Перейти к содержимому


  




Каратэ в СССР. Первые упоминания.

Автор: МихаилС, 02 Апрель 2011 · 2 160 views

В России всегда любили единоборства. С незапамятных времен мы гордились нашими богатырями, воевавшими с врагами, в нашей крови любовь к кулачному бою, которым развлекались наши прадеды. В России легко приживались и французская борьба, и английский бокс, и японское «дзюу-до», и китайские ушу.
Сейчас слово каратэ знакомо всем, даже тем, кто никогда каратэ не занимался. Известен недавний провалившийся эксперимент наших чиновников от русского языка, которые попытались заняться его «улучшением». К числу «улучшений» они отнесли и решение о том, что надо писать каратЕ, а не каратэ, как это было принято более полувека.
Так откуда появилось каратэ в нашей стране? Когда мы впервые услышали это слово? Когда мы впервые увидели каратистов на экране? Кто впервые начал преподавать каратэ в СССР?
Понятно, что каратэ в СССР пришло из Японии. Япония – наш сосед. Контакты с Японией имеют очень давнюю историю. Но в самой Японии каратэ появилось только в начале 20 века, до этого искусство окинавского каратэ в самой Японии было неизвестно, поэтому искать более ранние упоминания смысле не имеет.
Наиболее плотный контакт с Японией в прямом смысле этого слова произошел во второй половине 1945 года, когда на Дальнем Востоке развернулась финальная часть Второй Мировой Войны. Советские войска вступили в боевые действия, уничтожая японскую армию на Дальнем Востоке. Каких-то упоминаний о том, что некие ниндзя или мастера каратэ оказывали сопротивление советской армии я не нашел, да и было бы смешно, если бы какой-то самурай в катаной решил повоевать с тяжелым танком «Иосиф Сталин». Японцы сдавались десятками тысяч, тысячи их оставались на вновь ставшим нашим Южном Сахалине и Курилах. Среди тысяч японских военнопленных в наших лагерях и лагерях наших китайских союзников оказались известные мастера каратэ, которые впоследствии ярко описывали свое пребывание в советском плену. В то же время многие советские военные, часто с семьями, поселились на Дальнем Востоке, где после войны некоторое время еще жили китайцы, корейцы, японцы. Бытовые контакты налаживались быстро, и очень скоро стало известно о том, что местные жители набивают свои кулаки, стучат по каким-то столбам (макиварам) и даже танцуют какие-то диковинные танцы с ударами. Возможно, был шанс уже тогда начать изучать каратэ, но японцев очень скоро выселили в Японию.
Американцы, оккупировавшие Японию, познакомились с каратэ практически сразу, уже в 1945 году. Они с первых же дней оккупации запретили в Японии все школы боевых искусств, кроме айкидо, но сами этот запрет соблюдать не собирались. Известнейшие мастера каратэ обучали своему искусству американских военнослужащих, присваивали им черные пояса. Возвращаясь в США американцы нередко приглашали к себе японцев, которые предпочитали жить и обучать бывшего врага, а не умирать с голоду в оккупированной американцами Японии.
У нас ситуация была иной. Японцы были выселены с территории, занятой советскими войсками и отошедшими к Советскому Союзу. Если среди них и были мастера каратэ, нет никаких свидетельств о том, что кто-то из них обучал в те годы советских граждан.
Можно с уверенностью сказать, что впервые советские люди узнали о японском (точнее сказать, об окинавском) каратэ в 1954 году из повести одного из основоположников жанра советской «шпионской» литературы Р. Кима «Девушка из Хиросимы».
В нашем первом рассказе об истории появления каратэ в СССР мы хотели бы рассказать об этом человеке – писателе, ученом, разведчике – Романе Киме.
