Перейти к содержимому


  




Боевое искусство семьи Мотобу

Автор: sempai, 13 Январь 2014 · 1 235 просмотров

Евгений Радишевский

МОТОБУ РЮ

ШКОЛА БОЕВОГО ИСКУССТВА СЕМЬИ МОТОБУ

В последнее время в русскоязычном пространстве возникло много вопросов о Мотобу рю, некоторые из них были адресованы мне или другим членам нашей организации. Я рассказывал об этой школе нашим инструкторам и по мере возможности давал учебный материал, но сейчас по просьбе представителей Бушинкай в регионах я подготовил небольшую статью, в которой попытался ответить на наиболее часто повторяющиеся вопросы и развеять некоторые несоответствия в имеющейся в русскоязычной сети информации.

Итак, что такое Мотобу рю. По определению, это школа боевого искусства семьи Мотобу имеющей королевские корни и высокий социальный статус на Окинаве. Сейчас в семье Мотобу практикуются два направления семейного боевого искусства. Одно направление условно считающееся жестким называется кэмпо или каратэ-дзюцу, другое, скорее относящееся к мягким школам называется по-окинавски удунди, а по-японски удонтэ.
Полное название систем:

Нихон дэн рю хэйхо мотобу кэмпо (каратэ-дзюцу) – школа каратэ, созданная Мотобу Чоки. Специалисты относят ее к Сюритэ или Томаритэ, т.к. основатель изучал оба направления

Рюкю оки хидэн мотобу удунди – школа боевого искусства высшей знати Окинавы, в которой нынешний Сокэ Мотобу является 14-м носителем традиции, а Уехара Сейкичи был 13-м.

Часто встречающееся название тойдэ или туйти – это название одного из разделов, а вовсе не всей школы Мотобу. Тойдэ (по-японски торитэ) это раздел болевых воздействий на суставы, куда входят также некоторые методы опрокидывания. Т.е. это всего лишь один из многочисленных разделов школы.

Сразу оговорюсь, что существуют еще несколько направлений окинавского боевого искусства, которые используют имя Мотобу в своих названиях. Как правило, это ответвления от удонтэ, созданные кем-либо, тренировавшимся под руководством Соке Уехары. Из известных за пределами Окинавы школ такого рода, я бы привел в пример Бугэйкан Хига сэнсэя, Сэйдокан, созданный сэнсэем Тома и Моуди, созданное сэнсэем Широмой. Эти мастера учились у Соке Уехары и имели от него мастерскую квалификацию. Со слов нынешнего Соке Мотобу, его учитель Соке Уехара был связан обещанием не раскрывать всех разделов школы своим ученикам (за исключением членов семьи Мотобу). Поэтому, Уехара сэнсэй обучал разных учеников разным разделам школы. Со слов Мотобу Наоки, Соке подбирал практически индивидуальную программу своим ученикам, выбирая самостоятельно, на каком оружие и на технике какого раздела им следует акцентировать внимание. Поэтому многие мастера, даже имеющие высокую квалификацию от Соке Уехары не знают техники других мастеров такого же уровня.
С ответвлениями школы, отделившимися во время руководства Соке Уехары связано несколько скандалов: известно, что некоторых своих учеников он с шумом выгнал из школы и до его смерти они не использовали имя Мотобу в названиях своих систем. Был ряд материалов по этому поводу и интервью самого Уехары сэнсэя. Однако вдаваться в тонкости этой темы я в этом материале не буду.

