Перейти к содержимому


  




«Опыт – мерило всему, но как это мерило приобрести – не получив сильно в ярило!»

Автор: SPASINFO, 01 Ноябрь 2010 · 778 views

Хочется, не расписывая на миллион страниц разобрать вопрос – опыта!
Обычный человек тренирующийся защищать себя, вне зависимости от стиля и школы проходит определенный путь накопления знаний-навыков (опыта). Этот процесс полностью завязан на жизнь и жизнедеятельность, на все аспекты существования.

Везде пишут о практике на улице и т.д., но я хочу немного о другом написать, о том, какие механизмы влияют на набор этого опыта и вообще, что собой представляет этот путь - «опыта»!

Мой товарищ (еще с моей юности знакомы), много лет, занимающийся по какой-то ветви Окинавского чего-то... не имея ни семьи, ни каких-то "вредных привычек" (с) (его слова), уже много лет живет восточными единоборствами, и он по теме развития опыта мне многое раскрыл, не думал и не гадал :)
... так его слова просты:
"... европейцы (себя европейцем не считает) ЗАНИМАЮТСЯ БИ, единоборствами, мы же этим ЖИВЕМ и весь процесс жизни построен на постижении БИ..."

Я же не так давно стал понимать эти слова и стал пересматривать все вокруг, по-другому воспринимая многие вещи - так вот ощущения отличия тренировок ИХ и наших, контрастируют очень сильно и понимание ПРИЧИН этих отличий иной раз выдает поистине обалденные моменты и часто чисто интеллектом и логикой это не ПОНИМАЕТСЯ... Так вот, опыт-путь-жизнь, есть суть!

Для себя я охарактеризовал отличие так:
- мы или боремся с ленью, чтобы сделать шаг или создаем видимость работы, чтобы прикрыть лень и получить отмазку перед собой…
- они же (на Востоке) не создают видимость, а делают шаг, рефлекторно, т.е. с детства им прививают развитие в БИ, как необходимость, например, дыхания (не дышишь – умрешь), и потому у них просто нет ПРОЦЕССА борьбы с собой...

А именно борьба с собой мешает получать опыт, растворяет ценное - в обыденном.… И еще там учеба естественна и многомерна, т.е. зачастую и падение лепестка они рассматривают как ОПЫТ, мы же в основной массе видим - только действие, и когда жизнь дает пендель, просто не видим всю картину, не умеем извлекать опыт пригодный для тех же занятий БИ и бросаем РБ - кидаемся во что-то другое...

Мы реально боремся с собой, преодолеваем себя, свою лень, грубо говоря, учим себя дышать и пукать, прилагая к этому мозги и волевые усилия, не видя ценного опыта в самом ПРОЦЕССЕ - а они (восточники) это делают совсем по-другому, на природном рефлексе, у них это ОБЫДЕННОСТЬ (где опыт обыденен и они этим дорожат), используя все для накопления этого самого опыта, комплексного опыта, а не только навыков приемов и умений...

Под итог выглядит так: пока мы видим, что удары сильны, ножи остры и нам интересно – мы тренируемся, считая, что только сильный удар, изученный прием – дают опыт, да часто и, не задумываясь – что вообще такое опыт! Хотя опыт это не совсем результат – а то движение и те усилия, которые мы приложили, которые дают нам ПОНИМАНИЕ, как в следующий раз нужно идти, бежать, скакать.

Накопление опыта идет значительно эффективнее - когда внутренняя модель восприятия строится на достижении - это теория "прямой линии" - есть начало, есть конец, ты двигаешься ПРЯМО, любые остановки (ошибки), это всего лишь этап АНАЛИЗА движения, после проведения, которого ты должен двигаться еще быстрее, т.е. помехи не влияют на выбранный путь... помехи дают ОПЫТ, который мы используем для более скоростного движения вперед!

Сложность здесь в том - что часто многие видят "начало" отрезка - а вот "конца" нет из-за отсутствия приземленной ЦЕЛИ...достижимой цели…
Выход в таком случае прост... разбиение своей "прямой" на "видимые" отрезки и преодоление всего пути - поэтапно...от этапа до этапа!

На примере РБ, вроде как все написанное влияет на РБ? А вот если смотреть внимательнее: почему Вася не может никак постигнуть три удара рукой по 2 уровням, с уходом вбок, а Женя легко это выполняет? Конечно, типа Женя КМС по боксу…:), не в этом дело, просто Женя имеет жизненный опыт, просто ОПЫТ и в его модели восприятия есть такие параметры КОНЦЕНТРАЦИЯ и САМОДИСЦИПЛИНА. И выполняя требования инструктора - он СЛЫШИТ, то, что сказал инструктор, ВЫПОЛНЯЕТ только то, что показал инструктор, тратя максимально КПД тренировки, и на выходе получает результат в виде умения-навыка.

И этот навык падает в копилку уже РБ опыта, а анализ достижения результата – уже идет в копилку общего опыта. И получаем замкнутый круг – где все влияет на все!

Боец проходит свой путь, с кучей этапов, но никто за него не «нарисует» прямую пути и не разобьет ее на отрезки, не сделает анализ своего движения – не оценит опыт и не введет его в сознательную сферу – не положит в «копилку»!

