Перейти к содержимому


  




Усилие - уникальный признак школы

Автор: bogdan kurilko, 06 Февраль 2012 · 1 841 views

Что делает школу, школой. Откуда столь многочисленные разновидности рукомашества и ногодрыжества предназначенные для существа располагающего не более чем четырьмя конечностями, которые закреплены в строгой и неизменной последовательности на его тушке. Какие отличительные черты, являются признаком уникальности стиля, если возможные вариант движений этими самыми конечностями не столь многочисленны и разнообразны. На поверхности вопроса самый явный признак деления на стили – преобладание, либо исключительное наличие бросковой или ударной техники, что объясняет существование бокса, вольной борьбы и им подобных дисциплин, но ни в коем случае не является ответом на вопрос о происхождении многочисленных направлений каратэ и еще более многочисленных ответвлений цюань фа. По моему скромному мнению, цюаньфа и каратэ как его производное, получившее самостоятельное развитие – это длительный во времени поиск оптимального воздействия на ближнего своего, который эмпирическим путем пришел к пониманию, что в основе подобного воздействия всегда усилие, и источник его определяет как способ ведения поединка, так и набор возможных техник, которые являются не более чем проводниками данного усилия.
Я думаю, никого не удивит, что в качестве иллюстрации этого утверждения я приведу школу Окинавского каратэ Годзю рю. Известно, что основной стратегией ведения поединка в этом стиле является ближний бой. Данный факт является определяющим для поиска источника формирования усилия позволяющего осуществлять оптимальные воздействия с минимальными затратами. В годзю рю существует два вида подобных усилий. Способом обучения одному из них, а именно тсиру но тян тян является сан чин.
Наш позвоночник в своем естественном состоянии принимает S – образную форму, что позволяет гармонично распределять нагрузку, на тело вообще и головной мозг в частности, например при ходьбе. В ката сан чин эта часть нашей анатомии становится безупречно прямой, что является противоестественном состоянием. Движение, которое в сан чин годзю рю делается значительно медленнее своей реальной скорости, больше всего напоминает процессы. Которые происходят с удочкой в момент, когда рыбак, забрасывает леску с закрепленным грузом в воду.
Представим себе, что наиболее толстая часть удилища, за которую держится рука рыбака – это танден. В момент замаха, удилище отклоняется назад, затем начинает двигаться к цели. Состояние его в момент движения – это естественное состояние нашего позвоночника. Достигнув некой пиковой точки необходимой для броска, рыбак поддергивает (хлещет) удочку, в результате чего, на долю секунды, она принимает идеально прямую форму передавая всю накопившуюся в замахе энергию в леску, также как сформированный особым образом с помощью гамаку, наш позвоночник в сочетании с закрытым танден, верхней частью груди и опущенными плечами передает усилия в руку, пока не наступит мгновение тинкути, то есть максимального напряжения лески и проникновения груза в воду, а кулака в тело. Таким образом, сан чин – это способ научиться формировать усилие, которое позволяет наносить наиболее разрушительные удары, с наименьшей дистанции, без разворота бедер или корпуса, используя все тело, с опорой в танден и оптимальной синергией дыхания с работой мышц и сухожилий.
Иной, диаметрально противоположенный способ формирование усилий – Таи отоши, или падение тела. Он проще для овладения и в нем, в отличии от сан чин танден и верхняя часть тела «открываются». Этот способ использует, в качестве генератора усилия гравитацию, а точнее резкую смену уровней, процессы которые происходят «внутри» самого усилия аналогичны процессам, которые характерны для реактивного двигателя. Упражнения, с помощью которых обучают данному способу: тен цки, фуристе и.т.д.
Понимание работы с усилиями дает возможность по новому взглянуть на методический, не побоюсь этого слова гений Тседзюна Мияги, который не только изменил темп и рисунок сан чин, но и создал четкую методическую преемственность, в которой предложенный им Сан чин является базовым, фундаментальным объяснением источника усилия, сан чин Канрио Хигаонна Сенсея – его более динамичным развитием, помогающим перейти к реализации усилия в Кайшо ката. Упражнения подобные сан дан ги – обучением чередованию усилий тян и таи отоши, базовые ката Гекисай – дальнейшее продвижение по пути исследования собственного тела в плане чередования двух базовых усилий и дальнейшего перехода к изучению более сложных техник. Таким образом кайшо ката - это работа с усилиями, источником изучения которых являются: сан чин, специальный упражнения и снаряды ходжи ундо. Именно в понимании усилий скрыто понимание применения того или иного движения и именно поэтому эти движения не нуждаются в единственном канонизированном варианте применения и повзоляют адепту с ростом мастерства все глубже проникать в суть движений ката.
В заключении, хотел бы обратить внимание, что изложенные здесь мысли не есть мои личные умозаключения, а доступное изложение объяснений наших учителей. Понимание теории усилий в годзю наглядно демонстрирует, что окинавское годзю рю каратэ есть оптимальное сочетание ударной техники и техники бросков, заломов и болевых воздействий, простых по хореографии и эффективных. Также, все вышеизложенное, я надеюсь, объективно подтверждает тот факт, что попытки инсталлировать ката годзю рю в системы, с совершенно иным (не значит хуже, речь лишь о другом способе и иной стратегии) подходом к формированию усилий (Сетокан например) имеют такой же смысл как попытки объединить в цельную систему PC и Макинтош




