Перейти к содержимому


  




Такамура-ха Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу: история и техника

Автор: ХАТТОРИ, 03 Сентябрь 2016 · 328 views

Такамура-ха Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу: история и техника


Опубликованное фото

Синдо Ёсин-рю, основанная в 1864 году, представляет собой совокупность двух выдающихся линий дзюдзюцу, линии Акияма Ёсин-рю происходящая из Тэндзин Синъё-рю, и линии Накамура Ёсин Ко-рю происходящая из Тоцука-ха Ёсин Ко-рю. Эти магистральные учения также включают в себя элементы из Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу и Хокусин Итто-рю кэндзюцу, а Такамура-ха включается в себя влияние из Мацудзаки Синкагэ-рю. Основателем (рюсо) Синдо Ёсин-рю является знаменитый самурай и вассал клана Курода по имени Мацуока Кацуносукэ.

Мацуока Кацуносукэ – основатель (рюсо) Синдо Ёсин-рю


Мацуока Кацуносукэ был одним из самых опытных самураев конца эпохи Токугава. Он получил лицензии на преподавание в Ходзоин-рю содзюцу от Комадзава Ёсицугу, Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу от Сакакибара Кэнкити, Ёсин Ко-рю от Тоцука Хиконосукэ и Тэндзин Синъё-рю дзюдзюцу от Исо Матаэмона. Мацуока также немного обучался в Хокусин Итто-рю кэндзюцу, у основателем Тиба Сюкаку.
Кацуносукэ родился 26 декабря 1836 года в Эдо-Хантэй, в штаб-квартире клана Курода в Касумигасэки. Кацуносукэ открыл своё первое додзё в 1858 году в Эдо, районе Асакуса, где он преподавал Тэндзин Синъё-рю дзюдзюцу. В 1860 году он вынужден был передать управление додзё своему подчинённому, так как был назначен преподавателем кэндзюцу и содзюцу в Бакуфу Кобусё (академия военной подготовки при правительстве), как часть его обязанностей перед кланом Курода. Когда его учитель по кэндзюцу, Сакакибара Кэнкити, был нанят, чтобы лично защищать сёгуна Токугава Иэмоти, кланом Курода было приказано Мацуоке временно занять положение Дзикисинкагэ Хонбу-тё.
После возвращения главы школы Сакакибара Кэнкити, Кацуносукэ возобновил преподавание Тэндзин Синъё-рю в своём додзё в Эдо. 1862 году Кацуносукэ женился на женщине из деревни Уэно, к северу от Эдо, и переехал туда.
Продолжая обучение, Кацуносукэ убедился, что в современных системах дзюдзюцу позднего периода Эдо была утрачена значительная часть их боевой пригодности, развившись в системы работающие в индивидуальных схватках, нежели чем в эффективную схватку на поле боя. Он решил объединить свои знания кэндзюцу и дзюдзюцу, разработав новую систему, назвав своё творение Синдо Ёсин-рю (新道揚心流), что означает «Новый путь школы Сердце Ивы».
Кацуносукэ хотел, чтобы новая система включала в себя учебный план сого будзюцу или комплексную боевую систему, более применимую с военной точки зрения. Однако прежде чем учебный план Синдо Ёсин-рю был приведён в целостную систему, политические потрясения вынудили Кацуносукэ оставить свое обучение, чтобы защитить сёгуна Токугава.
В 1866 году клан Курода приказал Кацуносукэ присоединиться к бакуфу в Кобусё, для подавления восстания в Хитака и Симофуса. В 1867 году, в составе «Сэйэйтай», Мацуока исполнял обязанности в качестве личного охранника Токугава Ёсинобу, и затем стал свидетелем отказа сёгуна Токугава от власти и прихода к власти императора Мэйдзи («Тайсай Хокон»).
В 1868 году, Токугава Ёсинобу вернулся в Эдо, бакуфу попыталось восстановить политический контроль над правительством. В битве при Тоба-Фусими, Кацуносукэ был ранен выстрелом в спину со стороны сил, лояльных к императору. Несмотря на это, раненому Кацуносукэ удалось бежать и вернуться в село Уэно. Так как приверженцы режима Токугава были под большим подозрением у недавно созданного императорского правительства, Кацуносукэ решил уйти в тень, взяв фамилию семьи его жены – Исидзима. Когда он полностью оправился от ран, Кацуносукэ решил построить додзё в Уэно. В новом додзё в селе Уэно, Кацуносукэ продолжил развитие Синдо Ёсин-рю.
Как и большинство самураев ранней эпохи Мэйдзи, Кацуносукэ оказался на грани бедности в связи с потерей социального статуса и регулярного дохода. Так, в 1875 году, Кацуносукэ пошел по стопам отца, став костоправом и открыв медицинскую клинику, примыкавшую к додзё. Эта профессия дала ему финансовую стабильность, в то время как он продолжал посвящать себя боевым искусствам.
Примерно в тоже время Кацуносукэ решил изменить написание Синдо Ёсин-рю, чтобы отразить «Божественный дух традиции Ивы» (神道揚心流), в отличие от «нового пути школы Сердца Ивы» (新道揚心流).
В 1884 году Кацуносукэ получил официальное разрешение на открытие медицинской клиники в Уэно, а в 1887 году получил официальную амнистию от императорского правительства. После этого Кацуносукэ снова стал использовать фамилию Мацуока, и назвал своё додзё Мацуока Синдокан.

