Перейти к содержимому


  




Простые движения

Автор: nik_kam, 11 Март 2011 · 692 views

Практика многочисленных повторений одного и того же давно стала аксиомой при изучении единоборств. Однако это еще не весь рецепт формирования устойчивых нейронных связей определенного толка и вообще освоения материала на хорошем уровне. Многократные повторения должны быть еще и правильными. Неправильно повторяя движение, всего лишь хорошо научишься делать его неправильно :) . «Секрет» этот существенно сложнее в освоении. Известно, что существуют мириады маленьких нюансов, которые ученики обычно не замечают в работе мастеров. Причина в узости восприятия тех, кто еще просто не готов воспринимать определенный материал. Самый распространенный вопрос при этом - почему должно быть именно так, а не иначе. Т.е. «видеть» и «понимать» – совсем не одно и то же. Именно поэтому у мастеров техники работают, а у учеников нет.

Любой среднестатистический человек скажет, что не имеет никакого значения, если рука чуть-чуть не там, нога не совсем так развёрнута и т.д. Учитель от ученика отличается тем, что понимает эту огромную разницу, которая вопреки мнению большинства чрезвычайно практична, а не является плодом фантазии. Ошибка постановки частей тела буквально в миллиметры может изменить всё, от снижения эффективности до полного сведения на нет всей техники. Важность нюансов чаще всего недооценивается более молодыми и только с ростом опыта, который может длиться от нескольких лет до десятилетий, приходит осознание важности мелочей, то что в Японии например – аксиома, не требующая доказательств. У нас же это чаще всего начинают понимать только по мере отступления сиюминутной необходимости спешной работы на результат. Какие могут быть нюансы, если надо быстрее, выше, сильнее и как можно скорее?

90% людей сразу пытается учиться техникам. Но без понимания это лишь тупое копирование движений, вникнуть в которые (в приемлемые сроки) большинство, как правило, не в состоянии. Естественно у любого человека внутри всегда присутствует какое-то объяснение происходящего, которое кажется логичным, иначе и быть не может. Кстати отсюда и огромная разница мнений на форумах, а также вопреки этой разнице - поразительное единодушие во многих вопросах в среде профессионалов. Именно пережитки традиционности закрытых восточных школ конца 19 начала 20 в.в. определяют подход «делай как я и возможно научишься». На самом деле это лишь повторение чужих объяснений без «чувствования техники», естественный отбор старого типа, позволяющий из 10 человек отобрать один талант, а остальных отсеять. Ну и естественно речь не шла о миллионах последователей, которым надо техническую чистоту школы донести в неизменном виде.

Сами традиционные школы давно начали понимать, что без систематизации знаний до мелочей далеко не уедешь. Поэтому (интуитивно во многом) методы некоторых школ вплотную подошли к методам, принятым в современной науке. Примером тому может быть старый добрый принцип обучения «от простого к сложному». Метод этот заключается в том, чтобы разбить технику на составные части, которые позволят ученикам увидеть, а потом и понять, из чего состоят элементы более сложные. Чтобы после было достаточно просто объединить эти несколько простых движений снова в одно, целостное. При этом результат будет зависеть не от того, как ученик сможет скопировать материал, а от того, сможет ли он понять те принципы, которые универсальны для любого БИ и лежат в основе всей двигательной активности, от лежания в кровати до сложнейших комплексов упражнений или ведения боя.

Любая техника состоит из простых кубиков - базовых элементов. Правильные перемещения, распределение веса, контроль и т.д., перечислять можно долго. Одной из самых распространенных ошибок является преподавание изначально сложных элементов, в то время как отработке базовых движений уделяется недостаточное внимание (это же скучно, а людям реальность подавай и поскорее). Показали, как делать, поделали немного в начале тренировки и сразу приступили к качалке или поединкам. Последнее, кстати, ещё более вредно, т.к. работа с партнёром нужна не столько для отработки базовой техники, как для развития чувства дистанции и тайминга – маай, а это уже более высокий уровень полёта. К по-настоящему же свободным же поединкам (спаррингам) вообще следует приступать не раньше 1 дана (если речь о каратэ) или 2-3 дана в случае с айкидо.

