Перейти к содержимому


  




Уровни мастерства в АЙКИДО

Автор: Рагдай, 05 Сентябрь 2010 · 986 views

1. КАТАЙ.

Когда вы только начинаете изучать айкидо, вам предлагается следующее взаимодействие с вашим партнером по тренировке:

- уке вас атакует, как правило, посредством жесткого захвата [ за кисть, за куртку в районе локтя, за куртку в районе плечевого сустава, за отворот куртки.. ]. Такой захват очень опасен: посредством него вас могут легко вывести из равновесия (кузуси) после чего поразить ударом (нанести атеми) уязвимые областей вашего тела.

Итак, вас жестко захватили, теперь вам надо что-то с этим сделать. Что? Очевидно, что необходимо каким-то образом предотвратить дальнейшее атакующие действия уке. Это очень сложно, поскольку вас уже захвали. Такова договоренность: уке осуществляет жесткий захват до того, как наге начинает защищаться. И именно благодаря этому наге учится взаимодействовать с полной силой уке (нападающего).

На этом уровне главным образом изучается техника как таковая – форма. Куда поставить ноги, как работают руки, как правильно организовать силу своего тела, как сонаправиться с атакующим «потоком» уке, как перенаправить его атаку в новое движение. И все взаимодействие осуществляется на уровне «жесткого тела». Вы учитесь правильно выстраивать свои кости, вы учитесь правильно выстраивать кости того, кто вас захватил: вы учитесь выбирать пустоты (степени свободы) между его костями, учитесь блокировать суставы, учитесь оказывать воздействие непосредственно на позвоночник и колени уке.

2. ДЗЮТАЙ (ЯВАРАКАИ).

На это уровне вы вдруг понимаете, что даже тогда, когда уке жестко и казалось бы статично вас захватил, вы чувствует что у вас есть та свобода, которая есть у тростника на ветру. Или как у ивовой ветки, которая не может быть сломана снегом – поскольку она обладает достаточной гибкостью и мягкостью, чтобы быть податливой снегу. И вот вы начинаете уподобляться ветке не сломанной снегом: вы просто ПОЗВОЛЯЕТЕ агрессивному атакующему действию партнера пройти мимо вас.. и даже пройти сквозь вас. Противник на вас нападает и в этом его беда. Поскольку нападение – это всегда падение-на (падение на того, кого атакуют).. конечно, чем выше класс вашего противника, тем меньше тот временной промежуток, когда он падает и в этом падении вы являетесь для него той опорой, без которой он не сможет устоять. Но этот миг всегда есть. А значит, нападающий всегда уязвим (в миг своей атаки). Чтобы поймать этот миг, не надо как-то специально выжидать и пытаться его увидеть или пытаться предугадать действия противника. Это ни к чему — это вернет вас на предыдущий уровень исследования айкидо. Просто надо быть открытым.. «аллертно-расслабленным».. и всегда и везде в своем состоянии сознания быть подобно ивовой ветке, на которую вдруг наваливается снег. Быть может это трудно понять. Проще это ощутить на себе – на тренировке в додзе, в котором ведет занятия знающий (владеющий дзютай) инструктор.

На этом уровне техники «центр» (сейко-танден) уке начинает двигаться в момент захвата. Ваш центр тоже двигается, но лидирующий контроль у вас – вы ведете. Образуется некое слияние из двух тел, из двух сгустков силы – образуется единая система, единая среда. И в этом слиянии определяющим является движение вашего центра (сейко-тандена). Благодаря этому вы легко преобразуете изначально агрессивную ки нападающего в мирное для вас русло и можете легко осуществить бросок (наге) или контроль (осае).

3. РЮТАЙ (КИ-НО-НАГАРЕ)

И вот вам, благодаря настойчивой практике на 1 и 2 уровне, наконец удалось слиться с атакой уке настолько, что вы уже не ждете, когда уке осуществит жесткий захват — вы начинаете двигаться еще до момент касания. К наработанным на уровне дзютаи ГИБКОСТИ и МЯГКОСТИ (ивы), вы добавляете ТЕКУЧЕСТЬ. Вы, ваше сознание – ваше тело — течет подобно воде. Вы видите, что через вас и вашего противника подобно воде течет ДВИЖЕНИЕ. Оно нигде не начинается и нигде не заканчивается. Оно просто течете через вас и через него. Течет как заполняющая этот мир «тонкоматерильная» среда.

На этом уровне вы перестает быть тем, кто защищается и перестаете видеть вашего противника как того, кто на вас нападает. Вы видите просто Движение. Вы чутки ко всему, что вас окружает. Вы отзывчивы ко всему, что вас окружает и если это касается (направлено) непосредственно вас, то вы изначально уже находитесь в состоянии АВАСЭ (совместное действие, слияние). Вы «следуете воле богов» (КАМИ). Вы видите движение и благодаря этому ваша «связь с Духом» обретает ясность – это называется КИ-НО-МУСУБИ. Любое ваше действие становится творческим порывом. Вы непрерывно творите. То, что вы делает — это АЙКИ.

