Перейти к содержимому


  




История возникновения простейших ката окинавского каратэ

Автор: Павел Долгачев, 01 Сентябрь 2010 · 1 303 просмотров

В 30-ые годы воинское искусство каратэ постепенно становилось популярным в Центральной Японии, активизировалась и деятельность мастеров на Окинаве. В 1933 году окинавцы стали сотрудничать с Дай Ниппон Бутоку-кай (Обществом воинской добродетели Великой Японии), престижной организацей, которая ставила задачей формирование характера молодежи путем занятий традиционными воинскими дисциплинами. именно в 30-ые годы окинавские воинские искусства претерпели ряд значительных изменений - от названия и униформы до упрощения и изменения приёмов. Прежнее название - туди-дзюцу (тодэ-дзюцу) заменили на каратэ-до - "путь пустой руки". Связано это было еще и с тем, что в названии воинского искусства, мастера которого хотели его зарегистрировать как национальный вид, не должно было быть даже намёка на Китай. Иероглиф "дзюцу" ("искусство") заменили на "до" ("путь"), дабы акцентировать внимание на постоянном духовном совершенстве, сопровождающем воина, а не на технике. Подобно дзюдо ввели униформу для занятий каратэ, цветные пояса и звания. Кстати, Тёдзюн Мияги первым из окинавцев получил титул "Кёси" - "наставника".
Всё это обозначило новый виток развития каратэ - как вида спорта и метода совершенствования личности. Тогда-то направления, представленные различными мастерами, получил свои названия. Существует интересная история, описывающая то, как появился термин "Годзю-рю". В 1930 году ученик Мияги Тёдзюна Синдзато Дзинъан выступал на Фестивале Воинских Искусств, организованном Дай Ниппон Бутоку-кай в связи с проведением празднеств по случаю открытия храма Мэйдзи Дзингу. После демонстрации один из мастеров японского будо спросил Дзинъана, как называется стиль, который он представляет.

Опубликованное фото
На групповом фото в центральном ряду (справа налево):
Маданбаси Кэйо, СИНДЗАТО ДЗИНЪАН, Кёда Дзюхацу, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва, Табара Тайдзо , Хига Сэйко.
1925 год.


Синдзато был в замешательстве: на Окинаве тогда ещё не имели привычки выделять "школы" или "стили": методы подготовки бойца варьировались от одного учителя к другому. Окинавец вспомнил, как Мияги упоминал на тренировках значение гармонии между двумя противоположностями: между твёрдым и мягким, холодным и горячим, быстрым и медленным и т.д. Мастер Мияги любил приводить изречение, записанное в трактате "Бубиси", имевшемся в распоряжении, наверное, каждого значимого мастера Окинавы. Там говорилось: "Способ вдоха и выдоха есть мягкое и твёрдое". Синдзато, чтобы не пасть в грязь лицом тут же придумал название стилю - Ханко-рю, что означает "наполовину твёрдый (полутвёрдый) стиль". Вернувшись на родину, он рассказал об этом происшествии учителю. Мияги похвалил его за находчивость, и когда было необходимо выбрать официальное название своей школе, он не размышлял долго, а взял, да и принял за название Годзю-рю, то есть "Школа твёрдого и мягкого".
Вскоре после этого Тёдзюну было предложено возглавить представительство Дай Ниппон Бутоку-кай ("Всеяпонской Ассоциации Воинских искусств") на острове.
В 1936 году мастерами архипелага островов Рюкю было принято решение о вступлении в эту организацию, и прошла судьбоносная встреча мастеров, организованная при поддержке газеты "Рюкю Симпо".


Опубликованное фото
На фото (слева направо) - Кян, Мияги, Кёда, Гусукума.


Открыл собрание Накасонэ Гэнва (1886-1978), один из окинавских мастеров, перебравшихся после окончания школы в Японию. Вместе со своим другом Мабуни Кэнвой они опубликовали несколько книг по каратэ, и были известны на всю Японию. Накасонэ начал с того, что обозначил проблему: "Тогда, когда каратэ-до [написано иероглифами "путь пустой руки"] появилось в Токио, название писалось "туди", то есть "китайская рука". В то время туди было чем-то новым, и для того, чтобы завоевать популярность, потребовалось некоторое время. Школы стали заявлять о том, что этот термин не подходит, и стали записывать первый слог этого слова хираганой, а не китайскими иероглифами. Некоторые додзё называются "Нихон Каратэ Кэнкю-кай" (то есть "клубы (общества) по изучению японского искусства пустой руки"). Но это был всего лишь переходный период. Теперь в Токио очень многие клубы пишут названия своего вида единоборства как "каратэ-до", что означает "путь пустой руки"". На вопрос Симабукуро Дзэнпати, главного библиотекаря префектуры Окинава, почему применяется приставка "до" ("путь"), Накасонэ Гэнва ответил, что это добавление сделано в связи с тем, что особое внимание отныне уделяется воспитанию духа. "Да, мы использовали раньше термин "туди", - сказал Мияги Тёдзюн. - Однако он использовался от случая к случаю. Большинство тех, кто приходил ко мне заниматься, спрашивали, не мог бы я научить их "тэ". Я могу научить их "тэ". Судя по этому, данный термин известен и используется издавна. Я считаю, что термин "каратэ-до" очень удачен, поскольку представляет суть боевого искусства... Я предпочитаю каратэ-до, нежели просто каратэ. Однако решение надо вынести единодушно всем коллективом".
И решение было принято. В результате воинское искусство Окинавы стало носить название «каратэ», что означает «пустая рука». Обсуждался и вопрос унификации всех стилей каратэ и создания единой методики единоборства. С этой целью один из собравшихся, некий Фукусима Кицума, военный офицер, предложил создать десять «общенациональных» формальных комплексов, дать им японские названия, унифицировать технику атак и защит, утвердить официальную форму для занятий каратэ, а также ввести соревновательный аспект, проводя состязания. Мияги согласился с этими предложениями, хотя убедил собравшихся в том, что традиционные ката каратэ должны быть сохранены.