Итак, сегодня обе школы Мотобу рю имеют одну штаб-квартиру, которой руководит Соке Мотобу Чосэй. Она расположена в окрестностях Осаки.
Историю школ семьи Мотобу кратко можно почитать на русском языке на нашем сайте: http://www.bushinkai...ru/karate-jutsu

МОТОБУ КЭМПО (КАРАТЭ-ДЗЮЦУ)

Система боя разработанная Мотобу Чоки, с моей точки зрения, очень интересна и эффективна. Она основана на работе на опережение, на встречном входе в ближний бой и очень прагматична. Все удары направлены в уязвимые места, которые сразу четко локализуются. Много выведений из равновесия. Считается, что ваше первое движение должно остановить атаку противника и лишить его возможности быстро провести следующее движение.
Сразу хотел бы отметить, что ориентироваться исключительно по имеющимся книгам основателя и по видео Соке Мотобу Чосэя нельзя, т.к первым на что обратил внимание Соке после того, как принял меня и нескольких моих учеников в школу были специально выполненные в фотографиях и видео ошибки. Я слышал о таком у японцев ранее, но тут впервые столкнулся с таким способом «невынесения информации наружу» вживую.

Из чего же состоит мотобу кэмпо? На самом деле, конечно же, это не только пара ката и 12 известных комбинаций. Я перечислю некоторые элементы программы, которым обучают в этой школе.

КИХОН

В мотобу кэмпо - это выполнение основных ударов руками и ногами на месте. Обычно используют всего несколько движений: цуки, мае гери и уракен учи. Эти же удары служат основной разминкой. Надо отметить, что в некоторых додзе в кихон включают гораздо больше ударов. Например, при нашей практике в городе Асака, под Токио, в кихон были включены были и высокие удары ногами.

КАТА

Основной ката школы является «найханчи». Это популярная и в других стилях каратэ форма, считающаяся в Мотобу рю важнейшей и необходимой для понимания принципов приложения силы. Соке Мотобу Чосэй обучает двум ката «найханчи шодан» и «найханчи нидан». Коме этого, существует и изучается внешне простая форма «широкума». Насчет последней в сети много разной информации, включая предположения о том, что возможно это другое название древней ката чанан «прото-пинян» из которой Итосу сэнсэй сделал свои пиняны. В семье Мотобу знакомы с такими предположениями, но они этого не утверждают, ссылаясь на недостаток реальной информации. Отмечу, что, на мой взгляд, в редкостной простоте этой ката, при минимуме технических действий заложены некоторые весьма полезные навыки, связанные с перемещением, поворотами под разными углами и равновесием. Несмотря на то, что ката крайне простая, в хонбу она изучается уже после обеих найханчин и этому есть объяснение. Этим трем ката обучил Соке Мотобу Чосэя его отец, легендарный Мотобу Чоки.
Еще две формы, которые существуют в Мотобу рю: Мотобу но пассай и Мотобу но сэйсан изучаются дополнительно для понимания других тактик и методов боя.
Мотобу но пассай обучил нынешнего Соке школы Мотобу Чомо - сын Мотобу Чою, старшего брата Мотобу Чоки, которого, в свою очередь обучал этой ката сам Мотобу Чоки.
Мотобу но сэйсан было получено от Кэндзи Марукава, одного из старших учеников Мотобу Чоки, в свое время бывшего куратором Мотобу-кай.

