Перейти к содержимому


  




историческое фехтование - определение правил

Автор: Dennis13, 13 Апрель 2011 · 1 491 views

Тезисы определения правил для турнира по историческому фехтованию в Израиле.

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их» - Эта меткая формулировка Жана-Батиста Мольера для меня, первый постулат в формировании правил для турнира по историческому фехтованию. В тоже время, я отдаю себе отчет, что любые правила это набор ограничений и условностей, которые неизбежно искажают технику, применяемую в реальном бою. Наша же цель стремиться к минимальному искажению исторической техники. Но техника фехтования менялась в зависимости от того о каком «бое» идет речь: бездоспешная техника разительно отличается от техники боя в полном доспехе, бой пеших воинов, почти никогда не был боем закованных с ног до головы рыцарей. Но даже при бездоспешном поединке, бой редко заканчивался после первого результативного удара.

Современный поединщик нередко подстаивает свою технику под определенные правила. Это цель спорта, победить по условным правилам, ярчайший пример олимпийское фехтование, где главное достать первому не думая о защите, а то, что ваш противник достал вас долей секунды позже и то, что ваш удар его бы не остановил, в расчет не принимается. Из исторических примеров, да и из современных отчетов по криминалистике мы знаем, что редко, когда первый удар холодным оружием приводит к молниеносной смерти или к полной дееспособности противника. Следовательно, условный поединок не должен останавливаться после первого результативного удара. Но тут важно, не впадать в другую крайность и не превращать фехтование в спорт на количество очков. Не редко на пост-советском пространстве, под термином «историческое фехтование» принимают скоростное настукивание очков ломиком за определенное время где счет идет на десятки. Интересно, что и в последнем примере, правила не стимулируют поединщика думать о защите, бойцы нередко даже сознательно идут на размен. Получается, что ни до первого удара ни «швейная машинка» это не выход. Должна быть найдена золотая середина в определении количества ударов, которая будет стимулировать бойца защищаться.

Со второй частью фразы Мольера мы более менее разобрались, теперь давайте рассмотрим первую – «искусство наносить удары». И как искусство оно гармонично, а когда из исторического фехтования правилами убирают колющую технику, это уже не историческая техника. Тупой меч и система очков и так нередко ведут к тому, что боец не имитирует правильный удар – прорубание и прорезание, а убрать из этого колющую технику и мы получим что, правильно настукивание очков ломиком. Если в случае использования осторого оружия, нас останавливает реальная опасность здоровья бойца, то в случае с колющей техникой закрытый шлем или скрытая защита значительно снижают риск. Смешны доводы борцов за историчность в нежелании одеть пластиковые очки, что то я не видел что бы на турнирах использовались аутентичные комплексы для пешего боя, нигде не бегают толпы Генрихов Восьмых. Когда бойцы подгоняют себе фантастические комплексы это считается нормально, а очки одеть ни ни. Так вот мы реконструируем именно технику исторического фехтования, доспех в этом случае лишь условность. Мы же не реконструируем технику боя в полном доспехе. Смешно видеть как люди в полных доспехах (где только их лошади) применяют бездоспешную технику фехтования, что то не видно «хафсординга» (техника при которой меч держится двумя руками) уколов и бросков. А видно настукивание очков в голову, там глухой шлем, наиболее хорошо защищенная часть тела. Пробить даже острым мечем какой нибудь топфхельм 14 век, да еще и цервьер (черепник) задача отнюдь не простая. Надо принять за условность также условный исторический комплект, чтобы понять какую технику мы реконструируем. Доспехи не только пехотинца обычно ограничивались открытым шлемом и имели массу дыр, но и рыцари, даже в самый расцвет доспеходеленья в Европе (+-15 век) для пешего боя предпочитали открытые шлемы.

Суммируя, мы принимаем за данность, что полные комплексы бойцов на нашем турнире лишь стилизация на определённый период. Выступая в полном комплексе, бойцы при этом сражаются пешими и реконструируют технику бездоспешного поединка. В качестве золотой середины мы принимаем правила боя до трех амлитудных ударов или уколов, этого вполне достаточно чтобы уничтожить условного легко одоспешенного или бездоспешного противника. Понятно, что именно три удара это условность одного удара, явно не хватает, а два число не настолько канонизированное как три, больше явно не нужно. Это набор условностей, при которых происходит минимальное искажение исторической техники. Количество сходов при этом может варьироваться, возможно 3 и 5 сходов. Правда в случае если в одном из сходов один из соперников смог поразить своего противника три раза и сам при этом не получить ни одного удара, то продолжение боя не имеет смысла за полным превосходством одного из бойцов.

Денис Златопольский