Перейти к содержимому


  
Фото

Размышления о методике преподавания айкидо


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
138 ответов в теме

#61 dsamersoff

dsamersoff

    Аксакал

  • Модераторы
  • 3 502 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Хокушин корю дзю-дзютсу

Опубликовано 07 Декабрь 2004 - 20:12

Проблемы, изложеннные с преподаванием Айкидо, скорее организационные, чем методические, как мне кажется.


Как минимум одну проблему - хаотичную смену партнеров - я бы отнес к чисто методическим.

Из нее возникает достаточно много вторичных - например в додзе есть те кто собирается сдавать на какой то кю и те кто только учаться ходить - одним нужно гнать программу и на хорошей скорости, другим - делать тенканы не торопясь следя за техникой. Их смешивают в кучу - получается а) часть тренировки потеряно б) рождаются товарищи которые на третий месяц "умеют все почти также как сенсей"

Представьте например карате-додзе в котором товарищи с трехмесячным стажем отрабатывают уширо-маваши или учат хангетсу ?

#62 Igor Proleiko

Igor Proleiko

    Интересующийся

  • Пользователи
  • 134 Сообщений:
  • Откуда:St. Louis, MO

Опубликовано 07 Декабрь 2004 - 20:39

Из нее возникает достаточно много вторичных - например в додзе есть те кто собирается сдавать на какой то кю и те кто только учаться ходить - одним нужно гнать программу и на хорошей скорости, другим - делать тенканы не торопясь следя за техникой. Их смешивают в кучу

Согласен, эта проблема методическая, если валят в кучу. Это неправильно для изучения, но правильно для практики. Кстати, с моей точки зрения, как раз тем, кто учится ходить, можно "гнать программу", а тем, кто хочет сдавать, лучше "делать тенканы не торопясь следя за техникой" :)
А насчет то кто что отрабатывает - Айкидо вообще, по-моему, не имeет смысла преподавать прием за приемом, они просто по разному изполняются новичками и более опытными учениками.

#63 P.V.Vereschagin

P.V.Vereschagin

    Санитар fido7.ru.martial.arts

  • Пользователи
  • 1 903 Сообщений:
  • Откуда:Северо-Кавказский федеральный округ
  • Стиль:рукопашный бой

Опубликовано 07 Декабрь 2004 - 23:04

Я думаю, что настоящие Учителя должны наконец-то бросить самостоятельно собирать взносы, искать залы и проч. и нанять нормальных менеджеров. Тогда они смогут по-настоящему заниматься своим делом (преподаванием) и решат свою (думаю, она есть) этическую проблему: "я занимаюсь айкидо или бизнесом". Сенсею - айкидо, менеджеру - бизнес.


IMHO: Вот тут-то "настоящие Учителя" очень быстро перестанут быть "настоящими". Поскольку через какой-то промежуток времени менеджеры начнут все активнее вмешиваться в учебный процесс. Ведь это же их бизнес! :)
Как хотите, но во вариант с наймом менеджеров - это все что угодно, но только не БИ. :?

#64 aikigirl

aikigirl

    Новичок

  • Новички
  • 38 Сообщений:
  • Откуда:Железногорск

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 09:14

Из нее возникает достаточно много вторичных - например в додзе есть те кто собирается сдавать на какой то кю и те кто только учаться ходить - одним нужно гнать программу и на хорошей скорости, другим - делать тенканы не торопясь следя за техникой. Их смешивают в кучу


Интересно кто это их смешивает?
У нас каждый год ситуация перед семинаром: часть готовится к аттестации, часть нет, часть - новички. Ту часть, которая не готовится к аттестации, делят на тех, кто помогает готовится, и тех, кто работает с новичками или между собой. И нас никогда не смешивают, потому что все понимают - в данный период у всех разные цели! Неужели опытный сенсей этого не понимает? Не верю!

#65 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 10:15

Я думаю, что настоящие Учителя должны наконец-то бросить самостоятельно собирать взносы, искать залы и проч. и нанять нормальных менеджеров. Тогда они смогут по-настоящему заниматься своим делом (преподаванием) и решат свою (думаю, она есть) этическую проблему: "я занимаюсь айкидо или бизнесом". Сенсею - айкидо, менеджеру - бизнес.