КУМИТЭ

В Мотобу рю существует дифференцированный подход к ученикам. Например, для тех, кто начал заниматься каратэ «с нуля», обучение кихон кумитэ начинается с базовых приемов «иппон кумитэ». Если в школу принят человек, имеющий предварительный опыт в каратэ, Соке может по своему усмотрению сразу же дать основные комбинации «хон кумитэ», минуя подготовительный раздел. Например, наше обучение кумитэ Мотобу кэмпо сразу началось с дзюнихон кумитэ Мотобу Чоки, а уже впоследствии нам показали базовые приемы, некоторые из которых, впрочем, оказались достаточно сложными.
«Иппон кумитэ шодан» - первая группа приемов иппон кумитэ состоит из десяти действий, выполняемых в паре. Это контратакующие приемы, выполняемые от одиночных атак. Технически они представляют собой одновременную защиту и атаку, проводимую движением навстречу «ирими» от ударов кулаком впереди расположенной рукой «кизами цуки». В тренировке часто используют «богу» - защитный жилет для контактных ударов.
«Иппон кумитэ нидан» представляет собой защиту и контратаку этой же, блокирующей рукой. Таких движений тоже десять.
«Иппон кумитэ сандан» представляет собой 10 методов, оставленных Мотобу Чоки своему сыну. Соке Мотобу Чосэй называет их старинными приемами окинавского каратэ. Это крайне жесткие короткие приемы, в основном, направленные в горло, шею и пах.
Следующим разделом школы являются «хон кумитэ».
Это наследие Мотобу Чоки, передаваемое в школе без каких-либо изменений. Таких методов кумитэ 22. «Хон кумитэ» разделены на группы по 12 и по 10 техник. Надо отметить, что некоторые дублируются, а некоторые являются логичным продолжением техник первого раздела. Мотобу Чоки сформировал их в такой форме соответственно в 1926 и 1932 годах. Первые 12 приемов представляют собой противодействия ударам кулаками и защиту от обхвата сзади, следующие десять кроме контратак от ударов включают в себя защиты от захватов.
Блоки очень жесткие, скорее представляют собой не блоки, а удары по конечностям. Если руки не подготовлены специальными упражнениями, тренироваться жестко в такой манере довольно болезненно. Многие удары руками предполагают захват противника. С выведением равновесия, с вытеснением, с прижиманием. Атакуются, как правило голова (подбородок), сердце и плавающие ребра. Удары ногами направлены исключительно ниже пояса. Причем удары по суставам ног выполняются с захватом и выведением из равновесия, при котором убрать ногу практически невозможно. При реальном воздействии это почти гарантированный перелом колена, т.к. положение тела не позволяет снять нагрузку с сустава и вообще уйти от удара.
В парных приемах рассматривается возможная реакция противника - это очень важно в школе. Комбинации приемов включают такие элементы, как блокирование атаки, контратака ударом, противник в свою очередь реагирует и блокирует и, открываясь, попадает под следующий удар. Такие многошаговые комбинации действий. Хотя, есть и короткие простые движения.

КАКЕДЭ

«Какэдэ», со слов Соке Мотобу Чосэя это старинный окинавский метод спарринга при котором партнеры начинают поединок, соприкоснувшись предплечьями и разрывая контакт только на мгновенье для проведения атаки или контратаки. «Какэдэ» обучал Мотобу Чоки своих ближайших учеников. Техника этого раздела представлена ударами кулаком и открытой рукой в корпус, шею и голову. Тренировочных методов «какэдэ» чуть больше десятка, после их освоения тренировка этого раздела представляет собой достаточно свободный спарринг, при котором техника «какэдэ» выполняется произвольно и не обусловлено. Часто спарринг проводится в полном защитном снаряжении в контакт.

Дзию кумитэ (свободная схватка) проводится достаточно специфическим образом: противники сходятся часто до касания рук, затем выжидают, а потом кто-то взрывается и атакует короткими прямолинейными движениями. Возможно, эти действия нейтрализуются контратакой, а возможно они приводят к попаданию. Иногда проводится опрокидывание. Как только дистанция хоть немного разрывается, следует незамедлительный удар ногой. Есть и другие виды спарринга, как в доспехах, так и без них.
Замечу, что кроме ударов коленями в школе используется несколько ударов ногами, в основном до пояса. Однако я видел, как учидэши Соке Мотобу Чосэя отрабатывали и маваши гери.

Иппон кумитэ и какэдэ, как правило, показываются только членам организации Мотобу кай. Их не демонстрируют на открытых эмбу, но их можно увидеть в показательных выступлениях школы на внутренних тайкаях. Например, на тайкае 2012 года, наряду с открытыми разделами школы были продемонстрированы все какэдэ и первые два десятка иппон кумитэ, а также 10 кумитэ Мотобу Чоки, не представленные в видео фильмах.