Опубликованное фото

В последующие годы Мацуока Синдокан додзё приобрело репутацию одного из лучших додзё в Японии, а количество учеников записанных в регистрационной книге школы исчислялось тысячами. Кацуносукэ посетили многие известные будоки, в поисках обучения. Кацуносэ остался не побежденным в многочисленных схватках-вызовах в тот период, тем самым укрепив свою репутацию по всей Японии.
К 1890 году, стареющий Кацуносукэ был без члена семьи для углубленного изучения Синдо Ёсин-рю, чтобы продолжить традицию. Стало очевидным, что будущее Синдо Ёсин-рю может быть гарантировано временно назначенным главой школы вне семьи Мацуока. У Кацуносукэ было несколько инструкторов, имевших лицензию полной передачи (мэнкё кайдэн). Одни из них был в штаб-квартире додзё канги-тё (генеральный секретарь) – Иносэ Мотокити. Другой был Асакуса сибу додзё-тё (глава филиала додзё) – Обата Сигэта. Иносэ Мотокити, старший из этих двух мужчин, был выбран главой школы во втором поколении, с условием, что Тацуо, молодой внук Кацуносукэ, станет главой школы в третьем поколении, когда достигнет зрелого возраста.
С назначением Иносэ Мотокити на пост главы школы второго поколения, Асакуса Сибу додзё-тё, Обата Сигэта попросил разрешение на отделение от главной линии школы и развитие собственной независимой ветви Синдо Ёсин-рю. Со временем эта ветвь Синдо Ёсин-рю стала известна как Обата-ха Синдо Ёсин-рю.
Рюсо Мацуока Кацуносукэ, представитель последнего поколения истинных самураев и один из последних личных телохранителей сёгуна Токугава, умер в 1898 году.

После Мацуоки Кацуносукэ


До смерти Мацуоки Кацуносукэ, Синдо Ёсин-рю разделилось на две ветви, главная линия во главе с Иносэ Мотокити в Акэно и Обата-за во главе Обата Сигэта, расположенной в Токио. После смерти Мацуоки, эти две линии Синдо Ёсин-рю развивались в разных направлениях, отражая отличия менталитета и технические характеристики своих глав школ.

Опубликованное фото


Иносэ Мотокити , Хомбу-тё. 2-ой глава школы главной линии.

