Перейти к содержимому


  




этапы обучения приёмам

Автор: ratnik, 28 Октябрь 2010 · 2 353 views

Обучение БИ это в первую очередь обучение технике выполнения приёма и доведение его до автоматизма (двигательный навык). Для облегчения этого процесса существуют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики и следуют друг за другом. Они давно известны среди методистов по физической культуре и не зависят от того чем Вы занимаетесь (боксом, каратэ, ушу или карманной греблей).

Этап начального разучивания.
Цель — сформировать основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи.
1. Сформировать смысловое зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. Представления о технике у занимающихся формируются в результате объяснения упражнения инструктором, восприятия показываемых движений, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники, физической подготовленности занимающихся приём разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах. Как правило, обучение начинается с основного элемента техники. Если же оно существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение приёма начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Освоение приёма может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о приёме; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Решение этих задач осуществляется поочередно.
Продолжительность этапа начального разучивания приёма зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия;
2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей;
4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Этап углубленного разучивания.
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
Основные задачи.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения приёма на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном элементе.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого приёма.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого приёма.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого приёма и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи упражнения;
б) структурная взаимосвязь с приёмом;
в) дозирование упражнений;
г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части тренировки, когда еще не наступило значительное утомление.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи.
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения приёма.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения приёма в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений приёма.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: усложнение условий выполнения приёма, увеличение скорости и силы движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Как видите всё очень просто. Нужно только наложить Ваши знания на эту схему и процесс обучения пойдёт в основном гладко.




Грамотно написано.
Это просто выжимки из теории и методики тренировочного процесса, которые должен знать любой выпускник физкультурного вуза. Но всё равно спасибо за оценку.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031