МАКИВАРА

Отдельное время уделяется работе с макиварой. Обычно на ней отрабатывают приложение силы в ударах кулаком и фалангой выставленного пальца, но также тренируют и удар обратной стороной кулака «уракен учи» и ребро ладони. Поверхность макивары в Мотобу рю не жесткая, удары выполняются очень сильно. Техника работы с макиварой в Мотобу каратэ несколько отличается от подобной тренировки в других школах каратэ, которые я посещал, включая окинавские.
Также наносят удары руками и ногами по мешку. На мастер-классах специально проводят занятия по работе с макиварой и мешком, разъясняя методы работы Мотобу рю.


МОТОБУ УДУНДИ

В семье Мотобу говорят, что Соке Уехара многое сделал для систематизации этой школы. Например, форма Мотодэ (по сути, вариант санчин) раньше выполнялась просто многошагово. Т.е. несколько десятков шагов в одном направлении с характерным движением руками и дыханием. Ката кашинди тоже представляла собой ряд связок, комбинаций действий, которые объединили в цельную форму.
Со слов нынешнего Соке формы болевых захватов удунди были переданы старшему сыну семьи (Мотобу Чою) его отцом. Известно, что будучи королевской крови члены семьи Мотобу часто бывали в Японии, в частности, в Сацуме. Возможно, на развитие удунди оказала влияние и техника японских систем. Наверняка, есть и китайское влияние. На сайте школы Мотобу рю есть несколько статей о связи элементов каратэ и окинавского танца.
Известно также, что 6-й глава семьи Мотобу женился на внучке известного на Окинаве мастера каратэ 18-го века. 9-й глава семьи Мотобу (примерно середина 19-го века) был известен как мастер боевых искусств. Его имя было Motobu Aji Chosho (также известен по имени Sho Keiho).
Очень близки связи семьи Мотобу с известным мастером каратэ Кяном Тётоку - он был их родственником и его реальное имя было Мотонага Тётоку. И он и его отец были мастерами каратэ и поддерживали связи с семьей Мотобу, обмениваясь информацией. Также известно, что Мотобу Чою занимался каратэ у Мацумуры Сокона и Итосу Анко, а также немного практиковал каратэ у Мацумора Косаку (вместе с братом Мотобу Чоки). В 20х годах 20-го века, Чою сэнсэй основал клуб изучения окинавского каратэ.
В семье Мотобу говорят, что там он среди прочих давал некоторые рекомендации и Мабуни Кенва и Мияги Тёджуну и Гусукума Синпану и Кяну Тётоку и еще ряду известных в мире каратэ людей... В семье считают, что он обучил Мияги отдельным элементам бункай ката, связанных с захватами, а Мабуни ходзё дзюцу (технике связывания).
В этом клубе Уехара Сэйкичи был разносчиком чая, затем стал учеником Мотобу Чою.
Уровень Чою Мотобу в практическом Будо также подтверждается тем, что его называли Мотобу-нога или Мотобу-удар ногой, за его быструю технику контратаки ногами. По описанию Уехары (что, конечно же не может быть воспринято за единственное верное, т.к. он был явно заинтересованным лицом), Чою Мотобу был крайне быстр в перемещениях и уклонах и считался лучшим в этом разделе среди всех практиков каратэ того периода, бывавших в клубе изучения каратэ.
Его сына, Мотобу Чомо среди каратэка называли "тигриным хвостом" также за высокую скорость ударов ногами.
В 1923 году Чою снэсэй выступил в показательных выступлениях в замке Сюри. Он демонстрировал ката уфукун или косокун-дай. После этого, он также демонстрировал эту форму в Наре. Со слов нынешнего Соке - Чою Мотобу не показывал удунди на публике, т.к. "боевое искусства его величества" должно было оставаться тайным. Поэтому он выступал на демонстрациях с ката каратэ и кобудо. Удунди он периодически демонстрировал только для профессионалов в созданном им клубе.
В 50-х годах со слов семьи Мотобу, Уехара первым на Окинаве стал обучать свободным формам кумитэ - не запланированным, а естественным методам реагирования. Эти же методы используются в удунди и сегодня. В технике преобладало то же, что и в каратэ Мотобу Чоки (что говорит о вероятности единого источника) - удары передней рукой и ногой, постоянная атака на опережение, специфическая позиция.
В 1962 году, по приглашению приятеля из Тозан рю Уехара 4 часа позанимался на презентационном семинаре Окуяма сэнсэя хакко рю дзю-дзюцу. У некоторых людей есть мнение, что это тоже оказало какое-то влияние на его стиль, однако еще за 10 лет до этого он обучал туйтэ (болевым захватам) целый ряд окинавских мастеров. Мастер Сэйтоку Хига также утверждает, что его отец обучался болевым приемам у Уехары еще до этого семинара.

