Перейти к содержимому


  




Исторические аспекты сегодняшнего представления о каратэ

Автор: bogdan kurilko, 03 Январь 2014 · 1 217 views

Все что написано ниже – это мой личный взгляд на возможное развитие истории Окинавского каратэ, которая, в свою очередь, сильно повлияла на наше представление об этом самом каратэ сегодня. Посему я избавлю себя и вас от многочисленных « по моему мнению», поскольку все что ниже написано – все мое мнение, впрочем как и любой авторский текстJ

В году произошло событие роль которого в последующем развитии явления имя которому каратэ трудно переоценить. Речь идет об истрическом собрании , организованном Рюкю Шинпоша (Газетная Компания Рюкю), и проходившем в Нахе, Окинава, 25 октября 1936 г. в Шова Кайкан (зал заседаний). На нем присутствовали многие наиболее выдающиеся представители карате-до: Ханасиро Темо, Кьян Чотоку, Мотобу Чоки, Тибана Тесин, Кёда Дзюхацу, Мияги Тёдзюн и Гусукума Симпан. Среди особых гостей присутствовали Сато Койчи, глава Министерства образования; Шимабукуро Зенпатчи, главный библиотекарь окинавской префектуры; заместитель командующего Фукушима Китсума, Кита Езио, глава подразделения полицейского отделения префектуры; Гоеку Чошо, глава подразделения отделения мира префектуры; Фурукава Гисабуро, директор Департамента физической культуры префекту-ры; Андо Сигеру, писатель; Накасоне Генва, писатель, исследователь и историк карате-до и другие официальные но не столь важные для рассматриваемой темы лица. Эта историческая встреча имела четыре важных последствия. Первое – на Окинаве тоже стали употреблять термин каратэ в значении «пустая рука». Второе - в результате деятельности мастеров – реформаторов преподавание каратэ было впервые систематизированно и модифицированно. Третье – во многом именно благодаря их деятельности глубинная суть каратэ, как и столетие назад осталась уделом избранных. И наконец четвертое – в следствии чрезвычайной предусмотрительности уважаемых наставников именно денто текки бункай спустя несколько десятилетий станут причиной как появления стилей нео каратэ для которых ката станут лишь частью традиции, так и многочисленных рассуждений о надуманности и не эффективности техник в них представленных.

Одной из основных тем, обсуждавшихся на данном собрании, было недостаточное распространение каратэ на «большом острове» по сравнению с традиционными японскими боевыми искусствами и в первую очередь дзю-до. Причинами были названы кулуарность преподавания, отсутствие массового преподавания каратэ детям, отсутствие понятной соревновательной программы и недостаточная спортивная мотивация Окинавских Сенсеев.
Наиболее, на мой взгляд, важным итогом данной встречи мастеров стал курс на массовость преподавания каратэ и активное привлечение детей к занятиям Рюкюсским кэмпо, что в свою очередь привело к тому, что в сороковых годах двадцатого века в системе преподавании каратэ произошли существенные изменения, которые стали логичным продолжением уникальной деятельности такого, без сомненья великого мастера каратэ, как Итосу Анко.
Были созданы новые Фукю Ката, был разработан новый алгоритм преподавания каратэ, включавший единый!!!! кихон на старте изучения каратэ, единый подход к парным упражнениям – различным иппон, нихон, санбон кумитэ. Надо отметить, что благодаря Тседзюну Мияги, который выступил против унификации ката ради создания единого стиля каратэ, который можно будет экспортировать на большую землю, мы сегодня все еще можем познакомиться со всем многообразие наследия Мастеров Окинавы. С другой стороны именно Мияги стал инициатором изменения некоторых техник ката, а именно тех техник, которые достаточно просты для понимания и могут спровоцировать детей испытать их эффективность друг на друге. Речь идет о многчисленных нукитэ, кумадэ и прочих накадаках и ипонкенах.
Забота о безопасности подрастающего поколения в меньшей степени и введение унифицированного кихона и как следствие изменение самой структуры преподавания акцент которого на первом этапе сместился с работы со структурой, что было оправдано в преподавании каратэ взрослым, на работу с хореографией движений, что было абсолютно справедливо в случае с детьми, привели к созданию безопасного и простого в понимании денто текки бункай – расшифровок движений ката, целью которых было, с одной стороны, помочь в понимании движений ката с точки зрения работы тела, с другой стороны дать подрастающему поколению парные, контактные упражнения с помощью которых это самое поколение сможет познать основы взаимодействия с противником: дистанцию, равновесие и прочая, прежде чем, наиболее упорные из них, доживут до того дня, когда им откроются все секреты традиции J, смысл которых я хотел бы проиллюстрировать на примере школы Окинавского каратэ Годзю рю.

