Перейти к содержимому


  




Мано-Мано / Пангамут – филиппинский рукопашный бой

Автор: мк, 28 Февраль 2011 · 3 865 просмотров


Опубликованное фото

Часто можно встретить мнение, что филиппинские боевые искусства – это только работа с оружием (палки, нож, мачете). Однако это не так – в большинстве современных стилей существует разработанный раздел рукопашного боя, который известен под названиями Мано-Мано или Пангамут.
Большинство широко распространенных стилей боевых искусств основано на изучении именно рукопашного боя. Когда ученики достигают определенного уровня мастерства, их начинают обучать технике оружия, согласно принципа «оружие – продолжение руки».
В филиппинских боевых искусствах подход иной. На первом месте стоит работа с оружием (что обусловлено рядом исторических причин), а рукопашный бой развивается из принципов и техники боя с оружием. Чаще всего, основой рукопашного боя Арнис, Эскрима и Кали являются либо техники клинка (ножевой бой), либо Добле Бастон (синавали). Именно этот подход обеспечивает характерные особенности и преимущества филиппинского рукопашного боя – высокая скорость, большое количество наносимых ударов, серийность атак. Важное место занимает нанесение травмирующих ударов по конечностям противника и отвлекающих ударов. Бой ведется на всех дистанциях, но основными считаются средняя и ближняя. Соответственно, руки работают по верхнему и среднему уровням, а ноги по нижнему и среднему. Характерны переходы от ударной техники к болевым приемам и опрокидываниям.

Пангамут (пангамот) переводится как «пустая/голая рука». В пангамут выделяют три подсистемы:
- Панатукан/Сантукан
- Пананджакман/Сипа/Сикаран
- Думог/Буно

Панантукан

Панантукан – это слово из висайского языка (на тагалоге оно звучит как сантукан) означающее удар рукой. На Западе также распространен термин «филиппинский бокс».
В Панантукан используются все части руки (открытая кисть, кулак, предплечье, локоть) для нанесения множественных повреждений противника. Могут также использоваться плечи и голова. Для всех технических действий характерны высокая скорость, точность, своевременность и максимальная плотность ведения боя. Атаки направлены как на поражение жизненно важных органов, так и на травмирование конечностей путем воздействий на суставы, мышцы и сухожилия. Основными целями для атаки являются – кисти, бицепс и трицепс, локоть, глаза, нос, челюсть, горло, шея, ребра и пах. Практически все техники могут выполняться с клинком (короткий нож, керамбит и т.п.), ладонной палочкой (дуло-дуло, ручка, явара, куботан), другими подручными предметами.
Панантукан тесно связан с западным боксом, есть мнение, что стремительный взлет этой системы рукопашного боя произошел в конце XIX в., после знакомства филиппинцев с американским боксом. Так, например, начальное обучение методически очень схоже с боксерскими тренировками. Есть и обратные примеры. Считается, что свою технику перемещений Мохаммед Али привез именно с Филиппин.
Традиционно Панантукан практиковался без защитного снаряжения, однако сейчас во время тренировок используются перчатки, капы и щитки для снижения травматизма.

Современный вариант Панантукан



Пананджакман


Сикаран/Сипа/Пананджакман – это различные названия филиппинских систем боя с использованием ног.
Сипа означает «удар ногой» на тагальском языке; пананджакман – «бой ногами» на висайском. Пананджакман является составной частью рукопашного боя Арнис и Эскрима, ориентированной на нанесение ударов по нижнему уровню – от стопы до паха противника. В арсенал входят удары стопой, голенью, коленом. Целью нанесения ударов является причинение боли противнику, отвлечение его внимания, выведение из равновесия. Травмирующие удары наносятся только в «слабые» зоны – подъем, колено, пах. На Филиппинах Пананджакман не изучается в отрыве от других разделов рукопашного боя.
Термин Сикаран, чаще всего, относится к системам боя, использующих «высокие» удары ногами. Как правило, они базируются на техниках, заимствованных из других стилей боевых искусств – муай тай, таэквондо, сават и т.п.

Сипа Сикаран – техника работы ногами в Filipino Combatives



Думог

Думог/Буно – это термины означающие борьбу. В традиционных боевых искусствах Филиппин применение борьбы, особенно в партере, было ограничено тем, что у противника всегда мог оказаться нож. В том, что касается самообороны, это актуально и в наши дни, однако в современных ФБИ раздел борьбы весьма развит. Думог является неотъемлемой частью рукопашного боя Арнис и Эскрима и включает в себя – броски, сваливания с воздействиями на шею, болевые приемы и удушения. Используется правило «трех суставов», в качестве которых выступают – голова, плечи, бедра. Приемы формируются исходя из воздействия на эти «суставы».
Техники Думог могут выполняться также и в бою с использованием оружия.
Есть два традиционных направления в Думог/Буно. Это Агау Патид Буно – борьба в стойке с использованием всего возможного арсенала боевых приемов. Происходит от традиционных народных состязаний. Второй вариант известен как Мусан Думог – искусство боя на земле.
Современные стили ФБИ охотно заимствуют борцовские техники из дзюдо, дзю-дзютцу, бразильского джиу-джитсу, создавая такие комплексные направления как Submission Kali.

Думог в Лакоста-Иносанто Кали, в том числе и с палкой


Современный вариант Думог


Кали Сикаран – современный стиль, базирующийся на панантукан и сикаран.

Рукопашный бой в филиппинской манере, использующий весь арсенал – удары руками и ногами, броски, болевые.


Методика освоения филиппинского рукопашного боя основана на изучении приемов и техник; совершенствовании их при помощи специальных упражнений, известных как sumbrada, contrada, sinawali, hubud-lubud и sequidas; тренировке на снарядах; спарринговой подготовке.

Упражнение Хубад-Лубад

По материалам книги Krishna Godhania "Eskrima. Filipino Martial Art"




Мне вот всегда было интересно, что в практическом применении дает переложение синавали на рукопашную технику?
Как развитие техники, чтобы "не было скучно", как пример переложение палочных техник на руки/ноги понятно. но это все второстепенно, ИМХО, для применения этих техник.
Вопрос, конечно, интересный...
На мой взгляд, это вопрос методический - сначала изучаем палку, потом оружие. Естественно, что за базу берем то, что уже наработано. Если учить рукопашке без оружейной базы, то, естественно, синавали не нужны.
Но пока ни один из инструкторов, ни филиппинцы, ни европейцы, не смогли мне объяснить как учить филиппинской рукопашке без палочной или ножевой базы и не используя методики других единоборств. Приходится отталкиваться либо от бокса, либо от тая. А потом на это уже все "гантнги", "блоки-хлопки" и прочие "фишки" накладывать. Например Джефф Эспиноз в своем Кали-Сикаран тоже таким путем идет. Сначала тай, потом все остальное (правда сам это отрицает).
Так это и правильно! Филиппинцы сами кучу всего вносят, так почему же нам нельзя? Тем более когда это работает.

Кали сикаран вообще супер!

Кстати вон фины сделали отдельное направление Модерн мано-мано. И обучают этому делу без оружия.