Перейти к содержимому


  




О Киай как Кототама

Автор: Yamashita, 12 Февраль 2014 · 985 views

Перевод постинга из блога Исида Сэйдзан Ishida Seizan - опытного практика традиционных японских воинских искусств Кукамисин рю (Кайдэн Сихан) и Синто Мусо рю.

Киай важен в Будзюцу.
Киай это метод управления Ки. Он может быть использован для захвата чьего-либо Сакки, для испускания своей Ки, уклонения от Ки оппонента, для того, чтобы влить свою Ки в оппонента, для вдыхания и втягивания Ки оппнента, для впитывания Ки природы в себя.

Есть разные типы Киай: Нами-киай (Nami-kiai), Оси-киай (Oshi-kiai), Хукуми-киай (Hukumi-kiai), Морэ-киай (More-kiai), но основой является Нами-киай.
В Синто Мусо Рю дзё мы используе киай «хоо’» (“ホーッ”) когда мы толкаем и колем, «ииэ’» (“イーエッ”), «ээй’» (“エーィッ”) когда мы бьем. (прим. пер. знаком ’ в данном случае я обозначаю то, что автор обозначает через ッ- здесь это резкая остановка звучания) Это Кототама (котодама) как они есть в японском Синто.
Кототама – это звук воплощающий Бога, и сам по себе являющийся могучей силой.

Использование Кототама в соединении с Буги (техникой боевых искусств) отражает значимость этого искусства как Синдэн Будзюцу (переданного Богом будзюцу).
Очень важно издавать правильный звук в кэйко.
Из того, что я вижу в ежедневном кэйко, издавать правильный звук труднее, чем может показаться. Вокализация «хоо’» (“ホーッ”) как «хоо» (“ホー”) или «ээй’» (“エーィッ”) как «эи’» (“エイッ”) одинаково неправильна. Это не способствует надлежащей технике.

«хоо’» (“ホーッ”) это звук, который пронизывает и останавливает, ииэ’» (“イーエッ”) это звук экзорцизма, «ээй’» (“エーィッ”) это звук преображения и спасения. Изучение силы этих звуков это самая суть вовлеченности в Будо кэйко. Мой высокочтимый учитель Хамадзи Коуиити Сихан (Hamaji Kouichi Shihan) цитировал хайку об этом: «Культивируй сильный голос, который повергнет твоих врагов». И я действительно думаю, что это так.




Году так в 2007ом, при одной из личных встреч, я задал Вильяму Глисону (William Gleason) вопрос.  Что мол, вот в  большинстве традиционных японских БИ есть киай, а в Айкидо нет (А он тогда написал первую ещё книгу про котодама, "The Spiritual Foundations of Aikido", которая у меня всё есть, им подписанная с припиской "Спасибо, что ты пытаешся изучисть это").   Почему?

 

Его ответ был достаточно пространен, но в кратце, по его тогдашней точке зрения, при правильном занятии Айкидо, по его методике, киай интернализировался, и генерация "Ки" была внутри тела.  Он счетал киай подпоркой, которая нужна если сам генерировать ки не умеешь. 

 

То, что Глисон делал уже тогда, сильно отличалось от того, что делали другие мэтры - Саотомэ Митсуги, Тиба Казуо, Ямада Ёсимутсу, Мари Хейни, и разные ученикои Каная Митсунари (Канай, к тому моменту, уже умер на семинаре в Торонто) из тех, за кого, и за руку чьих учеников я к тому моменту имел возможность подержаться.

 

Да, с одной стороны, киай, невидимая энергия, и т.д., но с другой стороны, я сам видел, что это работает.  У разных мастеров по разному, но работает. 

 

И, если честно, я, с одной стороны, очень сожалею, что теперь я далеко от Бостона, и от контакта с ним.  Но с другой стороны, теперь у меня доступ к специалистам по дзё и йай гораздо лучше, чем он был бы в Бостоне.

 

Ну а с точки зрения дзё, пару лет назад, Фурукава сэнсей был недоволен тем, как я выполняю хикиотоси.  И он взял моё дзё, дал мне свой боккен и показал.  Без киай, без какого либо видимого усилия, без напряжения, он раз за разом выбивал у меня меч назад, заставляя делать шаг обратно, и ощущение было, как будто по мне били ну не знаю.... Стенобитной машиной из паралона, что ли.   То есть, удар не был жёстким или хлёстким, но в нём была такая мощь, что как я не старался, устоять я не мог. 

 

Он мне тогда сказал, что я слишком сильно бью, взял обратно свой боккен, улыбнулся, и ушёл.