Роман Николаевич Ким родился в 1899 году во Владивостоке. В детстве попал в Японию, в 1907-1917 годах учился в Токийском колледже. Нам неизвестно, был ли он знаком с Василием Сергеевичем Ощепковым, который тоже с 1907 года учился в Японии, изучал дзюдо в Кодокане и впоследствии развивал дзюдо в СССР. В 1917 году Роман Ким возвращается во Владивосток,где оканчивает в 1923 году восточный факультет Владивостокского университета. Переехав в Москву Р.Ким до 1930 года читает курсы лекций по китайской и японской литературе в московских вузах.
С середины 20-х годов Роман Николаевич сотрудничает с советской разведкой как специалист по Дальнему Востоку.
В 1927 году вышел сборник очерков Р.Кима «Ноги к змее», в 1933 г. в литературном альманахе, выходившем под редакцией А.М.Горького, были опубликованы его памфлет «Три дома напротив, соседних два» и серия новелл.
В 1937 году Ким был арестован как японский шпион. Был осужден на 8 лет, но даже находясь в лагере продолжал сотрудничать со спецслужбами, работая на ниве пропаганды. Продолжал он и свою литературную деятельность. Сразу после Отечественной войны вышли памфлет Р.Кима «Путешествие на американский Парнас» и повести «Тетрадь, найденная в Сунчоне», «Девушка из Хиросимы», «Агент особого назначения», «Кобра под подушкой». Можно сказать, что эти повести открыли в СССР новый жанр - шпионскую литературу. Интересно, что большинство произведений Р.Кима основаны на фактическом материале, иногда он демонстрировал знание настолько секретной информации, что просто диву даешься. Мировой сенсацией стал роман Кима «По прочтении сжечь», в котором представлена интересная, а ныне практически общепризнанная версия тайны нападения японцев на американскую базу в Перл-Харборе. Ким написал о том, что незадолго до этого нападения в руках американской разведки оказались японские дипломатические шифры. Американские военные расшифровывают все военные радиограммы японцев и потому знают о готовящейся операции в океане. Тысячи убитых, десятки кораблей – всё отдано в жертву ради сохранения тайны!
Но вернемся к каратэ и его первому упоминанию в советской литературе. В 1954 году в двух номерах литературно-художественного журнала «Октябрь» была опубликована повесть Р.Н. Кима «Девушка из Хиросимы». В этой повести советский читатель впервые узнал о том, что в Японии существует некое единоборство, малознакомое даже среди японцев. Это единоборство попало в Японию с Окинавы, где в семейных школах его секреты передавались и передаются до сих пор из поколения в поколение. К сожалению, в повести нет описания техник, мало что говорится о методах преподавания. Однако, в ней описывается биография одного из известнейших окинавских мастеров Сокона Мацумуры. Через 2 года повесть вышла отдельной книгой.
А еще через 10 лет Р.Ким опубликовал повесть «Школа призраков», где рассказал уже про ниндзя – тоже первый в СССР.
Наиболее известны повести Романа Николаевича Кима "Тетрадь, найденная в Сун-чоне" (1951 г), "Кобра под подушкой" и "По прочтении - сжечь" (1962 г.), а также повести-памфлеты "Кто украл Пуннакана?" и "Школа призраков" (1965 г.).
Умер писатель, ученый, разведчик Роман Ким в 1967 году. И как раз в 1967 году я впервые увидел фильм «Гений дзюдо», снятый в 1965 году при участии Акира Куросава, где в роли Шогоро Яно, в котором легко угадывался Дзигоро Кано, блистал Тоширо Мифунэ. Фильм назывался «Гений дзюдо», но почему-то многие пионеры каратэ считают, что именно благодаря этому фильму начали заниматься не дзюдо, а каратэ.


