Перейти к содержимому


  




"Древлерусские" "БИ"

Автор: protokarate, 23 Сентябрь 2010 · 826 просмотров

при демонстрации "древнерусских" навыков, я бы вообще уписался от смеху.

А мне вот не смешно, вместо попыток осмысления огромного воинского исторического наследия России, в библиотеках, музеях и архивах, псевдоби, высосанные из пальца, поковыряв в носу. Пара созвучнославянских термина, замудреная картинка приемов и древлерускоэ супероружие готово. Немного пиара на третьих каналах и вид уже в истории.

Источник: Мнения о системе Кадочникова (продолжение)




Да есть и народные (или очень давно прижившиеся), русские приёмы и техники, хоть и не в изобилии. Насколько они древние - 100, 200, 600 или 1000 лет судить невозможно даже в общих чертах.

В 90% процентах русских стилей - стопроцентный новодел.
Христианство - какую бы позитивную роль оно не сыграло в объединении людей, для единоборств было не самой лучшей сенью. Кулачные бои, пляски, силовые игры - если спросить об этом стариков, сохранивших традиции - смутятся. "Да так, баловствоо" - так ответит человек традиционного крестьянского мировозрения на вопрос о "приёмчиках" и "ухватках" состязаний молодости. Разговорить его будет очень сложно - это не предмет гордости и философии, не то чем гордятся - у нас не Китай, где боевая система - система мировозрения и даже небоевого мировозрения.

Да есть и народные (или очень давно прижившиеся), русские приёмы и техники, хоть и не в изобилии.

Что это за приемы?

Что это за приемы?


Я пытаюсь отслеживать информацию по этой теме - соображения есть, но документально подтверждённой информации, чтобы смело озвучить их сейчас, у меня не хватает. Мне как-то показывали несколько простых народных приёмов, но я не знаю вправе ли я описывать их - тем более, я опасаюсь, что одни самодельные русские стили могут копировать технику и этнографическую информацию у других, более зрелых и испытанных. Учитывая количество неискоренимых "эзотериков" и "реконструкторов духа", могут скопировать бездарно и искажённо. Особенно учитывая уровень исторической и технической подготовки у таких новоявленных "витязей" и "волхвов" - вчерашних панков и блэкметаллистов. Нет у русской народной культуры более больного места, чем русские состязательные практики и техники боя. И это при том, что вся русская история и культура вымазана современными мифами и искажениями. Одни из них воняют болотной гнилью и пытаются принизить наш народ. Другие - лживо возвысить и обелить смутные моменты нашей нелёгкой истории - они приторны как мёд или карамель. Но эта "карамель" - тоже грязное пятно на холщёвой рубахе нашей истории и культуры.

Могу пока говорить только о самых простых и распространённых вещах. Совершенно точно были игры "в подсечки" и "сбей шапку", последняя - хорошая подготовка к кулачному бою, в ней специфическая техника движений, чувство правильной ударной и защитной дистанции, блоки, согласованность действий вырабатываются чуть ли не сами собой, на инстинктах. Видео предостаточно.
В каких-то памятниках устного народного творчества или народной поэзии был описан бросок через грудь. Постараюсь вспомнить, где видел, и найти.

Вообще, по этнографии из всех наиболее сильна Буза. Базлов - кандидат исторических наук, этнограф. Примеры его исследований:

http://buza.su/reada...p?article_id=32
http://www.disser.h1...f/bazlovGN.html


Вообще, пока меня никто не убедил, что можно собрать полноценный боевой стиль целиком на материале, собранном в этнографических экспедициях - материала вряд ли в избытке. Знаю, многих эта фраза оскорбит. Возможно, я переменю своё мнение, когда буду видеть больше кино/фото/видеоматериала, но вряд ли. Слишком заметно в русских стилях использование некоторых техник современной спортивной борьбы... Но я верю, что и материал порождённый народной средой использован в некотрых (очень немногих) из русских стилей, пусть и не составляет 100% приёмов этих систем.
Как минимум, Базлову с его товарищами хочется верить. Хотя не все вопросы закрыты на данный момент. Буду наблюдать за новыми материалами от них. Без слепой веры, но возлагая некоторые надежды. Не безосновательно возлагая.

Совершенно точно были игры "в подсечки" и "сбей шапку", .... Видео предостаточно.