Кроме того, один из ассистентов Соке Окуямы сказал, что среди участников семинара был один человек, на котором не работали приемы хакко рю - этим человеком был Уехара.
(Это информация непосредственно от семьи Мотобу – я не в курсе того, если ли ее документальное подтверждение).

…Это вначале крайне непривычное для меня направление также оказалось очень интересным. Занятия начинаются с основных довольно специфических ударных движений, выполняемых с явным отрывом пятки от пола практически на бегу. Считается, что это связано с возможностью применения в момент уже происходящего движения. Подобных упражнений около десятка и с них обычно начинается любая тренировка в удонтэ. Для практика классического японского Будо, в начале, мне было достаточно непривычно выполнять удары этим способом. В первую очередь из-за того, что в момент удара пятки оторваны от пола. Однако со временем все стало на свои места. Эти упражнения начинаются с простых одиночных ударов и оканчиваются комбинациями. Они включают прямые удары кулаками и ногами. В школе, эти движения считаются базой и выполняются перед основной тренировкой.
В удунди практически нет понятия «блокирующая техника». Т.е. по мнению мастеров этой школы там нет того, что в японских Будо называют «укэ вадза». Защитой является встречный удар, вытесняющий удар противника. На самом деле, с моей точки зрения, защитные действия там все же есть, но они как-то не выделены в отдельный раздел и не изучаются как в других стилях. Например, есть прием, при котором противник атакует прямым кулаком, а его встречают прямым ударом одновременно с подставкой свободной руки. Эту подставку я бы охарактеризовал как защитное действие. Просто оно не выполняется без одновременного удара. В программу входят различные методы нанесения ударов по точкам пальцами, выполняемые обычно в качестве синхронной контратаки.
Надо отметить, что блокирующей техники нет и в работе с оружием. Например, в работе с шестом «бо», в ответ на попытку противника ударить, свое оружие не подставляют под его удар и не пытаются его отводить, а наносят встречный удар (на опережение). Эти удары выполняются по кратчайшей траектории.

КАТА

Мотодэ (базовое, основное действие), по сути это ката санчин, выполненная в несколько необычной манере. Сын Соке Мотобу Наоки рассказывал, что некоторые исследователи считают, что это сюритэ санчин, который якобы издавна передавался в среде высшей аристократии. Но никаких конкретных подтверждений этому, вероятно, нет. Есть и другое мнение, о том, что техника, вошедшая в эту форму, раньше представляла собой просто длинные дорожки однотипных движений, собранных теперь в короткие комбинации. Таким же образом были созданы группа ката «Кашинди» или «кассэнтэ» по-японски. Таких ката три. Таким образом, в программе удонди есть пять ката без оружия. Мотодэ ичи, мотодэ ни, кашинди сан, кашинди йон и кашинди го.
Мотодэ-ичи – это форма, выполняемая с руками, сложенными в кулаки, а Мотодэ-ни это форма с раскрытыми руками. Кисти рук в этой ката сложены специфически, это не обычное положение для нукитэ. Сразу же с изучением ката тренируется бункай – т.е. разъяснение того, что заложено в этих движениях. Рассматривают, как возможность наносить удары, так и возможность проводить захваты и болевые приемы. Кроме того, обе формы Мотодэ это не только боевая форма, но и специальные упражнения для сухожилий, костей, суставов и позвоночника – эти моменты оговариваются особо и им уделяют большое внимание.

