Перейти к содержимому


  




Перевод статьи Кендзи Томики «О Джиу-джитсу и его модернизации»

Автор: DANATAS, 08 Май 2011 · 1 610 просмотров

Во-первых хочу принести свою благодарность Владимиру Скобликову ака irbis, за идею перевода и посильное в нем участие. Во-вторых хочу заметить, что статья написано давно и некоторые утверждения в ней устарели, другие как минимум спорны. Если бы я такое от своего имени написал, боюсь меня бы вполне обоснованно осмеяли. В том числе историки боевых исскуств. Увы, перевод стандартно-бестолковый — то есть перевод с английского перевода. За разрешение использовать текст английского перевода http://www.aikidojou...e?articleID=623 и разрешение опубликовать свой перевод на русский на данном ресурсе — моя искренняя благодарность Стенли Пранину.
Ну и если уж начал всех благодарить — то хочу сказать спасибо и всем тем, чьими усилиями будо форум сущесвует и развивается.
Ну и сразу заранее приношу свои извинения всем тем, кто посчитает, что прочитав эту статью он зря потратил свое время.
Собственно статья:

Кендзи Томики

«О Джиу-джитсу и его модернизации»
Данная статья использована Aikido Jornal с любезного разрешения Сейджи Танака Сенсея из Японской Ассоциации Айкидо http://www.tomiki.org/

Введение
В Японии существует много различных видов Будо (боевых искусств). Не так давно, кендо и дзюдо были основными (примечание: на время написания статьи), по причине их использования как Гакко Будо - военных систем, преподававшихся как часть учебных планов по физической культуре в школах, включая начальные школы, с периода Мейдзи (1868-1912). И, как хорошо известно, и кендо и дзюдо включают в свою программу обучения и соревнования, и спарринг. Обучение в древнем Будо состояло только из практики ката, которая осуществлялась как выполнение форм и заранее обусловленных движений, мастерства в которых добиваются при помощи многократных повторений. В обучении кендо и дзюдо использовалось не только ката. Для того чтобы сделать возможными соревнования, были созданы правила, структура и этикет соревнований. Я думаю, что соревнование появились по двум причинам, философской и практической. Во-первых, высказывание "соревнования – возможны" соответствует экспансивной сущности Будо. Во вторых, образовательный эффект соревнований, турниров огромен.
Айкидо во многом похоже на дзюдо, потому что происхождение обоих стилей прослеживается в древних школах джиу-джитсу.
Если мы в общем виде классифицируем виды техник (ваза) в древних школах джиу-джитсу, то получим четыре категории:
1. Наге ваза (техника бросков)
2. Катаме ваза (техника удержаний)
3. Атеми ваза (техника ударов)
4. Кансецу ваза (техники воздействия на суставы)
Среди них, многие техники из раздела наге ваза и некоторые техники из раздела катаме ваза были положены в основу системы обучения, которую мы знаем как "соревновательное дзюдо" (дзюдо киоги), а различные-атеми ваза и кансецу ваза были собраны в систему обучения, которой является "соревновательное айкидо " (айкидо киоги). Хотя небольшая группа кансецу ваза включена в катаме ваза соревновательного дзюдо, остальные кансецу ваза (и способы их исполнения) должны быть объединены с атеми ваза в систему обучения таким образом, чтобы эти две группы техник могли использоваться более свободно (примечание: вообще использовано слово «оживлены», как антоним мертвому, формальному исполнению в форме ката). Хотя можно рассматривать техники атеми вазаи кансецу ваза как техники которые могут причинить серьезную травму оппоненту, если мы рассматриваем их исходя из принципов боевых искусств, мы так же понимаем, что они - прекрасные методы для сваливания (таосу) или контроля (осеру) оппонента, не обязательно причиняющие ему вред. Точно также как, наге ваза и катаме ваза в соревновательном дзюдо, изучаемые и используемые спортсменами дзюдоистами являются превосходными техниками, которые имеют ту же самую цель, а именно, управлять противником, не нанося ему вреда. В этом общем для них принципе - управлять оппонентом, не нанося ему травму, и соревновательное дзюдо и соревновательное айкидо изменили сущности древних школ джиу-джитсу и развились в современные, соревновательные спортивные дисциплины.