В 1965 году в Москве проходил Международный Кинофестиваль. На нем был показан японский фильм «Гений дзюдо» по сценарию Акира Куросавы.
Надо сказать, что это был далеко не первый фильм по этому сценарию. Еще 25 марта 1943 году на экраны Японии вышел фильм «Гений дзюдо» (яп. 姿三四郎 Сугата Сансиро) — режиссёрский дебют выдающегося японского мастера кино Акиры Куросавы. Фильм является экранизацией произведения Цунэо Томиты «Сугата Сансиро».
Опубликованное фото
Постер фильма «Сугата Сансиро» 1942 года.
Прообразом Сугата Сансиро послужил один из выдающихся мастеров дзюдо, лучший и любимый ученик доктора Кано Сайго Сиро.
Сайго Сиро родился в 1867 году, в 1881 г., он отправился в Токио, решив стать военным, причем в планах честолюбивого парня входило как минимум стать генералом. В столице он поступил на учебу в среднюю школу Сэйдзё и одновременно начал заниматься дзюдзюцу в додзё Иноуэ Кэйтаро. Но уже в 15 лет Сиро перестал расти, достигнув всего 153 см роста и 53 кг веса – это стало непреодолимым препятствием для поступления на военную службу.
Надо сказать, что мастер Иноуэ Кэйтаро был также первым учителем великого Дзигоро Кано, который нередко заходил в его додзё. Именно в зале сэнсея Иноуэ произошла встреча Дзигоро Кано и Сайго Сиро. Увидев маленького, но очень крепкого и отлично координированного подростка, доктор Кано обратился к сэнсею Иноуэ с просьбой начать заниматься с ним дзюдо. Так с разрешения Иноуэ молодой перспективный боец перешел в 1882 году в Кодокан – школу дзюдо Дзигоро Кано. В 1883 году Сайго Сиро получил 1 Дан, и уже через пару лет он стал известен как мастер дзюдо, его называли «Гений дзюдо» и в 20-летнем возрасте Сайго Сиро получил из рук Дзигоро Кано черный пояс 5 Дан.
История «Гения дзюдо» Сайго Сиро не нашла своего полного отражения в фильме Куросавы. Да и не очень она изучена – став в 1888 году официальным заместителем Дзигоро Кано, Сайго вскоре по непонятной причине вдруг навсегда покинул Кодокан.
Рассказывали, что виной всему было пьянство, и, возможно, психическое заболевание. В 1922 году «Гения дзюдо» не стало.
Когда доктор Кано узнал о смерти Сайго, он лично, чем практически никогда не делал, написал диплом о присвоении ему 6 Дана. В письме, которое было отправлено вместе с дипломом родственникам Сайго, говорилось:
«Сайго Сиро, 5-й дан, в период создания дзюдо оказывал мне большую помощь, занимался исследованиями и постиг глубины техники бросков. Среди нескольких десятков тысяч моих учеников до сих пор не было ни одного, кто превзошел бы Сайго в его коронных приемах. Узнав, что им, к несчастью, овладела болезнь, и он отошел в иной мир, я не могу вынести горечи его кончины и в память о его заслугах присваиваю ему 6-й дан.
Наставник Кано Дзигоро».
Жизнь Сайго Сиро была описана в романе Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Автор – обладатель 5 Дана по дзюдо, внук выдающегося мастера Цунэдзиро Томита - одного из первых учеников доктора Кано и близкого друга Сайго Сиро. Именно по этому роману в 1943 году молодой начинающий режиссер Акиро Куросава снял свой первый фильм. Впоследствии Куросава стал одним из известнейших японских режиссеров, его фильмы популярны во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Тема оказалась настолько интересной и востребованной, что после 1942 года вышло еще не менее пяти ремейков, в том числе и самый известный 1965 года с Тоширо Мифунэ в роли Шогоро Яно (Дзигоро Кано). Режиссер фильма Сейичиро Учикава
Сюжет фильма охватывает период с момента приезда главного героя в Токио до момента окончательной и бесповоротной победы представителей дзюдо в конкурсе на право стать официальным полицейским инспектором по рукопашному бою.