В следующем, 1937 году, мастерами Кяном Тётоку, Мияги Тёдзюном, Ябу Кэнцу, Ханасиро Тёмо, Тибаной Тёсином, Гусукумой Симпаном, Кёдой Дзюхацу, Титосэ Цуёси и Накасонэ Гэнвой было создано «Общество продвижения каратэ-до префектуры Окинава». Они предпринимали какие-то шаги по созданию общих ката, и даже, как пишет Чарльз Гудин, гавайский адепт Мацубаяси-рю, специально исследовавший данный вопрос, довели предполагаемое их количество до двенадцати. В следующем году умер Ябу Кэнцу, самый старший из них. Вскоре за этой смертью последовали другие. Почему же эти двенадцать ката не стали основой современного окинавского каратэ и не преподавались членами «Общества продвижения», не ясно.

Опубликованное фото
Фото "Общества продвижения каратэ-до".
Сидят (справа налево): Мияги, Ханасиро, Ябу, Кян.
Стоят: Накасонэ, Тибана, Титосэ, Гусукума.



В 1940 году разброд и шатания в среде любителей воинских искусств взялось ликвидировать местное руководство. Губернатор Хаякава вновь собрал представителей будо и настойчиво рекомендовал создать общие для разных стилей ката. В результате совместной деятельности «Специального комитета по каратэ-до», в который входили девять мастеров будо, появились ката, известные в Годзю-рю как Гэкисай-дай-ити (а затем и Гэкисай-дай-ни) и ката Фукю-гата-ити и Фукю-гата-ни.
В стиле Мацубаяси-рю ката, почти идентичная Гэкисай-дай-ити (вместо стойки сантин-дати используется рэнодзи-дати и отсутствует уракэн-ути) носит название Фукю-гата-ни. А версию Фукю-гата-ити, схема передвижений которой напоминает схему Тайкёку-сёдан и Пинан-сёдан в других стилях, продолжают практиковать и некоторые годзюристы, например, Тинэн Тэруо или Накамото Киити.

Опубликованное фото
Нагаминэ Сёсин

Комитет возглавил Исихара Сётёку (или Исихара Масанао), который не был, как это ни странно, каратистом. Он являлся признанным мастером кэндо, обладателем 6 дана этого искусства и полицейским по профессии. Причины назначения Исихары на этот пост приблизительно ясны: он ведь воочию наблюдал процесс формирования общенациональной методики преподавания кэндо, а также мог являться главным и наиболее беспристрастным арбитром в возникавших спорах среди каратистов разных стилей. А их было по четыре представителя от «течения». Годзю-рю представляли Мияги Тёдзюн, самый известный и опытный из них мастер, который, к тому же был единственным среди всей этой группы участником встречи 1936 года и «Общества продвижения каратэ-до префектуры Окинава» 1937 года, а также его ученики Синдзато Дзинъан (1901-1945), Камия Дзинсэй (1894-1964) и некий Миядзато Кодзи. Стили группы Сёрин представляли Токуда Анбун, Киндзё Кэнсэй (1913-?), Кян Синъэй (1914-1997) и Нагаминэ Сёсин.

Токуда Анбун был учеником Итосу Анко и работал преподавателем в Педагогическом колледже, где также преподавал каратэ. Кян Синъэй занимался у Тибаны Тёсина, и перебрался в Осаку, где, встретившись с Каннэсимой Санносукэ (1895-1986), мастером Консин-рю дзю-дзюцу, основал новый синтезированный стиль каратэ Кусин-рю. Третий из выше названных мастеров, Кян Синъэй, постигал науку каратэ и кобудо под руководством таких мастеров как Ханасиро Тёмо, Осиро Тёдзё и Кина Сёсэй. И именно Кина, мастер Уфутику-рю кобу-дзюцу оказал на него наибольшее влияние в воинских искусствах. Кян, кстати, был одним из активнейших окинавских политических деятелей послевоенного периода. Он также был хорошим приятелем Нагаминэ и к старости был признанным мастером данного стиля, обладателем 9 дана.

Завершение работы над Фукю-гата-ити пришлось на 1941 год, как рассказывал Нагаминэ. В принципе, наибольшая часть труда по созданию комплексов была переложена на плечи Нагаминэ и Мияги. Первый фактически оформил Фукю-гата-ити, а второй – Фукю-гата-ни. Ката Гэкисай-дай-ни, являющуюся по сути усложнённой версией Гэкисай-дай-ити (она же Фукю-гата-ни) Мияги, видимо, создал позже. И этот шаг нельзя не оценить по достоинству: для детишек, которых хотели привлечь в каратэ, это было бы идеальной возможностью выступать вместе с показательными выступлениями. И разница в стилистических особенностях при этом была бы минимальной. Справедливости ради замечу, что Фукю-гата были заимствованы другими направлениями окинавского каратэ, однако в связи с тем, что многие преподаватели не считали важным включать их в свои программы, эти формальные комплексы преподаются не во всех направлениях.

Прикрепленные миниатюры

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение





Апрель 2017

П В С Ч П С В
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30

Моё изображение

Последние посетители