Перейти к содержимому


  




Странные, необычные и ошибочные теории «Айки»

Автор: Vano, 21 Август 2013 · 4 406 views

Оригинал (рекомендовано к просмотру): http://www.aikidosan...i/#.UhSR039qOFR
Английский перевод: Кристофер Ли
Русский перевод: Лабушевский Иван

Масару Такахаши объясняет Айки
Масару Такахаши (高橋賢) один из уцелевших старших учеников известного инструктора Дайто-рю Юкиеши Сагава. Он присоединился к додзё Сагава 5-го мая 47-го года Сёва (1972).
Юкиеши Сагава (佐川幸義) был одним из старших учеников Сокаку Такэда, О’сэнсэя Морихэи Уэсиба. В какой-то момент времени он был назначен преемником Сокаку Такэда. Он начал практиковать Дайто-рю под руководством Сокаку Такэда после того как изучал искусство у своего отца Нэнокичи Сагава (佐川子之吉 1867–1950), который был учеником Такэда и его горячим сторонником. Также Нэнокичи получил кёдзю даири (лицензию на преподавание) в Дайто-рю – такую же как и Морихэи Уэсиба получил от Сокаку Такэда. Юкиеши Сагава получил кёдзю даири в 1932-м году.
Такахаши сэнсэй преподает в Сагава-дэн Дайто-рю Айки Будо Сагамихара додзё (佐川伝大東流合氣武道相模原支部) и в Дайто-рю Сагава Хомбу додзё (大東流佐川道場本部) в городе Кодаира. Он является автором множества книг и статей, посвященных исследованию японских боевых искусств, в частности Дайто-рю.
Эта статья – выдержка из его книги «Правда о Дайто-рю Айки» (大東流合気の真実), которая опубликована на японском издательством Фукушодо Ко. ЛТД. (http://fukushodo.com/) в сентябре 2007-го года.

Странные, необычные и ошибочные теории «Айки».
Что такое «Айки»? Не так давно был бум странных, необычных и даже ошибочных объяснений Айки.
Например, есть люди, которые объясняют Айки как любовь.
Если это правда, то мне интересно является ли Айки религией?
Некоторые говорят что-то вроде «Айки – это син ки рёку ичи» (心気力一致, ум, дух и тело в гармонии).
Высказывание «Меч – это син ки рёку ичи» принадлежит Чиба Чусаку (千葉周作 / 1794-1855), который практиковал Хокушин Итто-рю кэндзютсу (北辰一刀流剣術) в эпоху Эдо.
Айки такое же как в Хокушин Итто-рю кэндзютсу?
Есть люди, которые определяют Айки как «удары и техники замков суставов».
Удары и замки суставов, которые особенно существенны в Корю Дзюдзютсу (古流柔術), были убраны из рандори в программе обучения дзюдо. Считается что они слишком опасны.
Тогда Айки такое же как в Корю Дзюдзютсу?
Они же воспринимают Айки «разделить силу противника на две половины, потом балансировать ими. Соответственно Айки само по себе не может стать Будзютсу». Если принять эти рассуждения, тогда секрет техники «Айки-нагэ», которой бросают противника только с помощью Айки, не может существовать.
Такие сомнительные рассуждения только отражают миру факт того, что они никогда не видели, слышали или испытывали Айки.
Намного хуже то, что появились люди, утверждающие, что «Айки – это гипноз, самовнушение, что-то что используется на уровне подсознания. Айки не только физическая техника, а и психологическая». Они объясняют это как «если бы Айки было только физической техникой, то повторение движений за учителем позволит любому овладеть Айки».
Аматоры, которые ничего не знают про Айки, естественно обращаются к этим странным и необычным объяснениям, называя их «тренировкой Айки». Подвергаясь внушению со стороны инструктора, их обучают бросать самих себя, используя условные рефлексы.
Когда эти «инструкторы Айки» пытаются поддержать эти странные, необычные и ложные объяснения, их собственное «Айки» оказывается поддельным и вызвано самовнушением. Они сами отражают тот факт, что Айки невозможно использовать через физические манипуляции.
Если Айки является продуктом самовнушения или гипноза, не могут ли сильные во внушении или гипнозе люди моментально стать «мастерами Айки»?
Люди индивидуальны в своем физическом строении и силе. Если Вы Будо Сюгёся тогда есть множество способов развития силы. Помимо этого, противник не «робот с набором алгоритмов», но «живое человеческое существо». Я думаю, что игнорировать этот факт и утверждать, что «если бы Айки было только физической техникой, то повторение движений за учителем позволит любому овладеть Айки» может только человек без понимания Будзютсу. Даже если женщина не обладающая физической силой или ребенок будет имитировать внешнюю форму и точно повторять движения за Шиханом, то они все равно не смогут продемонстрировать такой же результат.

