Перейти к содержимому


  




ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО КЭНДО - 2

Автор: ХАТТОРИ, 28 Январь 2014 · 1 018 просмотров

Дай Нихон Бутокукай («Общество Воинской Добродетели Великой Японии»)


Кроме вышеупомянутых нововведений, создание в 1895 году Дай Нихон Бутокукай было главным поворотным моментом в попытке популяризации воинских искусств в школах, и обеспечило их выживание в последующие столетии. В тот период Япония двигалась вперед в своем стремлении модернизации и начала предпринимать экспансионистские действия с националистическим усердием, чтобы соответствовать другим колониальным империям того времени. Японско-китайская война привела к всплеску национализма в Японии, что в свою очередь привело к увеличению интереса к Будо.

В 1895 году Киото отпраздновало 1100-летие, как столица Японии. В это время, как рассказывают, император Кэмму построил Бутокудэн (Зал воинской добродетели), чтобы продвигать воинских дух, и поощрять воинов в развитии своего мастерства. Таким образом, в ознаменование этого, а также растущей волны национализма, Бутокай был создан в Киото под руководством Министерства образования и с одобрения императора Мэйдзи. Его целью являлись пропаганда и стандартизация многих воинских дисциплин и систем, найденных по всей стране. 1899 году Бутокудэн был перестроен возле храма Хэйан в Киото (построен в 1895 году).
В 1902 году была создана система награждения, для признания людей, которые усердно работали над продвижением Будо. В 1905 году был создан отдел для подготовки инструкторов будзюцу. Система была улучшена и несколько раз пересмотрена, и в 1911 году было сформировано Бутоку Гакко (Школа воинской добродетели). В 1912 году она стала называться как Будзюцу Сэнмон Гакко (Школа специалистов будзюцу), а затем Будо Сэнмон гакко в 1919 году, когда термин «будзюцу» был официально заменен на «будо», чтобы подчеркнуть духовные аспекты воинского искусства. Таки образом, Бутокукай сыграло важную роль в продвижении Будо посредством награждения видных деятелей, подготовки учителей, проведении специальных мероприятий и турниров. Будо Сэнмон Гакко (так же известный как Бусэн), совместно с Токио Кото Сихан Гакко (Высшая педагогическая школа Токио) взяли на себя руководство в подготовке инструкторов, которые будут отправлены в школы по всей стране, чтобы учить детей искусству.

Создание унифицированных ката.


Однако было много проблем, которые должны были быть преодолены, прежде чем национальная популяризация осуществилась. В попытке объединить множество традиции кэндзюцу и их техник во что-то, что отличало принадлежность к определенной группе или классической традиции, Бутокукай решил создать универсальный набор ката, который мог практиковаться независимо от происхождения воинского искусства. Считалось, что это лучший способ популяризации искусства и установления контроля по распространению в стране.
Ватанабэ Нобору возглавил первый комитет, который был сформирован для выполнения этой задачи. В 1906 году они представили кульминацию своих усилий в виде 3 ката: дзёдан (тэн – земля), тюдан (ти – земля) и гэдан (дзин – человек). Однако было много противников этого набора 3 – х ката и в конечном итоге они были отложены в сторону, так и не увиденными народом, для которого это делалось. Дело стало еще более актуальны, когда было решено, что кэндзюцу будет включено в качестве учебной программы физического воспитания в 1911 году.

Бутокукай вновь создает комитет по разработке набора ката, которые позволили бы эффективное и единое распространение. Пяти мастерам кэндзюцу из различных рюха было поручено это ответственно задание. Этими мастерами были: Нэгиси Сингоро, Цудзи Симпэй, Найто Такахару, Монна Тадаси и Такано Сасабуро. В 1922 году они представили Дай Ниппон Тэйкоку Кэндо Ката (Ката кэндо великой японской империи), которое состояло из 7 ката тати против тати, 3 ката тати против кодати. Были многочисленные изменения и дополнения в оригинальной версии в последующие годы, но по существу они представляют то, что сегодня изучают, как Нихон Кэндо Ката. Эти ката внесли большой вклад в распространение кэндзюцу, и представляют собой единый стиль обучения в школах Японии.


Будо и национализм.


