Перейти к содержимому


  




Немного об истории, спасе и подготовке в РРБ

Автор: Каа, 13 Январь 2012 · 853 views

В этой статье я попытался кратко изложить мое понимание Спаса, как составной части русского рукопашного боя и процесса развития РРБ в целом. Далее по тексту мы рассматриваем использование РБ, сугубо в военном прикладном деле
Многие ведут дискуссии, и споры о том, что у славян не было своих школ по боевым искусствам и даже стилей рукопашного боя. Боевых искусств у нас точно не было. Как и школ в современном комплексном понимании этого слова. Заниматься историей это, наверное, самое неблагодарное занятие. Так как у каждого человека своя, правда, своя история, исходя из личного взгляда на происходившие события.
Давайте попробуем понять, что было и в каком виде.

Немного о терминах.
Что такое боевая система? Почему одни стили имеют такое громкое название, другие нет. И как отличить одно, от другого?
Попробуем перечислить необходимые признаки боевых систем, если их нет, то стоит задуматься:
1.Короткие сроки подготовки
2.Работа первым номером. Нападение.
3.Работа с холодным и огнестрельным оружием
4.Работа против группы
5.Групповая работа
6.Возможность наносить удары на бегу
7.Фронтальное положение тела, боком бегать нельзя
8.Обязательная работа на шею
9.Установка на уничтожение живой силы противника. Отсутствие запрещенных зон для поражения. Акцент делается, наоборот, на поражение слабо защищенных участков человеческого тела. Для поражения, которых нет необходимости применять максимальную силу.
10.Боевая система должна быть рассчитана на скоротечность боя
Боевая система предназначена именно для боя. Не для спортивного боя, уличной драки. Для войны. Эта система рассчитана не на фехтовальные схватки дуэлянтов и зрелищность спортивных состязаний. Она предназначена для атаки и продвижению вперед, по полю боя. Представьте бой, который переходит в рукопашный. Противники идут в рукопашную атаку. С двух сторон накатывают волны людей. Сотни бойцов. В таком аду некогда финтить. Бросать перчатки в лицо врагу, вызывая его на дуэль. Здесь происходит все очень быстро. Две стороны сошлись. И сразу появились потери. У бойца есть несколько секунд на проведения атаки. Или он труп.
Вся техника боевой системы может быть показана за 30 минут. Вся без остатка. Если это занимает больше время, то вас обманывают. К боевому аспекту данная система не относится. Те, кто воевал, знают, что реальная техника не зрелищна. Она может выглядеть коряво. Это может быть все что угодно, но не РБ.
Так же многие не понимают того факта, что спортивные дисциплины, являются как правило дуэльными техниками. Они предназначены для выяснения отношений между двумя противниками или в лучшем случае обычной драки.

Коммерческие стили
Опять же, если это коммерческий продукт, то потребителя надо завлекать всякими нереально красивыми приемами, древними легендами и энергиями. Страшными секретными техниками, которыми надо овладевать чуть ли не всю жизнь.
На сегодняшний день есть много разных славянских направлений РБ. Основная масса относится к новоделам, которые состоят из компиляции восточных техник и домыслов Гуру. Костюмированные в вышиванки, косоворотки, камуфляжи и главное с сумасшедшей историей. Своим мировоззрением эти секции зачастую язычески-изотерическим уклоном. Почему? Рынок требует, народ очень любит сказки о бесконтактном бое и древних корнях системы. Зачем получать по лицу, если можно бесконтактно? Чем страшней и древней история стиля, тем больше людей принесет деньги сэнсэю. Как говорил Геббельс: «Чем чудовищней ложь, тем проще в нее поверит человек».
Не будем лукавить у восточников ситуация не лучше, а может и хуже. Но бренд восточных БИ крепко въелся в мозг обывателя. И поэтому критическое восприятие восточных сказок отсутствует.

