Перейти к содержимому


  




Что такое Айкидо сегодня ?

Автор: nik_kam, 08 Февраль 2011 · 1 463 views

Много букаф для терпеливых :lol:

Так такое айкидо сегодня? Это не менее сложный вопрос, чем поиски смысла жизни. Основатель Ёсинкан айкидо Годзо Сиода говорил, что айкидо и жизнь это единое целое, имея в виду, что данное комплексное понятие нельзя рассматривать только как набор одних только приемов или наоборот - философских концепций.

Если говорить коротко, то с позиции философии, айкидо - это объективное и лишенное негатива восприятие мира таким, какой он есть, достижение целей в обход конфронтации, наиболее гармоничным способом.

А с технической точки зрения, «айкидо» можно описать, как набор техник (бросков, контролей, атак и страховок), которые энергетически эффективно (т.е. опять же гармонично) используют силу или слабость противника, либо влияют на ситуацию в целом.

Естественно, философия и техника охватывают далеко не весь спектр айкидо как БИ. Вообще понятие «боевые искусства» - не совсем корректно применительно к восточным единоборствам. Гораздо ближе по смыслу стоит другой термин – «Будо». Он наиболее точно описывает суть айкидо, как комплексной системы, которая тесно вплетается в жизнь человека, вставшего на этот путь. В традиционных восточных стилях Будо неразрывно связан историческими корнями с религиозными культурами Китая, Индии, Японии и т.д. Задачи самозащиты и получение навыков ведения боя представляли собой лишь часть узора, который формировала определенная система. Задачей же в более общем смысле для Будо всегда являлась полная реализация человека.
Т.е. для того, чтобы изучать айкидо, проникнуться атмосферой происходящего, необходимо развить и далее культивировать в себе множество качеств и навыков. Дисциплина, умение идти до конца, способность работать в коллективе, навыки взаимодействия, умение страховаться, просчитывать возможные ситуации и вовремя уходить от нападения…. В современном обществе это, безусловно, полезные навыки. Именно этим айкидо отличается от других БИ, а самооборона и все свойственные Айкидо (или приписываемые ему) разделы являются лишь еще одним эффектом от непрерывного интенсивного обучения.
Тем не менее, все перечисленные и множество других качеств могут быть достигнуты только через интенсивную тренировку тела и духа, что абсолютно не отличается по своей сути от любых других воинских искусств, в том числе и соревновательного толка. Трактовки понятия айкидо, как искусства постижения гармонии, при этом совершенно не противоречат необходимости интенсивной подготовки.
В айкидо посредством изучения гармоничной в своей основе техники мы начинаем воспринимать агрессию, как одно из рядовых природных явлений, а затем учимся принимать ее такой, как она есть, без волнения, злобы и других негативных эмоций. Таким образом, тренируется наш ум. Так мы учимся воспринимать реальность и самого себя более спокойно и объективно, а эти изменения не могут происходить без изменения личности, характера, отношения. Иными словами - это объективный процесс эволюции техники, духа и сознания через интенсивную практику заданных форм
В какой-то мере, большинство занимающихся это понимает и осознает, однако здесь обнаруживаются существенные противоречия, касательно методов всестороннего изучения айкидо. Как мы уже говорили, разные периоды жизни Основателя характеризовались различной подачей материала. Соответственно, разные сэнсэи более позднего периода вкладывали в айкидо самый разный смысл – от лечебной физкультуры для взрослых и философских медитаций, а также своего рода «полугипноза» в виде так называемой «бесконтактной работы», до достаточно интенсивных тренировок, с упором на прикладную эффективность и порой даже жесткость технического арсенала.
