Перейти к содержимому


  




анапанасатти. часть 1

Автор: Fang, 12 Март 2014 · 861 views

Так как эта статья мистически то появляется то исчезает с тхеравада.ру, то решил выложить ее у себя в блоге.

"

Медитация Анапанасати в наставлениях современных учителей Тхеравады




редакция текста: 07.03.2011
Автор: SV



Введение

Как отмечают некоторые исследователи буддизма Тхеравады, эта буддийская традиция не является цельной и единой. В реальности есть много разных учителей, которые имеют собственные точки зрения на ряд положений тех учений, что сохранились до наших дней в Палийском Каноне. Одним из самых противоречивых таких моментов является медитация (бхавана), без которой невозможно достичь высочайших плодов буддийской практики. В Канонических Комментариях Палийского Канона путь практики медитации разделён на «випассану» и «саматху» - медитацию рассмотрения и успокоения соответственно. Самой известной и авторитетной комментаторской работой является трактат Ачарьи Буддагосы «Висуддхимагга», предлагающий детальное и поэтапное описание развития буддийской медитативной практики.
Однако, не все современные учителя соглашаются с обоснованностью медитации, предлагаемой Каноническими Комментариями, равно как и с самим разделением практики на отдельные методы «випассаны» и «саматхи». Некоторые из них в своей аргументации опираются на личный опыт, сутты (лекции самого Будды и его ближайших учеников) и на буддологические, исторические, филологические исследования буддизма, считая недостаточно надёжными такие источники как Канонические Комментарии и палийская Абхидхамма. Другие же, вероятно, наиболее ортодоксальные, строго придерживаются Комментариев и Абхидхаммы, и именно на этом выстраивают свою практику и учительство.
По этой причине в последнее время стали доступны различные версии объяснения такой базовой медитативной практики как «анапанасати» (осознанности к дыханию). Изучая написанные по этой теме работы разных учителей, иногда можно встретить полностью противоположные наставления, касательно тех или иных аспектов медитации, а также заметить, что разные учителя считают наиболее важными и разные аспекты практики. Тем не менее, есть и много общего даже среди наиболее непохожих друг на друга наставлений по анапанасати. Например, все учителя сходятся во мнении, что по мере развития медитации на дыхании, ум и тело должны всё больше успокаиваться, а осознанность становится всё более яркой и острой.
Должно быть, одним из самых противоречивых моментов является так называемая «нимитта», которая, согласно комментаторской традиции, должна возникнуть у медитирующего при глубоком успокоении незадолго до вхождения в джхану и проявиться в виде некоего внутреннего визуального образа - яркой звезды, светящейся сферы, кристалла, дыма, блестящей паутины и так далее. Согласно Комментариям, именно с этим образом нужно работать, чтобы он стал ярким и чётким, вследствие чего на нём же потом удастся войти в первую джхану. Некоторые учителя, например, такие как Дост. Па Аук Саядо, строго придерживающиеся традиции, считают такой феномен обязательным. Другие, как например Аджан Чаа, считают, что у кого-то нимитта возникает, а у кого-то нет, поэтому для вхождения в джхану она не обязательна. Третьи же вообще считают эту концепцию ошибочной, появившейся в Канонических Комментариях в связи с неправильным толкованием более древних текстов (например см. работу Бхиккху Соны «Тайна нимитты дыхания или Случай недостающего примера»).
Ещё одним, возможно, наиболее важным противоречивым моментом, является само состояние джханы. Разные учителя предлагают разные объяснения этого уровня самадхи, а также имеют и разные точки зрения на предмет важности этого достижения в буддийской практике.
В данном вопросе очень трудно однозначно сказать, кто из учителей более прав, а кто - менее. Как правило, известный учитель медитации имеет длительный монашеский стаж и, как предполагается, большой опыт личной практики медитации. Поэтому каждый, кто желает серьёзно заниматься медитацией анапанасати, должен сам разобраться в этом вопросе и сделать для себя выводы на основании собственного медитативного опыта, знания канонических текстов, понимания и интуиции.
Данная работа написана с целью помочь разобраться в этой теме, провести сравнения, лично опробовать разные методики, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Здесь в тезисах представлены ключевые моменты наставлений по медитации на дыхании, предлагаемые несколькими известными современными учителями традиции Тхеравады. Все тезисы взяты из конкретных трудов, книг, лекций и статей, ссылки на которые представлены в самом низу. Для удобства изложение разбито на 7 этапов - от предварительных наставлений до первой джханы, хотя нужно отметить, что эти этапы условны и некоторые учителя при объяснении практики их не выделяют. Также есть возможность выбрать конкретного автора и посмотреть все его тезисы по всем 7 этапам отдельно, исключив наставления других учителей. Таким образом, вы можете провести сравнения, выявить противоречивые моменты, какие-то аспекты, понять предлагаемые общие векторы развития медитации - как у конкретного учителя, так и у всех учителей вместе взятых.
Чтобы более подробно понять позицию того или иного учителя, равно как и узнать предлагаемую им технику в больших подробностях и деталях, вам придётся самостоятельно изучить его лекции и труды. В данной работе указаны лишь общие ключевые моменты техники анапанасати, и многие связанные с этой медитацией вещи не рассмотрены или даже не затронуты вообще.
Для получения цельного представления о том, как полно и эффективно осуществлять буддийскую практику (и медитацию в частности), следует обратиться дополнительно к другим книгам, работам, лекциям, материалам.