Видео? современных записей? ну... слабый аргумент в пользу того, что "точно были". в общем, мне кажется, ничего не зиенилось с тех пор, когда я живо интересовался вопросом "а был ли русский рукопашный бой" (лет 7-9 назад).

Видео? современных записей? ну... слабый аргумент в пользу того, что "точно были". в общем, мне кажется, ничего не зиенилось с тех пор, когда я живо интересовался вопросом "а был ли русский рукопашный бой" (лет 7-9 назад).


Эх, знаю, мой ответ будет неубедительным, полным фраз "какой-то", "где-то".

Насчёт игры "в шапки". Её используют в тренировках, в том числе, очень бывалые клубы реконструкторов-истфеховцев (но не только реконструкторы), где много людей с историческим образованием. Наверняка подобная игра наблюдалось этнографами и/или упомяналась в источниках, описывалась в исторических документах. Думаю, иначе она не имела бы такое широкое хождение среди спецов. Реконструкторы - народ дотошный, решительно отметают всё неисторичное и неподтверждённое, даже если это полезно для их дела. Поспрашиваю на исторических форумах и у спецов-историков в вконтакте.

Насчёт игры "в подсечки". В этом июне были на пробежке с приятелем, с которым раньше работали вместе, сейчас работаем в разных местах, но пересекаемся довольно регулярно. Мои корни уже в нескольких поколениях далеки от деревни, а товарищ - горожанин во втором поколении, много времени проводит на Вологодчине. Остановились размяться. Спрашиваю - не слышал ли про какие-либо северо-западные традиции кулачного боя. Тот задумался.

- Нет, - говорит, - у нас не слышал.
- А про силовые игры, состязательные практики?
- Что-то дед рассказывал про игру "в подсечки".
- Это как? Научи.

Приятель мой засмущался (я-то поздоровее его): "Да смешно это выглядит. В каком-то нашем фильме эта игра показана, название фильма не помню. А так - забавно, не более". Я не стал больше ничего разведывать.
Кстати, он киноман изрядный - советское кино часто смотрит. Название фильма наверняка уже вспомнил. Спрошу. Если фильм старый - это уже неплохое свидетельство. Я не думаю, что имеет место "обратное заимствование", т.е. не то, что деревенские подсмотрели игру в фильме - это уже маловероятно.

Вообще, у нас каждый подтверждённый элемент, каждая крупица - даже не "на вес золота", а на вес платины.

Наиболее показателен пример Ушу. Кто поддерживал традицию? Мелкая буржуазия. Аптекари, лекари, знатные люди, торговый люд, зажиточные селяне платили мастерам большие деньги за занятия БИ. Там была вполне определённая систематизация опыта. А ведь этот опыт тоже наверняка многое вобрал из народной культуры (Шаолинь во многих стилях лишь легенда или реклама). У нас же никто не продавал такие знания, а значит - они могли жить только в традиции, их никто не систематизировал научно.

У нас же никто не продавал такие знания, а значит - они могли жить только в традиции, их никто не систематизировал научно.

На мой взгляд традиция развивалась естественным отбором. Выжившие в походе, произвольными учебными формами натаскивали вчерашних детей игравших деревянными мечами в богатырей, пока молодые мужчины на выезде. Рано начиналась стрельба из лука, в целях добывания пропитания, верховая езда, забив рыбы острогой - первый опыт работы с копьем, участие в облавной охоте - первый опыт выживания на поле боя. Драка - вред, опыт - вещь.
А как на счёт Любков? Традиция - новодел - или что?

А как на счёт Любков? Традиция - новодел - или что?


Про Любки ничего толком не знаю. Вроде как там потешные, бесконтактные бои?

Про Любки

Традиция Любков уходит своими корнями в прошлое Руси и берёт, по всей видимости, свои начала у Скоморохов - ходоков, которые пришли в конце XVII века в Шую, а потом растворились среди офень - коробейников (торговцев вразнос разным мелким товаром) живших в нескольких деревнях Шуйского, Ковровского и Суздальского уездов, и ходивших по Руси-матушке от Бреста до Сибири.
Любки же для них были и искусством самообороны и жизненной философией или мировоззрением, одним из принципов которых было позволение и любование движением.

http://www.lubki.ru/p0087.htm
Поиск самообороны в этническом танце не нов. Возможно право на жизнь имеет, только в качестве средства двигательной активности.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние записи

Недавние комментарии