Перейти к содержимому


  




Методическая подготовка.

Автор: SPASINFO, 10 Ноябрь 2010 · 792 views

Ни для кого не секрет, что отсутствие методики или системы обучения в любом деле есть не что иное, как отсутствие результата. Самым ярким примером будет пример боевых подразделений, где отсутствие результата – это гибель товарищей и провал задания. Поэтому, говоря об армейском подходе, если мы рассматриваем результат, это значит: есть результат – есть методика. И методики эти всегда будут, потому что нужен результат. По моему именно это часто упускается в ряде школ по тем или иным причинам!!!
Вот нож и вот враг. Что же сложного в самом процессе убивания? Но, если честно, то все сложно. От неизвестной внешней составляющей: где, когда, в какой миг, момент нужен нож, до внутренних параметров, которые и определяют скорость реакции, четкость и варьирование выбора действий.
Как пример: производят выстрел, кидают взрыв пакет, бьют в бубен (инструмент такой) в предельной близости к вам. Вроде бы всё понимаете, но тело одеревенело, дыхание участилось или сбилось, и руки не слушаются. Это всё – зажимы психофизического характера, влияющие на ваши действия. А добавьте болевой эффект, страх смерти или ещё что-то, получим обстановку, в которой действовать четко и быстро может далеко не каждый. И вот задача методики – убрать максимально возможное число этих зажимов, составив простейшие и примитивные действия для бойца.
Забегу вперед и скажу, что главная трудность – обучить именно скоростной реакции выбора действий и переключения с одного действия на другое. То есть, снова армия (простота примера для понимания, а не отражения истины) бой, вы стреляете, идет сближение с противником, и – раз – закончились патроны. Вы извлекаете пистолет и продолжаете вести огонь. Если это в помещении и противник, сближаясь, уходит с линии огня, – вот тут уже, быть может, можно ударить и ногой, и снова стрелять. Применить умение рукопашного боя, а может, и извлекать нож будет необходимо. И как же всё это заставить сделать в условиях стресса, эмоционального прессинга? Только основываясь на алгоритме выживания, рефлексе, который заставляет оборонять организм любым способом, но с варьированием от более эффективного способа к менее эффективному.

Если приводить гражданский пример, то данный рефлекс необходим в условиях перехода от обычного нападения в попытку убийства, где вначале у противника были кулаки и желание дать просто в торец, а потом он извлек нож и недвусмысленно решил лишить вас жизни. И в этих условиях вам надо мгновенно отреагировать на это изменение, предварительно его заметив.

Так вот, методический подход, как ни странно, имеет место и в этом вопросе. Я знаю три таких подхода, назовите их алгоритмами, разделами, как угодно. То есть три пункта, где две схемы используются всеми и для любых категорий, а одна схема подходит только людям, имеющим опыт для увеличения их результативности. То есть две схемы для любого уровня подготовки, одна схема для профессионалов.

Применимо к ножевому бою я и буду рассматривать данные, как говорится, методики, данные схемы. Но замечу, что эти схемы используется для всех видов рукопашного боя, и с оружием, и без оного. То есть это универсальные принципы. Я их назвал следующим образом:

1) Техническое доминирование или механическое воспроизведение.
2) Специальная физическая подготовка.
3) Практика боя.