Пример: боец обладает спортивными достижениями, хорошо бьется на турнирах и т.д., опыт есть, спорт опыт, и вот у даже этого благополучного с точки зрения БИ-СЕ человека может быть сложность. Часто успешные результаты турнирного плана вносят диссонанс в подготовку: пока не ломаются о реальный случай или пока эффект их применения не сводится к нулю. Т.е. многое в спортивном опыте обязано анализироваться и критично рассматриваться на основе жизненного ОПЫТА… и чтобы не получилась трагедия или просто не возникла, псих травма, ввиду НЕПОНИМАНИЯ опыта спорт плана и опыта реального конфликта на улице, следует прилагать усилия для анализа и разбора приобретенного в общем контексте, комплексно.
Пример: боец не может атаковать первым, бить первым и т.д. Суть не в том, чтобы ломать себя, а обойти свою слабость, приобретя опыт параллельного навыка. Есть такой метод, как выставление атаки через защиту. Бойцу с проблемой псих начала атаки, тренер ставит защиту и реакцию на перекрытие и т.д., а потом вплетает контратаку при восстановлении баланса (возврате рук), залипании противника, т.е. первая реакция вроде защитная, но сплетенная с атакой - и получается, что такой боец начинает работать контратакой, все, уменьшая значение защиты ... Чуть терпения и защитно-ударная составляющая сравняются.

Сейчас с обилием псих литературы и всякой хрени, прочитать можно много методов, по исключению дисбаланса, но даже часто опыт уже "человека-тренера" в отличие от бойца, натыкается на внутреннюю психологическую проблему "узнаваемости", т.е. как это я с синяками буду обучать учеников или как это вообще я буду чему-то учить, если пропущу удар и не дай Бог меня пошлют в нокаут...

Другими словами у всех нас есть сложности в накоплении, анализе и распределении опыта!
И раз мы не «восточники», с их мировоззрением, религиозно-мыслительным аппаратом, первый шаг, нам надо признать, что мы имеем сложность, второй, собраться с силами и максимально ясно разбить свою «прямую» жизни, на отрезки и в конце каждого отрезка – оглянуться назад, на то, как мы прошли этот отрезок, что приобрели, какое качество своего движения, что было плохо и как можно улучшить, ускорить движение!!!

Так вот в «С.П.А.С.», опыт имеет конкретные величины, и этапы-отрезки, это надо понимать:
1 этап.
1. выносливость, драка, псих устойчивость и ознакомление на собственной шкуре, что может быть на улице, но в рамках зала и тренировки
2. первое знакомство с концепцией - не умением, а числом и количеством бьют на улице, приходит осознание, что длина от кулака до челюсти - очень МАЛА и не поддается измерению, это нужно просто принять
3. осознание, что есть методики и техники СПЕЦИАЛЬНОГО характера, которые НЕВОЗМОЖНО понять без простейших навыков, РЕАЛЬНОЙ ДРАКИ, ориентированной на город, социум и наши аспекты жизнидеятельности.
2 этап.
Это уже выбор - осознанный выбор, того, что мы называем ПАРАНОЕЙ: идеомоторная подготовка везде, обучение мельчайшим деталям в любых условиях, НО исходя только из собственных параметров - т.е. формирование своей схемы действий и постоянный тренинг в группах "РУКОПАШНОГО БОЯ СПАС".
3 этап.
Это единичный вариант, когда саморазвитие и совершенствование стало образом жизни, приходит понимание, что мало уметь нейтрализовать оппонента - это надо уметь сделать быстро, и требуется тренировать "ПРБ", а учитывая, что нападают и группой и с подручным оружием, требуется знать и уметь работу с ножом, против ножа и т.д.

И заключительный итог вполне раскрыт в самом вопросе, который отражает механизм, суть накопления опыта: ВОПРОС в том, как каждый боец видит ПОЭТАПНОЕ развитие себя, в общем, и в частности РБ, развитие конкретно бойцовских и человеческих качеств? Ответ сугубо индивидуален!!!




Ярило - это же языческий персонаж..
Ярило - это лицо, в данной статье
Чуть что, сразу "Восток". :) Много лет наблюдаю одно и то же: представления о "Востоке" и том, что и как "на Востоке" делают - плод синтеза фантазии и обрывочных представлений. А надо ли кивать в том направлении?..
Все просто, ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА даже есть в ввиде специализации в физкультурных вузах, поэтому и указывается, что "ВОСТОК" - так называемое направление выбрали до нас и за нас.

Для меня однозначно понятно, что разный подход в мышлении есть, а уж в БИ и подавно. Но все написаное есть всего лишь личный взгляд 4 летнего наблюдения при путешествиях и знакомстве с школами БИ - от Мексики до Вьетнама, Таиланда..например... и мнение человека, который живет уже лет 15 в япониях и окинавах присутствует...
Так вот например ритуал инициации УЧЕНИКА на Востоке, настолько чужд и отличен от нашего восприятия, что например я понят не могу душой, мозгами понимаю, а вот принять не могу...и все из-за того, что оказывается можно обучать НЕ УЧЕНИКА и УЧЕНИКА по разному, открывая нюансы только УЧЕНИКУ и т.д. Теория внутренних и внешних кругов - для меня бред, но это есть повсеместно и переняли даже наши челы-инструктора в традиции.
Ок. Без попытки вызвать дальнейшую волну спора, выскажу своё ИМХО: "там" (говорю о каратэ и кобудо Окинавы) всё такое же, как и у нас. У нас даже часто "перегибают палку", полбзуясь своими представлениями. Я вот, к примеру, до сих пор не знаю, что такое "ритуал инициации ученика" или "теория кругов". Буду благодарен, если разъясните в двух словах. Может, оно и есть такое, а я не знаком.
это когда тебя через ритуал "врат", "огней" и т.д., заставляют принять пояс, приклонить колено и как-то по другому относятся, рассказывая больше нюансов и т.д. Где-то так, т.е. с таким отношением например я встретился во Вьетнаме, где были два ученика, но один был во внутреннем круге и имел больший статус - чем другой..но в чем он проявляется и как мне неведомо - что есть о том и написал...
Спс. Никогда такого не видел.