IMHO: Вот тут-то "настоящие Учителя" очень быстро перестанут быть "настоящими". Поскольку через какой-то промежуток времени менеджеры начнут все активнее вмешиваться в учебный процесс. Ведь это же их бизнес! :lol:
Как хотите, но во вариант с наймом менеджеров - это все что угодно, но только не БИ. :?


Абсолютно согласен. Начнем с того, что для того чтобы нанять менеджера уже надо нехило раскрутиться. Потому что менеджер который будет работать долларов за 300 такого наменеджерит :) Но даже если все получится превосходно и Учитель сможет найти 1500-2000 долларов в месяц на хорошего менеджера (Это базовая ставка. Потом еще % от прибыли отстегивать придется), первое что сделает коммерсант (не со временем, а еще на стадии вхождения в проект), это предьявит список требований к организации додзе, учебного процесса и рекламы которые должны обеспечить коммерческий успех делу. И Учитель опять встанет перед дилемой искусство или бизнес. Либо он пойдет в некоммерческую деятельность и откажется от менеджера. Либо (в случае успеха) получется Голивуд: ярко, красочно, прибыльно, но пусто. А ведь кино это тоже исусство. Увы, когда говорят деньги, музы молчат :cry:

#66 P.V.Vereschagin

P.V.Vereschagin

    Санитар fido7.ru.martial.arts

  • Пользователи
  • 1 903 Сообщений:
  • Откуда:Северо-Кавказский федеральный округ
  • Стиль:рукопашный бой

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 10:55

Возможен еще вариант, когда менеджер не нанимается, воспитывается-назначается из преданных Учителю учеников. Но история стилей БИ показывает, что и этот вариант работает только до поры-до времени. Так что или искусство или бизнес. Промежуточные варианты не жизнеспособны. :?

#67 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 11:32

Возможен еще вариант, когда менеджер не нанимается, воспитывается-назначается из преданных Учителю учеников. Но история стилей БИ показывает, что и этот вариант работает только до поры-до времени. Так что или искусство или бизнес. Промежуточные варианты не жизнеспособны. :?


Для того чтобы делать бизнес, нужен человек умеющий его делать. Не смотря на расхожую фразу "Бизнес это война", для того чтобы им заниматься, нужны еще очень специфические навыки: бизнес-планирование, маркетинг, знание хозяйственного права, опыт работы с банками и инвесторами и т.п.. В додзе этому не учат. Так что если хотите "воспитать бабу-ягу в своем ууоллективе", на последней стадии подготовки ее как минимум надо будет посылать на обучение по программе МВА. Это кончно если мы говорим о бизнесе, а не о необходимости найти человека который будет искать зал и курировать вопросы сбора платы за обучения и найма уборщиц.

Что касается последнего утверждения, то с ним я полностью согласен и даже предлагаю открыть отдельную тему.

#68 Джан

Джан

    Админ в отставке

  • Администрация
  • 3 729 Сообщений:
  • Стиль:Сёриндзи Кэмпо

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 11:36

Для того чтобы делать бизнес, нужен человек умеющий его делать. Не смотря на расхожую фразу "Бизнес это война", для того чтобы им заниматься, нужны еще очень специфические навыки: бизнес-планирование, маркетинг, знание хозяйственного права, опыт работы с банками и инвесторами и т.п.. В додзе этому не учат.


А вдруг повезет, и в додзё окажется человек, умеющий делать бизнес, которому будет интересно этим заниматься? ;)

#69 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 11:56

А вдруг повезет, и в додзё окажется человек, умеющий делать бизнес, которому будет интересно этим заниматься? ;)


Тогда повезло. :) Но и тут есть ньюнсы. Как убедить его перейти на работу в додзе? Серьезным коммерческим проектом нельзя заниматься между прочим в свободное от основной работы время. Успешный менеджер никогда просто так не пейдет на работу с более низким заработком и туманными перспективами.

