Перейти к содержимому


  




Чарльз Грузански - непризнанный «первопроходец»

Автор: ХАТТОРИ, 03 Январь 2014 · 1 473 views

Чарльз Грузански

- непризнанный «первопроходец»


Оккупация Японии, после Второй мировой войны американскими войсками, дала возможность некоторым западным странам более тщательно изучить Будо и Будзюцу, которые дожили до тех пор со времен средневековой Японии.
Одним из "пионеров", познакомившим остальной мир с японскими воинскими искусствами, был Чарльз Грузански. Благодаря своей настойчивости ему удалось стать первым не-японцем школы Масаки - рю, в которой изучается искусство владения цепью, которую он изучал у 10 - го Сокэ Масаки рю Нава Юмио.
В нашей стране Чарльз Грузански знаком по книге «Spike and chain» («Острие и цепь»), выпущенной в 1968 году. Книга посвящена технике владения кусари фундо (цепь с грузилами) по школе Масаки рю исюрикэном .
Чарльзу Грузански было всего 16 лет, когда он поступил на службу в армию США, а именно 2 февраля 1950 года. Через год он стал сержантом - инспектором военной полиции, дислоцированных в Кокура, на острове Кюсю, Япония.
Он начал с дзюдо и был удостоен степени сёдан (1 дан) в 1953 году. Кроме этого он изучал Кёкусинкай каратэ, Хакко рю дзюдзюцу и Ёсинкан Айкидо. Но знакомство с Нава Юмио и школой Масаки рю оказали на него большее влияние, чем другие.
Нава Юмио, Сокэ школ Масаки рю, система, в которой преподается искусство владения цепью (манрикигусари дзюцу) и Эдо-матиката рю, в которой изучается дзюттэ дзюцу (дзюттэ - это короткий металлический жезл с боковым «отростком», использовавшийся для защиты от атаки мечом. Использовался полицейскими в эпоху Эдо), торинавадзюцу (искусство связывания противника) и нукэ-тоодзюцу(обезоруживание противника вооруженного мечом). Также он имел мэнкэ кайдэн в Тэнсин Синъё рю дзюдзюцу - броски этой школы считаются особенно изощрёнными и травмоопасными и Тода рю, изучающая технику дзюттэ и кусаригама. Кроме этого, он также был мастером сюрикэндзюцу, стрельбы из аркебузы и искусства строительства средневековых фортификационных сооружений

Кроме того, что сэнсэй Нава является наследником Масаки рю, он также признанный историк ниндзюцу, и был в течение некоторого времени учителем по искусству цепи Масааки Хацуми, 34 Сокэ Тогакурэ рю нинпо.
В апреле 2004 года сэнсэй Нава рассказал журналу «Hiden: Budo and Bujutsu» о своей встрече с Чарльзом Грузански.

