Перейти к содержимому


  




анапанасатти. окончание статьи.

Автор: Fang, 12 Март 2014 · 1 055 views

"7 этап - джхана
Каноническое описание этапа (ДН 2 - Саманньяпхала сутта)
«Отбросив пять помех, искажений ума, что ослабляют мудрость, он, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества - входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] (витакка) и удержанием ума [на этом объекте] (вичара).
Подобно тому, великий царь, как искусный банщик, или ученик банщика, насыпав мыльный порошок в металлический сосуд и постепенно окропляя со всех сторон водой станет обливать его так, что получиться мыльный ком, омытый влагой, пронизанный влагой, внутри и снаружи пропитанный влагой, но не источающий ее, так же точно, великий царь, и монах обливает, заливает, переполняет, пропитывает это тело восторгом и счастьем, рожденным оставлением, и не остается во всем его теле ничего, что не было бы пропитано восторгом и счастьем, рожденными оставлением.
Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.
С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания (витакка и вичара) - [он пребывает] во внутренней устойчивости.
Подобно тому, великий царь, как озеро, питаемое водой, бьющей из-под земли, хоть и не будет иметь ни притока воды с восточной стороны, ни притока воды с западной стороны, ни притока воды с северной стороны, ни притока воды с южной стороны, и божество не будет время от времени надлежащим образом доставлять ему дождь, - но потоки прохладной воды, бьющей из-под земли, питая его озеро, обольют, зальют, переполнят, пропитают это озеро прохладной водой, и не останется во всем озере ничего, что не было бы пропитано прохладной водой, так же точно, великий царь, и монах обливает, заливает, переполняет, пропитывает это тело восторгом и счастьем, рожденными сосредоточенностью, и не остается во всем его теле ничего, что не было бы пропитано восторгом и счастьем, рожденными сосредоточенностью.
Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества».