Почему же интерпретации айкидо, как явления, а также предмета преподавания наcтолько неоднозначны? Вновь обратимся к истории. Огромное влияние на мировоззрение Морхэя Уэсибы оказал глава секты «Омото-кё» Онисабуро Дегути, который не только являлся духовным наставником Уэсибы, но и всячески поддерживал последнего посредством возможностей возглавляемой им общины после того, как Уэсиба в 1920 г. потерял отца и двоих сыновей. Название «айкидо» также было использовано впервые по предложению О.Дегути. Кстати и огромный боевой опыт Уэсиба получил, в том числе, путешествуя с ним по Монголии в качестве соратника и телохранителя.
Даже обучая первое поколение учеников, впоследствии сформировавших основные стили айкидо, Уэсиба продолжал свои духовные практики. Тем не менее, по свидетельству Г.Сиоды, он никогда не принуждал учеников исповедовать синтоистские концепции или ходить с ним на службы в храмы Омото. Всё влияние религии на айкидо ограничивалось рамками лекций, которые Уэсиба читал ученикам в более поздние периоды после войны, когда, по собственным словам, сам он уже закончил физическое обучение и перешел к глубокому изучению религии. Отчасти полурелигиозые принципы «непричинения вреда», «гармонии со Вселенной» и «искусства мира» проникли и в саму философию айкидо, но не стоит все понимать буквально. Вот что говорил по этому поводу в одном из своих интервью основатель син син тоицу айкидо К.Тохэй (10 дан):
«…я учился Айкидо у Морихэи Уэсиба..... он был преданным последователем религии Омото-ке, и это повлияло на то, как он учил айкидо. Часто, было вообще невозможно понять его эзотерические объяснения. Я упорно тренировался во всех упражнениях, несмотря на то, что многие из них пришли из религии Омото-ке, и не имели для нас никакого смысла......Я стал прогрессировать в Айкидо значительно быстрее, когда начал повторять то, что он делает и меньше слушать то, что он говорил….".
Естественно, что сказанное не говорит о том, что слушать сэнсэя не нужно, и тогда достигнешь прогресса. Речь именно о сложных религиозных понятиях, которые Уэсиба, будучи в возрасте, давал своим ученикам. Вообще, когда речь заходит о религиозно-философском аспекте, сразу находятся люди, которые только его и считают единственно верным, забывая, каким путем Уэсиба пришел к своим убеждениям. Это был его индивидуальный путь через Будо, продиктованный самой жизнью. Говорить же об «искусстве мира», формально говоря «не умея воевать», т.е. не освоив в полной мере технический (прикладной) раздел Будо - равнозначно обычной демагогии. Легко рассуждать о высоких материях, не представляя себе, на чем они в самом деле основаны. Эзотерика сама по себе полностью нивелирует реальную практику, если нарушить последовательность «употребления ингридиентов». Для начала надо научить ум и тело эффективным техникам «физического плана», а уже потом откроются любые пути в плоскости их осмысления.
В этом отчасти состоит уникальность айкидо – оно в силу исторических предпосылок не имеет четко очерченных границ. Не вызывает сомнения лишь одно – это не просто искусство мордобоя или медитации – это определенный образ жизни, в котором много людей из разных социальных групп могут найти что-то для себя в соответствии со своими потребностями.
Интересно отметить и то, что в такой своеобразной «уникальности» айкидо заключены и его самые слабые места, но об этом мы поговорим чуть позже.
Сегодня часто можно услышать, что Айкидо в России динамично развивается, появляется множество школ, открываются новые залы, проводятся семинары, да и вообще что все хорошо и замечательно. Количество людей, которым говорят, что они занимаются Айкидо, растет в арифметической (если не в геометрической) прогрессии. Однако, если приглядеться, дело обстоит не совсем так радужно, как хотелось бы. Посмотрим на существующие современные проблемы «отрасли» по пунктам.