И с образовательной и с исторической точки зрения, айкидо имеет значение и содержание, которое не уступает ни кендо, ни дзюдо. Немногие люди понимают это. Положение айкидо в пределах японского Будо также понимают далеко не все. Этот трактат написан, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию.

Глава первая: Отличительные особенности Будо и системы обучения джиу-джитсу
Что является отличительными особенностями Японского Будо? Несомненно, дело в духе и философии. Очень часто говорят, что если мы старательно развиваем наши техники (ваза), наш разум и дух(кокоро) также будут совершенствоваться. Начиная с древних времен, будо шугио, или обучение военным искусствам и ученичество, развивалось от "техник" (ваза) к "Пути" (мичи). Афоризм, "совершенствование нашей техники подобно совершенствованию нашего ума", полностью применим к современным соревнованиям, так как правильно используемые (прим.: в подготовке спортсмена) соревнования, помогают нам в совершенствовать наши техники, а так же наш разум. Но здесь необходимо более подробное рассмотрение отличительных особенностей Будо и его философии.
Современное поколение получило в свои руки знания секретных принципов техник боевых искусств в кен-джитсу (книга пяти колец) или в джиу-джитсу (небесный свиток Кито Рю Дзюдзюцу) , которые при тсчательном изучении позволяют понять полностью принципы боевых искусств так, чтобы, в конечном счете мы пришли к пониманию стойки без стойки (мугамае) и выработали истинно естественную стойку (шизен хонтай). Точно так же, в полном соответствии с принципами боевых искусств, как мы приводим тело к мугамае, таже практика приведет душу к мушин, состоянию, которое часто называют "отсутствующее сердце" или "тишина духа". Хотя для мушин используют еще много других терминов, типа "неперемещающегося сердца", "неживое сердца", "мягкого и гибкого сердца", и "каждодневного сердца", они все подразумевают одно и то же. И достижение этого состояния мушин совпадает с целями религиозных и моральных систем, которые существовали во все времена и в различных местах земли.
Глубокая тайна древнего джиу-джитсу воплощена в высказывании «Истинное естественное положение является манифестацией мушин. Контролируй силу мягкостью. Это - принципы джиу-джитсу.»
Мастер Дзигоро Кано (1860-1938), основатель Дзюдо Кодокан, хорошо объяснил тонкости, лежащие в основе этих принципов, когда он сформулировал принцип дзюдо - "дзюдо, означает мягкость" - чтобы оригинальный принцип джиу-джитсу стал понятен современным людям. Он сделал это, анализируя этот единственный принцип джиу-джитсу, процитированный выше, и деля его на три вспомогательных принципа.
1. Принцип естественного тела (сизентай но ри), который касается стойки. Это - естественное, неограниченное положение, стойка из которого возможно любым способом нападать и защищаться, приспосабливаясь к любому виду нападения.
2. Принцип мягкости (дзю но ри), который касается защитной позиции. Он гласит, не противопоставляйте наступательной энергии любого вида силу. Лучше сделайте наступающую на вас силу неэффективной, убирав свое тело с её пути (тайсабаки).
3. Принцип выведения из равновесия (кузуши но ри), который применяется для нападения или контратаки. Который говорит — действуй , чтобы создать шанс для победы, получай преимущество выводя противника из равновесия или присоединяясь к его телу.
Я преподавал ката и рандори вместе, как объединенную систему упражнений, которые могут помочь ученику понять каждую технику в свете трех упомянутых выше принципов. Я также подчеркивал при обучении, что наге ваза и катаме ваза в большей степени относятся к практикам рандори, в то время как атеми ваза и кансецу ваза в основном практикуются в форме ката.
Стили джиу-джитсу, которое содержали в себе техники рукопашного боя, изучали "истинную силу". Каждый из нас, чтобы испытать на себе "базовые принципы боевых искусств" должен прекратить просто бесконечно отрабатывать ката. Рандори и спарринг, помогают нам приблизиться гораздо ближе и к базовые принципы боевых искусств, и к истинной силе, которую боевые исскуства создают, позволяя нам проверить техники, изученные в ката, в том виде, в котором они были задуманы, для выполнения: против умного, сопротивляющегося и агрессивного оппонента. Как дополнительное преимущество, тренировка в рандори приводит к незаменимому и высоко ценимому чувству безопасности. Мы восхищаемся предвидением Дзигоро Кано, который разъяснял и рекламировал преимущества использования рандори в тренировочном процессе.