Па Аук Саядо
  • когда все факторы ума будут сбалансированы, сосредотачиваясь на яркой нимитте, вы войдёте в джхану и сможете пребывать в ней несколько часов, даже целый день или ночь.
  • если удаётся сосредоточиться на яркой нимитте два часа подряд, то нужно пытаться рассмотреть бхавангу-сознание в области сердца. Бхаванга яркая и сияющая, и через много попыток это удастся, и тогда в этой области появится нимитта.
  • далее следует распознать все пять факторов джханы (направление ума на нимитту, удержание на ней ума, радость от нимитты, счастье от нимитты, и однонаправленность ума на нимитту).
  • в начале практики джханы не стоит долго рассматривать факторы джханы, а нужно много времени потратить на то, чтобы научиться входить в джхану.
  • нужно развивать мастерство джханы (входить в неё когда пожелается, быть там сколько пожелается, выходить из неё в назначенное время, рассматривать джхановые факторы, пересматривать джхановые факторы).
  • если вы не развили полностью мастерство первой джханы, нельзя переходить ко второй джхане, иначе не удастся достигнуть ни второй, ни, впоследствии, первой.
  • чтобы перейти ко второй джхане, нужно войти в первую, выйти из неё, рассмотреть её изъяны и рассмотреть преимущества второй джханы. Так, например, после рассмотрения изъянов первой, вы сосредотачиваетесь на нимитте с желанием иметь только 3 фактора - счастье, восторг и однонаправленность. Через какое-то время удастся войти во вторую джхану, в которой нет направления и удержания ума (двух факторов первой джханы - витакка, вичара), а остаются только три фактора. Далее аналогично поступать для достижения 3-ей и 4-ой джхан.
Ньянапоника Тхера
  • сосредоточение на нимитте приведёт в первую джхану.
  • используйте джхану для развития медитации випассаны (для рассмотрения непостоянства, страдательности и безличности телесных и умственных процессов).
Аджан Брам
  • когда нимитта станет яркой и сильной, дальнейшее сосредоточение на ней приведёт к тому, что ум нырнёт вовнутрь нимитты или же нимитта поглотит всё поле вашей осознанности, что и будет вхождением в первую джхану.
  • у некоторых не бывает визуальной нимитты, но появляется чувственная нимитта физического ощущения блаженства, и вход в джхану происходит на такой чувственной нимитте.
  • после выхода из джханы нужно сделать пересмотр этого опыта - каким образом случилось вхождение в неё, какие факторы наличествовали и так далее. Вы отметите, что вхождение произошло благодаря полному отпусканию («отпустить абсолютно всё»).
  • после выхода из джханы можно практиковать випассану (созерцание непостоянства и т.д.).
  • в джхане нет возможности что-либо контролировать (воля пропадает).
  • исчезает психологическое ощущение «я».
  • в джхане отсутствует ощущение времени и нет возможности рассуждать о том, что происходит, ум полностью неподвижен, однако мощная яркая осознанность наличествует.
  • все выводы о состоянии в джхане делаются уже после выхода из неё.
  • в джхане полностью отсутствуют пять чувств (нет звуков, ощущения тела и т.д.), а работает только ум.
  • витакка-вичара - это факторы, которые движут ум к нимитте и удерживают ум на ней, это проявляется в виде лёгкого колебания в первой джхане.
  • когда витакка прекращается и остаётся лишь вичара, то это колебание исчезает.
  • чтобы войти в следующие джханы (2-ую, 3-юю и т.д.) нужно развить силу отпускания "всего" (включая лишние джхановые факторы). Ум увидит, что чем сильнее отпускание, тем больше блаженство, и поэтому через какое-то время естественным образом он будет устремляться всё к большему отпусканию. Чтобы войти в более высокую джхану, вы устанавливаете решимость в неё войти (например, в 3 джхану), и если отпускание сильное, то ум войдёт вначале в первую, затем во вторую и остановится в третьей. Прохождение по джханам всегда происходит поочерёдно. Например, нельзя сразу же войти в 4-ую джхану
  • джхана называется в суттах «сверхчеловеческим феноменом», поэтому можно отнести её переживание к запредельному (мистическому) опыту.
Аджан Буддадаса
  • на этом уровне возникают пять джхановых факторов (витакка - ум смотрит на объект,вичара - ум переживает объект, из-за витакки-вичары ум доволен (пити), а из-за довольства есть счастье (сукха) и ум однонаправлен (экагатта).
  • в этом состоянии нет мыслей.
  • для дальнейшей практики випассаны нет нужды полной джханы, но достаточно некоторой однонаправленности, пити и сукхи - после чего вы начинаете рассматривать пити, сукху, затем сам ум, а после нужно перейти к рассмотрению «трёх характеристик» (дуккха, аничча, анатта) тела и ума.
  • есть краткий метод, когда после достижения однонаправленности, пити и сукхи, вы переходите сразу к рассмотрению трёх характеристик.
  • вхождение в джхану происходит не на нимитте, а на самом сосредоточении, т.е. объектом ума является его собственное сосредоточение.
Аджан Чаа
  • когда ум станет совершенно успокоенным, в нём будут объединены все пять джхановых факторов - восторг, счастье, направление и удержание (ума), однонаправленность. Чёткого перехода (порога) в джхану нет.
  • когда ум станет ещё более утончённым, он сам отбросит витакку-вичару (что будет уже 2-ой джханой)
  • здесь ум прочный и неподвижный.
  • возможно покажется, что тела нет вовсе, и что вы просто висите в воздухе.
  • здесь никакие чувственные впечатления не оказывают влияния на ум.
  • нет болезненности тела.
  • вы можете находиться в этом состоянии столько, сколько захотите, а выход происходит не по причине усталости, а приятным и естественным образом.
  • после выхода из джханы ум свежий, яркий и чистый долгое время (даже многие дни).
  • такой чистый ум может тщательно исследовать различные вещи, переживания, ощущения, на которые мы будем его направлять - так развивается мудрость.
Бханте Вималарамси
  • джхана не является никаким запредельным опытом, а это просто стадия успокоенного ума.
  • на этом этапе джханы всё ещё могут быть незначительные блуждающие мысли. Если они отвлекают ум, просто верните его обратно.
  • джхановый фактор витакки означает «думающий ум», а фактор вичары - «блуждающую мысль».
  • по мере того, как вы далее осознаёте дыхание, появляется восторг. Тело как будто начинает «парить в воздухе». После угасания восторга наступает ощущение лёгкости, успокоения, комфорта.
  • вначале вам удастся входить в первую джхану лишь на 15-20 минут, затем по мере практики это будет удаваться сделать на больший период.
  • джхана возникает, когда вы на время отпустили чувственные наслаждения, неблагие состояния ума и отвлечения.
  • после выхода из джханы ум становится подвижным и острым.
  • вторая джхана появится тогда, когда ум ещё больше успокоится и блуждающих мыслей в нём уже не будет.
Тханиссаро Бхиккху
  • джхана - это состояние блаженства и полной осознанности, которая распространена во всём теле.
  • когда у вас появилось некоторое умение в джхане, вы можете отстраниться от объекта медитации и рассмотреть джхановые факторы и характеристики (прямо в джхане).
  • выявляйте напряжение, которое создаётся ими и пробуйте найти такой уровень сосредоточения, где это напряжение, создаваемое ими, было бы всё меньше.
  • действуя таким образом, ум будет отбрасывать всё более грубые факторы - например, он отбросит движения ума (витакка-вичара), и перейдёт ко второй джхане.
  • во второй джхане ум отбросит восторг и перейдёт к третьей (и так далее).
Методики и наставления от каждого учителя (все 7 этапов)
Метод Па Аук Саядо
Метод Ньянапоники Маха Тхеры
Метод Аджана Брама
Метод Аджана Буддадасы
Метод Аджана Чаа
Метод Бханте У Вималарамси
Метод Тханиссаро Бхиккху