Богдан, а можно попросить Вас сформулировать Ваше видение подхода к формированию усилий в Шотокане?
Я не смогу это сделать всеобъемлюще и корректно поэтому остановлюсь на видимом. Если в годзю (берем оптимальный кихон) бьют за счет волнообразного и "плетеподобного" усилия при котором корпус в любой его точке остается неподвижным и фронтальным то ИМХО в Сетокан явно есть движение бедрами. Что, подчеркну, не исключает и работу танден и работу ног. Но определяет иную дистанцию для атаки (контратаки) и иной корень усилия.
Спасибо!
Мне вчера пришло в голову ещё одно сравнение. Антенна "Куликовка". В момент натяжения проволоки внутри она выпрямляется и может очень больно ударить своим кончиком(армейские связисты поймут о чём я) .

видение подхода к формированию усилий в Шотокане?

В Сётокан формирование силы, скорее всего, происходит по принципу коромысла. Когда оказывая давление на один конец, другой летит вперёд (предварительно отведённый назад), а напряжение тандэн проводит сброс кинетической энергии.
Кстати, всё что рассказывал сэнсэй Накамура на семинаре в основном касалось удара руками. А вот за счёт чего формируется сила при ударе ногой не сказал. Обсуждая этот вопрос с ребятами на вчерашнем "Совете дружины" пришёл к выводу, что за счёт таи-отоси.
Несомненно
Таким образом кайшо ката - это работа с усилиями, источником изучения которых являются: сан чин, специальный упражнения и снаряды ходжи ундо. Именно в понимании усилий скрыто понимание применения того или иного движения и именно поэтому эти движения не нуждаются в единственном канонизированном варианте применения и повзоляют адепту с ростом мастерства все глубже проникать в суть движений ката.
Вообще вырисовывается интересная картина.
При фронтальных ударах руками используется принцип натянутой струны, а при боковых (ёко сюто-ути) её расслабления.
В ударах ногами наоборот. Вперёд расслабление, а в сторону - натяжение.
Чередование ГО и ДЗЮ в действии.
Паша плюсанул))))

При фронтальных ударах руками используется принцип натянутой струны, а при боковых (ёко сюто-ути) её расслабления.
В ударах ногами наоборот. Вперёд расслабление, а в сторону - натяжение.

А мне кажется-везде используется натяжение,но вот колебание струны может происходить в разных плоскостях.
В продолжение данной темы
http://www.budo-foru...zhaya-razgovor/
Ага ! если каждая из школ тардиционного каратэ имеет свои корневые принципы и усилия ,тогда что скажите о синтезе шотокана и годзю рю ,которое называется Киокушинкай ????? О спортивной части даже не будем говорить .Это в стороне . Возможно ли овладеть двумя направлениями школ в полной мере или это только удел генеев ??????????? как его видят на Окинаве ? и как к нему относятся последователи традиционных стилей каратэ ??????
На Окинаве видят нормально))) два факта. На Окинаве есть школа Киекусин. Мастер, такой здоровый дядька. На Ояму немного похож. Это факт один. Факт два - Шихан Мацуи изучает Ката Годзю рю под руководством Хигаонна Сенсея. Регулярно приезжает к нему на Окинаву.
Мацуи ??????????????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Это откровение .... Хотелось бы понять мотивацию ,которой руководствуется Мацуи изучая Годзю рю ...
Вот это вы меня удивили ......Мацуи и Годзю рю ....... а в мире Киокушина все тихо ))))))))

Latest Visitors

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066

Последний сюжет)

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))

Сюжет о семинаре "Кобудо + Ходзе ундо"

http://www.redmediat...eo.php?id=74066
последний сюжет))))