#70 dsamersoff

dsamersoff

    Аксакал

  • Модераторы
  • 3 502 Сообщений:
  • Откуда:Санкт-Петербург
  • Стиль:Хокушин корю дзю-дзютсу

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 11:59

А вдруг повезет, и в додзё окажется человек, умеющий делать бизнес, которому будет интересно этим заниматься? ;)


Тогда рано или поздно он войдет в конфликт с самим собой ;-))

Бизнес составляющая будет кричать больше времени на каратебику а БИ составляющая - даешь семинар Сенчукова или Кочергина ;-))

#71 Dmitri

Dmitri

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 815 Сообщений:
  • Откуда:С-Петербург-Москва

Опубликовано 08 Декабрь 2004 - 12:50

Тогда рано или поздно он войдет в конфликт с самим собой ;-))

Бизнес составляющая будет кричать больше времени на каратебику а БИ составляющая - даешь семинар Сенчукова или Кочергина ;-))


А вот не согласен я. Думаю что совместить можно, если четко разграничить для себя где бизнес а где искусство. Впрочем, дальнейшее обсуждение предлагаю перевести в "Общие обсуждения" в открытую мной тему. За рамки айкидо мы уже давно вышли.

#72 Артур

Артур

    Новичок

  • Новички
  • 36 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 09 Декабрь 2004 - 17:33

Мне кажется, как такового размышления по методике преподавания Айкидо так и не высказал! Давайте лучше поделимся своими знаниями или знания ми своих учеников и извлечём из этого максимум пользы! Я предоставляю схему построения занятия моего учителя:

-медитация, приветствие
-кокю
-тэрифуно
-таи собаки (перемещения)
-укеми на спину 6форм
-разминочный комплекс суставов
-все укеми и обще развивающие упражнения
-верхнее укеми в парах
-объяснение техник, закрепление
-физкультура на свой уровень
-медитация, прощание

Надеюсь на ваше понимание!

#73 Начинающий

Начинающий

    Аксакал

  • Модераторы
  • 15 909 Сообщений:
  • Откуда:Санкт - Петербург

Опубликовано 09 Декабрь 2004 - 17:45

Я предоставляю схему построения занятия моего учителя:

-медитация, приветствие
-кокю
-тэрифуно
-таи собаки (перемещения)
-укеми на спину 6форм
-разминочный комплекс суставов
-все укеми и обще развивающие упражнения
-верхнее укеми в парах
-объяснение техник, закрепление
-физкультура на свой уровень
-медитация, прощание

Надеюсь на ваше понимание!

А сколько времени уходит на объяснение техник, закрепление и сколько на все остальное?

#74 Артур

Артур

    Новичок

  • Новички
  • 36 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 09 Декабрь 2004 - 21:02

30 минут вводная часть, 25 основная и 5 минут заключительная!
мне интересно узнать другие схемы!

#75 Артур

Артур

    Новичок

  • Новички
  • 36 Сообщений:
  • Откуда:Москва

Опубликовано 10 Декабрь 2004 - 00:01

Извеняюсь :!: несколько опечаток 8) виновен!!!!!
Мне кажется, как такового размышления по методике преподавания Айкидо так ни кто и не высказал! Давайте лучше поделимся своими знаниями или знаниями своих учителей и извлечём из этого максимум пользы! Я предоставляю схему построения занятия моего учителя:

-медитация, приветствие
-кокю
-тэрифуно
-таи собаки (перемещения)
-укеми на спину 6форм
-разминочный комплекс суставов
-все укеми и обще развивающие упражнения
-верхнее укеми в парах
-объяснение техник, закрепление
-физкультура на свой уровень
-медитация, прощание

Надеюсь на ваше понимание!

#76 Olteya

Olteya

    Новичок

  • Новички
  • 16 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 19 Февраль 2005 - 01:57

