Перейти к содержимому


  




Руководство будо-организациями

Автор: Andrew, 01 Август 2011 · 904 просмотров

(Эта запись -- перевод записи в блоге Кима Тэйлора, одного из старших инструкторов иайдо и дзёдо в Канаде. Я выкладываю ее в качестве ответа в одной из тем форума, но если будут комментарии здесь, постараюсь ответить.)

Я занимался работой в различных организациях без перерыва почти 40 лет со старшей школы, когда я был publicity director. В основном мне приходилось работать в роли секретаря и непосредственно контактировать с членами организации.

Не удивительно, что я связан и с парой организаций боевых искусств, и одна из основных вещей, которые я заметил в них,-- это различие между иерархией преподавания и более горизонтальными ожиданиями от администрации у нас на Западе.

Я никогда не был любителем демократии в додзё, и даже если я захожу и спрашиваю, чем вы хотите сегодня заняться, это не значит, что мы будем заниматься тем, что я не считаю нужным. Последнее слово всегда за мной, если сегодня я на вершине пирамиды.

С другой стороны, единственный раз, когда я видел, чтобы эта схема "решает сэнсэй" работала в организации, был в случае, когда организация состояла более или менее из одного додзё или из очень маленького количества додзё, объединенных под руководством одного сильного лидера, который преподает в них всех. Как только организация становится больше и выходит за пределы подчинения одному учителю, ей становятся необходимыми более деловое устройство и процесс принятия решений.

Это означает, что члены организации обретают право голоса в определении ее курса и выборе руководства; это означает, что утверждаются и соблюдаются правила, чтобы все четко их представляли. В этой системе не будет произвольных изменений оттого, что у сэнсэя похмелье.

Мне это кажется само собой разумеющимся, как и большинству членов организаций, в которые я вступал, но старшим сэнсэям это часто бывает не очень ясно.

Обычно тут вступаю я, пытаясь найти общий язык между членами организации, которые не могут разобраться в правилах, и ее руководством, которое считает, что правила они могут изобретать на ходу. Большинство сэнсэев чрезвычайно уверены в своей способности решать проблемы интуитивно, как царь Соломон, а большинство простых членов прекрасно умеет читать. Конфликт происходит тогда, когда написанное положение не согласуется с сегодняшним решением. Мне часто остается только пытаться объяснить то, что объяснению не поддается. В итоге мне приходится метаться туда-сюда, то защищая принятое в "особых условиях" решение, то взывая к авторитету, "потому что сэнсэй так сказал", то пытаясь еще раз объяснить сэнсэю, что "да, у нас есть опубликованные правила на этот счет, мы их долго обсуждали месяц назад, и вообще-то было бы неплохо их придерживаться, потому что их все знают". Что ж, сам виноват, что опубликовал эти правила там, где их все могут прочесть.

Чаще всего в организации боевых искусств это НЕ работает. Я не помню, чтобы хоть раз кто-нибудь, сверху или снизу, не был раздражен тем, как управляется организация. Часто старшие сэнсэи отказываются от руководства, но при этом постоянно высказывают недовольство существующим. Более молодые оказываются в таком же шизоидном состоянии, как и я, дергаясь между составлением осмысленных положений и их изменением по сиюминутной прихоти. У этой прихоти два источника: во-первых, они пытаются сделать то, что от них сегодня требует сэнсэй; во-вторых, они учатся принимать такие решения, наблюдая за тем, как это делают сэнсэи, или, те, кто постарше, опираются на свой опыт принятия решений в додзё.

Такая обстановка обычно делает организации боевых искусств маленькими, сварливыми и неэффективными. Из одних я в итоге уходил в разочаровании, другие на моих глазах просто впадали в летаргию. Обычно я стараюсь выполнять свою работу, если кажется, что это приносит пользу, и исчезаю, когда больше похоже на то, что я впустую теряю время.

Что я предлагаю в качестве решения? В идеале старшие сэнсэи должны посвятить себя преподаванию и держаться подальше от администрирования. Это, однако, требует от администрации поддержки преподавания; опять же, это должно быть очевидным, особенно если учесть, что организация будо существует для обеспечения обучения будо, но почему-то не очевидно. Если старшие сэнсэи уходят из руководства, туда в итоге приходят управленцы, которые по мелочам любого доведут до белого каления.

Что я хочу сказать? В следующий раз, когда ваша организация обратится к вам за помощью, скажите себе честно, насколько вы готовы выполнить эту работу. Если вы можете сделать ее с закрытыми глазами, вперед, записывайтесь. Если же вам для этого придется пахать изо всех сил, а вы при этом из тех, кто не может вытерпеть постоянные жалобы в свой адрес без слова благодарности, подумайте хорошенько перед тем, как согласиться быть добровольцем.

Про разницу между организациями, управляющимися на добровольной основе, и теми, где людям платят за то, что начальник ими помыкает, я даже начинать не хочу.




Февраль 2017

П В С Ч П С В
  12345
6789101112
13141516171819
202122232425 26
2728     

Недавние записи