Наблюдая за развитием дзюдо Кодокан за прошлое столетие, каждый заметит, что именно техники атеми ваза и кансецу ваза, которые использовались только при обучении ката, значительно отстали от тех наге и катаме ваза, которые используются как в ката, так и в рандори. Разрыв между ними велик. Я предполагаю, что к этому привели следующие причины. Во-первых не был систематизирован, классифицирован и приведен в порядок весь материал, касающийся атеми ваза и кансецу ваза. Во-вторых, не был выполнен анализ особенностей атеми ваза и касецу ваза на основе принципов дзюдо. То есть об этих техниках в значительной степени думают только в терминах классического, кровожадного джиу-джитсу. В-третьих, не была создана методика тренировок для атеми ваза и кансецу ваза. Хотя атеми ваза и кансецу ваза были важными категориями в любой из школ джиу-джитсу периода Эдо (1603-1867), после реставрации Мейдзи в 1868 эти категории техник стали более формальными, степенными, их жизненность была утеряна.
Во время этого общего для боевых исскуств упадка, Сокаку Такеда (1860-1943) были восстановлены техники Дайто Рю Айкидзюцу, а затем Морихей Уэсиба, который был ведущим учеником Такеды сменил Такеду как глава айкидо. Дайто Рю была школой джиу-джитсу, знания которой передавались многими поколениями в старой префектуре Айзу и высоко оценивалось мастером Дзигоро Кано. Похвала Кано была естественна, поскольку чтобы видеть гения требуется гений. Действительно, достижения Кано и Уэсибы входят в анналы японского Будо и имеют огромную важность. Имя Дзигоро Кано как мастера боевых исскуств гораздо более известно, но Морихей Уэсиба, который был черезвычайно набожным человеком расширил наше понимание пределов просвещенности и единения бога и человека. Он также изменил название искусства с айкидзюцу на айкидо, основал додзе в Токио в первых годах периода Сёва (1925-1989), и пропагандировал айкидо в Японии и во всем мире.
Дело в том, что метод обучения используемый в айкидо сегодня не только основан на старых практиках, но и действительно неизменен с тех времен. Если смотреть с точки зрения современных методов обучения боевым искусствам, то должна быть добавлена практика рандори, и подготовка в Будо должна быть основанной на методе обучения, который включает и ката и рандори. Для обучения Будо очень важно, чтобы, пока человек молод, он прошел через суровые физические и духовные испытания в рандори и, далее, в соревнованиях (шиай). И так как обширное множество техник не могут включены в практику рандори, то глубокие принципы боевые искусств, воплощенные в этих техниках могут и должны быть изучаемы через практику ката. Таким образом каждый может развить своё тело до удивительного состояния, известного как мугамае или сизентай и, таким образом через дальнейшие практики достигнуть аскетической практики мушин. Это - "Путь" для практикующего суровую простоту.
Сравнивая атеми ваза и кансецу ваза с наге ваза и катаме ваза можно заметить, что элемент силы в этих техниках минимален. Таким образом, атеми ваза и кансецу ваза требует меньшего усилия для выполнения, чем наге ваза и катаме ваза. Поэтому в рандори необходимо быть черезвычайно внимательным . Ката можно практиковать течении всей жизни и, таким образом, это хороший метод тренировки для пожилых людей.
При помощи короткого трактата, я хочу объяснить исторически и через принципы боевых искусств необходимость как ката, так и рандори в системе обучения любого стиля айкидо.
Глава вторая: Изменения в джиу-джитсу и модернизации джиу-джитсу
Будо не единственное искусство, которое стремится к совершенствованию тела. Все виды спорта, и те, в которых действие происходит на земле, и те, где действие происходит в воде или те виды спорта, в которых используется мяч - во всех них достигают мастерства многократным повторением, методом проб и ошибок. Люди, которые стали мастерами, экспертами и чемпионами провели долгие месяцы и годы тренируясть. Это люди хорошо понимают, что такое настойчивость и усердие в тренировках. Их методы тренировок, как бы сильно они не отличались друг от друга, несут в себе отпечаток их индивидуальности и характера. Но ясно, что объективно измерить преимущества одного метода подготовки перед другим можно только с помощью соревнования. Будо не являются исключением. Обстоятельство развития и история Будо, однако, отличаются от обстоятельств развития и истории других видов спорта. Это, конечно, отразилось на эволюции практики Будо, а также методах определения его эффективности.