Синдо Ёсин-рю была ещё в стадии становления, в то время как происходили большие изменения в классических боевых искусствах Японии, в том числе подъём Кодокан дзюдо Дзигоро Кано, современной формы будо, охватывающей учебную программу и теорию многих классических школ дзюдзюцу. Главная линия школы под руководством Иносэ испытала значительное политическое влияние Кодокан дзюдо, изменив учебный план Синдо Ёсин-рю, отобразив принципы Кано. С этими изменениями Иносэ отказался в основном от военной доктрины (сого будзюцу) Кацуносукэ, одобрив вместо этого новую модель дзюдо, которая была основана исполнении безоружных сиай (состязаниях).
Соревнующимся в сиай требовалась техническая модификация для обеспечения выполнения техники в полную силу и скорость, которая не приводила бы к серьёзным травмам или смерти. В результате этого, многие техники классического дзюдзюцу и связанные с ним оружие были изменены или вовсе отказались от него. Следует помнить, что модернизация дзюдзюцу в дзюдо и кэндзюцу в кэндо имела практический финансовый смысл для тех из класса самураев, кто испытал исчезновение своего социального статуса с реставрацией Мэйдзи. Обучение простолюдинов было средством выживания в этой новой экономической среде. Кроме того, западные военные тактики и вооружение доказали, что классические будзюцу самураев были неэффективны на современном поле боя. Было мало стимулов для сохранения старых способов борьбы, столкнувшись с этими новыми тактическими реалиями.
Усилия Иносэ Мотокити увенчались успехом, и он наблюдал за тренировками в Мацуока Синдокан додзё в Акэно в течение многих лет. В его книге регистрации были записаны тысячи учеников из префектур Ибараки, Тотиги и Гуппа. Обучение Синдо Ёсин-рю также продолжалось в соседнем городе Симоцума в Гэнбукан додзё, под руководством лицензированного ученика Мотокити – Накаяма Тацусабуро. Накаяма был тем, кто обучал Оцука Хиронори, основателя Вадо-рю каратэ.
В 1917 году Мацуока исполнил волю семьи Мацуока и вернул контроль над Мацуока Синдокан додзё и титул главы школы Синдо Ёсин-рю внуку основателя, Мацуока Тацуо.
Иносэ Мотокити умер в марте 1921 года в возрасте 77 лет. В 1940 году в доме семьи Мацуока был установлен памятник в честь Иносэ.

Опубликованное фото

Мацуока Тацуо, Хомбу-тё. 3-ий глава школы главной линии.

Мацуока Тацуо был выбран 3-им главой школы Синдо Ёсин-рю, когда был ещё ребёнком, тем самым продолжив воинскую традицию, основанную его дедом. В соответствии с другой семейной традицией, Тацуо решил продолжить занятия в области медицины, окончив Токийский медицинский колледж в 1917 году.

Во время учебы в Токио, он начал тренироваться в дзюдо в Кодокан, чтобы дополнить своё изучение классического дзюдзюцу. После окончания медицинского колледжа, Тацуо вернулся в Акэно, где был официально назначен Иносэ на пост главы школы Синдо Ёсин-рю в 3-ем поколении и Хомбу-тё Мацуока Синдокан додзё.

В 1923 году Тацуо переехал в соседний город Симодатэ, где он открыл медицинскую клинику. Он передал руководство Мацуока Синдокан додзё своему двоюродному брату Мацуока Нобуацу. Тацуо был предан будо на протяжении всей своей жизни, о чем свидетельствует тот факт, что помимо того, что он был главой Синдо Ёсин-рю, он был также опытным инструктором в Кодокан дзюдо, достигнув степени 7 дан.

Мацуока Тацуо был выдающимся гражданином города Симодатэ и избирался четыре срока на пост мэра города. Он умер в 1989 году, официально не назначив приемника Синдо Ёсин-рю. С его уходом, передача главной линии закончилась.

