Перейти к содержимому


  




Блоки в годзю рю каратэ или на хрена козе баян

Автор: bogdan kurilko, 14 Октябрь 2010 · 826 views

Блок в его классическом понимании защитного действия, когда ваша конечность энергично становится на пути его бьющей конечности, вообще не имеет смысла. Если предположить что возникла несколько утопичная ситуация, когда противник наносит вам удары один за другим а вы без устали их блокируете – отбиваете, то данная ситуация носит патовый характер. Без изменения позиции, совершая блокирующие действия, требующие значительных энергозатрат, вы вынуждены повторять их вновь и вновь, надеясь только на то, что противник устанет раньше вас. Тем не менее, на первом этапе обучения, то есть на этапе освоения базового кихон, ученику дают именно такие укэ – выполненные с максимальной силой блокирующие движения. Этап «Го». И в этом есть свой смысл. Во первых так проще всего объяснить как включать в специфические и зачастую (за исключением хараи укэ, а это вообще отдельная тема) малоамплитудные движения танден и спину (ваки шимэ). Во вторых, обмениваясь такими блоками, начинающие укрепляют руки. В третьих, они получают первичное представление о дистанции. И, наконец, они знакомятся с принципом «в защите всегда скрывается атака», на самом примитивном его уровне – блоком «го» можно не только отбить удар, но и травмировать конечность противника, что на самом деле и является их предназначением. Дело в том, что помимо сильного удара по конечности жесткие, силовые блоки «го» не решают главной задачи «укэ», которая видится мне в создании оптимальной ситуации для контратакующего действия. В противном случае, зачем вообще нужны все эти странные движения, если на вооружение можно было бы взять уклоны и короткие подставки, как это происходит в боксе. Зачем необходима столь изощренная техника блокирования, состоящая из десятков технических действий. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перейти к следующему уровню освоения защитных действий, на котором усилие «го» сводится к минимуму и является уже не столько защитным, сколько атакующим действием. Зато появляются мягкое и вязкое усилии. Дзю и мучими или дзюго. Если начинающие выполняют движения ката с го и только, то на этапе изучения тактически рациональной защиты тайминг ката меняется и в нем го, сменяется мучими и обратно.

Усилия дзю. На этапе реализации атакующего движения противника блокирующая рука входит в контакт с конечностью вашего оппонента и затем сопровождает ее, не изменяя траектории но являясь своего рода опорой для изменения позиции вашего тела с помощью движений таи сабаки или таи хираки. Таким образом вы пропускаете атакующую конечность мимо себя одновременно двигаясь внутрь приватной зоны противника используя и инерцию его атаки и свое передвижения. Таким образом открывается простор для многочисленных контратакующих действий, от нанесенного синхронно с защитным действием удара (благо такой блок не требует значительного усилия), до перехода к энергичному рывку с последующим броском, болевым и.т.д. В качестве примера может служить комбинация когда противник наносит прямой удар в область груди, вы, с таи сабаки сопровождаете его руку (находясь вовне), используя инерцию разворота наносите удар по ребрам после чего несильно надавив на лоб или нос роняете супостата себе на колено. Красивая комбинация с минимумом усилий.

Усилие дзюго. Любимая фишка годзю рю. Смысл в том, чтобы не дать атаке развиться. Поймать ее на этапе когда мышцы спины уже передали импульс опорного усилия в руку 9например) и она только начала свой «свободный» полет в вашу сторону. Для себя я классифицировал воздействия с помощью дзюго следующим образом: пересекающие (хайван укэ, ко укэ и.т.д.) и давящие (ура укэ, асаи укэ, хики укэ и.т.д). Цель подобной защиты войти в контакт с атакующей конечностью противника пребывая в состоянии когда мышцы спины активно включены в работу, при этом руки остаются эластичными и не дожидаясь когда удар пройдет точку после которой он набирает наибольшую силу за счет включения бедер ли, плечей ли, танден ли – это не важно. Главное, то в тот самый момент, когда спина уже толкнула и разгон атаки только начался, двинуться навстречу атаки противника и либо пересечь ее, изменив траекторию, либо взять под контроль для дальнейших манипуляций с тушкой жертвы. Примерам подобных действий могут быть:
1. Блок хайван дзедан укэ с последующим ко учи (мучими) в лицо (вариантов дальнешего развития событий множество)
2. Хики укэ (суриаши вперед) с последующим воздействием на трахею (в качестве очень простого примера.
Помимо обучения эффективной с точки зрения тактики защите блоки дзюго являются также отличным способом психологической подготовки, поскольку требуют постоянного движения на встречу атакующему противнику.

В данном прочтении блоки все дальше уходят от своего классического «кихонного» понимания и это важно понимать тем, что только начинает заниматься. Хотя бы для того чтобы видеть цель и избавиться от вопросов из серии «а почему мой аге укэ не работает в бою»


Я убежден, что правильное понимание уровней защиты просто необходимо для правильного понимания бункая, скрытого в движении ката. Например, чрезвычайно важно понять, что за усилие скрыто в этом конкретном движении. Несет в себе этот элемент го, дзю, или дзюго. Как мне кажется - это может стать универсальным ключом к пониманию движений ката и к пониманию техники каратэ, в данном случае годзю рю.




Я обычно говорю начинающим ученикам так. Жёсткие блоки против более слабого противника (в физическом понимании этого слова), мягкие - против более сильного. Техника перехода от жёсткости к мягкости в одном техническом действии уровень достаточно высокой квалификации.
Чем больше я читаю о Годзю-рю, тем больше нахожу параллелей с айкидо. Интересно, отцы-основатели там нигде не пересекались хитрым образом?..
С Дзигиро Кано было, с Уэсиро нет.
dead code будете смеяться - моя тренировка заканчивается , его начинается, последние десять минут моей показываем друг другу одинаковые техники.....он из годзю я из айки. Похоже замутим семинар на эту тему!!!
Непременно замутим. Когда Алексей показывает скажем так ойе бункай айкидо, а не парные ката по которым все привыкли оценивать "что такое айкидо" - все близко. Я бы сказал, что мы идем с разных сторон однйо пряой но к однйо точке посредине))) ...Особенно когда показывает Алексей)))))))))))))))))))


dead code - С айкидо не пересекались. Но на окинаве есть своя фишка. Называется она ти. Я не знаю (да никто не знает) насколько она оказала влияние на каратэ. На самом деле я думаю крайне небольшое. Но по форме - это такое "грубоватое" айкидо)

удон ти



;)

dead code будете смеяться - моя тренировка заканчивается , его начинается, последние десять минут моей показываем друг другу одинаковые техники.....он из годзю я из айки. Похоже замутим семинар на эту тему!!!

Нет, не буду смеяться.

Надеюсь, мероприятие будет открытым и будет объявление, очень постараюсь принять участие.

dead code - С айкидо не пересекались. Но на окинаве есть своя фишка. Называется она ти. Я не знаю (да никто не знает) насколько она оказала влияние на каратэ. На самом деле я думаю крайне небольшое. Но по форме - это такое "грубоватое" айкидо)

Да, я слышал про ТИ... Ну как слышал, читал в книге Бишопа и Вашей же монографии.
Коллеги, я же уже доказал, что у Ти и Дайто-рю (а значит и айкидо) один источник :)
А семинар был бы интересен...

Latest Visitors

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066

Последний сюжет)

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))