Перейти к содержимому


  




Атака захватом и роль укэ

Автор: nik_kam, 14 Февраль 2011 · 954 views

Это (грубо) действие, направленное на вход в чужую зону ма-ай и далее на:

1) блокирование действий нагэ(ситэ) удержанием (хватаем и не даем ничего сделать)
2) завершение захвата активным переходом к контролирующему воздействию (т.е. осаэ-вадза) – фактически толкаем или ведем, либо входим на бросок.
3) проведение обманного движения, выказывая намерение захвата и переходя к иным действиям по мере необходимости – финты ушами (используются редко :))
4) Вытаскивание на себя для удара второй рукой (или ногой) – «тянущая» атака, либо "раскрытие" путем убирания рук с пути (или их завязки узлом). Может быть вытягивание для кудзуси. Опять же возможен комбинированный бросок, например тэнчи нагэ.
5) Отталкивание (типа взяли за грудки, плечи или локти и толкаем)

Может и еще чего есть - с ходу мог просто не вспомнить В любом случае, это целенаправленное действие, продолженное во времени по одному из вариантов.

Что же такое «нормальная» атака ? Это атака, которая продолжается, пока эту возможность не пресекут каким-то образом кардинально, в том числе она продолжается и во время попыток ее пресечения. Иными словами, в атаку нужно вкладываться с умом, без фанатизма, но очень нацеленно и осмысленно. Если вы не понимаете, для чего взялись за руку партнера, или не выполнили задачу «захватить и продолжить атаку» – можно даже времени не терять на дальнейшую наработку техники. И это еще не всё. Обычно укэ начинает двигаться правильно, а когда выполнят захват (либо его им дадут выполнить, либо в момент захвата пошла техника), считают свою миссию законченной и прекращают атаку, т.е. тупо останавливаются (а иногда еще и говорят – «я щас тебя тут ударить могу другой рукой» или наоборот – отдают руку на растерзание). Это грубейшая ошибка, приводящая опять же к бессмысленности работы с такой «атакой». Лучше сразу этому «укэ» прямой правый в бороду, чтоб не мучался . Парадокс (или может печальная тенденция) в том, что многие инструкторы этого сами не понимают до конца и потому не могут объяснить эти простые принципы своим ученикам (видел такое сам и был шокирован).

В случае остановленной атаки сразу можно говорить о том, что условия для техники не созданы, «коннект» системы сил в виде связки кинематических цепей рвется (в иной терминологии - укэ подал ки до (и для) захвата, а потом ки «обрывается», поэтому нагэ не с чем объединяться).

Вывод – атака должна в учебном контексте не только имитировать заложенные в нее условия, но и использоваться по прямому назначению. Чаще всего много времени тратится бессмысленно, когда укэ не создает нужных условий чтобы преследовать определенные цели, а наге (ситэ) еще не способен их создать (организовать) самостоятельно. Правильная атака должна полностью (!!!) соответствовать изучаемым ситуациям. В противном случае можно вести речь об отсутствии атаки вообще. Подержались и разошлись.

Далее сразу нужно оговорить отдельно разницу между :

1) Мот(ч)и 持ち – крепко держать что-то в руках; владеть чем-либо. Означает состояние.

2) Т(Д)ори 取 – брать, делать своим. Означает сближение и «взятие» руки для проведения технического действия. Термин «тору» 取る здесь – незаконченность захвата противника, т.е. продолжающееся действие.

Т.е. эти термины, несмотря на внешнюю схожесть их практической реализации, отличаются с точки зрения преподавания, укеми и, в некотором роде, прямо указывают на стилевые различия, наводя порой на интересные выводы. Мало того, в языковедческих трудах это далеко не синонимы. Соответственно использовать их со знаком равенства при рассмотрении атаки считаю не совсем корректным. Но это тоже лирика.

Захваты очень многообразны в разных стилях и несут свою смысловую нагрузку. Какую – другой вопрос. Можно хватать за одежду, запястья, локти, плечи, обхватывать руки-корпус, идти на удушения и пр. Где-то некоторые компоненты исключены, где-то может даже избыточны. Потому имеет смысл описывать виды атак и смысловую нагрузку их наработки применительно к стилям, где они используются.