Оставшиеся ученики главной линии Синдо Ёсин-рю избрали Доктора Рёдзо Фудзивара возглавить новую группу под названием Синдо Ёсин-рю Домонкай. В настоящее время доктор Фудзивара действует в качестве директора Синдо Ёсин-рю Домонкай и является представителем Синдо Ёсин-рю в Ниппон Кобудо Кёкай. К сожалению, по-видимому, в Японии нет додзё или учеников активно изучающих Синдо Ёсин-рю главной линии. С переходом в Синдо Ёсин-рю Домонкай , передача главной линии Синдо Ёсин-рю закончилась.

Опубликованное фото



Опубликованное фото

Обата Сигэта и Обата-ха. Первый глава школы линии Обата/Такамура.

В отличие от главной линии, после смерти основателя Мацуока Кацуносукэ, Обата-ха Синдо Ёсин-рю осталась верна своим классическим корням, продолжая охватывать всю учебную программу, включавшую старые стили сого будзюцу. Это было рискованное решение, так как на классические будо смотрели либо с подозрением, либо с безразличием в эпоху Мэйдзи. Годы после падения сёгуната Токугава были очень сложными для тех людей, которые отказывались подчиняться культурным реалиям времени. Обата Сигэта, как рассказывается, был очень консервативным человеком, и очень не любил модернизированное будо.
Несмотря на преобладающее настроения времени, Сигэти всё таки удалось сохранить скромное количество последователей в начале 20-го века. Получив формальное образование из-за статуса своей семьи экс-самураев, Сигэта получил должность в качестве писателя для газеты. Это позволило ему финансово поддержать семью, и в тоже время давало свободу в обучении классическому будо.
С военными реформами в Японии в начале 20-го века, классические будо испытали медленный всплеск популярности, и зачисление в додзё Сигэты в Токио неуклонно рос. В 1899 году у Сигэты родился сын, который последовал по стопам отца. Хидэёси интенсивно изучал Синдо Ёсин-рю и был наречен преемником Сигэты. В 1918 году Хидэёси поступил на военную службу, и вскоре после этого женился. В 1928 году у Хидэёси родился сын по имени Юкиёси. Этот внук Сигэты, Юкиёси, в конечном итоге приведёт Синдо Ёсин-рю Обата-ха в будущее.

Разрушительные последствия Второй мировой войны в Японии почти уничтожили Обата-ха Синдо Ёсин-рю, так как большинство практиков погибли на войне, сын Сигэты, Хидэёси, погиб на Тихом океане весной 1944 года. После смерти сына, Сигэта официально выбрал своего внука, Обата Юкиёси, в качестве своего приемника. Затем он отправил его подальше от Токио для безопасности. В предчувствии смерти, Сигэта напутствовал одного из своих лучших учеников, Намисиро Мацухиро, чтобы тот завершил подготовку Юкиёси в случае если он не переживет войну. Обата Сигэта был убит, а Обата Эйбукан додзё было разрушено во время бомбардировки Токио в 1945 году.

Такамура Юкиёси и Такамура-ха. 2-ой глава линии Обата/Такамура

Обучение Обата Юкиёси продолжалось под руководством Намисиро Мацухиро. Намисиро был будокой с полной лицензией по Обата Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу и Мацудзаки Синкагэ-рю кэндзюцу. Именно благодаря опыту Намисиро Мацухиро в Мацудзаки Синкагэ-рю, оригинальная программа обучения по владению оружием в Обата Синдо Ёсин-рю выжила.
После оккупации Японии союзными войсками, Юкиёси взял фамилию своей матери, Такамура, и переехал в Швецию.
Намисиро и Юкиёси поддерживали связь в этот период, обучаясь в Швеции и Японии. Живя в Стокгольме, Юкиёси начал преподавать Синдо Ёсин-рю небольшой группе дзюдоистов и борцов. Эта группа включала первых учеников за пределами Японии, узнавших подлинное Синдо Ёсин-рю.