4. КИТАЙ

На этом уровне ваш дух и дух нападающего едины. Благодаря этому вы можете осуществить контроль над любыми действиями атакующего.

Основатель Айкидо О-сэнсэй Морихэй Уэсиба говорил:

"Все, что мне нужно это стоять, повернувшись спиной к противнику. Если противник пытается ударить меня, его желание ударить приведет к тому, что он ударит и поранит сам себя. Я един со Вселенной, я ничем не обладаю. Когда я встаю, я вбираю в себя противника".

Также 4-й уровень является вершиной в Айкидо, он очень трудно достижим и насколько мне известно только О-сэнсэй и возможно очень не многие другие достигли его. Остальные не должны думать об этом, и старательно тренироваться на уровнях 1 и 3, чтобы мало помалу совершенствоваться день за днем.

Георгий Ф.




Здравия Рагдай.. :rolleyes:
Прошу сравнить тексты..Думаю похожи
Данный кусок взят из книги Чжоу Цзунхуа "Дао Тайцзицюаня"
...
В этой статье я бы хотел сделать различие между двумя видами прорывов.
Малый прорыв — это ваша личная веха на пути, каких может быть много..
Большие прорывы отмечают границы между тремя главными стадиями развития, через которые проходит путь к мастерству в боевых искусствах.
Каждая из трех главных стадий характеризуется соответствующим «методом». Исполнители боевых искусств на первой стадии пользуются Методом рук, на второй стадии — Методом туловища, на третьей — Методом сознания (ума). Хотя возможны меньшие прорывы в пределах каждой стадии, переходы от Метода рук к Методу туловища и от того — к Методу сознания носят качественный, отчетливо «скачкообразный» характер. Малые прорывы суть индивидуальные переживания и крайне разнообразны; большие же прорывы очень похожи у всех, кто проходит из одной стадии в другую. Большинство занимающихся боевыми искусствами остается на первой стадии. Немногие достигают второй. В легендах рассказывается о тех, кто дошел до третьей стадии, но я не знаю никого сегодня, кто достиг этого уровня.
Метод рук (первая стадия). Название означает, что техники выполняются конечностями тела. Техники включают в себя кулачные и другие удары руками, блоки, удары ногами, захваты и т. п. Важную роль играет растяжка, движения обычно размашисты, быстры и сильны. Все жесткие, «внешние» школы находятся в пределах Метода рук. Для боевых искусств, которые преподаются в этих школах, практика тайцзи — имеются в виду принципы, а не формы — представляет собой прорыв ко второй стадии развития. К сожалению, большинство исполнителей тайцзи остаются на первом уровне, ибо выполнение форм и Толкающих Рук будет всегда просто техническими упражнениями, пока вы не научитесь применять Мастер-ключ (Восемь Триграмм и Пять Элементов) и тем самым сделаете прорыв к следующей стадии.
Метод туловища (вторая стадия). Главный признак второй стадии — это применение Метода туловища. Он характеризуется использованием корпуса, особенно поясницы и позвоночника, как источника движений рук и ног. Другими словами, туловище начинает и ведет все движения. На первой стадии мышечная динамика и независимые движения генерируют силу. На второй стадии гибкость, взаимосвязанность, внутренние движения, такие, как дыхание и спиральное движение, изображенное в Диаграмме Тайцзи, высвобождают скрытую внутреннюю энергию, или ци. Как выглядят движения, контролируемые туловищем? Ни одна часть тела не движется независимо; все движения согласованны и все части тела постоянно проходят через цикл смены Инь и Ян.
Только о достигших этой стадии можно сказать, что они действительно практикуют тайцзи; но их крайне мало. Большинство исполнителей тайцзи работает по принципам Метода туловища, но прорыв, который отмечает мастерство на этой стадии, труднодостижим. Очень легко обмануться относительно прогресса на этом уровне. Формы тайцзи могут выглядеть изящными и плавными, особенно в исполнении опытного специалиста. Но внимательное наблюдение всегда позволяет выявить, что руки и другие части тела движутся сами по себе, простаивают или не успевают следовать за переносом веса тела или движениями поясницы.
Метод сознания (третья стадия), наконец, есть еще Метод сознания, и ума. Об этой третьей стадии трудно говорить, поскольку лично я еще не доел ее и не встречал никого, кто прорвался бы на этот уровень. Классическая литература утверждает, что это возможно, и существуют легенды о мастерах, их подвиги вроде бы свидетельствуют о достижении этого уровня. В методе сознания все движения поглощаются телом. Техники, которые прежде исполняли» конечностями, теперь начинаются и завершаются в энергии индивидуума. Та: где раньше вело туловище, теперь ведет сознание, энергия следует за ним, намерение мастера осуществляется при минимуме или отсутствии внешне! действия. На этой третьей стадии физическая энергия, или ци, трансформируется в психическую, или духовную силу, называемую шэнь. Легенды рассказывают, например, о мастерах, которые могли нейтрализовать нападение тигр просто отражая свирепую энергию тигра обратно на него при помощи концентрированного взгляда.

