Перейти к содержимому


  




читая Эйзенштейна

Автор: Bellerofont, 11 Февраль 2011 · 966 просмотров

Сб. Восток-Запад: исследования, переводы, публикации. М., Наука, 1988 (с.234) С.М. Эйзенштейн ЧЕТ – НЕЧЕТ.

Эта книжка куплена мною в бытность обучения в Санкт-Петербургском Университете. То есть лежит без употребления уже лет 15-20! Я созревал.

…Нечетное содержит и выделяет из себя Четное, которое есть лишь внешнее двухстороннее (правое и левое, Инь и Ян) проявление Нечетного.

Как хэйсоку и мусуби!

Ни Нечетное, ни Единица не прибавляются к Четному. Они центрируют Симметричное и этим превращают его в Нечетное.

Ни Нечетное, ни Единица не прибавляются к Нечетному: они превращают центрированное размещение в Симметричное расположение.



Кстати, всегда ли «Я» – единица? Может быть, в контексте проблемы Юма, «Я» – это двоица? И даже троица (как вектор силы)?

Эти мутации суть лишь видоизменения видимости, видоизменения форм, в полном смысле слова метаморфозы: они совершенно безотносительны к изменениям количественным.





Накануне пересмотрел «Обитаемый остров» Бондарчука – наконец-то Стругацким повезло с режиссером (но теперь, после иероглифики Эйзенштейна, фраза звучит слишком архаично в контексте моего понимания кино; благодаря этой самой иероглифике мне стали понятны попытки и Тарковского и Сокурова!), - а там эпиграф из «Сталкера»: «Ты должен делать добро из зла. Потому что его не из чего больше делать»! Итак, этические аспекты Инь - Ян: зло – это тоже добро, только прикрытое вуалью. Как Солнце за облаками. В качестве иллюстрация этого положения можно взять гравюры Утамаро, но не «Ныряльщиц», которую анализирует Эйзенштейн с точки зрения композиции, а, например, «Liebespaar umterm Moskitonetz». Чем не диаграмма Инь – Ян?

В этом смысле все Четные одинаковы между собой как выражение симметричного размещения, а Нечетные – как выражение расположения иерархического.

Зло – симметрично! Добро – иерархия. В качестве примера достаточно посмотреть на историю России. Хаос симметричен, порядок – это иерархия. Большевики принесли хаос, разрушив иерархию монархии, и вынуждены были её (иерархию) восстанавливать. Демократы принесли хаос, разрушив иерархию КПСС, и точно также вынуждены теперь строить «вертикаль власти» и т.д. Но не об этом хочется сказать. Вот я шёл и думал: это как стакан – с одного боку круг, с другого – прямоугольник. То есть, всё разнообразие мира на самом деле из одного и того же. Главное – как повернуть, с какой стороны посмотреть. Тогда всё искусство магии – есть мастерство композиции. Так из одинаковых элементов создаётся разное.

…И переход от Чётного к Нечётному …есть переход от Симметричного к Центрированному, от Неиерархического к Иерархическому. Переход этот осуществляется вне количественных представлений. Двойное (Инь) и Неделимое (Ян), Прямоугольное (Симметричное) и Округлое (Центрированное) порождают друг друга…

Не правда ли, это звучит каким-то странным полумистическим бредом?

Да. Но ровно до тех пор, пока не появляется понимание того, что речь идёт о композиции!

Кстати, вот ещё пара идей: анализ движений ката с точки зрения композиции (медленные - быстрые, защитные - атакующие, расслабление – напряжение и т.п.); стратегия и тактика в кумитэ с точки зрения композиции перемещений по татами; … и т.д. Композиция жизни, композиция судьбы, композиция в решении задач… Шахматная композиция, композиция в музыке, наконец, видеомонтаж и режиссура.

Эйзенштейн пишет о том, что где-то «в области сухожилий» чувствует, что в динамизме этих представлений присутствует что-то реальное. Ну так тайцзицюань как раз и есть нечто из области сухожилий, направленное на динамическую реализацию данных процессов.

Далее он упоминает об особенностях китайского мышления (!), в частности, об исключительном уважении к числовой символике и «полном пренебрежении ко всяким количественным концепциям». Отсюда мысль – рассматривать И-цзин как символику чисел. А «символизм как миропонимание» (А.Белый).

Итак, плакать = глаз + река.

Т.е. «науки Китая построены не по типу научных систем, а по образу и подобию художественных произведений»! (с.239)

То же и о системе Сётокан. Когда кто-то не видит системы, это значит только то, что он не понимает особенностей китайского мышления. Эти особенности подсказывают именно системный характер построения Сётокан – не как научной системы, но как системы художественной!!! Ещё раз: система Сётокан построена так не по типу научной, а как художественное произведение.