Вот читаем:
"В случае остановленной атаки сразу можно говорить о том, что условия для техники не созданы, «коннект» системы сил в виде связки кинематических цепей рвется (в иной терминологии - укэ подал ки до (и для) захвата, а потом ки «обрывается», поэтому нагэ не с чем объединяться)."

Возникает уточняющий вопрос, и даже несколько.
1. Какое продолжение атаки после захвата считается у вас правильным, по "кихону" как говорится? Давить, бросать, вязать руки и бить, сковывать и гыгыкать в лицо, ожидая подбегающего второго оппонента?
2. Если считается, что айкидо предполагает работу с несколькими оппонентами, то не кажется ли разумным, что в реальной ситуации захват может и не быть использован для чего-то страшного, типа осаэ, нагэ, раскрытий под удары, толчков. А противник может действительно просто захватить, встать и тупо стоять, имея хорошую позицию - и имея цель, вами приведенную - сковать, пока второй оппонент делает свое черное дело?
3. И вопрос вытекающий из ответа на п. 2. Как предполагается вообще работать, хотя бы в далекой перспективе с "фиксирующей" атакой - там где стремление и ки есть, понятно, подхватываем и работаем, это как бы каждую тренировку нарабатывается и все такое. Что предполагается делать с захватом, цель которого фиксация - пресекать на этапе взятия, работать с ним после того, как он взят, или нарабатывать и то и то - а работать по ситуации, как получилось?

1. Какое продолжение атаки после захвата считается у вас правильным, по "кихону" как говорится? Давить, бросать, вязать руки и бить, сковывать и гыгыкать в лицо, ожидая подбегающего второго оппонента?


В случае свободной работы напрямую зависит от самого атакующего. При отработке конкретных техник в парном кихоне продолжение диктуется явным образом, т.е. условиями которые нужны для техники.

2. Если считается, что айкидо предполагает работу с несколькими оппонентами, то не кажется ли разумным, что в реальной ситуации захват может и не быть использован для чего-то страшного, типа осаэ, нагэ, раскрытий под удары, толчков. А противник может действительно просто захватить, встать и тупо стоять, имея хорошую позицию - и имея цель, вами приведенную - сковать, пока второй оппонент делает свое черное дело?


Это никак не меняет сути дела. Возможно я упустил пункт по статическому удержанию, но от этого не хуже. Чтобы в статике держать крепко и надежно необходим ряд условий - как минимум это прижатие тэнучи если захват кистевой или сплетение рук если обхватывают копрус. Соответственно ничего не мешает выполнять действия по освобждению от захватов. Таковой раздел имеется.

Что предполагается делать с захватом, цель которого фиксация - пресекать на этапе взятия, работать с ним после того, как он взят, или нарабатывать и то и то - а работать по ситуации, как получилось?


Собственно Вы сами и ответили. По ситуации. В идеале работать с моментом захвата или не дать себя схватить вообще. Если захват на удержание состоялся - см. п.2
[quote name='nik_kam' timestamp='1297660634']
В случае свободной работы напрямую зависит от самого атакующего. При отработке конкретных техник в парном кихоне продолжение диктуется явным образом, т.е. условиями которые нужны для техники.

Ну вот например, кататэ дори сихо нагэ - какое предполагается развитие атаки?

[quote name='nik_kam' timestamp='1297660634']Это никак не меняет сути дела. Возможно я упустил пункт по статическому удержанию, но от этого не хуже. Чтобы в статике держать крепко и надежно необходим ряд условий - как минимум это прижатие тэнучи если захват кистевой или сплетение рук если обхватывают копрус. Соответственно ничего не мешает выполнять действия по освобждению от захватов. Таковой раздел имеется.[/quote]

Правильно ли я понимаю, что бросать в захвате не предполагается - предполагается освободиться от захвата и попробовать по второму разу, ну или например атаковать самому. Так?

Ну вот например, кататэ дори сихо нагэ - какое предполагается развитие атаки?