1 Этап - предварительные наставления

Каноническое описание этапа (МН 118 - Анапанасати сутта)

«Вот монах уходит в безлюдную местность, под тень дерева или в пустое жилище, садится со скрещенными ногами, держит тело выпрямленным, устанавливает осознанность впереди»
Па Аук Саядо
  • примите любую удобную позу.
  • установите осознанность к дыханию.
  • ощущайте прикосновение дыхания в области ноздрей.
  • нельзя устремляться за дыханием по мере его движения в теле, иначе сосредоточение не будет развиваться, поэтому нужно следить за дыханием только в одной области его прикосновения с телом.
  • нельзя уделять внимание рассмотрению характеристик дыхания, а следует видеть его просто как некую общую концепцию.
Ньянапоника Тхера
  • предпочтительная поза: полный лотос. Если не получается сидеть в полном лотосе, можно принять позу попроще.
  • нельзя каким-либо образом влиять на процесс дыхания. Оно должно быть естественным.
Аджан Брам
  • найдите тихое и бесшумное место, где нет отвлечений (например, комаров и т.д.)
  • сядьте на удобное сидение, чтобы тело чувствовало лёгкость длительное время.
  • отбросьте все мысли о прошлом и планы о будущем.
  • перед тем, как начать следить за дыханием, потратьте некоторое время на удерживайте внимания на настоящем моменте.
  • добивайтесь состояния прекращения внутренней речи, чтобы в уме наступило безмолвие, и одновременно с этим, чтобы осознанность находилась в отмечании настоящего момента.
Аджан Буддадаса
  • найдите тихое и спокойное место, где нет отвлечений. Если такого не удаётся найти, выберите наилучшее из возможных вариантов.
  • крайне желательно сидеть в полном лотосе, поэтому нужно приложить усилия к его развитию. Никакая другая поза не принесёт наивысших результатов. Для начала можно сидеть в более удобной для себя позиции.
  • нужно выпрямить спину. Прямая спина означает максимально выпрямленный позвоночник, как если бы к спине приставили железный штырь.
  • установите всю свою осознанность целиком на дыхании.
  • не обязательно глаза держать закрытыми. Вначале лучше практиковать даже с открытыми глазами, по мере углубления практики они закроются сами.
Аджан Чаа
  • отпустите все мысли о внешнем, не думайте о том, что происходит или присутствует рядом с вами.
  • сбалансируйте усилия: не слишком усердствуйте, но и не слишком расслабляйтесь.
  • дыхание должно быть естественным, не форсируйте его.
  • закройте глаза, тогда ум обратится вовнутрь, а не вовне.
Бханте Вималарамси
  • найдите тихое и бесшумное место, где нет отвлечений - звуков, людей, животных, шума от транспорта и так далее.
  • нет смысла сидеть на голом полу и терпеть боль, поэтому сядьте удобно - на стул или в кресло, но не опирайтесь на его спинку.
  • держите спину прямо, не слишком выпрямленную, но и не слишком согнутую.
  • ни в коем случае не двигайтесь во время медитации. Нельзя шевелить даже пальцем, потому что иначе медитация нарушится, и придётся начинать сначала.
Тханиссаро Бхиккху
  • сядьте удобно, так, чтобы не было перекосов вперёд-назад, вправо-влево.
  • выпрямите спину, но не так сильно, как «солдат по стойке смирно».
  • потратьте некоторое время на пожелание себе и другим доброты и благополучия.
  • отставьте все лишние мысли и планы, настойтесь на сосредоточение.
2 Этап - начало сосредоточения на дыхании

