Перейти к содержимому


  




Интервью Стенли Пранина с Кендзи Томики часть 2

Автор: DANATAS, 10 Июль 2011 · 784 views

продолжение начало тут http://www.budo-foru...tomiki-chast-1/
Можно вопрос? Это очень интересный момент. В 1968 или 1969 году Сунадомари Канемоцу была издана книга под названием "айкидо Кайсо, Морихей Уэсиба". Так в этой книге читатель получает очень религиозную точку зрения со стороны Омото-ке, и многие люди, интересующиеся айкидо читали книгу, и они говорят: "Ну, книги не слишком точны." Насколько действительно сильно было влияение Омотокё на Уесибу? Сколько он заимствовал из религии? Сколько он создал сам?

В действительности я не могу сказать насколько сильно он изменил техники, но я думаю, что мы можем сказать, что перемены в области "изменения в сердце" (кокоро но Тенкан) были огромны. И в этом мы находим родство между характером Сокаку Такеда и Уесибы Сенсея. Такеда Сенсей был мастер боевых искусств старой закалки: когда он видел человека, он видел врага. Если пытаться дать пример, я бы вам рассказал, что если человек случайно пришел навестить его Такеда будет "приветствовать" его, мгновенно схватив стальные палочки из жаровни и крича: "Кто там?" он бурей ворветься в прихожую. Он был, как некто из "Века воюющих стран" (Sengoku Jidai, 1482-1558), который видел семь своих пресловутых "врагов" в любой группе людей. Он был человеком глубокого недоверия, чья личность никогда не раскрвала ни малейшего суки, или уязвимых точки. Случись вам спросить его даже небольшой вопрос он стал бы бушевать: "ты смеешь сомневаться в моей технике, малыш!" Вот каким неистовым был его темперамент! Так как он был таким, то не удивительно, что Уесиба Сенсей подвергался жестокому обращению с его стороны. Так что, я думаю, что обретение глубокой религиозность было для него психологической поддержкой.

Уесиба Сенсей часто говорил: "Будо есть Любовь". Это одно из этих "изменений сердца".

В конце концов само будо касается ситуаций жизни и смерти, в которых главным вопросом является вопрос останешься ли ты жив. И именно ради этих техник противостояния, не только Уесиба Сенсей, но и ряд других великих людей в прошлом подвергали cебя опасности, проводя тщательно исследования в этой области. Но получалось наоборот, чем больше они старались углубиться в мир опасности и насилия, тем больше в конечном итоге они продвигались в направлении, которое всему этому противоречит. Помещаясь в сферу проблем жизни и смерти они понимают, что они снова сталкиваются с тщательными иследованиями проблемы смерти. Они находят, что они вступили на духовный или религиозный путь.

Все религии - христианство ли, буддизм, или что там у вас еще, похоже заботит вопрос о драгоценности человеческой жизни. Из этого они пытаются выстроить чувство уверенности перед лицом смерти, которая неизбежна для каждого из нас. По этой же причине мы можем говорить что будо это экстрим. Это экстрим, но если вы будете вникать в технику преданно всем серцем, все меняется. Будо становится религиозным. Так случилось с будо Миямото Мусаси и Иттосай Ито. В своих последние годы они бросили все и путешествовали. Все они вошли в область духовного.

Известный Кацу Кайшу был учеником Кензай Шимада. В ходе борьбы за контроль над страной в начале эпохи Мэйдзи Кацу Кайшу и Тесшу Ямаока из школы фехтования Джики Шинкаге-рю провели переговоры о передаче замка Эдо имперским силам без борьбы и тем самым спасли миллион жителей Токио от ужасного боя. Эта история очень интересна. Это показывает, что истинный дух будо состоит в том, чтобы помогать людям, чтобы спасать жизни.

В значении термина "Будо мира" (ва но будо) проступает религиозная сила.

Продолжая наше обсуждение я хотел бы обратиться к модернизации, которую провел Кано Сэнсэй и отношению этой модернизации к вопросу нашей нынешней дискуссии. В конце концов это тот же путь или курс на котором Уесиба Сенсей становится верующим Омотокё и решает проблемы "мира японских Будо" духовными средствами. На протяжении всей истории существовало несколько таких будока. Хотя, я думаю, что появление человека уровень Уесиба Сенсей в эпоху Мэйдзи действительно было исключением из правила. Это означает, что очень важно, что в этих насильственные, воинственные времена, прдшевствующе эпохе Мэйдзи такой человек не появлялся. Это было, однако, не проблема техники, а скорее вопрос определенной "молодежной революции". Концепция "Кен и дзен" и их чрезвычайно близких отношений должна была иметь долгую историю. С выражениями, типа "единство меча и дзен (кен зен иссин)" отношения меча и Дзэн бесконечно обсуждалось теми, кто философствовал о японских будо. Объяснить такие вещи теоретически очень трудно, не так ли? В связи с этим проблемы, я бы посоветывал, почитать книгу Дайсецу Сузуки "Дзэн и японская культура". Сузуки Сенсей был также специалистом по английскому языку, так что ...