Здравия Рагдай.. :rolleyes:
Прошу сравнить тексты..Думаю похожи
Данный кусок взят из книги Чжоу Цзунхуа "Дао Тайцзицюаня"
...
В этой статье я бы хотел сделать различие между двумя видами прорывов.
Малый прорыв — это ваша личная веха на пути, каких может быть много..
Большие прорывы отмечают границы между тремя главными стадиями развития, через которые проходит путь к мастерству в боевых искусствах.
Каждая из трех главных стадий характеризуется соответствующим «методом». Исполнители боевых искусств на первой стадии пользуются Методом рук, на второй стадии — Методом туловища, на третьей — Методом сознания (ума). Хотя возможны меньшие прорывы в пределах каждой стадии, переходы от Метода рук к Методу туловища и от того — к Методу сознания носят качественный, отчетливо «скачкообразный» характер. Малые прорывы суть индивидуальные переживания и крайне разнообразны; большие же прорывы очень похожи у всех, кто проходит из одной стадии в другую. Большинство занимающихся боевыми искусствами остается на первой стадии. Немногие достигают второй. В легендах рассказывается о тех, кто дошел до третьей стадии, но я не знаю никого сегодня, кто достиг этого уровня.
Метод рук (первая стадия). Название означает, что техники выполняются конечностями тела. Техники включают в себя кулачные и другие удары руками, блоки, удары ногами, захваты и т. п. Важную роль играет растяжка, движения обычно размашисты, быстры и сильны. Все жесткие, «внешние» школы находятся в пределах Метода рук. Для боевых искусств, которые преподаются в этих школах, практика тайцзи — имеются в виду принципы, а не формы — представляет собой прорыв ко второй стадии развития. К сожалению, большинство исполнителей тайцзи остаются на первом уровне, ибо выполнение форм и Толкающих Рук будет всегда просто техническими упражнениями, пока вы не научитесь применять Мастер-ключ (Восемь Триграмм и Пять Элементов) и тем самым сделаете прорыв к следующей стадии.
Метод туловища (вторая стадия). Главный признак второй стадии — это применение Метода туловища. Он характеризуется использованием корпуса, особенно поясницы и позвоночника, как источника движений рук и ног. Другими словами, туловище начинает и ведет все движения. На первой стадии мышечная динамика и независимые движения генерируют силу. На второй стадии гибкость, взаимосвязанность, внутренние движения, такие, как дыхание и спиральное движение, изображенное в Диаграмме Тайцзи, высвобождают скрытую внутреннюю энергию, или ци. Как выглядят движения, контролируемые туловищем? Ни одна часть тела не движется независимо; все движения согласованны и все части тела постоянно проходят через цикл смены Инь и Ян.
Только о достигших этой стадии можно сказать, что они действительно практикуют тайцзи; но их крайне мало. Большинство исполнителей тайцзи работает по принципам Метода туловища, но прорыв, который отмечает мастерство на этой стадии, труднодостижим. Очень легко обмануться относительно прогресса на этом уровне. Формы тайцзи могут выглядеть изящными и плавными, особенно в исполнении опытного специалиста. Но внимательное наблюдение всегда позволяет выявить, что руки и другие части тела движутся сами по себе, простаивают или не успевают следовать за переносом веса тела или движениями поясницы.
Метод сознания (третья стадия), наконец, есть еще Метод сознания, и ума. Об этой третьей стадии трудно говорить, поскольку лично я еще не доел ее и не встречал никого, кто прорвался бы на этот уровень. Классическая литература утверждает, что это возможно, и существуют легенды о мастерах, их подвиги вроде бы свидетельствуют о достижении этого уровня. В методе сознания все движения поглощаются телом. Техники, которые прежде исполняли» конечностями, теперь начинаются и завершаются в энергии индивидуума. Та: где раньше вело туловище, теперь ведет сознание, энергия следует за ним, намерение мастера осуществляется при минимуме или отсутствии внешне! действия. На этой третьей стадии физическая энергия, или ци, трансформируется в психическую, или духовную силу, называемую шэнь. Легенды рассказывают, например, о мастерах, которые могли нейтрализовать нападение тигр просто отражая свирепую энергию тигра обратно на него при помощи концентрированного взгляда.


спасибо ! прочитал с большим интересом