Такэда Сокаку Сэнши (先師) – «Используй Айки»
Сначала Айки распространялось по миру Такэда Сокаку Сэнши, его секрет перенял только Сагава сэнсэй, который развил Айки на еще более высоком техническом уровне.
«Использование Айки» для опрокидывания противника было секретным навыком учения Такэда. Только сэнсэй (Сагава) принял это учение за основу и впервые ясно объяснил тайну Айки – «Айки – как превратить силу противника в ничто» (合気とは敵の力を無にすること).
После войны в связи с его «обучением Айки», его «наследованием Айки» и его «выдающейся квалификацией», Сагава Юкиеши сэнсэй при поддержке семьи Такэда был назначен 36-м сокэ.
«Айки-но-дзютсу» (合気之術) унаследованное сэнсэем (Сагава) от Сокаку Такэда не имеет отношения к странным, необычным и ошибочным объяснениям, упомянутым ранее.
Касаемо «Айки», сэнсэй (Сагава) кратко давал такое объяснение – «Айки – как превратить силу противника в ничто и атаковать, сконцентрированным усилием (集中力, чушу-рёку) Айки противника в этом состоянии. Айки-но-дзютсу – это способ, которым атаки противника обращаются в ничто при защите, обращая в ничто силу противника, когда он пытается защититься от атаки. Атака и нейтрализация противника с помощью сфокусированной силы Айки». Он показал это Айки-но-дзютсу на практике.
Этот абзац подводит итог под уроками сэнсэя Сагава касательно Айки Такэда сэнсэя. Он был приведен в книге Рюичи Мацуда (松田隆智) «Секреты японского дзюдзютсу» (秘伝日本柔術).

Айки-но-дзютсу (технический способ) является основой Дайто-рю Айки-дзюдзютсу и не может быть проигнорирован. Не будет преувеличением сказать, что он включает в себя основную часть искусства.
Когда вас хватают или толкают, или используют разнообразные техники, вы моментально останавливаете силу противника используя Айки-но-дзютсу, забираете его силу, объединяетесь с ней так, чтобы невозможно было отделиться и используете бросковые, возвращающие техники или техники замков суставов.
Когда противник наносит удар, мы останавливаем это движение, обращаем его или делаем бросковые техники, или возвращаем после изменения и дестабилизации его под действием Айки-но-дзютсу.
Даже когда он двигается раньше нас, после дестабилизации противника и отбора его силы с помощью принципа Айки, мы атакуем его. Это уникальный технический метод Айки-но-дзютсу в этом искусстве.
Проще говоря, в Дайто-рю Айки-дзюдзютсу 2884 техники, которые порождают бесчисленное множество вариантов. Все и каждая из них используют действие технического метода Айки-но-дзютсу.
Просто пресечение атаки, замки суставов, основанные на физической силе выкручивания и вращения без действия Айки-но-дзютсу – это не Дайто-рю Айки-дзюдзютсу, а Дайто-рю Дзюдзютсу.
Мы - ученики - должны хорошо понимать значение этих слов и прилагать усилия в тренировках Айки-но-дзютсу (технический метод).

Как указано выше, «Айки» это Гокуи (極意, секрет) Такэда Сэнши Дайто-рю и «Айки-но-дзютсу», можно сказать, технический метод в его ядре. Как бы то ни было, большинство учеников Такэда Сэнши проигнорировали Айки, что стало причиной рождения этих странных, необычных и ошибочных объяснений.
Есть много людей, которые не считают Такэда Сэнши крестным отцом «Айки». Например, согласно Морихэи Уэсиба Шихан ученику Такэда Сэнши, слово «Айки» было впервые использовано в 11-й год Тайшо (1922), но это не более чем ложь.
Сагава сэнсэй начал практиковать Будо прежде чем ему исполнилось 10-ть лет. Он встретил Такэда Сэнши в 1-й год Тайшо (1912) и часто слышал от него слово «Айки». Слово «Айки», как технический термин Будо, было незнакомо молодому Сагава, поэтому он уделил особое внимание его использованию.
Записи, сделанные отцом Сагава при работе над Йонкадзё (四ヶ条) с Такэда Сэнши во 2-й год Тайшо (1913) остались по сей день. Существование этого документа, который можно считать вещественным доказательством, подтверждено Стэнли Праниным, редактором «Aiki News» (сейчас журнал «До»), после его визита к сэнсэю Сагава.
Из этого документа понятно, что название «Айки» создано не учениками Такэда. Этот навык Такэда Сэнши уже использовал примерно с конца эпохи Мэйдзи.