Первая, на мой взгляд, проблема заключается в том, что люди осознали - на Айкидо можно делать политику и деньги, не утруждая себя мыслями о нравственной стороне вопроса, или о качестве того, что (и кем) преподается студентам. На этой благодатной почве, а зачастую и при попустительстве и даже поддержке иностранных сэнсэев, в среде Айкидо появились непонятные личности, имеющие регалии сомнительного происхождения (выпрошенные, купленные или подаренные ради дела), которые организовывают всевозможные федерации, советы и общественные организации, на самом деле не имеющие к нормальному Айкидо никакого отношения. При этом проводятся семинары, совместные с «коллегами по цеху» мероприятия, которые, как правило, широко рекламируются, финансируются и вообще всячески используют все механизмы, которые в экономике называются «promotion» (или продвижения товара на рынок). Последователи таких «сэнсэев», как правило, часто напоминают зомби, которым промыли мозги методами НЛП. Их манера общения, да и сама природа самосознания меняется, причем не в лучшую сторону (об этом немного позже). Внешне все выглядит хорошо: красивые залы, атрибутика, разговоры о высоких материях, бурный рост количества учеников и т.д. Однако признаки, присущие тоталитарным сектам, тем не менее, иногда просматриваются. Например, ученикам таких школ запрещено посещать семинары других сэнсэев, тех, кто может случайно открыть людям глаза на то, что их банально «надувают». В таких школах часто запрещены видеосъемки под предлогом «скромности» или сохранения в тайне неких немыслимых «секретных техник». При этом широко культивируется культ личности сэнсэя, которого часто (хоть и не везде опять же) принято боготворить и почитать как пророка. Итогом всех перечисленных действий становится то, что шестеренки крутятся, машина функционирует и бизнес вполне успешен. Однако, адепты таких школ как правило ничего из себя не представляют ни в техническом, ни в каком-либо еще плане, присущем Айкидо, как Будо. Но они-то считают, что все обстоит так, как и должно быть! Они увлечены идеей, грамотно сформулированной для них, не ради нормального обучения, а для поддержания иллюзорной достоверности того, что то, чем они занимаются и является истинным айкидо. Когда человек увлечен, да еще и профессионально оболванен, свернуть его мысли с «программы» крайне тяжело. Вообще разоблачить таких «псевдоайкидошных деятелей» весьма сложно, не имея опыта и не зная предмета в достаточной степени.
В разряд проблемных можно также отнести и другие школы, непохожие на вышеописанные. То есть, вроде и бизнесом как таковым не пахнет, да и признаков НЛП не усматривается. Тем не менее, есть огромный минус – подобно людям, которые без ума от романтики фэнтэзи, ученики привлечены в школу мифологическими посылами, которые культивируются очень широко и часто находят благодатную почву в умах студентов. Это большая масса людей, которых именно то и притягивает, что они якобы вовлечены в некий сокровенный процесс, научно необъяснимый и присущий только айкидо, как элитарному БИ для избранных. Широко распространяемое заблуждение о мистической природе сверхспособностей и энергий, которыми люди якобы смогут овладеть без малейших физических усилий – вот что привлекает подавляющее большинство романтически настроенных и не склонных к скептицизму учеников. Особо распространен миф о сверхъестественной природе Ки, изучая которую посредством неких психологических практик, можно якобы достичь небывалых высот мастерства. Вот и получается, что несчастные романтики с первых тренировок не БИ занимаются, а без понимания пыжатся над так называемыми «Ки-практиками», создавая у себя опасные иллюзии. В данном случае плохи не сами Ки-практики, а то, под каким соусом и в какой момент их преподносят.
В техническом плане ученики таких «школ» также не представляют из себя ничего серьезного или такого, что можно было бы хоть с натяжкой назвать Айкидо, да и вообще боевым искусством. Это не означает, что и их сэнсэи плохи в техническом плане – не всегда это так. Просто методические ошибки порой весьма опытных инструкторов и их личные заблуждения часто оказываются тем краеугольным камнем, о который разбиваются самые лучшие начинания. Поэтому для многих, уже привыкших «расширять свое КИ» с псевдорелигиозным подобием идолопоклонничества священной корове мистицизма, объективная смена подходов к обучению невозможна эволюционно. Эту дурь надо буквально выбивать. Естественно педагогическими и методическими средствами.