Само собой разумеется, что спортивные состязания, использующие мяч были придуманы для отдыха и досуга. Виды спорта на земле и на воде были практично разработаны как средства физического развития и служили для укрепления не только тела, но и духа в периоды культурного упадка. Люди, которые превосходили других в этих навыках, занимали более высокое положение в жизни. То же происходило и в Будо. Но так как Будо содержало элементы риска для жизни, то следовало решать эту проблему. Так как техники Будо требовались для применения в бою, то техники уважали если они были способны убивать и калечить. Это было перкращено. Высказывание "необходимость - мать изобретения", можно применить к современному развитию боевых искусств, в котором стало возможно бескровное доказательство умения и совершенства.
Обсуждая историю развития Будо, видим, что его стили и содержание меняются в зависимости от приливов и отливов истории. В начале 17-ого столетия учреждение Сегуната Тотугава поставило точку на длительном периоде войн. Во время периода мира и кен-джитсу и джиу-джитсу эволюционировали в исскуство самообороны. То есть произошло изменение от техник рукопашного боя в броне, к техникам рукопашного боя в обычной одежде. Считается, что кен-джитсу развился в Яи, а джиу-джитсу развилось в Идори, то есть в техники работы сидя (сувари ваза). Кроме того очень изменился смысл ценностей в буджитсу. Боевые искусства, доктриной которых была обязательная, безусловная победа на поле битвы, эволюционировали в Киоки Будо, образовательное Будо. Его новой целью стало улучшение качества воина, через дисциплинирующее обучение боевым исскуствам. Это был разрыв с более ранними школами, которые совершенно не интересовались душой воина, вместо этого концентрируясь только на победе. Таким образом, акцент тренировок с техник, ваза, в сторону До, Пути.
Путь, о котором идет речь был Путем Воина (Бушидо), который основывался на религиозных убеждениях конфуцианства, Буддизма и Синто. Эволюция пути воина сместило акценты в боевых исскуствах от техник убийства и причинения максимального вреда, к техникам контроля и удержания. Любой может найти документальные подтверждения этой эволюции, которые находятся в записях школ боевых исскуств того времени. Так, например в кен-джитсу появлась идея «отсутствия меча» (записи кендзюцу школы Шин-каге), в то время как в джиу-джитсу школы Йошин появилась идея: "нельзя убивать, используя исскуство" (Свиток подготовки школы Йошин), в айкиджиу-джитсу таким утверждением стала идея «уходи от удара, но не бей сам, уходи от пореза, но не рази сам» (устная традиция айкидзюцу школы Дайто). То есть дух убийства и нанесения вреда отрицался, стали черезвычайно бурно развиваться техники бросков, удержаний для контроля оппонента.
Во всяком случае, так как позиция Будо всегда была на перекрестке жизни и смерти, преподаватели подчеркивали пользу того, что человек не должен бояться смерти. Утверждение, что не надо бояться смерти, стали путать с утверждением, что не надо бояться смерти из-за огромного преимущества собственной школы перед другими. Это утверждение спокойно существовало во время эры Токугава, пока нация наслаждалась 200-ми годами мира, и убеждение в собственном превосходстве не надо было проверять. Поскольку этого нельзя было проверить, сообщество боевых исскуств разделилось на множество антагонистических школ, каждая из которых прокламировала свою, нигде не проверенную непобедимость. Но боевые искусства, в том виде в каком они должны были быть, приветствовали реставрацию Мейдзи и получили возможность для нового старта, желая испытать и проверить себя, и для дальнейшего морального, а также технического развития Пути Война.
Пионером, который модернизировал школы буджитсу феодальной эры и привёл их в техники в соответствие с нормами современного физического воспитания был мастер Дзигоро Кано, основатель дзюдо. Когда я говорю, что он модернизировал древние буджитсу, я подразумеваю то, что он категоризировал и выстроил техники так, что стало не важно из какой конкретно школы они пришли. Главной особенностью этой реорганизации стало то, что он организовал и каталогизировал основные техники в зависимости от формы поединка, что сделало возможным проведение турниров (шиай). Соревнования естественно позволили сравнивать эффективность техник, школ и методов обучения. Во-вторых Дзигоро Кано изучил старые школы боевых исскуств с точки зрения обучения, как философского, так и этического. Хотя очень часто школы были антагонистичны одна по отношению к другой, и каждая говорила о своих отличиях и уникальности Кано пришел к выводу, что все они имеют одну основу, все основанны на заповедях конфуцианства, буддизма и синтоизма. Конечно, их техническое содержание широко разнилось, но беря лучшее из разных школ джиу-джитсу как с философской, так и с технической стороны, Кано верил, что убеждения и веру древних школ можно целостно скомбинировать в Путь ведущий к просвещению всего человечества.