"心気力一致, ум, дух и тело в гармонии" - разве последний иероглиф это гармония?
Понятия не имею
Один человек решил, что его айки айкишнее всех других, при этом не дав ничего конкретного в объяснениях. В этом смысле, айки-это любовь более понятно :)
Вы хотели получить урок использования Айки через чтение книги?
Нет, увидеть, что это есть в понимании автора. А то психоделическая и противоречащая закону сохранения энергии фраза "превратить силу противника в ничто"-это секрет полишинеля, применимый к доброй половине БИ. В целом же текст-тонкий наезд на айкидо, не более.
Автор свое понимание изложил явно не в терминах школьной физики. По мнению другого автора Айки сложно исчерпать словами. Этот хоть попытался, за что ему и спасибо.
Если же Вы увидели в тексте "тонкий наезд" на айкидо, то автор за это не в ответе.
а откуда берётса "сконцентрированное усилие (集中力, чушу-рёку) Айки", которым мы атакуем нарушителя гармонии??
Это тема следующего моего занятия и поэтому могу разве что потеоретизировать на эту тему на основе своего понимания. Оно Вам надо? Если хотите, то отвечу осенью точно.

Автор свое понимание изложил явно не в терминах школьной физики. По мнению другого автора Айки сложно исчерпать словами. Этот хоть попытался, за что ему и спасибо.
Если же Вы увидели в тексте "тонкий наезд" на айкидо, то автор за это не в ответе.


Вы правы. Обвинять Уэсибу во лжи (согласно Морихэи Уэсиба Шихан ученику Такэда Сэнши, слово «Айки» было впервые использовано в 11-й год Тайшо (1922), но это не более чем ложь.), при этом в качестве доказательства лжи приводить аргумент, что кто-то слышал противоположное(он встретил Такэда Сэнши в 1-й год Тайшо (1912) и часто слышал от него слово «Айки»), ставя таким образом достоверность слов одного человека выше слов другого, это есть не тонкий наезд, а ТОЛСТЫЙ:)
Вырывание цитаты из контекста Вас не красит. Ниже было написано, что есть записи отца Сагавы, в которых используется слово "Айки".
А автора не красит использование эпитетов вроде "ложь" к уважаемому многими умершему человеку, не будучи уверенным, ложь это или заблуждение. Даже приняв на веру то, что документ существует, доверившись авторитету Пранина.
Как я знаю, то японцы очень сдержаны в выражениях и редко прибегают к сильным формам утверждений. Видимо причины для этого были, как и причины для написания книги. Автор сам определяет наполнение и несет ответственность за свои слова.
Принимать или не принимать информацию и слог, которой она подана - личное дело каждого.
На ходу я не могу вспомнить слова Уэсиба, где он себе приписывает авторство Айки. Вполне возможно, что авторство ему приписали особо рьяные последователи. Можете проинформировать общественность на эту тему?
Согласитесь, доказывать истинность слов, путем приписывания определенных качеств жителям целой страны(японцы очень сдержанны в выражениях)-это очень слабый аргумент.
По поводу айки, нет, не могу проинформировать, к тому же считаю этот вопрос очень факультативным, т.с., в развитии Дайто-Рю и Айкидо.
Не надо передергивать. Истинность слов доказана документом, существование которого подтверждено сторонним наблюдателем.
По поводу Айки, собственно почему Вы решили, что Уэсиба сам себе авторство Айки приписал? У меня нет информации на эту тему, может кто-то поделится.
А чем доказано, что О'Сенсей лгал?

Это тема следующего моего занятия и поэтому могу разве что потеоретизировать на эту тему на основе своего понимания. Оно Вам надо? Если хотите, то отвечу осенью точно.

не забудьте отдельной темой бомбануть спасиба!
Мы никак не можем установить кто распространил эту идею в миру. Когда это будет установлено, то мы сможем сказать кто за это ответственность несет. Сам факт подтверждается документом, о котором я упоминаю очередной раз.
Вас попросили помочь разобраться в этом вопросе, но Вы отказались. В чем польза от Вашего участия в дискуссии? И с какой целью Вы ее начали?

не забудьте отдельной темой бомбануть спасиба!


Договорились. Но не ожидайте слишком многого, это действительно сложно выражать словами. Говоря о Айки, люди больше описывают свои ощущения или переживания. Естественно, что они отличаются от человека к человеку. Раз поняв идею Айки, человек понимает то, что описывает другой. А человеку, который такого опыта не имеет, описания кажутся психоделическим бредом. В этой связи мне интересно было как-то почитать хотя бы высказывания Уэсиба в начале российского издания Будо Рэнсю. С виду бред бредом, но там описаны раз через раз технические принципы.
Может я слишком иносказателен :) Еще раз, как вы объясните вот эту фразу:Есть много людей, которые не считают Такэда Сэнши крестным отцом «Айки». Например, согласно Морихэи Уэсиба Шихан ученику Такэда Сэнши, слово «Айки» было впервые использовано в 11-й год Тайшо (1922), но это не более чем ложь.
На основании чего сделан вывод о том, что Уэсиба лгал, а не заблуждался(забыл, перепутал и тд)???
Спасибо, но есть ощущение перевода с перевода. Местами очень тяжеловато читать.
"心気力一致, ум, дух и тело в гармонии" тут уже скорее "едины". Ну и 力 тоже не совсем "тело".

Latest Visitors