Каноническое описание этапа (МН 118 - Анапанасати сутта)
«Постоянно осознанный, он вдыхает. Осознанный, он выдыхает»
Па Аук Саядо
  • считайте дыхания по принципу «вдох-выдох-один», «вдох-выдох-два» и т.д., но не менее пяти и не более десяти (затем счёт идёт с начала, то есть со счёта «один»). Нужно самому для себя определить при какой длине цикла таких подсчётов ум сосредотачивается лучше всего.
  • считайте таким образом как минимум 30 минут, после чего можете перейти к следующему этапу.
Ньянапоника Тхера
  • следите за дыханием только в области соприкосновения воздуха с ноздрями. Нельзя переводить внимание на иную область.
  • нельзя следовать за дыханием вовнутрь тела, иначе сосредоточение нарушится.
  • возможно, точка соприкосновения воздуха с ноздрями будет меняться: то сильнее ощущаться в правой ноздре, то в левой. Следует установить внимательность там, где ощущение соприкосновения воздуха с ноздрей более явное.
  • нельзя слишком напрягать тело и прикладывать чрезмерные усилия к сосредоточению, иначе медитация нарушится.
  • смотреть на дыхание следует непринуждённо.
Аджан Брам
  • отпустите многообразие (отвлечение ума по каналам всех 6 чувств) и настройтесь на осознанность к единственному объекту, единству.
  • не имеет значения в каком месте тела наблюдать ощущение дыхания, даже лучше вообще не фокусироваться на какой-то одной точке его прикосновения, а осознавать следует само наличие ощущения дыхания.
  • нельзя контролировать дыхание, оно должно течь естественно.
  • можно использовать мантру «буд-дхо» - на вдохе произносите «буд», на выдохе «дхо».
  • если на этом этапе вам трудно сосредотачиваться, нужно вернуться к первому этапу установления безмолвной осознанности.
Аджан Буддадаса
  • установите полную внимательность к вдохам и выдохам.
  • не контролируйте дыхание, пусть оно течёт естественно.
  • начинайте следить за дыханием: осознавайте, как оно проходит от ноздрей к пупку и обратно.
  • отслеживайте внимательно каждый момент протекания дыхания, отслеживайте паузы между вдохом и выдохом.
Аджан Чаа
  • настройтесь сидеть в медитации просто «с тем кто знает» (осознающий ум).
  • смотрите на дыхание, на то, как оно входит и выходит.
  • если ум обеспокоен, сделаете глубокий вдох и полностью выдохните, пока в лёгких не останется воздуха. Повторите три раза и вернитесь к дыханию.
Бханте Вималарамси
  • не вовлекайтесь в объекты шести чувств. Если отвлекаетесь на них, отметьте это, отпустите и вернитесь к дыханию.
  • знайте, вдох сейчас или выдох. Будьте осознанны, но не напрягайтесь.
Тханиссаро Бхиккху
  • пару раз глубоко вдохните, ощутите место, где чувствуется дыхание - это может быть любая точка в теле - и установите внимание на этом месте.
  • не форсируйте дыхание и чрезмерно не сосредотачивайтесь.
  • пусть дыхание течёт естественно, просто отмечайте как оно ощущается.
  • настройте себя, что ощущение дыхания - это то, чего вам очень недостаёт.
  • если ум отклоняется, возвращайте его обратно к дыханию - не важно сколь много раз он будет отклоняться.
3 этап - длинное и короткое дыхание
Каноническое описание этапа (ДН 22 - Махасатипаттхана сутта)
«Делая длинный вдох, он знает: я делаю длинный вдох. Делая длинный выдох, он знает: я делаю длинный выдох. Делая короткий вдох, он знает: я делаю короткий вдох. Делая короткий выдох, он знает: я делаю короткий выдох»
«Как опытный гончар или его ученик, делая большой оборот, он знает, что он делает большой оборот, или, делая малый оборот, он знает, что он делает малый оборот. Точно также и монах, делая длинный вдох, знает, что делает длинный вдох; делая длинный выдох, знает, что делает длинный выдох; делая короткий вдох, он знает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он знает, что делает короткий выдох»
Па Аук Саядо
  • на этом этапе вы должны знать длинное дыхание и короткое дыхание. Если оно длинное, оно длится больше времени. Если короткое - меньше. Нужно самому определить, какое для вас является длинным, какое коротким.
  • нельзя анализировать вдох это или выдох. Нужно просто отмечать длину.
  • нельзя делать дыхание длинным или коротким специально (волевыми усилиями).