Опубликованное фото

Один из этих учеников, Карен Андерсон, стал первым инструктором получившим лицензию на преподавание за пределами Японии.
В начале 1960-х годов Юкиёси познакомился и женился на японке американского происхождения, и переехал в Хейвард, Калифорния. В 1966 году Юкиёси посетил Намисиро Мацухиро в Осаке и встретил там довоенного соученика по Синдо Ёсин-рю по имени Такаги Исо. В ходе последующих визитов в Японию, Исо убедил Юкиёси начать обучать Синдо Ёсин-рю в Соеденненых Штатах. Боевые искусства были очень популярны в Соединенных Штатах в то время, так что Юкиёси быстро набрал небольшую, но преданную группу учеников. С небольшой корректировкой учебного плана в 1968 году, Юкиёси решил изменить название искусства на Такамура-ха Синдо Ёсин-рю и основал организацию для контроля продвижения искусства. Это было рождение Такамура Синдо Ёсин Кай. Эта организация медленно росла в членстве в течение следующих двадцати лет, и к середине 1980-х годов Такамура-ха Синдо Ёсин Кай управляла десятью додзё, и имела пятнадцать лицензированных инструкторов, преподававших в Японии, Америке, на Филиппинах и Европе.
В 1999 году Такамура-ха Синдо Ёсин Кай вышла из тени, когда издатель популярного журнала по названием «Aikido Journal» взял интервью у Такмура Юкиёси. Стенли Пранин, издатель Aikido Journal и уважаемый историк будо, заинтересовался Такамурой Юкиёси после прочтения короткого интервью, проведенного редактором информационного бюллетеня кэндо в Соединённых Штатах. Несколько телефонных разговоров, переписок по электронной почте привели к интервью, которое Стенли Пранин считает самым популярным в истории своего журнала.
Такамура Юкиёси умер в марте 2000 года в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. За десять лет до своей смерти он выдал мэнкё кайдэн (лицензия о полной передачи знаний) Такамура-ха Синдо Ёсин-рю трём ученикам. Это были Такаги Исо, Дэвид Мэцнард и Тоби Тредгейл. В 2003 году Такаги Исо и Дэвид Мэйнард ушли от активного обучения, а Тоби Тредгейлу было предложено курировать организацию по всему миру. Такамура Синдо Ёсин Кай продолжает и сегодня развиваться под руководством Тоби Тредгейла, с главным додзё в Эвергрине, США. Согласно записям в эймэйроку (букв. “Записи имен героев”), количество членов организации составляет, примерно, около ста человек.

Опубликованное фото

Учебный план


Обучение в Такамура Синдо Ёсин-рю организовано в соответствии с большинством классических школ будо. Обучение разделено на три уровня, представленные выдачей лицензии, которыми являются сёдэн, тюдэн и дзёдан гокуй. Также существует распорядительная лицензия, которая имеет высшие полномочия для выдачи всех этих лицензий. Эта распорядительная лицензия называется мэнкё кайдэн. Как и в большинстве классических школ будо, в Такамура-ха Синдо Ёсин-рю не существует ранговой системы кю-дан, как в современных формах будо.

Опубликованное фото


Сёдэн Мокуроку (Каталог базового уровня)

Обучение на уровне сёдэн основывается на двух отдельных свитках или дэнсё. Первый называется «Сёдэн тайдзюцу-но мокуроку» и включает в себя тайдзюцу ката. Это техники, в которых сидати (выполняющий технику) безоружен, в то время как утидати (принимающий технику) либо вооружен либо безоружен. В сёдэн тайдзюцу ката делается акцент на дистанцию, уходы с линии атаки, разрушительные удары и контроль над всем телом в соответствии с принципами Синдо Ёсин-рю. Второй свиток называется «Сёдэн буки-но мокуроку» и включает в себя буки ката. Это техники, где сидати вооружен, в то время как утидати либо вооружен либо безоружен. В этих ката делается ударение на базовое обращение, тактику и принципы, используемые в классическом японском искусстве владения оружием. В этом разделе изучаются баттодзюцу, кэндзюцу, тантодзюцу и вооруженную борьбу. В учебный план уровня сёдэн входит в общей сложности 84 ката.