ИСТОРИЯ ГРУЗАНСКИ


Джентльмен по фамилии Грузански.
Это было в 1955 году, большой американский солдат стоял перед домом. Нава Юмио, хозяин дома, опасался визита этого человека, вспоминая время, когда он был схвачен, как военный преступник.
Нава Юмио тогда было 50 лет, в то время как солдату, казалось, было не более 30 лет, он убедил сам себя, что в нем нет ни чего страшного, и впустил его. Американец прошел в жилище в сапогах и Навапопросил его разуться. Солдат, как показалось, отшатнулся и объяснил что это невозможно, так как он на дежурстве. Нава понял это и пригласил человека в комнату, где не обязательно разуваться.
После этого, пройдя в комнату, его поведение изменилось, Нава был удивлен, когда он низко поклонился в более вежливой манере. Затем он начал рассказывать о себе на английском языке, смешанным с японским. Американец объяснил, что он владеет додзё по каратэ в Чикаго, штат Иллинойс, США и продолжал: «Меня зовут Чарльз Грузански, я служу в военной полиции 8-ой армии. Я был переведен в Ёкогаму и пришел к вам в гости, так как хочу, чтобы вы меня обучили будзюцу, манрикигусарииз Масаки рю, которая передается в вашей семье».
Нава вспоминает: «Он принес белое кэйкоги, с вышитым на нем его именем, и пояс, такого же цвета. Я вспомнил, что слышал о том, что высшие военные власти запретили все боевые искусства, и я заподозрил, что нанес мне визит, чтобы арестовать за практику Масаки рю. Тогда я сделал вид, что никогда не слышал о таком боевом искусстве. Но он настаивал на своем.
Тогда его способ обращения ко мне изменился с «Аната» (Вы) на «Сэнсэй». «Сэнсэй, пожалуйста, научите меня. Научите меня владению цепью, пожалуйста». Но я продолжал отвечать: «Я не знаю, уходите, пожалуйста».
Неделю спустя, раздался звонок в дверь, и это снова был этот американский солдат. В этот раз, как мне показалось, он был более дружелюбнее, и я принял его в комнате для гостей. Он рассматривал в комнате старинное оружие и доспехи, и казалось, что ему очень интересно.
Затем он сказал: «Вы отказываетесь учить меня, потому что я американский солдат. Теперь Япония и США должны быть друзьями». Это удивило меня, и я сказал6 «Это не причина. Я люблю голливудские фильмы, я большой поклонник Кларка Гейбла, Джона Уэйна и Мориса Шевалье!»
Он был удивлен моей речи и сказал: «Я до сих пор не понимаю, почему Вы говорите, что не знаетебудзюцу с кусари». Тогда он сказал мне, что видел книгу, где сказано, что я обучаю таким вещам.
Я онемел от изумления. Я подумал: «В книге? Невозможно!». Тот факт, что я Сокэ Масаки рю кусаридзюцу и Эдо матиката рю дзюттэдзюцу было известно только моим друзьям, и они никогда не сказали другим.
Вновь подумав, что обо мне мало кто знал, я был уверен, что они сначала бы попросили бы моего разрешения, прежде чем говорить обо мне. Однако серьезный взгляд американца, казалось, не лгал. Я не имел ни какого представления о том источнике, в котором содержится название моей школы, мое имя и адрес. По его словам, он увидел эту письменную книгу на японском языке в офисе американской армии. Переводчик прочитал ему это. Он переписал мои координаты и сохранил. Это казалось логичным, и я ему поверил.
Я спросил его о запрете боевых искусств армией, он засмеялся и сказал: «Был слух, но это было давно. Сегодня многие американские солдаты занимаются кэндо или иай.
Услышав это, я подумал, что мне нет больше необходимости скрывать кусари или дзюттэ. Это была прекрасная возможность для распространения кобудо.
«Это хорошо, я научу Вас владению кусари». Я немного волновался касательно языкового барьера, потому что я не говорил на английском. Я не мог найти слов, когда увидел его слёзы.
Отношения Учителя и ученика через кусари
Кусаридзюцу является опасным видом будзюцу и всегда есть риск на занятиях получить травму, особенно для новичка, который никогда не использовал цепь. Длина и вес очень важны. Грузански был очень высокий, стройный, с большими руками. Он был хорошо для кобудо, несмотря на то, что был большим. Сначала на занятиях используется толстая веревка, вместо настоящей металлической цепи, которая используется в обучении позже. В то время, как и сегодня, мы не знали кузнецов способных сделатьманрикигусари. Так что, когда он был готов к занятиям, я дал ему одну из кусари Масаки рю, имевшиеся у меня. Тем не менее она была слишком мала для него.
В префектуре Окаяма когда существовала школа кусаридзюцу называвшаяся Кинсин рю, но эта школа не выжила в начале эпохи Мэйдзин. Эта рю (школа) использовала длинную, толстую цепь с шестигранным грузилом. Тогда я отправился в антикварные магазины и приобрел несколько экземпляров. У одной из них был прекрасный размер, длинная и толстая и я вручил ее Грузански.
Цель и грузила Кисин рю были крупнее, длиннее и крепче чем в Масаки рю. Я не знал, как использовать кусари Кисин рю, но я отдал ее Грузански, потому что она соответствовала его размерам. Когда я отдал ему цепь, он взял ее обеими руками и повесил ее на шею и поклонился в знак благодарности. Тогда я увидел в его глазах слезы, что меня чуть не заставило тоже заплакать. В тот день мы разговаривали о балансе грузил (фундо) и цепи (кусари). Я не был уверен, что он меня понимает на моём ломаном английском, но он казался счастливым, как ребенок, когда отправился домой в тот день.
Неожиданный подарок от моего первого ученика.
Первый день кэйко (тренировки) с Грузански был очень напряженным, волнительным. Сможем ли мы общаться? Сможет ли сделать он укэми на полу? Смогу ли я хорошо учить его кусаридзюцу, поскольку это мой первый опыт обучения кого-либо. Сколько времени потребуется Грузански тренироваться со мной?
Думая обо всем этом, приходили новые вопросы на ум. В тоже время, не смотря на все это, возможно, это было из-за того, что у меня есть ученик. Тем не менее, это была не обычная ситуация, так как я должен был обучать американского солдата, страна которого выиграла войну!
Потом я услышал шум подъезжающего джипа, который ждал с нетерпением, и затем звонок в дверь. Он стоял у дверей с большим бумажным мешком в руках. Он вошел с большой улыбкой и сказал громким, ясным голосом: «Сэнсэй, подарок». Я был удивлен: «Что? Подарок?». И он ответил на своем японском: «В США, как и в Японии, необходимо платить я своему учителю. Но вы сказали мне, что деньги не нужны. Тогда я подумал, что не имею права приходить на урок, не предложив Вам подарок».
Я поблагодарил его и принял подарок. Грузански сказал: «Я боюсь, что Вам не понравиться этот подарок». Тогда я открыл пакет, там была мука, сахар, сливочное масло, а также курительная трубка из красного дерева с американским табаком. Возможно, он видел, как я курил и подумал об этом. В то время японский табак был очень плохого качества, а американский гораздо лучше. Мне очень понравилось это. Похоже, все это он получил в магазине на американской базе, так как любой из этих предметов было трудно найти в Японии в то время. Таковыми были его доброта и искреннее сердце. Он продолжал приносить подарки в течение двух лет, пока был со мной.
Первый ученик, первая кэйко
В Масаки рю кусаридзюцу имеет 300 ката (форм), я начал заниматься в 5 лет и у меня ушло десять лет, чтобы изучить всё. Теперь я пытался научить этому Грузански за два года. Для этого я должен был обучить его пяти ката за урок. Я принял его просьбу научить его, и поэтому я чувствовал, что должен сделать это.
Как только мы начали постоянные тренировки, я был состояние обучить его только одной или двум техникам за урок. Причиной стал языковой барьер, нам нужно было потрудиться, чтобы понять друг друга. Позже, по прошествии двух лет, было решено, что он будет приезжать в Японию несколько раз.
Наши тренировки были очень напряженными и грубыми, мы много раз резались, кровоточили, но серьезных травм не когда не было. Я думаю это, потому что он имел хорошую технику укэми, благодаря своей практики каратэ.
Эти два года с ним очень многое значат для меня. Это оказало большое влияние на моё учение за последние 40 лет и по сей день. Когда он должен был вернуться домой, я передал ему Мэнкё Кайдэн(документ, подтверждающий полную передачу знаний школы), чтобы он мог повесить на стену в своем додзё, хотя в то время он не узнал все 300 техник школы. Тем не менее, я пообещал ему, что если он вернется в Японию, он завершит свое обучение.
Позже, Грузански отправил мне фотографии обучения своих учеников манрикигусари, изучение учениками «Дзюмондзи гурами» из кусаридзюцу. Эти фотографии потом были включены в книгу «Какусибуки Хякка» (Нава Юмио, 1977 год.).

