Перейти к содержимому


  




Ката Сан Чин визтная карточка Годзю рю

Автор: bogdan kurilko, 21 Январь 2014 · 2 442 views

Статья опубликована на сайте Суперкаратэ.
Исходник

Сан Чин

Среди многочисленных техник и способов их отработки, которыми богата школа Окинавского каратэ годзю рю, значение ката Сан чин трудно переоценить. Это фундаментальная база школы, ее начало и конец, визитная карточка одного из самых известных направлений кулачного боя королевства Рюкю. Про Сан чин ходит множество легенд и с ним связано еще большее количество заблуждений. Его называют «энергетическим», в его движениях пытаются найти сакральный смысл, а в его своеобразном дыхании услышать эзотерическую мелодию буддийских мантр. Реальность как всегда намного проще и при этом значительно интереснее.

Шерше ля фам
История ката Сан чин началась в середине восемнадцатого века в Китае, точнее в южной провинции Фуцзянь. На протяжении многих лет эта часть страны была центром борьбы самых различных сил, этаким бурлящим котлом истории, в котором тысячами гибли люди. В ходе постоянных войн коренное население мигрировало в соседние страны юго-восточной Азии, а им на смену приходили беженцы с севера - носители совсем другой культуры. С одной стороны, эти условия не способствовали зарождению системных школ кулачного единоборства, с другой, являлись благодарной средой для высокой концентрации не чуждых войне и насилию людей, готовых эти самые искусства принять и совершенствовать. Вот почему массовое развитие южного цюаньфа начинается только в восемнадцатом веке, но при этом носит достаточно бурный характер.
Именно в это время в нашей истории появляется чрезвычайно одаренная представительница прекрасного пола по имени Фан Цинян (1764г. ориент.), дочь известного кулачного бойца Фан Чжуна, который, согласно преданию школы, в совершенстве владел такими стилями южнокитайского ушу, как Лохань Шиба Цюань (18 рук Архатов) и Кулак императора Тайцзу. Их основам он и обучил девушку. Опуская подробное жизнеописание мастера Фан, а также чрезвычайно поэтичное повествование о ее нелегких поисках, необходимо сказать, что в процессе своего постижения кулачного искусства эта женщина столкнулась с тем, что большинство единоборческих школ юга делали ставку на физическую силу и мощные, сметающие, амплитудные движения. Конкурировать на этом поле с крепкими мужчинами для Фан Цинян было практически невозможно. Но вместо того, чтобы сдаться и стать одной из многочисленных китайских домохозяек, она совершает настоящую революцию в мире южного цюаньфа (*кулачного искусства). Она создает кардинально новый метод генерации усилия, то есть иной способ поиска источника силы для удара, броска, толчка либо другого воздействие на «тушку» противника и кардинально новый вариант реализации этой силы. Так, согласно легенде школы, появился стиль Байхэ или Пайхо – Белый журавль. Его стержнем стал комплекс движений, у которого была одна единственная цель: научить адепта формировать совершенно определенную структуру тела, с помощью которой реализовывался уникальный способ формирования усилия. Имя ему Сан чжан.
Способ ведения боя, предложенный мастером Фан, был настолько революционным и эффективным, что в последующие годы в провинции Фуцзянь возникла целая плеяда школ цюань фа, в основе которых был свой сан чжан. Королевство Рюкю, с 14 века находящееся в вассальной зависимости от Поднебесой империи, познакомилось с “журавлем” благодаря многочисленным торговым и культурным связям с Китаем - и Сан чжан на Окинавской земле превратился в Сан чин.