Далее озарение мастера Кано следует рассмотреть в историческом контексте. Мастер Дзигоро Кано жил и развивал дзюдо (в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков) в то время, когда Япония пыталась отвергнуть феодализм и стать современным, демократическим государством. Для него было ясно, что чистота старомодных джиу-джитсу ("главная цель джиу-джитсу была победа, или поражение" означает, что первой целью джиу-джитсу было не что иное, как фактическая победа.) не согласуется с духом модернизации периода после реставрации Мэйдзи. Детище мастера Кано, дзюдо, мягкий путь, было задумано, чтобы объединить лучшие японские боевые традиции в систему физического воспитания, которое улучшает ум и дух молодежи Японии, в дополнение к их физическому воспитанию. Однако Кано, рассмотрев философски победы и поражения, и, принципы, лежащие в том и другом, вдохнул в свое творение полученные результаты, как духовного и технического характера.
Дзюдо является способом улучшения нашего духа при следовании Путем этих принципов. Утверждение "Основной целью джиу-джитсу, был вопрос победы или поражения" в точности означает, что высшая цель джиу-джитсу, ничто иное как сам факт победы. Тем не менее, так как техники джиу-джитсу носят опасный и кровожадный характер, они не подходят для нашего времени. Дзюдо, однако, выявило глубокую важность, принципов упоминаемых во фразе, "изучай и победы и поражения, и, исследуй принципы, лежащие в том и другом", и делает эти принципы Путем эволюции великодушного человеческого существа. Способ исследовать победу и поражение состоит в том, чтобы старательно практиковать и к рандори и ката, не отделяя одно от другого; также не следует отдавать приоритет победе над поражением, но следует глубоко изучать и одно и другое.
Глава третья: Техники, изученные посредством ката могут быть оживлены при помощью рандори.
Практика ката была традиционным методом тренировки, обеспечивающим безопасность при изучении опасных приемов. В древнем буджитсу 99 % практики составляли ката. Иначе говоря, чтобы научится справляться с неограниченными числом вариантов нападения, каждый вариант изучался посредством ката. Это стало причиной наличия огромного количества kata в древнем джиу-джитсу. Например, в джиу-джитсу Tenjin Shinyo Ryu Джиу-джитсу было 124 последовательностей ката, состоящих из многих техник, и в них содержалось более 100 ранхо (захватов). Чтобы достичь мастерства в практическом применении техник требовалось неисчислимое количество месяцев. Затем кто-то бросал вам вызов и должны были непосредственно перейти от практики ката к жесткому шиай (буквально уличной драке) назывемаой цуйнаге или цуйгири. Это дало оживляло ката давало возможность объективно судить о собственных умениях.
Но, боевое искусство, которое не имеет правил, это просто насилие. Уличные драки в то время не ограничивались ничем и не содержали ничего, кроме насилия. Действительно, воин, в дополнение к культивированю состояния ума готовности к смерти, должен участвовать в шиай, чтобы оттачивать и проверять свои навыки, но шиай того времени, не признающие никаких правил и ограничений, справедливо рассматривались инструкторами боевых инструкторов как жестокие и бесполезные. В традиционных трактатах будо существует запрет на шиай. Неподготовленные новички вступающие в шиай справедливо предупреждались о том, что опасность потерять свою жизнь в нем весьма вероятна.
Всё изменилось в середине периода Эдо, когда шиай, который могли вызвать опасные для жизни повреждения были твердо запрещены властями. Уличных боев не должно было быть. Следовательно, было решено, что обучение буджитсу от начала до конца будет происходить только в форме ката. Вскоре после этого буджитсу, которое потеряло возможность проверки при помощи шиай, начало демонстрировать признаки вырождения, из за того, что практикующим его невозможно было испытать на своем собственном опыте истинную силу боевых искусств и их основне принципы. Как средства исправления этого вырождения были изобретены практика бамбукового меча в кен-джитсу и практика свободного спарринга (рандори гейко) в джиу-джитсу.
