Перейти к содержимому


  




Александр Массарский: каскадер, изобретатель, кинооператор…(с)

Автор: ilho, 17 Март 2016 · 434 просмотров

http://www.aquafilm.su/masarskiy
Александр Массарский: каскадер, изобретатель, кинооператор…
Если бы он написал все свои профессии, увлечения, должности и звания на одной визитке, то она была бы размером с экран в кинотеатре. Изобретатель, ученый, актер, каскадер, режиссер, оператор, тренер — это далеко не все профессии, которыми он мастерски владеет. По всей вероятности, главная его специальность — быть талантливым человеком.
За свои 82 года Александр Самойлович Массарский около 9 месяцев «чистого» времени провел под водой. Сконструировал первые отечественные боксы для подводных съемок. Его фотоаппараты и кинокамеры работали в океане и в космосе. Зубные имплантаты и инструментарий системы Массарского широко используются в медицине. Он воспитал 60 мастеров спорта по самбо и дзюдо. Более именитого постановщика каскадерских трюков в нашем кино не найти... Академик двух международных академий, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук — и это все о нем.
Боксы, «Акваконы» и «Нереида»
Владимир ЛЮТОВ:— Александр Самойлович, расскажите, как Вы решили заняться изобретением оборудования для подводной фото- и киносъемки?
— В 1956 году, когда на советские экраны вышел фильм «Голубой континент», в нашей стране вдруг все поняли, как много можно увидеть под водой, как это красиво. Но ведь тогда еще не то что аквалангов — масок не было. Сначала все было самодельное — маски, ласты… В то время я работал инженером на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), там же тренировал самбистов. При объединении организовал группу подводников и стал конструировать аппаратуру для подводных съемок. Вначале это были боксы. В то время боксы выпускали за границей. Но выпускали как? Для каждой модели фотоаппарата — свой бокс. И в этот бокс не подходил никакой другой аппарат. И тогда я решил, что бокс должен быть универсальным. За основу взял фотоаппарат «Ленинград». Он привлек тем, что у него была заводная пружина, где можно было не переводить каждый кадр, а сразу отснять кадров 18, а позднее и всю пленку. С помощью различных мелких приспособлений я добился, что в моем боксе работали 14 моделей фотоаппаратов: 5 вариантов «Зоркого», несколько видов «ФЭДа», «Зенит» и другие. Таким образом появился универсальный бокс — УКП (универсальная камера подводная).