Перейти к содержимому


  




Имитации...

Автор: Николай, 16 Февраль 2011 · 825 views

Имитация...
Славная штука интернет, при первом же запросе выдал более десятка синонимов слову имитация, от копирования и подражания, до пародии, и фикции. Почему я задался поиском синонимов этому слову? Все просто, все больше и больше я вижу имитацию в жизни. Когда люди играют в жизнь это интересно и в определенный период полезно, в детстве имитируя поведение взрослых, дети учатся. Копируя движения, мы учимся, рисовать, писать, двигаться. Ребенок, сам того не замечая копирует походку отца, подражая, копирует интонацию голоса, или повадки, особенности поведения. К сожалению не всегда имитация дает нужные навыки. Копируя, подражая, нужно отчетливо понимать, что ты копируешь, нужно ли это тебе? Копируя старших, пытаясь выглядеть круче подросток начинает ругаться матом, или курить, осознав это, он возможно отучится от этой привычки, а возможно и нет. Есть безобидные привычки, шаблоны, а есть те, что будут мешать человеку жить. К чему столь долгая прелюдия, что я хочу сказать? Перейду к сути.
Все больше и больше я вижу имитацию в каратэ, часто это неосознанное копирование ошибок, рожденное непониманием, либо искаженное восприятие. Это конечно же плохо, но вполне исправимо, нужно лишь иметь желание и прилежание. К сожалению все чаще я встречаю осознанную имитацию, в кихоне, в ката, спортивном кумитэ. Приведу несколько примеров, начну с кихона. Так хочется иметь сильное КИМЭ, как у мастеров, «СНЕП»- щелчок, что бы сразу видно было, что перед вами боец, обладающий мощным ударом. Для этого чрезмерно расслабляют ударную руку, приоткрывают кулак, подворачивают его для больше ротации, а в конце еще и подхлестывают, слегка сгибая запястье, эффектно…до первого удара в тяжелый мешок или в противника, вдруг сорвавшего дистанцию…вывих, растяжение, иногда перелом.
Это лишь простейший пример, каких море в кихоне. Далее приведу пример из ката. Соревнования, нужно показать мощь, скорость, заншин и тд. Убедить судей, что ты лучший, убедить зрителя, что ты просто зверь. Для этого хороши все средства, каратэги потолще, особого кроя, с подвернутыми и прошитыми рукавами, и штанинами, хлопки по нему эффектнее, звук жестче, слышно дальше. Сидит зритель в 5 ряду и восторгается:- «…вот это КИМЭ, красавец!» Появляется, куча едва заметных элементов, для усиления эффекта от исполнения, такие как: хлопок «базовой» рукой в грудь, подмахи и подхлёсты перед техническими элементами, хлопки ногами об пол в момент удара рукой, притопывания и тд. и тп. Некомпетентного судью, неискушенного зрителя, всем этим можно обмануть, но не мастера. Только вот нужно ли? Ведь на все эти «нюансы» тратят время на тренировках, вместо того что бы действительно проработать и отточить технику, правильное вложение сил, то что однажды принесет победу в реальной схватке.
Спортивное кумитэ, неужели и там имитации есть место, ведь это схватка, победит сильнейший! Так да не так, я не буду опускаться до описания откровенных симуляций и модулирования бойцом таких положений, в которых противник получит предупреждение или снятие очка, эти моменты должны замечать судьи, ведь их разбирают на семинарах. Обратим внимание все на тоже, имитация эффективной техники, нет вложения бедра, дисбаланс, нет вложения веса, ничего страшного, заменим все динамикой и громким криком. Приведу просто пример, «вход с гяку цуки», мощное техническое действие, владеющий им боец может одним ударом в корпус сложить соперника, конечно же при своевременном исполнении, правильной технике и соответствующей динамикой. Так ли это на соревнованиях, часто увы нет, спортсмен завален назад, что бы в случае чего «выйти»(разорвать дитсанцию), еле- еле стоит на ногах, но из за всех сил старается изобразить что он попал, ему так хочется заработать «вазари», в ход идет красивый забор ударной руки, кияй! Поверят, часто верят. Дальше маховик, поверили одному, поверят и другому, а как иначе ведь одному оценку то дали. Зритель на трибунах ждет следующего крика, в динамике толком и не видно, что там было, зато красиво и эффектно. Команда всячески подыгрывает спортсмену, криками… Нужно ли это, а если это будет не поединок с дозированным контактом, а бой? Велико будет разочарование, если противник не упадет после «входа», а даст в ответ двойку, а судьи остановить поединок, рядом нет…
Все чаще на семинарах по каратэ, я вижу высококачественный тренинг по легкой атлетике. В ката применяют методики и ухватки из художественной гимнастики. Плохо? Нет! Отлично когда заимствуются методики, отлично, что растут качественные специалисты умеющие, развить взрывную скорость, повысить выносливость атлетов, развить другие нужные качества. Я лишь хочу заметить, все это превосходно, но не должно менять сути каратэ. Суть каратэ-победа в реальном поединке, это конечная цель. Подмена цели, однажды сыграет плохую шутку. Чем это грозит спортсмену практикующему имитацию вместо реальной техники? Практикующему бойцу объяснять не нужно, закончится это плачевно, схватка с мотивированным, сильным соперником, которого нечем будет остановить, все расставит на свои места. Посмотрите на мэтров каратэ, их действия порой просто скупы, нет ничего лишнего, нет места имитации, но есть максимум действия. Соревнования это лишь малая часть тренировочного процесса, нужная часть, которая не должна стать самоцелью.
В заключение хотел бы сказать, я с уважением отношусь к бойцам всех стилей и направлений, не стиль важен, а мастер! Как приятно смотреть на шедевр искусства пусть неброский, но настоящий и как печально «обжечься» об яркую, но дешевую подделку.
С уважением ко всем, Николай Чаганов.