Различие в подходе к обучению
Где то читал, что у европейцев и азиатов разный подход к подготовке бойца. Европейцы из тысячи человек подготовят 900 середняков за очень короткий срок, а азиаты из 1000 бойцов 10 мастеров за 15 лет, а остальные уйдут, отсеются. Сколько из 900 человек выживет, и повысят свою квалификацию? Думаю больше чем у азиатов. Что полезнее при ведении военных действий?
Тренировки, проходящие у нас и у них, так же кардинально отличаются. У нас доступность тренера, шутки и смех норма. У них, тренер это глава «секты». Хотя зачастую кавычки можно и не ставить. Великий и недостижимый.
Многие «исконно славянские» стили не понимая всего этого, полностью копируют восточную традицию. И выдают это за наше. В лучшем случае наряжают в рубахи с шароварами. Не самый плохой вариант, когда они идут европейским путем. Все же это ближе нам, чем восток. Но русского духа, там нет точно.

Вспомним, как все начиналось.
При проникновении на нашу территорию восточных единоборств, главный девиз был, что один безоружный, может противостоять многим вооруженным противникам. И это сильно действовало на молодые неокрепшие умы. Но вот вопрос задайте себе, а как же мы без этого раньше жили? Мы сдавались?

Вопрос стереотипов, вбитых гонконгскими фильмами в наши головы…
Там герои испускают энергии и валят всех на расстоянии, против людей с ножами побеждают голыми руками, показывают вычурную технику. Ну а людей с мечами просто рвут, как Тузик грелку. И при этом они всегда их побеждают голыми руками. Тупо игнорируя возможность вооружиться.
Количество стилей поражает воображение, как и количество видов вооружений. Но…
Давайте глянем на карту. Сравним население и территорию. Кого больше? У кого больше территории.

Так чье кун-фу лучше?
Их.
Почему?
Потому что они собирают с нас деньги. Они учат нас. А мы как обезьяны повторяем, как правило, не понимая, зачем нам это надо.
Но и мы делаем некоторые успехи в этом нелегком деле. Например, Система Рябко. Очень здорово иностранцы поют наши песни у них на семинарах. Рекомендую посмотреть. И проанализировать, что вы думаете про них (иностранцев). А потом подумать, а что же думают про нас азиаты в такой же ситуации.

Как это было у нас.
Подготовка начиналась с детства. Но никто не ходил к сенсею и не просил научить великому искусству. Все начиналось с игр. Базовая техника ставилась в обычных детских играх. Вот некоторые из них: чиж, снежки, бросание камней, борьба, игра свинопас или пекарь, казаки разбойники, прятки.
Так же можно включить в подготовку и танцы. Но это не ката зашифрованные, а ля Китай. Не зашифрованные удары и техника. Эта больше психофизическая подготовка. Структура тела, передвижение, чувство партнера, пластика.
Параллельно шло обучение духовное (Православие) и психологическое (пословицы и сказки, рассказы старших). Очень важной частью было и остается в подготовке русский дух, который передавался в православии, сказках, пословицах, песнях. Без него нельзя в полном объёме перенять то что нам досталось от предков. Все это было непрерывной цепью подготовки, они передают психологию и установки стиля. Не более. Но и не менее.
Все это шло как обычная детская жизнь, в которую так же входили и драки и просто возня малышни. Как правило, взрослые были инициаторами этой части воспитания. Они так же могли постоянно шпынять мальцов, ставить их в неудобные ситуации. Показывали удары, объясняли, что не получилось в драке или возне.
Ребенок взрослел, начинал выполнять мужскую работу и на основе его рабочих навыков, ставилась дальнейшая техника РБ.
Специальные навыки, которые ставились уже на основании игровых и трудовых. Как мог он работать в поле часами, так же мог и биться.
В славянских школах работа идет не от приемов, а от принципов. Очень важна пластика, а именно движок системы. В бузе, например это покач, в Гопки Спас – гойдок, в ШАРе это продольная волна, а у Голицына волчок. На данный движок системы РБ навешиваются передвижения, удары, броски. Как правило, в перечисленных всех выше системах в ударе принимает участие весь корпус.