  • на этом этапе может появиться нимитта, но если она не появляется после часа такой практики, переходите к следующему этапу.
Ньянапоника Тхера
  • не нужно насильно делать дыхание коротким или длинным.
  • обращайте внимание лишь на то, каким дыхание является в сам момент наблюдения - более длинным или более коротким.
  • на этом этапе для вас станут более отчётливы особенности процесса дыхания.
Аджан Брам
  • нельзя контролировать дыхание, т.е. насильно делать его длинным или коротким.
  • здесь вы должны наблюдать дыхание только до той степени, чтобы знать длинное оно, короткое, или примерно средней длины.
  • этот этап рассчитан на то, чтобы заинтересовать практикующего дыханием. Поэтому здесь можно любопытствовать, обращать внимание на характеристики дыхания (длину, лёгкость, паузу между вдохом и выдохом и так далее).
Аджан Буддадаса
  • здесь нужно изучить длинное и короткое дыхание: рассмотрите что делает дыхание длинным, коротким; как ощущается длинное, как ощущается короткое дыхание; и так далее.
  • нужно увидеть, что длинное дыхание - приятно и потому правильно для сосредоточения, а короткое дыхание болезненно и дискомфортно, поэтому так дышать не нужно.
  • используйте счёт, чтобы регулировать длину дыхания. Короткие дыхания будут проходить примерно на счёт «три», а хорошие длинные дыхания могут длиться очень много счётов подряд.
  • с помощью дыхания можно контролировать эмоции. Например, если у вас возникает раздражение, делайте дыхание длинным.
Аджан Чаа
  • здесь вы должны найти баланс - не нужно специально делать дыхание длинным или коротким.
  • когда вам удалось смотреть на дыхание и при этом не влиять на его длину, то достигается этот самый баланс и можно перейти к следующему этапу.
Бханте Вималарамси
  • не нужно пристально сосредотачиваться на дыхании. Вам просто нужно знать, просто осознавать какое дыхание имеет место в данный момент - короткое или длинное.
  • нельзя контролировать дыхание.
  • если будете пытаться чрезмерно фокусироваться на дыхании и усиленно бороться с помехами, то это неправильно, и приведёт лишь к головной боли и напряжению.
  • вы должны целиком принимать всё, что происходит в настоящем моменте, не сопротивляясь этому и ничего не устраняя.
Тханиссаро Бхиккху
  • вы можете попробовать разные типы дыханий: длинное, короткое, быстрое, глубокое и так далее. Выберите то, которое лучше всего успокаивает тело и которое в данный момент наиболее комфортно.
4 этап - ощущение всего тела дыхания
Каноническое описание этапа (МН 118 - Анапанасати сутта)
«Он тренирует себя так: я буду вдыхать, ощущая всё тело. Он тренирует себя так: я буду выдыхать, ощущая всё тело»
Па Аук Саядо
  • здесь вы должны непрерывно знать весь процесс дыхания целиком.
  • может появиться нимитта, но если через час такой практики она не появляется, переходите к следующему этапу.
  • если нимитта появляется, то не обращайте пока на неё внимания, а продолжайте следить за дыханием.
Ньянапоника Тхера
  • здесь нужно научиться смотреть на дыхание без перерывов. Если это удастся в течение 20 минут, то далее станут видны более утончённые детали процесса дыхания.
  • вы заметите, что осознанность к дыханию неравномерна, она не одинаково остра на трёх этапах дыхания: начале дыхания, середине и в конце. Или же осознанность может пропускать некоторые этапы дыхания, например, начало вдоха или же конец выдоха. Поэтому здесь вам нужно развить ещё большую осознанность.
  • здесь же, возможно, у вас появятся утончённые беспокойство или апатия, которые нужно замечать.
  • когда все эти недостатки будут устранены, то данный этап завершён и нужно перейти к следующему.
Аджан Брам
  • на этом этапе нужно усилить осознанность, чтобы видеть каждый миг дыхания - от самого начала, до самого конца, а также нужно отмечать паузу между вдохом и выдохом.
  • здесь также должна наличествовать безмолвность (нет внутренней речи).
  • на этом этапе вы должны научиться непрерывно ощущать дыхание несколько сотен циклов подряд, ни разу не сбившись.
Аджан Буддадаса
  • на этом этапе нужно научиться видеть, что есть два тела - тело дыхания и физическое тело. Нужно созерцать дыхание, пока это не станет очевидным.