В каком из вариантов? :) Кстати само катате дори (моти) не обязательно приведет именно к сихо нагэ. Данная техника - совокупность ряда факторов. Соответственно один вариант - статичное удержание (блокирование одной руки с нанесением удара второй рукой или ногами). Второй - атака типа ёнкадзё, т.е. переход сразу в осаэ. Третий - вытягивание на себя под удар или кудзуси. Повторюсь - далеко не в каждом случае будет возможно именно сихо нагэ. На выбор этой техники влияет достаточно много факторов, от дистанции, до позиции локтей, корпуса и акцента в самом захвате.

Правильно ли я понимаю, что бросать в захвате не предполагается - предполагается освободиться от захвата и попробовать по второму разу, ну или например атаковать самому. Так?


Освобождение от захвата по своей сути предполагает контратаку - т.е. подведение под какую-либо ситуативную технику. Можно выполнить бросок и прямо из определенных захватов, до для этого навыков требуется намного побольше.

[В каком из вариантов? :) Кстати само катате дори (моти) не обязательно приведет именно к сихо нагэ. Данная техника - совокупность ряда факторов. Соответственно один вариант - статичное удержание (блокирование одной руки с нанесением удара второй рукой или ногами). Второй - атака типа ёнкадзё, т.е. переход сразу в осаэ. Третий - вытягивание на себя под удар или кудзуси. Повторюсь - далеко не в каждом случае будет возможно именно сихо нагэ.


Вот я и спрашиваю - когда будет возможно именно сихо нагэ, какие условия надо смоделировать, чтобы не было, что укэ моделирует одно, а нагэ старательно делает другое, не формируя никакого навыка. Какое продолжение соответствует сихо нагэ, или продолжение не имеет значения, а имеет значение то, в каком положении руки, тело, ноги и т.д.? Как рекомендуется делать в этой технике, какое продолжание атаки выполнять после того как захват выполнен?
Для определенность, возьмем вариант ити :)
Атака может развиваться по любому сценарию который есть в голове у укэ, а сихонаге (одна из вариаций) выполняется только если когда в процессе атаки происходит соответствие условиям сихонагэ. В любой из моментов, будь это попытка блокирования (удеражания), толчок (2) либо вытягивание (1). Ну или если сам исполнитель в состоянии эти условия для себя создать по ходу пьесы. Обычно для классики кихона нужен плотный захват тэнучи и распрямление локтя. Ну и сопутствующее - дистанция, направление локтя в момент захвата и т.д. Основа - классического исполнения - вытягивание руки из плеча (вращение вокруг плечевого сустава), соответственно если ручка согнулась, техника обязана меняться или минимум корректироваться. В движении (когда необходимый набор навыков имеется) конкретная техника вообще перестает иметь значение, но тут мы все-же об отработке.
Возникает другой интересный методический вопрос. Допустим, предполагается отработка сихо нагэ. Для него, как я понял - требуется распрямленная рука - рассмотрим одно из самых простых условий. В поединке противник редко распрямляет себе руку сам, если конечно он не хочет, чтобы ее отломали - значит рано или поздно нужно будет научиться создавать такие условия. Однако на отрабтке, вероятно, укэ должен эти условия просто дать. То есть сам себе распрямить руку или создать давление, которое позволит ее распрямить. Как осуществляется переход - то есть как вы учитесь создавать такие условия, провоцировать на определенные действия, чтобы потом их использовать? В частности, какие приемы применяются конкретно при кататэ дори сихо нагэ?
В старой технике ручке помогали распрямиться во многом с помощью плотного прихвата. Сейчас аналогичная работа выполняется работой ног и центра, путем взаимоействия с захватом. Прихват не критичен вообще (что впрочем не мешает им воспользоваться за стенами зала). Вместе с тем очень помогает способ создания наряжения и расслабления в любой нужной точке. Варирование этим навыком выводит на нужные условия. Специально этому не учатся, хотя подводящие упражнения имеются. В гораздо большей степени это дело практического опыта, ну а пока его нет, укэ если он разумеется не полный дятел, создает нужные условия. Если же вы например человек опытный то есть 2 варианта - создать условия самому (если надо именно сихонагэ сделать), либо интенсивно выполнить технику соответствующую условиям которые дал укэ :lol: Одна-две таких техники "по условию" и понимание того как дать партнеру работать нужную технику быстро приходит :D

Latest Visitors

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031