В обоих описанных выше случаях страдают прежде всего ученики, которые становятся заложниками чужих ошибок, заблуждений или бизнес-проектов, тратя свое время, а порой и немалые деньги, занимаясь при этом непонятно чем.
Что же происходит в итоге? Сейчас, во многом благодаря перечисленным факторам мы имеем ситуацию, когда происходит гиперинфляция поясов, снижаются требования и качество подготовки, а также появляется чрезвычайно раздутое самомнение у подавляющего количества людей, занимающихся под вывеской «айкидо». Все это сопровождается резким ростом количества организаций, федераций и прочих объединений, в структуре которых даже специалист свернет себе шею, попытавшись разобраться и получить цельную картину. Про взаимоотношения между ними уж тем более нечего говорить.
Так о каком развитии Айкидо мы можем вести речь, спросите вы? Да, бесспорно, стараниями многих, сложное и интересное боевое искусство часто дискредитировано и низведено до уровня банальной физкультуры с мистическим подтекстом. В большом количестве школ отсутствуют необходимые предпосылки для вертикали развития – все много лет происходит в горизонтальной плоскости. Другие БИ тем временем не стоят на месте в условиях меняющегося мира, учитывая вызовы времени. Меняются методики, подходы, и, наконец, сами техники. Ведь комплекс научных знаний о человеке, его физиологии и психологии чрезвычайно развит сегодня и не идет ни в какое сравнение с познаниями, например, 60-летней давности.
Мало того, среди представителей других БИ самое распространенное мнение об Айкидо сегодня, мягко говоря, весьма скептично и, по сути, часто отражает реальное положение вещей. Среднестатистическому айкидоке нечего противопоставить абсолютно никому и не его в том вина. Проблемы здесь находятся на той же стадии, когда христиане огнем и мечом начинали искоренять язычество. То есть изменения назрели, они необходимы, но сила сопротивления традиционно очень велика.
Однако, как это ни странно, наиболее приспособленными к нынешней ситуации оказываются школы, наиболее близкие к исходному, традиционному Айкидо. Я не имею в виду сообщество Айкикай, как организационную форму, а говорю о стилях, которые смогли сохранить не видимость айкидо М.Уэсибы, а его основополагающие принципы. Это направления Ёсинкан Г.Сиоды, СТТ К.Тохэя и Ивама-рю М.Сайто. Правда и среди них существуют, мягко говоря, неоднозначные клубы. Но по-крайней мере указанные направления остались условно эффективными и (хоть и медленно) адаптируют методики подготовки в соответствии с современными реалиями. Это произошло потому, что понимание наследия Уэсибы у них несколько более материально и рассматривается не в качестве философских концепций типа «искусства мира» или «непричинения вреда», а как комплексное понятие, направленное на реализацию базовых принципов, заложенных в Айкидо. Кроме того, даже философские концепции не появились на пустом месте. Это – то описание основ, которые многие трактуют по-своему и понимают буквально. Но ведь «стать единым с небом и землей» не так-то просто. Для этого необходима практика. Много практики. Не пройдя в обучении так называемого периода активного обучения или периода Айкидзюцу, невозможно воспринимать философские аналогии и интерпретировать их с заложенным в них истинным и более глубоким смыслом. Без практики основ не будет ни Ки, на гармонии, ни эффективности, а соответственно не будет и самого искусства, такого, каким его оставил нам О-Сэнсэй.
Как же переломить ситуацию? Выход очевиден – менять отношение к методике и практике. Только реальный профессиональный рост изучающих айкидо заставит других относиться к нему с уважением, а такой рост в современных условиях невозможен без революционного пути развития. Не всем он подойдет в силу многих причин, однако изменить ситуацию возможно. Нужно самим создавать историю современного айкидо, чтобы нам потом было не стыдно перед самими собой и перед теми, кто будет заниматься Айкидо после нас.