  • затем нужно увидеть, как тело дыхания влияет на физическое тело, а физическое - на тело дыхания. Когда вы смогли увидеть все эти взаимосвязи, то можно перейти к следующему этапу.
Аджан Чаа
  • теперь возьмите дыхание объектом медитации. Путь дыхания таков: начало дыхания - это нос, середина - это грудь, конец - это живот (и наоборот при выдохе).
  • просто отмечайте как дыхание проходит по этому пути - в его начале, в середине, в конце. Это позволит сократить умственную активность и поможет установить осознанность.
  • когда вы сможете научиться отмечать дыхание в этих трёх точках, отпустите это отмечание и переведите внимание только на область носа или верхней губы, где ощущается движение воздуха при дыхании.
  • по мере протекания дыхания удерживайте ум только на этой области.
Бханте Вималарамси
  • на этом этапе вы должны знать, когда дыхание начинается на вдохе, и когда вдох заканчивается. Аналогично с выдохом.
  • нельзя усиливать сосредоточение, фокусировку ума, нужно просто знать о том, что происходит.
Тханиссаро Бхиккху
  • когда дыхание установилось на выбранной области в теле, попробуйте теперь ощутить как дыхание ощущается во всём теле: ниже пупка, справа, слева, выше пупка, в середине груди и так далее. В каждой точке отмечайте, есть ли напряжение. Если есть - расслабляйте это напряжение.
  • отслеживайте, чувствуется ли какое-либо движение в этой части тела, или же никакого движения нет.
  • на каждую выбранную точку в теле уделите несколько минут осознанного наблюдения.
  • затем попробуйте распространить осознанность на ощущение всего тела целиком, подобно тому, как паук сидит в центре паутины и чувствует всю паутину, или как свеча горит в комнате и освещает всю комнату. Ваша осознанность будет стремиться вернутся к какой-то одной точке - если так произойдёт, опять расширьте осознанность на всё тело целиком.
  • ощущайте как с каждым вдохом и выдохом дыхание проходит через каждую пору вашего тела.
  • удерживайте такую расширенную осознанность так долго, как можете.
  • в целом неправильно понимать развитие сосредоточения как всё большую фокусировку на узкой и ограниченной точке тела, поэтому нужно стремиться к единому осознаванию всего вашего физического тела.
5 этап - успокоение дыхания
Каноническое описание этапа (МН 118 - Анапанасати сутта)
«Он тренирует себя так: я буду вдыхать, успокаивая телесную формацию (дыхание). Я буду выдыхать, успокаивая телесную формацию»
Па Аук Саядо
  • здесь вы практикуете аналогично предыдущему этапу непрерывного отслеживания всего процесса дыхания, но теперь уже с настроем его успокоения.
  • если будете делать на этом этапе что-то иное, сосредоточение нарушится.
  • на этом этапе дыхание может стать полностью незаметным. Если так случилось, нужно вернуться к тому месту, где оно в последний раз ощущалось. Если не удаётся его заметить, нужно спокойно ждать до тех пор, пока не удастся.
  • если его не удаётся поймать, нельзя усилиями делать дыхание более грубым, иначе сосредоточение нарушится.
  • на этом этапе должна появиться нимитта.
Ньянапоника Тхера
  • из-за стараний по развитию сосредоточения и внимательности на предыдущем этапе, теперь появятся незначительные беспокойства и напряжение.
  • на данном этапе вы должны устранить эти остаточные незначительные напряжения, чтобы развить ещё большее спокойствие.
  • на этом этапе происходит разделение практики на путь випассаны и путь саматхи.
Аджан Брам
  • вы должны полностью развить предыдущий этап полной осознанности дыхания, прежде чем переходить к данному этапу, иначе ум впадёт в апатию и леность.
  • нельзя переходить к этому этапу, поддерживая осознанность к дыханию на силе воли.
  • на этом этапе вашу осознанность к дыханию ничто не прерывает, ум находится в осознавании естественным образом.
  • здесь можно настроить ум на ещё большее успокоение, отметив про себя «успокойся».
Аджан Буддадаса
  • цель практики здесь: успокоение дыхания.
  • здесь физическое тело станет очень спокойным, мягким, и здесь же начнётся успокоение ума.