«Spike and chain» («Лезвие и цепь»)
Додзё в Чикаго росло и стало привлекать многих других людей, потому что это было единственное место в США, где изучали кусаридзюцу. Грузански попросил разрешения написать книгу о сюрикэн икусаридзюцу. Я был не много озадачен, так как во многих японских кобудзюцу строго запрещено писать, или издавать книги, и разрешено обучение посредством кудэн (устной передачи).
Таким образом, мы верили, что секреты останутся в безопасности и предотвращали их кражу посторонними людьми. Именно в этот момент я хотел спросить мнения своих предков, хотя знаю, что они ни когда не одобрили бы этого. Я провел бессонную ночь, думая об этом, и наконец, пришел к выводу.
В течение двухлетнего обучения Грузански я отметил, что традиционная цепь Масаки рю была слишком мала, и некоторые техники не работали против большинства американцев, которые были выше, более длинные руки и ноги, крупные руки. Я придал этому большое значение, и сказал ему об этом, что если он хочет издать книгу, то он должен сделать качественное введение и сосредоточиться на ката, подходящие для большинства американцев. Так же я сказал ему, что изучаемые ката должные тренироваться только вдодзё.
Во время встречи Грузански с издателем, редакторы попросили его написать книгу в простой и доступной форме, сохраняя интерес читателя. Таким образом, Грузански провел бессонные ночи, размышляя и практикуя техники, которые могут быть включены в книгу. Я знал об этом, потому что в один прекрасный день получил письмо от его жены, мисс Теруко, в котором она писала: «… он не приходит спать, потому что пишет каждую ночь», затем она добавила: «Он стал сумасшедшим, не могли бы Вы ему написать?».
Я был удивлен ее письму, и написал Грузански, что он должен думать о благополучии своей жены. Я не знаю, работал он или нет, но этот год оказался для него очень благополучным, «Spike and chain» была опубликована в виде великолепной работы издательства Tuttle в Токио. Книга содержала фотографии и диаграммы истории кусаридзюцу и практику ката, в понятной форме для американцев. На обложке вы можете увидеть меня с манрикигусари и ученика вооруженного мечом.
По сей день, всякий раз, когда я держу эту книгу в своих руках, я думаю о Грузански, писавшего ее несколько ночей. В моей памяти он остался навсегда молодым, красивым и сильным. Когда кончался табак, Грузански всегда присылал его из США. Он также отправлял мне немного денег, примерно 5 долларов, которые получал от издательства Tuttle в то время. «Spike and chain» очень хорошо продавалась, и я сказал е, что он должен прекратить посылать мне деньги и приберечь их для себя. Тем не менее, Грузански и слушать не хотел, и продолжал отправлять мне деньги вплоть до своей смерти.

