Перейти к содержимому


  




Из: Немного о ката с точки зрения "небоевых" японских дзюцу

Автор: bogdan kurilko, 28 Май 2013 · 1 907 просмотров

Еще немного о японцских дзюцу и до.
Из лекции Виктора Петровича Мазурика (доцент кафедры японской филологии в Институте стран Азии и Африки при МГУ канд. филологических наук), прочитанной в клубе "Кагэ". Полностью материал есть на сайте Окно в Японию.

"...еще один важный момент, всегда пребывавший в японской культуре, но оттененный дзэном, терминологически объясненный, заключенный в некие рамки. Как японцы осваивают любое мастерство (художественное, ремесленное, научное и т.д.)? В отличие от нас, строящих сначала ментальную модель этой области, а потом на нее надстраивающих умения, навыки, практику, японцы поступают прямо наоборот. Начинается с телесного проращивания в эту сферу, с выработки ката (формы). Постепенно ката усложняются и выстраиваются в цепочку. Наконец, создается замкнутая технологическая цепочка (подчеркиваю, это всегда замкнутый контур). Контур замкнут не сам на себя, а на макрокосмос. Предполагается продолжение где-то там, за горизонтом, за теми зонами, куда человек может дотянуться своими чувствами. И вот когда готов этот замкнутый контур с вселенским элементом в нем, как бы замыкается электрическая цепь, и начинается некий процесс, физически ощущаемый, как ток.


Когда человек достигает совершенства в каком-то мастерстве, когда он почувствует, что сквозь него начинает течь энергия, уходящая за пределы чайной комнаты или кисти и бумаги, а потом эта энергия снова возвращается к нему в преображенном виде (происходит то, что китайцы называют дао или по-японски до - путь), когда человек становится частью этого вселенского пути, вот тогда свершается то, ради чего человек всю эту технологию вызубрил. Так построено практически все в японской культуре. Но тот, кто это знает лишь головой, а не чувствует и не имеет внутреннего опыта, должен позаниматься одним из практических искусств Японии (каллиграфией, чайным действом, боевыми искусствами) и попробовать примерить на себя течение дао, почувствовать его в себе. Если вы хоть немного попробуете это, вы очень многое поймете в этих культурах, познаете то, что недостигаемо интеллектуальным образом. Мы очень неадекватно читаем и воспринимаем их тексты, а все то, что показывают нам, всегда не с той стороны видим. Потому оценки японской культуры часто бывают либо неадекватно завышенными, либо также неадекватно заниженными, а в центр они не попадают. Это культура потока, процесса. А наша культура - культура результата, остановки. И только там, где произошла остановка, мы можем что-то оценить. Поэтому когда мы видим процесс, мы видим лишь некие произвольно взятые точки, а не сам процесс, и пытаемся оценить эти точки как результат. В этом - главное недоразумение."



Оригинал: Немного о ката с точки зрения "небоевых" японских дзюцу




Кокой то набор "красивых и умных" фраз.
Сложилось впечатление, что автор не знает что такое ката, тем более их не практикует.
"В этом - главное недоразумение"
Автор говорит о феномене японского способа обучения новому через практику формальных комплексов. То есть не через осознание к пониманию телом а ровно наоборот. Причем это касается не только боевых искусств поскольку понятие ката выходит за их рамки в Японии. На мой взгляд замечательное наблюдение многое объясняющее в принцпах обучения в том числе в японских рюха.
Фото
SifuKungLao
Май 28 2013 22:48
здесь больше дзен , Неподвижная праджня разум который не когда не останавливается .
Рушан, в действительности Виктор Петрович знаком с ката не понаслышке - он признан японцами одним из лучших специалистов в России по искусству чайной церемонии "Са-до", где ката - это "наше всё". Насколько мне известно, боевые искусства он в настоящее время не практикует. Практиковал ли - лукавить не буду, ибо не знаю, но узнать не сложно. Человек он весьма увлеченный, а его лекции в институте были для нас, студентов, каждый раз как большое открытие. Хотя зачастую мозх вставал в защитный режим от категорий, ему, мозху, непостижимых. Просто ВП уже находится практически в параллельном нам измерении, поэтому проецирует очевидные для него вещи в столь изысканной форме...или ката?)

Последние посетители

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066

Последний сюжет)

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))