  • можно использовать пять хитрых приёмов для успокоения дыхания: следовать за дыханием; караулить его в одной точке; вызвать нимитту в точке ощущения дыхания; всячески манипулировать нимиттой для получения силы ума; сфокусироваться на одной из этих нимитт для ещё большего успокоения ума.
  • выберите место, где дыхание ощущается лучше всего, и удерживайте осознанность на этом месте.
Аджан Чаа
  • вскоре ум станет спокойным и дыхание начнёт успокаиваться.
  • ум и тело становятся лёгкими.
  • теперь мы начинаем отмечать все состояния, которые происходят в медитации.
  • мы чётко видим все вдохи и выдохи.
  • витакка и вичара (направление и удержание ума на объекте) исследуют различные состояния и объекты, возникающие в медитации, но мы их просто «знаем», и ум в них не впадает, не убегает за ними. Таким образом, теперь у нас присутствуют и успокоение и осознанность.
Бханте Вималарамси
  • отметьте, есть ли какое-то напряжение в голове по мере протекания дыхания. Если есть, расслабьте его и отпустите.
  • если ум отвлёкся, сделайте его раскрытым, расширенным, чистым, спокойным, и аккуратно верните на дыхание.
  • продолжайте расширять и успокаивать ум.
  • при появлении мыслей, просто отпускайте их, не думайте их дальше. Аналогично поступайте с любыми отвлечениями.
Тханиссаро Бхиккху
  • вы ощущаете дыхание и всё тело целиком, ум не отвлекается на другие объекты.
  • по мере удержание дыхания на всём теле, ему будет надобиться всё меньше кислорода, тело и ум начнут успокаиваться.
  • когда ум успокоится, могут появиться ощущения лёгкости, приятности и даже восторга. Вы должны распространить их на всё тело.
  • вы можете экспериментировать в изучении объектов ума, возникающих помех, смотреть их взаимосвязь, причины их появления и исчезновения, и учиться на этом.
  • рассмотрите, есть ли какое-то тонкое напряжение в уме, и, если есть, постарайтесь найти способы расслабления, отпускания этого напряжения.
6 этап - нимитта
Каноническое описание этапа (МН 118 - Анапанасати сутта)
«Он тренирует себя так: я буду вдыхать, ощущая восторг. Он тренирует себя так: я буду выдыхать, ощущая восторг. Он тренирует себя так: я буду вдыхать, ощущая счастье. Он тренирует себя так: я буду выдыхать, ощущая счастье»
Па Аук Саядо
  • нимитта у всех разная - разных видов, цветов, форм, текстур.
  • нельзя «играться» с нимиттой - изменять её форму и тому подобное.
  • вначале, когда появится нимитта, не переключайте внимание сразу же на неё, поскольку она неустойчива и может исчезнуть.
  • если нимитта стала устойчивой, сфокусируйтесь на ней и не отпускайте внимание.
  • если нимитта возникла далеко, не обращайте внимания на неё.
  • правильная нимитта должна появиться в месте прикосновения дыхания.
  • отпустите дыхание и по мере сосредоточения на нимитте, она начнёт становиться всё более яркой и это будет сосредоточением доступа (упачара самадхи). Пять факторов джханы пока ещё не развиты в полную силу и есть возможность впасть в «бхавангу» - состояние, в котором кажется, что всё прекратилось и остановилось - но это ловушка.
  • нужно смотреть на яркую нимитту час, два или три, и следить, чтобы ум не был слишком взбудоражен радостью или же не стал ленивым, иначе вы опять впадёте в бхавангу.
Ньянапоника Тхера
  • не следует уделять какой-либо фазе дыхания особое внимание - осознанность должна быть равномерно ясной, но без фокусировки на конкретных этапах процесса дыхания.
  • любая чрезмерно заострённая деятельность ума будет помехой.
  • отвлекитесь от волнообразного ритма дыхания, не прерывая его избирательным вниманием.
  • в результате в уме должна появиться патибхага-нимитта, нечто вроде светящейся точки, или звезды.
  • любые усложнённые образные представления или «видения» не являются признаком прогресса. Такие нимитты неправильны и их следует отбросить.
Аджан Брам
  • на этом этапе вначале появляются джхановые факторы восторга и счастья (пити-сукха). Если они не появляются, нужно практиковать предыдущий этап, пока они не появятся.
  • здесь дыхание становится настолько приятным, что уму не хочется смотреть на что-либо ещё.
  • здесь ум перестаёт отвлекаться на пять чувств и полностью настраивается только на шестое, то есть само осознавание.