Стенки как специальная подготовка
Групповая работа в РБ это наверно более характерно для славянских культур. Славяне всегда проводили постоянные стенки. Там был как групповой так и индивидуальный бой. В то время очень важно было держать строй, это отлично вытренировывалось в стенке. А бой в толпе вытренировывался в свалке-сцеплянке. Таким образом, боец был готов работать в любых условиях.

Про РБ и письменные источники.
Самые старые учебники по РБ это европейские. Старее я не видел. Где восточные древние мунскрипты?
Если судить о происхождении стиля из письменных источников в виде учебных пособий, то многие народы вообще не воевали. Ну, просто нет у них РБ. НЕ НАПИСАНО УЧЕБНИКОВ, а значит, могли только плеваться и царапаться. И как они жили?
Вот Китай другое дело, возьмем древние стили пьяницы и обезьяны. Представим их на поле боя! Один отряд тренировался по стилю обезьяны, другие по стилю пьяницы. И грянул БОЙ! Дальше пофантазируйте сами.

Почему у нас так, как есть, почему так получилось
Технический прогресс вторгался в нашу жизнь, разрушая традиционные устои общества. Разрушалось село, постепенно отмирала традиция. Потом было большое потрясение - Революция. Вмести с этим, и разрушалась наша Вера. Традиция начала деградировать. Она переросла в драки с арматурой и цепями район на район. Разборки футбольных фанатов. При союзе традиция почти умерла. Умерла по нескольким причинам:
1.Изменилась социальная среда в селах
2.Изменились способы ведения войны. Стенка потеряла практический смысл.
3.Были гонения на русскую традицию
После революции и вплоть до середины 70х РРБ практиковался только в Армии, за счет ее и выжил и сохранился. А уже после 70х в армию стало проникать каратэ.
АРБ и все что практиковалось в военных структурах не афишировались по одной причине. Они не заточены под соревновательную практику, так как слишком травмо - опасны, а значит, у них нет массового развития. Если же данную технику подгонять под стандарты спорта, в итоге получится спорт. Техника будет выхолощена. Правила поставят свои акценты и приоритеты. Это будет совершенно другой продукт.
Все системы заточены для уничтожения врага, если их менять по выше приведенной схеме, теряют всякий прикладной смысл.
Опять же хочется сказать, что если вы занимаетесь прикладной, боевой системой, то вы не терминатор. Нет самой крутой непобедимой системы, как в Гонконговских фильмах, которая позволит победить всех. Все решает дух бойца. А система РБ только помогает выжить.