Вот другой вариант:
Медитация, ритуал - 3 минуты
Разминка - 20 минут
Бег
Комплекс статических круговых упражнений на суставы
Страховки (все, в трёх вариантах - с места, в движении /с бега/, от ведения партнёра)
Сикко
Физблок (отжимания, пресс, выпрыгивания в стойке и т.д. - кому что нравиться)
Подготовительная часть - 20 минут
Айки-упражнения (кокю-хо, сокумен, кокю-нагэ, айки-тайсо, тай-сабаки...)
Подводящие упражнения по теме занятия (например, к тэнчи стоит поработать суми...)
Основная часть - 1 час
Объяснения принципа, поиск применения принципа в уже известных техниках (логическое задание)
Демонстрация техники занятия в классическом рисунке. Отработка. Разбор ошибок (как традиционных для всех, так и тех что возникли в процессе у каждого)
Работа над классическим рисунком с объяснением детализации (например, форма применения конкретного хвата, место приложения усилий при отоси и т.д.)
Демонстрация и работа прикладного аспекта техники или какое-либо "бодание" :) (силовая или скоростная атака, возможность "не-дать" выполнить технику и т.д.)
Работа на смежные техники по тому же принципу или просто более известные приёмы.
Заключительная часть - 15 минут
Игровые или адаптированные техники
Спарринги (дзюи-вадза, рандори или просто мордобой... как кому нравится)
Кокю-хо и другие дыхательные упражнения
Медитация, ритуал - 2 минуты.

Есть вопросы?
Обсудим?

#77 Vano

Vano

    Старожил

  • Пользователи
  • 2 438 Сообщений:
  • Откуда:Киев

Опубликовано 20 Февраль 2005 - 01:04

Я сосчитал четко два часа времени. А как насчет тех, кому "везет" с расписанием в полтора часа?

#78 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 20 Февраль 2005 - 06:49

Тренировка в субботу, примерно такой сценарий (оговорюсь - это не совсем айкидо. Мягко говоря)

ТАЙСО
УКЭМИ
АСИ САБАКИ
Подготовительные упражнения под работу руками
Парные упражнения - ручки в голову
Ручки на лапах
Задача - 10 секунд один пытается разбить другому табло, травма оппонента поощряется. Второй защищается уходами, сбивами. Проводится несколько серий.
Набивка
Спарринги

Еще была запланирована тренировка реверса, тренировка силы цуки - не делали из-за того что не вписались по времени. Впрочем и так все выползли.

#79 Olteya

Olteya

    Новичок

  • Новички
  • 16 Сообщений:
  • Откуда:Самара

Опубликовано 20 Февраль 2005 - 23:53

Vano:
Не знаю, что делать тем у кого тренировка по полтора часа, но знаю, что у нас некоторые особо занятые либо опаздывают на тренировки, либо уходят раньше времени. А вообще, классическая тренировка, действительно, длится не больше 1,5 часа. Только нам не хватает. По-этому тренировки идут расширенно. А вам, наверное, можно просто сокращать время подготовительной части.

Poqrom:
Что подразумеваеться под "работой ручками"??? А "ручки на лапах"?
Извини, то ли от жизни отстаю, то ли мне эта терминалогия просто неизвестна... :)

Тренировки идут 4 раза в неделю по 2 часа. Но главное - не факт, что именно так, как было описанно выше. У нас 5 форм занятий. Чёткого графика нет, как правило, введение того или иного занятия - на совести иснтруктора.
Тематическое занятие (тренировка с разбором конкретной темы, как правило, к-л. принципа или нового для большинства технического действия)
Техническое занятие (в массе своей - повторение, ответы на вопросы, логические задания и пр.)
Адаптированное занятие (спарринги и пр., наработка чаво-нибудь "вкусненького" из айки и не-айки /мы тоже, кстати, не чураемся.../)
Теоретическое занятие (биомеханика, история, видео-просмотры, дискуссии и т.д.)
Нетрадиционка (семинары по др. БИ, медицине, аккупунктуре, психологии и т.д. - в общем, "солянка")

#80 Pogrom

Pogrom

    Отшельник

  • Модераторы
  • 7 590 Сообщений:

Опубликовано 21 Февраль 2005 - 03:58

А вообще, классическая тренировка, действительно, длится не больше 1,5 часа. Только нам не хватает.


За полтора часа можно по полной уработаться. Если только ТАЙСО делать. Остальная часть, приведенная в вашем списке - это отдых, можно сказать.

Что подразумеваеться под "работой ручками"???


Ударная техника руками. В данном случае - парная работа, в которой есть одновременно и защита от удара и ответный удар, нечто вроде наигрывания гамм. Разминочное упражнение для того чтобы перейти к другим вещам. Просто долго было описывать.

А "ручки на лапах"?


Соответственно удары руками по лапам.