Именно этот фильм был показан на Московском кинофестивале 1965 года. Именно этот фильм стал отправной точкой в биографиях многих пионеров советского каратэ. Естественно, фильм рассказывал о том, что лучшее боевое искусство Японии это дзюдо. Мастера дзюдо легко расправлялись с представителями различных школ боевых искусств, включая дзюдзюцу и каратэ. Высокотехничные и еще более высокоморальные дзюдоисты противостоят нетрезвым хамоватым мастерам дзюдзюцу и психически больным грубым и невоспитанным каратистам с такой элегантностью и эффективностью, что не остается ни малейших сомнений в том, куда пойти учиться!
Кстати, никто ведь и не задумывался, и не знал, что японские дзюдоисты никак не могли встретиться с «приехавшими с Кюсю» каратистами в 80-е годы 19 века. В Японии тогда еще не было известно ни каратэ, ни даже этот термин. Знакомство японцев с каратэ состоялось почти через 30 лет. Но автор имеет право на вымысел, особенно, когда цель автора – пропаганда «самого японского» и «самого правильного» из боевых искусств – дзюдо.
Но в СССР в те годы о каратэ никто и не подозревал, а к дзюдо было весьма прохладное отношение. Наши самбисты, надев дзюдоги, весьма неплохо выступали в различных международных турнирах по дзюдо, как раз в 1963 и 1964 годах вышли на татами на родине дзюдо в Японии и даже завоевали там призовые места! В общем, ничего особенного, ничего сильно отличного от других видов спортивной борьбы. К тому же, дзюдо можно было без проблем заняться в любом спортивном зале – везде были спортивные секции, куда принимали практически всех желающих.
Дзюдзюцу – тоже не очень интересно, ведь дзюдоисты легко побеждали в фильме не очень опрятных и не всегда трезвых представителей этого старинного боевого искусства.
И вдруг чудо! В фильме дзюдоисты встречаются с парой каких-то странных людей. Явно не обычных! Они ударом ладони могут сломать дерево, а ударом ноги пробить потолок! Они прыгают с криками! Они не возятся, не делают подножек и захватов, а бьют! Ломают рукой деревья, бьют ногой в потолок! Это было совершенно необычно, непривычно, непонятно! Это было первое знакомство советских людей с кино-каратэ!
Да, каратэ было в этом фильме повержено и разбито в пух и прах. Да, каратисты были не очень симпатичными и даже явно не совсем психически здоровыми. Образец выдержки и элегантности доктор Яно даже заявляет, что каратисты не умеют себя вести, не кланяются при входе в зал! Ну и что? Мы, советские люди, вообще не очень понимаем – зачем кланяться друг другу, зачем кланяться какому-то залу?
Каратэ проиграло в битве с дзюдо? Ну и что? Но ведь такого мы никогда не видели раньше! Этого явно нет в соседней спортивной секции! Да и вообще, в советском спорте каратэ нет!
Повторюсь – в фильме нет каких-то техничных боев каратистов. Нельзя вообще разглядеть каких-то «приемов». Но есть совершенно неукротимый дух, этакое «вольнодумство» от боевых искусств. К тому же, понятно, что каратэ явно не в чести полиции, а значит и властей.
Можно вспомнить и о том, что подобное вольнодумство как раз оказалось созвучным той «оттепели», недолгому, но интересному периоду в истории нашей страны. Тогда казалось, что запретов нет, что всё можно! И совсем не обязательно заниматься тем, чем занимаются все. Есть право выбора! И свободный человек может выбрать даже то, чего у нас пока еще нет! Зато можно в поисках информации о каратэ заняться и японским языком (и не только японским – в мире-то каратэ, оказывается, уже давно известно и популярно!), и изучать историю и культуру Востока, и не заботиться о «голах-очках-секундах», как это принято в официальном спорте!
Возможно, именно поэтому фильм про дзюдо вдруг породил интерес к каратэ. Среди моих друзей и знакомых, начавших заниматься каратэ в 60-70 годы, очень многие рассказывают, что занялись поисками информации о каратэ, поисками людей, владеющих каратэ именно после просмотра этого фильма, в котором в середине 60-х годов 20 века мы впервые увидели каратэ!
А еще через несколько лет каратэ было впервые запрещено в СССР. Это был первый запрет. Но не последний.