Практика

Для того чтобы понять, что делает Сан Чин уникальным, нам предстоит пройти несколько этапов. И начать необходимо с внешней формы. Она определяет то внутреннее содержание, которое является главной ценностью этого ката, и которое, наряду с Тенсе, относит его к категории форм семьи Хайшо ката– “формы закрытой руки”, что говорит не о сжатой кисти, а о концентрации на “внутренней” работе.
Первая задача, которую необходимо решить при принятии позиции Сан чин, – это собрать всего себя в центре, то есть в Танден. Этот процесс весьма условно можно разбить на этапы. Условно потому, что все нижеописанное должно происходить в одном моменте времени. Сначала исполнитель опускает центр тяжести, концентрируясь на стопе так, чтобы каждый ее миллиметр прилегал к поверхности (с особым вниманием на внутреннем ребре). Пальцы ног впиваются в пол. Используя данное “укоренение” как “источник”, в буквальном смысле “прикручиваем ноги” к танден, создавая жесткий фундамент стойки. Следующий этап – гамаку: бедра становятся гипер фронтальными. Многие исполнители ошибочно считают, что главная задача как можно выше поднять таз, словно они замерли в танцевальном па в стиле диско (и это еще самое мягкое сравнение). На самом деле ощущение подкручивания должно быть “внутри” и возникает оно само собой при правильной работе с фронтальностью бедра при неизменном упругом усилии между ногами. В этот момент позвоночник, который в естественном состоянии у любого здорового человека имеет форму латинской буквы S, теряет свой нижний естественный изгиб. Чтобы исчез верхний изгиб и позвоночник вытянулся «в струну», плечи выводим на одну линию с ушами и серединной линией ноги (генеральские лампасы) и опускаем навстречу бедрам, как бы выдавливая точку на середине груди вперед. Макушка тянется вверх, в результате чего подбородок уходит как бы немного внутрь. Итогом всех этих манипуляций становится особая позиция спины, используя которую, как своеобразный проводник, мы можем в свою очередь прикрутить руки к танден, заканчивая процесс соединения себя в этой точке. Одним из первых и очень важных последствий такой структуры становится особый вид дыхания – абдоминальный. Дело в том, что идеальная работа с фронтальностью бедер обеспечивает тонус мышц пресса на всем протяжении исполнения ката, а правильное положение плеч во время принятия гамаку не позволяет активно включать грудь в дыхание. Таким образом, единственным доступным способом остается дыхание диафрагмой, для инициации которого служит особый вид вдоха, активно связанный с работой мышц шеи. Это не только полезно для здоровья, так как обеспечивается приток крови к внутренним органам, но и делает практически незаметными фазы вдоха и выдоха что, в свою очередь, чрезвычайно важно с точки зрения ведения поединка.
Но главная цель необычной структуры тела в Сан чин и абдоминального дыхания – создание особого импульса усилия. "Усилие" в китайском понимании, (чжэн цзи(р)) — это единое действие всей «тушки», проявляющееся в том или ином воздействии на противника, при котором тело работает максимально эффективно, то есть с наименьшими энергозатратами достигается наибольший результат. В годзю рю основными типами “фирменных” усилий школы являются тсиру но тян тян, тэ-но омон, таи но синсюку или таи отоши. Базой для них служит структура тела, которая в Окинавском каратэ называется “кокучи”.
Пытаясь его описать, я придумал для себя такой образ. Кокучи – это словно саморез, который закрутили в область танден. От этого самореза через все без исключения части тела натянуты тросики. У тех, кто не занимается практиками подобными сан чин, они безвольно болтаются. Сан чин позволяет провернуть саморез и притянуть одновременно все тросики к центру. С этого момента, для того чтобы привести какую-либо часть тела в движение, достаточно потянуть тросик из центра, что значительно облегчает процесс самого движения, делает его эффективным и энергоэкономичным.
При кажущейся простоте это занимает достаточно много времени, но стоит каждого потраченного года. На этапе, когда тело усваивает принцип кокучи, для него становится понятным и способ образования всех видов усилия. Возникает связь сан чин с практикой ката семьи “кайшо” (открытая ладонь), а точнее появляется осознание принципа сан чин (именно принципа, а не напряженных мышц и шипящего дыхания) в каждом движении ката - «сан чин гоши». Сан чин гоши – это наполнение ката, его глубинный смыл. В этом случае ката из непонятной гимнастики превращаются в то, чем они и являются, а именно отработкой способа формирования усилия во всех возможных формах и ситуациях реализации его. На этом этапе исполнение ката становится кардинально другим: от внутренних ощущений до эмоциональных переживаний.
Все вышесказанное ни в коем случае не отменяет парной работы. Какие, мосты, одновременность и прочие классические стратегии Годзю рю не могут быть наработаны исключительно с помощью практики ката. И уж совсем обязательным является работа с ударом на макиваре, камне, бревне, мешках, лапах потому, как постановка удара невозможна при исключительной работе в воздух.
Но именно ката Сан чин является тем стержнем, на который нанизываются основные практики Годзю: кайшо ката, парные практики подготовки к бою, кумитэ и работа с ударом на предметах составляя единую и цельную систему с мощной основой.