Что у нас было, что осталось.
РБ возник и развивался вместе с человеком. Давайте вернемся в прошлое и посмотреть, как развивалось общество и как с обществом развивался РБ. Много тысячелетий, славяне занимались тем, что работали на земле. Крестьяне, были основным населением. Их призывали в ополчения в дружины. Те, кто выжил, возвращались в свои села, передавали свой опыт. Жизнь была размеренна, понятна, устоявшаяся. В место интернета и ТВ были обрядовые праздники. В общем, жили без суеты.
Как было уже сказано, основным населением было крестьянство. Оно было костяком, на котором все держалось, думаю, такая картина была актуальна вплоть до 18 века. И всё это время шел постоянный обмен между разными группами людей. Весь опыт привносился в сельскую общину. Общество росло. Человечество делилось на группы. Выбирая специализацию. Появилась профессиональная дружина, дворяне. При этом вначале как мне кажется, дворяне формировались из военного сословия, либо за военные заслуги. Получаем связку крестьяне – дружина - дворяне. Как мы знаем, дворяне вплоть до революции служили в армии и государству. Это был их основной долг. И если проследить эту взаимосвязь, то получим тесно переплетенную традицию, в основе которой лежит крестьянство. Но есть и отличия. Отличия формировались в процессе разделения и отдаления этих групп.
Вначале дружина в основной массе состояла из выходцев из села. Соответственно, в дружине должен был быть механизм быстрой подготовки бойца. Так же все в селе понимали, что им надо будет воевать, и у них должен был быть аналог допризывной подготовки. А так и было. В процессе разделения функций, можно условно внести следующее предположение, что у нас сформировались стили по сословному признаку, (по классификации Николая Орлова из города Апатит). Объединяли их принципы одни и те же, но реализовывались они по-разному.
Условная классификация исходя из развитых навыков и условий жизни:
Дворянские
Военные
Крестьянские
Дворянские были тесно переплетены с военным сословием, военные с крестьянскими. Еще раз повторюсь, базовым стилем, на мой взгляд, был крестьянский, так как крестьянство было основным сословием и основным поставщиком людей в армию.
Данные системы отличалась, прежде всего, движком системы, назначением и специализацией.
Но все они были они направлены, прежде всего, на военную сферу применения, тем или иным образом.
Были разные манеры боя на разных территориях нашего Отечества. Как уже говорилось выше, учили РБ не так как сейчас в секциях, а между делом. Отец учил сына. Было наставничество.
Мир держится на подвижниках, на людях, которым не безразлично их прошлое, так как без прошлого нет и настоящего.
В конце восьмидесятых годов прошлого века появились люди, которым не безразлична была боевая культура нашего славянского народа. А именно на волне азиатской экспансии «Боевых искусств», люди задумались, а как же дрались и побеждали наши предки? За счет чего? Начали искать людей, которые что-то могли показать, рассказать. С другой стороны те, кто хоть что-то сохранил, видя интерес к родному рукопашному бою, так же начали выходить на свет.

Крестьянская традиция РБ
К данной группе можно четко отнести напрямую РБ «Буза». Она построена на трудовых навыках. Как мог крестьянин с утра и до вечера в поле трудиться, так мог и на поле бранном поработать. Другими словами, его обычные движения, навыки перекладывали на военную технику. Объясняли, как этим пользоваться для боя. Плюс небольшая психологическая обработка. Боец готов. Если учесть что данный боец участвует в стенках, умеет держать строй. И самое главное он имеет опыт ГРУПОВОГО боя.

Дворянская традиция
В позднем времени, выделившись в основное правящее сословие, перестав уделять время физическому крестьянскому труду, профессионально занимаясь только военной подготовкой и светским время провождением. В подготовке основное время уделялось фехтованию, охоте и танцам. Пластика основана на танцах и фехтовании. Из уцелевших традиций я знаю и видел только одну, князя Голицына.

Военная традиция РБ «Гопки Спас»

История возникновения
Первый раз о данной системе упомянули в журнале "Техника-молодежи" № 2 /1989 г.
Когда появилось название Гопки Спас у данного РБ не известно, покойный Леонид Петрович говорил, что он услышал это название в конце 60 годов.
Леонид Петрович говорил, что данный РБ происходит от запорожских казаков, куреня пластунов. По нынешней терминологии это казачий спецназ. Соответственно и задачи стояли у них специфические. То, что касается истории, я утверждать достоверность данной легенды не могу. Отдаю это на откуп занимающимся ученикам. Ознакомившись с арсеналом Гопки Спас, они сами делают вывод касаемо истории.