Тем не менее, будзюцу не включалось в качестве обязательного предмета в программу физической подготовки до 1931 года. 1930 – е годы были эпохой милитаризма в Японии. Еще в 1928 году, министр образования заявил, что: «все импортированные идеи должны быть японизированы, неправильное мышление следует удалять, а педагоги должны твердо поддерживать кокутай (национальную политику) и по-настоящему понять ее смысл».
В январе 1931 года, в разгар «маньчжурского инцидента», правила средней школы были еще раз пересмотрены, чтобы сделать кэндо и дзюдо обязательными предметами, в связи с признанием полезности воспитания патриотического духа и тренировке тела и ума. Кюдо было включено в 1933 году.
К середине 1930-х годов правительство Японии контролировалось, по большей части, военными. Конечно, милитаристическими идеями также были насквозь пронизаны школы, которым приказали сделать упор на патриотизм и Сэйсин кунрэн, или «духовное обучение». Эта тенденция усилилась с наступлением войны на Тихом океане, и название Тайсо (гимнастика) было изменено на Тайрэн (физическая дисциплина) в 1941 году. К 1942 году правительство запретило участвовать в большинстве западных видах спорта, и еще больший акцент был сделан на воинских искусствах. В марте 1942 года на уроках физкультуры в школах особое внимание было сосредоточено на кэндо, кюдо, дзюдо, нагината (для девочек) и практике с винтовкой. Методы тренировки в этих искусствах были суровыми, с учетом боевого применения. Кэндо также было адаптировано, сделав акцент на выполнении одного сокрушительного жертвенного удара, а не на технической ловкости, которая могла бы обеспечить победу в схватке. Во имя реализма поединка, матчи сделали по правилам иппон-сёбу, где победителем становился тот, кто первый атаковал и достиг цели, вместо трех результативных атак, как было ранее. Синай был укорочен, и был похож по длине на настоящий меч. Кроме того, в ближнем бою поощрялись захваты и броски.


Запрет Будо


После поражения Японии во Второй мировой войне, воинские искусства были запрещены оккупационными силами. Здесь я хотел бы остановиться на людях, которые спровоцировали этот запрет. Ниже приводится доклад Верховного штаба оккупационных сил, о роли Бутокукай во внушении националистического рвения молодежи, ставший причиной послевоенного запрета на Будо.
«С постепенным установлением господства военных, в качестве преобладающего контролирующего фактора в политике Японии, кульминацией которой стало назначение Тодзё на пост премьер-министра в 1941 году, Бутокукай все более и более тановился средством воспитания милитаристического духа в массах Японии. Асида Хитоси, который являлся министром социального обеспечения в кабинете Ёсиды, дал интервью касательного этого общества, заявив: “По мере доминирующего влияния режима Коноэ в 1939 году, наметилась тенденция объединения общества с правовой системой Тэнно (император), а не только из-за внезапного начала войны организация перешла под контроль правительства. Премьер Тодзё автоматически стал президентом страны, который руководил занятиями спортом. Организация была преобразована в военных целях. Дзикэн дзюцу (штыковая техника) и сягэки (стрельба из винтовки) были включены в программу”. Далее, Ватанабэ Тосио, управляющий делами Бутокукай, заявил после капитуляции, что: “Организация находилась под влиянием пяти министерств: внутренних де, образования, социального обеспечения, армии и флота. Субсидии предоставлялись обществу правительством, для дополнительных текущих расходов. Воинствующему национализму было уделено особое внимание. По данным марта 1941 года видно, что общее число членов составляло 3178000”».

Далее в докладе говориться о намерении запретить деятельность Бутокукай.

«После сдачи, должностные лица Дай Ниппон Бутоку кай, возможно опасаясь, что оккупационные власти прикажут их распустить, реорганизовались до статуса 1942 года. Этот шаг был предпринят обществом, чтобы прикрыть свои военные связи и продолжить деятельность под видом демократических преобразований. Реорганизация, которая была выполнена поверхностно и предназначена для замены тех должностных лиц, которые были арестованы как военные преступники, или тех, кто подпадает под директиву чистки, может дискредитировать общество, в глазах оккупационных сил, оставаясь на своих постах. Помощник начальника штаба, G- 2, рекомендуя о роспуске организации, заявил: “Официальная цель организации не была изменена, поскольку раскрывая ее устав, речь идет о «целях содействия воинским искусствам и внесению вклада в подготовку народа»”. Более того, Симура Хисаку, видный лидер Бутокукай в Ибараги, говорит в это же время: «Мы хотели бы предоставить широкой публике истинную природу воинских искусств, непрерывно встречаясь в различных местах, и пропагандируя причину, почему мы должны постигать истинный дух воинского искусства для того, чтобы восстановить мирную Японию. Мы хотим, чтобы люди узнали, что воинские искусства в действительности не инструмент для войны, а для мира, и действительно являются национальными искусствами Японии». Противоречие, для такого рода разумного объяснения, должно быть, очевидно, но правительство Японии не решается добавить Бутокукай в список запрещенных организаций, так как ее должностные лица подлежат чистке».

Не удивительно, что Ставка приказала распустить Бутокукай.