«Всё мышление китайца покоится на предпосылке, коренным образом отличной от нашей, и китаец никак не может понять манию европейца во всём добиваться абсолютной точности…»

И вот здесь мне вспомнилось замечательное стихотворение Пастернака – «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». В данном контексте – как иллюстрация «западного» стиля мышления. Декламацию этого стихотворения я давно хотел использовать в качестве аккомпонемента при выполнении ката Хэйан-шодан (или тайкиоку). Теперь этот замысел вполне ясно очерчен:

Тайкиоку шодан под аккомпонемент чтения стихотворения Пастернака.

Развивая данную тему, сразу приходит мысль озвучивания Дзион декламацией Jion Church из «Хроник дома Тайра».

«…подобие точности западных языков совершенно невозможно. Лингвистически невозможно перевести ни единого предложения западной речи на дальневосточную, и наоборот…. Парализуя точность и ограничивая определённость обозначений, этот язык обладает исключительной способностью вовлекать слушателя в эмоциональные состояния, в чём и заключается душа японского стихосложения и основное обаяние поэзии древней Японии…»

На с.238 сборника Эйзенштейн цитирует пародию Свифта о том, как вместо языка предлагается обмен предметами. Супер! Ведь тогда торговля (обмен) выступают как Первомышление. Т.е. в основе психологии должна лежать экономика, и на самом деле, так оно и есть. Но ещё круче то, что в основе этой самой экономики (как первомышления) лежит разделение труда между мужчинами и женщинами по производству детей!! (с.265)

Далее собственно о композиции. На примере гравюры Утамаро «Ныряльщицы». «Кирпичная кладка» будет устойчивее, чем если не будет сдвига, и кирпичи лягут столбиком. То есть, сплетение четного и нечетного, их пересечение и взаимопроникновение, задаёт устойчивость-неустойчивость конструкции (образа, впечатления, структуры …). Встречаются ли примеры подобной композиции ещё где-либо, кроме востока? Оказывается, да. Т.е. правила (законы) композиции, основанные на законах человеческого восприятия универсальны, даже архетипичны (Юнг). И, если это так, если законы композиции суть архетипы мышления, тогда И-цзин есть типология композиции, законченный набор типов сочетаний из 6 элементов. Правда, в таком случае, мы получаем отрицание законов композиции, так как любые шесть элементов будут находится в таком отношении друг к другу, которое описано в книге.

В самом процессе монтажа, т.е. когда фактически строишь монтаж – «монтируешь» - и подбираешь в этом процессе кусок к куску, никогда не думаешь о правилах числовой смены, но всегда исходишь из совершенно реального ощущения того, как два возникает в результате «раздвоения» единого; как три возникает из взаимодействия двух – «порождается» двумя; как единица возникает из «слияния» двух и т.д. и т.д. … Ибо в моменты непосредственно творческие неминуемо оперируешь мышлением образным и чувственным, т.е. как раз тем, которое является исчерпывающим и единственно доступным ребенку или взрослому… Именно эти черты откладываются в мировоззренческие системы отошедших в прошлое концепций древности, которые по существу своему не что иное, как закрепленные и канонизированные формулы живых ощущений ранних форм ещё не логического, но чувственного и образного освоения мира. (с.254)

И в живой игре экранной композиции действительно: два родится как раздвоение единого; три – как материализующаяся ось внутри пары и т.д. и т.д.

Если есть два, то они вращаются, тем самым есть ось вращения, то есть уже три.

Диалектика Гегеля: утверждение – отрицание – отрицание отрицания.

Но вопрос пульсации между четным и нечетным началами ещё глубже и шире.

И разве не так же единица всякого намерения вообще переходит в процессе осуществления в двучлен «отрицания отрицания»! Что пластически рисуется переходом процесса из двухточечной схемы в трехточечную! Именно не в «логическую» пару: исходная точка и точка цели; а в динамическую триаду: точка намерения, точка его отрицания и снятие её новым отрицанием на путях к точке осуществления?

Единица намерения? Векторная единица! Психоматематика. Вектор это триединство: исходная точка, направление, и расстояние (модуль) до цели. Бог – Сын, Бог – Отец, Бог – Святой Дух.



Анализ Эйзенштейном композиции «Ветхозаветной троицы» Андрея Рублева см. на с.251-252.

Удар молота по наковальне физически невозможен без предварительного замаха. Прыжок через препятствие невозможен без отбега от него для разгона и т.д. (с.256)



Здесь моя проблема Овна! Так трудно свернуть! А ключи решения уже в рогах есть! Спираль.