Главная проблема в том, что у многих не хватает терпения на постоянную качественную отработку базовых техник. Мало кто готов потратить несколько лет на шлифовку навыков базового характера в отрыве от поединков, раскрытию сути перемещений, постановку работы бедер, ударов и других базовых технических действий, т.е. изучение принципов, на которых они основаны. Это приводит к техническим, тактическим и стратегическим ошибкам. Обычно самостоятельно увидеть эти свои ошибки, понять их суть просто невозможно. Если же ученики изначально учатся понимать природу базовых движений, то большинства самых частых ошибок попросту не случается. Ошибки всегда есть результат непонимания и являются отличным индикатором, который показывает уровень восприятия техники и принципов учеником. Чем выше наше мастерство, тем больше внимания мы уделяем мелочам. Это кстати и является ответом на вопрос как оценить владение предметом без проведения поединков и соревнований.




Ник_Кам, читаю Ваши посты и сразу вспоминаю анекдот про чукчу, которого американцы спрашивают, говорит-ли он по английски, а чукча отвечает, что ес, оф кос, только в этой стране никому это на хрен здесь не нужно. Так и в Вашем случае - "спортсмены" просто не поймут, а айкидоки и так это знают (хотя бы в теории)

Это кстати и является ответом на вопрос как оценить владение предметом без проведения поединков и соревнований

Соревнования в айкидо, пожалуй, не нужны, а вот рандори (поединки) по достижении определенного уровня необходимы.
    • Gringo это нравится
С чем -то соглашусь с чем-то нет.

Все правильно , есть нюансы которые которые делают технику техникой , но это не должно определятся количеством этих мелочей или миллиметрами постановки углов и граммами веса , скорее наоборот БИ как боевое оружие - должно быть максимально эффективным но при этом максимально простым . Любое БИ должно максимально быстро и качественно готовить бойца - это аспект как практический так и исторический , иначе его смысл теряется .

Что касается базы то это я давно для себя уяснил - базы удел новичков , и разминка для людей продвинутого уровня , потому как если человек бесконечно ею занимается - значит он ее не понимает , тоже самое что если отжиматься по 30 раз два года пока отжиматься не станет настолько легко чтобы перейти на 40 и тд , хотя такого можно добиться в сотни раз быстрее банально увеличивая количество и перетерпев " временное неудобство " . Что не отменяет того что база - основа основ и фундамент всей техники .

С принципом обучения «от простого к сложному» , тоже не соглашусь , потому как ни везде она имеет место . Есть много школ где база это довольно сложные многоступенчатые техники а секреты таких школ - простейшие движения . И объяснить подобные вещи довольно легко .

"спортсмены" просто не поймут, а айкидоки и так это знают (хотя бы в теории)


Очень похожие вещи мне часто говорят спортсмены ;) Особенно хорошо эти тезисы понимаются в каратэ. А в айкидо кстати сказанного не понимают процентов так 70 :)


Что касается базы то это я давно для себя уяснил - базы удел новичков , и разминка для людей продвинутого уровня , потому как если человек бесконечно ею занимается - значит он ее не понимает