  • когда сила восторга-счастья увеличится, вам покажется, что дыхание полностью исчезло.
  • нельзя искать пропавшее дыхание, если оно исчезло. Вместо этого новым объектом сосредоточения нужно взять факторы восторга-счастья.
  • здесь нельзя чрезмерно восхищаться, иначе это разрушит сосредоточение.
  • когда ум полностью успокоится, возникнет нимитта, которая является отражением самого ума.
  • вначале нимитта может быть подвижной и тусклой.
  • если нимитта тусклая, нужно вернуться к предыдущему этапу практики.
  • чтобы усилить нимитту, сосредотачивайтесь на её центре и полностью отпустите всякое контролирование.
  • сложносоставные и быстро исчезающие нимитты не являются правильными, на них не нужно сосредотачиваться. Правильная нимитта подобна луне в ясном небе.
  • нельзя рассматривать характеристики нимитты (края, размер, детали очертания и т.д.), иначе она может пропасть.
  • нельзя манипулировать нимиттой (пытаться её уменьшить, растянуть и так далее).
Аджан Буддадаса
  • когда ум сильно успокоится, можно создать нимитты различных видов - в зависимости от творческой способности ума (пламя, звезду, дым, сферу и т.д.).
  • теперь мы меняем нимитты с одной на другую усилиями - из одной превращаем в другую, меняем цвета, формы - это увеличивает силу ума.
  • затем мы выбираем подходящую простую нимитту, например, в виде крохотной белой точки, и сосредотачиваемся на ней.
  • не нужно делать сложную нимитту, к примеру, образ Будды - это создаст ненужные отвлечения.
  • по мере сосредоточения на маленькой точечной нимитте, ум наберёт силу, подобно тому как лучи солнца проходят через линзу. Ум станет однонаправленным, заострённым в одной точке
    - когда практикуете нимитту стоя или при ходьбе, нужно пользоваться тапками или опираться на трость, чтобы не было лишних отвлечений.
Аджан Чаа
  • такой вещи как нимитта может и не быть (у кого-то есть, у кого-то нет).
  • дыхание может стать таким утончённым, что покажется, что оно полностью исчезло, а осталась только одна осознанность, которую мы теперь и берём объектом медитации.
  • когда успокоение и осознанность углубятся, появятся такие джхановые факторы как пити исукха (восторг и счастье).
Бханте Вималарамси
  • никаких нимитт на самом деле не появляется - нет никаких огней, объектов, созданных умом и так далее. Ум просто становится спокойнее и умиротворённее.
  • просто осознавайте дыхание и расслабляйтесь.
  • если пропустите вдох или выдох, то ничего страшного, спокойно верните ум обратно к дыханию, не нужно прилагать никаких усилий.
  • на самом деле нет такого, что дыхание становится трудно наблюдать, по мере того как оно утончается. Трудно наблюдать утончённое дыхание только тем, кто слишком «сосредотачивается» на дыхании и потому чрезмерно напрягается.
  • джхана наступит автоматически при дальнейшем расслаблении, когда ум станет умиротворённым и спокойным.
Тханиссаро Бхиккху
  • нимитта, даже если и существует, не является обязательной для вхождения в джхану.
  • дыхание и осознанность как бы сольются друг с другом, будет сложно различить где одно, а где другое. Постарайтесь упрочить это состояние, потому что ум естественным образом будет стремиться разбить его и вернуться к обычной узкой осознанности на каком-то одном месте тела.
  • появится ощущение полноты (восторг - пити), и сопровождающее его чувство лёгкости (счастье - сукха)
  • пропитывайте всё тело этими факторами счастья и восторга, даже если состояние осознанности всего тела прочное и устойчивое.
  • когда почувствуете что «хватит», отпустите восторг и счастье и останется только ощущение абсолютного умиротворения и покоя.
  • до этого момента вы манипулировали дыханием, а теперь можете всё отпустить, оставив дыхание в покое, просто наблюдая его. Дыхание станет абсолютно спокойным.
  • после этого осознанность высвободиться от дыхания и вы можете направить её на анализ умственных факторов, например, на чувствование и восприятие.
  • данный этап медитации плавно переходит в джхану, без резких границ.





Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031