Перейти к содержимому


  




Катинуки - нечестная система?..

Автор: Yamashita, 24 Декабрь 2013 · 744 просмотров

Перевод эссе Дэйва Лоури "Катинуки. Турнир старых времен."


Всё меняется. Это клише, но чем старше человек становится, тем чаще появляются подтверждающие примеры. С одним из таких примеров я повстречался недавно, разговаривая с группой молодых будока (практиков боевых искусств). Один из них спросил когда я начал практиковать боевые искусства и Пути (бу-дзюцу и будо). Когда я ответил, он отметил, что родился в том году. И я почувствовал себя динозавром. Затем, когда я упоминул в нашем разговоре достаточно распространенный в прежние времена типа турнира катинуки kachinuki 勝ち抜き , то ответом были непонимающие взгляды. Никто из аудитории никогда не слышал о катинуки и никогда не принимал участие в таком турнире, хотя в свое время это был один из основных тренировочных методов и широко распространненное общественное мероприятие.

Несколько десятилетий назад идея сиай shiai 試合 (состязания) в карате, дзюдо и кендо значительно отличалась от сегодняшней. В те времена акцент делался на взамодействие и общение разных додзё. Участники должны были увидеть техники и методики, используемые в других школах, и прочувствовать их применение на себе. В значительной степени это были общественные мероприятия и социальные активности. За состязаниями в боевых искусствах практически всегда следовали вечеринки с едой, выпивкой и неформальным общением. В 60-е годы многие будока не японского происхождения впервые пробовали суси, сасими и другие блюда японской кухни на таких вечеринках, для которых их готовили матери и жены японских участников. И еще одна важная вещь, которая отличает прежние сиай от нынешних – в них не было победителей.

Это звучит странно – состязание без победителей. Но именно так и работала система катинуки сиай. Участники выстраивались, начиная с симосэки shimoseki 下席 (букв. нижнее место сидения) от самых младших до дзёсэки joseki 上席 (букв. верхнее место сидения), где располагались старшие ученики. Состязание начиналось с самого младшего, стоящего на левом фланге, против которого выходил его сосед справа. Назовем их для примера А и В. Предположим А выиграл. В возвращается на место и следующий с линии участник С выходит против А. Да, А еще не успел перевести дух после поединка с В, но, предположим, что он победил и С. Что дальше? Естественно С возвращается на место и выходит D. Такова идея катинуки. Вы встаете и сражаетесь так долго, как можете выдержать и побеждать. Победите пятерых и вашей наградой будет противостоять шестому. Никаких полуфиналов, никаких double elimination (тип турнира, в котором выбывают после двух проигрышей). Только сражайся и побеждай, а если проиграешь, то возвращайся на место.

На первый взгляд катинуки кажется нечестной схемой для правильных состязаний. Ведь получается, что участник, одержавший три победы подряд, уже достаточно устал. А он вынужден противостоять тому, кто сидел и отдыхал. Ах, я забыл отметить одну важную деталь. Те, кто ожидают своей очереди, сидят. Но не развалившись в произвольных позах, а в формальной позиции сэйдза seiza 正座. Это такая манера сидения, что если вы не тренированы и не приспособлены к ней, то достаточно скоро нижняя часть вашего тела онемеет и оцепенеет.

Никакого разогрева и разминки в катинуки нет. Вы знаете, что ваша очередь подоходит, когда встает сосед рядом с вами. И когда ваша очередь настает, то вы должны идти вне зависимости от ощущений в ногах. Предыдущий учатник утомлен, но у него была возможность разогреться и мышцы его готовы к действию. На турнирах с большим количеством участников старший фланг может провести в недвижимом положении около двух часов, а то и больше. После этого само вставание уже будет даваться с трудом. Таково преимущество младших над старшими в этом типе состязаний.

Теперь вы видите почему в катинуки сиай нет победителей в том виде, как мы обычно это понимаем? Эта система делает категории победителя и проигравшего бессмысленными. Эго, раздуваемое чемпионством, не получает своего шанса. Призы, если они вообще давались в этих состязаниях, обычно давались додзё, ученики которого выиграли больше матчей. Но чаще приз присуждался за лучший бойцовский дух.

Не хотел бы рисовать идеальную картину катинуки вроде «мы все были вместе и нам было весело». Участники сражались. Сражались тяжело и отчаянно. Но я помню случай, когда через десять минут после присуждения приза, никто уже не помнил кому его присудили. Но все помнили, кто продемонстрировал лучшую технику, и знали с кем хотелось бы биться в следующий раз. Запоминалась техника, дух, решимость у чувство единения.

Полагаю, что некоторые могут настаивать, что катинуки нечестная система. Нет хороших аргументов против этой позиции. Катинуки сиай – нечестная система. Нечестная в том же смысле, как нечестно сражение на поле боя или ситуация самозащиты. Нет разогрева и нет отдыха. И я вам скажу, что катинуки это не самый плохой способ, чтобы тренироваться для «нечестной жизни» как она есть...




Сходную идею развивают сейчас dog brothers. Никаких победителей и побежденных, просто бой в полный контакт направленный на развитие бойцов. 

по идее это и есть Будо. бъешся не за место, а за право биться

спасибо, отличная статья

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5678 9 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии