зависит от вида и интенсивности Ки этих элементов и их удаленности от человека, т.е. "маломощные", но находящиеся в непосредственной близости от человека элементы Вселенной могут вносить в результирующую Ки гораздо больший "вклад" (быть более определяющими), чем "мощные", но находящиеся на значительном удалении. Ки человека, находящаяся от него на минимальном расстоянии ( или внутри), является для него по отношению к другим Ки очень "мощной".
3. Ки человека является результатом взаимодействия по законам Инь-Ян и 5 Первоэлементов Ки матери, отца и других элементов Вселенной, от момента зачатия до рождния (врожденная Ки). Уровень и структура этой Ки однозначно определяют потенциальные физические и духовные качества человека. Ки человека в течение жизни постоянно изменяется под воздействием Ки времени и Ки других элементов Вселенной, стремясь сохранить при этом свою основу (врожденную Ки).
4. Человек определяет наличие и интенсивность влияния Ки Вселенной на свою Ки (уровень дисгармонии) с помощью органов чувств в виде ощущений на физическом , эмоциональном и психическом уровнях.
5. Чувствительность человека к дисгармонии Ки (уровень Ки, воздействие которой человек начинает ощущать) зависит как от вида воздействующей Ки (человек наиболее чувствителен к "психической" Ки) и ее структуры (доминирующей энергии в основной и субструктурах), так и от уровня и структуры Ки человека в данный момент времени.
Для наглядности представим себе (можно нарисовать) столбцовую диаграмму основной структуры Ки абстрактного здорового человека, не подверженного влиянию внешних Ки. По горизонтальной оси разместим столбцы энергий (Ки) Ветра, Тепла-Жара, Влажности, Сухости и Холода высотой, соответствующей уровню каждой энергии. Уровни этих энергий связаны между собой законами 5 Первоэлементов и неизбежно будут различными, так как именно по причине вида и величины этоих различий люди и отличаются друг от друга. Проведем горизонтальную линию на среднем уровне Ки (утрированно, на уровне среднеарифметического значения). При этом столбцы некоторых энергий будут выше этой линии (энергии находится в избытке), а некоторые ниже (энергии находятся в недостатке). Проведем параллельно линии среднего уровня Ки, выше и ниже, линии ( на расстоянии, например, плюс-минус 20% от среднего уровня), которые определяют порог, при превышении которого человек начинает ощущать воздействие внешних Ки (когда организм уже не в состоянии автоматически компенсировать влияние внешних Ки ). Предположим теперь, что на человека (его Ки) начала воздействовать внешняя Ки (Ки Вселенной) определенного уровня и структуры (с определенной комбинацией уровней избытков-недостатков составляющих энергий, например, с избытком энергии Ветра). В результате этого воздействия Ки человека изменится в соответствии с законами 5 Первоэлементов (утрированно, одноименные энергии алгебраически складываются). Если в структуре Ки человека уже был избыток Ки Ветра, то потребуется небольшой (в зависимости от уровня избытка) уровень воздействующей Ки Ветра, чтобы ее уровень в результирующей Ки (после воздействия) превысил порог чувствительности (верхнюю линию) и человек получил ощущения, соответствующие качествам этой энергии в состоянии избытка. Если в исходной структуре Ки человека (до начала воздействия) был недостаток Ки Ветра, то потребуется гораздо больший (в зависимости от уровня недостатка) уровень воздействующей Ки Ветра, чтобы ее уровень в результирующей Ки человека превысил порог чувствительности. Очевидно также, что потребуется больший (по сравнению с первым случаем) уровень внешней Ки Ветра, чтобы ее уровень в результирующей Ки человека превысил порог чувствительности и в случаях, когда исходная Ки человека имеет больший уровень (коридор порога чувствительности шире), и когда разбаланс энергий в структуре Ки человека минимален (величины всех столбцов близки к среднему уровню). И наоборот, максимально чувствителен к внешним воздействиям человек с разбалансированной Ки низкого уровня (узкий коридор порога чувствительности, величины некоторых столбцов близки к линиям порога чувствителтности). Если внешнее воздействие на Ки человека достаточно мощное или дисбаланс в структуре его Ки превышает некоторый более высокий предел, человек заболевает, у него начинаются изменения на физическом, эмоциональном и психическом уровнях. Характер заболевания определяется структурой дисбаланса, т.е. видом энергии, пребывающей в максимальном избытке (недостатке).
Из вышеизложенных предположений можно сделать некоторые практические выводы.
1. Гармонизировать свою Ки с Ки элементов Вселенной, не оказывающих существенного влияния на результирующую Ки Вселенной ( если их воздействие не приводит к превышению порога чувствительности конкретного человека) не следует ( не имеет смысла), , так как определить в этом случае, гармонизированы они или нет, невозможно.
2. Для снижения чувствительности человека к воздействию внешних Ки и сокращения количества элементов Вселенной, с Ки которых необходимо гармонизировать свою Ки (воздействие которых приводит к превышению порога чувствительности человека) следует увеличивать уровень Ки человека и гармонизировать (балансировать) ее структуру в соответствии с законами Инь-Ян и 5 Первоэлементов (6 Ки).
3. Воздействие Ки Вселенной на Ки человека может быть как положительным (увеличивающим уровень Ки человека и уменьшающим дисбаланс в структуре его Ки), так и отрицательным (с обратным эффектом).
4. Воздействие Ки бесконечного множества элементов Вселенной может свестись к воздействию Ки всего нескольких или даже одного элемента, наиболее "мощных" или находящихся внутри или в непосредственной близости от человека (потеря близких, разрыв с любимым человеком, неприятности на работе, материальные трудности, угроза жизни, болезнь, и т.п.), если влиянием Ки остальных элементов Вселенной по сравнению с ними можно пренебречь.
Рассмотрим различные элементы Вселенной и попробуем оценить их влияние на результирующую Ки Вселенной и на Ки человека.
Галактики и звезды, лежащие за пределами нашей Солнечной системы, очевидно, имеют очень
мощную Ки, но находятся так далеко, что их влиянием на Ки Вселенной в точке пространства, где
находится конкретный человек, можно пренебречь (по крайней мере, на физическом уровне). Более сильное влияние на Ки Вселенной и человека оказывают Солнце, планеты Солнечной системы, Луна. Прогнозированием влияния Ки этих элементов Вселенной на Ки человека занимается астрология. В основе астрологии лежит предположение о том, что вследствие движения планет Солнечной системы и Луны интенсивность и структура Ки циклически изменяются, что приводит к различному влиянию (в зависимости от времени) этой Ки на процессы в природе, в обществе и на человека. В отношении человека предполагается, что в момент рождения человека интенсивность и структура Ки планет Солнечной системы существенно влияет на его "врожденную" Ки и он приобретает качества, соответствующие Ки, доминирующей в этот момент (т.е. знаку Зодиака и году рождения (по восточному календарю)). В идеале, для гармонизации своей Ки с Ки Солнечной системы следовало бы иметь собственного квалифицированного астролога, которому можно доверять и пользоваться его рекомендациями. Но, по моему мнению, влияние Ки Солнечной системы на Ки человека значительно преувеличено. Ему подвержены разве что сильно разбалансированные люди с низким уровнем Ки (см. предположение 5). Поэтому нормальному здоровому человеку влиянием Ки Солнечной системы на физическом уровне можно пренебречь. Это не относится к влиянию этой Ки на Ки человека на эмоциональном и психическом уровнях, где его чувствительность гораздо выше. Наблюдение за планетами, рассветами и закатами, созерцание звездного неба в теплую летнюю ночь оказывают сильное эмоциональное и психическое воздействие на человека, способствуют гармонизации Ки человека с Ки Вселенной.
Еще более сильно влияет на результирующую Ки Вселенной и на Ки человека Ки пространства, (того места на Земле, где человек родился и проживает достаточно длительное время) с его отличительными особенностями (климатом, рельефом, флорой и т.п.). При этом под Ки пространства понимается результирующая Ки как значительных пространств Земли,( например, Восток) так и Ки местности непосредствено вокруг места жительства. Поверхность Земли, как элемент Вселенной, имеет свою Ки с соответствующими уровнем и структурой. В каждом районе Земли доминирует своя энергия, что оказывает сильное влияние на Ки проживающих там людей (их физические и духовные качества). Так, например, в восточных районах Земли (Китай, Юго-Восточная Азия, Япония) доминирующей энергией является энергия Ветра, для которой характерны начало всех процессов, движение, скорость, сила. Этим объяснается, почему восточные единоборства, для которых характерны именно эти понятия, возникли именно в этом районе, а не в Европе, где доминирует энергия Влажности и где в это же время воевали мечами (рыцарскими) и палицами, почему и как европейцы отличаются от людей Востока. Влияние Ки пространства на Ки человека косвенно признается и на официальном уровне. Так, если медицинская комиссия признает, что причиной ухудшения состояния здоровья военнослужащего или членов его семьи является климат данной местности (как говорится, не климатит) (см. вывод 3), то это является основанием для перевода военнослужащего к месту службы в местность с другим климатом. Если человек чувствует дисгармонию своей Ки с Ки местности проживания ( ну не нравится ему жить в этой местности), то ему следует поступать в соответствии с выводом 2 или переехать на жительство в другую местность.
Вопросами влияния на Ки человека Ки окружающего пространства (зданий, квартиры, комнаты, мебели и т.п.) занимается Фен-Шуй. Если человек ощущает дисгармонию с этими элементами, ему
следует изучить Фен-Шуй или обратиться к квалифицированному специалисту и поступать в соответствии с его рекомендациями или поступать в соответствии с выводом 2.
Существенно влияют на Ки человека Ки времен года и Ки погоды. Этим объясняется циклический характер хронических заболеваний (например, заболевание гриппом и ОРЗ зимой, весеннее обострение шизофрении (весна-избыток энергии Ветра; шизофрения- избыток энергии оригинальности, т.е энергии Ветра на психическом уровне) и т.п.) и метеозависимость людей, доминирующая энергия в структуре Ки которых совпадает с доминирующей Ки времени года или погоды , в результате чего результирующая Ки выходит за пределы допуска по чувствительности или здоровью. В этих случаях следует поступать в соответствии с выводом 2, а также ограничивать влияние экстримальных погодных факторов очевидными способами: когда холодно, одеваться потеплее, питаться более калорийной пищей, вести себя физически более активно, в жару носить легкую одежду, укрывать голову, по возможности находиться в тени, пользоваться кондиционером, снизить калорийность пищи и физическую активность. В крайнем случае следует уезжать (хотя бы на время) в районы с более мягким климатом.
Экологические факторы также доставляют человеку немало неприятностей, так как влияют на его Ки непосредственно (загрязненные воздух, вода и пища, вредные излученияи т.п.). Если нет возможности повлиять на причину возникновения экологических факторов (прекратить выбросы в атмосферу, сбросы в реки, применение гербицидов, устранить источники излучений и т.п.), следует поступать в соответствии с выводом 2, а также ограничивать эти факторы: применять фильтры, контролировать состояние пищи, употреблять только экологически чистую, применять экраны и т.п., в крайнем случае, менять место жительства.
Влияние Ки пищи на Ки человека одно оз самых сильных (предположение 2), так как осуществляется регулярно и в непосредственной близости (внутри). Влияние Ки пищи может быть как положительным, так и отрицательным (вывод 3). Однообразная пища ( в структуре Ки которой имеется доминирующая энергия существенного уровня) может сдвигать структуру Ки человека как в направлении баланса, так и дисбаланса. Так, например, худым (избыток энергии Холода) пиво (иэбыток энергии Влажности) полезно, так как в соответствии с законами 5 Первоэлементов сдвигает структуру их Ки в сторону баланса (уменьшает избыток энергии Холода), а полным (избыток энергии Влажности) вредно, так как усугубляет избыток энергии Влажности, что может привести к заболеваниям, характерним для такого избытка. Разнообразная пища (т.е. пища, которая вследствие большого количества составляющих с различной структурой Ки не имеет в своей структуре ярко выраженной доминирующей энергии) на баланс структуры Ки человека не влияет и показана для людей, имеющих сбалансированную Ки. Людям с расбалансированной Ки, на мой взгляд, имеет смысл потреблять пищу, которая способствует сдвигу структуры их Ки в направлении баланса (т.е. соблюдать диету, учитывающую энергетическую структуру Ки продуктов питания).
Болезни, с точки зрения восточной философии и теснейшим образом связанной с ней восточной медицины, являются результатом направленного воздействия Ки наиболее значимых факторов среды обитания на человека (природа, экология,питание, возбудители инфекционных болезней, вредные привычки, отношения в семье, на работе, в обществе и т.п.), в результате чего структура Ки человека сдвигается в направлении его наибольшей чувствительности (предположение 5) и уровни некоторых энергий выходят за предел , после которого начинаются проявления заболеваний. По моему мнению, при лечении (не болезней - человека) следует отдавать предпочтение методам, оказывающим непосредственное влияние на потоки Ки человека (акупунктура, электропунктура, точечный массаж, су-джок, информационно-волновая терапия и т.п.) с одновременным устранением отрицательного влияния вышерассмотренных факторов, начиная с наиболее существенных (образа жизни, вредных привычек, окружающей среды), т.е. действовать в соответствии с выводом 2. Хотя такое лечение (особенно хронических заболеваний) является достаточно длительным и требует высокой квалификации врача, но только таким образом, на мой взгляд, можно полностью излечить человека (устранить источник дисбаланса и сбалансировать его Ки). К медикаментозному, а, тем более, хирургическому лечению, следует прибегать в крайних случаях, когда существует угроза жизни больного. С точки зрения восточной медицины идеальным лекарством является такое лекарство, структура Ки которого зеркальна по отношению к структуре Ки больного (избытки и недостатки Ки лекарства на основном и суб-уровнях по виду и интенсивности полностью компенсируют избытки и недостатки Ки больного, т.е. балансируют его Ки). Так как структура Ки человека индивидуальна, неповторима и постоянно изменяется, а Ки лекарства постоянна, то и идеального лекарства быть не может, одно и то же лекарство действует на разных людей на различных этапах заболевания, в зависимости от дозировки, по разному и может иметь совершенно различные побочные действия. Еще в большей мере, на мой взгляд, это относится к травам. В состав лекарств обычно входит ограниченное количество компонентов с достаточно изученными свойствами. В травах же может содержаться огромное количество активных веществ, действие которых на различных людей еще более непредсказуемо (особенно в больших дозировках).
Как отмечалось выше, Ки любого элемента Вселенной содержит (в разной мере) как физическую, так и эмоциональную и психическую составляющие. Эмоциональная и психическая составляющие более "легкие", более проникающие, оказывают намного более сильное влияние на Ки человека, чем более "тяжелая" физическая составляющая (аналогия - песок, вода, воздух) и чевствительность человека к ним гораздо выше. В наибольшей степени это относится к эмоциональной и психической составляющим собственной Ки человека, в значительной степени определяющим и его физические качества. От страха человек цепенеет, теряет дар речи. Влюбленный человек готов сдвинуть горы. Сильно влияют на Ки человека эмоциональные и психические составляющие Ки других людей (членов семьи, близких, друзей, коллег по работе), коллектива, города, народа, страны, веры и т.п.).
На основании вышеизложенного (хотя и достаточно поверхностного) анализа взаимодействия Ки человека с Ки элементов Вселенной уже можно дать ряд рекомендаций айкидокам , решившим вступить на путь Айки. Но об этом в следующем сообщении.
Что касается сообщений с адресованными мне вопросами, то в конце первого сообщения от 25.06.05 г. я предупредил, что не смогу принимать участие в дискуссии (т.е. отвечать на вопросы) до окончания изложения своих взглядов по теме. Изложение, ввиду объемности темы, получилось многосерийным, некоторые серии еще не сняты, для некоторых сценарий еще только пишется (двумя пальцами в свободное от работы и тренировок время). Поэтому убедительно прошу заинтересованных участников форума не задавать мне пока вопросов, и как говорится, не сбивать с мысли. После окончания сериала отвечу всем.

#14 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 28 Март 2005 - 22:55

Кажется я понял! Человек обкатывает на нас свою диссертацию на тему: "Ки в повседневной жизни". Мне уже становится любопытно (особенно, как человеку работающему консультантом по фэншуй) чем это всё закончится :lol: Думаю, нужно проявить терпение и дождаться конца сего сериала, может тогда станет понятно каким местом это имеет отношение к кихону? Видимо долгие Иркутские ночи способствуют, так сказать, подобным медитациям... Хотя, на каком-нибудь форуме посвященным фэншуй это было бы более уместно, а Евгений? Я и сам с удовольствием перетер бы о нюансах у син и всего такого, но здесь то мы несколько о другом беседуем :)
Что же касается философских принципов айкидо... Уесиба умер. Он уже ничего не расскажет, а кто действительно из сенсеев сможет претендовать на право трактовать, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕЛ ВВИДУ Уесиба Морихей? Разве что только своё собственное восприятие и мнение, но в любом случае это останется лишь мнением конкретного человека, а не о-сенсея :-) Легко говорить, что Уесиба де имел в виду то, или это, когда человека уже нет в живых. :lol: Никто не оспорит... А нафантазировать можно много чего...
Я вот вполне уважительно отношусь к тому, что пишет Саотомэ сенсей в своих книгах - интересно почитать, но когда я спросил своего сенсея об этом он ответил, что хорошо знаком Саотомэ сенсеем, и если он действительно верит в то, о чем пишет, то он рад за него (я плохо помню, но кажется он назвал его великим фантазером, хотя могу и ошибаться), но это лишь мнение Саотомэ, то как он понял О-сенсея. А кто может поручиться, что он понял его именно так, как тот говорил? Поэтому все эти разговоры о ки и вселенной не имеют смысла - перетирание воды в ступе :lol:
Давайте вернёмся к кихону!

#15 Winnie

Winnie

    Бывалый

  • Пользователи
  • 908 Сообщений:
  • Откуда:Дубна, Россия
  • Стиль:Классическое Дзю-до. Самбо. Чуть-чуть каты Шотокан-каратэ.

Опубликовано 28 Март 2005 - 23:05

Мне уже становится любопытно (особенно? как человеку работающему консультантом по фэншуй) чем это всё закончится

Судя по всему, закончится это мягкими стенами, треуголкой и планами Русской компании 1812 года...

#16 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 438 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 28 Март 2005 - 23:18

Гм... Извините, что не читал вышележащих докладов на тему о ки. Задам один вопрос, точнее просьбу: показать это вживую и не на спичках-свечках, а на людях. Кто сможет показать ЭТО любому учаснику конфы(я всем доверяю!) - пойду в ученики :)
Извините за скептицизм, но обычно о ки начинаются разговоры и разговорами же заканчиваются. А я, как человек хорошо помнящий 10-й класс физики, знаю, что энергий всего пару типов, равно как и сил взаимодействия материальных объектов.

P.S.: только не надо говорить о разных потоках, временах года, расположении звезд и астрале. Просто показ, плз.

P.P.S.: ссылка на статью в тему http://kempo.ru/lib/11/162_1.php

#17 Feng

Feng

    Новичок

  • Новички
  • 15 Сообщений:
  • Откуда:Казань

Опубликовано 28 Март 2005 - 23:35

Я вот о кихоне...
Часто под базовой техникой и принципами многие понимают совсем не то, что ими является. Вот и получается, что начинают долго учить икке и др. техники пытаясь слепо копировать выполнение приемов японскими сенсеями не видя/чувствуя их внутреннюю ( :) не знаю как слово пишется правильно ) составляющую и начинают фантазировать, и придумывать "20-ть разных способов делать шихонаге при различных нюансах в атаках".
Я сам прозанимался так 8 лет, прежде чем начал что-то действительно понимать. Хотя нет, вру :lol: Получаться только сейчас начинает - спустя 10 :lol:
Просто не задумывался о том, что действительно стоит за словами, типа центр, расширение, соединение... Сейчас, когда делаю тай-но-хенко или кин-но-нагаре, совсем другой смысл видится и техники после этого тоже начинают по другому видиться, и что стоит за ними... Хотя, кто знает...
Как-то наш сенсей сказал, что на уровне изучения кихона мы должны увидеть принципы в технике, а дальше - на следующем уровне - технику в принципах.
А вот яки они, прынсыпы-то???
p.s. Только о звзездах не надо!!! :lol:

#18 Igor Proleiko

Igor Proleiko

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 134 Сообщений:
  • Откуда:St. Louis, MO

Опубликовано 30 Март 2005 - 21:23

. А я, как человек хорошо помнящий 10-й класс физики, знаю, что энергий всего пару типов, равно как и сил взаимодействия материальных объектов.

:( :lol: :D

#19 Pronin

Pronin

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 280 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург

Опубликовано 31 Март 2005 - 13:16

... энергий всего пару типов, равно как и сил взаимодействия материальных объектов.

Сил 4 типа: гравитационные, электромагнитные, сильные ядерные, слабые ядерные. Правда, сейчас вроде как делаются попытки создать общую Теорию Поля, в которой свести все силы к одной или двум, но насколько эти попытки успешны на сегодняшний момент - я не в курсе.

#20 Евгений К.

Евгений К.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 242 Сообщений:
  • Откуда:Иркутск

Опубликовано 02 Апрель 2005 - 12:11

Это сообщение является логическим продолжением моих сообщений от 25.03.05., 27.03.05., 28.03.05. Отсутствие логической связи может вызвать затруднения в понимании, поэтому перед чтением этого сообщения рекомендуется ознакомиться с моими предыдущими сообщениями.
На основании вышеизложенного (хотя и достаточно поверхностного) анализа взаимодействия Ки человека с Ки элементов Вселенной уже можно дать ряд рекомендаций айкидокам , решившим встать на путь Айки.
1. Как говорил О-Сенсей: "Искусство Мира начинается с самого тебя"и что сначала следует "очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть", т.е. гармонизацию Ки следует начинать с себя, с гармонизации своей Ки, в первую очередь, с ее психических и эмоциональных составляющих. Проанализируйте свою Ки, определите структуру и степень ее дисбаланса, т.е. определите конкретно, что и в какой степени вам не нравится в себе и другим в вас (внешний вид, уровень физической силы, знаний, умений, вредные привычки,черты характера, состояние здоровья, и т.п.) и разработайте план устранения этих недостатков, начиная с вызывающих наибольшее неудовлетворение и зависящих только от вас и приступайте к их устранению. С этого момента Вы уже стоите на пути Айки. Конкретные рекомендации дать невозможно, у каждого своя неповторимая ситуация. Ответы на возникающие вопросы ищите в литературе, у специалистов, в Интернете.
2. Как говорил О-Сенсей:" Сущность Искусства Мира - в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров", т.е. после того, как вы убедитесь, что, на ваш взгляд, ваша Ки достаточно гармонична (очищена от зломыслия, эгоизма и страсти), можно переходить к гармонизации своей Ки с с Ки элементов Вселенной.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! В этом деле нельзя забегать вперед, а то еще, чего доброго, начнете гармонизировать Вселенную под свою негармоничную Ки, тем самым еще больше увеличите дисгармонию. Помните, что гармонизация собственной Ки является первичной и оценка степени дисгармонии вашей Ки с Ки элементов Вселенной по мере гармонизации вашей Ки будет изменяться.
Для этого проанализируйте структуру и степень дисгармонии вашей Ки и Ки элементов Вселенной, т.е. определите конкретно, что и в какой степени вам не нравится (достает, вызывает дискомфорт, с чем вы не согласны и т.п.) в ближайшем вашем окружении ( условия жизни, отношения с другими людьми, и т.п.) и разработайте план устранения этих дисгармоний, начиная с наиболее существенных. В первую очередь гармонизируйте отношения (устраняйте конфликты) в семье, с близкими и друзьями, с коллегами по работе, с начальством. При гармонизации отношений с людьми используйте методы психологического айкидо.
При этом всегда надо помнить, что вы идете по пути Айки, и ваши действия по гармонизации своей Ки и Ки Вселенной ни в коем случае не должны становиться источником, причиной появления или возрастания других дисгармоний (цель не должна оправдывать средства). Не огорчайте родных, друзей, других людей, никогда не проявляйте злобы и агрессивности, соблюдайте установленные правила и законы, 10 заповедей, не стремитесь к чрезмерному обогащению и власти, не делайте ничего такого, что увеличивало бы дисгармонию в окружающем вас мире, а значит, и во Вселенной.
3. По мере гармонизации вашей собственной Ки (наработки необходимых качеств, установления контроля над своей психикой и эмоциями, приобретения необходимых знаний и навыков), вашей Ки с Ки ближайшего окружения, станут проявляться дисгармонии низшего уровня и можно переходить к следующему этапу - расширять зону гармонии Ки, по мере своих сил, способностей и возможностей устранять дисгармонии ("устранять препятствия и барьеры") во всех их проявлениях (между другими людьми, между коллективом и работодателями, между промышленным производством и природой, между народом и властью, между народами, между странами и т.д. и т.п.). Как говорил Основатель:"Умиротворяй свое окружение и твори прекрасный мир".
4. Нельзя забывать, что устраненная однажды дисгармония, если ее источник не устранен, может возникнуть опять и в том же месте. При навозможности устранить дисгармонию навсегда необходимо постоянно отслеживать ее уровень и скорость нарастания, стремиться снижать ее уровень, так как дисгармония, подобно снегу в горах, не может накапливаться бесконечно. Если снег искусственным путем не удалить, то он, рано или поздно, сорвется лавиной, сметающей и разрушающей все на своем пути. Так и дисгармония, если ее своевременно не устранить или не снизить ее уровень, может достичь критического предела и разрешиться крупными неприятностями и даже трагедией.
5. Следуйте заветам О-Сенсея: "Я хочу, чтобы мои ученики изучали все жизненные явления. Сюда входит и умение слушать людей, и умение перенимать все самое ценное из того, что они делают и говорят. Все это - сырье для ваших размышлений и идей. Это поможет открыть вашу
душу. Уделяя внимание действительности этого мира, вы придете к его трезвому
пониманию. Если вы сможете использовать это понимание в вашей повседневной жизни
и анализировать результаты, то ваша жизнь станет более организованной. Шаг за
шагом вы будете повышать ваш духовный уровень. Вы сможете получать знания и достигнуть значительного прогресса в истинном понимании, читая древние тексты и изучая множество
разнообразных интерпретаций этих трудов учителями прошлого и настоящего. Затем
вы должны перенести это понимание в вашу повседневную жизнь и практиковать его,
следуя путем бу. Задачей будоки является обновить и сделать частью самого
себя все полученные знания. Изучающий будо не должен пренебрегать изящными
искусствами и науками", и " Жизнь - это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми". Т.е. учитесь, учитесь и учитесь.
6. Привлекайте больше людей на путь Айки. Чем больше людей будет заниматься Айкидо, тем шире будет зона гармонии Ки, тем меньше будет конфликтов и зла в этом мире, тем скорее воплотится в жизнь мечта О-Сенсея о создании "Мировой Семьи людей", "рая на земле" ( т.е. светлого будущего всего человечества).
Какова вероятность того, что вы, следуя заветам О-Сенсея и этим советам, достигните когда- нибудь гармонии со Вселенной (просветления, совершенства)? На мой взгляд, она очень и очень маленькая. Тем более, если вы не посвятили Айкидо всю жизнь, тренировки у вас 2-3 раза в неделю, и для вас Айкидо скорее всего хобби. И, тем более, в наше время, когда уровень дисгармонии в окружающем нас мире резко возрос. Войны, конфликты, природные катаклизмы, преступность, коррупция, материальные и жилищные проблемы, болезни и т.п. - все эти дисгармонии элементов Вселенной мешают нам достичь внутренней гармонии, не говоря уже о гармонии со Вселенной. Не последней помехой являются и наши крайне негармоничные средства массовой информации, львиную долю сообщений которых составляют сообщения о дисгармониях. Где-то на краю земли произошла дисгармония, а мы уже знаем. "Психическая" Ки, содержащаяся в сообщении, обрабаталась на психическом уровне, характер чуть-чуть изменился, на эмоциональном уровне - настроение испортилось, на энергетическом уровне структура нашей Ки чуть сдвинулась в сторону дисбаланса, на физическом уровне - (утрированно) соответствующая сдвигу клетка сдохла раньше времени и мы на шаг приблизились к болезни, особенно, если структура нашей КИ разбалансирована и уровень Ки низкий.
Вероятность достижения гармонии со Вселенной, на мой взгляд, существенно увеличится, если, подобно М.Уэсибе, уединиться в горах на достаточно длительное время (т.е. максимально уменьшить количество элементов Вселенной, с которыми необходимо гармонизироваться), вести там аскетический образ жизни (т.е. гармонизировать свою Ки и повышать ее уровень) и размышлять о вечном.
Очевидно, О-Сенсей понимал эти проблемы. Не даром он говорил: "Путь Айки бесконечен. Это тренировка длиною в жизнь" и "Искусство Мира не дается лего. Надо бороться до самого конца". В мире много путей и каждый должен выбрать свой. Ведь если никуда не идти, то никуда и не придешь. М.Уэсиба предложил Путь Айки, я предложил свое понимание этого пути.
Вот теперь, наконец, можно перейти к тому, ради чего было сделано такое многословное,
но, на мой взгляд, необходимое предисловие - что такое Айкидо как БИ, какие его задачи, какие принципы вытекают из этих задач и какой кихон должен соответствовать этим принципам. Но об этом в следующем сообщении.