«На основании таких фактов, как эти, помощник начальника штаба G – 2, рекомендует начальнику штаба в пояснительной записке следующее: «Роспуск Дай Ниппон Бутокукай приказом императорского правительства Японии рекомендуется провести в соответствии с положением SCAPIN 548, пункта I (f), на основании того, что эта организация “обеспечивает военную и полувоенную подготовку” и которая предусматривает “увековечивание милитаризма или воинственного духа Японии”». В пункте I (f) из SCAPIN 548 сказано: «Вы будете запрещать формирование любой политической партии, ассоциации, общества, или организации, и деятельность какого либо лица или группы из них, если целью, или эффектом, которых является предоставление военной или полувоенной подготовки». В соответствии с этим меморандумом, правительству Японии было устно поручено добавить Дай Ниппон Бутокукай в список организации приложения А, SCAPIN 548, и распустить организацию вместе с ее филиалами и любыми организациями, которые были под контролем или связаны с ней. Следует отметит, что в 1943 году Генеральная прокуратура Правительства Соединенных Штатов включила филиалы Дай Ниппон Бутокукай, существовавшие в Америке, в список существующих групп подрывной организации, в который также было включено Кокурюкай, или «Общество Черного Дракона», известная своим политическим терроризмом».


Послевоенное кэндо


В течение нескольких лет, звуков отрабатываемых ударов бамбуковыми палками и леденящим кровь киай вряд ли можно было услышать в Японии. Были, несомненно, тренировки удерживающиеся в тайне, но официально кэндо и другие искусства будо были запрещены. Тем не менее, было достаточное количество убежденных сторонников инициировавшие движение по восстановлению кэндо и снова легализовать. В мае 1948 года в Токио состоялась демонстрация фехтования и кэндо. В следующем году, в сентябре 1949 года, выпускники токийской Федерации Университетского кэндо Токио создали Клуб кэндо Токио и приступили к поиску путей возрождения кэндо, как спорта, подходящим для послевоенного демократического общества. Они предложили проект синай кёги (спортивный синай). Как следует из названия, спортивный аспект кэндо был выделен, а боевой применение, которое было до и вовремя войны, сознательно исключили.

Синай, использовавшийся в синай кёги, отличался от традиционного, который был из четырех бамбуковых полосок. Верхняя треть была разделена на 32 полоски, средняя треть – 16 полосок, а ближе к ручке было 8 полосок. Эти полоски были обтянуты в кожаные ножны, напоминая фукуро синай 18 века. Защитное снаряжение напоминало западные доспехи и произведены были с учетом эффективности и экономичности. Занимающиеся носили не хакама и кэйкоги, а рубашки и брюки. Схватки проводились с судейством и в ограниченное время, по результатам которого, спортсмен набравший большее количество очков, считался победителем. Были также штрафы, дававшиеся за нарушение правил, толчки телом (тай атари) были запрещены, высказывание чего либо, кроме крика, была запрещено. Три рефери осуществляли контроль над поединком, как и сейчас в кэндо.
С разработкой нового вида спорта синай кёги была создана All Japan Shinai Kyogi Federation в 1950 году, и эта организация продолжила пропаганду, доработку правил и методику этого нового спортивного творения. В 1952 году Синай кёги было разрешено властями как факультативный предмет в средней и высшей школах. В этом же году, была создана All Japan Kendo Federation, и кэндо было вновь разрешено, хотя в гораздо менее насильственной форме, чем десять лет назад. В этот период синай кёги и кэндо сосуществовали, хотя было много противников против первых. В 1957 году синай кёги слился с кэндо, чтобы стать «Гакко кэндо» (Школа кэндо), а All Japan Shinai Kyogi Federation была распущена. Несмотря на критику, направленную на синай кёги, нельзя отрицать, что это был инструментальный фактор в восстановлении кэндо, а также оказал большое влияние на послевоенные разработки кэндо. Особенно в отношении правил. Интересно отметить тот факт, что синай кёги посвящен всего лишь абзац, в недавно опубликованной 625-ти страничной «Кэндо но Рикиси» (История кэндо), составленной All Japan Kendo Federation.
После торжественного открытия в 1952 году All Japan Kendo Federation, в 1953 году был проведен 1 – ый чемпионат по кэндо All Japan Kendo Federation, в этом же году была создана All Japan Collegiate Kendo Federation (студенческая федерация кэндо), All Japan Company Kendo Federation (общество кэндо) в 1957 году, All Japan School Kendo Federation (школа кэндо) в 1961 году.
1964 год был переломным для Будо, поскольку дзюдо было включено в Олимпийские игры в Токио. В это же время, в центре Токио был построен Ниппон Будокан, а кэндо, кюдо, и сумо были включены в демонстрационные виды спорта на проведении игр. Это международное представление кэндо завершилось созданием Международной федерации кэндо, на встрече в Токио 17 -ти стран и регионов, целью которой было развитие доброй воли посредство международного распространения кэндо (в том числе иайдо и дзёдо). Международной федерации Кэндо (IFK) отвечает за проведение Чемпионатов мира по кэндо через каждые три года, международные семинары, помощь в развитии федерации кэндо в других странах, обмен информацией.
С середины 1960-х годов начался бум кэндо и увеличение численности занимающихся. Эта популярность вызвала много дебатов, в частности, вопрос о том, является ли кэндо одной из форм традиционной культуры или спортом, разжигал горячие споры, чаще не приводившие ни к чему определенному. В основном это было связано с акцентом кэндо на соревнования, особенно в средних и высших учебных заведениях. Более консервативные участники споров утверждали, что это противоречит истинному «пути» или сущности Будо, где вопросы о победе и поражении отвлекают от более важной цели - развитии личности.
Понимая всё это, All Japan Kendo Federation решила закрепить официальным документом, то каким должно быть кэндо в идеале. В 1975 году была официально издана Концепция кэндо и цели практики:

КОНЦЕПЦИЯ КЭНДО:
Концепцией кэндо является дисциплинировать характер человека путем применения принципов Катана (меча).
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ КЭНДО:
Формировать разум и тело,
Развивать сильный дух,
Через правильные и строгие тренировки
Стремиться к совершенствованию искусства Кэндо,
Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
Быть искренним с другими,
И всегда совершенствовать себя.
Это позволит каждому:
Любить свое государство и общество,
Делать вклад в развитие культуры.
И продвигать все человечество к миру и процветанию.


Кэндо сегодня


В 2004 году кэндо по-прежнему популярно, как в Японии, так и за рубежом. Тем не менее, число занимающихся в Японии продолжает падать. Это обусловлено рядом факторов, включая социальную проблему снижения рождаемости, а также привлечение молодых людей в профессиональные виды спорта, как бейсбол, а в последнее время в футбол. Существуют также и другие проблемы, которые необходимо решить, например, насколько уместна установленная традиция кэндо для воспитания характера «путём применения принципов Катана» для людей живущих в 21 веке? Как я уже отмечал в данной статье, современное кэндо не так старо, как предполагают некоторые, и многие усовершенствования в правила, концепции и техники были внесены в течение последнего столетия, чтобы способствовать интеграции и принятия кэндо в качестве полезного и полноценного вида деятельности в это время.
Конечно, времена меняются, тогда что пропагандируется сегодня? Как будет выглядеть кэндо в будущем? Возможно, было бы лучше, если бы All Japan Kendo Federation ответила на эти важные вопросы в заключение кратного обзора истории современного кэндо. Следующее заявление цитируются с официального сайта All Japan Kendo Federation:

«AJKF будет заниматься продвижением Кэндо, или то, что можно рассматривать как Будо, известную японскую культуру. Продвижение Кэндо не означает только увеличение количества практикующих Кэндо, и проведения большего количества соревнований. AJKF считает, что продвижение включает в себя передачу «истинного духа» путем повседневных тренировок и схваток. Кэндо не следует поощрять как соревновательный вид спорта.
Имея это в виду, есть еще один момент, который должен быть понятен тем, кто занимается Кэндо во всём мире. Через суровые тренировки Кэндо, мы надеемся, что Вы овладеете не только техническими навыками меча, но и поймете социальные и этические аспекты самурая, а также дух (психическое отношение) самурая. Другими словами, мы надеемся, что Вы поймете Кэндо как Будо и испытаете его в обучении. Синай является мечом самурая. Кэйкоги и хакама являются праздничной одеждой самурая. Они не должны рассматриваться как спортивная одежда. Без понимания этого «дух» Кэндо будет всего лишь еще одним физическим упражнением. Мы надеемся, что Вы попытаетесь понять и оценить глубину культурных ценностей Кэндо.
AJKF желает продвигать то, что мы считаем подлинным Кэндо. Мы хотели бы попросить Вас о полной поддержке и в сотрудничестве в нашей деятельности. Спасибо за внимание.

Дзюн Такэути, Управляющий директор AJKF(Куратор по международным делам)»

Есть много других областей, которые требуют внимания для составления плана развития кэндо, например, в этой статье я не рассматривал систематизацию вадза, соревнования Тэнран синай, проходящие перед императором, ученические взносы в кэндо, системы судейства и соревнований, квалификационную систему и так далее. Эти темы я рассмотрю подробно в следующих статьях и в книге по истории кэндо, которую сейчас я заканчиваю. Тем не менее, цель этой статьи дать общее представление о развитии кэндо на сегодняшний день. Чтобы направить кэндо в будущее требуется понимание прошлого, и я считаю, что этого явно не хватает во всех сообществах кэндо, в том числе, не побоюсь этого слова, в Японии.

Alex Bennet. Kendo World, vol. 3, № 1, 2004.




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031