Назначение РБ Гопки Спас
РБ "Гопки Спас", это жесткая наступательная система, рассчитанная для небольших групп, скрытно передвигающихся ночью, которым поставлена задача, уничтожить превосходящих их численностью противников. Исходя из выше приведенного, это круговой групповой ближний и скоротечный ночной бой малыми группами с применением огнестрельного и холодного оружия. Что еще более усложняет задачи. В групповом бое боец должен передвигаясь уметь бить, стрелять и резать. При этом он не должен виснуть на противнике, так как любая остановка позволяет противникам (мы говорим о групповом бое, где врагов больше) прицелиться и нанести точный удар или выстрел. Или же попытаться сковать передвижения, а потом нанести удар. Зависание равно смерти. Поэтому гойдок должен давать возможность прицельно стрелять, резать и бить, не делая подготовительных остановок и зависаний во время проведения технических действий. Подготовка бойца проходит в лесу, в гористой местности. В разное время года. Много подготовки проходит в ночное время суток, в проведении групповых боев. Где один боец работает против группы. Либо малая группа (2, 3, 5 человек) работает против другой большей группы.
Гопки Спас означает спасаться в низу. То есть при ведении боевых действий боец опускается на две головы ниже. Это положение обусловлено тем, что в темноте противник стреляет на уровне груди и пояса. Таким образом, боец уменьшает шансы противника на попадание в цель. Как писалось выше, боец должен быстро войти в ближний бой. Финтить и проводить разведку у бойца времени нет. У него есть время для нанесения максимум 3 ударов. Соответственно эти удары должны принести максимальный вред противнику. А для этого они должны быть шокирующими, мощными и нанесенными в уязвимые незащищенные места врага:
Голова, глаза, затылок, переносица, челюсть.
Шея, ключица.
Позвоночник
Пах, лобковая кость, мочевой пузырь.
Почки
Голень, колено.
Другими словами враг, после проведения атаки, должен быть, как минимум оглушен и потерять возможность эффективно сопротивляться. Удары наносятся основанием ладони и тыльной стороной кулака (молот). Костями, как в боксе удары не бьются. Так как это может привести к травме руки бойца, что не позволит вести нормально бой, помним, что Спас это, прежде всего ночной бой.

Психология бойца Гопки Спас
В нашей системе подготовки нет блоков, защиты в привычном понимании. Боец работает всегда от нападения. Мы идем вперед, при этом уходим с линии атаки и заходим за спину противнику. Это один из принципов РРБ. Как в сказке про богатыря, который стоит на развилки дорог у камня. Он всегда выбирает дорогу, где написано «Прямо пойдешь, смерть найдешь». Но при этом он всегда побеждает. Показатель усвоения спаса есть военные действия. И только. Можешь знать, уметь, но не работает у тебя в критической ситуации. Это из-за отсутствия внутреннего духовного стержня. Духа православного Воина

Движок системы
В нашей системе очень важна пластика. Основа пластики, как и пластики бузы, основана на трудовых навыках. Объясняется это тем, что в казачество пополняло ряды из крестьян. Но она и отличается. Вся система строится на гойдке. Гойдок это комплекс одновременных действий:
- способ передвижения
- резкого сокращения дистанции
- уходом с линии атаки
- входе в ближний бой
- управление вниманием
Основное положение бойца к противнику фронтальное. В гойдке полностью отсутствует скрут корпуса, как в боксе, так же отличается и от техники каратэ. Боец во время работы должен быть не напряжен, но собран. Удары бьются структурой, всем корпусом, что не требует больших физических нагрузок, но дает жесткость и резкость удару. Жесткость возникает в конструкции, в момент соприкосновения ударной поверхности с телом врага, на небольшую долю секунды за счет резкого кратковременного напряжения. Гойдок, это рабочее движение, при котором ноги косят, руки молотят. Силу и скорость боец берет из динамического центра силы находящегося условно в грудной клетке, за счет продольной волны в позвоночнике.

Разделы обучения в спасе
При обучении нам не давали технику джигитовки и сабельной техники. Объяснялось это тем что, это входило в общую подготовку. А нам давали специальную подготовку ту, что отличает пластуна от обычного солдата или казака:
Работа с огнестрельным оружием (Гакы) и против него.
Работа с холодным оружием (Спиванка).
Работа на нижнем уровне (Шкваркы).
Ударная техника.
Бросковая техника.
Работа против собаки.
Круговой ночной бой.
Работа в нестандартных условиях.
Специальная работа.
В основе лежит работа с холодным и огнестрельным оружием. Потом идет ударная техника, работа в низу. Бросковая техника идет как дополнение.

