Перейти к содержимому


  




Его Величество Спарринг

Автор: Dennis13, 08 Февраль 2011 · 1 393 views

  • Спарринг решает все. Спарринг это максимально приближенная имитация нужного сценария боя, с минимальными ограничениями призванными сохранить жизнь и здоровье занимающихся.
  • Преподаваться может только техника ранее проверенная в спарринге.
  • Для постоянного роста бойца, азы техники, которую он изучает он должен постоянно закреплять в спарринге. Для прогресса боец должен спарринговать с противниками в чем то превосходящими его.
  • Спарринг это именно имитация боя, а не бой, спарринг всегда условен, боец часто адаптирует свою технику под условные правила спарринга, без реального боя, полностью избежать этого не удасться. Но можно свести ущерб к минимуму, подвергая и бой и спарринг анализу и создавая разные вводные и ограничения для спарринга.
  • Не все, что работает в спарринге будет работать в бою, но всё, что работает в бою должно отрабатываться в тех или иных формах в спарринге.
Уверен, что всем вышеизложенным, я не изобретаю велосипед, это мой вывод, который я сделал лично для себя на основе своего личного опыта. Мне посчастливилось заниматься у Алксандра Желязняка основателя ACT,Саша встречался с представителями любых стилей, которые имеют отношение к оружию в Израиле, и я имел возможность пофехтовать с совершенно разными противниками. Результат был неизменным, и не потому что стили плохие, а потому, что в них отсутствует спарринг. То что преподаватель имеет высокий дан, а школа возводит свою историю к патриархам, отнюдь не гарантирует, что то что преподают, преподаватели хоть раз отрабатывали в условиях приближённых к реальным. Иначе бы поняли, что большинство техник, что они преподают чрезмерно перегружены и усложнены. Как только тренер начинал спарринговать, был готов анализировать, с ним становилось интересно работать. Так меня обогатило общение с Джоном Эскудеро, тренером Lightning Scientific Arnis в Израиле, его арнис, я могу с чистым сердцем рекомендовать. Но заметьте не арнис как стиль а именно "его Арнис". То что школа имеет мнимые или подлинные древние традиции то, что какие то элементы техники в ней ещё с того времени, когда бой на холодном оружии был нормой, так вот это не гарантирует, что то понимание техники, которое вам преподают правильное. Более того, что вашим телом эта техника будет воспринята как простой боевой алгоритм, который сработает в стрессовой ситуации, а не как экзотический танец, и вы "повисните" под тяжестью программы. Любая преподаваемая техника, не важно то-откуда вы её узнали от вашего учителя или из манускрипта должна проверяться в спарринге, не 100% работать в спарринге, а именно проверяться в спарринге. Возможно вы придете к выводу, что этот элемент не работает из за конкретных условий спарринга. Значит надо поменять условия. А возможно, вы придете к выводу, что вы понимаете эту технику неправильно.
Все вышесказанное не имеет отношение к какому то конкретному направлению или школе, это не проблема школы это методическая проблема преподавания материала. Сейчас в сети появилось масса роликов где "ботаники" с умным видом рваными, кособочными движениями показывают их реконструкцию Европейских Боевых Искусств. Не умея бить простой нисходящий удар (зорнхау), "шлымазылы" берутся учить других "ударам мастера" из трактата Иокима Маера (Joachim Meyer). Посмотрите какие простые движения применяются в спарринге у АРМА, простые, но на какой скорости, простые но насколько ловко они двигаются:
Начинать надо с самой простой техники, она же потом и составит большой процент рабочей техники, техника отрабатывается в формальных упражнениях и закрепляется в спарринге. В самом начале спарринг составляет 50-70% от тренировки, потом больше. Формальные упражнения должны быть грамотно подобраны, лучше если они имеют в себе игровой элемент. Задача тренера подбирать занимающемуся немного неудобных спарринг партнёров, где то быстрее его, физически превосходящих или с чуть лучшей техникой. Почему "немного неудобных", потому что спаррингуя со слабым противником, занимающийся почти не растёт, тоже происходит, когда спаррингуешь с намного превосходящим тебя противником.