Году так в 2007ом, при одной из личных встреч, я задал Вильяму Глисону (William Gleason) вопрос.  Что мол, вот в  большинстве традиционных японских БИ есть киай, а в Айкидо нет (А он тогда написал первую ещё книгу про котодама, "The Spiritual Foundations of Aikido", которая у меня всё есть, им подписанная с припиской "Спасибо, что ты пытаешся изучисть это").   Почему?

 

Его ответ был достаточно пространен, но в кратце, по его тогдашней точке зрения, при правильном занятии Айкидо, по его методике, киай интернализировался, и генерация "Ки" была внутри тела.  Он счетал киай подпоркой, которая нужна если сам генерировать ки не умеешь. 

 

То, что Глисон делал уже тогда, сильно отличалось от того, что делали другие мэтры - Саотомэ Митсуги, Тиба Казуо, Ямада Ёсимутсу, Мари Хейни, и разные ученикои Каная Митсунари (Канай, к тому моменту, уже умер на семинаре в Торонто) из тех, за кого, и за руку чьих учеников я к тому моменту имел возможность подержаться.

 

Да, с одной стороны, киай, невидимая энергия, и т.д., но с другой стороны, я сам видел, что это работает.  У разных мастеров по разному, но работает. 

 

И, если честно, я, с одной стороны, очень сожалею, что теперь я далеко от Бостона, и от контакта с ним.  Но с другой стороны, теперь у меня доступ к специалистам по дзё и йай гораздо лучше, чем он был бы в Бостоне.

 

Ну а с точки зрения дзё, пару лет назад, Фурукава сэнсей был недоволен тем, как я выполняю хикиотоси.  И он взял моё дзё, дал мне свой боккен и показал.  Без киай, без какого либо видимого усилия, без напряжения, он раз за разом выбивал у меня меч назад, заставляя делать шаг обратно, и ощущение было, как будто по мне били ну не знаю.... Стенобитной машиной из паралона, что ли.   То есть, удар не был жёстким или хлёстким, но в нём была такая мощь, что как я не старался, устоять я не мог. 

 

Он мне тогда сказал, что я слишком сильно бью, взял обратно свой боккен, улыбнулся, и ушёл.

Это очень интересный и сложный вопрос. 

Насколько я понимаю, часть направлений в Айкидо делает киай, например, Ивама рю. Думаю, что как и во многих других случаях имеет смысл организация обучения от внешнего к внутреннему. С т.н. "интернализацией киай" встречался в корю - в Катори Синто-рю и в Кукамисин-рю. На текущей стадии развития я понимаю так, что в этих школах "внутренний" беззвучный киай не отменяет "внешний" звучащий, а дополняет.

Году так в 2007ом, при одной из личных встреч, я задал Вильяму Глисону (William Gleason) вопрос.  Что мол, вот в  большинстве традиционных японских БИ есть киай, а в Айкидо нет (А он тогда написал первую ещё книгу про котодама, "The Spiritual Foundations of Aikido", которая у меня всё есть, им подписанная с припиской "Спасибо, что ты пытаешся изучисть это").   Почему?

 

Его ответ был достаточно пространен, но в кратце, по его тогдашней точке зрения, при правильном занятии Айкидо, по его методике, киай интернализировался, и генерация "Ки" была внутри тела.  Он счетал киай подпоркой, которая нужна если сам генерировать ки не умеешь. 

 

То, что Глисон делал уже тогда, сильно отличалось от того, что делали другие мэтры - Саотомэ Митсуги, Тиба Казуо, Ямада Ёсимутсу, Мари Хейни, и разные ученикои Каная Митсунари (Канай, к тому моменту, уже умер на семинаре в Торонто) из тех, за кого, и за руку чьих учеников я к тому моменту имел возможность подержаться.

 

Да, с одной стороны, киай, невидимая энергия, и т.д., но с другой стороны, я сам видел, что это работает.  У разных мастеров по разному, но работает. 

 

И, если честно, я, с одной стороны, очень сожалею, что теперь я далеко от Бостона, и от контакта с ним.  Но с другой стороны, теперь у меня доступ к специалистам по дзё и йай гораздо лучше, чем он был бы в Бостоне.

 

Ну а с точки зрения дзё, пару лет назад, Фурукава сэнсей был недоволен тем, как я выполняю хикиотоси.  И он взял моё дзё, дал мне свой боккен и показал.  Без киай, без какого либо видимого усилия, без напряжения, он раз за разом выбивал у меня меч назад, заставляя делать шаг обратно, и ощущение было, как будто по мне били ну не знаю.... Стенобитной машиной из паралона, что ли.   То есть, удар не был жёстким или хлёстким, но в нём была такая мощь, что как я не старался, устоять я не мог. 

 

Он мне тогда сказал, что я слишком сильно бью, взял обратно свой боккен, улыбнулся, и ушёл.

Есть такая фишка. бить надо мяхкими руками. чем жостче будут встречать тем эффект сильнее.