Перейти к содержимому


  




Джиу-вадза как средство обучения

Автор: nik_kam, 07 Сентябрь 2011 · 1 187 просмотров

Судя по многочисленным репликам людей незнакомых или слабо знакомых с айкидо, джиу-вадза (или условно-свободная работа от обусловленной атаки) воспринимается ими с позиции какого-то сюрреалитического поединка, где якобы один дурачок поддается и не наносит (вот придурок) двоечки и маваши-гери, лишь подавая одиночные атаки, а другой его бросает и никак добить не может :) . Начинают говорить, что это мол ерунда и корявые понты. Все подобные мнения основаны на неправильном понимании того, для чего вообще необходим этот элемент, как методическая единица. Даже в режиме, когда по ходу дела ситэ и укэ меняются ролями (каеси-вадза), никакого отношения и ситуативной похожести на спортивные поединки нет и быть не может, потому что задача упражнения лежит в абсолютно другой плоскости.

Многие ударные единоборства пропагандируют в качестве идеала идею "один удар - один труп". Это означает, что как и в ситуации с оружием, всё должны решать доли секунды. Если не брать соревнования, то в принципе, когда правила отсутствуют (улица), затяжных боев не бывает. Расчитывать на затяжной бой на улице - бредовая затея. Так вот - идея джиу-вадзы ничем не отличается, а то что укэ после каждого броска бодренько встает и снова атакует - это не более чем условность.

Вот характерный отрывок из книги Г.Сиоды "Айкидо сюгё":

Это было еще до Второй мировой войны, когда нам сказали, что член Императорской семьи хотел бы увидеть Айкидо. Однако Сэнсэй сказал: "Будет неблагоразумно показывать ложь Его Императорскому Высочеству". .......если хоть один раз реально выполнить технику, то противник уже не встанет для повторной атаки. Таким образом, демонстрация, в которой противник встает и нападает снова и снова, была бы по сути ложью.
Однако, представители Имперского Придворного Агентства заверили, что все будет в порядке и в конце концов демонстрация состоялась.


О чем это говорит? Данный отрывок прекрасно объясняет саму идею упражнения. Когда противник нападает снова и снова, это лишь условность, которая позволяет ситэ отрабатывать одиночные техники в достаточно высоком темпе, что является еще и имитацией последовательного нападения нескольких человек. Не дать ситэ опомниться и все-время заставлять его двигаться, еще и выполняя техники по ситуации - вот основная задача. С увеличением количества укэ (2,3 или больше), задача просто усложняется на предмет ощущения пространства вокруг себя, растет темп, но суть не меняется. У нескольких укэ в джиу-вадза нет задачи сработать в команде и непременно загнать ситэ в угол, запинав его совместными усилиями.

Таким образом, если рассматривать джиу-вадзу "по запчастям", то это просто череда одиночных обусловленных атак, которые в описанных выше целях подаются "к столу" без остановки. Естественно, что даже одна и та же повторяющаяся атака не может все время выполняться одинаково, т.е. укэ все время дает немного разные условия, даже когда просто наносит цки или производит захват. Это и позволяет ситэ учиться чувствовать дистанцию, тайминг, направление движения и прочие вещи, которые необходимо изучать.

А кто ищет в этом упражнении намеки на то, "как дерутся в айкидо", остается только пожелать глубже учить матчасть и не делать поспешных выводов, основываясь на визуальном ряде, осмыслить который они еще не в состоянии.




А смысл в чём,зачем всё это нарабатывать?
Это один из тех немногих случаев, когда я полностью согласен с nik_kam'ом. В идеале подразумевается, что количество техник, выполненных наге быдет равняться количеству нападающих, после чего нападать уже будет некому. То, что уке встают, - это действительно условность, позволяющая наге продолжить отработку. Как я понимаю, джиу-вадза - это отработка быстроты принятия решения, быстроты ориентирования в пространстве, ощущения правильной дистанции и тайминга в постоянно меняющейся ситуации, ну и конечно наработка реакции. В реальной ситуации техники должны быть выполнены так, чтобы после первого же приёма противник больше не мог подняться.
Условно-обусловленные атаки и такая же (условно-обусловленная)нейтрализация этих атак...У меня всё это вызывает большие сомнения. А так да,айкидо-как средство от гиподинамии. Ну и ещё аттестацию пройти,получить очередной пояс или дан.Самолюбие потешить.Всё. Чуть не забыл,ещё один плюс,айкидо-это хорошая школа этикета.
    • Fang это нравится

Условно-обусловленные атаки и такая же (условно-обусловленная)нейтрализация этих атак...У меня всё это вызывает большие сомнения. А так да,айкидо-как средство от гиподинамии. Ну и ещё аттестацию пройти,получить очередной пояс или дан.Самолюбие потешить.Всё. Чуть не забыл,ещё один плюс,айкидо-это хорошая школа этикета.