В качестве примера снижения навыков связанная и утратой элемента шиай можно отметить, что в в середине эры Эдо в рамках кен-джитсу были осмеяны такие школы как Кемпо-Кахо. Насмешки проистекали из того, что школы использовали только практику ката, которая не выявляла слабых сторон подготовки. Говорилось, что о суровости обучения буджитсу забыли, что обучение погрузилось в безмятежный сон, что реальная сила не развивалась, и что показных, напыщенная действий становилось все больше. Короче говоря, история с грустью констатировала, что ката с мечом в Будо деградировали в ката с мечом пригодные только для сцены.
Однако надо понимать, проблему школ, изучавших только ката и насмешек над ними можно рассматривать только в исторической перспективе. Техники джиу-джитсу создвались, и были очень хороши, как средство для убийства и нанесения увечий. Практика ката использовалась для того, чтобы избежать этих опасностей, и для многих из техник это очень мудро. Тем не менее, даже при изучении боя на мечах с помощью сравнительно безопасного оружия, такого как деревянный меч, или бамбуковый меч из Кендо, по-прежнему необходим для полного развития человека как мастера боевых исскуств опыт работы в момент предельного напряжения, столкновения в бою . Пускай в девяти случаях из десяти мы будем в состоянии понять принципы боевого искусства, типа принципа взаимного убийства (ай-учи), то есть пожертвовать своей кожей, чтобы резать мясо противника, через ката, но в десятом случае все же необходим вызов безкомпромиссного столкновения.
С самого начала в джиу-джитсу было придумано мидаре гейко (свобдоная работа), тренирующая техники наге ваза и кансецу ваза, которые использовались в заключительные моменты плотного рукопашного боя. На основе этого вида практики, мастер Дзигоро Кано создал свою систему обучения рандори, применявшуюся во время и после периода Мейдзи. Эта система - современное соревновательное дзюдо, в котором делается акцент на наге ваза, т.е. бросковой технике.
Практика рандори, спарринг – это то, что даёт жизнь и демонстрирует реальную мощность тех техник, которые сначала были изучены студентами посредством ката. То есть рандори подобно завершению раскрашивания дракона, окончательному расскрашиванию его глаз. Техники боевых искусств, испльзуемые в старых школах джиу-джитсу, однако, были весьма многочисленны, и имелось много стилей рукопашного боя. Таким образом, невозможно было включить все эти стили, не говоря уже о всех изучаемых в них техниках в единственную систему обучения рандори. Делая упор на наге ваза, бросковой технике, дзюдо волей-неволей пришлось оставить в стороне атеми-ваза (ударную технику), и кансецу ваза (болевые заломы). Соответственно, я объединил важные части атеми ваза и кансецу ваза, и теперь организация системы обучения рандори иного типа– та проблема, которая перед нами стоит.
Глава четвертая: Джиу-джитсу требует системы обучения двум типам рандори
По сути своей джиу-джитсу, неважно какого бы вида или стиля она была, исnoльзуется для того, чтобы защититься против нападений противника. Кенд-джитсу защищает человека при помощи меча, джитте джицсу защищает человека при помощи джитте, короткого металлического жезла. Джиу-джитсу защищает человека вообще не используя никакого оружия . Кроме того, джиу-джитсу должно быть в состоянии защитить человека от нападения противника, кем бы он ни был, в любое время и в любом месте. В результате, чтобы справляться с любой атакой без оружия, джиу-джитсу сделало уход с линии атаки при помощи движений корпусом своим приоритетом номер один. Главным принципом джиу джитсу являетя тайсабаки — перемещение тела в сторону от атаки. Его актуальность можно понять, если рпопытаться разделить на категории атаки против которых возможно придется защищаться.
Когда мы анализируем сущность нападений, то они попадают в две общие категории:
1. Противник на близком расстоянии, пытается свалить (таосу) или удержать (осаеру) вас.
2. Противник на расстоянии пробует ударить ногой или рукой, толкнуть, или, используя оружие пытается уколоть или порезать вас.
Какой бы категории из описанных выше ни принадлежала ситуация, в первую очередь защищаясь следует использовать тайсабаки, чтобы избежать сильных сторон атаки оппонента. Уклоняясь вы должны избежать нападения, используя скорость в качестве движущей силы.