Прощание с джентльменом по фамилии Грузански
Грузански умер от рака в возрасте 37 лет, когда был еще очень молод. Его жена, мисс Тэруко Грузански, последовала за ним, также умерев от рака. Наряду со смертью моего личного друга, Масаки рютакже потеряло бесценного человека. Он был бесценным человеком для нас, и исчез, как падающая звезда. Я часто вспоминаю о нем, и он по-прежнему живет в моей душе. Заканчивая рассказ о Грузански, цепь таких событий, как 8-ая армия, книга записи, которую он нашел и стал моим учеником в течении двух лет,додзё в Чикаго и, наконец, книга «Spike and chain», позволило существовать Масаки манрики кусаридзюцусуществовать дальше и практиковать сегодня. 42 года прошло с того времени, когда я впервые встретил Грузански и теперь у нас есть 4 Сихана и более десяти искренних учеников практикующих Масаки рю Манрики кусаридзюцу и Эдо матиката дзюттэ ходзё каждую субботу. Мы отменили Сокэ из структурыМасаки рю, по уважительной причине, поэтому несколько лет назад мы решили использовать системуСихан. Теперь это означает, что любой Сихан может наследовать школу (рю). Все, кажется так, как будто все это спланировал Грузански и сам управлял. Мои молитвы простираются Грузански до небес.

Перевод сделан с разрешения Роберта Грузански, оригинал статьи можно прочитать здесь: http://www.robertg.com/masakiryu.htm

Мой несовершенный перевод с картинками здесь :) :
http://warriorway.uc...khodec/1-1-0-12




Очень интересная история, а на сайте, где оригинал статьи (Эта из журнала 秘伝 (Хидэн) за Апрель 2004 года) есть перевод на английский второй статьи, о встрече сына, Роберта и  Нава сэнсея.

 

Но самое интересное вот тут:


...и теперь у нас есть 4 Сихана и более десяти искренних учеников практикующих Масаки рю Манрики кусаридзюцу и Эдо матиката дзюттэ ходзё каждую субботу.

 

Современным японцам будо совсем не сдалось. За последние годы, количество кендок уменьшилось на 10 процентов.  Вроде немного, но это признак.  Во Франции больше дзюдоистов, чем во всей Японии...

 

Так и тут, маленькая традиция, дюжена занимающихся, одно додзё.   А сколько таких традиций вымерло?

Что поделаешь, школы будзюцу нужны были, в первую очередь, чтобы воевать, убивать ...

Теперь нет необходимости в кусарифундо, дзюттэ, сюрикэнах...Теперь это в основном музейные экспонаты.

Вторая часть интервью тоже есть http://warriorway.ucoz.ru/publ

Демонстрация Масаки рю в скандально знаменитом храме Ясукуни дзиндзя

 

http://www.youtube.c...h?v=ULEWg4NLt14

Случайно наткнулся на Ваш блог. Посмотрел сайт - очень интересные статьи. Кстати, перед НГ, в Москве был семинар по Масаки рю...

Спасибо.

Нда...Будо в Японии. количество изучающих синкагэ-рю по линии Ватанабэ в России едва ли не больше чем в Япониии(((((