Ну, в связи с этим, я хотел бы поговорить сейчас о Кано Сэнсэе. Кано Сенсей был членом второго выпускного класса школы, которая в настоящее время является Токийским университетом, известным как ведущий ВУЗ в стране и тем самым привлекающий все лучшие таланты. Он приехал в Токио в возрасте 14 лет и усердно изучал английский язык. В то время Япония только что отбросила изоляционистскую национальную политику периода Эдо (1603-1868) и внимательно следила за западнми странами. Правительство признавало, что нужно было быстро укреплять страну и изучать современную науку, для этого из Америки, Франции, Германии и других стран были приглашены для чтения лекций по своим специальностям известные профессора. Лекции эти читались не на японском языке, как это делается сегодня, а на их родных языках. По этой причине, студенты раннего периода Мэйдзи были в состоянии говорить этих трех основных языках.

Человеком, который больше всего повлиял на Кано Сенсея в то время был американец из Гарвардского университета, профессор Фенолоса. Он был человеком, чье влияние на всю японскую культуру было широко известно. Хотя он был преподавателем экономики он также глубоко знал искусства и эстетику. Итак, некий студент первого класса Токийского университета, известный Тэнсин Окакура, вы, возможно, слышали о нем, был любимцем профессора Фенолоса, он великолепно знал иностранне языки. Позже он работал в Министерстве образования в области художественного образования и в конечном итоге он оказался человеком, который основал учреждение, которое переросло в современный Токийский Университет Изобразительных Искусств. В то время, однако, западные вещи пользовались большим уважением и ценились значительно выше, чем что-нибудь японское. Это было просто веяние времени. Фенолоса, с другой стороны, постоянно говорил, что в восточной традиции существуют выдающиеся виды искусства. Он самым решительным образом жаловался своим ученикам на утрату важных моментов их восточной культуры и лучшего из его духовных традиций, тенденции, которая была в полном разгаре в то время. Тогда же, с отменой системы самураев и, как следствие, потеря ими дохода, многие бывшие буси были не в состоянии прокормить себя.

Итак, Кано Сэнсэй, будучи в то время студентом Токийского университета, обыскал весь город в поисках учителей дзюдзюцу. Он нашел учителя Тенжиб Сине-рю, Фукуда Сэнсэя, и Иикубо Сэнсэя из Кито-рю и в студенческие годы изучал эти две традиции. После окончания университета он основал Кодокан. Думаю, что он, безусловно, модернизировал дзюдзюцу техники, в соответствии с веяниями времени, оценка их ценности как искусства также была изменена. Если вам интересно, почему изменились, то причиной послужило то, что в прошлом главным была действенность их практического применения, будь то вопрос о боя между двумя людьми или двумя воюющими странами. Теперь, однако, обучение не ради боя, а скорее для того, чтобы лучше узнать друг друга лучше, стать друзьями, можно даже назвать это " принципом Кубертена."

В старые времена, Франции и Англии использовли спортивные соревнования, как средство укрепления своей армии, для тренировки ума и тела своей молодежи. Выдвинув концепцию олимпийского духа Кубертен поставил концепцию спорта с ног на голову.

Дух японских традиционных боевых искусств состоял в том, чтобы победить любыми средствами, чтобы избежать поражения даже ценой своей жизни. Если ты проиграл то это было причиной продолжительной озлобленности, и даже ваши дети будут продолжать эскалацию вражды. Какое общество, вы предполагаете, возникнет в итоге? Это действительно было причиной существования общества насилия, и это происходило не только в Японии, я думаю, что это описание, может соответствовать почти любой стране.

Именно Кубертен изменил эти тенденции во имя мира. Во всяком случае, в этом новом пути не было боевых действий, и это позволило состязаться между собой для того чтобы все более совершенствоваться. Он была основан на такой же концепции, как и концепция на основе которой Кано Сенсей модернизировал старое дзюдзюцу.

Вот, что я пытаюсь сказать. В старые времена, каждый мастер (человек) принимал собственное решение: "Я хорошо бросаю", или "Мои удары ногами великолепны", или "У меня прекрасная техника короткого меча. " Затем на основе этой субъективной оценки он бы создал свой собственный стиль в формалной традиции (рюха). В случае "модернизации", которая состоялась, меч был исключен из джиу-джитсу, а также, работа мечем запрещена в джиу-джитсу. Искусства были разделены на обособленные сферы деятельности в зависимости от типа техники. В старые времена человек практикующий ниндзюцу, искусство скрытности, думал только о применимости в реальной жизни. Он делал бы все, что было нужно сделать для того, чтобы победить. Конечно это было потому, что они использовали технику для целей войны, и с этой точки зрения ему нужно было быть в состоянии вести схватку на дальней дистанции или на короткой, можно прыгать прыгать, делать все что угодно. Но если мы перейдем в настоящее время, то мы не думаем о таких реалистичных применениях. Благодаря нашей подготовке мы закаляем наш дух (кокоро) и тело, и таким образом, делая это мы занимаем себя более мирным делом. Это современный способ мышления, и он совершенно не воинственный.