Не бывает идеальных правил соревнований, не бывает идеальных правил спарринга, потому что там где есть правила уже нет реального боя. Спарринг всегда условность. Иногда от очередного ботаника можно услышать, что тренировки ерунда, спарринг ерунда а соревнования ваши вообще дерьмо, потому что реальный викинг, самурай, рыцарь и дальше в зависимости от фантазии, в бою убивал своего противника. И только такой бой может показать кто сильнее. Ну что же прекрасный образец "психологии чмо" сиречь "голубя мира" эта птица забивает до смерти своих сородичей только от этого она хищником не становится. Военные игры известны с древнейших времён, читая Ветхий Завет, я и там встретил упоминания о таких состязаниях. Воина обучали, солдата тренировали и желательно было, что бы этот боец дожил до того к чему его готовили. Надо только помнить спарринг это не самоцель а инструмент подготовки к реальному бою.
Для примера в ножевом бою, при отработке муляжом теряется психологический эффект. Человек не боится условного ножа, и машет ногами/руками ну и что если по ноге деревяшкой попадут, а вот если я его в нокаут с левой. Можно конечно взять деревяшку потяжелей и вломоть в лобешник так что бы пусто было. Только всё это извращает технику реального боя. Вывод спарринг должен быть разнообразным. Мы например, что бы попытаться понять технику ножевого боя, пытаемся делать так:
1. спарринг с муляжом, для отработки скорости, технических действий, чувства дистанции и т. д. Работа с партнёром, часто только вы знаете было ли это простое касание или ваш партнёр проткнул бы вас. Не надо останавливать бой после удара в кисть, но вы почувствуете, что для вас был этот удар лёгким похлопыванием или вам возможно отрубили бы палец. Это работа партнёров.
2. спарринг нога к ноге в зажатом пространстве, цель не дать себя зарезать не пропустить удар в жизненно важную зону, а порезы будут, их не избежать. Но это не олимпийское фехтование, нет смысла зацикливаться на очках. Элементарные знания анатомии, если вы попали в предплечье, а вам саданули в шею, это урок для вас.
3. спарринг с различными условными сценариями, например один из нападающих вбегает, молотя ударами. Так часто и происходит на улице. Часто мы фехтуем на ножах минут по 10, выскакивая друг против друга и стараясь поразить противника на дальней дистанции. Сценарий на улице, скорее всего будет другим. Надо уметь работать на близкой дистанции, надо уметь работать в клинче.
4. последнее прошу не делать самим! Медленный спарринг с тупым ножом. Здесь многое зависит от защиты или её отсутствия, надо и так и так. Но пока вы не увидите настоящий нож у себя перед носом и вам не станет страшно, ни о каком ножевом бое говорить нельзя.
Спарринг должен быть максимально приближен к сценарию боя, но важно прогрессировать с минимальным количеством травм. Травмы накапливаются, люди прекращают заниматься из за травм, кому то везет, кому то везет меньше, важно что бы доля случая была сведена к минимуму. Помню только начиная заниматься по фехтбухам, мы сделали деревянные мечи, главная проблема была нет не зашита, а то что мы их разносили в щепу через пару недель, вконце остановились на буке "убить" его у нас занимало больше времени. Что там с пальцами, никогда снимки не делал, сколько сотрясений тоже не считал. Но сдуру можно, вы сами знаете, что сломать и нечем здесь гордиться, мне и моему спарринг партнёру повезло (хотя ребра я своему партнёру ломал), но были парни, которые приходили к нам получали травмы и уходили.
Вот из этого опыта, я и вынес для себя вышеизложенные принципы. Не считаю их статичными, никому их не навязываю и всегда буду рад если вы меня убедите в обратном в Спарринге.

(Всё вышеизложенное только моя личная позиция! Долгое время я занимался у Александра Железняка, и всегда буду ему безмерно благодарен, но сейчас я не занимаюсь в , это значит, что моя позиция может не совпадать или где то совпадать с позицией Саши.)




согласен на 99%
и я соглашусь на 90% :blink:
Торги устраивать не будем:) Наверное на 90% с тем, что написал не соглашусь я сам, недаром говорят, что мысль облечённая в слова становится ложной. Передать точно и упорядочно, что ты думаешь это искусство.
Для меня эта попытка изложить свои мысли, некий черновик, с целью сначала просто изложить без всяких прикрас и недомолвок, потом попробовать разобраться, подумать, добавить и возможно пересмотреть.