Рассматриваем первый пункт, первую схему - «Механическое повторение». Основа метода в многократном и постоянном повторении простейших действий с усложнениями внешних условий. В ножевом бою С.П.А.С. это – объяснение схемы "крест-укол" и схемы "три креста". Воспроизведение этих схем идет в следующих видах:
а) На воздух, медленно легко, медленно с напряжением, быстро легко, быстро с напряжением, быстро с напряжением и акцентом.
б) На воздух с тяжелым предметом, гантелями например. И по пунктам: медленно, медленно с силой, быстро, быстро с силой.
в) По снарядам. Покрышке, бревну, еще какому-либо снаряду. Медленно, медленно с силой, быстро, быстро с силой.
г) В разных внешних условиях. В снегу, в воде, в грязи, в дождь, на льду, и так далее. Подходят или сразу на извлечение и крест-укол, или сначала ставят рефлекс действия, а потом уже извлечения ножа. То есть, выполняя данные схемы, выполняется или извлечение, а потом уже крест-укол. Или сначала ставится рефлекс действия, то есть с акцентом на крест-укол, а потом уже извлечение.
Данный метод имеет ряд основ.
1. Всегда надо работать на разной поверхности, что дает навык устойчивости.
2. Отработка максимально результативно при минимуме действий и максимуме повторений. То есть минимальное количество действий, но максимальное их повторение.
3. Необходимо продолжить одно действие многократно. То есть необходима продолжительность одного действия. Чем дольше это действие, тем лучше.
Конечно, в отработку включают перемещения. Сначала на шаг, потом на свободное передвижение. Вместо снарядов начинают использовать партнеров, допуская начальные практические отработки в паре с таким условием, чтобы боец работал в максимальной усталости со свежим инструктором или партнером. Задача – постоянное преодоление нежелания выполнять монотонные действия.
Пример:
1. Один день: крест-укол на воздух. Три часа на месте, три часа на шаг, три часа на свободное перемещение.
2. Два дня, стоя на месте, работа по покрышкам. Далее: три часа и три часа, работа по покрышкам в свободном режиме.
3. Работа металлическими трубами, гантелями, палками на воздух весь день, или полдня.
И так далее. Надеюсь, схема этого метода понятна.

Второй метод. Специальная физическая подготовка или СФП. Суть этого метода проста, и, хочу сказать, именно данный метод прижился в нашей армии. Часто его упоминают как "учеба через боль". Боец выполняет максимальное количество упражнений специальной физической подготовки, от прохождения полосы препятствий до лазания по дереву или канату. Главная цель – это в процессе преодоления препятствий или между ними кратковременно выполнять (говорим сейчас о ноже, не забыли) крест-укол или скоростные удары ножом. В общем, действия ножом, обозначенные инструктором. Процесс строится так, чтобы работа ножом была всегда максимально легка по сравнению с преодолением препятствий или выполнением специальных физических упражнений.
Так, вы, проползая по грязи, после того, как залезли и слезли с дерева, выполняете уколы ножом. Цель – их просто выполнять. Решение столь просто и эффективно, что организм, выполняя тяжелые и специфические действия, легко справляется с применением ножа. Данный процесс решает кучу проблем в техническом плане, ставя рефлекс использования ножа в условиях максимального физического истощения. У нас называют «естественный отбор». Когда есть задача выполнить, и нет другого выбора.

Третья методика, третья схема – это «Практика боя». В этой схеме, предназначенной для людей, имеющих опыт – ну, я бы назвал, профессионалов – есть и секрет. Этот метод можно использовать для индивидуальной подготовки новичков, но только индивидуально, постоянно регулируя прессинг и контакт.
Смысл метода в поэтапной череде постоянных учебных боев, где в процессе их объясняется особенность техники. Так, от обусловленных обучающих схваток нож-нож: только порезы, порезы и уколы, порезы и уколы кроме головы, и так далее, до отработок рукопашный бой с руками и ногами с последующим применением оружия, – это все можно выполнять поэтапно. И основой такой подготовки является практическая накатка в полную силу и скорость, используя снаряжение, ситуационные моменты, шлифуя ограничение числа техник. То есть, максимально расширяя тренировочный процесс, убирая всевозможные барьеры, которые объективно мешают инструктору в процессе работы с группой.
То есть, если подвести ремарку. Практика боя – это тренировка через бой, когда, выполняя учебно-боевые задачи, обучаемый учится на своих ошибках под неустанным контролем инструктора. Я бы назвал это «мечта любого новичка», но до такой мечты нужно еще дорасти.
Используют часто методы смешанно. Но беда в том, что непоследовательность или недоведение до конца или даже до кондиции, результата, иногда разочаровывает и обучаемых, и инструкторов. Терпение и еще раз терпение, и все получится. Помните, что самое главное, начав движение с начала отрезка, достигнуть его конца, а не останавливаться на полпути.

Воюшин К.В. – ведущий инструктор С.П.А.С. (2008 год)