Видите, в современном кендо техники просты. Есть только удар и порез, не более того. Однако в дзюдо можно душить за шею, крутить суставы руки, или бросить кого-нибудь, у нас есть много вещей. Все таким же образом как я только что разбил, когда Кано Сэнсэй приступил к модернизации он выделил аспект борьбы после сближения противников и обновил эти методы. Классическое джиу-джитсу, видите ли, включало в себя движения предназначенные для того чтобы справиться с ситуацией до начала борьбы на дистанции плотного захвата. Человеком, который был наиболее сведущ в движениях и реакциях на этапе непосредственно предшевствующем захватам был Уесиба Сенсей.

Здесь я, опять же, могу указать на эту проблему в качестве примера. Если я возьму руку, я могу крутить ее в эту сторону, или я могу поворачивать ее в противоположном направлении. Есть только эти две возможности, правильно? Но в классическом искусстве один учитель назвал бы обратное движение "Коноха гаеши" (перевернутый древестный лист), тогда как другие учителя могли бы сказать "котегаеши." Даже если техническое содержание то же самое, название совершенно иное. Кроме всего прочего, они бы скрывали этот факт, и мы, в конечном итоге, были бы не в состоянии ничего из этого понять.

Я думаю о модернизации в том смысле, что такого рода проблемы открыто поднимаются, мы можем рассамтреть анатомию дейсвия и сказать: "Теперь, поворот запястья в этом направлении назвыается котехинери (скручивание запястья), в то время, как поворот в другую сторону это котегаеши (обратный поворот запястья). Тогда, когда это происходит, мы знаем, что это за техника, даже не зная рю, из которой она пришла и у нас есть название, которое ни одна из старых традиций не может оспаривать. Это современность.

В спорте мы делаем природу нашим противника и таким образом наращиваем ки риоку, наш "дух силы." Мы говорим себе: "Можем ли мы пробежать 100 метров за 10 или 11 секунд?" Таким образом мы бросаем вызов природе и воплощаем наши собственные физические способности . Не кажется ли вам, что это замечательно? Наоборот, в борьбе мы не можем позволить себе думать только о себе, мы также должны чувствовать нашего противника. Возьмите кошинаге, например. Мы должны повторять его снова и снова, таким образом, чтобы быть в состоянии запомнить.

В ката, или обусловленных формах обучения, если они выполняются в односторонней манере партнер не более чем манекен, типа робота с которыми мы работаем. Применяя эту технику в реальной жизни, однако, мы находим, что наш партнер сопротивляется, или уходит от наших попыток и вообще все не так, как мы ожидаем. Вот тут все становится чрезвычайно сложно. Будзюцу, в отличие от спорта, основано на определенных специфических отношенях между нами и другими людьми, иначе говоря, это борьба двух разных людей. Таким образом мы имеем черезвычайно опасную ситуацю.

Я хотел бы разделить будзюцу на три области. Первая - это насилие. Здесь мы умышленно пытаемся повредить нашего противникоа любыми имеющимися под рукой средствами. Старый менталитет - "око за око", "зуб за зуб". В конце концов, кто-то погибает. Во второй, хотя мы и не отнимаем жизнь, мы полны решимости сломать руку или покалечить нашего противника. Наоборот, третья область призывает вообще не наносить никакой травмы. Именно это единственный метод победить насилие. Эти три области очень сильно связаны. Очевидно, лучший способ подавления насилия без причинения вреда, и это идеально будо. Это будзюцу, которое не убивает, меч, который не несет смерти.

Идея, что если он наносит мне удар я нанесу удар ему похожа на способ мышления животных, не так ли? Наиболее человечным способом ответа на агрессию, и можно с чистой совестью сказать наиболее гуманным, это путь, который контролирует насилие, но не приводит к травме. Я лично думаю, что факт который, привел О-Сэнсэя к просветлению имеет большую значимость.

Глядя на историю будзюцу мы видим, что приблизительно с периода Эдо 1603-1868, был переход от фехтования на поле боя к особому акценту на вопросы образования. Оно стало искусством. Теперь мы говорим о философии, но существовала тенденция иметь определенную теорию по которой проходило обучение будзюцу. Мы не должны ранить но мы не должны быть поранены. Ягю Шинкаге-рю, например, включало в себя эту разновидность психического подхода или поведения.

(Продолжение следующем номере)




VМашинный перевод?
Да нет....машинный перевод к сожалению вообще полная ахинея. А то хорошо было бы....и быстро....хотя на вычитку похоже стоило еще времени потратить...

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Recent Entries

Recent Comments