Кашинди - это комплексы ударов. На начальном уровне кулаками и ногами, а в последние ката также включены удары пальцами и ребром ладони. В школе говорят, что их сформировал Сейкичи Уехара из приемов, которым его научил Мотобу Чою. Считается, что Уехара сэнсэй ничего не изменил, просто объединил несколько комбинаций в общий рисунок, в котором они поочередно выполняются в разные стороны. Надо отметить, что рисунок этих ката очень простой.


Для укрепления тела и рук в частности, в Мотобу удунди есть специальный комплекс упражнений, называемый «ти но мото». Он представляет собой набор приемов для укрепления сухожилий и развития гибкости рук, а также для вытягивания позвоночника. Надо отметить, что ката Мотодэ также могут выполняться в форме таких специальных упражнений для укрепления сухожилий и позвоночника. Ти но мото похоже на динамический вариант известных китайских упражнений «И цзин цзин» (эккин гё по-японски). Считается, что этот комплекс очень полезен для развития кистей руки и предплечий.
С уровня второго дана, кроме приемов безоружного боя изучают работу с шестом. В программу входит ката «кашин-бо» и 4 основных парных техники шест против шеста. Каждая из них может быть выполнена в виде удара, болевого приема и, в ряде случаев опрокидывания. На более высокой степени изучается ката «кашин-сай», затем изучают нунчаку и другие виды оружия.

СО ТАЙ ДОСА

Это раздел приемов, выполняемых в паре. Он состоит из 50 движений в пяти разделах.
Первый раздел «Со тай доса шодан» представляет собой основные методы входа встречным движением. Это удары по различным точкам, которые выполняются пальцами рук, кулаком, ногами и локтем. Второй раздел «Со тай доса нидан» – это продолжение ударов опрокидыванием. Третий раздел «Со тай доса сандан» – это переход на болевые приемы тойдэ.

ТОЙДЭ

Раздел тойдэ или туйти (торитэ по-японски) представлен крайне болезненными воздействиями на суставы рук. Кроме того, отдельно особняком стоит раздел, в который входят несколько методов воздействия на пальцы рук. Техника этого раздела несколько отличается от аналогичных приемов в других школах. Она практически идентична движениям из некоторых ката и похожа на движения классического окинавского танца (которому тоже обучают в хонбу, как одному из упражнений). Приемы очень болезненны и эффективны. Форма этой техники позволяет мгновенно перейти с захвата на удар.
Естественно, параллельно изучают техники падения. Они идентичны классическим «укэми» в японских Будо. На тренировках я видел только падения кувырком вперед и назад, в том числе и с оружием в руках. Это важно т.к. в программе второго дана в приемах, выполняемых в паре «якусоку кумитэ» нужно падать и кувыркаться с шестом в руках.


Как уже было сказано раньше, сегодня школа Мотобу рю представлена двумя семейными школами в одном хомбу додзе. Руководитель школы Соке Мотобу Чосэй живет в Японии недалеко от Осаки. В Японии больше представлено Мотобу кэмпо (каратэ дзюцу), а на Окинаве - Мотобу удунди. Хотя, надо сказать, что в последнее десятилетие многие практики каратэ-дзюцу стали параллельно изучать и удунди. Сейчас в Японии есть немало инструкторов удунди с высокими степенями. Также надо отметить, что некоторые мастера Мотобу рю имеют высокие степени в других направлениях каратэ – нам встречались в Японии мастера 7-го дана в шотокан и в шито рю, имеющие такие же степени в Мотобу кэмпо.