Другой секретный принцип джиу-джитсу, истинно естественная позиция (шизен хонтай или мугамае), был разработан в связи с необходимостью выполнять быстрые тайсабаки используя мощную движущую силу и и применяется для защиты ото всех видов атак, ближних или дальних атак, а также атак с оружием. Система тренировок рандори, сформулированая мастером Дзигоро Кано используется для ситуаций, описанных в первой из описанных выше категорий. Эта категория наге ваза и катаме ваза в которых для завершения атаки применяется захват за воротник и дзюдо ги. В системе рандори в которой вы встречаете нападение противника на расстоянии (вторая категория) применяются техники состоящие из атеми ваза и кансецу ваза. Для таких атак, то есть атак с дистанции, необходимо создать аналогичную систему обучения рандори.
Рассматривая историю Будо мы находим записи о регистрации 718 школ кендзюцу и 179 школ джиу-джитсу. Сравнивая кендзюу и джиу джитсу, видим, что в кендзюцу было гораздо больше школ, но из-за того, что бой в кендзюцу в любой школе представлял из себя бой меч против меча, было легко успешно модернизировать кендзюцу, введя соревновательный шиай — просто собрать учеников различных школ и разрешить им драться на мечах. Однако практически невозможно для ученика школы джиу-джитсу получить достаточный трейнинг в практическом использовании мириад техник, которые он изучает, с помощью только одного типа шиай. (Для него использование дзюдо шиай является великолепным способом улучшить его бросковые техники и работу в партере, но не дает ему никаких шансов попрактиковаться обороне против ударов руками или ногами, или против вооруженного противника.) Необходимо иметь по крайней мере два вида практики для двух категорий атак, описанных выше.
В 1926 году мастер Дзигоро Кано участвовал в радиопередаче на тему "Прошлое будущее дзюдо". Во время этой передачи и в следующие годы в разговорах со своими учениками он касался вопроса необходимости другого типа. Он говрил следующее: "я думаю, что должен существовать метод рандори и шиай, который включает атеми ваза, но мы будем разрабатывать его постепенно и только после тщательного изучения. Эту систему будет не так легко формализоватье легко формализована, как систему, в которой превосходство участников определяются при помощи бросков (наге) или удержаний (осае) противника". Из вышепреведенного ясно, что обучение рандори и шиай, которое включало бы атеми ваза рассматривалось мастером Дзигоро Кано, но не было реализовано при его жизни.
Примерно тогда же (1926) я пришел в додзе моего высокочтимого учителя, Основателя Айкидо Морихея Уешибы, и там у меня была возможность для того, чтобы продвинуться в моем исследовании атеми ваза и кансецу ваза. С тех пор у меня было 50 лет проб и ошибок, опыта со старыми школами джиу-джитсу, которые выжили до того времени. Частью этого опыта было создание клуба айкидо в Университете Васеда в 1958 году. В этом клубе айкидо было представлено местному сообществу боевых исскуств, как совершенная научно-обоснованная система физического воспитания , составленная в надежде на то, обучение этому стилю айкидо будет завершаться участием в соревнованиях. С тех пор я и мои ученики, как один, делаем шаги в направлении совершенствования такой системы айки-рандори. Это совершенствование, однако, потребует дальнейшего сотрудничества множества людей и долгих лет, чтобы система смогла смело встать в один ряд с соревнованиями кендо, с его более чем 250 летней историей и соревнованями джиу джитсу с его 100 летней историей. И задача эта будет трудной, так как различные запутанные проблемы сопровождают превращение буджитсу в соревновательное боевое искусство.
Несмотря на трудности внедрения соревнований, концентрация усилий в этом направлении - наиболее подходящее дело для профессиональных учителей боевых искусств. Причиной этого является не только то, что с помощью соревнований мы можем объективно оценивать наши способности, приобретаем уверенность в нашей технике, а так же обоснованное чувство безопасности, но и то, что участие в соревнованиях помогает нам повышать нашу самооценку через наше взамодействие с другими людьми и неограниченно расширить круг наших друзей в глубокой гармонии Будо.
еобходимо представлять
Введение соревнований необходимо, чтобы в совершенстве овладеть той категорией техник, которые разрешены в выбранной формы соревнований. Однако, как было подчеркнуто выше, ни одна из форм соревнований не позволяет применение абсолютно всех техник. Разрешенные приемы непременно будут только одного типа. Таким образом, тот, кто в тренировочном процессе концентрируется только на подготовке к соревнованиям будет ограничивать себя, практикуя только те техники которые разрешены в соревнованиях.