Спасибо большое за интересный пост! тут есть интересный момент, из интервью : Галицын Евгений Борисович - первый "черный пояс" и первый официальный чемпион по кумитэ в Ленинграде.

Первое для меня упоминание о каратэ? Я о нём прочитал в газете после убийства Кеннеди. Кеннеди убили в 1963 г. И в газете "За рубежом" была статья, что какого-то журналиста в связи с его расследованием "убили ударом в шею по системе каратэ". Это привлекло мое внимание. Это, на самом деле, было вообще-то первое упоминание о каратэ в нашей прессе. А первое официальное сообщение и демонстрация каратэ спортивному миру, если не ошибаюсь, было в 1964 году.(http://shotokan-spb.....ru/galicin.htm)
Вообще-то, в 1964 году появляется несколько фильмов, где демонстрируется нечто, похожее на каратэ. Это фильмы из "Бондианы" - "Ты живешь только дважды", "Голдфингер", это фильм "Розовая пантера", "Манчжурский кандидат" и т.д. Правда, эти фильмы в СССР увидели несколько позже :) - железный занавес!
Зато уже в 1964 году в СССР прошел чехословацкий фильм "Лимонадный Джо" ("Limonádový Joe aneb Koňská opera"), в котором один из героев регулярно "убивает ударом в шею по системе каратэ" своих врагов :)
Был фильм про какого-то узбекского поэта - "Огненные годы" что ли? - там показано, как царская охранка использует японских каратистов ("а ну-ка, драчуны заморские, возьмите вон того!"). Возникает вопрос: могло такое на самом деле быть? То есть, могли ли быть японские каратисты на территории царской России на рубеже 19-20 веков?
По поводу "Гения дзюдо". С кем я ни разговаривал на тему откуда они узнали про каратэ - для всех этот фильм ПЕРВЫЙ, где было упоминание борьбы каратэ...

Возникает вопрос: могло такое на самом деле быть? То есть, могли ли быть японские каратисты на территории царской России на рубеже 19-20 веков?

Думаю, что ответ должен быть однозначный - категорически НЕТ.
Но почему именно каратисты? Вполне могли быть представители дзюдзюцу, к примеру.
Кстати, по рассказам одного из моих учителей, с "китайским боксом" на Руси были знакомы никак не позже 90-х годов 19 века.
Но это уже история про ушу, а не про каратэ.

Мировой сенсацией стал роман Кима «По прочтении сжечь», в котором представлена интересная, а ныне практически общепризнанная версия тайны нападения японцев на американскую базу в Перл-Харборе. Ким написал о том, что незадолго до этого нападения в руках американской разведки оказались японские дипломатические шифры.

Это не там ли фигурировали мастер джиу-джитсу и каратэ - японский шпион? :) Помню-помню, был там разговор двух персонажей в такси "Ты боксом занимаешься? оставь это девчонкам! Я научу убивать тебя ударом каратэ!" :) Или джиуджиста спросили, не "расколется" ли он от соблазна выпивки и женщин, на что тот ответил: "Ха, у меня же 6-ой дан джиу-джитсу!". Я всё искал эту книгу, но не находил, потому что названия не запомнил. Была еще ккая-то повесть. Кажется, "Яшма вдребезги". Но там про боевые искусства ничего.
Очень интересная статья, много почерпнул, спасибо!

Только вот корейские фамилии, а Ким - это корейская фамилия, не склоняются..))
Пишется всегда только Ким, и нет Кима, Кимы и т.п. .....

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031