Любое БИ изменяется со временем. И то что здесь написано это как раз таки влияние общества на Айкидо но никак не наоборот. И это закономерный процесс. Можно на себе рубашку рвать кричать да что же вы делаете люди то! А глупо и бесполезно!
Айкидо мало в современной жизни и чтобы ему выжить то и происходит такая трансформация. Мы живем в обществе потребителей и по законам товар деньги!
Что то я не видел ни одного японца приезжающего в Россию за свои деньги)))))
Во все времена в любых сферах деятельности человека будут мастера - достойные сенсеи и преподаватели и ремесленники, которых всегда будет подавляющее большинство.

Что то я не видел ни одного японца приезжающего в Россию за свои деньги)))))


А должен? :)

Во все времена в любых сферах деятельности человека будут мастера - достойные сенсеи и преподаватели и ремесленники, которых всегда будет подавляющее большинство.


Конечно. Однако мне непонятно лишь одно - почему существует расхожее мнение, что труд достойного сэнсэя не должен быть оплачен, а если за него надо платить (а платить все-же надо), то сэнсэй сразу становится чуть ли не вымогателем в глазах пролетариев? :blink: За хорошие знания вообще бы стоило драть втридорога. Но есть ВАЖНЕЙШИЙ НЮАНС - ученик не покупает себе сэнсэя, а покупает возможность учиться. Ну а учиться он должен сам. Сэнсэй ничего ученику не должен.

Отделить кончено мух от котлет неспециалисту будет сложно, но это жизнь... :)
если позволите выдержка из письма..Есть люди способные разговаривать с людьми по фото даже если они давно умерли.Такой своеобразный разговор состоялся этой зимой..все на ваше усмотрение. ;)

об эволюции Айкидо..хороший вопрос.
Достойный О"сенсея.Чем мы всенепременно воспользовались.
Вот что показал О"сенсей (образы).

был вопрос--в чем будет заключается развитие Айкидо
-Айкидо будет развиваться вбирая в себя элементы других направлений (неАйкидо).
-На каком этапе находится современное Айкидо?
- Это не то Айкидо что я создал.,оно другое.
-Будет ли еще в Айкидо просветленные айкидоки?
-Нет. развитие ляжет на плечи моих учеников
и тут появился образ..

Представьте светящийся шар.От это шара расходятся два луча в стороны и вверх образуя таким образом идеальную сферу.Соединяясь на верху они пресекаются и образуют узел , меняются местами и продолжают движение вверх образуя еще одну сферу подобной этой и далее образуя третью сферу .Сферы похожи по форме и размерам. То есть получается спираль-сфер И тут начинается. В узел третьей сферы начинают закручиваться спирали с 4х сторон света. Что интересно-шар начиная с момента появления третьей сферы начинает уплотнятся(!) то есть порывается твердостью и и плотностью не имеющего свечения(это как остывшие солнца когда начинают превращаться в планеты) И чем дальше растет это построение спираль-сфер тем плотнее становится этот шар Света. Шар это - Основатель.Надо сказать мы пытались отследить насколько еще проживет его Учение -учение уходит за горизонт за которым появляется вспышка яркого света (новая заря). Чем дальше от Основателя тем меньше и меньше будет его света. надо сказать что свет от светящегося шара пронизывает всю спираль от начала и до конца.Частица Основателя есть в каждом кто практикует айкидо.
В конечном итоге от увиденного сложился образ спираль-нити ДНК :o Что имеет очень глубокий смысл .Можно сказать Вселенский.
Выходит что каждый просветленный мастер вписывает информацию в код Жизни .Айкидо было рождено в момент просветления. То есть выходит что практика Айкидо развивает Жизнь и идет по естественному Ходу Жизни...

Не секрет, что никке и котегаеши имели место до создания айкидо!
Принцип слияния айки также был известен и использовался задолго до появления айкидо!
Интересно Ваше мнение, в чем же тогда состоит заслуга О-сенсея, как основателя нового боевого искусства!
Мне видится важным определиться в этом прежде чем давать оценку развития айкидо и "развивать" его дальше!

Не секрет, что никке и котегаеши имели место до создания айкидо!
Принцип слияния айки также был известен и использовался задолго до появления айкидо!


Новизна никогда и не заключалась в техническом арсенале. Всё уже давно изобретено.