Тюдэн мокуроку (Каталог среднего уровня)

Обучение на уровне тюдэн, так же как и сёдэн, состоит из двух дэнсё. Однако тюдэн мокуроку гораздо более обширней по объёму и глубине. Он включает в себя основную часть учебного плана Такамура-ха Синдо Ёсин-рю. В «тюдэн тайдзюцу-но мокуроку» перечислено 135 ката, а также включена обширная компиляция физических принципов и тактик ведения боя. В «тюдэн буки-но мокуроку» перечислено 66 ката и охватывает использование дайто, сёто, танто, тэцубо, когай, торинава и вооруженную борьбу. Также есть небольшой раздел ката когусоку и каттю, подразумевающий схватку в доспехах. Они предназначены, чтобы привить правильный моральный и метальный контекст, при обучении Такамура-ха Синдо Ёсин-рю.

Дзёдан гокуи (высший уровень обучения и секретные техники)

Обучение на уровне дзёдан разделено на два дэнсё, которые называются «Дзин-но маки» (Свиток Человека) и «Тэн-но маки» (Свиток Неба). В «Дзин-но маки» углубленно изучаются технически сложная категория продвинутых ката, известных как «мёдэн» (тайное учение). Эти ката включают в себя применение продвинутых принципов, которые включают в себя изучение внутреней энергии, психическому разрушению, ментальной инерции, непроизвольными рефлексам и другим теориям, связанных с созданием или использованием умственных и физических недостатков. Дальнейшее изучение включает в себя поражение жизненно важных точек, реанимацию и исцеление. В «Тэ-но маки» описывается исследование, связанное с эзотерическим синто, а также как подходить к моральным принципам и человеческой слабости. Предназначение человека на Земле, а так же во Вселенной имеет большое значение в «Тэн-но маки», без понимания этих концепции в их надлежащем контексте, считается, что знания, содержащиеся в учении Ёсин Кай, могут пострадать и отразить недоброжелательную мотивацию сэцунинто (меч, который забирает жизнь) вместо доброжелательной мотивации кацудзинкэн (меч, сохраняющий жизнь).
Последним полученными техниками являются оку-кудэн или устная передача секретов. Они передаются только устно тем, кото получил мэнкё кайдэн. Они охватывают политическую стратегию, духовные заклинания, административные обязанности и знания, используемые для определения будущих лидеров Такамура Синдо Ёсин Кай.

Источники:
Akiyama Yoshin-ryu jujutsu, Hyoroi Tesu no maki, Bunsei 10 (1827)
Tenjin Shinyo-ryu Yawarajutsu, Chi no maki, Meiji 34 (1901)
Tenjin Shinyo-ryu Jujutsu Gokui Kyoju Zukai, Matauemon Iso, 1893
History of Shindo Yoshin-ryu and Wado-ryu, Yukiyoshi Takamura, 1982
Shindo Yoshin-ryu no Reikishi to Giho, Dr Ryozo Fujiwara, 1983
Tokyo Daigaku Karate Gijutsu Kenkyu, Vol. 3, 1988
Biography of Shigeta Ohbata, Yukiyoshi and Mariko Takamura, 1989
Svenska Wadokai, NR#120, Shindo Yoshin-ryu, Shingo Ohgami, 2006
Дополнительная информация и фотографии, использовавшиеся при составлении этой статьи, были взяты из собственных документов, записей и интервью, которые являются собственностью Такамура-ха Синдо Ёсин кай, Тоби Тридгейла и (или) Синго Огами.

Toby Threadgill and Shingo Ohgami
http://www.koryu.com...hreadgill1.html