Такой перекос извращает боевые искусства, мы намеревались ввести соревнования в первую очередь для того, чтобы оттачивать все навыки мастера боевых искусств. Подходящим средством от такой гиперспециализации на соревновательных техниках является, конечно, проверенный временем метод изучения ката, и ката с огромным количеством техник и их вариаций, среди которых будут встечаться как техники разрешенные в соревнованиях, так и техники запрещенные. Особым отличительным признаком Будо на протяжении веков является то, что оно не склонно отказываться ни от ката, ни от рандори, а охотнее включает в себя и то, и другое и видит важность обоих.
Так предлагаемая мною система для обучения студентов в Айки-рандори охватывает
не только те техники, которые допустимы в рандори, но и многие другие (а также многие принципы дзю-дзюцу), путем введения практики ката и других способов отработки и упражнений.
Глава пятая: Учебный курс для айки-рандори
При организации учебного курса для айки-рандори наше внимание особенно привлекают два момента. Во-первых - это безопасность, или ,скорее, потенциальная опасность атеми ваза и кансецу ваза, вокруг которых выстраивается описываемое рандори. Во-вторых - связь между ката и рандори. Сначала рассмотрим тему опасности техник.
Следует помнить, что атеми ваза и кансецу ваза до сих пор исключены из рандори дзюдо из-за того, что они могут быть опасными. Как можно гарантировать безопасность рандори, не говоря уже о шиай, в которых включены данные техники? Я верю, что за решение этой проблемы нужно браться рассматривая вопрос об атеми ваза и кансецу ваза в исторической перспективе. Мнения о данном вопросе в основном разделяются на два лагеря, один из которых считает их травмоопасными по своей сути, второй же категорически несогласен с данным суждением. Вот эти мнения:
1. Техники атеми ваза управляют противником, поражая, ударяя руками или ногами, физиологические слабые места тела, в то время как кансецу ваза управляют противником причиняя смещение суставов и растяжение связок. То есть эти методы были разработаны исключительно с целью искалечить или убить и, таким образом, они опасны принципиально.
2. Техники атеми ваза опрокидывают противника, прикладывая силу к механически слабым местам его тела, для того чтобы получить кузуши (вывести из равновесия) и далее оттолкнуть его, в то время как кансецу ваза применяя минимальные усилия ограничивают движение противника используя пределы подвижности его суставов для того чтобы полностью обездвижить его.
До настоящего времени подчеркивалось в основном только первое мнение, второе же в большей частью не раззванивалась. Техники айки-рандори, обсуждаемые здесь, были выбраны и развивались на базе физических упражнений составленнох таким образом, чтобы техники выполнялись в русле втогого толкования и смягчить опасность с которой связано выполнение техник в манере первого толкования. Основываясь на втором толковании я выбрал форму рукопашного боя, в котором невооруженный человек защищается против человека, вооруженного ножом. Конечно, для безопасности нож используемый в шиай делается из резины. Более того, шиай регулируется срециально составлеными правилами судейства, в которых безопасность всегда ставится во главу угла. Посредством соревнований такого формата такие важные группы техник, существовавших в старых стилях джиу джицу, как атеми ваза и кансецу ваза, могут быть безопасно восстановлены в качестве нового Будо, действующего в контексте современного физического воспитания и спорта.
Позвольте мне кратко рассмотреть связь между ката и рандори. Во-первых следует отметить, что некоторые из них считают, что ката и рандори не связаны друг с другом. Действительно, некоторые считают, что для развития настоящей мощи достаточно только рандори. Я думаю , что лучшее, что мы можем сделать, чтобы разобраться в этом вопросе - это извлечь урок из истории джиу-джитсу, которое объеденило рандори и ката в единый курс обучения, чтобы овладеть духом атеми ваза и кансецу ваза.
Ката и рандори не были созданы для того, чтобы быть разделенными. В нашем плане подготовки, который подводит итог того, что мы с моими учениками сделали по теме айки рандори вы найдете их неразделенными, как они и должны существовать.

Курс обучения айки рандори

к сожалению в один слот все не влезло - выложу курс отдельно




очень интересно.жду продолжение
Спасибо

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5678 9 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние записи

Недавние комментарии