База базе рознь. Это не просто простые движения и всё. Это различная степень наполненности. База учится и изучается всё глубже и глубже (по-крайней мере в есинкан) примерно до 6 дана включительно и только потом становится "разминкой". Это не значит что она не используется в работе постоянно. Постоянное изучение базы не по остаточному принципу способствует ее качественному росту. Соответственно улучшается и качество техники. А без базы качество не растет. Растет лишь опыт использования того что знаешь на текущем уровне. Хотя кому-то и этого для соревнований хватает :D
    • hantai это нравится
Я что-то не понял а как вы собираетесь без базы осваивать технику? Это все равно что сначала написать текст а затем изучать буквы.
И естественно все должно изучаться от простого к сложному а иначе невозможно, нельзя сначала научиться бегать а потом ходить.
Что касается миллиметров и сантиметров не соглашусь, ведь главное чтобы тело почувствовало что от него требуется а это в свою очередь подразумевает многократное повторение в чем способствует баз.тех. Кому-то удобней работать в высокой стой кому-то в низкой,
широкой стойки, узкой и.т.д ;это то что касается сантиметров. Согласен что база базе рознь, у новичка и продвинутого спортсмена она
отличается. На счет долгого изучения баз.тех без спарринга и хотя бы клубных соревнований для европейца такой подход (к сожалению)
не приемлем, нам нужно быстро и желательно эффективно, поэтому и приходиться идти на разного рода хитрости, иначе все разбегаться
в другие секции где на 4 занятии ученику дают почувствовать себя уже чему-то научившемуся.
Странная у Вас база получается. " ... строители достраивают 30-ый этаж а фундамент еще не достроен "

Что для Вас значит наполненность ?

Что для Вас значит качество техники ?
Для меня - качество это принятые в данном БИ условия выполнения техники (углы , вложения , позиции , положения , направления и тд ) , те качественным будет считаться выполнение приема в вольном поединке с соблюдением всех условий (после этого можно говорить что человек знает и применяет технику) по мимо есть еще параметры техники такие как - скорость , сила , своевременность и тд - эти навыки можно совершенствовать до бесконечности в отличии от качества . А у Вас получается люди вплоть до 6 дана учат других при том что сами до конца базы не поняли .

И еще , есть такая очень важная вещь как "потолок" навыка . Доходя до него мы имеет эффективность освоения материала , переходя - эта эффективность падает .Те чем мы больше и лучше что-то делаем тем этот потолок становится все ниже и ниже . И получается ситуация - люди до 6 дана отрабатывая задроченую базу по 10-20 лет получают от этого КПД меньше одного процента (потому что чем больше навык тем сложнее его поднять ) и получается ситуация что у новичка КПД-обучения в десятки а то и в сотни раз больше чем у мастера , а такого быть категорически не должно не у мастера не у тренера ибо это застой.

На счет долгого изучения баз.тех без спарринга и хотя бы клубных соревнований для европейца такой подход (к сожалению)
не приемлем, нам нужно быстро и желательно эффективно, поэтому и приходиться идти на разного рода хитрости, иначе все разбегаться
в другие секции где на 4 занятии ученику дают почувствовать себя уже чему-то научившемуся.


В айкидо данный способ приемлем и в каратэ тоже. Это вполне вписывается в концепцию "ДО". То что это подходит не всем - правда. Статистика это подтверждает.


Что для Вас значит наполненность ?


Уровень понимания того что делаешь. Не иллюзии понимания (то что субъективно кажется логичнее), а ПОНИМАНИЕ.

Что для Вас значит качество техники ?


Наполненность, дзансин.

А у Вас получается люди вплоть до 6 дана учат других при том что сами до конца базы не поняли .


:lol: Они не учат базу до 6 дана. Они ее качественно совершенствуют. База считается изученной в грубом приближении на уровне шодан.
    • hantai это нравится
Не зря БИ в Японии и Китае ассоциировались с каллиграфией. Да и вообще любое искусство и отличается от ремесла тем, что в искусстве мастер всегда работает на основами. Спросите любого профессионального музыканта, сколько он тратит времени на всякие гаммы и сольфеджио, что бы в результате выдать тут музыку которой восхитятся.

Хотя народ в общей массе конечно предпочитает слушать блатные три аккорда и считает это мастерством.
    • hantai это нравится

Хотя народ в общей массе конечно предпочитает слушать блатные три аккорда и считает это мастерством.


Это у них зовется "мастер шансона" :lol: Три аккорда - это быстрее, эффективнее и понятнее обывателю. Много времени на освоение тоже не надо. Слух нужен но не обязателен. Главное себя правильно подать и 3 аккорда станут классикой масс :D :D :D
    • hantai это нравится
Слух нужен :rolleyes: . Вот только смотря для чего...
Спасибо Вам! Очень хорошая толковая статья!

Latest Visitors

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031