В центре системы Годзю рю царствует ката Сан чин, как говорит Морио Хигаонна Сенсей – чрезвычайно простое внешне и очень сложное внутри. Собственно именно поэтому оно относиться к формальным комплексам семьи хайшо (закрытая ладонь), что говорит не о форме кисти, а о концентрации на внутренней работе. Под этой самой внутренней работой я имею ввиду не чудодейственную энергию ки, а создание особой структуры тела, которая позволяет особым же образом это тело контролировать. У это структуры в окинавском каратэ есть имя – кокучи. Описать его можно, как ощущение внутреннего натяжения при особом положении тела (прямая спина, опущенные плечи, «подвешенная» голова, «укорененные» ноги). До введения описанных выше модификаций именно сан чин был тем самым упражнением с которого начиналось обучение, наряду с ходжи ундо, уде танрен, таи атари и какие, то есть упражнениями, которые помогают в создании структуры, с одной стороны, и придают телу необходимые кондиции тела, с другой.
После трепетного исполнения сан чин в течении нескольких лет, адепт, который имел уже далеко не умозрительное представление об искомой структуре, приступал к изучению кайшо (открытая ладонь) ката. Имея за плечами богатый опыт исполнения сан чин ученик был способен в достаточно короткие сроки перейти к следующему этапу, а именно нахождению и пониманию присутствия в каждом движении ката принципов сан чин – сан чин гоши.
И вот когда наставник отчетливо видел, что подопытный исполняет движения ката с помощью того самого структурного усилия, то есть используя максимально эффективные и достаточные движения телом, наступало время движения в сторону понимания собственно «схемы» то есть боевого воздействия скрывающегося внутри движения ката. Эта самая схема представляла собой:
1. Использование той самой структуры, то есть поиска силы для этого движения и способа его реализации на средней и близкой дистанции в рамках единой стратегии боя заложенной в данном, конкретном ката, например : Сайфа – равновесие и хлесткость, Сейунчин – сила и вязкость, Сысочин – линейность, наступательность и упругость и.т.д.
2. Структурная, дистанционная и логичная связь данного движения с другими движениями ката с точки зрения возможных вариантов развития боя.
3. Вариативность развития «схемы» заложенной в данном движении ката. На этом этапе возможны изменения траектории, направления и уровня движения ката при сохранении принципа реализации усилия.

Поскольку, мне посчастливилось, на протяжении последних лет, получать наставления моего учителя в части реализации структуры сан чин в бою, я возьму на себя смелость утверждать, техники заложенные в ката Годзю рю, представляют собой, в равной степени, жесткие и болезненные воздействия на тушку оппонента с помощью заломов, выведений из равновесия, скручивания различных суставов, оригинальных бросков и мощных ударов практически всеми частями тела, причем достаточно часто, является то или иное движение ударом или иным воздействием зависит от дистанции на которой это воздействие осуществляется.




"В году произошло событие"...

В каком году? Видимо в 1936...

Упс, опечатка. Конечно в 1936

Наверное правильнее будет "Исторические аспекты  сегодняшнего представления о каратэ Годзю-рю" ?

Мне кажется (но я не берусь утверждать ибо не столь осведомлен в других направлениях))), что эт история универсальна, меняются только дистанции и названия ключевых форм)

Latest Visitors

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066

Последний сюжет)

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))