Если такое презрение к айкидо стесняюсь спросить: на кой ляд вы им занимаетесь? (если конечно в вашем профиле нет ошибки)
Средство от гиподинамии :lol:
    • hantai это нравится

Если такое презрение к айкидо стесняюсь спросить: на кой ляд вы им занимаетесь? (если конечно в вашем профиле нет ошибки)

Презрения к айкидо у меня нет. (Иначе зачем бы я организовывал клуб.) У него свои задачи...(Ещё бы точно уяснить для себя какие?!?Вот этим и занимаюсь сейчас. Вобщем пока в процессе. Есть презрение к некоторым адептам айкидо,от гордыни потерявшим чувство реальности.

То есть для чего существует джиу-вадза вы не понимаете, считаете айкидо средством от гиподинамии и утешителем самолюбия, но при этом организовали свой клуб, причём как я понял, даже сами не знаете зачем... Дааааа ужжжж.... Вот это я понимаю подход к делу)))))))))))))))))))))))
[quote name='Makashima' timestamp='1315574169']
[quote name='Ананас' timestamp='1315559858'][/quote]То есть для чего существует джиу-вадза вы не понимаете, считаете айкидо средством от гиподинамии и утешителем самолюбия, но при этом организовали свой клуб, причём как я понял, даже сами не знаете зачем... Дааааа ужжжж.... Вот это я понимаю подход к делу)))))))))))))))))))))))

Именно так и считаю... Средство от гиподинамии,японская йога(гимнастика)...Искусство ради искусства. Несбыточной мечтой Морихея Уэсибы.(с помощью дзю-вадза достичь всеобщей гармонии и мира во всём мире).

с помощью дзю-вадза достичь всеобщей гармонии и мира во всём мире

Хорошо, допустим так. Допустим джиу-вадза существует не для наработки ориентации в пространстве, выработки реакции и быстроты принятия решений, а для достижения всеобщей гармонии и мира во всём мире. Не поясните мне, неразумному, каким образом с помощью джиу-вадза можно достичь всеобщей гармонии и мира во всём мире? Очень интересно послушать.
Вы не внимательно читаете.
Я читаю то, что вы написали и могу сделать только один вывод: вы сами не понимаете, что буровите, а потому и обсуждать тут больше нечего.
Нечего так нечего.
Ананас, а вы откройтесь миру, зачем вам айкидо, каким именно айкидо занимаетсь. Может именно эта информация все расставит на свои места ;)
    • hantai это нравится

Ананас, а вы откройтесь миру, зачем вам айкидо, каким именно айкидо занимаетсь. Может именно эта информация все расставит на свои места ;)



Не расставит. Не думаю что расставит...Занимаюсь я Айкикаем. Хотя считаю,что айкидо по сути одно, несмотря на кучу разных ответвлений, по крайней мере задумывалось как единая система, со своей философией. И вот зачем оно создано для меня загадка.
А какой именно Айкикай? :) Айкикай настолько широкое понятие......
    • hantai это нравится
У вас все вопросы с подковырочкой, Это следствие занятий айкидо или дурной характер? Как вас только жена терпит. Считаете я не знаю,что Айкикай-это организация. Можете успокоиться-знаю. Но также и стиль,Хомбу додзё,продолжатель традиций и всё такое. Обычный айкикай,красивый айкикай..,им и занимаюсь.

"Айкикай широкое понятие..." Айкидо-широкое понятие,где-то даже аморфное...
Это следствие месячного бана, в который меня отправил таваищ погром, когда у него аргументов не хватило доказать свою точку зрения :lol: А вообще имелось ввиду - по линии какого сэнсэя Айкикай. Китаура, Тисье возможно или еще кто....Они (сэнсэи эти) порой в рамках айкикая по качеству и наполнению различаются до противоположного.
    • hantai это нравится
Ну да,у каждого сэнсэя свой стиль,хотя и в рамках айкикая. До недавнего времени куратором был Татцунори Имамура(7 дан Айкикай). Сейчас другой.

Последние посетители

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031