Перейти к содержимому


  




Вопросы к преподаванию айкидо

  Автор: dsamersoff, 04 Сентябрь 2010 · 576 просмотров


Раз в несколько месяцев мне случается заглянуть в то или иное айкидодзе - иногда помочь с ударкой и поучаствовать в парной работе, но чаще всего составить компанию кому-то из знакомых, в таком случае я одеваю ги и встаю в общий строй, представляя из себя идеального чайника. С одной стороны я ничего не понимаю в айкидо и испытываю все проблемы человека, пришедшего первый раз, с другой - у меня достаточный опыт в БИ для того, что бы смотреть вокруг и оценивать то что происходит.

Четыре проблемы которые на мой взгляд уменьшают эффективность обучения и приводят к большому числу травм и мелких недоразумений:

  • Случайная и бесконтрольная смена партнеров
  • Все делают одно и тоже
  • Хакама
  • "Оздоровительные" упражнения
1. В карате-додзе возможны всего две ситуации: два чайника работают друг с другом делая упрощеный вариант техники (например опытные делают удар:уход-блок-контратака, чайники удар:блок) или чайник делает технику под присмотром более опытного напарника (например стучит по лапам). В обоих случаях пары подбирает инструктор в соответствии с планом тренировки, учитывая опыт, габариты и физическую форму ученика.

Если для какой-то техники важно почуствовать разных партнеров, то в конце времени отведенного на ее изучение устраивается работа "в колонну" на 2-3 минуты.

В айкидо каждый ищет себе партнера сам, перед каждым упражнением. В первую очередь это заметно ест время. Кроме того способствует травмам - помимо соблазна сделать технику за счет силы (например здоровый мужик за 100 кг пытается провести икке на девушке около 50 кг, видя что соседи сгибают локоть уке к его уху он делает тоже самое, только сгибает руку всем весом и не в том месте) большая раница в габаритах сильно затрудняет укеми с которым у чайников и так проблемы.

Типичное возражение - надо уметь работать с разными партнерами. Безусловно - только на каком уровне? На первом году чайник пытается скоординировать руки и ноги да переварить обрущившийся на него объем информации, усложнять ему жизнь борьбой с габаритами слишком маленького или слишком большого уке негуманно. И потом что вынесет из упражнения пара: чайник 3 мес и чайник 6 мес? В лучшем случае ни чего - будут половину времени крутить головами по сторонам пытаясь понять что от них требуется. В худшем более "опытный" возьмет на себя руководство и научит менее опытного чему-нибудь.

2. В карате обучение представляет собой спираль - с каждым повторением в технику добавляются элементы и постеменно за несколько лет удар:блок превращается в серию из ударов блоков уходов и контратак. В айкидо (покрайней мере в том которое я видел) все делают одно и тоже. Нет, естественно у тех кто занимается три месяца в технике гораздо меньше элементов чем у тех кто занимется несколько лет, но фильтруются они естетсвенным путем - что не поняли то не повторяем. Почему не исключить из техники чайников то до чего они явно не дозрели и не уделить больше время базе? Да, для этого придется в какой то момент делить группу пополам и давать разным половинам разное задание, но более быстрый прогресс вролне это окупит

3. Насколько я знаю Хакама (вместе с Хаори) это верхняя одежда, ги - нижняя, соответсвенно идея тренироваться в брюках от костюма и майке мне кажется странной изначально. Но если вернуться к технике - основное назначение хакама, скрывать движения ног и габариты, что она с успехом и делает. В любом айкидодзе сенсей периодически поддергивает хакаму чтобы показать ученикам как движутся ноги. Зачем ее одевать если ее надо периодически поддергивать? Как атрибут крутизны - но я и так знаю - дядька с широким черным поясом который ведет занятия и есть самый крутой в додзе. Существенный момент обучения чайников - наблюдение за старшими учениками, но их ноги скрыты хакамой. Да и сами старшие ученики зачастую активно под хакамаой занимаются творчеством, благо сенсей беглым взглядом с другого конца зала увидеть это творчество не может.

Косвенно мое мнение подтверждает Годзо Сиода - насколько я знаю в Есинкане хакаму не используют.

Культура движения ног окончательно формируется где-то ко второму дану, только к этому моменту движения ног приобретают четкость и точность, до этого момента хакама это зло.

4. Почему-то большинство айкисенсеев считают себя хорошими знахарями, хотя и не имеет медицинского образования и весьма слабо представляет себе анатомию человека. От этого в "заминке" появляются разнообразные упражнения типа ходьбы друг по другу ногам, подъема друг друга на спину и тп, призванные - что ? Вылечить от вреда наносимого айкидо? Или спасти от физического переутомления? Ценность таких упражнений сама по себе весьма сомнительна, а при неграмотном исполнении - а откуда же ему взяться грамотному, особенно на первом-втором году занятий - они очень и очень травмоопасны. Например, если при подъеме наспину подставить свою попу под поясницу партнера, а при определенном сочетании габаритов это так и получается, и начать поднимать партнера изгибая его позвоночник в неестетсвенную сторону организовать перелом проще простого.



Оригинал




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние записи

Недавние комментарии

Последние посетители