САНЧИН И МОТОДЭ

Мотобу удунди практикует две формы, явно показывающие наличие связи с каратэ или китайскими стилями. Одна из них называется Мотодэ ичи, другая – Мотодэ ни, что означает первая и вторая формы базовых движений соответственно.
Некоторые исследователи считают, что форма мотодэ это Сюритэ санчин, который якобы издавна передавался в среде высшей аристократии. Со слов нынешнего Соке Мотобу Чосэя, сегодняшняя форма движений, которые используются в Мотодэ вероятнее всего немного видоизменена прошлым Соке Мотобу рю удунди мастером Сэйкичи Уехара. Хотя, сын Соке Уехары говорил мне, что она практиковалась еще Мотобу Чою, учителем его отца. Раньше она выглядела несколько иначе, точнее, была длиннее. Есть информация о том, что раньше выполняли множество шагов в одном направлении, затем разворачивались и выполняли такое же количество шагов обратно. Теперь же выполняется только три шага вперед затем поворот и три шага обратно, потом снова поворот и еще три шага. Соответственно, форма не оканчивается на том же месте, где начиналась.
Шаги выполняются почти на прямых ногах. В ряде случаев, пятка немного отрывается от пола и вес тела явно переносится на носки, тогда движения выглядят более легкими и скользящими.
Необычное, я бы сказал, не очень характерное для каратэ, как мне кажется, движение проводится руками. Действие, которое условно могло бы быть охарактеризовано, как «удар» выполняется с утрированным разгибанием руки в локтевом суставе, даже смещая руку с центральной линии в сторону, по горизонтали. Соке говорит, что в таком виде это нужно расценивать как упражнение для развития сухожилий.
Хикитэ – оттягивание руки назад, к бедру выполняется быстрым движением с быстрым вдохом. Вытягивание руки – с медленным выдохом.
Дыхание абсолютно естественное, никаких напряжений мускулов нет, однако есть так называемое «устремление». При этом рука вытягивается до максимума и, по ощущениям, еще немного больше. При блокирующем движении обеими руками локти постоянно стремятся друг к другу, отчего сильно нагружаются плечи. В ката, спина максимально выпрямлена, позвоночник также вытянут, как будто вас подвесили за темя.
Первая и вторая формы Мотодэ отличаются только положением кистей рук – в первом случае, руки сжаты в кулаки, во втором – кисти раскрыты. Это специфическое положение открытой кисти, с одной стороны обусловлено внутренним содержанием ката, т.к существует расшифровка движений, представленных в Мотодэ, а с другой – позволяет особым образом натянуть сухожилия руки.
На мой вопрос, можно ли считать Мотодэ одной из форм ки-ко (японское название цигун), Соке ответил, что это не так, однако при этом он подтвердил, что одно из предназначений этой ката - развитие сухожилий. Думаю, есть некоторое несоответствие в нашем понимании термина ки-ко, т.к. Соке мотивировал только тем, что если нет какой-то особой работы дыхания, задержек и прочего, то это не должно характеризоваться как ки-ко. Также он сказал, что в школе есть специальная углубленная форма работы с сухожилиями, которая называется Ти но Мото. Но это отдельная тема.
Об этих движениях можно сказать, что предполагается возможность наносить удары (четырьмя вытянутыми или одним большим пальцем) по уязвимым местам, а также выполнять болевые приемы. В этом разделе ката Мотодэ-ни является методом тренировки техник оситэ, огамитэ и конэритэ – болевых воздействий на суставы пальцев.
В обычной тренировке, Мотодэ обычно выполняется несколько раз после короткой разминки и повторения кихон. Иногда Соке наносит смещающий удар по предплечью, во время удэ укэ.
После выполнения ката часто с партнером тренируют болевые приемы, которые в нее входят.
Надо заметить, что еще три ката Мотобу удунди (кашинди сан, йон и го) совершенно не похожи на Мотодэ ни траекторией ни динамикой или техникой движений.




Команда Бушинкана (Украина, Белоруссия, Германия, Молдова, Израиль) на стажировке в хомбу Мотобу рю

h-272.jpg

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние записи

Недавние комментарии

Поиск в моём блоге