Богдан Курилко




Богдан, поясните пожалуйста про особый тип вдоха? Я когда с годзюрюшниками и кекушинцами общался, то у меня впечатление создалось что типа йоговской уджайи используется.

Посмотрел что такое уджайи))) Действительно очень похоже. В сан чин вдох (при описанной выше правильной позиции) делается носом, очень интенсивно, но при этом сам ток воздуха частично перекрывается. Это необходимо чтобы "объяснить" диафрагме, что ей необходимо "включится" в работу. Выдохов два вида. Первый - короткий и энергичный со звуком напоминающим ХАТ. Второй - более долгий состоит из двух этапов. На первом с открытой артикуляцией напоминающей "А" но контролем голосовой щели, на втором дыхание "уходит внутрь" (его не слышно) губы растягиваются и зубы почти соединяются и наконец в финале тот самый открытый и мощный ХАТ. Кстати в конце сан чин выдох осуществляется порциями - очень похоже на йоговское дыхание, по моему оно называется очистительное или что-то вроде того.

Является ли грубой ошибкой,если стопы всвязи с закруткой ног слегка разьезжаются в почти парсллельное положение или стопы должны быть строго косолапить? Почему спрашиваю,потому что где то читал,что вроде Хигаонна Канрио соглашслся с тем что стопы могут быть параллельны друг другу. Могет враки. Лично я стараюсь как учили(учил) - стопы косолапят. Но любопытно)

"Косолапоасть" стоп - необходимая мера при обучении Сан чин так как это простой способ объяснить как усилие "закручивается по ноге". Чем выше уровень, тем, на мой взгляд, эта косолапость должна становиться меньше приходя к естественной параллели стоп, но параллели по внешней границе стопы!!!!!

    • santin это нравится
Спасибо! Мне рано ) Будем пока косолапыми))
Вот подумалось,что ето ведь надо быть гениальным человеком(или людьми) что бы придумать такую систему боя в целом и санчин в частности. А еще и женщина присутствует )) Мужчинам,принижающим возможности способности женщин горькая пилюля и фемисткам флаг ))

))))

Те, Вы считаете ,занимаясь сан чин можно развить любую технику применяемую в бою?
Занимаясь сан чин можно научиться генериьь мощное короткое усилие. Развить любую технику нельзя. Я думаю столь универсальных упражнений нет.
    • santin это нравится

С моей не совсем компетентной точки зрения санчин еще кое что дает. Улучшение координации движений разноименными конечностями,контроль над разными частями тела. Без ложной скромности замечу что определенная легкость в непроизвольных реакциях мною замечается. Не знаю как наиболее точно выразить мысль. Например,что то делаешь одной рукой и одновременно другой рукой непроизвольно и довольно легко ловишь какой нить падающий предмет. Со стороны могет ничего особенного,но субъективно лично для меня заметна появившаяся легкость в подобных вещах. То же применительно к технике - одновременное или почти одновременное выполнение руками защитной и атакующей техники. ИМХО. Мне так кажется

а ишшо дает возможность выполнять технику протодайторю и протоцинна выполняемую такой формой ))))

Latest Visitors

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066

Последний сюжет)

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))