Интересно Ваше мнение, в чем же тогда состоит заслуга О-сенсея, как основателя нового боевого искусства!


Если коротко, то заслуга в сохранении традиций старых воинских искусств (в плане использования энергии противника, работы против нескольких нападающих и т.д.) - это очень хорошо видно на примере сравнения дзюдо М.Кьюзо и современного кодокана. Также заслуга в формировании концепции, которая говорит о необходимости гармонично использовать то что имеешь для достижения цели вместо перестраивания окружающего мира под себя. Это подразумевает и слияние и отсутствие конфронтации, борьбы, специального перестраивания тела под определенные задачи...т.е. во главу угла ставится естественность и неотъемлемость айкидо от самой жизни. Неприятие соревновательных поединков тоже является частью этой идеи. Противостояние по определению лишает идею смысла. Разумеется концепция идеализирована, но этого достаточно, чтобы к ней стремиться. По сути всё просто - чем большую часть твоей жизни охватывает гармоничное взаимодействие с ее проявлениями, тем ближе ты к правильному айкидо :). Естественно, даже в челюсть можно дать гармонично, так что всякие там "искусства мира" это весьма условная философская штуковина.
    • hantai это нравится
Как-то неоднозначно сказано! Только больше вопросов возникает!

Суть нового искусства (айкидо) в сохранении традиций?
Если сохранение традиций, если нет новых техник, тогда зачем новое название?
Если это "новое" в новой идее, то как "революционный путь развития", к которому Вы призываете, связан с развитием идеи?
Путь - предполагает направление! Революционный путь, это новое направление в развитии? Куда?
Как можно развивать и улучшать то, что пока еще никто не повторил?

Суть нового искусства (айкидо) в сохранении традиций?


В том числе. Раньше многие черты присущие сейчас айкидо раньше были характерны для большинства БИ.

Если сохранение традиций, если нет новых техник, тогда зачем новое название?


Название характеризует суть. К слову - придумал название не Уэсиба :)

Если это "новое" в новой идее, то как "революционный путь развития", к которому Вы призываете, связан с развитием идеи?


Идея это цель, а революционный путь развития связан в основном с методиками преподавания и рядом организационных моментов. В этом пути Айкидо и спорта очень похожи.

Путь - предполагает направление! Революционный путь, это новое направление в развитии? Куда?


К техническому и моральному совершенствованию, популяризации, росту скорости освоения и т.д. Революция это то, что обычно в других направлениях объясняют как максимальное соответствие духу времени. Т.е. совершенствование методик, техники, ведет к качественному росту вида как явления. Революция должна быть научно-технической, а не религиозно-утопичной. Пока на второй случай приходится порядка 80%. Потому и нужны преобразования глубинного, взрывного характера.


Как можно развивать и улучшать то, что пока еще никто не повторил?


Не будет ни второго Сталина, ни Македонского, ни Наполеона, ни Уэсибы. Каждая историческая личность уникальна. Хороших же последователей была масса и наследие огромно. Надо только его не просрать :). Иначе можно сказать, что скажем вместе с каждой исторической личностью утрачено искусство того, в чем они были лучшими для своего времени. Чушь. Возьмите боксера начала века и современного профессионала. Я лично ставлю на современника )))
    • hantai это нравится
Спасибо!!!
Я изучаю айкидо под руководством Жерара Блеза, поэтому у меня другое представление о целях его практики и отношение к развитию (улучшению)айкидо!
Меня интересуют вопросы предназначения айкидо, волнует проблема его сохранения! Хотелось узнать по ним мнение представителей других школ!
По этой ссылке можно познакомиться с другим взглядом на цели и способы практики айкидо в соответствии с которым, например, техника это не главное чему мы должны учиться, а с нападающим никогда не объединяются!

http://aikido-metod....eterburg-2004g/
Забавно. Когда Уэсиба успел изучить 30 стилей (как говорит Блез) ? :blink: :lol:
    • hantai это нравится

Latest Visitors

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031