Тренировочный процесс в Гопки Спас
Для быстрого и качественного обучения необходим специальный полигон и инвентарь. Практически весь инвентарь есть в книге Булочко. Тренироваться в зале, можно, но результаты будут намного хуже. Разминки в Спасе нет. Исключения составляют те бойцы, у которых есть травмы. Им разрешается размять убитую конечность.
Тренировка строится таким образом, что бы довести человека до физического и эмоционального предела, до состояния, когда еще чуть-чуть и боец будет сломлен. Потом дается послабление, путем выброса накопленного психологического напряжения. За тренировку таких пиков может быть несколько. Все зависит от времени и группы.
Этот процесс требует особого внимания от инструктора. Если у бойцов начинаются, травмы, значит надо уменьшать нагрузку и заканчивать процесс тренировки. Фактически на тренировках боец находится в непривычных условиях, в постоянном стрессе. Это достигается специальными упражнениями, разработанными в нашей системе. Это позволяет ломать устоявшиеся стереотипы, в основном через боль, когда психика бойца находится на пике. Это так же необходимо, для приближения и моделирования ситуации приближенной к боевой.
Во время тренировки инструктор при выполнении упражнений должен следить за следующими моментами:
- плотностью, что бы действие было доведено до предела, когда человек в руках «ломается»
- напарник, должен давать отрабатывать действие, чтобы избежать травм
- при работе ни в коем случае бойцы не должны жалеть друг друга, но должны беречь.
- во время работы, нет друзей, коллег. Есть поставленная задача на уничтожение врага.
- следить, чтобы во время работы боец не думал, а действовал.
- не давать бойцу работать по старым стереотипам.
Если тренировка была проведена правильно, то после тренировки психика бойца должна быть разгружена. Если этого не произошло, то может появиться немотивированная агрессия по отношению к людям, которая накопилась в процессе тренировки.

Выводы:
Как было указано выше, все боевые системы отличает ряд признаков, присущих именно прикладным направлениям рукопашного боя. Что же с этой точки зрения представляет собой Гопки Спас?
1. Короткие сроки подготовки.
Техническая база спаса достаточно скупая, демонстрация полного арсенала этой системы займет не более получаса.
2.Работа первым номером, нападение.
Спас – это жесткая атакующая ударная система.
3.Работа с холодным и огнестрельным оружием.
В рамках подготовки в спасе важное место занимает работа ножом и против ножа, работа с легким стрелковым оружием (пистолет) и противодействие ему.
4.Работа против группы и групповая работа, скоротечность боя.
Обязательные групповые упражнения на отработку:
- тактики ведения боя против нескольких нападающих, а также в составе малой группы
- отработка скоротечных столкновений
5.Установка на уничтожение живой силы противника.
В арсенале Спаса все удары носят характер шокирующего и останавливающего действия, направленные на уязвимые места противника.
6.Фронтальное положение тела, возможность наносить удары на бегу.
Движок Спаса универсален, рассчитан на ночной бой, дает возможность работать бойцу в любых условиях, не зависая на противнике
Исходя из выше написанного, каждый может сделать самостоятельные выводы о назначении системы РБ Гопки Спас.

Дополнение
Так же есть системы подготовки, которые тоже относятся к русскому рукопашному бою но, по всей видимости, они были созданы позже. Система подготовки и пластика не дает их отнести к восточным школам. Это Система Рябко, Скобарь или ШАР (школа армейской разведки) и система Кадочникова.
Все выше перечисленные школы, на мой взгляд, имеют славянские корни. Думаю что, практически все без исключения данные школы в некотором роде являются компилятом. Другими словами, это собранная славянская техника у разных людей, и сформирована в систему. То есть так называемую школу, стиль. На данном временном отрезке, стиль Кадочникова и система Рябко балансируют на грани перехода в чистую коммерцию со всеми ее перегибами.

Инструктор Гопки Спас
Бондарь В.




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031