Чтобы достичь цели, по законам композиции, сначала надо пойти в другую сторону! Вот и вся технология. «Это такой же органический базисный закон свершения явлений…»

У Марселя Гранэ («La Pensèe Chinoise». Р., 1934) читаем:
...В старом Китае мужчины и женщины противостояли друг другу, подобно двум конкурирующим корпорациям. Земледельцы и ткачихи составляли группы, которые превращались в соперников, но одновременно и объединялись благодаря различию в образе жизни, в интересах, в богатстве и склонностях. Эти взаимодополняющие группы разделялись по труду, распределяя между собой, различную работу, а также время и место, где она должна была производиться. Каждая группа жила согласно собственной формуле, и социальная жизнь возникала от взаимодействия этих двух формул.
Ткачихи никогда не покидали своей деревни и использовали зиму для подготовки тканей из конопли на следующий сезон.
Для мужчин зима была мертвым сезоном. Они отдыхали перед работой в полях.
Инь и Ян одинаково чередовались за работой: деятельность первого проявлялась зимой, второго — в теплое время года.
Мужчины и женщины, попеременно обогащавшиеся от своего труда, встречались в начале и в конце зимы. Эти встречи оказывались поводом для ярмарок (houli) и свиданий (ki), во время которых каждая корпорация-
ткачихи весной, земледельцы осенью — попеременно выдвигалась на п
eрвый план.
По мнению ученых, Инь и Ян назначали свидания и собирались также и в периоды равноденствий, до того, как начнется царствование одного и кончится царствование другого...
...Ученые утверждают, что во время холодного времени года Ян обречен жить в подземном пристанище, со всех сторон обложенный Инь. Есть основания считать, что общий дом, в котором мужчины собирались во время мертвого сезона, был чем-то вроде подвала, расположенного посреди селения и окруженного индивидуальными жилищами: эти последние в период складывания деревенской жизни принадлежали женщинам.
Вновь становясь земледельцами, мужчины, восстановившие свою силу, шли трудиться на солнце в открытое поле. Ткачихи же, напротив, работали лишь в темных местах: с того момента, как они начинали ткать праздничные одежды, они должны избегать солнца. Оба пола подчинялись противоположной дисциплине. Их сферами соответственно были интерьер (nei) и экстерьер (wai); они же являются и соответствующими сферами Инь и Ян, тени и света...

И теперь мысль о календарном круге ката становится более обоснованной. Сезоны года определяли хозяйственную деятельность. А хозяйство в основе всего остального, в том числе и психофизических комплексов и шаманских плясок.

В 1863 г. одна английская лэди написала книгу об этикете (Lady Gouch. Etiquette. L., 1863). На странице 80 читаем: «...Образцовая хозяйка дома должна внимательно следить за тем, чтобы произведения авторов мужского и женского пола были бы строго разъединены на ее книжных полках. Близость подобных книг друг к другу, за исключением случая, когда авторы их оказываются мужем и женой, ни в коем случае недопустима!..»
Забавно?!
Но приводит же журнал «
Vu» от 26 января 1936 г. (!!!) слова одного из представителей лондонского высшего света: «...Я знаю некоторых лондонских дам, которые одевают юбочки на ножки роялей, с тем чтобы ножки эти не казались обнаженными...»

Вот оказывается это откуда ;) Умиляет. Про книжки тоже неплохо.




  • Gamrin это нравится



«Накануне пересмотрел «Обитаемый остров» Бондарчука – наконец-то Стругацким повезло с режиссером (но теперь, после иероглифики Эйзенштейна, фраза звучит слишком архаично в контексте моего понимания кино; благодаря этой самой иероглифике мне стали понятны попытки и Тарковского и Сокурова!), - а там эпиграф из «Сталкера»: «Ты должен делать добро из зла. Потому что его не из чего больше делать»! Итак, этические аспекты Инь - Ян: зло – это тоже добро, только прикрытое вуалью. Как Солнце за облаками».

Ну, мысль, скажем, не нова.

«Тёмные духи — это светлые духи, прочитанные болваном»;
«The difference between gods and daemons largely depends upon where one is standing at the time.» ( "Разница между богами и демонами в значительной степени зависит от того, где ты в данный момент находишься").
(не скажу из каких источников цитирую, захотите - сами найдёте поиском).
И это куда более «сильные» формулировки, чем: «Итак, этические аспекты Инь - Ян: зло – это тоже добро, только прикрытое вуалью».

P.S.
Только из «Пикника на Обочине», а не из «Сталкера»... :D :)
Конечно, из "Пикника". "Сталкером" я его по фильму Тарковского обозвал.

Меня не подобие противоположностей поразило, а правила композиции.
Ну, скажем, какая разница, в какую сторону ката выполнять? Оказывается, может быть разница, и весьма существенная.

Спасибо за отклик.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5678 9 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние записи

Недавние комментарии