Биографии учителей
Дост. Па Аук Саядо
Дост. Ньянапоника Маха Тхера
Дост. Аджан Брам
Дост. Аджан Буддадаса
Дост. Аджан Чаа
Дост. У Вималарамси
Дост. Тханиссаро Бхиккху

Использованная литература
1. The Anapanasati Sutta - A Practical Guide to Midfulness of Breathing and Tranquil Wisdom Meditation (U Vimalaramsi)
http://www.sinc.suny...art2.html#sutta

2. Anapanasati: Unveiling the secrets of Life (Buddhadasa)
http://what-buddha-t...ets-of-Life.pdf

3. Anapanasati: Mindfulnes of Breathing (Buddhadasa)
http://what-buddha-t...Anapanasati.pdf

4. Mindfulness, Bliss and Beyond (Brahm), Wisdom publications, USA, 2006
5. Knowing and Seeing (Pa Auk Sayadaw)
http://www.paauk.org...eing_rev_ed.pdf

6. Basic Breath Meditation instructions (Thanissaro)
http://www.accesstoi.../breathmed.html

7. Path of Concentration and Mindfulness (Thanissaro)
http://www.accesstoi...o/concmind.html

8. Меditation 1: Forty Dhamma Talks (Thanissaro)
http://www.accesstoi...ions.html#steps

9. Саманняпхала Сутта.
http://www.theravada...a-01-sirkin.htm

10. Йодхаджива сутта: Воин (I)
http://www.theravada...va-sutta-sv.htm

11. Махасатипаттхана сутта
http://www.theravada...1-ivahnenko.htm

12. Внимательность как средство духовного воспитания (Ньянапоника Маха Тхера), издательство "Ясный свет", 2001
13. On meditation (Ajahn Chah)
http://www.ajahnchah...Meditation1.php

14. Путь в гармонии (Аджан Чаа)
http://www.theravada...harmony-sv.htm"


  • clover это нравится



Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031